СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические обоснования проблемы формирования первого впечатления о человеке
1.1. Исследование процесса формирования первого впечатления в отечественной и зарубежной психологии………………………………5
1.2. Факторы эффекта первого впечатления…………..…….……………..15
Выводы по первой главе…………………………………………………19
Глава 2. Сравнительное изучение о первом впечатлении восприятии лица
2.1. Задачи и методы исследования……………………………………..20
2.2. Основные результаты исследования и их анализ…………………22
Выводы по второй главе…………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………31
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждый человек встречает новых для себя людей. Во многих случаях на основе одного только кратковременного восприятия мы оцениваем этих людей и выбираем кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.
Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации. Этой проблеме посвящено много теоретических и прикладных исследований, проведенных как у нас, так и за рубежом. Особое внимание в этих работах уделяется феномену формирования первого впечатления, который достаточно длительное время играет роль своеобразной психологической установки на личность.
Актуальность исследования состоит в том, что в общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовостриятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
Проблема формирования первого впечатления интенсивно разрабатывалась в отечественной психологии в рамках социально-перцептивного подхода, начиная с 60-70 годов ХХ века в работах А.А.Бодалева и В.Н.Панферова, а затем их последователей (А.Г.Гусевой, В.Н.Куницыной, К.Д.Шафранской, П.М.Якобсон и многими другими).
Объект исследования: психология стресса
... связи формирование стрессоустойчивости является важным условием сохранения психического здоровья. Лаборатория психологии воспитания детей школьного возраста Института психологии АПН, начиная с 1945г., приступила к исследованию ... со стрессом; проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы. Глава 1. Теоретический анализ проблемы стресса и стрессоустойчивости 1.1 ПрИрода стресса ...
В настоящее время данная проблематика интенсивно разрабатывается в рамках психосемиотического подхода к общению, развиваемого в работах Е.А. Петровой и ее учеников (Р.Э.Варданян, М.Н.Котлярова, А.А.Родионова, А.А.Романова, И.П.Чертыкова и др.).
Цель исследования — изучить особенности первого впечатления о других людях у экстравертов и интровертов
Гипотеза исследования — первое впечатление о других людях зависит от особенностей человека (экстравертов и интровертов) и особенностей общения.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы и выявить особенности формирования первого впечатления о человеке.
2. Подобрать и организовать исследования сравнительного изучения о первом впечатлении восприятии лица человека.
3. Собрать опытный эмпирический материал и проанализировать его с целью подтверждения гипотезы.
Методы исследования: в работе применялись как теоретические методы, в том числе изучение литературы, библиографический, так и практические, опрос, интервью, тесты.
Испытуемые: в эксперименте принимали участие лица в возрасте от 25 до 35 лет в количестве 20 человек. Из них 13 человек женщин и 7 человек мужчин.
Научная новизна исследования: в результате исследования выявлены особенности формирования первого впечатления у людей интровертом и экстравертов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
1.1. Исследование процесса формирования первого впечатления в отечественной и зарубежной психологии
Первое впечатление — это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки. Исследования разных ученых говорят о том, что для формирования первого впечатления человеку достаточно от нескольких секунд(40сек) до нескольких минут(2-4мин).
Хотя зачастую первое впечатление бывает обманчивым, мы часто судим по нему других людей [6].
В общей психологии процесс межличностного восприятия рассматривается с точки зрения общей познавательной способности человека, как субъекта познания окружающей действительности. С одной стороны, способы восприятия и оценки человека человеком во многом тождественны восприятию и оценке им объектов мира вещей. Здесь также имеют силу законы взаимодействия фигуры и фона (Р.Крачфилд, Д.Креч), пороги узнавания и различения (В.Н.Панферов), влияние на восприятие физических характеристик стимулов, их силы, интенсивности, последовательности (К..Иттельсон, Т.Ньюкомб, М.Слэк), законы адаптации, социальные константы (Х.Кэнтрил) [6].
Исследование восприятия в психологии
... педагогами, практическими - психологами восприятие подростковый психология когнитивный Эмпирическая база исследования: данное эмпирическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №3 г. Лепеля. Обследовалось 30 человек (учащиеся 11-го класса) ...
Первое впечатление тесно связано с процессов восприятия, рассмотрим данную связь более подробно.
И. Брунер, Е.Н.Соколов, А.Р. Лурия изучали процесс восприятия с позиции вероятностной теории. Согласно данной теории, восприятие — сложный активный процесс, основанный на последовательном просмотре отдельных деталей объекта с выделением точек, несущих наибольшую информацию, отведением неправильных гипотез и получением определенного синтеза наиболее информативных точек, который и позволяет сделать заключение о характере воспринимаемого объекта.
Под восприятием в социальной психологии понимается создание целостного образа другого человека, формируемого на основе оценки его внешнего вида и поведения в условиях непосредственного общения и совместной деятельности (А.А.Бодалев, Г.М.Андреева, В.Н.Панферов и др.).
Функции межличностного восприятия в общении: информирование о личности партнера по общению, прогнозирование его поведения, регуляция своего поведения по отношению к партнеру, установление эмоциональных отношений с партнером, само восприятие, самопознание, накопление социального опыта (В.Н.Куницина, Н.В. Казаринова и др.) [5].
Умения распознавать намерения, мотивы поведения другого человека на первых этапах знакомства, при первом впечатлении, отраженны в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. В отечественной психологии различные аспекты данной проблемы изучали А.А. Бодалев, Г.В.Дьяконов, Л.И. Иванская, Г.А.Ковалев, С.И.Курячий, В.А. Лабунская, В.Н.Панферов, Е.А.Петрова, З.Ф.Семенова, а в зарубежной психологии Д. Ниренберг, Г. Калеро, А.Штангль, Р.Покорны, Клайн и Ричарде, Дж.Гилфорд, Ньюком, Сингер и др.
Процесс межличностного познания традиционно рассматривается как четырех компонентная структура, включающая в себя: 1)ивоспринимающего (реципиента), 2) воспринимаемого (инципиента), 3) сам процесс межличностного восприятиято есть формирование образа инципиента в сознании реципиента, 4) образ инципиента в сознании реципиента [7].
Как показывают исследования, интерпретация другого человека в основном осуществляется через функционально- экспрессивные признаки, то есть жесты, мимику. В исследованиях Е.А.Петровой показано, что кинетические знаки (жесты и мимика) чаще оказываются определяющими в визуальном тесте общения, однако, в ситуациях нейтральной или позитивно окрашенной информации, передаваемой «кинесикой», определяющей может стать информация, исходящая при интерпретации знаков «габитус» или «костюм».
По мнению А.А.Бодалева существуют четыре механизма выведения информации о человеке по его внешнему виду: аналитический когда каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством личности (например, плотно сжатые губы высокий уровень волевого развития); эмоциональный — качество личности приписывается человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности; перцептивно-ассоциативный — человеку приписываются качества другого, внешне похожего на него; социально-ассоциативный человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия его внешности [9].
Психология успешной личности
... «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние ...
Итак, рассмотрев особенности восприятия человека, остановимся на понятии первого впечатления.
Физиологический механизм формирования первого впечатления в основном тот же, что и механизм формирования образа, а затем и понятия о том или ином объекте. Образ человека, формирующийся у познающего его субъекта, выступает как совокупность последовательно совершающихся и друг с другом связывающихся, смыкающихся в единое целое рефлекторных актов, в результате которых перед нами симультанно выступает познаваемый человек в многообразии ему присущих признаков.
Первое впечатление является результатом аналитико-синтети-ческой деятельности, осуществляемой совместной работой первой и второй сигнальных систем. В случае необходимости сформировать обобщенное мнение о человеке на основе непродолжительного наблюдения за ним ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система, которая, тесно взаимодействуя с первой сигнальной системой, определяет направление анализа и синтеза данных чувственного отражения.
Впечатление, которое формируется о другом человеке у впервые видящего его субъекта, определяется прежде всего особенно стями, присущими облику и поведению воспринимаемого человека. Эти особенности в значительной мере направляют течение познавательных процессов у воспринимающего субъекта и обусловлива……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. — 365 с.
2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
3. Айзенка личностные опросники // Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — Киев: «Наукова Думка», 1989. С. 8-11.
4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. — М., 1960. — 156 с.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. — М., 1997. — 288 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1980. — 432 с.
7. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 287 с.
8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
9. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М., 1995.-279 с.
10. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения //Вопросы психологии. — 12. — 1994. — С. 122 — 127.
11. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика . — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с.
12. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов / Под ред. Д.И. Фельдштейна . -М.: Институт практической психологии, 1997. — 256 с.
13. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. — 4-е междунар. изд. — СПб.;М.:Прайм-Еврознак;Олма-Пресс,2004. — 510 с.:ил. — (Мэтры психологии).
14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1:Общие основы психологии. — 688 с
Тема 13. Социальная защита людей пожилого и старческого возрастов
... а также стипендии, пособия и другие обязательные социальные выплаты за счет средств государственного бюджета. Социальная помощь означает предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим людям социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно ...
15. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Вузов . — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
16. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 1995.
17. Очерки социальной психологии/ под ред. Предвечного Г.П., Ширковича Ю.А. М., 1985.
18. Парыгин Б. Социальная психология. СПб.: СПбГУП, 1999.- 325 с.
19. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология — СПБ: Речь, 2000
20. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. — 175 с.
21. Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 1984.
22. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001.
23. Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985.
24. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
25. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий /Под ред. Ярошевского М.Г. — М.; Воронеж, — 1998. — 538 с.
26. Шихирев П. Современная социальная психология. М.: ИП РАН, 2000. — 250 с.
27. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М.: ИП РАН, 2000. — 448 с.
28. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социальнопсихологического исследования //Психологические проблемы социального регулирования поведения. — М., — 1976. — С. 278 — 295.