Особенностиформирования графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией в добукварный период обучения грамоте

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования графомоторных навыков у младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

1.1. Коррекционная направленность уроков русского языка . . . . . .6

1.2. Онтогенез развития моторной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

1.3. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 1 класса с дизартрией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

1.4. Особенности графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Выводы по первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Глава 2. Методика организации работы по выявлению уровня сформированности графомоторных навыков и его формирование на уроках русского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

2.1. Методика выявления уровня сформированности графомоторных навыков у учащихся 1 класса с дизартрией . . . . . . . . . . . . . . .26

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента . . . . . . . 34

2.3. Содержание работы по формированию графомоторных навыков у учащихся 1 класса с дизартрией на уроках русского языка . . . . 39

Выводы по второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

Приложение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

Приложение 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

21 стр., 10443 слов

Проблемы формирования графомоторных навыков у младших школьников

... Содержание работы по формированию графомоторных навыков у учащихся 1 класс с дизартрией Выводы по второй главе Заключение Список использованной литературы Приложение Введение Среди мотивов учебной ... Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования графомоторных навыков у младших школьников 1.1 Коррекционная направленность уроков русского языка В коррекционном учреждении III вида ...

Приложение 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

ВВЕДЕНИЕ

Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка. Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Важной составляющей речи в целом, а также письменной речи, считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью и графическими навыками — одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.

Процесс формирования графического навыка не представляет для детей интереса, и тем более увлечения. Поэтому осознанно сформировать правильный графический навык не представляет возможности. Формирование графомоторных навыков письма является процессом длительным и непростым.

В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык» (Н.А. Агаркова, 2009; М.М. Безруких, 2001; О.Б. Иншакова, 2003; Н.С. Пантина, 1967; О.С. Филиппова, 1999 и др.).

Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.

Особенно важна проблема формирования графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией. Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания педагогов дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.

Н.Н. Волоскова, М.Г. Храковская, Г.Г. Мисаренко указывают, что недостаточное развитие руки, кисти, мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графомоторных навыков учеников с дизартрией (искажение формы и размеров букв, не соблюдение расположения букв по линии строки, ломанность и «заборность» письма и т.д.).

Недостаточная теоретическая разработка проблемы обучения письму, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь обращаться к дальнейшим поискам ее теоретического и практического решения.

Несмотря на изучение вопроса развития графомоторных навыков детей младшего школьного возраста (Н.А. Агаркова, М.М. Безруких, Н.Н. Волоскова, Г.Г. Мисаренко, М.Г. Храковская) вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции у детей младшего школьного возраста с дизартрией.

В связи с актуальностью данной проблемы цель исследования:

1) выявить особенности графомоторных навыков;

2) разработать содержание работы по данной проблеме с учащимися первого класса с дизартрией в добукварный период обучения грамоте.

Объект изучения: моторная сфера и пути её формирования младших школьников с дизартрией.

Предмет исследования: процесс формирования графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией.

Задачи исследования:

3 стр., 1304 слов

Формирование навыка осознанного чтения у учащихся младших классов ...

... Т.П., Вартапетова Г.М Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед 2005, №3 5. Васильева, М.С., Оморокова, М.И., Светловская, ... Глава 2. Организация экспериментальной работы по исследованию и формированию навыка осознанного чтения у младших школьников 2.1. Методика исследования уровня состояния навыка осознанного чтения у учащихся 2 ...

1)изучить психолого-педагогическую, специальную и медицинскую литературу в рамках нашего исследования;

2)выявить особенности графомоторных навыков у младших школьников с дизартрией;

3)составить диагностический инструментарий по выявлению уровня графомоторных навыков младших школьников с дизартрией;

4)разработать содержание работы по формированию графомоторных навыков младших школьников с дизартрией на уроках русского языка.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы научного исследования:

— теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;

— эмпирические: наблюдение, изучение литературных источников, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, эксперимент, специальные авторские методики.

Методологической основой исследования являются положения философии, педагогики, психологии:

— о видах деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и др.);

— об этапах развития деятельности (Н.Н. Волоскова, М.Г. Храковская, Г.Г. Мисаренко и др.);

— о взаимосвязи уровня развития мышления и графомоторных навыков у ребенка (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова и др.).

Практическая значимость состоит в том, что материалы нашего исследования могут быть использованы при работе над мелкой моторикой и графомоторными навыками с детьми с дизартрией педагогами и/или родителями.

База исследования: МОУ СОШ №42 г. Кургана.

В исследовании принимали участие ученики первого класса с дизартрией в количестве 5 человек.

Структура работу: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Коррекционная направленность уроков русского языка

Русский язык является одним из основных предметов в школе. По словам А.К. Аксеновой коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку важнейшая цель уроков русского языка — формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы. В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. На специальных логопедических занятиях и непосредственно на уроках русского языка корригируются дефекты произношения, формируются фонетико-фонематические представления.

В своё время данной проблемой занимались А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, Т.А. Власова и другие.

Прежде всего, учителя обращают внимание на развитие и коррекцию психических процессов воспитанников (Приложение 1, Таблица 1).

Весь образовательно-воспитательный процесс в школе направлен на коррекцию отклонений в развитии детей средствами учебной деятельности, трудовой подготовки, внеклассной, воспитательной работы, дополнительного образования, а так же социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. На уроках и во внеурочное время педагоги строят работу с учетом коррекционных задач. Коррекционные цели и задачи (Приложение 1, Таблица 2) в образовательно-воспитательном процессе вытекают из 2-х условий: психофизических особенностей ребенка, степени поражения центральной нервной системы.

10 стр., 4760 слов

Материальное бытие и его атрибуты время пространство движение и развитие

... застывшая, закосневшая Природа, пребывающая вне развития, тем более что голландский мыслитель отвел движению и времени роль модусов (преходящих ... законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Так, в процессах взаимопревращений материя сохраняется как основа ... сыгравших большую роль в истории новейшей философии. Речь идет о современных моделях материи. Материя провозглашается ...

Коррекционная работа на уроке русского языка определяется его программным содержанием, составом обучающихся данного класса, степенью и характером нарушения обучающихся, характером нарушения познавательной деятельности, конкретной темой урока (Приложение 1, Таблица 3).

В логопедической литературе дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата [2].

Просодика [от греч. prosodia — ударение, припев] — система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в процессе речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль; обеспечивается работой речевого аппарата [7].

В психологическом словаре отмечено, что слово «Графика» имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики) [6].

Графика, как раздела лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее.

Исходя из определения, данного Н.Г. Агарковой графический навык — это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) [3]. Формирование графического навыка невозможно без сохранности психических процессов, таких как память, внимание, мышление, воображение, представление, восприятие.

Герман Эббингауз , как пионер в исследовании памяти, определял память как одну из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенную сохранять, накапливать и воспроизводить информацию . Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности [20].

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект [13].

По мнению О.Н. Громовой, восприятие — это познавательный процесс , формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств [12].

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений [11].

Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко, воображение — это психические процессы , заключающиеся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте [5].

В работе Ю.В. Щербатых определение понятию представление таково: представление — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека [19].

7 стр., 3328 слов

Речь. Виды и функции речи. Стадии развития

... и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. РЕЧЬ Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их ... предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами. В ...

1.2. Онтогенез развития моторной сферы

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев и др.).

Формирование сложных движений происходит при участии речи. И наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов — губ, языка, нижней челюсти.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Такими исследователями, как М.М. Кольцова, А.В. Антакова — Фомина, М. Аксенова и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Они установили прямую зависимость развития речи и тонких движений пальцев рук.

Именно в старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, что неразрывно связано с развитием мозга, с совершенствованием его нервной системы и обнаруживается в растущей возможности дошкольника управлять своими движениями, контроле развивать их [28].

Развитие движений тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка. Ученые М.М. Кольцова и Е.В. Новикова отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.

Развитие движений оказывает влияние на развитие следующих сторон интеллекта:

? внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях и ситуациях, сопутствующих движениям);

? наблюдательности (вследствие развития анализаторов);

? находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации);

? мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат и т.д.) (О.С. Бот, Е.В. Новикова, И.С. Лопухина).

М.М. Кольцова отмечала, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи у ребенка, чем тренировка общей моторики.

Уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки. Таким образом, было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев руки, хотя сама область двигательной проекции оставалась не затронутой.

Развитие речевых зон в правом или левом полушарии, в зависимости от того, является человек правшой или левшой, особенно убедительно показывает связь функции речи и рук……..

Список литературы

1. Аксенова Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 400 с.

2. АрхиповаЕ.Ф. «Стертая дизартрия у детей»-М.:Астрель, 2007

3. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. // Начальная школа. — 2009. — №4. — с. 15-17.

5 стр., 2319 слов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ...

... КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ 3.1. Организация и содержание исследования коммуникативных навыков ... формированию коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи посредством развития лексико-грамматического строя речи 3.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию ...

4. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999.- 680 с.

5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001

6. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. — М.: Издательство АПН, 1959. — 264 с. (не переизд.)

7. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь — справочник, 2008

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.- Изд. «Литур», Екатеринбург, 2003, 230 с.

9. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. — М. : Академия, 2006. — 320 с.

10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие, — Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. — 192 с.

11. Маланов С. В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности, — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 480 с.

12. Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.

13. Психологический словарь, значения психологических терминов «Мир Вашего Я»: «Внимание» www.psychologist.ru

14. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 445 с.

15. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2009. — 430 с.

16. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. -М., 1997. -С.208-213.

17. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.: Просвещение, 1989.- 223 с.: ил.

18. Хрестоматия. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологов. Фак. педагогических вузов/ под ред. Л.С. Волковой; В 5кн. — Н.: Гуманитарный изд. центр.ВЛАДОС, 2010. — 304 с.

19. Щербатых Ю. В. Общая психология. — СПб: «Питер», 2008

20. Эббингауз Г. «Психология» (1907)

21. , — «Онтогенез речевого развития».

22. , — «Активизация моторных функций как условие развития речи у детей с дизартрией».

23. , — «Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи».

24. , — «Нарушение моторики при дизартрии».

25. , — «Проблемы формирования графомоторных навыков у младших школьников».

26. , — «Развивающие игры-упражнения для младших школьников с дизартрией».

27. , — «Нарушение моторных функций при дизартрии».

28. , — Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.

29. , — Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.—метод. пособие. — Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. — 74 с.

3 стр., 1463 слов

Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста

... понимание, творчество ребёнка расцветёт. Помимо каждодневного пристального внимания к детской речи, к развитию образной речи детей методом бесед, экскурсий, размышлений педагога с детьми о таинствах ... подходе, останется невостребованной. Какие педагогические средства, методы, технологии следует использовать при развитии образной речи у детей дошкольного возраста? На наш взгляд, существуют два пути ...

30. , — «Основные направления работы при дизартрии».