Формирование этнической толерантности подростков в образовательной среде школы
Введение
этнический идентичность толерантность школа
В условиях развития современного общества, роста этнических миграций, увеличения количества локальных межэтнических конфликтов, этнической нетерпимости по отношению к представителям тех или иных этнических групп большое значение уделяется различным аспектам этнической толерантности и этнической идентичности.
Изучение проблемы этнической толерантности подростков, начато в конце 1990-х годов, когда само понятие «толерантность», её социально-психологический и психолого-педагогический аспекты среди отечественных исследователей находились в стадии развития. Спустя двадцать лет, данная проблематика не только не потеряла своей актуальности, но и приобрела ещё более острое проявление в виде интолерантности разных слоёв населения России.
В последние два десятилетия во многих городах России с традиционным преобладанием русского населения произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан, приезжающих на работу или учёбу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, появилась такая категория граждан, как «вынужденные переселенцы». Следует отметить, что данные изменения характерны и для нашего региона. Кроме того, постоянно растёт число межкультурных контактов в образовательной среде. В этой обстановке одним из важных условий построения позитивных отношений с представителями других национальностей является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений, традиций.
Особенно подвержены негативному влиянию подростки, так как данный возраст сензитивен формированию рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам. Типы взросления подростков и более выраженное стремление к самоутверждению не всегда гармонируют с проявляющейся потребностью в приобщении к изменившемуся этническому пространству. В связи с этим формирование этнической толерантности в подростковом возрасте является основой мирного сосуществования этносов в будущем.
Известно, что большинство подростков, которые не имеют, достаточной практики межкультурных и межэтнических контактов, находятся под влиянием СМИ, которые иногда способствует формированию негативных этнических стереотипов, предубеждённости, что зачастую приводит к распространению вербальной агрессивности, жестокости, насилия по отношению к тем или иным этническим группам. Именно эти обстоятельства послужили одной из предпосылок для принятия решения о необходимости исследования этнической толерантности подросткового поколения.
Воспитание толерантности подростков
... в направлении развития конструктивных отношений. 5. Одним из основных условий формирования толерантности у личности является ... ния толерантности у подростков. Объект исследования: Процесс воспитания подростков. Предмет исследования: Методы и приемы воспитания толерантности подростков ... и терпимости в отношениях между отдельными людьми, а также между этническими, социальными, культур ными, ...
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования этнической толерантности подростков показал, что этническая толерантность понимается как позитивное отношение к собственной этнической группе в сочетании с позитивным отношением к другим этническим группам. Для нашего исследования важными являются результаты эмпирических исследований Лебедевой Н.М., Солдатовой Г.У., Стефаненко Т.Г., Шлягиной Е.И., в основе которых лежит взаимосвязь этнической толерантности с другими социально-психологическими феноменами. В частности, этнопсихологами было установлено, что основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность [10]. Под позитивной этнической идентичностью понимается баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам.
Цель исследования — выявление уровня этнической толерантности подростков в образовательном пространстве школы и особенностей этнической идентичности как основы её формирования.
Согласно цели определены задачи исследования:
·Раскрыть теоретические основы формирования этнической толерантности личности в современных психологических и педагогических исследованиях.
·Провести экспериментальное изучение этнической толерантности и этнической идентичности подростков в образовательной среде школы.
·Разработать проект программы формирования этнической толерантности подростков в образовательной среде школы.
Гипотеза исследования — уровни этнической толерантности подростков определяются типом их этнической идентичности.
Объект исследования: подростки с различными типами этнической идентичности.
Предмет исследования: этнической толерантность и этническая идентичность подростков в образовательной среде школы.
Методологической основой исследования служит принцип системности, базовыми положениями которого являются следующие:
система есть комплекс взаимодействующих элементов;
система — это упорядоченная определённым образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. [9]
Идеи Г.Г. Шпета и JI.С. Выготского о влиянии этноса на процесс этнической самоидентификации индивида[7]; рассмотрение этнической идентичности в рамках эмоциональной сферы Г.У. Солдатовой [23]; факторы, влияющие на этническую толерантность Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко [10]; научные исследования Н.М. Лебедевой, B.C. Мухиной, Г.У. Солдатовой, А.Н. Татарко, по мнению которых этническая толерантность является основой для формирования позитивных межэтнических взаимоотношений [2, 15, 10]
Формирование этнической толерантности молодежи в условиях социально-культурного ...
... выявлены условия, способствующие возникновению этнической толерантности, а именно: позитивная этническая идентичность и географическая мобильность. В отечественной социальной и этнической психологии в последние годы активно ведутся исследования проблем этнической толерантности и этноцентризма (И.Б.Андрущак, ...
Методы исследования: теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования формирования этнической толерантности подростков в образовательной среде школы; эмпирические: метод эксперимента, в котором использовались следующие методики исследования: методика Г.У. Солдатовой и Рыжовой С.В. «Типы этнической идентичности», экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой.
Этапы осуществления исследования: Экспериментальное исследование проходило в два этапа: На первом этапе организации исследования была проведена методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой. Цель данной методики состояла в выявление доминирующего типа этнической идентичности. На втором этапе был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой, цель которого заключалась в выявлении уровня этнической толерантности.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в период с октября по ноябрь 2013 года в МБОУ СОШ №40 г. Нижневартовска. Выборку составили 52 подростка 8 классов в возрасте 14-15 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку на XVI региональной студенческой научной конференции (г. Нижневартовск, 2014), по итогам которой был вручен диплом I степени, материалы исследования были опубликованы в межвузовском сборнике научных трудов, на IX международной научно-практической конференции молодых учёных (г. Санкт-Петербург, 2014 г.), материалы исследования были опубликованы в сборнике материалов IX международной научно-практической конференции молодых учёных «Психология и современные проблемы образования».
1. Теоретические основы формирования этнической толерантности подростков
.1 Изучение этнической толерантности в психолого-педагогических исследованиях
Изучение феномена этнической толерантности личности находит отражение в русле проблематики межличностных отношений, этнической идентичности.
Основываясь на исследованиях Дж. Берри, М. Плизента о психологической природе этнической толерантности и её роли в жизнедеятельности, которые установили, что только уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения других групп и выражения готовности обмена идеями, установками или участия в совместной деятельности. [3] С опорой на эти и собственные результаты исследований, Н.М. Лебедева и её коллеги пришли к выводу, что основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность. [11]
Эмпирическое исследование предрасположенности подростков к девиантному поведению
... обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения. Цель исследования: изучить предрасположенность подростков к девиантному поведению Объект исследования - подростки Для достижения цели ... к отклоняющему поведению (СОП) Орел А. Н. Гипотеза нашего исследования - подростки 8 класса имеют предрасположенность к девиантному поведению в силу особенностей ...
Позитивная этническая идентичность понимается как отнесение себя индивидом к данному этносу на основе позитивной оценки его культуры, способствующей укреплению этнического самосознания группы и сохранению её целостности как этнокультурного организма [31].
В работах Мольденгауэр Н.В. выражено, что позитивная этническая идентичность способствует формированию этнической толерантности в многонациональном обществе. А негативная этническая идентичность содействуют появлению этнической интолерантности (нетерпимости) и установок на напряжение в полиэтническом взаимодействии. [13]
Взаимосвязь этнической идентичности, лежащая в основе этнической толерантности раскрыта в педагогическом исследовании З.Ф. Мубиновой. По её мнению позитивная этническая идентичность сопровождается высоким уровнем межнациональной терпимости, принятием национальных ценностей других народов в такой же мере, как и своего» [14].
Этническая идентичность предполагает наличие знаний об этнических группах, их обычаях, особенностях культуры, что выводит этническую идентичность на уровень этнокультурной компетентности, которая позволяет понимать и принимать многообразие этнических групп, видеть положительные стороны полиэтнического взаимодействия. Следовательно, этническая идентичность выражается в структуре этнической толерантности как когнитивный (знаниевый) компонент.
По мнению Е.П. Непочатых, компоненты когнитивного уровня этнической толерантности выполняют важную функцию адекватного социального познания меняющегося мира и создают благоприятные предпосылки для регуляции межэтнических отношений учащихся в условиях полиэтнической среды [16]
На основе знаний о своей и чужих этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков (языка, ценностей, норм, исторической памяти, религий, национального характера, народного и профессионального искусства).
В работах B.C. Собкина и Л.М. Грачевой указывается, что в данном случае формируется эмоциональный компонент, характеризующийся как совокупность эмоционально окрашенных знаний, эмпатии, коммуникативной открытости, необходимых для формирования поведенческой готовности к взаимодействию с представителями других этнических общностей. [22]
В работах Л.И. Паиной, в структуре этнической толерантности выделен эмоциональный компонент, который выражен высоким уровнем эмпатии. Именно этот компонент, по мнению учёной, отвечает за накопление опыта сопереживания, отражает его способность к рефлексии и способствует формированию поведенческого компонента, который выражен этнотолерантным поведением личности. [17]
Курсовая работа — Влияние телевидения на формирование женской ...
... телевидения на полоролевые структуры личности и рассмотреть существующие парадигмы формирования женской полоролевой идентичности. Проанализировать данные научной литературы по вопросу особенностей влияния телевидения ... и перспективы дальнейших исследований в области влияния телевидения на формирование полоролевой идентичности женщины. Метод исследования: анализ научной литературы. РАЗДЕЛ 1. ВЛИЯНИЕ ...
Поведенческий компонент, прежде всего, связан с поступками и действиями подростков в отношениях с представителями разных этносов. Проявляется в совместной деятельности подростков с представителями других этносов и характеризуется открытостью к взаимодействию, поддержкой и развитием отношений, дружелюбием, тактичностью, умением преодолевать конфликтные ситуации, адекватной реакцией на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другого этноса, что в свою очередь формирует этнотолерантное поведение.
Этнотолерантное поведение, по мнению А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, представляет собой форму деятельности, которая характеризуется активным отношением к представителям других этнических общностей, основана на уважении, принятии уникальности каждого и связана со способностью сознательно подавлять чувство неприятия. [1, 23]
В ходе теоретического анализа психологической литературы нами были определены показатели этнической толерантности, которые отражены в таблице №1.
Таблица 1. Показатели компонентов этнической толерантности подростков
КомпонентыПоказателиКогнитивный- знание обычаев, традиций и языка своего этноса; — наличие представлений об отличиях разных этносов, разных религий; — отождествление себя со своим этносом; — знание обычаев, традиций представителей других этносов.Эмоциональный- коммуникативная открытость (готовность к гуманному, чуткому, уважительному отношению к сверстникам вне зависимости от их этнической принадлежности); — позитивное отношение к информации, необходимой для решения межэтнических проблем; — принятие представителя другой этнической группы как друга и удовлетворенность межличностным взаимодействием (способность к рефлексии, эмпатии, гибкости, взаимопониманию);Поведенческий- включенность в коммуникативный процесс (владение приемами установления позитивных взаимоотношений со сверстниками представителями других этносов); — построение системы ценностного отношения к Другому; — стремление к оказанию поддержки представителям другого этноса; — стремление к сотрудничеству;
Таким образом, большинство исследователей проблемы формирования этнической толерантности подростков едины по подходу понимания сущности содержания, структуры этнической толерантности и отмечают, что все компоненты этнической толерантности (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) тесно связаны между собой, и эта связь носит системный характер, поскольку этническая толерантность представляет собой целостное образование, в котором неразрывно связаны субъективно-личностные элементы, выражающие внутренний план отношения школьников-подростков к представителям других этносов, и объективно-практические действия, которые школьник-подросток должен выражать в отношениях с данной категорией людей. Взаимосвязь когнитивного (наличие знаний об этнических группах) и эмоционального компонентов (позитивное отношение, принятие представителя другой этнической группы как друга и удовлетворенность межличностным взаимодействием) этнической толерантности активизирует её поведенческий компонент, показателями которого являются: стремление к оказанию поддержки представителям другого этноса, стремление к сотрудничеству.
Влияние застенчивости на социально-психологический статус подростка ...
... становится все более сильным, в частности у подростков. А. Валлон подметил, что подростки более решительно предъявляют требования членам своей группы и добиваются их выполнения более жестко, чем ... считает повышение продуктивности. В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема личности, ...
Выявление критериев проявления этнической толерантности у школьника — подростка, позволяет определить с учётом специфики подросткового возраста. И как отмечают психологи — у подростков происходит рост самосознания, личностной рефлексии, стремление к самоопределению, расширение круга интересов (Л.И. Божович [5], Л.С. Выготский [7], А.В. Петровский [18]), что позволяет сделать вывод о том, что в этом возрасте закладываются основы формирования ценностных качеств личности, каковой и является этническая толерантность.
1.2 Проблема формирования этнической толерантности в образовательной среде школы
Особенности северных городов обусловливают характер межнациональных и социальных отношений, создавая тем самым специфический контекст формирования межэтнической толерантности в образовательных учреждениях. Северные города появились благодаря быстрому развитию нефтегазовой промышленности, что обусловило поток мигрантов, приехавших на отдаленные северные территории из различных регионов страны. Поэтому главной особенностью таких городов является полиэтнический состав населения. В культурном смысле северные города представляют собой, с одной стороны, смешение социальных культур, с другой — культур различных национальностей и конфессий. Полинациональность и поликультурность могут стать образовательным средством развития этнтолерантного сознания и опыта толерантного поведения у подрастающего поколения. Однако состояние маргинальности, характерное для жителей северных городов, замыкание в рамках национальных диаспор, национальная разобщенность в значительной мере осложняют процесс формирования этнической толерантности.
Этнопсихология трактует этническую толерантность как способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических групп, к их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям [31].
Формирование этнической толерантности — длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование.
Именно образование должно служить главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и быть действенным средством развития человека, повышение его культурного уровня, сознания и самосознания. Благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур. Роль образования особенно велика в нашем полиэтническом регионе. Поэтому образование призвано не только способствовать сохранению традиционных позитивных форм воспитания, определяющих воспроизводство языка, обычаев и обеспечивающих этническую идентичность, но и обеспечивать устойчивость этих достижений в условиях расширяющейся сферы межкультурного взаимодействия, помочь обрести новый уровень осмысления этнокультурных элементов в развитии культуры конкретного общества, и обеспечивать приобщение каждого этноса к общечеловеческим достижениям. [24]
Феномен отличительности и формирование идентичности
... в связи с множественностью теоретических парадигм его интерпретаций. Интерес к проблемам идентичности связан с формированием гуманистической парадигмы в гуманитарных науках, обозначившей проблемы свободы и ответственности, осмысленности ...
Во многих российских школах отсутствие необходимых знаний и убеждений нередко порождает у школьников негативное отношение к представителям других национальностей, вызывает напряженность в общении детей, культурный нигилизм и другие негативные явления. Это обусловлено не только остротой реального положения этой проблемы в образовательной среде, но и тем, что новые поколения не имеют той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения, получившего опыт содружества во время СССР, Великой Отечественной Войны и других тяжелых периодов в истории России. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнические проблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них.
Образование подрастающих поколений, должно обеспечивать механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. [11]
Следует отметить, что особенно подвержено негативному влиянию подрастающее поколение, которое представляется наиболее сензитивным с точки зрения формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам. Формирование этнической толерантности строится по принципу «Я такой же, как мой народ». [26].
Прежде чем формировать этническую толерантность подростков, необходимо создать психолого-педагогические условия, как один из подходов к решению проблемы. Эффективность формирования этнической толерантности у подростков будет обеспечена, если создавать следующие условия в образовательной среде школы:
·принятие этнической толерантности одной из составляющей структуры представлений личности, являющейся атрибутом поликультурного образовательного процесса и отражающий характер отношений между разными представителями той или иной этнической группы в поликультурной среде;
·уважительное отношение подростка к национальным духовным ценностям как качество, необходимое для полноценного развития складывающегося образа «Я-этнофор» (индивидуальный носитель определенной этнической культуры и национальной психики);
·создавать равные условия существования для представителей всех культур, не дискриминировать;
Психологическое содержание толерантности современных подростков
... психологического содержания толерантности подростков. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическое содержание толерантности подростков разных возрастных групп отличается; развитие толерантности в подростковом ... новообразованиями; развитие некоторых черт личности влияет на формирование толерантности подростков; степень агрессивности и уровень субъективного контроля личности напрямую ...
·психолого-педагогическое сопровождение формирования этнической толерантности при проведении занятий (лекции, практические занятия, классные часы, круглые столы, праздничные, общественные мероприятия, и пр.);
·диагностический инструментарий для диагностики степени этнической толерантности.
Таким образом, проблема формирования этической толерантности в образовательной среде является актуальной на данный момент. Только образовательная среда, как система влияний и условий, может способствовать формирования этнической толерантности подростков.
1.3 Этническая идентичность как основа формирования этнической толерантности
Подростковый возраст, согласно особенностям развития сознания характеризуется осознанным отношением к своему этносу. Именно в этом возрасте формируется системы представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей общности в сравнении с другим этническим окружением. По принципу «Я такой же, как мой народ» строится этническая идентификации [26].
Следует отметить, что механизм принятия подростками этнического многообразия и воспроизводства межэтнических отношений, включает в себя следующие составляющие: отождествление подростком себя как члена общества; обособление от других; сформированность позитивного образа собственной этнической группы; включение в свою Я-концепцию общей характеристики своей группы, усвоение характерных норм и стереотипов поведения; актуализацию когнитивного оценивания сверстников — представителей других этнических групп; принятие подростком усвоенных норм и стереотипов собственной этнической группы, интеграцию позитивного образа собственной этнической группы и позитивного образа чужой этнической группы; активное воспроизводство системы межэтнических отношений индивидом в его деятельности, проявляющейся в активном преобразовании и применении в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения.
На основании вышеизложенного отметим, что достижение подростком сформированной этнической толерантности зависит от образовательной среды школы, которая, будучи межэтнической, даёт индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует формированию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков.
В психологии выделяют следующие личностные новообразования подросткового возраста, сквозь призму которых может просматриваться процесс формирования этнической толерантности:
·формирование Я-концепции и развитие самосознания, становление идентичности (С.В. Мухина [15], Э. Эриксон [30]);
·стремление к самостоятельности, к самореализации (Л.И. Божович [5], Э. Эриксон [30];
1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой
... экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской ... индивидом является столь большим, что он теряет свою идентичность и в силу этого жертвует собой на благо ... от других возрастных групп суицидентов. Однако у детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах ...
·существенные преобразования личностных пространств, качественные изменения в системе личных отношений, развитие саморефлексии (В.И. Слободчиков [21], Д.Б. Эльконин [29]);
·формирование личностных позиций, ценностных ориентации (Л.И. Божович [5])
·формирование самоконтроля и саморегуляции (И.С. Кон[8], Д.Б. Эльконин [29])
Известно, что этническая толерантность не статическое, а динамическое образование, процесс становления которого не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводя к трансформации этнической идентичности. При адекватном неблагоприятном оценивании собственной группы существует объективная возможность перехода в другую группу. У этих людей в процессе этнической идентификации кроме критерия приписывания (то, кем другие их воспринимают) большую роль играет и критерий внутреннего выбора (то, кем они сами себя осознают).
Анализ литературы по проблеме исследования позволил теоретически обосновать уровни этнической толерантности подростков.
Низкий уровень характеризуется воспроизведением способов межличностного взаимодействия, основанных на наличии подобного опыта общения; наличием элементов в принятии возможности избрать другую этническую принадлежность, отсутствием стремления оказать поддержку представителям других этнических групп, отсутствием настроенности на изучение обычаев, традиций представителей других этнических групп, стереотипностью мышления, воспроизведением общения по образцу, низкой коммуникативной активностью, пассивностью в ситуациях межличностного взаимодействия; негативным принятием представителей других этнических групп, отсутствием представлений о национальном характере.
Средний уровень этнической толерантности, являющийся необходимым для формирования этнической толерантности подростков, характеризуется заинтересованностью в получении этнокультурной информации; способностью к освоению процессов межэтнического взаимодействия; осознанием собственной этнической принадлежности; наличием представлений о национальном характере; принятием представителей других этнических групп на уровне соседства; коммуникативной активностью; недостаточной осведомленностью в области этнокультурного многообразия.
Высокий уровень формирования этнической толерантности у подростков связан с единством когнитивного и эмоционального восприятия межэтнической среды; способностью анализировать необходимую этнокультурную информацию; коммуникативной гибкостью; осознанностью и принятием собственной этнической принадлежности; ценностным отношением к Другому, восприятием его как друга. [25]
Уровни этнической толерантности школьников-подростков служат мерой эффективности психолого-педагогического процесса. Выявив динамику продвижения школьников-подростков от одного уровня к другому, можно судить о результативности как всего процесса в целом, так и каждого отдельного его этапа.
Таким образом, для организации процесса формирования этнической толерантности подростков в условиях современной школы необходимо знать социальную ситуацию развития подростков, особенности проявления и протекания процесса развития детей подросткового периода.
Вывод по I главе
Таким образом, большинство исследователей проблемы формирования этнической толерантности подростков едины по подходу понимания сущности содержания, структуры этнической толерантности и отмечают, что все компоненты этнической толерантности (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) тесно связаны между собой, и эта связь носит системный характер, поскольку этническая толерантность представляет собой целостное образование, в котором неразрывно связаны субъективно-личностные элементы, выражающие внутренний план отношения школьников-подростков к представителям других этносов, и объективно-практические действия, которые школьник-подросток должен выражать в отношениях с данной категорией людей. Взаимосвязь когнитивного (наличие знаний об этнических группах) и эмоционального компонентов (позитивное отношение, принятие представителя другой этнической группы как друга и удовлетворенность межличностным взаимодействием) этнической толерантности активизирует её поведенческий компонент, показателями которого являются: стремление к оказанию поддержки представителям другого этноса, стремление к сотрудничеству.
Выявление критериев проявления этнической толерантности у школьника — подростка, позволяет определить с учётом специфики подросткового возраста. И как отмечают психологи — у подростков происходит рост самосознания, личностной рефлексии, стремление к самоопределению, расширение круга интересов (Л.И. Божович [5], Л.С. Выготский [7], А.В. Петровский [18]), что позволяет сделать вывод о том, что в этом возрасте закладываются основы формирования ценностных качеств личности, каковой и является этническая толерантность.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что этническая толерантность — это многогранный феномен, суть которого состоит в утверждении ценности человеческого достоинства, неприкосновенности каждой личности, независимо от ее происхождения, это некий фактор, укрепляющий мир. В этом и заключается одна из ценностных ориентации современного общества. И как мы полагаем, этническая толерантность как ценностная ориентация есть путь к достижению гуманного сосуществования представителей разных национальностей. Что делает этническую толерантность идеалом, ценностью, крайне важной, как для отдельной личности, так и общества в целом.
2. Экспериментальное изучение этнической толерантности подростков в образовательной среде школы
.1 Методика и процедура проведения экспериментального исследования
Цель исследования: выявление уровня сформированности этнической толерантности и этнической идентичности подростков в образовательной среде школы.
Гипотеза исследования: уровни этнической толерантности подростков определяются типом их этнической идентичности.
Согласно цели и выдвинутой гипотезы определены задачи экспериментального исследования:
.Выявить типы этнической идентичности подростков и уровень этнической толерантности.
.Провести корреляционный анализ полученных результатов исследования.
Объект исследования: подростки с различными типами этнической идентичности.
Предмет исследования: этнической толерантность и этническая идентичность подростков в образовательной среде школы.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в период с сентября 2013 по октябрь 2013 года. Выборку исследования составили учащиеся 8-х классов полиэтнического состава МБОУ СОШ №40 г. Нижневартовска. В исследовании приняли участие 52 человека.
Экспериментальное исследование проходило в два этапа.
На первом этапе организации исследования была проведена методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой. Цель данной методики состояла в выявление доминирующего типа этнической идентичности. (Приложение 1) Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности:
Этнонигилизм — одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.
Этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.
Норма (позитивная этническая идентичность) — сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Она задаёт такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам.
Этноэгоизм — данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счёт.
Этноизоляционизм — убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.
Этнофанатизм — готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа. [23]
Подросткам были предоставлены бланки методики, которые содержали 30 суждений — индикаторов, интерпретирующих конец фразы: «Я — человек, который…» Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия. В бланке приводились высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Испытуемым нужно было подумать, насколько их мнение совпадает с мнением этих людей. Определить своё согласие или несогласие с данными высказываниями.
На втором этапе был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой (Приложение 2), цель которого заключалась в выявлении уровня этнической толерантности.
Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству).
Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции).
Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Анализ этносоциальной ситуации подростков предполагал учет их этнической принадлежности. Этнический состав учащихся представлен на диаграмме (Приложение 3) и содержит следующие данные о количестве человек: русские — 20, украинцы — 6, белорусы — 2, чеченцы — 2, кумыки — 3, лезгины — 1, армяне -8, азербайджанцы — 3, узбеки — 1, башкиры — 2, татары — 3, молдаване — 1.
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
На первом этапе проводился анализ результатов диагностики типа этнической идентичности подростков, проводимой в индивидуальном режиме. Обработке подвергались листы респондентов, которые заполнялись от руки подростков.
Таблица 2. Типы этнической идентичности
Тип этнической идентичности8 а класс8 б классЭтнонигилизм4%4%Этническая индифферентность8%4%Норма (позитивная этническая идентичность)20%24%Этноэгоизм12%16%Этноизоляционизм40%40%Этнофанатизм16%12%
Как видно из таблицы, для большинства подростков характерен такой тип идентичности, как этноизоляционизм (20 подростков, что составило 40% от общего числа респондентов).
Эти подростки убеждены в превосходстве своего народа, признают необходимость «очищения» национальной культуры, негативно относится к межэтническим брачным союзам, проявляется ксенофобия, то есть страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного. Также среди преобладающего типа этнической идентичности у подростков (11 подростков, что составило 22% от общего числа респондентов) выявлена норма (позитивная этническая идентичность), что означает сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам.
Наименее выражена (3 подростка, что составило 6% от общего числа респондентов) этническая индифферентность (размывание этнической идентичности, проявляющееся в неопределенности этнической принадлежности, её неактуальности) и этнонигилизм (2 подростка, что составило 4% от общего числа респондентов) — отказ от этнических, этнокультурных ценностей, провозглашение свободы от всего.
У некоторых подростков обнаружена тенденция к таким типам этнической идентичности, как этноэгоизм (7 подростков, что составило 14% от общего числа респондентов), который может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счёт и этнофанатизм (7 подростков, что составило 14% от общего числа респондентов) — готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.
Это может говорить о том, что часть респондентов склонна к этнофанатизму и проявлению этноэгоизма, что требует просветительской, воспитательной работы в отношении обоих показателей. Подросткам, возможно, стоит задуматься над тем, что национальность (вкусы, пристрастия, обычаи, традиции) заслуживают большего внимания, являются источником культурного обогащения.
Подводя итог, можно сказать, что уровень этнической идентичности в двух исследуемых группах связан с восприятием межэтнической среды, способностью анализировать необходимую этнокультурную информацию, коммуникативной гибкостью, осознанностью и принятием собственной этнической принадлежности, ценностным отношение к другим народам, способностью к ненасильственному взаимодействию. В зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки.
Полученные данные определили дальнейшую процедуру исследования.
Исходя из цели второго этапа, испытуемым предлагался экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой, цель которого заключалась в выявлении уровня этнической толерантности.
Таблица 3. Показатели уровня толерантности подростков
Уровень этнической толерантности8 а класс8 б классНизкий38,4%30,7%Средний3,8%5,7%Высокий15.3%7,6%
Таким образом, в ходе второго заключительного этапа эксперимента нам удалось установить, что 20 подростков из 8 а класса и 15 — из 8 б класса (что составило 70% от общего числа респондентов) демонстрируют низкий уровень сформированности этнической толерантности; 2 подростка из 8 а класса и 3 — из 8 б класса (что составило 10% от общего числа испытуемых) продемонстрировали средний, необходимый для установления позитивных межэтнических отношений, уровень формирования этнической толерантности; а 8 подростков 8 а класса и 2 испытуемых 8 б класса — высокий уровень (что составило 20% от общего числа респондентов).
Большинство респондентов, как показывают результаты исследования, имеют низкий уровень этнической толерантности, причем, у большинства обучающихся индекс толерантности находится в пределах от 22 до 60 баллов. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности подростков и наличии у них выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям, характеризующейся неприятием или отрицанием культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни других этносов. На эмоциональном уровне это отношения, основанные на неприятии, неприязни, ненависти, вражде по отношению к другим этносам вообще или к конкретной этнической общности и отдельным его представителям. На поведенческом уровне это направленность поведения и действий по отношению к представителям другим этносов на неприятие и вражду. На когнитивном уровне: идеи, концепции, оправдывающие негативные отношения и враждебные действия по отношению к представителям других этносов вообще или к отдельно взятой этнической общности. [23] Признаками проявления этнической интолерантности на уровне индивида — представителя этнической группы являются: раздражение, преувеличенная значимость собственной этнической принадлежности, потребность в этнической сопряжённости (связанности), существенное преувеличение статуса этнической принадлежности. [6]
Для проверки гипотезы, на следующем шаге экспериментального исследования полученные результаты подвергались корреляционному анализу. Использовалась корреляция Пирсона, коэффициенты которой представлены в таблице №4.
Таблица 4. Корреляционные зависимости между показателями методики «Типы этнической идентичности» и экспресс-опросника «Индекс этнической толерантности» (50 человек)»
Тип этнической идентичностиИндекс этнической толерантностиЭтнонигилизм0,452Этническая индифферентность0,267Норма (позитивная этническая идентичность)0,665Этноэгоизм0,625Этноизоляционизм0,528Этнофанатизм0,437Примечание: Критическим значением коэффициента корреляции при выборке 50 человек будет 0,231, при р=0,05. [4]
Изучалась связь между показателями: типом этнической идентичности и уровнем этнической толерантности. Результат оказался, статистически значимым. Это может объясняться тем, что любое проявление типа этнической идентичности в поведении оказывает влияние на уровень толерантности.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у большинства респондентов подросткового возраста выявлен низкий уровень этнической толерантности.
Полученные результаты подтвердили проблему формирования этнической толерантности в образовательной среде школы, такое состояние проблемы определило направление дальнейшей работы. Так как нет целевых программ, направленных на формирование этнической толерантности у подростков в образовательной среде школы, 3 глава нашего диплома посвящена проектированию программы по формированию этнической толерантности подростков.
3. Проект программы формирования этнической толерантности подростков в образовательной среде школы
3.1 Проблема, на решение которой направлена программа
В образовательной среде МБОУ СОШ №40, перед тем как проводить исследование была проведена беседа с психологом, классными руководителями. По их мнению, в классах между учащимися проявляется интолерантное отношение к представителям других этнических общностей. В интолерантном классе происходит — перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение, игнорирование, отстранение, обзывание, обвинение, упреки, осуждение, критика, морализирование, проповедь, угрозы, предостережение, предупреждение, приказ, указание. На констатирующем этапе экспериментального исследования было выявлено, что большинство респондентов имеют низкий уровень этнической толерантности. Следовательно, в каждом классе необходимо создавать благоприятную атмосферу для формирования этнической толерантности.
Целевой аудиторией являются подростки. Именно подростки подвержены негативному влиянию, так как данный возраст сензитивен формированию рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам.
Наш проект программы нацелен на то, чтобы класс стал толерантным, в котором проявлялось: умение внимательно слушать и слышать, стремление разобраться, расспрашивание, совет, предложение, похвала, согласие, подбадривание, благожелательность, утешение, уважение, эмпатия, поддержка.
3.2 Концептуальный подход к разработке программы
В основу концептуальной части положены подходы: аксиологический, системный, деятельностный и личностный. Аксиологический являлся определяющим подходом.
Проектирование процесса формирования этнической толерантности школьников-подростков осуществляется на основе аксиологического подхода, который способствует утверждению приоритета общечеловеческих ценностей. Этот подход акцентирует внимание как доминантный фактор формирования этнической толерантности школьников-подростков.
Аксиологический подход позволяет рассмотреть предмет исследования с точки зрения личностного, деятельностного, культурологического подходов. Аксиологический подход выбран как наиболее продуктивный для выявления педагогических условий формирования этнической толерантности, т.к. выше перечисленные подходы представляют совокупность взаимодополняющих компонентов методологии исследования, и позволяет более тщательно рассмотреть этническую толерантность.
Далее дадим краткую характеристику каждому подходу, использующихся для формирования этнической толерантности школьников-подростков.
Таблица 5. Характеристика подходов для формирования этнической толерантности
Названия подходовФамилии ученыхОсобенности подходов1аксиологическийА.Г. Здравомыслов А.В. Кирьякова, Никандров, В.А. СластенинПомогает личности усвоить систему общечеловеческих ценностей, осуществляющей осознанный выбор своего поведения и поступков в разнообразных жизненных ситуациях, не переступая при этом общечеловеческих, общезначимых ценностей.2личностныйА.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Д.И. ФельдштейнНаправлен на развитие смысловой сферы личности, способности к рефлексии, формирование личностного опыта, проявляющегося в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития3деятельностныйЛ.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. ФельдштейнОсновная идея — личность в активной форме присваивает исторический опыт человечества. Именно в процессе деятельности личность приобретает возможности познания сущности какого-либо явления, определяя ее личностную значимость и значимость для других4культурологическийБ.С. Гершунский, Б.С. Библер, Г.Д. Дмитриев, Н.В. Круглова, В.А. ТишковФормирование личности осуществляется в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания.
Идея личностного подхода (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Д.И. Фельдштейн) заключается в гуманистических способах взаимодействия участников процесса формирования этнической толерантности, происходит развитие смысловой сферы личности, способности к рефлексии, формирование личностного опыта, проявляющегося в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития. Формируется способность отвечать за собственную деятельность, за решение жизненных проблем и проблем взаимодействия с представителями разных этносов.
Сущность же деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), преследующего своей целью формирование качеств личности. В основу данного подхода заложены идеи Л.С. Выготского, которые заключаются в том, что личность в активной форме должна присваивать исторический опыт человечества, важным элементом которого являются ценности.
Культурологический подход (Б.С. Гершунский, Б.С. Библер, Г.Д. Дмитриев, Н.В. Круглова, В.А. Тишков) базируется на идеях воспитания личности в контексте культуры, национально-культурной идентификации, гуманизации воспитания. Для данного подхода характерны также идеи интеграции людей, организации их жизнедеятельности, установления связей поколений и коммуникаций в сообществе, создания условий для творческой самореализации и саморазвития человека, сохранения, развития и изменения системы ценностей, проектирования новых образцов культурной жизни. Всё это позволяет личности усвоить ценности культуры общения, поведения, взаимоотношения людей в социуме, а также ценности социальной среды.
3.3 Цели и задачи программы
Цель программы: — формирование этнической толерантности подростков в образовательной среде школы.
·формировать представления о других этнических группах, их особенностях, культуре, традициям;
·формировать позитивное отношение к представителям других этнических общностей, мнению другого, этническим вопросам;
·развить у подростков предрасположенность к просоциальному типу поведения, в основе которого лежит понимание и сотрудничество с представителями других этносов.
3.4 Рабочий план реализации программы
·Проект программы рассчитана на 1 год. Периодичность проведения мероприятий указана в разделе 5 «Перечень программных мероприятий»
·Проект программа должна проводиться системно и не должна превращаться в отдельные мероприятия, посвященные разным национальностям, в целях предотвращения подчеркивания разделения культур разных народов.
·Проект программа предусматривает взаимодействие между участниками (подростками) процесса, направленного на формирование этнической толерантности.
·В каждом мероприятии должно быть выстроено позитивное взаимодействие между подростками из разных культур, между учащимися мигрантами и представителями принимающего общества. Главная цель такого взаимодействия — комплексная оптимизация межкультурного взаимодействия в образовательной среде.
·Особую важность представляет проведение психолого-педагогических занятий.
·В начале и в конце программы проводится диагностический срез, с целью выявления учащихся, проявляющих негативное отношение к представителям этнических общностей и проявляющих этнотолерантное поведение.
В начале учебного года педагогом-психологом проводится методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой и экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой из «Практикума по исследованию и диагностики толерантности личности», с целью определения доминирующего типа этнической идентичности и исходного уровня этнической толерантности.
Формой работы для реализации поставленной цели и намеченных задач являются занятия, которые проводит педагог-психолог с подростками. Занятия проводятся каждый месяц с сентября по апрель. В программу мероприятий включены: срезовая диагностика по методике «Типы этнической идентичности» и экспресс-опросник «Индекс толерантности», занятия в форме лекций на темы «Народы мира», «Конфликт», «Ценности нашей жизни», «У себя в гостях» занятие, направленное на ознакомление с национальным составом современного мира, проведение дня толерантности 16 ноября, семинар «Особенности этнокультур», игровая ситуация «В гостях», занятие в форме диспута «Мораль. Нравственность. Поступок», занятие в форме тренинга «Жить в гармонии с собой и другими». [32]
Немаловажное значение для результативности занятий имеет место его проведения. Занятия должны проводиться в отдельном помещении школы; помещение должно быть достаточно просторным, чтобы сохранялась возможность работы в круге и свободного перемещения для выполнения упражнений.
Основные определения:
Диспут — публичный спор на научную или общественно важную тему;
Лекция — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д.;
Образовательная среда — система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащейся в социальном и пространственном окружении. (В.А. Ясвин);
Семинар — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения;
Просоциальное поведение — поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп;
Этническая идентичность — осознание своей принадлежности к определенной этнической общности (Т.Г. Стефаненко);
Этническая толерантность — способность человека проявлять терпимое отношение к представителям других этнических общностей, их обычаям, традициям, поведению, мнениям, верованиям. [31]
3.5 Перечень программных мероприятий
Предложенные ниже занятия разработаны и реализуются в программе «Найдём общий язык» в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы СОШ №1007.
Таблица 6. Программные мероприятия по формированию этнической толерантности
Планируемые мероприятияЦелиСрокиОжидаемые результатыПроведение диагностического срезаДиагностики общего уровня толерантностисентябрьВыявлен исходный уровень этнической толерантности подростков1. Выявление доминирующего типа этнической идентичностиВыявлены типы этнической идентичности подростков1. Учебное занятие в форме лекции на тему: «Народы мира». 2. Учебное занятие в форме семинара «Особенности этнокультур»Информирование о многообразии мира, о значимости и ценности этнической толерантности в полиэтническом взаимодействииоктябрьРасширен кругозор детей, знают какие народы населяют нашу планету, какие этносы проживают в нашем регионе.Урок в форме лекции «У себя в гостях».Повторение полученных ранее знаний и представлений о различных этносах, но основной акцент был сделан на ознакомление подростков с национальностями, проживающими в нашем регионе.ноябрьПознакомились с межкультурными различиями в межличностных отношениях.Проведение дня толерантности (16 ноября)Культурное просвещениеВ Международный день терпимости необходимо находить подтверждение идее о том, что многообразие, воплощенное в мыслях, верованиях и действиях, является ценным даром, а не угрозой. Необходимо стремиться к созиданию более терпимых общин, в жизни которых укоренится этот основополагающий идеал.1. Учебное занятие в форме лекции на тему «Конфликт»Формирование этнической толерантности школьников-подростков. Обсуждению проблемной ситуации, возникшей на этнической почве, и выяснению при каких обстоятельствах она приведет к конфликту.ДекабрьОтрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных, межгрупповых конфликтов.Урок в форме игровой ситуации «В гостях»Находить и активно использовать различные элементы полиэтнического взаимодействияЯнварьНаучились взаимодействовать с представителями разных этнических групп.1. Учебное занятие в форме лекции на тему «Ценности нашей жизни».раскрытие смысла понятия «ценность», определение иерархии ценностей для человека, общества, полиэтнического взаимодействия.ФевральВыявлено и закреплено эмоционально-оценочное отношение субъекта к объекту2. Занятие в форме диспута «Мораль. Нравственность. ПоступокЦель диспута — дать четкое представление о понятиях «мораль», «нравственность», «поступок», определить их роль и значение в жизни каждого человека.Узнали о смысловой нагрузке понятий «мораль», «нравственность», «поступок», о том, что поступок может как создавать ценности, так и разрушать их. «Жить в мире с собой и другими» Занятие в форме тренинга толерантности для подростков (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова).Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.МартМежкультурное понимание и толерантное поведение в межэтнических отношениях.Проведение диагностического срезаВыявление доминирующего типа этнической идентичностиАпрельУ подростков сформирована позитивная этническая идентичность1. Диагностика сформировавшегося уровня толерантностиПовысился уровень этнической толерантности подростков
3.6 Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы
В ходе проведения занятий, лекций необходимо соблюдать права участников. В начале проведения занятий, участники знакомятся с правилами работы в группе, основанными на принципах: «здесь и сейчас», взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности высказываний и др.
Помимо этого психолог, реализующий программу, действует, руководствуясь «Этическим кодексом педагога-психолога»:
. Принцип конфиденциальности.
. Принцип компетентности.
. Принцип ответственности.
. Принцип этической и юридической правомочности.
. Принцип квалификационной пропаганды психологии.
. Принцип благополучия клиента.
. Принцип профессиональной кооперации.
. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Соблюдают правила взаимодействия педагога-психолога с участниками образовательного процесса. В своей работе психологи проявляют уважение, искреннюю заинтересованность, доброжелательность к каждому участнику воспитательно-образовательного процесса, а также способствуют тому, чтобы решения принимались клиентами на основании своих собственных убеждений, ценностей и контекста. Психолог работает с участниками воспитательно-образовательного процесса таким образом, чтобы подтвердить уникальность каждого индивида. Он учитывает культурный контекст и жизненные установки клиентов.
3.7 Механизм реализации программы
Сроки и этапы реализации программы.
Сроки реализации: 2014-2015 учебный год.
Этапы реализации
ЭтапСроки реализацииОжидаемые результатыЭтап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность)Сентябрь 2014Результатом данного этапа является оценка этносоциального состава обучающихся.Этап организации и координации (организационно-исполнительская деятельность).Октябрь 2014 — апрель 2015Сформирована позитивная этническая идентичность. Высокий уровень этнической толерантности.
Требования к специалистам, реализующим программу
Кадровое обеспечение образовательной программы должно советовать требованиям:
. Специалисты, должны владеть современными технологиями, необходимыми в процессе обучения;
. Специалисты должны быть компетентными в соответствии с новыми требованиями ФГОС;
. Специалисты со значительным опытом работы в области образования (предпочтительно).
. Высшее педагогическое или психологическое образование.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации
Материально-техническая база школы приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.
Просторные, уютные, светлые кабинеты оснащены современным оборудованием: компьютерами, многофункциональными устройствами, мультимедийными проекторами, экранами. В кабинетах установлены интерактивные доски.
Технические средства:мультимедийный проектор и экран; принтер цветной; оборудование компьютерной сети; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь.
Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы
информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции (буклеты, брошюры);
информационно-образовательные ресурсы на сменных электронных носителях (методические рекомендации, статьи);
информационно-образовательные ресурсы Интернета (сайт школы, электронные дневники учеников, электронный портал для родителей).
3.8 Ожидаемые результаты программы и оценка эффективности программы
сформированы представления о других этнических группах, их особенностях, культуре, традициям;
сформировано позитивное отношение к представителям других этнических общностей, мнению другого, этническим вопросам;
развита предрасположенность к просоциальному типу поведения, в основе которого лежит понимание и сотрудничество с представителями других этносов.
Ожидаемые результаты программы и оценка её эффективности анализируется согласно заявленным задачам, о достижении которых свидетельствуют следующие критерии оценки достижения планируемых результатов:
Когнитивный компонент:
знание обычаев, традиций представителей своего и других этносов;
наличие представлений об отличиях разных этносов, разных религий;
отождествление себя со своим этносом.
Эмоциональный компонент:
— коммуникативная открытость (готовность к гуманному, чуткому, уважительному отношению к сверстникам вне зависимости от их этнической принадлежности);
позитивное отношение к информации, необходимой для решения межэтнических проблем;
принятие представителя другой этнической группы как друга и удовлетворенность межличностным взаимодействием (способность к рефлексии, эмпатии, гибкости, взаимопониманию).
Активно направленное эмоциональное состояние учащегося, выражающееся в таких чувственных установках, как стремление, желание и хотение, сформированный знаниевый компонент, по мнению Е.И. Касьяновой, представляет собой существенный механизм регулирования поведения. Если будет сформированы знаниевый и эмоциональный компоненты, соответственно будет сформирован поведенческий компонент, который будет включать в себя:
стремление к оказанию поддержки представителям другого этноса;
стремление к сотрудничеству.
Вывод по 3 главе
Процесс формирования этнической толерантности школьников-подростков осуществлялся поэтапно. На каждом этапе последовательно должны решаться задачи по формированию этнической толерантности как качества с учетом возможностей психолого-педагогических средств и условий. По мере усложнения решаемых задач происходит непрерывное усовершенствование применяемых психолого-педагогических средств.
Для проектирования программы отбирались средства, позволяющие вовлечь подростка в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях. Взаимодействие в малых группах должно быть направлено на совместную деятельность разнопланового характера, которое подкрепляется и другими педагогическими средствами, что позволит перенести безконфликтное отношение к представителям других этносов и в повседневную жизнь, проявляясь в действиях и поступках. Осуществляется переход от знаний и эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность личности по присвоению этнической толерантности, проявляющейся в поведении, в поступках и отношениях к представителям разных этносов.
Заключение
Основываясь на выше сказанном, следует отметить некоторые аспекты данной области исследования:
Анализ научной литературы позволил определить, что основой этнической толерантности является этническая идентичность, которая предполагает наличие знаний об этнических группах, их обычаях, особенностях культуры.
Структура этнической толерантности была определена в единстве трех компонентов: когнитивного (знаниевого), эмоционального и поведенческого.
Когнитивный компонент (знания и представления о многообразии окружающей действительности) обеспечивает освоение личностью большого потока разнообразной информации, отбор знакомой и новой, значимой и второстепенной информации в области полиэтнического взаимодействия. Эмоциональный компонент в нашем исследовании является индикатором этнической толерантности. Этот компонент проявляется в становлении личностного опыта в мире ценностей, понимании самоценности представителей разных этносов, осознании их роли в жизни общества, в осуществлении выбора модели поведения, обеспечивающей позитивное полиэтническое взаимодействие. Поведенческий компонент этнической толерантности отражает поведенческий характер этнической толерантности, проявляющийся не только в активности личности в непосредственном взаимодействии с представителями разных этносов.
В зависимости от специфики проявлений показателей данных компонентов выявлены низкий, средний, высокий уровни сформированности у школьников-подростков этнической толерантности. Уровни этнической толерантности школьников-подростков служат мерой эффективности психолого-педагогического процесса. Выявив динамику продвижения школьников-подростков от одного уровня к другому, можно судить о результативности как всего процесса в целом, так и каждого отдельного его этапа.
Формирование этнической толерантности — длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является образование.
Известно, что во многих российских школах отсутствие необходимых знаний и убеждений нередко порождает у школьников негативное отношение к представителям других национальностей, вызывает напряженность. Именно подростковый возраст подвержен негативному влиянию, так как данный возраст представляется наиболее сензитивным с точки зрения формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам. Это подтверждает то, что нет целевых программ, направленных на формирование этнической толерантности у подростков в образовательной среде школы.
В тоже время существуют методики, которые позволяют наиболее полно исследовать проблему негативного отношения к представителям этнических групп. Наибольший интерес в контексте данного исследования представляет экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой, который выявил, что большинство респондентов имеют низкий уровень этнической толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности подростков и наличии у них выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям, характеризующейся неприятием или отрицанием культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни других этносов.
Полученные данные были подвержены корреляционному анализу, в ходе которого изучалась связь между показателями: типом этнической идентичности и уровнем этнической толерантности. Результат оказался, статистически значим. Это может объясняться тем, что любое проявление типа этнической идентичности в поведении оказывает влияние на уровень толерантности.
В структуру разработки проекта программы входит описание проблемы, на решение которой направлен проект программы, определение цели, задач программы, описание рабочего плана программы и описание структуры занятий, которые являются формой работы педагога-психолога с подростками. Занятия направлены на формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов этнической толерантности школьников-подростков, которые в целом формируют подростка как этнотолерантную личность.
Список литературы
7.Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века / Век толерантности. — №7.
8.Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности / Г. Бардиер. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2005. — 118, [1] с.: ил., табл.
.Берри Дж.В. Как мы будем жить все вместе? Альтернативное видение межкультурных отношений / Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей / Под ред. Л.Г. Почебут, И.А. Шмелевой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 377 с.
.Благинин А.А., Торчило В.В. Математические методы в психологии и педагогике: Учебное пособие // Санкт-Петербург 2006. С. 81.
.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 400 с.
.Брандт З.В. Толерантность и интолерантность: два полюса одной культуры // Ломоносовские чтения. М., 2002
.Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. — М: Педагогика, 1983. — 368 с.
.Кон И.С. Психология ранней юности. — М: Просвещение, 1989. — 255 с.
.Краткий философский словарь / под. Ред. А.П. Алексеева. — 2-е издание. — М, 2005
.Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Этническая толерантность в поликультурных регионах России / отв. ред. Н. М Лебедева, А.Н. Татарко. — М.: Изд-во РУДН, 2002. — С. 10-34.
.Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Толерантность в межкультурном диалоге/под ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко — М.: 2005. — 372 с.
.Лебедева, Н.М. Тренинг этнической толерантности для школьников: учебное пособие для студентов психологических специальностей / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. — М.: «Привет», 2004. — 358 с.
.Мольденгауэр Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы. — М., 2001. — 57 с.
.Мубинова, З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы / З.Ф. Мубинова. — Уфа: Башк. гос. ун-т., 2000. — 136 с.
.Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / B.C. Мухина. — М.: Академия, 2000. — 456 с.
.Непочатых Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности учащихся городской школы: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Курск, 2004. — 19 с.
.Паина, Л.И. Межэтническая интеграция — условия воспитания этнической толерантности / Л.И. Паина // Вестник Оренбургского государственного университета — 2001. — №2. — С. 44
.Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. — Ростов-н/Д: Феникс, 1996. — С. 240 -249.
.Петровский А.В. Теоретическая психология: учеб. пособие для студ. психол. фак. Высш. учеб. заведений / А.А. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М., 2001
.Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнич. и кросс-культур. психологии, психология межэтнич. толерантности: учеб. пособие / Л.Г. Почебут; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. психологии. — СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2005. — 279
.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. — М., 1995. — 384 с.
.Собкин B.C., Грачева Л.М. К психологии еврейской идентичности // Этнос. Идентичность. Образование. — М., 1998. — С. 206-247
.Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998;
.Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности «Психология» / Т.Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Аспект Пресс, 2006. — 367, [1] с.
.Тавадов Г.Т. Этнология: Современный словарь-справочник. М., 2007. Р.М. Кумышева
.Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. — метод. Ст. — 2 изд., стереотип. — М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 368 с.
.Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов. — М.: Просвещение, 2004. -240 с.
.Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург, 2002.
.Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. — М.: Просвещение, 1967. — 203 с.
.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996. — 303 с.
.Этнопсихологический словарь. — М.: Академия педагогических и социальных наук, 1999. — 342 с.