ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….………………….… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ……………… 5
1.1 Понятие «читательская деятельность»……………………………. 5
1.2 Особенности читательской деятельности у детей с
интеллектуальной недостаточностью………………………………12
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…. 16
2.1 Цель и методика экспериментального исследования……………. 16
2.2 Анализ и интерпретация данных исследования………………….. 17
2.3 Направления и формы педагогической работы по формированию читательской деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………… 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Книги и чтение всегда рассматривались в обществе как важнейшие источники духовного развития человека. Вопрос о роли чтения в формировании личности привлекал внимание выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Приобщение подрастающего поколения к богатствам литературы, развитие их читательских интересов всегда было и остается важнейшей задачей педагогики.
Вопросы о роли чтения в формировании личности, о путях повышения интереса к чтению освещались такими видными методистами XIX века, как Ц.П. Балталон, В. П. Вахтеров, В .И. Водовозов, В,П, Острогорский, В Л. Стоюнин, Д,И. Тихомиров, К,Д. Ушинский, В.П.Шереметьевский, а также учеными начала XX века: С.И. Абакумовым, ГТ.О. Афанасьевым, К.Б. Бархиным, М.И. Рыбниковой и другими.
Во второй половине XX века исследования в области детского чтения велись учеными-методистами М.П. Воюшиной, В.Г. Горецким, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климановой, О.В, Кубасовой, Г.Н. Кудиной, В.А. Левиным, З.Н. Новлянской, Г.М. Первовой, З.И. Романовской H.H. Светловской, О.В. Сосновской, Л.Е. Стрельцовой, Н.Д. Тамарченко, Т.С. Троицкой и другими.
Современная педагогика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности.
Особенности нарушения чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью
... навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 1.1. Механизмы развития чтения в онтогенезе Чтение - сложный психофизиологический процесс, который осуществляется в результате совместной деятельности ... и индивидуальные особенности мозговой организации определяют способности ребенка к обучению чтению. Особенности чтения как сложного познавательного навыка, состоящего из комплекса ...
В специальной психологии и педагогике большая часть исследований посвящена проблемам младшего школьного возраста, где успешно решались задачи обучения разных категорий детей элементарной грамоте, разрабатывались подходы, обеспечивающие усвоение текстов школьной программы. Во многих исследованиях (Т.Н.Алтухова, Т.Б.Баширова, Е.Л.Гончарова, М.И.Никитина, Н.А.Цыпина и др.) были получены данные, свидетельствующие о дисбалансе между содержанием обучения чтению и уровнем развития читательской деятельности учащихся.
Однако усилия педагогов должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только над навыком чтения не может в полной мере обеспечить развитие других, не менее важных качеств личности читателя.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью развитая читательская деятельность даст возможность не только успешного обучения в школе, но и послужит толчком к дальнейшей успешной социализации, обеспечит успешность в современном информационном обществе.
В современной специальной педагогике не так много исследований по вопросу формирования читательской деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью в старших классах. В основном изучением данной проблемы занимались такие ученые как, Т.Б. Боширова, М.О Голдусь, Е.Л. Гончарова. В связи с этим тема данной курсовой работы является актуальной. Полученные экспериментальные данные будут полезны для специалистов при работе с учащимися вспомогательной школы.
Цель исследования: на основании теоретического и практического изучения детей с интеллектуальной недостаточностью выявить состояние сформированности их читательской деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа определить содержание понятия «читательская деятельность», ее становление у детей с интелектуальной недостаточностью;
2. На основе экспериментального исследования выявить состояние сформированности читательской деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью в старших классах;
3. Определить направления и формы педагогической работы по формированию читательской деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования: читательская деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: состояние сформированности читательской деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования:
— теоретическое изучение литературы психолого-педагогической литературы;
— экспериментальное изучение сформированности читательской деятельности (констатирующий эксперимент).
Библиотека и читательское развитие ребенка
... Беларуси. ·Изучить развитие читательского интереса у детей. ·Рассмотреть роль библиотеки в читательском развитии ребенка. 1. Библиотечное дело в Беларуси. Развитие читательского интереса у детей .1 Развитие ... компьютерные игры. Давно известно: оттого, какую литературу читает молодежь, зависит интеллектуальный и экономический потенциал общества. Большинство старшеклассников отметили, что они не ...
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие «читательская деятельность»
Чтение — это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации [27].
Чтение — сложный психофизиологический процесс. Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвитательным образом и последнего с его значением. То есть чтение рассматривается как деятельность, состоящая из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного.
Понятие читательской деятельности относительно новое, оно возникло среди психологов, библиотековедов и методистов, которые рассматривают чтение как коммуникативную речевую познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого. В процессе чтения имеют место как технические действия (восприятие знаковой системы данного языка), так и осмысления текста (переведение авторского кода на свой смысловой код).
Чтение обязательно предполагает общение с автором, общение с самим собой (осознание собственного «я», своего отношения к описываемому), общение со слушателями при чтении вслух [28] .
Под читательской деятельностью понимают один из способов бытия человека, его жизнедеятельности. Психологическая суть ее состоит в ценностно-ориентационном, познавательно-коммуникативном и эмоционально- эстетическом восприятии, познании, переживании, оценивании реального или выдуманного мира вещей, людей, событий, фактов, мыслей, идей, чувств, описанных в печатном или рукописном тексте. Читатель этот мир не только воспринимает, познает, переживает и оценивает его, но и преломляет в своем сознании в соответствии с разнообразными личными и общественными потребностями, а затем использует (применяет) полученное в других видах жизнедеятельности (профессиональной, досуговой, семейно-бытовой и т.д.) [3, с. 18].
Особенность читательской деятельности заключается в том, что проникновение в предметный, содержательный мир, стоящий за текстом, происходит с помощью общепсихологических и психолингвистических механизмов читательской деятельности.
Читательская деятельность сложна по своей структуре и включает психические (восприятие, представление, воображение, мышление, память и др.) и действенно-практические (подбор литературы, ведение картотек по прочитанному и пр.) процессы. Она состоит из определенных взаимосвязанных этапов (мотивации, выбора, собственно чтения, оценки, закрепления прочитанного и т.д.), имеет разнообразное предметное содержание, определяемое потребностями социального субъекта и проявляемое в том, что он читает. Все составные компоненты читательской деятельности как целостного явления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены [3, с. 27].
Гончарова Е. Л. представляет структуру читательской компетентности графически с помощью метафоры «велосипедного колеса» (см. рисунок).
Рисунок — «Колесо чтения» — модель базовой структуры читательской компетентности
На предлагаемой модели техника чтения соотносится с покрышкой колеса, все нейропсихологическое обеспечение читательской деятельности обозначается с помощью «спиц», личный опыт читателя отмечается «осью», а способность читателя превращать содержание текста в свой личный, смысловой, познавательный и творческий опыт представлена в виде главной части колеса- его обода. Точно так же, как обод делает колесо — колесом, — эта способность является важнейшей, определяющей частью читательской компетентности.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Таким образом, на модели фиксируются известные в психологии и важные для понимания структуры читательской компетентности положения о том, что чтение предполагает наличие личного опыта (ось), обеспечивается работой практически всех высших психических функций и нейропсихологических структур (спицы), включает механизм перевода буквенного кода в коды устной или внутренней речи (покрышка).
Кроме того, данная модель подчеркивает подчинение всех структурных компонентов читательской компетентности ее главному, системообразующему элементу — способности превращать содержание текста в личный смысловой и познавательный опыт читателя.
Представив «колесо чтения» движущимся по поверхности условного текста из доступного читателю круга чтения, мы уви……..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баширова, Т. Б. Работа по формированию читательской самостоятельности в V классе вспомогательной школы / Т. Б. Баширова // Дефектология. — 1992. -№4.-С. 27-31.
2. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника: учеб.-методич. пособие для студ.-заочников I-11 курсов дефектологии. ф-тов пед. ин-тов / И. М. Бгажнокова. — М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
3. Бородина, В. А. Психология чтения / С. — Петерб. гос. акад. культуры, Библ. — информ. фак., Каф. социологии и психологии чтения. — СПбГАК, 1997.- 78 с.
4. Бугрименко, Е. А. Чтение без принуждения / Е. А. Бугрименко. — М.: Новая школа, 1993. — 96 с.
5. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: для студ. пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / А. Д. Виноградова. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: кн. для учителя / М. Г. Блюмина, В. В. Воронкова, И. А. Грошенков и др.; под ред. В. В. Воронковой. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
7. Голдусь, М. О. Формирование адекватного читательского восприятия литературного текста у младших школьников с нарушением интеллекта : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / М. О. Голдусь. — Екатеринбург, 2005. — 22.
8. Гончарова, Е. Л. Из опыта проектирования спецкурса «Введение в психологию читательского развития детей с особыми образовательными потребностями» / Е. JI. Гончарова // Дефектология. — 1998. — № 6. — С. 59-66.
9. Гончарова, Е. JI. Методики оценки сформированное™ базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии / Е. Л. Гончарова // Дефектология. — 2001. — № 3. — С. 81-96.
10. Гончарова, Е. JI. Набор упражнений для оценки сформированное™ читательской деятельности ребёнка младшего школьного возраста из компьютерной коррекционно-диагностической среды «Мир за твоим окном» / Е. JI. Гончарова, О. И. Кукушкина // Дефектология. — 1997. — № 6. — С. 34-42.
Лекция №1 Дефектология как область психологической науки. Понятия ...
... обучения глухих речи». М., «Просвещение», 1976. 3. Леонгард Э.И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников. «Дефектология», 1977, № 6. 4. Статьи ... Э.И.Леонгард. АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания, М., 1988. 6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990, 593 с.
11. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии / Гончарова Елена Львовна. — Москва, 2009. — 40 с.
12. Гончарова, Е. JI. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса / Е. JI. Гончарова // Дефектология. — 2007. — № 1. — С. 4-11.
13. Дети и библиотеки в меняющемся мире / В. П. Чудинова [и др.]; под общ. ред. В. П. Чудиновой, Е. И. Голубевой. — М.: Школьная библиотека, 2004. — 265 с.
14. Зиганов, М. А. Как сделать чтение продуктивным и приятным / М. А. Зиганов. — Калининград : Гос. изд.-полигр. Предприятие «Янтар. сказ», 1996.1292 с.
15. Кобзарева, Л. Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция / Л. Г. Кобзарева, Т. И. Кузьмина — Воронеж : Творч центр «Учитель», 2000. -57 с.
16. Комплексный подход к руководству чтением и пропаганде литературы / Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской. — Л. : ЛГМК, 1985.-175 с.
17. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р.И. Лалаева. — М.: Просвещение, 1983.- 136 с, ил.
18. Левин, В. А. Как маленький школьник становится большим I читателем / В. А. Левин. — М.: Лайда, 1994. — 192 с.
19. Молдавская, Н. Д. Воспитание читателя в школе / Акад. пед. наук. 1 Мауч.-исслед. ин-т политехи. Образования. — М.: Просвещение, 1968. — 117 с.
20. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. I пособие для вузов по специальности 031700 — Олигофренопедагогика В. Г. Петрова, И. В. Белякова. — М.: Академия, 2002. — 160 с.
21. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. — Москва: ВрШСИВоронеж : МОДЭК, 2001. — 238 с.
22. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / С. Я. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
23. Светловская, Н. Н. Теоретические основы читательской Щгамостоятельности и их реализация в системе начального обучения / Науч. — исслед. ин-т содерж. и методов обучения АПН СССР — М., 1997. — 38 с.
24. Сметанникова, Н. Н. Чтение в школе и обществе: взаимосвязи и партнёрские отношения / Н. Н. Сметанникова // Школьная библиотека. — 2005. -№4.-С. 5-13.
25. Сосновская, О. В. Теория литературы и практика читательской деятельности / О. В. Сосновская. — Москва : Академия, 2008. — 107 с.
26. Степанова, Л. С. Детское чтение — возможность диалога с ребёнком в современном пространстве / JI. С. Степанова // Библиотечное дело. — 2003. №11.-С. 9-16.
27. Чтение [Электронный ресурс]. — 2006. — Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/5. — Дата доступа: 21.02.2012.
28. Читательская деятельность [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:JARaaPJIo5oJ:school-72-minsk.narod.ru/sover_chten. — Дата доступа: 13.03.2012.