Федеральное агентство по образованию Российской Федерации 9

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра Психологии

Контрольно-курсовая работа на тему:

«Развитие общения у детей»

Выполнила: ст. гр ХХХХХХ Ф.И.О.

Руководитель: доц. Богданова Н.А.

Тула 2005

Содержание

Введение…3

Глава 1. Развитие общения у детей от года до трёх лет…4

Глава 2. Сотрудничество и общение ребёнка со взрослыми…7

Глава 3. Отношения дошкольников со сверстниками…9

Глава 4. Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми…11

4.1 Отношения со сверстниками…11

4.2 Роль учителя в становлении межличностных отношений у младших школьников…16

Заключение…21

Список использованной литературы…23

Введение

Что такое общение? Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между её участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трёх сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включённых в неё людей.

15 стр., 7488 слов

Влияние стиля педагогического общения на психическое развитие младшего школьника

... общения на психическое развитие младшего школьника Калуга, 2010 Содержание Введение Глава 1. Стили педагогического общения. 1.1 Понятие педагогического общения 1.2 Стили педагогического общения Глава 2. Развитие ... отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Система “ребенок - взрослый” ... с. 50]. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Общение является решающим условием ...

Человек как личность формируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений.

Глава 1. Развитие общения у детей от года до трёх лет

Все дети в возрасте от года до трёх лет, полны энергии, их захлёстывает желание быть самостоятельными, а удовлетворение любопытства редко обходится без проблем как для них самих, так и для родителей. Способность делать что-то самостоятельно, без помощи взрослых, день ото дня возрастает. Благодаря физическому развитию формируются новые навыки, они не нуждаются в помощи, чтобы одеваться, кушать, пользоваться туалетом. По мере накопления опыта и овладения речью у них раскрываются новые таланты. Всё это оказывает существенное влияние на их отношения с окружающими. Реакции взрослых и сверстников на те или иные действия ребёнка определяют его поведение и самочувствие.

В этот период дети постепенно формируют собственную точку зрения по многим вопросам. Однако в процессе расширения социального общения детей (социализации) и приобретения определённой независимости они начинают контролировать свои побуждения и мотивы действий.

В общении с другими детьми и взрослыми у ребёнка формируются формы поведения, приемлемые в его социальном окружении и в обществе в целом. Этот процесс называется социализацией; в ходе его дети усваивают, что в их поведении является социально приемлемым, а что — нет. Однако их оценки не всегда совпадают с общепринятыми, поскольку основываются не на знании существующих в обществе правил и норм, смысла которых они ещё не понимают, а на собственном незначительном жизненном опыте. Вот почему многие запреты дети чаще всего воспринимают как несправедливые или необоснованные.

6 стр., 2517 слов

59 Психологическая характеристика дошкольного возраста. особенности общения со взрослыми и сверстниками. doc

... вопросов. Общение носит внеситуативный характер ... возраста у ребенка развивается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми. Она протекает в форме совместно-познавательной деятельности. Мотив общения – познавательный. Дети задают много ...

Некоторые дети приблизительно в годовалом возрасте начинают усваивать правила поведения, сообщаемые им родителями, а усвоив, учатся контролировать свои побуждения. Признаки того, что ребёнок адаптируется к социальным нормам и старается не обмануть ожидания взрослых, проявляются по-разному.

Дети вносят ощутимый вклад в собственную социализацию, сигнализируя взрослым о необходимости более серьёзного руководства и тщательного контроля. Таким образом они, в свою очередь, осуществляют контроль за тем, как ведут себя по отношению к ним родители и воспитатели.

Можно сделать вполне определённый вывод: развитие отношений между родителями и детьми — это улица с двусторонним движением.

По мере того как малыши всё больше времени проводят без родителей и периоды их непосредственного общения со взрослыми сокращаются, у них появляется возможность более широкого общения со сверстниками. Например, двухлетний малыш скорее станет играть со сверстником, чем с матерью, хотя оба находятся рядом. Несмотря на то, что малыши, посещающие детский сад, предпочитают играть не с воспитательницей, а с другими детьми, они редко отходят от воспитательниц или других взрослых.

Контакты, возникающие между детьми по поводу каких-то игрушек или предметов — это первая форма социального общения между ними. Раз появились контакты, значит дети будут подражать друг другу, координировать свои действия и стараться понять друг друга.

Учёные утверждают, что, хотя первые контакты малышей в процессе игры ещё непродолжительны, именно они служат проявлением того как развиваются способность к совместным действиям и умение общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительным. Вступая в социальные отношения между собой, общаясь друг с другом на понятном им языке слов и жестов, дети усваивают некоторые общие правила поведения: они хвалят или бранят друг друга, делятся игрушками и искренне сочувствуют, если товарищ по игре упадёт или ударится. Успех среди партнёров по игре в немалой степени зависит от ощущения безопасности и удовлетворённости, которые знакомы детям по их общению с отцом и матерью. Дети со сформировавшимся чувством привязанности к родителям, но не испытывающие страха при расставании с ними — лучшие партнёры в отношениях со сверстниками, чем те, кого при разлуке с родителями охватывает страх.

20 стр., 9955 слов

Особенности общения детей со сверстниками старшего дошкольного возраста

... конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей. Общение со сверстниками - жесткая школа ...

В общении с окружающими у детей появляется широкий спектр эмоций — от любви до ярости.

Агрессивность. Вспышки гнева

В общении развиваются и хорошие черты (желание ухаживать за другими), и нейтрально окрашенные и негативные. Так, в играх могут проявляться агрессивность и гнев. Но у детей в возрасте до двух лет подобные эмоции скоротечны, это случайные вспышки, не сопряжённые с сознательной агрессивностью. Но к двум с половиной — трём годам возможны проявления и настоящей агрессивности с угрожающими жестами и звуками. Установлено, что двух-трёхлетние дети, как правило, агрессивно настроены вследствие конфликтов с родителями, особенно если те, не умея или не желая объяснить причину своего недовольства, прибегают к силе или неумело используют свой авторитет. Дошкольники (4−5 лет) более агрессивны после ссор с братьями и сёстрами или партнёрами по игре. Помимо прочего это свидетельствует, что в таком возрасте общение со взрослыми уступает место общению со сверстниками.

Глава 2. Сотрудничество и общение ребёнка со взрослыми

Овладение ребёнком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми — необходимое условие психического и личностного развития ребёнка, его первая социальная потребность. Особенное значение удовлетворение этой потребности имеет в младенческом возрасте, когда ребёнок нуждается в заботе и ласке взрослых, в эмоциональном контакте с ними. Эта потребность младенца удовлетворяется в непосредственно-эмоциональном общении со взрослым. Недостаток такого общения приводит к «эффекту госпитализма» — замедленному эмоциональному развитию ребёнка, что тормозит его общее развитие.

8 стр., 3994 слов

Развитие общения детей второй младшей группы со сверстниками посредством игр и упражнений

... возрасте выделяют две сферы общения - с взрослым и со сверстником [35, С. 7]. Нас интересует сфера общения ребёнка со сверстниками. Общение ребенка со сверстником - коммуникативная деятельность, в ... М. Царегородцева). Во второй год наблюдается первоначальное становление общения со сверстниками. Субъектное отношение ребенка к партнеру неустойчиво и перемежается восприятием его как интересного ...

Общение со взрослыми выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе. На первоначальных стадиях возрастного развития функции, формы и содержание общения со взрослыми непосредственно связаны с овладением ребёнком предметным миром. В общении со взрослыми формируются потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним и к миру, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, и лишь к 6 — 7 годам у ребёнка выделяется «собственно коммуникативная деятельность».

На протяжении младшего школьного возраста общение со взрослыми остаётся одним из ведущих факторов развития личности ребёнка, хотя к концу этого этапа общение со сверстниками начинает играть всё более значительную роль. В подростковом возрасте на первый план выступает общение со сверстниками, основная функция которого связана с формированием способности строить отношения с окружающими в зависимости от различных задач и требований, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно принимать или не принимать нормы, принятые в коллективе.

Именно в дошкольном и школьном детстве наиболее чётко прослеживаются взаимосвязи общения и развития таких сторон самосознания ребёнка, как самопознание, самооценка, саморегуляция. Общение со взрослыми в старшем школьном возрасте приобретает существенное значение в связи с возникающими в ранней юности проблемами перспективного жизненного самоопределения.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... деепричастия); Вступает в коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками; Рассказывает сказки, стихи, небольшие истории о событиях ... за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими ... нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на ...

Таким образом, потребность в общении — одна из основных социальных потребностей человека, она рано возникает и постепенно развивается. Однако, как показывает практика воспитания, данная потребность ребёнка нередко не получает своего удовлетворения, а, следовательно, и дальнейшего развития в силу отсутствия в реальном образовательном процессе необходимых условий. У многих детей и школьников существует глубокая неудовлетворённость потребности в неформальном личностном общении со взрослыми, что ведёт к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в социально-психологической адаптированности.

Глава 3. Отношения дошкольников со сверстниками

Дети от года до трёх лет большую часть времени проводят с родителями или воспитателями, дошкольники же — в общении со сверстниками. К 3−4 годам частота и интенсивность общения детей с родителями, воспитателями и со сверстниками становятся примерно одинаковыми. Это способствует тому, что ещё недавно такие крепкие связи детей с родителями заметно ослабевают, но зато теперь у детей появляется потребность, а главное, возможность стать более независимыми и физически, и духовно, и эмоционально, и даже в какой-то мере — социально. К 3 годам имеющийся опыт помогает детям поддерживать нормальные отношения со сверстниками. Как показывают исследования, дети, накопившие к 3−4 годам такой опыт, общались со сверстниками гораздо более свободно, раскованно, чем те, у которых такого опыта не было совсем или его было недостаточно.

Для многих детей первым значимым опытом общения со сверстниками (а это не обязательно одногодки) являются отношения с их братьями и сёстрами.

Часто старший брат или сестра служат образцом, который младший ребёнок постоянно копирует. Исследования показывают, что дети любят подражать во всём старшим братьям и сёстрам, с удовольствием играют с игрушками, от которых те уже отказались.

11 стр., 5249 слов

Общение ребенка со сверстниками 3 — 6 (7) лет

... взрослого состоит в том, чтобы наладить отношения между детьми. Для этого взрослый: демонстрирует ребенку достоинства сверстников; ласково называет каждого ребенка поименно; хвалит партнеров по игре ... слышать его и отвечать на его предложения. У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется в неумении ...

В отношениях между старшими и младшими возможны разные формы общения и типы поведения — от социально приемлемых до асоциальных, агрессивных. Эти отношения подготавливают детей к общению с людьми вне дома.

Обычно братья и сёстры крепко привязываются друг к другу, между ними рано и надолго устанавливаются близкие и устойчивые отношения. Но если ребёнку недостаёт внимания со стороны взрослых, если его обделяют лаской или он чувствует себя покинутым, у него могут возникнуть чувство одиночества, отверженности и естественная ревность к братьям и сёстрам, обида на братьев и сестёр, а нередко и на родителей. Чаще всего такие чувства возникают с появлением на свет младших братьев и сестёр, которым родители уделяют больше внимания в силу естественных причин: за малышами требуется больший уход, им нужна постоянная забота родителей. Не удивительно, что для старших детей малыш становится барьером, который разделяет их и родителей. Именно на малыша дети возлагают вину за то, что родители уделяют им внимания меньше, чем прежде. Им не нравится, что приходится делиться с малышами любимыми игрушками или другими вещами. Это, как правило, вызывает у детей чувство огорчения, неудовольствия. Ещё бы: ведь ещё совсем недавно всё внимание родителей было сосредоточено на них…

Глава 4. Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми

При поступлении ребёнка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается и в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта — складывающиеся в школе межличностные отношения. Это так называемая «скрытая программа социализации», благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нём другие.

С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития.

4.1 Отношения со сверстниками

В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с тобой за партой?»

Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока ещё сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведённый Я. Л. Коломинским: «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чём дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдаёт её товарищу сам. Он подаёт ручку учительнице, которая и передаёт её ученику».

Младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Если у ребёнка к 9−10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребёнок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддержать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определённую динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5 — 7 лет друзья — это прежде всего те, с кем ребёнок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т. п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно, по мере освоения ребёнком школьной действительности, у ребёнка складывается система личных отношений в классе. Её основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников («звёзды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учатся; девочки отличаются привлекательной внешностью.

Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладают некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности общения со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Перечисленные общие качества имеют определённую специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.

Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.

«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учёба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушением дисциплины, а также плаксивость.

Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определённые личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.

Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания им другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений и т. д.

Специфика социальной перцепции младших школьников сказывается и на особенностях их первого впечатления о другом человеке. В целом становясь более точным и дифференцированным к третьему классу, первое впечатление отличается у детей ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на внешние признаки. Физический облик и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается образ другого человека. Поэтому взрослые, работающие с младшими школьниками (впрочем, не только с ними), должны обязательно учитывать ориентацию детей на внешность и уделять специальное внимание своему костюму.

Необходимо отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, т. е. у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают своё положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определённое положение в группе сверстников. Напряжённость этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.

О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9 — 10 лет (в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.

Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации воспитательных мероприятий. Нередко учителя начальных классов практикуют осуждение ученика за какой-либо проступок перед всем классом. Это мощный травмирующий фактор для ребёнка, последствия которого зачастую требуют от психолога срочного психотерапевтического вмешательства.

Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. Однако если у ребёнка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестаёт осознавать и не очень переживает своё объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребёнка из «отверженного» в признаваемого.

4.2 Роль учителя в становлении межличностных отношений у младших школьников

В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока ещё у детей не сложилось собственного отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом.

Анализ характеристик, которые педагоги давали детям с различным социальным статусом, показывает, что «изолированных» детей не любят сами педагоги. Это значит, что учителя вольно или невольно могут способствовать усилению изоляции ребёнка в классе. Систематические отрицательные оценки и осуждения, резкие замечания в адрес ребёнка («Опять ты всем мешаешь!») становятся для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим одноклассника, и некритически повторяются в собственных оценках детей, которые перестают понимать сверстника.

Негативное влияние на положение ученика в системе межличностных отношений может оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребёнка всему классу в качестве примера для подражания. Дети, иногда несправедливо, начинают считать таких школьников «любимчиками» и «подлизами» и потому избегают общения и ними.

В этой связи необходимо отметить, что дидактогении (т. е. нарушения психогенного характера, вызванные непедагогическими поступками учителей) наиболее часто встречаются именно у младших школьников.

Вместе с тем именно педагог, в силу своей исключительной значимости для младшего школьника, может сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы. Поведение учителя в каждом конкретном случае должно строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребёнка, уровня развития межличностных отношений в классе и пр.

Для общей оценки уровня сформированности у младших школьников навыков общения со сверстниками ориентиром может служить шкала развития социальных отношений, разработанная А. Гезеллом. Для детей 6 и 9 лет приведены следующие профили социального поведения:

6 лет:

  • Явный интерес к заключению дружбы и дружеских отношений с соучениками.
  • Умение ладить с друзьями, но игра детей не продолжается долго, если происходит без надзора.
  • Ребёнок спорит, физически борется. Каждый из детей хочет настоять на своём.
  • Часто жалуется.
  • По отношению к некоторым детям ребёнок может быть очень властолюбивым. Он часто исключает третьего: «Ты играешь с Франтиком? Тогда я с тобой играть не буду!» В игре он не умеет проигрывать и будет жульничать, если это нужно для выигрыша. Он думает, что и его друзья жульничают и не ведут себя как полагается.

9 лет:

  • У большинства детей бывает хороший друг того же возраста и пола, ребёнок входит в определённую группу детей.
  • Он хорошо ладит с ними, несмотря на бывающие иногда ссоры и разногласия. Интерес в меньшей степени направлен на собственное отношение к другу, чем на то, что они делают вместе. Важны цели и сама деятельность. Присутствует действительно кооперативная деятельность.
  • Компания или клуб — это важно. Ребёнок может подавить свои собственные интересы и требования, чтобы удовлетворить группу. Он старается соблюдать правила (стандарты) группы и критиковать тех, кто их не выполняет. Девочки начинают с удовольствием проводить вечера вместе.
  • Начало обожания старшего ребёнка или взрослого.
  • Начинается оценка, а не только обсуждение других.
  • Мальчики часто добродушно шумят и борются; в то время как мальчики кричат, девочки хихикают и шепчутся.

Как уже отмечалось, для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребёнка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. Их основой является позитивная самооценка. В младшем школьном возрасте у ребёнка, как правило, складывается определённая самооценка в отношении своих учебных способностей и общих возможностей. Конечно, наиболее благополучный вариант, когда самооценка достаточно высока и адекватна. Условием этого является знание ребёнком своих способностей и наличие возможности для их реализации. Очень важно, чтобы ребёнок знал: я могу и умею это, а вот это я могу и умею лучше всех.

Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребёнка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценности или, в случае неудачи, напротив, чувства неполноценности.

Умелость ребёнка может проявляться в самых разных областях и носить самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых, и сверстников. Так, например, кто-то лучше всех решает задачи по математике («наш математик»), кто-то быстрее всех бегает («он у нас спортсмен»), или лучше всех играет в «ножички», или умеет рисовать, или играет на музыкальном инструменте, или дольше всех может отбивать головой футбольный мяч, или шевелить ушами.

Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других такие качества, которые непосредственно не связаны с учёбой.

Задача взрослых помочь каждому ребёнку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Иллюстрацией может служить такой эпизод из школьной жизни: один из второклассников отличался очень низкой успеваемостью по всем основным предметам. Неуспех его приобрёл хронический характер и перспектив на улучшение было немного: ребёнок ходил в школу неохотно, на уроках был пассивен, домашние задания выполнял нерегулярно. В классе ни с кем не дружил. Но мальчик хорошо рисовал. И рисовал везде: в альбоме, в тетрадях, иногда на парте. И тогда его учительница, отчаявшись как-то повлиять на нерадивого школьника и его родителей, предприняла следующий шаг: она организовала в школе персональную выставку рисунков своего ученика и его родителей, которые были профессиональными художниками. Выставка имела большой успех, мальчик был очень горд. Это событие преобразило его. Он стал более внимателен к тому, что происходит в классе и в школе. Согласился на дополнительные занятия с учительницей. Отношение одноклассников к нему также изменилось в лучшую сторону. Маленький художник не стал отличником, но отношение ребёнка к школе и классу и его класса к нему во многом переменилось.

Таким образом, умелость ребёнка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.

Заключение

Таким образом, потребность в общении — одна из основных социальных потребностей человека, она рано возникает и постепенно развивается. В общении с другими детьми и взрослыми у ребёнка формируются формы поведения, приемлемые в его социальном окружении и в обществе в целом. Общение со взрослыми — необходимое условие психического и личностного развития ребёнка, его первая социальная потребность. Особенное значение удовлетворение этой потребности имеет в младенческом возрасте, когда ребёнок нуждается в заботе и ласке взрослых, в эмоциональном контакте с ними. Эта потребность младенца удовлетворяется в непосредственно-эмоциональном общении со взрослым.

Общение со взрослыми выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе. В общении со взрослыми формируются потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним и к миру, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность. В дошкольном и школьном детстве наиболее чётко прослеживаются взаимосвязи общения и развития таких сторон самосознания ребёнка, как самопознание, самооценка, саморегуляция.

Социально-содержательное общение со сверстниками — неотъемлимое условие личностного становления. Оно постоянно приобретает новые оттенки, делаясь всё более интенсивным по мере физического и умственного развития ребёнка. Важным средством формирования отношения со сверстниками является игра. Партнёрами по игре дети выбирают сверстников охотнее, чем родителей.

Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций.

В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу, ведь в начале школьного обучения, пока ещё у детей не сложилось собственного отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость. Задача взрослых помочь каждому ребёнку реализовать свои потенциальные возможности. Умелость ребёнка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.

Список используемой литературы

1) Психология и педагогика — Юнита 1. Общая психология — М.: Современный гуманитарный университет. 2000

2) Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими. — М., 1993

3) Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. — Минск, 1969

4) Бабич Н. И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников // Вопросы психологии. — 1990. — № 2

5) Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 1968

6) Общение и формирование личности школьника / Под. ред. А. А. Бодалева и Р. Л. Кричевского. — М., 1987

23

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector