Этический аспект устной и письменной речи

Работа на тему:

Этическийаспект устной и письменной речи

2006

/>Содержание

Введение. 2

1.     Языковые особенности устной речи. 4

2. Этика речевого общения иэтикетные формулы речи. 6

§ 2.1. Приветствие. Обращение. 7

§ 2.2. Этикетные формулы… 8

§ 2.3. Эвфемизация речи. 9

3.     Особенностиписьменной речи. 10

Заключение. 15

Список литературы… 17

Введение

Культура речи — сложное понятие.[1] В быту, вобиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи — это еще и целая отрасль языкозна­ния, называемая иногда ортологией. Культураречи как наука о языке как раз и занимается выработкой и упо­рядочениемразнообразных правил, а правила речи ин­тересуют каждого из нас.

Энциклопедия сообщает: «Высокая культура речипредполагает достаточно высокий уровень общей куль­туры человека, сознательнуюлюбовь к языку, культуру мышления. Вершиной речевой культуры, эталоном и«точкой отсчета» явлений, осознаваемых в качестве нормативных, признаетсялитературный язык, где за­крепляются и накапливаются, как в сокровищнице,культурные традиции народа, достижения мастеров сло­ва, писателей».

Следовательно, можно сказать, что человек, позна­вшийнормы родного языка, владеет культурой речи, и наоборот, владеющий культуройречи всегда придержи­вается нормы. Это не исключает, конечно, стилистическогоразнообразия его речи, а как раз и предполагает такое разнообразие каквоплощение речевого мастерст­ва.

Ученые, разрабатывающие проблемы культуры речи,служат живым потребностям общества, осмысляя и со­вершенствуя речевую практикународа. Они занимаются нормализаторской деятельностью, а также языковойполитикой.[2]

Борьба за культуру речи не ослабевает ни на одиндень. Оценивая тот или иной языковый факт, то или иное речевое употребление,языковеды учитывают, во-первых, насколько этот факт находится в соответствии сязыко­вой системой, с законами языка, его строем, а во-вто­рых — насколькомассово и регулярно воспроизводится этот факт в речи образованных людей — носителей ли­тературного языка.

Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал:[3]

Слово — тончайшее прикосновение к сер­дцу; ономожет стать и нежным, благоухан­ным цветком, и живой водой, возвращаю­щей верув добро, и острым ножом, ковыр­нувшим нежную ткань души, и раскаленным железом,и комьями грязи… Мудрое и доб­рое слово доставляет радость, глупое и злое,необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить,ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить,рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотво­рить улыбку — и вызвать слезы,породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — ипривести в оцепе­нение силы души.

32 стр., 15792 слов

Л.С.Выготский о соотношении мысли, речи и языка и о психологической ...

... индивидом ценностей культуры, опосредованного общением. Культурные знания, прежде всего знаки языка, служат ... исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в ... речи был не просто своеобразным итогом и синтезом всех предшествующих исследований в этом направлении, но и... попыткой построить более или менее целостную психолингвистическую теорию (хотя... слова ...

 

/>/>1. Языковыеособенности устнойречи

Среди функциональных разновидностей языка, особоеместо занимает разговорная речь.

Разговорной является такая речь носи­телейлитературного языка, которая реализуется спонтанно в неофициальной обста­новкепри непосрёдствённом участии партнеров общения.

Разго­ворная речь имеет существенные особенностина всех языковых уровнях, и поэтому ее часто рассматривают как особую языковуюсистему. Поскольку языковые особенности разговорной речи не зафиксированны вграмматиках и словарях ее называют некодифицированной, противопоставляя темсамым кодифицированным функ­циональным разновидностям языка.[4]

Важно подчеркнуть, что разговорная речь — этоособая функциональная разновидность именно литературного языка. Не­вернодумать, что языковые особенности разговорной речи — это речевые ошибки, которыхследует избегать. Отсюда вытекает важ­ное требование к культуре речи: вусловиях проявления разговор­ной речи не следует стремиться говоритьпо-письменному, хотя надо помнить, что и в разговорной речи могут быть речевыепогрешнос­ти, их надо отличать от разговорных особенностей.

Функциональная разновидность языка «разговорнаяречь» ис­торически сложилась под влиянием правил языкового поведения людей вразличных жизненных ситуациях, т. е. под влиянием усло­вий коммуникативноговзаимодействия людей. Все нюансы феномена человеческого сознания находят своевыражение в жанрах речи, в способах ее организации. Говорящий человек всегдазаяв­ляет о себе как о личности, и только в этом случае возможно уста­новлениеконтакта с другими людьми.

Успешное речевое общение — это осуществлениекоммуника­тивной цели инициаторов общения и достижение собеседниками согласия.[5]Обязательными условиями успешного общения являются заинтересованностьсобеседников в общении, настроенность на мир адресата, умение проникнуть вкоммуникативный замысел говорящего, способность собеседников выполнить жесткиетребования ситуативного речевого поведения, разгадать «творческий почерк» го­ворящегопри отражении реального положения дел или «картины мира умение прогнозировать«вектор» диалога или полилога. Поэ­тому центральное понятие успешности речевогообщения — поня­тие языковой компетенции, которая предполагает знание правилграмматики и словаря, умение выражать смысл всеми возможными способами, знаниесоциокультурных норм и стереотипов рече­вого поведения, которая позволяетсоотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего и,наконец, де­лает возможным выражение собственного осмысления и индивиду­альногопредставления информации.

Причины коммуникативных неудач коренятся внезнании языковых норм в различии фоновых знаний говорящего и слушателя, вразнице их социокультурных стереотипов и психологии, а также, в наличии«внешних помех».

Коммуникативные цели собеседников обусловливаютречевые стратегии, тактики, модальность и приемы ведения диалога. К со­ставляющимречевого поведения относятся экспрессивность и эмотивность высказываний.

10 стр., 4603 слов

Особенности речевого поведения в социальном взаимодействии

... турного языка «разговорная речь» являет собой пример коммуни­кативного взаимодействия людей, и следовательно, показывает все нюансы целенаправленного поведения. Неофициальность обстановки общения, ситуативная обусловленность речи, ее ... тон, тембр голоса. Речевые формы правильной настроенности на мир слушаю­щего самые различные: вид обращения, интонация, тембр голоса, темп речи, полторы, особые ...

Приемы речевой выразительности являются основойприемов художественной литературы и ораторского искусства; ср. приемы: анафоры,антитезы, гиперболы, литоты; цепочки синонимов, градации, повторы, эпитеты,вопросы без ответа, вопросы самоверифи­кации, метафоры, метонимии, иносказания,намеки, аллюзии, пе­рифразы, переадресацию третьему участнику; такие средствавы­ражения субъективной авторской модальности, как вводные слова и предложения.

 

/>/>2. Этика речевого общения и этикетные формулы речи

Этика речевого общения начинается с соблюденияусловий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату,демонстрации заинтересованности в разговоре, «понима­ющего понимания» — настроенности на мир собеседника, искрен­него выражения своего мнения,сочувственного внимания. Это пред­писывает выражать свои мысли в ясной форме,ориентируясь на мир знаний адресата. В праздноречевых сферах общения в диало­гахи полилогах интеллектуального, а также «игрового» или эмоци­онального характераособую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналамивнимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не толькорегулятивные реплики, но и паралингвистические средства — мимика, улыбка,взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.

Таким образом, речевая этика — это правиладолжного речевого поведения, основанные на нормах морали, националь­но-культурныхтрадициях.[6]

Этические нормы воплощаются в специальныхэтикетных ре­чевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансам­блемразноуровневых средств: как полнознаменательными слово­формами, так и словаминеполнознаменательных частей речи.

Главный этический принцип речевого общения — соблюдение паритетности – находит свое выражение, начиная с приветствия икончая прощанием на всем протяжении разговора.

 

/>/>§ 2.1. Приветствие. Обращение

Приветствие и обращение задают тон всемуразговору. В за­висимости от социальной роли собеседников, степени близости ихвыбирается ты-общение или вы-общение и соответственно привет­ствия здравствуйили здравствуйте, добрый день, привет, салют, приветствую и т. п. Важную рольиграет также ситуация общения.

Обращение выполняет контактоустанавливаюшуюфункцию, является средством интимизации, поэтому на протяжении всей ре­чевойситуации обращение следует произносить неоднократно; это свидетельствует и одобрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам.

Национальные и культурные традиции предписываютопреде­ленные формы обращения к незнакомым людям. Если в начале векауниверсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второйполовине XX века большое распространение по­лучили диалектные южные формыобращения по признаку пола — женщина, мужчина. [7]

В последнее время нередко в непринужден­нойразговорной речи, при обращении к незнакомой женщине упот­ребляется слово дама,однако при обращении к мужчине слово гос­подин используется только вофициальной, полуофициальной, клуб­ной обстановке. Выработка одинаковоприемлемого обращения к мужчине и к женщине — дело будущего: здесь скажут своеслово социокультурные нормы.

11 стр., 5150 слов

3. Современная система речевых норм. Ее отличие от норм оценки ...

... общественно-речевой практикой (художественной литературой, сценической речью, радиовещанием). В литературном языке различают следующие типы норм: нормы письменной и устной форм речи; нормы письменной речи; нормы устной речи. К ... и от средств. Этикетные – зависят от соотношение социальных ролей, от языка (у каждого – свой) 4. Общение. Функции и цели общения. общение и коммуникация. Общение – 1) ...

/>/>§ 2.2. Этикетные формулы

В каждом языке закреплены способы, выражениянаиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. Taк, привыражении просьбы в про­щении, извинении принято употреблять прямую, буквальнуюфор­му, например, Извини(те), Прости(те).[8]При выражении просьбы принято представлять свои «интересы» в непрямом,небуквальном высказывании смягчая выражение своей заинтересованности и оставляяза адресатом право выбора поступка; например: Не мог бы ты сейчас сходить вмагазин?; Ты не сходишь сейчас в мага­зин? При вопросе Как пройти..? Гденаходится..? также следует предварить свой вопрос просьбой Вы не могли бысказать?; Вы не скажете..?

Существуют этикетные формулы поздравлений: сразупосле обращения указывается повод, затем пожелания, затем заверения вискренности чувств, подпись. Устные формы некоторых жанров раз­говорной речитакже в значительной степени несут печать ритуализации, которая обусловлена нетолько речевыми канонами, но и «пра­вилами» жизни, которая проходит вмногоаспектном, человеческом «измерении». Это касается таких ритуализованныхжанров, как тос­ты, благодарности, соболезнования, поздравления, приглашения.

Этикетные формулы, фразы к случаю — важнаясоставная часть коммуникативной компетенции; знание их — показатель вы­сокойстепени владения языком.

/>/>§ 2.3. Эвфемизация речи

Поддержание культурной атмосферы общения, желаниене огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не. вызвать дискомфортноесостояние — все это обязы­вает говорящего, [9]

во-первых, выбирать эвфемистическиеноминации,

во-вторых, смягчающий, эвфемистическийспособ выражения.

Исторически в языковой системе сложились способыперифрастической номинации всего, что оскорбляет вкус и нарушает куль­турныестереотипы общения. Это перифразы относительно ухода из жизни, половыхотношений, физиологических отправлений; на­пример: он покинул нас, скончался,ушел из жизни; название кни­ги Шахетджаняна «1001 вопрос про это» об интимныхотношениях.

Смягчающими приемами ведения разговора являютсятакже косвенное информирование, аллюзии, намеки, которые дают по­нять адресатуистинные причины подобной формы высказыва­ния.

Кроме того, смягчение отказа или выговора можетреализоваться приемом «смены адресата», при котором делается намек илипроецируется речевая ситуация на третьего участника разговора.

В традициях русского речевого этикета запрещаетсяо присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), таким обра­зом, все присутствующиеоказываются в одном «наблюдаемом» дейктическом пространстве речевой ситуации «Я- ТЫ (ВЫ) — ЗДЕСЬ — СЕЙЧАС». Так показывается уважительное отношение ко всемучастникам общения.

Принято считать, что Ты-общение всегда являетсяпроявле­нием душевного согласия и духовной близости и что переход на Ты-общениеявляется попыткой интимизаций отношений.

Паритетные отношения как главная составляющаяобщения не отменяют возможности выбора Вы-обшения и Ты-общения в зависи­мостиот нюансов социальных ролей и психологических дистанций.

11 стр., 5468 слов

Тема Речевой этикет План лекций №5 (1 час)

... общества на личность. Главная цель речевой коммуникации ­обмен информацией различного рода»26. Подчеркнем, что язык - важнейшее универсальное средство чело­веческого общения. Он живет и развивается, соединяя ... на обеспечение деловых людей (предпринимателей, менеджеров) прави­лами культурной речи. Искусство деловой речи учитывает коммуни­кацию как специфическую форму взаимодействия людей в процессе ...

Один и те же участники общения в различныхситуациях мо­гут употреблять местоимения «вы» и «ты» в неофициальной обста­новке.Это может свидетельствовать об отчуждении, о желании ввес­ти в речевую ситуациюэлементы ритуального обращения.

/>/>3. Особенности письменной речи

Основной, если не единственной, формой реализацииразго­ворной речи является устная форма.

К письменной форме разго­ворной речи можно отнеститолько записки и другие подобные жан­ры. Так, сидя на собрании, можно написатьприятелю Уйдем? — и в условиях данной ситуации и соответствующих фоновых знанийбудет ясно, о чем идет речь. Сущест­вует мнение, что все особенностиразговорной речи порождаются не условиями ее реализации, а именно устнойформой. Другими словами, считается, что нечитаемые официальные публичные устныетекс­ты строятся так же, как и неофициальные спонтанные. [10]

Так ли это? Вне всякого сомнения, вся­кий устныйпубличный текст, не читаемый «по бумажке», имеет, свои существенныеособенности.

Известная исследовательница уст­ных текстов О. А.Лаптева, которой и принадлежит версия об устности как ведущем признакенекодифицированных текстов, спра­ведливо отмечает особый, неизвестныйписьменным текстам, ха­рактер членения любых устных нечитаемых текстов.[11]

Говорящий формирует высказывание и текст в целом.Он фор­мирует св.ой стиль письменной речи, «точку зрения» при отраже­нии в речикаких-то событий, явлений, фактов, фрагментов «кар­тины мира». Роль говорящегопроявляется и в способе линейной организации речи, в выборе главного «участникадействия»; напри­мер, синтаксическая позиция в начале предложения предназначе­надля обозначения того, о чем (о ком) говорится в предложении, то есть для темывысказывания; и от того, что именно говорящий де­лает темой, зависит видсинтаксической конструкции и ее смысл.

Необходимым условием жанра речевого общенияявляется искренность, которая возможна при внутренней близости родственных илидружелюбно настроенных людей. «Ха­рактерный для понятия искренности контекстсогласия соответст­вует этимологическому значению слова: искренний означало«близ­кий, приближенный, находящийся рядом». Какой бы модус ни преобладал вписьме, сам факт адресации своих чувств-мыслей в письменной форме,предполагающей несиюминутное прочтение, свидетельствует о существовании уавтора возможности использо­вать естественный способ экспликации себя какличности.

Регулярность переписки определяется рядомфакторов:[12]

a.   от­ношениямимежду участниками этого вида речевого общения;

b.   внеш­нимиобстоятельствами переписки;

c.   актуальностьюдля адресата тем;

d.   частотностьюпереписки.

И. Н. Кручинина, анализируя стилистическиеособенности это­го жанра, приходит к выводу о том, что непринужденность отноше­нийс адресатом — главное условие переписки, а «отсутствие этой предпосылки обычносразу же ощущается как препятствие для общения [13]

Стихия разговорной речи в письме сказывается вдиссонансе линейных синтаксических связей; это свидетельствует о «быстромпроговаривании» пишущего, о произвольном характере тематичес­ких элементов входе изложения мыслей. Эта тенденция «нанизывания», тематически важных, с точкизрения автора письма, элементов характерно и для форми­рования всей структурыписьма: письмо может быть тематически дискретным, насыщенным ассоциативнымиэлементами и добавоч­ными сообщениями.

13 стр., 6484 слов

Невербальные средства общения в речевой деятельности человека 2

... кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика. Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи. Средства невербальной ... образом, язык тела сам по себе является разновидностью "параллельного" языка, сопровождающего, как правило, речевые выражения ... (или их еще называют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические. К фонационным ...

Прагматическое условие солидарности и согласия вжанре письма находит свое формальное выражение в «формулах» при­ветствия ипрощания, берущих свое начало в глубине веков.

Вот мнение по этому поводу известного лингвиста Д.М. Пешковского: «Говорить литературно, то есть в полном согласии с законамипись­менной речи, и в то же время с учетом особенностей устной речи и отличияпсихики слушателей от психики читателей, не менее трудно, чем говорить простолитературно. Это особый вид собственно лите­ратурной речи — вид, который я быназвал подделкой письменной речи под устную. Такая подделка действительно необходимав той или иной степени во всех публичных выступлениях, но она ничего общего неимеет с тем случаем, когда оратор не умеет справиться со стихией устной речиили не умеет ориентироваться в должной мере на письменную»

Разговорность может опустить ее до бытовогоуровня. И оратор должен постоянно балансировать, выбирая оптимальный стильречи. Кстати, установлено, что при восприятии письменной речи человеквоспроизводит потом лишь 50% полученного сообще­ния. При восприятии того жесообщения, построенного по законам устного изложения мысли, воспроизводится уже90% содержания.[14]

Установилось своеобразное соотношение формреализации с основными функциями специального языка: в функции накопления и передачизнаний «письменная (точнее, печатная) речь занимает почти монопольноеположение»; в функции распространения зна­ний преимущество также на сторонеписьменной речи; в професси­ональном общении ведущей остается устная речь.

Итак, деловая речь есть, по существу, совокупностьстандар­тов письменной речи, необходимых в официально-деловых отноше­ниях. Этистандарты включают в себя как формы документации, так и со­ответствующие имспособы речевого изложения. Тезис о высокой регламентированности официально-деловойречи находит свое под­тверждение не только в обязательных требованиях кпостроению и составлению документов, но и в возможности нормализации — вне­сенияизменений в правила построения и составления документов в процессе ихунификации. Это касается обеих сторон документа его формы и его языка.

В настоящее время текстовые и языковые нормыделовой речи испытывают давление со стороны все шире развивающегося спосо­басоставления, хранения и передачи документов при помощи элек­тронно-вычислительнойтехники.

Имеет место «автоматизация ин­формационныхпроцессов в аппарате управления», академик А. П. Ершов называет это«компьютеризацией деловой прозы».[15]По его мнению, деловая проза «всегда внутренне формали­зована», это«лингвистический феномен, который, сохраняя многие свойства языка в целом, в тоже время самой своей сутью подготовлен для того, чтобы стать объектоммеханизации», благо­даря «регламентирующему действию формальной модели, лежа­щейв основе данной области производственных отношений».

Итак, деловая речь есть, по существу, совокупностьстандар­тов письменной речи, необходимых в официально-деловых отноше­ниях.

Эти стандарты включают в себя как формыдокументации, так и со­ответствующие им способы речевого изложения.

11 стр., 5290 слов

Ораторская речь

... этику речевого общения и этикетные формулы речи эстетические качества речи особенности письменной речи Теоретической основой работы послужила отечественная и зарубежная научная и учебная литература, периодические издания в области русского языка. ...

Тезис о высокой регламентированностиофициально-деловой речи находит свое под­тверждение не только в обязательныхтребованиях к построению и составлению документов, но и в возможностинормализации — вне­сения изменений в правила построения и составлениядокументов в процессе их унификации. Это касается обеих сторон документа — егоформы и его языка.[16]

 

/>/>Заключение

Разговорная речь имеет свою эстетическуюатмосферу, кото­рая обусловлена глубинными процессами, соединяющими человека собществом и культурой.

Исторически сложились относительно устойчивыеформы ре­чевого общения — жанры. Все жанры подчинены правилам рече­вой этики иязыковым канонам. Этика речевого общения предписы­вает говорящему и слушающемусоздание благожелательной то­нальности разговора, которая приводит к согласию иуспешности диалога.

Современное общество характеризуется интенсивнымразвитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи,следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, нои новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил составнаук, занимающихся речью.

К ним следует отнести и культуру речи, истилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистикутекста, и психологию общения и мн. др.

Большинство дисциплин, введенных в образовательныйпроцесс в рамках общественно-политических, экономических и даже техническихспециальностей, имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам. К нимпридется отнести связи с общественностью, менеджмент и администрирование,различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины. Реальная речеваяпрактика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций вовремя проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, какискусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейскойкультуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовойкультуры получает разные новые именования.

Тем не менее, если мы хотим не потеряться вистории филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говоритьименно о риторике, которая в последние 25 лет восстановлена в России какнаучный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследованияи преподавание в школе и вузах.[17]Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким онпредставляется и в развитии русской филологической науки, и в современнойтеории и практике.

/>/>Список литературы

1.   Акишина А. А.,Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978

2.   Боровой Л. Я.Диалог, или Размена чувств п мыслей.- М.: Сов. писатель, 1969.

3.   Верещагин Е. М.,Костомаров В. Г. Язык и культура.- М.: Рус. яз., 1976

4.   Гольдин В. Е.Этикет и речь /Сарат. ун-т, Саратов, 1978

5.   Диалогическаяречь. Монологическая речь лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990

6.   Родос В.Б.Теория и практика полемики. Томск, 1989

6 стр., 2818 слов

Этикет общения с инвалидами

... Слабый слух - это большая проблема для общения, но найти способы эффективного общения можно. Начиная разговор, привлеките внимание своего ... использует. 7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он ... нам нужно обсудить...» Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, ...

7.   Одинцов В. В.Культура спора.- Р\с. речь, 1976, № 4,

8.   Соловьева А. К.О некоторых общих вопросах диалога.- Вопр. языкознания, 1965, № 6,

9.   Русский язык вего функционировании. Уровни языка. М., 1996

10.           Якубинский Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык  иего функционирование. М., 1986