Коммуникации и общение

РОССИЙСКА

ЯАКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северно-западнаяакадемия государственной службы

Факультетподготовки государственных служащих

Специальность:социальная работа

заочное отделение

2 курс, 411 поток

РЕФЕРАТ

по курсу

«Психология»

тема

«Коммуникациии общение»

Выполнила:АФАНАСЬЕВА С.А.

Санкт-Петербург

2002

Содержание

1. Понятие общения… 2

2. Общение какобмен информацией… 3

3. Общение каквзаимодействие (интерактивная сторона общения)… 11

4. Общение как восприятие друг друга">людьми друг друга (перцептивнаясторона общения)    15

5. Заключение. Единство общения и деятельности… 16

Литература… 17

1. Понятие общения

Взаимодействиечеловека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений,которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективныеотношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощии др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этихобъективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностныеотношения, которые изучает социальная психология.

Основнойпуть исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы

— это углубленное изучение различныхсоциальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.
Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общностьне может осуществлять полноценную совместную деятельность, если — не будет установлен контакт между людьми, внее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так,например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступитьс ними в общение.

Общение

— это многоплановый процесс развитияконтактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общениевключает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризованв качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами,но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятиеобщающимися друг друга.
Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную(передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организациисовместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... и искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие подростки не ... действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны просьбы не ...

Такимобразом, деятельность

— часть, сторона общения,а ощущение — часть, сторона деятельности, но вместе они образуют неразрывное единствово всех случаях.

Итак,многоплановый, многоуровневой процесс общения имеет три стороны. Остановимся нахарактеристике каждой из них.

2. Общениекак обмен информацией

Вначале несколько слов офункциях общения на индивидуальном уровне жизни человека. Функции эти многообразны,но обычно, выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативнуюи аффектно-коммуникативную. И на основе этого обычно выделяют три стороны общения:как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми другдруга. Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативнуюсторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всегоимеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются междусобой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все этоможно рассматривать как информацию. Отсюда можно сделать очень заманчивый выводи интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации.

Во-первых,общение нельзя рассматривать как отправление информации или как прием ее, потомучто в отличие от простого движения информации здесь мы имеем дело с отношением двухиндивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информированиеих предполагает налаживание совместной деятельности. В коммуникативном процессепроисходит не только «движение информации», но и, как минимум, активныйобмен ее. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информациипри условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Во-вторых,характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системызнаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами — обмен такой информациейобязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, котороездесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человекана другого.

В-третьих,коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда обаучастника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значение однихи тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково: тому причиной социальные, политические,возрастные особенности.

И,в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфическиекоммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер.

6 стр., 2552 слов

ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ,

... кодификации и декодификации значений. Речь - это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средство вербальной коммуникации - ... значения и изменения на основе этой информации свое поведение. Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ... наука все в большей мере склоняется к мысли, что общение как существенный вид жизнедеятельности каждого человека ...

а) средства коммуникации.Речь.

Передачалюбой информации возможна лишь посредством знаков, точнее

— знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию,но последнюю делят еще на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика,визуальное общение. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему.

Проблемуречи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно с мышлениемречь связана особенно тесно. Генетически речь возникла вместе с мышлением в общественно-трудовойпрактике и развивалась в единстве с ним в процессе общественно-исторического развитиячеловечества. Значительную роль в речи играют и эмоциональные моменты: речь коррелируетсясознанием в целом. Сознание человека формируется в общении между людьми. Основнаяфункция сознания

— осознание бытия, его отражение,и язык и речь выполняют ее специфическим образом: они отражают бытие, обозначаяего. Речь, как и язык, если брать их в единстве, обозначает отражение бытия. Ноони в то же время различны и обозначают два аспекта единого целого. Речь — это деятельность общения — посредством языка; речь — это язык в действии, это форма существования сознания для другого,служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности,или форма существования мышления.

Такимобразом, речь

— особая и наиболее совершеннаяформа общения, свойственная только человеку. В речевом общении участвуют две стороны- говорящий и слушающий. Говорящий отбираетслова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произноситих благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначепонимает высказанную в ней мысль. Ясно, что у обоих — говорящего и слушающего — должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правилапередачи мысли. Таким общим средством и системой правил является тот или иной национальныйязык, вырабатываемый в процессе речевого общения на протяжении многих поколений.

Язык

— строго нормализованная система средствобщения, а речь — его применение в процессеобщения для передачи мысли и чувства. В языке нет мыслей — это набор разных средств для выражения мысли. Когда же из этогонабора отобрана в речи некоторая определенная система языковых средств — в ней будет высказана определенная мысль.

Речьвыполняет две основные функции

— коммуникативную и сигнификативную,благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли,сознания.

Мызнаем, что основным в слове является его значение, его семантическое содержание.Наше внимание обычно сосредоточено на смысловом содержании речи. Каждое слово человеческогоязыка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ тогоили иного предмета; говоря какие-то слова. Мы каждый раз обозначаем тот или инойпредмет, то или иное явление. Этим язык человека отличается от «языка»животных, который выражает в звуках лишь аффективное состояние, но никогда не обозначаетзвуками определенных предметов. Это основная функция слова, которая называется сигнификативной.Обозначающая функция является важнейшей функцией слов, составляющих язык. Она позволяетчеловеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметамидаже в их отсутствие. Как говорят некоторые психологи, слово позволяет «удваивать»мир, иметь дело не только с наглядно воспринимаемыми образами предметов, но и собразами предметов, вызванными во внутреннем представлении с помощью слов.

4 стр., 1804 слов

Структура и средства делового общения

... профессиональном и деловом общении встречаются различные виды речи: речь (язык) жестов, звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя речь. СРЕДСТВА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Все средства общения делятся на две ... ёрнута вверх) и равноправное. Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа ...

Словоимеет и другую, более сложную функцию, оно дает возможность анализировать предметы,выделять их существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Такимобразом, слово является средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связии отношения, которые стоят за предметами внешнего мира. Это вторая его функция обычнообозначается термином значение слова. Овладевая словом, человек автоматически усваиваетсложную систему связей и отношений, в которых состоит данный предмет, сложившихсяв многовековой истории человечества. Эта способность анализировать предмет, выделятьв нем существенные свойства и относить его к определенным категориям и называетсязначением слова.

Ещеодна функция речи

— коммуникативная — включает в себя средства выражения исредства воздействия. Выразительная функция сама по себе не определяет речи; речьне отождествима с любой выразительной реакцией, речь есть только там, где есть значение,имеющее материальный носитель. Всякая речь говорит о чем-то, т.е. имеет какой-топредмет; всякая речь вместе с тем обращена к кому-то. Стержнем смыслового содержанияречи является то, что она обозначает. Но живая речь обычно выражает неизмеримо больше,чем она собственно обозначает. Благодаря заключенным в речи выразительным моментам,она сплошь и рядом далеко выходит за пределы абстрактной системы значений.

Речькак средство выражения включается в совокупность выразительных движений 

— наряду с жестом, мимикой и пр. Звук, как выразительное движение,имеется и у животных. Но речью, словом этот звук становится лишь тогда, когда онперестает только сопровождать соответствующее аффективное состояние субъекта и начинаетего обозначать. Выразительная функция, включаясь в человеческую речь, перестраивается,входя в ее семантическое содержание. В таком виде эмоциональность играет в речичеловека значительную роль. Неверно было бы целиком интеллектуализировать речь,превращая ее только в орудие мышления. В ней есть эмоционально-выразительные компоненты,проступающие в ритме, паузах, в интонациях, в модуляциях голоса и других выразительныхэкспрессивных моментах, которые в большей или меньшей степени всегда имеются в речи — особенно устной, сказываясь,впрочем, и в письменной — в ритме и в расстановкеслов. Человеческая речь не сводится лишь к совокупности знаний, она обычно выражаети эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, и часто к тому, к комуон обращается. Можно даже сказать, что чем она выразительнее, тем более она — речь, а не только язык, потому что,чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется говорящий, его лицо, он сам.

Будучисредством выражения, речь является вместе с тем и средством воздействия. Функциявоздействия в человеческой речи

— одна изнаиболее основных ее функций. Человек говорит не для того, чтобы воздействовать,если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание другихлюдей. Речь имеет социальное предназначение, она — средство общения, и эту функцию выполняет в первую очередь, посколькуслужит средством воздействия.

12 стр., 5591 слов

Система коммуникаций в сфере туризма

... систем коммуникации, их виды, значение и влияние на управление фирмой. Понятие "система коммуникаций" раскрыта в двух аспектах - системы коммуникаций ... коммуникации. Они позволяют продвигать товар данной компании на рынке путем передачи информации потенциальным клиентам о товаре через различные виды рекламы, а также в форме устной речи. ... посещение родственников, знакомых, друзей. . Спортивный туризм. ...

Сигнальнаямимика животных может иметь своим следствием ту или иную реакцию других животных,но средством сознательного воздействия, при помощи которого субъект в состоянииоказать воздействие, соответствующее постановленной им цели, может быть только речь,которая что-то обозначает, имеет определенное значение. Речь в подлинном смыслеслова является средством сознательного воздействия и сообщения на основе ее семантическогосодержания, — в этом специфика речи в подлинном смысле слова, т.е. речи человека.

Итак,в речи человека можно психологическим анализом выделить различные функции, но онине внешние друг другу аспекты, они включены в единство, внутри которого определяюти опосредуют друг друга. Понимание является одним из конституирующих моментов речи.Возникновение речи вне общества невозможно, речь 

— коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь являетсясредством общения и формой существования мысли, сознания — формируются одна через другую и функционируютодна в другой.

Речьобычно должна разрешить какую-то более или менее осознанную говорящим задачу и являетсядействием, оказывающим то или иное воздействие на тех, к кому она обращена. Длятого, чтобы речь стала вполне сознательным действием, необходимо прежде всего, чтобыговорящий четко осознал задачу, которую должна разрешить его речь, ее основную цель.Однако понимание задачи, которую должна разрешить речь, предполагает не только осознаниецели, но и учет условий, в которых она осуществляется. Эти условия определяютсяхарактером предмета, о котором идет речь, и особенностями аудитории, к которой онаобращена. Лишь при учете целей и условий в их соотношении человек знает, что и какему сказать, и может строить свою речь как сознательное действие, способное разрешитьзадачу, которую он поставил.

б)вербальная и невербальная коммуникация

Итак,речь

— это вербальная коммуникация, т.е. процессобщения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняяречь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная — на монологическую и диалогическую:

Видыречевой деятельности:

в

нутренняя,внешняя;

устная

, письменная;

монологическая

, диалогическая.

Всевиды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи являетсяпроизнесение слов (вслух или про себя).

Однако каждый из видов речи имеет свои специфическиеособенности. Когда человек произносит что-то про себя (внутренняя речь), в речедвигательныйанализатор от органов речи поступают кинестезические импульсы. Никакая мысль неможет быть сформулирована без языка и без материальных речевых процессов. При подготовкек устной и, особенно, к письменной речи имеется фаза внутреннего проговариванияречи про себя. Это и есть внутренняя речь.

Внешняяречь, как уже было сказано, бывает устной и письменной. В письменной речи условияобщения опосредствованы текстом. Письменная речь более концентрирована по содержанию,чем устная, разговорная. Под письменной понимают речь с использованием письменныхзнаков. В большинстве современных языков (кроме языков, в которых применяется идеографическоеписьмо), звуки речи обозначаются буквами. Письменная речь

— процесс, в котором имеется образуемый из сложного соотношенияречевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человекомречедвижений (так как звуки языка не могут появиться без речедвижений).

7 стр., 3271 слов

Речь как средство коммуникации

... углубление. Культура поведения в любом общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным ... и сопор, и даже лекция. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень разнообразны. Выбор того или иного средства зависит от ... целей высказывания, количества участников. II. Виды вербальных коммуникаций В своем реферате я хотела бы сказать всего ...

Отсюда понятно,что письменная речь появляется позже устной и формируется на ее основе. Это относитсяк развитию ее как в обществе, так и в индивидуальной жизни человека. Процессы анализаи синтеза видимого и слышимого слова различны. Отсюда следует, что переходы от одногок другому должны специально разрабатываться. В этом состоит задача обучения письменнойречи.

Слышимаяречь, которая кем-то произносится, называется устной речью. В устной речи общениеограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят другдруга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, чтонакладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например при разговорепо телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой,менее обстоятельной и т.п.).

Особенно значительно изменяется характер речевого общенияпри теле- и радиовещании, когда слушающий не имеет возможности подать реплику иполучить на нее ответ.

Устнаяречь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживаетсявзаимными репликами собеседников, называясь еще разговорной. Обычно она не полностьюразвернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранееизвестно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разговорнойречи, как правило, требует естественный ответ на побуждение собеседника или существуеткак реакция на происходящее вокруг.

Монологическаяречь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительнойподготовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (например, лекция, доклад,выступление и т.п.).

При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается(особенно ее отдельные места), перестраивается план, отбираются нужные слова и предложенияи, часто, письменно фиксируется план устной речи. Монологическая речь имеет большуюкомпозиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности.Монологическая речь труднее диалогической, ее развернутые формы в онтогенезе развиваютсяпозднее и ее формирование у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогамприходится решать на протяжении всех лет обучения.

Какуже отмечалось, передача любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковыхсистем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную (в качестве знаковойсистемы используется речь, характеристики которой мы рассмотрели) и невербальнуюкоммуникацию (когда используются различные неречевые знаковые системы).

Рассмотримкаждую из систем.

Вербальнаякоммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Под речьюздесь понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающихдва принципа — лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средствомкоммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряетсясмысл общения. Благодаря ей осуществляется кодирование и декодирование информации.Диалогическая речь как специфический вид разговора представляет собой последовательнуюсистему коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения.

8 стр., 3721 слов

22 Функции и системы неверб коммуникации

... вкрапления в речь: стон, смех, плач, вздох, пауза. Окулесика (визуальное поведение людей во время общения). Параметрами взгляда ... и контактом глазами. Выражение отношения. Невербальная коммуникация включает сведения о: - желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или ... как знак действий и взаимодействий личности и группы. Системы НК. Кинесика (позы, жесты, походка, мимика). Поза — ...

Вообщеотносительно использования речи как некоторой знаковой системы в процессе коммуникациисправедливо все, что говорилось о сущности коммуникации в целом. Это означает, чтопосредством речи не просто «движется» информация, но и участники коммуникацииособым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, т.е.стремятся достичь определенного изменения поведения.

Вработах чехословацкого социального психолога Я. Яноушека последовательность действийговорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачии восприятия смысла сообщения схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент)асимметрична. Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессукодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затемвоплощает его в систему знаков. Для слушающего (реципиента) смысл принимаемого сообщенияраскрывается одновременно с декодированием.
Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникаторалишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», т.е. когдареципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать, как он понялпринятую информацию. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид разговорапредставляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которойвыявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит «обогащение, развитиеинформации».

Содержаниеобщения состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияниелюдей друг на друга. Чтобы полностью описать этот процесс, недостаточно знать толькоструктуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся,их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которыевключены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средствомобщения, она приобретает значение только при условии вк4лючения в систему деятельности,в свою очередь обязательно дополняемое употреблением других, неречевых знаковыхсистем. Поэтому коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемсяот невербальных его средств.

Невербальнаякоммуникация. Первым среди них можно назвать оптико-кинетическую систему знаков,что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом эта оптико-кинетическаясистема предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики,преимущественно различных частей тела (рук

 — и тогда мы имеем жестикуляцию; лица — и тогда мы имеем мимику; позы — и тогда мы имеем пантомимику).

Эта общая моторика различных частейтела отображает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретаетнюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении, например, однихи тех же жестов в различных национальных культурах.

Паралингвистическаяи экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки»к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система

— это система вокализации, т.е. тембр голоса, его диапазон, тональность.Экстралингвистическая система — включение в речь пауз,а также других средств, например покашливание, плач, смех и, наконец, темп речи.
Проксемика — это специальная область,занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основательпроксемики — Э. Холл предложил особуюметодику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства.

10 стр., 4983 слов

Коммуникации в системе управления масс-медиа

... -либо деятельности; направление различных видов акций (например, политических демонстраций); провоцирование альтруистических проявлений (кампании благотворительности). Следует иметь в виду, что основные составляющие концепции — аудитория, массовая коммуникация, социальная система ...

Визуальноеобщение («контакт глаз») — новая область исследования. Доказано, что,как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальнойкоммуникации.

Длявсех четырех систем невербальной коммуникации важен общий вопрос методологическогохарактера. Чтобы описанные системы невербальной коммуникации как-то расширяли ее,должна иметь место некоторая общая для общающихся система кодов. Есть такое понятие«семантически значимая информация»

— это как раз та информация, которая влияет на изменение поведения,т.е. та, которая имеет смысл. В настоящее время в науке предпринимаются попытки,направленные на выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков по аналогиис единицами в системе речи. Эта проблема как раз и представляет собой главную трудность.

Вцелом можно сделать вывод, что анализ всех систем невербальной коммуникации показывает,что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль (а иногда самостоятельную)в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблятьвербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такойсущественный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместес вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, необходимыйлюдям для организации совместной деятельности.

3. Общениекак взаимодействие

(интерактивная сторона общения)

Интерактивная сторона общения

— условный термин, обозначающий характеристикукомпонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организациейих совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельностилюдей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общениеи выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлиянийлюдей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействиепредставляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действиядруг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороныпоследнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведениеА.

Совместнаядеятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе социальныхнорм

— принятых в обществе образцов поведения,регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, и образующих специфическуюсистему. Их нарушение включает механизмы социального контроля, обеспечивающего коррекциюповедения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм поведения свидетельствуетоднозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведениявсех остальных. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения,отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правилвежливости.

Обращениелюдей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулироватьдействия и поступки; оценивая их как соответствующие или несоответствующие этимнормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами,отбирает нужные и таким образом регулирует свои отношения с другими людьми. Социальныйконтроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаромролей, «исполняемых» общающимися людьми. В психологии под ролью понимаетсянормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимаетданную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристиками т.п.).

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и бодрой, пружинистой походкой здорового человека; приветливым выражением ...

Каждая роль, в которую вступает субъект, должна отвечать совершенно определеннымтребованиям и определенным ожиданиям окружающих. Один и тот же человек выполняетразличные роли. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение

 — ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различныероли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающиеожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. «Исполнение»роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку,а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Итак,исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующихлюдей ожиданиям друг друга. Нельзя представлять себе общение всегда и при всех обстоятельствахгладко протекающим и лишенным внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживаетсяантагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей,что иногда оборачивается взаимной враждебностью

— возникает межличностный конфликт. Социальная значимость конфликтаразлична и зависит от ценностей, лежащих в основе межличностных отношений.

Всовместной деятельности причинами конфликтов могут выступать два рода детерминант:предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов