Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях учреждений социально культурной сферы

Министерство культуры Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского»

Факультет социально-культурной деятельности

Курсовая работа

Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях учреждений социально культурной сферы

По предмету «Социально-культурная деятельность»

Специальность «Организация социально-культурной деятельности»

Специализация «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»

Ккрмановой Маргариты Фелексовны

Студентки 4 курса, группы МПТП

Челябинск, 2015

Содержание

Введение

Глава I. Корпус основных понятий исследования

.1 Деятельность и функции образовательной школы

.2 Психологические особенности подростков

.3 Проблемы патриотического воспитания в образовательных школах

Глава II. Организация патриотического воспитания подростков в условиях общеобразовательной школы

.1 Формы и методы гражданско-патриотического воспитания

.2 План мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию подростков

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически

Фридрих Шиллер

Человек существует в окружающем его мире. Рождаясь он не выбирает своих родителей, своё окружение. Человек должен научится пользоваться знаниями накопленными в ходе истории, должен беречь культурные ценности, ведь каждый человек это — необходимое связующее звено в эстафете поколений. Эстетическое воспитание в формировании личности играет важную роль. Искусство способствует развитию сознания и чувств личности, её взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создаёт условия для духовного роста человека. Эстетика предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, не только в искусстве, но и в жизни.

По мнению педагогов современные дети очень изменились и не похожи на свои предыдущие поколения. Родители винят в этих бедах образовательную систему, а вот те, кто занят в образовательной сфере, винят как раз родителей. Но винить ни тех, ни других нельзя, поскольку в случившимся виновен весь мир, вся высокотехнологичная цивилизация.

10 стр., 4837 слов

КЛАССИФИКАЦИЯ И СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

... очередь - молодежи. Социально-культурная сфера крупных городов объективно нуждается в преодолении негативных тенденций в организации рекреационной деятельности ... социально-культурной деятельности. 1.1 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ВИДЫ В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию ...

Стоит отметить несколько особенностей современного мира, которые влияют на развитие ребёнка:

изменение в экологической среде;

изменение информационного и технологического пространства;

В настоящее время фильтр, который отделял детей от внешнего мира и действительно позволял побыть немного детьми, становится всё тоньше благодаря телевидению и интернету.

социально — культурные и экономические условия;

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы с младшими школьниками, направленной на формирование эстетики. Воспитание подрастающего поколения — это залог хорошего будущего развития страны. Это сложный процесс, как по содержанию, так и по методическому осуществлению. Задача учреждений социально — культурной деятельности направить ребёнка в нужное направление, привить эстетическое восприятие мира, нравственные нормы.

Дети не приходят в мир как чистая книга. Мы все рождаемся с заданным характером. Сколько детей — столько характеров. Но мы посылаем детей в мир. Только в наших силах испортить их или сохранить.

Объект исследования — процесс формирования эстетического воспитания у младших школьников.

Предмет исследования — учреждение культуры в социально — культурной сфере.

Цель работы: исследование проблемы эстетического воспитания младших школьников в условиях учреждения СКС.

Задачи:

. Эстетическое воспитание детей. Основные понятия;

. Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема;

.Потенциал учреждений СКС. Решение проблемы эстетического воспитания;

эстетический воспитание беседа коллективный

Глава I. Теоретические аспекты исследования эстетического воспитания младших школьников

.1 Эстетическое воспитание детей. Основные понятия

Эстетика — наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.

Понятие«эстетика» ввел в научный обиход в середине 18 в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен. Термин происходит от греческого слова aisthetikos- чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.

Искусство и прекрасное издавна были предметом изучения. На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики. В процессе развития усложнялся и обогащался предмет эстетики. В античный период эстетика затрагивала общефилософские вопросы природы, красоты и искусства. В эпоху Возрождения эстетическая мысль развивалась в основном в сфере художественной практики, и ее предметом становится художественное творчество и его связь с природой. В начале Нового времени эстетика стремилась формировать нормы искусства. Политика оказала огромное влияние на эстетику Просвещения, акцентировав внимание на общественном назначении художественного творчества, его нравственной и познавательной значимости. Классик немецкой философии Иммануил Кант традиционно рассматривал предмет эстетики как прекрасное в искусстве. Но эстетика, по Канту, изучает не предметы прекрасного, а только суждения о прекрасном, т.е. является критикой эстетической способности суждения. Георг Гегель определял предмет эстетики как философию искусства или философию художественной деятельности и считал, что эстетика занимается определением места искусства в системе мирового духа. Марксисты определяли эстетику как науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности и художественной культуры общества. Из всего сказанного можно сделать вывод, что предмет эстетики подвижен и изменчив, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше термина воспитание. Сегодня воспитание понимают как: передачу соц. опыта и мировой культуры; воспитательное ... перевоспитания является изменение обстановки, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических ...

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Философы материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры продолжает оставаться одной из важнейших задач, стоящих перед школой и учреждениями культуры. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.

Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие. Прекрасное в жизни — средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности.

1.2 Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Эстетическому воспитанию в отечественной педагогике всегда придавалось большое значение. Оно является одной из основ формирования духовной культуры личности. Эстетическое воспитание осуществляется в семье, в учреждениях культуры, детских общеобразовательных учебных заведениях, целенаправленно и стихийно, профессионально и средствами народной педагогики.

8 стр., 3817 слов

Планы семинарских занятий семинар 1 Эстетика как наука. Эстетическое ...

... контексте средневековой гносеологии // Советское искусствознание-77. - М.,1978. - Вып.2. Идеи эстетического воспитания: Антология. - М.,1973 (См. вступительную статью Аверинцева С.С. к разделу, посвященному ... Т.4. Ауэрбах Э. Мимесис. - М.,1976. Ахутин А.В. Открытие сознания (древнегреческая трагедия) // Человек и культура. - М.,1990. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М., 1977. - ...

Эстетическое пронизывает все сферы деятельности человека. Оно присуще только человеку. Однако это социальный процесс, а не природный. Эстетически человека необходимо воспитывать. Теория и практика эстетического воспитания является важным разделом педагогики.

В трудах отечественных педагогов рассматривается сущность эстетического воспитания, содержание, методы, приемы и средства.

Эстетическое воспитание в педагогике понимается как:

воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в природе, в труде, в общественной жизни, в явлениях искусства, воспитание эстетических чувств, суждений и оценок, воспитание стремления и способности вносить элементы красоты в жизнь, в искусство и в своё поведение (В.Н. Шацкая, М.П. Верб);

процесс и результат идейно эстетически направленного обучения, самообразования, воздействия средств массовой коммуникации, в ходе которых усваивается система эстетических знаний, приобретаются специальные эстетически значимые творческие умения, формируется мировоззрение (И.М. Кантор, ГЛ. Петрова);

целенаправленное формирование эстетического отношения человека к искусству и действительности, которое проявляется в развитии человеческих сущностных сил, овладении богатствами эстетической культуры (И.Ф. Гончаров, Г.И. Егоров, Б.Т. Лихачев).

Обобщение приведенных и других формулировок позволяет выделить характерные черты эстетического воспитания: эстетическое воспитание деятельно, оно охватывает все сферы жизни человека. Глубину его мышления, тонкость чувств, нравственные установки. Оно определяет характер человека, направлено на развитие чувственного и интеллектуального начала в ребенке средствами искусства, природы, человеческих взаимоотношений и окружающего жизненного пространства. Эстетическое воспитание осуществляется во всех видах деятельности детей, причем с постоянной опорой на эмоции ребенка. Вместе с тем каждой стороне воспитания, педагогической деятельности может быть придан эстетический аспект. В таком случае говорят: «эстетика труда», «эстетика поведения», «эстетика урока». Процесс эстетического воспитания можно рассматривать в узком и широком смыслах. Эстетическое воспитание в широком смысле тесно соприкасается со всеми свойствами личности и служит ее всестороннему духовному обогащению. В узком значении эстетическое воспитание — одно из направлений развития личности, которое, наряду с умственным, нравственным, физическим, решает свои специфические задачи с помощью особых педагогических средств.

В числе функций эстетического воспитания выделяются:

) функция освоения, переработки и передачи в художественных образах информации о мире; с помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но хранение информации;

) гедонистическая функция — формирование личности протекает в форме переживания эстетического наслаждения, что делает этот процесс ненавязчивым и приятным;

) компенсаторная функция — при общении с прекрасным в природе, в искусстве, в жизни человек переживает положительные эмоции, которые благотворно влияют на общее состояние его организма;

11 стр., 5096 слов

Эстетические потребности человека

... воздействия, т.е. эстетического воспитания. Эстетические потребности занимают важную ступеньку в иерархии потребностей. Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой ... это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные шаги (осуществлять производственную деятельность). Актуальность темы «Эстетические потребности человека» не вызывает сомнений, так ...

) воздействие искусства на подсознание — поскольку эстетическое воспитание тесно связано с эмоциональной сферой человека;

) общественно-преобразующая функция — эстетическое воспитание формирует способность анализировать состояние мира с точки зрения категорий эстетики и преобразовывать его по «законам красоты» ;

В процессе эстетического воспитания формируется эстетическая культура личности. По определению М.А. Верб, «эстетическая культура человека является стержневым, базовым свойством личности, позволяющим ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его созидании». По мнению У.Ф. Сунны, эстетическая культура личности есть мера освоения человеком эстетических ценностей и мера его участия в их создании. Мы разделяем эти точки зрения.

Эстетическое воспитание способствует формированию эстетических чувств, эстетического сознания и развитию творческих способностей личности. Эстетические чувства формируются на основе восприятия, эмоций; эстетическое сознание включает эстетическое знание (теорию), эстетические взгляды. Эстетические способности реализуются в деятельности.

Наиболее продуктивно эстетическое воспитание осуществляется в младшем школьном возрасте, это период активного формирования эмоционально-образного мышления, чувственного познания окружающего мира. Эти возрастные особенности младших школьников способствуют плодотворному эстетическому воспитанию средствами искусства, природы, в процессе межличностного общения и деятельности при условии грамотно выстроенного педагогического процесса.

Следовательно, всякое воспитание эстетических чувств человека, и в первую очередь детей, предполагает тренировку органов зрения, слуха, двигательного аппарата к эстетическому восприятию. Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Эстетическое восприятие не бездумно. Оно всегда связано с оценкой не только внешних признаков формы или явления, но и внутреннего содержания,

«Слова о прекрасном доходят лишь тогда, когда ребенок сердцем чувствует красоту. Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного — это первое окошко в мир красоты. Это уроки видения прекрасного. Дети учатся видеть, вслушиваться в музыку окружающего мира, понимать его, любоваться им. Красота — один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь».

.3 Потенциал учреждений СКС. Решение проблемы эстетического воспитания

Существует множество проблем, возникших, во многом из-за резкой смены официальной идеологии государства, и, соответственно, поменявшихся взглядов на концепцию воспитания в нашей стране.

Например в системе коммунистического воспитания, являясь ее составной частью,эстетическое воспитание подчинено всестороннему развитию личности. Эстетическое воспитание концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном.

5 стр., 2149 слов

Организация духовно-нравственного воспитания у учащихся среднего ...

... организации духовно-нравственного воспитания у учащихся среднего профессионального образования 1.1. Психолого–педагогические основы духовно-нравственного воспитания учащихся Практика воспитания личности своими корнями ... ценностями. В народной педагогике важное место отводилось духовно-нравственному воспитанию детей. Она посредством устного народного творчества передавала нравственные идеалы, ...

С развитием общества по пути к коммунизму возрастает роль эстетического воспитания в формировании духовной культуры человека. В новой, социалистической общественной среде, в которой человеческий труд освобожден от рабства и ликвидированы антагонистические противоречия, все более усиливается эстетическая сторона жизни. Художественно-творческое начало в социально однородной среде становится могучим фактором эстетического воздействия на человека. Нравственно-эстетическое глубоко проникает в труд, искусство, литературу, градостроительство и новый быт людей, в отношения их друг к другу.

Эстетическое и художественное воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по единой программе. В общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, особенно литературы, в общеобразовательных школах также на уроках изобразительного искусства (1-й — 6-й классы), пения и музыки (1-й — 7-й классы), во вне учебное время, входит в деятельность пионерской и комсомольской организаций. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы.

Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские вне школьные учреждения. Проблемы эстетическое воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами АПН СССР и министерств просвещения (народного образования) союзных республик. В составе АПН СССР имеется специальный научно-исследовательский институт художественного воспитания.

В наше время педагогические программы, направленные на эстетическое воспитание детей, основываются на принципах социализации и инкультрации личности. Принцип всеобщности процесса социализации объективно заложен в самом определении феномена. Социализация — процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Инкультурация — процесс вхождения человека в мир культуры, приобщения личности к вершинам человеческого духа, познания языка искусства, побуждения в человеке желания «жить по законам красоты» и творить прекрасное, в стремлении стать яркой индивидуальностью. Как социализация, так и инкультурация, — это процессы, которые невозможно ограничить какими-либо временными (и возрастными) границами.

Приоритетность решения проблемы социализации и инкультурации детей в современном обществе гарантируется государственным финансированием программных мероприятий, сохранением сети образовательных, внешкольных, спортивно-оздоровительных, культурно-досуговых учреждений для детей, подростков, юношества, системой подготовки кадров по различным направлениям образования и воспитания подрастающего поколения.

17 стр., 8419 слов

Организация деятельности социального педагога с детьми-инвалидами ...

... возможностей ребенка, от периода воздействия на развитие личности ребенка, от условий жизни и воспитания ребенка. 1.2Анализ ... работы с детьми-инвалидами (ДЦП) .1 Социально-педагогическая диагностика семьи, имеющей ребенка-инвалида (ДЦП) .2 Анализ содержания социально-педагогической деятельности ... обучается 394875 детей, 2% из них составляют учащиеся вспомогательных школ. Количество детей с проблемами ...

В Российской Федерации дополнительное образование детей реализуется в различных государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов, в учреждениях культуры (музеи, театры, дома и дворцы культуры и т.д.), физической культуры и спорта, в общественных объединениях и т.д.

Специфика дополнительного образования такова, что позволяет осуществлять «воспитание без назидания», основываясь на принципах добровольности деятельности, вариативности, креативности, непрерывности, гуманности, а также при учете специфических особенностей развития детей данной возрастной группы, психофизиологических особенностей каждого ребенка, его социального и эстетического опыта. В детских учреждениях культуры созданы условия для преодоления возможного дискомфорта, вызванного неуспешностью в школьной учебной деятельности. Благодаря переключению на иное содержание деятельности самоутверждение в ней и принятие педагогом и сверстниками благоприятно влияет на формирование личности ребенка.

Учреждения культуры с одной стороны способствуют расширению образовательного пространства, с другой — выполняют охранительную функцию, предотвращая или уменьшая воздействие на детей негативных факторов социальной среды, формируя у них нравственную устойчивость.

Школьное (базовое) образование и дополнительное образование являются составными частями общего образования, и поэтому их взаимодействие — одно из условий решений общих задач образования. Можно обозначить следующие направления такого сотрудничества:

расширение воспитательной среды: проведение на базе указанных учреждений праздников, фестивалей и других форм воспитательной работы; методическая служба может оказать помощь в разработке различных воспитательных программ, реализуемых во внешкольной деятельности детей и т.д.

в области кадрового обеспечения (учреждения культуры имеют кадры специалистов, которых нет в других типах образовательных учреждений: хореограф, режиссер и т.д.);

Вклад школы в таком сотрудничестве может заключаться в ориентации ребенка (родителей) на развитие его интересов через освоение программ в учреждении дополнительного образования; в опоре педагога на опыт детей и подростков, занимающихся в клубах, кружках, студиях, использование их возможностей, в реализации полученного ими дополнительного образования и т.д.

Учреждения дополнительного образования способствуют выявлению и развитию природных задатков ребенка и в неформальной обстановке помогают предъявить (продемонстрировать) их окружающим: родителям, одноклассникам, друзьям воспитанника.

2 стр., 997 слов

Формирование ценностных ориентаций у учащихся старших классов ...

... воспитания. Существует большое разнообразие видов воспитания. - воспитание валеологическое (ориентировано на ЗОЖ как неотъемлемую часть жизни); - воспитание гражданское (формирование гражданственности как интегративного качества личности); - воспитание духовное (воспитание ценностного отношения к жизни); - воспитание ... (Большая медицинская энциклопедия). Воспитание - деятельность по передаче новым ...

Глава II. Организация эстетического воспитания младших школьников в условиях социокультурной сферы

Автор курсовой работы обучалась в Детской школе искусств №4, к сожалению, в данной школе воспитательная работа (как мы сейчас можем оценить, обучаясь на 4 курсе ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского), была не на высоком уровне.

У автора курсовой работы есть мечта: после окончания вернуться в в вышеназванную школу и работать преподавателем. В ходе работы придется столкнуться с написанием планов, программ. Обучаясь сейчас в ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, есть прекрасная возможность научиться правильно и грамотно создавать, оформлять необходимые документы для реализации воспитательной работы в школе. Мы предлагаем в рамках курсовой работы план по эстетическому воспитанию в ДШИ№4 (целевая аудитория — младшие школьники).

Цель: создание условий для формирования личности, прививание ценностей, взглядов, установок, мотивов деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Её достижение становится возможным через решение следующих задач:

· проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного эстетического воспитания младших школьников;

· формирование эффективной работы по эстетическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося чувства прекрасного;

· утверждение в сознании и чувствах воспитанников эстетических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

· привлечение младших школьников к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

.1 Формы и методы эстетического воспитания

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так — это способ организации воспитательного процесса.

В нашей работе мы предлагаем использовать следующие формы и методы по эстетическому воспитанию: беседа, информационный час, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективное творческое дело, организация трудовой деятельности, убеждение, разъяснение, поощрение и др .

Беседы. Беседа — метод убеждения. Ее задачи: формирование эстетических представлений учащихся; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива. Чаще всего материалом для этических бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории, происходящие события (в классе, школе, стране), вопросы и проблемы, волнующие учащихся.

Формирование взглядов лучше всего происходит в диалоге, поэтому беседа должна носить диалогический характер; кроме того, в диалоге надо учить детей отстаивать своё мнение, доказывать, спорить;

24 стр., 11912 слов

Развитие воли младших школьников средствами подвижных игр во ...

... Объект: процесс развития воли у учащихся начальной школы. Предмет: подвижные игры как средство воспитания воли у младшего школьника. ... средствами подвижных игр 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОЛИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1 Анализ ... исполнить свой долг»). Поэтому, образно выражаясь, наша жизнь представляет собой постоянную борьбу волевого и привычного обыденного ...

Содержание беседы должно соответствовать возрасту учеников, уровню их подготовленности;

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, необходимо вести беседу простым, доступным языком с привлечением ярких убедительных фактов, примеров;

Успех беседы зависит от активности учащихся, которую можно вызвать проблемными вопросами, обращением к их жизненному и нравственному опыту, удачно подобранным иллюстративным материалом. Целесообразно привлечь учащихся к поиску материала для беседы;

Соблюдать неприкосновенность личности ребёнка, доброжелательность, тактичность педагога;

Выводы в конце беседы должны сделать сами дети. Они, как и взрослые, не любят открытого дидактизма, морализаторства. Выводы вытекают из размышлений, споров, доказательств.

В структуре беседы, на наш взгляд, можно выделить несколько элементов, которые педагог выстраивает в том порядке, который диктует его замысел и логика:

Вступительное слово педагога, в котором он сообщает тему и мотивирует ее выбор;

Высказывания учащихся по теме беседы;

Обобщение ответов учащихся, разъяснение учителем того понятия, о котором идёт речь;

Яркая иллюстрация сущности понятия, идеи, значения объекта в жизни людей (чтение художественного текста, материала прессы или рассказ о том, что учитель видел, пережил сам);

Обсуждение прочитанного, выявление в нем эстетического смысла (здесь важны точные вопросы учителя, заставляющие думать, спорить, доказывать);

Анализ поступков учащихся, событий из жизни класса, окружающих людей;

Выводы (педагог помогает учащимся сформулировать их).

Информационный час. Информационный час — одна из действенных форм эстетического воспитания.

Мы считаем, что основное назначение информационного часа — приобщать школьников к событиям и значимым явлениям культурной жизни страны, города, района. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания учащихся об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.

Мы предлагаем использовать обзорные и тематические информационные часы.

Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в стране, мире, городе.

Тематические — знакомят с правилами сегодняшнего дня, явлениями и событиями нашей жизни, юбилеями памятных событий в жизни культуры.

Во время информационного часа предлагаем использовать следующие формы работы:

«Знакомства» с великими мировыми личностями во всех сферах искусства;

Показ живописи одного из художников, комментирование полотна;

Комментированное чтение художественных книг;

Газетные сообщения;

Пересказ событий в мире и стране с использованием газетных и журнальных материалов;

«Путешествие» по картам и глобусам.

Информационные часы могут проходить в виде:

Пресс-игры: «По страницам книг».

Информационного ринга; викторины; конкурса эрудитов; конкурса плакатов; фестиваля детской прессы; встреч и экскурсий и др.

Организуя подобные информационные часы, мы можем познакомить учащихся с многообразием периодических изданий, научить их грамотно читать эти издания: находить нужный материал, уметь рассказать другим, что узнали сами.

Устный журнал. Устный журнал — это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива. Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед классом; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор.

Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.

Вариантов журнала может быть несколько. Например: открывается 1 страница журнала — «Классные новости». Ребята по очереди рассказывают о том, сколько и каких отметок получено за неделю, кто особенно отличился на школьном утреннике, кто мешал дежурным, а кто помогал и т.д. 2 страница — «Живые картинки нашей жизни». На ней — юмористические сценки из жизни класса, остроумно подмеченные и сыгранные ребятами. 3 страница — «Объявления». В ней опять же в юмористической форме озвучиваются объявления: например о том, что классу требуется уборщица, или почтальон для передачи записок и т. д. 4 страница — «Загадки». И снова в юмористической форме. Ценность таких журналов очевидна: они сплачивают ребят, укрепляют традиции, украшают жизнь коллектива, позволяют в необидной форме подметить смешные черты поступков ребят, событий в классе.

Другой вариант устного журнала

В выпуске участвует весь класс. Каждая микрогруппа, исходя из своих интересов, выбирает страничку: «Сказочная», «Загадочная», «Новости», «Как? Что? Почему?», «Музыкальная», «Юмористическая». В течение определённого времени группы готовят свои странички: разрабатывают содержание и форму подачи. На наш взгляд, устные журналы способствуют тому, что дети всегда в курсе событий, происходящих в их близком и далеком окружении, проявить свои способности, быть интересными друг другу.

Кроме того можно использовать ещё одну форму устного журнала — информационный журнал. Его задача — познакомить учащихся с событиями общественной жизни.

В информационном журнале могут быть такие странички:

«Новости искусства», «Внимание — интересная книга» и др.

Экскурсии. Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеучебной деятельности. Эту форму работы мы выбираем тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие учащихся с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на учащихся, нежели ознакомление по книгам.

В экскурсии мы выделяем три момента: подготовку к экскурсии; выход (выезд) на реальные объекты мира; обработка материалов, обсуждение ее хода и итогов.

Подготовительная работа включает: определение целей и задач; изучение объектов экскурсии, места ее проведения; вовлечение учащихся в процесс подготовки; подбор средств и материалов; определение ее содержания.

Способы привлечения учащихся к подготовительной работе можно использовать самые разнообразные. От активности учащихся в данный период зависит успех экскурсии.

Можно, к примеру, повести учащихся в краеведческий музей. но в познавательном и особенно в воспитательном плане результат будет гораздо выше, если экскурсия завершит, дополнит то, что детям удалось самим в процессе подготовительной работы.

Путешествия. Путешествие — это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Дети сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т.д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.

На наш взгляд, со школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия — это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» учащихся во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта.

Игры-путешествия требуют от учащихся большей, по сравнению с экскурсией, самостоятельности и активности в подготовке, именно от них зависит успех. Ребятам приходится самим выбирать маршрут путешествия, подбирать познавательный материал, определять форму его демонстрации, придумывать задания для других групп.

Готовясь к играм-путешествиям, дети больше работают с книгами: словарями, энциклопедиями и другой научно-познавательной и культурной литературой, ищут нужный материал, формулируют по нему вопросы, адаптируют его для слушателей. Таким образом, путешествия развивают воображение, творчество: мало найти нужную информацию, надо ещё и придумать, как представить ее другим (в виде сказки, сценки, беседы, интервью, сообщения, рисунка и др.).

Праздники. Праздник — особая форма воспитательной работы. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период, подводящий итоги деятельности учащихся.

Если говорить о педагогической сущности, то праздник — это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции. Во-вторых, его отличает многообразие деятельности учащихся, единство различных направлений воспитательной работы. В-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.

В работе можно использовать праздники как средство сплочения учащихся, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу, школе, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и детям радость общения, вызывают совместные переживания.

Педагогические функции праздников многообразны. Они помогают создать в коллективе благоприятный психологический климат; реализуют потребности учащихся в активности, в радостных переживаниях; дают возможность самореализоваться, проявить свои способности в разнообразной деятельности; учат детей культурному проведению досуга; приобщают к социальным ценностям.

На наш взгляд, эффективность праздников зависит от соблюдения следующих педагогических условий:

· дети должны активно участвовать во всех этапах организации праздника (от планирования до анализа результатов);

· необходимо привлечь родителей к планированию, выбору сюжета, составлению сценария, к внешнему оформлению;

· все дети должны иметь возможность проявить свои таланты, способности, увлечения;

· необходимо создать атмосферу эмоционального комфорта, внимания, защищенности каждого ребёнка;

· в разработке праздника не стоит использовать готовые сценарии, что бы взрослые и дети могли проявить собственные творческие способности;

· чтобы каждому нашлось место на празднике, необходимо предусмотреть разнообразие видов деятельности (игры, пение, танцы, драматизация, музыка, чтение стихов и т. д.);

Игры. Игры — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.

По нашему мнению, игры любимы детьми и необходимы им, потому что являются надёжным посредником между миром ребенка и внешним миром. Ребенок игрой как бы делает разведку в большую жизнь.

Хотя игра — деятельность непродуктивная и ее мотив заключен не в результате, а в содержании самого игрового действия, в конечном итоге она дает человеку очень много. В игре дети сами осознают, изучают внешний мир, проверяя, подвергая анализу накопленную информацию о жизни.

В учебно-воспитательном процессе широко используем игры, т.к. они помогают сделать учение более привлекательным, занимательным, интересным. Особенно широко игры используем в воспитательной работе, они пронизывают все виды воспитывающей деятельности, а также повседневную жизнь учащихся. Игры как нельзя лучше соответствуют их психологическим особенностям, огромной активности, неистощимой энергии, неумению долго концентрировать внимание и усилия на однообразной или сложной деятельности и др.

Эстетическое воспитание школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому используем игру, воспитывая у учащихся ценностные отношения к истории и культуре, народам всего мира, их традициям, обычаям, искусству и др.

В процессе гражданско-патриотического воспитания используем разнообразные игры: познавательные, подвижные, настольные, социально-педагогические и др.

Осуществление целей и задач эстетического воспитания требует использования и различных методов, которые выбираются исходя из содержания, конкретных условий организации и проведения занятий по эстетическому воспитанию.

Применение этих методов не должно быть шаблонным. Главное состоит в том, что каждый педагог должен проникнуться пониманием необходимости активных методов воспитания.

Методы убеждения основные методы формирования современного мировоззрения и восприятия действительности, общественной морали. Применяя, их педагог воздействует на сознание, чувств и волю учащихся и добивается превращения норм общественной морали в руководство к действию учащихся во всех условиях.

Разъяснение, как правило, применяется при ознакомлении с новыми авторами, произведениями и. т. д.

Метод поощрения применяется, когда необходимо поддержать и усилить положительные побуждения, активизировать их проявления в поведении ученика.

Формами поощрения могут быть похвала, благодарность, фотографирования отличившихся на доску Почета и др. Важно, чтобы поощрение оказывало стимулирующее воздействие: нельзя допускать образование у учащихся привычки ожидать награды за любое выполненное дело. Поощрение может относиться и к отдельному ученику и к коллективу. Обязательные требования при этом — своевременность и гласность поощрения. Захвалить опасно, но нельзя пропустить момент, когда поощрение для отдельного ученика или целого коллектива может стать началом нового поворота к лучшему, и закреплению достигнутого успеха.

Таким образом, для успешного воспитательного процесса эстетического воспитания необходимо использовать разнообразные формы и методы работы.

Заключение

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

В наш информационно — технический век сложно обратить внимание на прекрасное, быть в искусстве и различать делетантизм. Дети младшего школьного возраста уязвимы, поскольку в современном мире нет цензуры, мораль находится на втором плане. Что бы воспитать морально здоровое поколение, нужно постаратся всем учебным заведениям (школа, учреждения дополнительного образования и др.), но главное семье ребёнка. Огромное эстетически-воспитательное значение имеют семейные праздники. На всю жизнь запоминаются совместные прогулки, походы в театр и кино.

Учреждения культуры дают толчок в верном направлении, но не все дети хотят этого, здесь крайне важна инициатива родителей.

Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.

. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгу. М., 1967.

. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1981. № 12.

. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. — М., 2003.

. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, субъекты, ресурсы, технологии: Учебное пособие. — М., 2001.

. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

.Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. — М., 1998.

. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: Конспект лекций, опорные понятия и определения: Учебное пособие. — Казань, 1999.

. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М., 2005.

. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого М., 2006.

. Сонькин В.Д. Законы растущего организма. Книга для учителей и родителей. М., 2007.

. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1995.