Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и креативности

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Ценностные ориентации и креативность личности как проблема современной психологии

1.1 Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях………………………………………..6

1.2. Креативность как личностная характеристика 11

Выводы по первой главе 19

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и креативности

2.1 Организация и методы исследования 20

2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций 23

2.3. Результаты исследования креативности 26

2.4. Анализ уровня креативности и ценностных ориентаций 30

Выводы по второй главе 35

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Приложения

Введение

Формирование новых социальных отношений в нашем обществе во многом определяет возникновение двух взаимно дополняющих тенденций. С одной стороны, в обществе возросла потребность в творческих, креативных людях, способных к неожиданным и оригинальным открытиям и идеям. С другой стороны, практически вся система организации нашей социальной жизни, в частности система образования, ориентирована на логическое, прагматическое мышление. Указанные тенденции порождают одно из противоречий, определяющее необходимость изучения креативных возможностей личности, а также условий их развития и трансформации.

Изучение креативности сопряжено с большими трудностями, которые возникают, главным образом, в связи с ее рассмотрением вне целостной структуры личности и вне ее жизненных целей. В настоящее время можно выделить несколько подходов к пониманию феноменов креативности [9].

Сегодня важной и актуальной научной задачей является поиск путей исследования креативности в единстве не только когнитивных, личностных, но и адаптационных проявлений в условиях стремительно меняющейся действительности. Тем более, что соотношение между креативностью и адаптированностью в психологии представлено преимущественно одной тенденцией: ослабление некоторых адаптационных возможностей наблюдается у креативных лиц [Н. В. Хазратова, 1978; Д. Б. Богоявленская, 1981; В. Н. Дружинин, 1999]. Возникает вопрос о целесообразности развития креативности как потребности общества.

Актуальной задачей общей психологии и психологии личности является разработка модели креативности как целостного психического образования, которое не сводится только к интеллектуальным свойствам. Важным для данной парадигмы является создание условий для проявления и развития таких компонентов, как дивергентное мышление; самостоятельное целеполагание; способность к автономному, внутренне регулируемому поведению, развивающаяся рефлексия; осознанность своих поступков, ответственность за них и предвидение последствий своих действий; конструктивность и адекватность в сфере межличностного взаимодействия; интуитивно-духовная ориентация в присвоении социального опыта.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития и тд. 4.Психика: сущность, содержание, ...

Существенным препятствием для изучения креативности становится отсутствие эффективных, концептуально обоснованных комплексных программ развития творческого мышления, базирующихся на представлениях о целостности социальной-психологической организации личности, вскрывающих механизмы формирования креативности и обеспечивающих создание условий для свободного творческого самовыражения личности [4].

Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.

Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества.

В этой связи особое значение приобретает роль креативности, в процессе ценностного самоопределения в вузе, формирование системы ценностных ориентации, имеющей гуманистическую и деонтологическую направленность, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек-человек».

Цель исследования: изучить особенности ценностных ориентаций и уровень креативности у молодежи.

Объект исследования: развитие креативности и формирование ценностных ориентаций у молодежи.

Предмет исследования: креативность и ценностные ориентации у молодежи.

Гипотеза исследования: уровень креативности, влияет на особенности и формирование ценностных ориентаций у молодежи.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2. Выявление уровня креативности у молодежи;

3. Выявление особенностей ценностных ориентаций у молодежи;

4. Формулирование выводов.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, психологический эксперимент, методы математической статистики

База исследования: в исследовании приняли участие студенты 3-5 курсов, разных ВУЗов г. Москвы. В возрасте 23-26 лет в количестве 25 человек.

Глава 1. Ценностные ориентации и креативность личности как проблема современной психологии

1.1 Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

12 стр., 5634 слов

Психологические детерминанты креативности личности как ПВК в ...

... качества работников салона красоты, обеспечивающих рост профессиональной квалификации. Объект исследования: психология профессиональной деятельности. Предмет исследования: психологические детерминанты креативности личности как ПВК в системе «человек-человек, художественный образ» (на ...

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку, набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия [5]…………….

Заключение

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

Креативность — это обширная характеристика личности, которая на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным восприятием и т.д.

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Эмпирическое исследование взаимосвязи креативности и ценностных ориентаций, показало:

Продуктивность мыслительной деятельности, творчества, по-видимому ,связана с тем, насколько хорошо организована у человека иерархия ценностей и насколько быстро и эффективно человек может переходить с одного уровня на другой

Механизм перехода зависит от степени развития уровней рефлексии. На начальном этапе выполнения конкретной мыслительной деятельности (операционный уровень) субъект просто сличает прогноз и результат, не вдаваясь в подробности, т. е. выполняет репродуктивную деятельность, которая нередко заводит в «тупик». В такой ситуации эффективность творческой деятельности связана с выбором средств деятельности и принятием решений. В способности принимать решения, делать выбор выражается регуляторная функция творческого мышления, его самоорганизация

Чем выше уровень инструментальных ценностей, тем ниже уровень креативности, это говорит, о том, что люди данной категории строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно более энергично, без творческого подхода. Для людей данной категории «время — это деньги».

У молодежи, с высоким уровнем терминальных ценностей, высокий уровень креативности, культивируется индивидуальность, независимость, автономность от социального окружения.

В своем стремлении к творчеству молодые люди ориентированы и культивируют следующие ценности: терпение и трудолюбие, стремление достичь совершенства, творчество. Они часто любят рисковать, выполнять сложные задания и не боятся одиночества.

4 стр., 1922 слов

Психология рекламной деятельности 3

... восприятия, мышления и, следовательно, поведения. Пример формирования доминанты Поскольку психология - и наука, и сфера практической деятельности, особенно в части наблюдений за поведением человека и ... это область анализа мотивов. Мотивация поведения человека определяется его ценностными представлениями. При этом понятие «ценность» может быть, а может и не быть категорией формальной логики. ...

Молодые люди все более используют в своей жизнедеятельности творческие критерии выбора, чувствительны к юмору, шуткам, оригинальным идеям.

Творческая активность в познании и поведении проявляется в том, что молодые люди любят изобретать и придумывать, изучать что-то новое и фантазировать, проявлять инициативу, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Роль рефлексии в творчестве очень трудно переоценить, она проявляется в самокритичности как себя, так и своего дела, в анализе происходящего, прогнозировании и антиципации, поиске цели и смысла жизни, критичности мышления. Но рефлексия, по результатам проведенного исследования, у молодежи имеет средний уровень.

Характеризуя, в общем, развитие и формирование креативности и ценностных ориентаций, нужно отметить следующее:

В организации собственной деятельности и жизнедеятельности молодежи проявляется творческий подход и инициатива. Наиболее ярко проявила себя ориентация молодежи на терминальные ценности.

Список использованной литературы

1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.

2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. – 2009 – Т. 5. – № 5. – С. 6.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2008. – 338 с.

4. Андреева В.Г. Психология творчества, 2е изд. – М., 2003. – 432 с.

5. Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. — Сборник науч. трудов. – Горький, 1982. – С. 116-129.

6. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. – 2007 – Т. 14. – № 5. – С. 99-105.

7. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. – 2006. – № 1. – С. 86-99.

8. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Просвещение, 1989. – С. 102-109.

9. Дильтей В. Креативность личности и факторы ее формирования. – СПб.: Питер, 2005. – 160 с.

10. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 222 c.

11. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психол. журн. – 2003. – Т. 14. – № 4. – С. 130-136.

12. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 207 с.

13. Леонтьев Д.А. Изучение ценностных ориентаций. – M.: Смысл, 2002. 317 с.

14. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений. // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука, 1989. – С. 6-23.

15. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 448 с.

16. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: МГУ, 1982. — С. 108-118.

17. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М.: МГУ, 1994. – 176 с.

18. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.

8 стр., 3585 слов

Ценность и смысл труда

... оставался Центр. Заключенные приносили в жертву свою свободу, однако при этом сальдо смысла, подсчитываемое в тайниках центральной башни, казалось им величиной положительной. Запрет (Interdit) ... порядка и предлагаемой этим порядком дисциплины: с одной стороны, субъект, оторванный от смысла своей деятельности, но продолжающий верить в Великий Эквивалент, который обеспечивает представленность ...

19. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 332 с.

20. Саморегуляция и прогнозирование творческого сознания личности / Под ред. В.А. Ядова. – Л., 1979. – 267 с.

21. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. – Т. 2. – М.: «Три Л», 2006. – 208 с.

22. Франкл В. Поиск смысла жизни и творчество// Психология личности. Тексты. – М.: МГУ, 2002. – С. 118-126.

23. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 2000. – 368 с.

24. Хекхаузен Х. Творчество и деятельность: в 2-х т. – М.: Педагогика, 2006. – Т. 2. – 398 с.

25. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления) / А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич И.В. – М., 2003. – 40 с. (Система воспитания в высшей школе: Обзор. информ. /НИИВО; Вып.4).

26. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психол. журн. – 2005. – Т. 3. – № 5. – С. 135-145.

27. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: МГУ, 1982. – С. 55-60.

28. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности.// Мир России. – 1995. – № 3-4.

29. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: МПСИ, 1998. – 312 с.