ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1.ДОБРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Особенности добрачного периода как института человеческих взаимоотношений …………………………………………………………………5

1.2 Специфика добрачного и предбрачного консультирования ………………9

1.3 Виды добрачного консультирования ………………………………………………..10

2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Организация и методы эмпирического исследования………….…………18

2.2 Результаты исследования уровня психологической готовности к браку в юношеском возрасте………………………………………………………….…20

2.3 Реализация программы добрачного консультирования в юношеском возрасте …………………………………………………………………………. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…30

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы определяется тем, что в современном мире подготовка молодого поколения к браку и семейной жизни обозначилась как актуальная проблема института семьи. Ситуация осложняется постоянно увеличивающимся числом разводов в России и с тем, что рождаемость и качество семьи и семейных ценностей ниже того уровня, в котором заинтересован социум.

Семья — это сложное социальное образование, конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Сегодня всё больше фактов говорят о кризисном состоянии семьи и брака: обесценивание моральных устоев, деградация семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, потребности иметь детей.

Однако общество по-прежнему заинтересовано в стабильной семье и её социальной эффективности, в высоком уровне рождаемости и социализации новых поколений. Семья это, та первичная и социальная основа, благодаря которой формируется нравственный и психический склад личности.

Среди комплекса воспитательных задач, которые необходимо сегодня решать всему обществу, главными являются формирование позитивных установок молодого поколения на брак и семейную жизнь. Необходимо разработать программу добрачного консультирования, в основе которой будет престиж семейной жизни, развитие физической зрелости, приобретение опыта общения с представителями противоположного пола, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.

21 стр., 10114 слов

Подготовка к браку и добрачное консультирование

... жизнь имеет свою специфику, члены семьи решают разные задачи. Соответственно, это находит отражение в особенностях консультирования добрачной пары, молодой семьи, семьи ... эффективно общаться с партнером. Под влиянием юношеской очарованности они спешат купить обручальные кольца. В ... Часть из них как бы «запрограммирована» возрастом либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются ...

Цель иссле­дования: разработать программу добрачного консультирования.

Задачи исследования:

1.Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме добрачного консультирования, выявить основные факторы, влияющие на стабильность брака.

2. Изучить основные принципы добрачного консультирования и его виды.

3.Эмпирически изучить уровень психологической готовности к браку в юношеском возрасте.

4.Разработать и апробировать программу добрачного консультирования для молодежи.

5.Оценить результативность программы добрачного консультирования.

Объект исследования: особенности добрачного консультирования.

Предмет исследования: программа добрачного консультирования как средство повышения психологической готовности к браку в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: Программа добрачного консультирования, направленная на развитие зрелости личности во внутрисемейных отношениях, повышает уровень психологической готовности к браку в юношеском возрасте.

В нашем исследовании приняли участие 20 юношей и 20 девушек в возрасте 23-27 лет, планирующих вступит в брак. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «ОГИМ» и ФГБОУ ВПО «ОрГМУ» г. Оренбурга.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа добрачного консультирования юношей и девушек может стать основой для проведения просветительской работы в системе высшего образования для подготовки студентов к семейной жизни………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости. — Казань: Казанский гос. университет, 1987. — 262 с.

3 стр., 1022 слов

ВОПРОС ╣ 16 Понятие о личности. Психологическая структура личности

Вопрос № 16 Понятие о личности. Психологическая структура личности. Человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям психологии. Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — «человека разумного», или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское ...

2.Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А.Адлер. — М.: Прогресс, 2008. — 207 с.

3.Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Класс, 2007. ? 202 с.

4.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: МПСИ, 2005. — 390 с.

5.Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. ? М.: Педагогика, 1990. ? 144 с.

6.Гагай, В.В. Семейное консультирование: учебник для студентов высших учебных заведений. ? СПб.: Речь, 2010. ? 317 с.

7.Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина, В.С. Зацепин, А.М. Прихожан. — М.: Академия, 2008. — 368 с.

Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога. — Изд. 5-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 315с.

8.Елизаров, А. Н. Психологическое консультирование семьи: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направ. и спец. психологии. ? М.: Ось-89, 2005. ? 400 с.

9.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с.

10.Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов. ? 3-е изд., стер. ? М.: Академ. Проект, 2004. ? 464 с.

11.Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи: практикум для высш. учеб. заведений: издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.

12.Линде, Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. ? М.: Аспект Пресс, 2011. ? 254 с.

13.Пахальян, В. Э. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. ? СПб.: Питер, 2008. ? 256 с.

14 стр., 6621 слов

Введение в профессию «Общая психология и психология личности»

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА И.И. Даниловская По дисциплине «Введение в профессию» Ростов-на-Дону 2002 Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в профессию» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология. Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати ...

14.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. ? СПб.: Питер, 2010. ? 816 с.

15.Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. — М.: Вече, 2003. — Т. 1. — 559 с.

16.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

17.Сысенко, В. А. Молодежь вступает в брак. М.: Мысль, 1986. — 576 с.

18.Тест-опросник личностной зрелости / ред. Ю.З. Гильбух . — Киев: НПЦ Психодиагностика и дифференцированное обучение, 1994. — 24 с.

19.Толстых, Н.Н. Формирование личности как становление субъекта развития / Н.Н. Толстых // Вопросы психологии. — № 5. — 2008. — С. 134 -135.

20.Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 2009. — 1136 с.

21.Шнейдер, Л.Б.. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. ? М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.? 768 с.