Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Табакокурение в подростковом возрасте как вид девиантного поведения …………………………………………………………………………7
1.2 Анализ литературы по проблеме профилактики табакокурения в подростковом возрасте ………………………………………………………..16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………………24
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования…………………………………….26
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II……………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………38
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования Табакокурение подростков принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, что наносит огромный урон этносу в целом. Особую остроту проблеме предает то обстоятельство, что именно в подростковом возрасте курение становится одной из первых форм девиантного поведения.
Проблема здорового образа жизни была актуальной во все времена. Современное же общество все чаще и чаще характеризуется высоким уровнем потребления психоактивных веществ.
Современные дети по сравнению с другими поколениями стали более активными, и в то же время более слабонервными — различные компьютерные игры, большая учебная нагрузка — все это с раннего детства расшатывает психику детей, поэтому многие курят, чтобы расслабится, для снятия стресса.
Проблема табакокурения стала наиболее актуальной. Эта проблемой занимаются тысячи ученых во многих странах мира, пытаясь разработать наиболее эффективный способ, метод избавиться от этой привычки. Проводят различные исследования по данной теме, изучают причины никотиновой зависимости, последствия для здоровья людей. Среди них А.А. Александров, Ю. Анташева, Т. Говор, Т. Зуева, М.В. Романникова, Н.К. Смирнов и многие другие [5].
25. Основные тенденции развития в подростковом возрасте. Подростковый ...
... и достоинства. Для этого возраста характерно желание быть похожим на кого-то, т. е. создание устойчивых идеалов. Для подростков, только вступивших в подростковый период, важными критериями в ... и учителей на сверстников. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. 1. Общение является для подростков очень важным информационным каналом. 2. Общение ...
В совокупности особенности подросткового возраста приводят к тому, что этот возраст оказывается периодом риска начала употребления табака и алкоголя, развития других форм девиантного поведения. Как и при любом заболевании, профилактика может оказаться гораздо продуктивнее любого лечения.
Подростковый возраст является тем периодом, когда особенно остра необходимость в проведении профилактических мероприятий по предотвращению табакокурения и других форм девиантного поведения.
М. Черняускене пишет, что курение учащихся, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной — сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке.
В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие и расстройство пищеварения[8].
Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха. Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.
Современный этап развития педагогической науки характеризуется устойчивым интересом к изучению психолого-педагогических факторов, влияющих на воспитание и развитие личности. Как показывают результаты исследований подросткового возраста за последнее десятилетие (М.М.Безруких, А.Ю.Бражников; М.Я.Виленский, Г.К.Зайцев, В.Н.Касаткин, М.Л.Лазарев, Е.А.Леванова, А.В.Мудрик, Л.Г.Татарникова и др.) сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни у подростков возможно при условии включения профилактической работы в систему воспитания и образования. Содержательная основа профилактической работы сегодня предусматривает не столько информационное поле, раскрывающее вред табакокурения, негативные последствия физиологической и психологической зависимости, сколько вовлечение подростка в социально-значимую деятельность, формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, развитию личностных качеств, способствующих устойчивой позиции противостояния негативным воздействиям. Этому способствует профилактическая работа [7].
Исходя из всего этого, мы видим, как важно проводить комплекс мероприятий по профилактике табакокурения. Гораздо легче предотвратить возможность никотиновой зависимости, чем решать уже существующую проблему, так как избавиться от этой зависимости очень трудно.
Цель исследования: изучение эффективных профилактических занятий, направленных на формирование установок на здоровый образ жизни, а также повышению отрицательного отношения к курению.
Объект исследования: табакокурение подростков.
Предмет исследования: профилактика табакокурения подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что профилактика табакокурения окажет продуктивное влияние на формирование системы знаний подростков о негативных последствиях табакокурения, если профилактическая работа проводится с учетом возрастных и психологических особенностей и потребностей подростков.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
Исследование особенностей самоотношения подростков с девиантным поведением
... важным и актуальным исследование особенностей самоотношения девиантов именно в подростковом возрасте, во время его формирования. Целью данной работы и является исследование особенностей самоотношения у девиантных подростков. Для достижения поставленной ...
1. Провести психолого-педагогический анализ литературы по теме исследования.
2. Проанализировать профилактические занятия, направленные на формирование установок на здоровый образ жизни, а также повышению отрицательного отношения к курению.
3. Подобрать необходимые методы организации исследования.
4. Провести эмпирическое исследование по теме курсовой работы.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовались:
1) теоретические методы: анализ, синтез, классификация, анализ литературы;
2) эмпирические методы:
· Анкета по выявлению отношения к курению;
· Анкета «Изучение мотивов курения»;
· Тест Фагерстрема на определение никотиновой зависимости;
· Анкета Д. Хорна.
3) методы обработки полученных данных: U — критерий Манна-Уитни.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 50 обучающихся 7-9 классов МБОУ СОШ № 49 Октябрьского района городского округа г.Уфа РБ.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 49 Октябрьского района ГО г.Уфа РБ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, вывода, заключения, списка литературы (25источников) и приложения. Основной текст работы изложен на 40 страницах.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Табакокурение в подростковом возрасте как вид девиантного поведения
Выделение подросткового возраста, как особой возрастной ступени в становлении человека произошло во второй половине XIX века. С тех пор подростковый возраст, проблемы подростков стали центром внимания многих ученых: психологов, медиков, педагогов, культурологов, социологов. Подростковый возраст — это переход от детства к взрослости, он эмоционально насыщен и явно проступают негативные черты подросткового кризиса.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Это переход подразделяется на два этапа: подростковый и юность. Различают девиантное поведение в широком и узком смысле. В широком смысле — это поведение любого человека, сбившегося или отклоняющегося от социальной нормы. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонение, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря не являются противоречиями.
Согласно социально-психологическим исследованиям распространение влияния алкоголя и табака напрямую связано с кризисными ситуациями в политике и экономике. Спиртное и табак уверенно вошли в наш быт, став повседневной нормой превратившись в обыденность. Выпивают повсюду и по любому поводу, тоже самое с курением [16].
В последние годы среди подростков стало широко распространяться курение. Современный российский школьник начинает курить в среднем в 13 лет. В составе учащейся молодежи курят в среднем 55%, в т.ч. среди учащихся школ — 45,5% [7].
Среднедневное потребление сигарет учащейся молодежи — 10,5 штук, т.е. большинство категорий учащейся молодежи выкуривает больше, чем по половине пачки сигарет в день.
Вырастая среди курящих, дети не сомневаются в том, что курение — такой же естественный процесс, как потребление пищи и воды. Курение у них ассоциируется с общепринятой нормой поведения. Характерно, что в семье курящих в раннем возрасте приобщаются к курению 50% детей и более, в некурящих — не более 25%.
Представления родителей подростков о характере своего ребенка
... В связи с этим цель нашего исследования - изучение представлений родителей подростков о характере своего ребенка. Задачи: 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме представлений родителей ... основные понятия. 2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения представлений родителей подростков о своем ребенке. 3. Сформировать выборку и организовать сбор данных. 4. Обработать и ...
В приобщение к курению весьма заметную роль играет посещение компаний, вечеринок, дискотек — самых распространенных форм досуга подростков. В связи с небывалым ростом числа молодых курильщиц были выявлены основные мотивы их приобщения к курению. Анализ ответов показал, что основным стимулом начала курения явилась мода.
Психологию тяги девушек к курению Е. И. Руденко дополняет такими данными: «…девушку интересует характер своеобразного ритуала. В нём неторопливое распечатывание сигаретной пачки, извлечение из неё сигареты, закуривание от пламени красивой зажигалки, искусное пускание дымовых колечек — несомненное владение техникой курения…» [18].
Нередко начало курения табака вызывает неприятные ощущения — першение в горле, тошноту, рвоту, но если человек продолжает курить, то неприятные ощущения постепенно проходят, вырабатывается привычка.
У курильщиков постепенно формируется никотиновый синдром. Началом никотинового синдрома следует считать период, когда пропадает неприятное ощущение, вызываемое курением.
В динамике развитие никотинового синдрома условно можно выделить три стадии. В основе этих стадий лежат шесть ведущих синдромов. Это психическое и физическое привыкание, измененная реактивность, психические, соматические и неврологические нарушения.
В период появления предвестников никотинизма (Г. В. Морозов, И. В. Стрельчук, [15]) отмечается разовое курение, что приводит к неприятным ощущениям — першению в горле, кашлю, шуму в ушах, тошноте.
Начальной стадией болезни следует считать время, когда пропадают неприятные ощущения, вызываемые курением, и появляется чувство довольства, легкой эйфории. Далее постепенно наступает психическое привыкание, появляется желание курить, ощущение, что курение повышает настроение, улучшает самочувствие. Физического влечения нет. На этой стадии подростки способны усилием воли прекратить курение. Продолжительность начальной стадии от 1 до 5 лет.
Хроническая стадия курения носит стойкий характер, ибо имеется тяга к табаку, психическое влечение носит характер с периодическим получением комфорта. Физическое влечение начинает проявляться в желании после перерыва вновь закурить, некоторых явлениях дискомфорта при отсутствии возможности закурить.
В поздней стадии реактивность организма меняется. Это выражается в снижении толерантности, курение вызывает неприятные ощущения, боли в области сердца, общий дискомфорт, снижается психическое влечение, комфорт от употребления табака с годами появляется все меньше и меньше, часто просто остается автоматическая привычка курить.
Курение подростков отражается на физическом развитии, ребята плохо растут, отстают в весе. Такие подростки выглядят худыми, с землистым цветом лица. Особая вредность курения для подростков объясняется еще и тем, что, стремясь скрыть свой порок от родителей и учителей, подростки курят тайком, торопливо, сильнее затягиваясь табачным дымом. В таких условиях происходит интенсивная переработка табака и в табачный дым переходит больше вредных веществ. Больше табачных ядов находится в дыму при докуривании сигареты до конца, а именно так делают ребята. Большой вред приносит докуривание окурков, к чему прибегают подростки, не имея денег на покупку сигарет. Необходимо напомнить об опасности передачи инфекции через окурки, побывавшие в губах неизвестных. Причем подростки курят самые дешевые сигареты, а в них никотина больше, чем в табаке высших сортов. Никотин снижает слух и нарушает зрение у подростков, вредное действие табачных ядов сказывается на работе головного мозга.
Алкоголизм у детей и подростков. Проблема профилактики раннего алкоголизма.
... пьянства может быть непродолжительным- несколько месяцев, реже 1-2 года.Всех подростков, которые употребляют спиртные напиткирегулярно, можно считать группой риска в аспектеалкоголизма.Именно ... часть своегосвободного времени проводят вне контроля взрослых – наулице, со сверстниками.Маленькие дети бессознательно подражают родителям,а в подростковом возрасте авторитет родителей уже утрачиваетсвое ...
В лаборатории американского ученого Гуле было установлено, что у курящих юношей на 5% снижается объем памяти [13]. «От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой», — говорил И. Гете еще в начале прошлого века.
Курение является одной из причин развития нервных расстройств в подростковом возрасте. Несовершеннолетние становятся раздражительными, вспыльчивыми, плохо спят, нарушаются внимание и память……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров А.А. Профилактика курения у подростков / А.А. Александров // Вопросы психологии. — 2008. — № 2. — С. 55-61.
2. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. Методическое пособие для учителей и родителей. — М.: Медиа-Сфера, 2010.
3. Александров, А.А. Профилактика курения: роль и место психолога / А.А. Александров, В.Ю. Александрова // Вопросы психологии. — М., 2006. — №4. — С. 35-42.
4. Баранов А.А., Кучма В.Р, Звездина И.В. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. — М., 2010. — 213 с.
5. Геппе Н. «Профилактика табакокурения среди детей и подростков» — ГЭОТАР-Медиа, 2008.
6. Казьмин В.Д. Алкоголь и курение, мы и наше потомство. — М.: Новый мир, 2012. — 112 с.
7. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащита от курения: Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. — Казань, 2010.
8. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащита от курения: Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. — Казань, 2001.
9. Касаткин В.Н. и др. Принципы создания программы профилактики курения в школе.//Вестник образования, № 13, 2001, с. 57-71.
10. Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков /Клочинова П. // Социальная педагогика. — 2006. — № 1.
11. Маркова А. Профилактика курения у подростков / А. Маркова // Здоровье детей — Первое сентября. — 2012. — № 7. — С. 51-54.
12. Плоткин, М.М. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей / М.М. Плоткин, В.И. Ширинский // Семья в России. 2007. — №1
13. Программа «Профилактика табакокурения среди детей и подростков общеобразовательных школ».
14. Профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании и токсикомании у детей и подростков / Под. Ред. Л.И.Кудря, С.Г.Горячковой. — Архангельск, 2004.
15. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: Сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений / Винда О.В. и др. — Харьков, 2000.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
16. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: Сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений / Винда О.В. [и др.] — М. : Владос, 2006.
17. Психологический словарь/Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Педагогика — Пресс, 2001
18. Райс Ф.психология подросткового и юношескового возраста. СПб., 2005.
19. Романникова М.В. Профилактика табакокурения как фактор формирования ценности здорового образа жизни у подростков: Автореферат диссер. на соис. уч. ст. к.п.н. — М.: МПГУ, 2009.
20. Романникова М.В. Профилактика табакокурения среди детей и подростков: педагогическая программа / М.В. Романникова // Высшее образование в России. — 2009. — №6. — С. 145-148.
21. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-Пб.: Социально психологический центр, 1996.
22. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. — М., 2004.
23. Ситуация, связанная с курением табака в России. Пассивное курение. Лечение табачной зависимости: Материалы конференции, посвященной Всемирному Дню без табачного дыма. — М., 2010.
24. Стрелец О.П. Профилактика табакокурения и алкогольной зависимости у детей и подростков. // Концепция алкогольной политики в России. — М.: Социум, 2011. — С. 3-24; 132-146.
25. Толстых Н.Н. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки / Толстых Н.Н., Кулаков С.М. // Вопросы психологии. — 2003. — № 2.