Табакокурение среди подростков и его профилактика

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАБАКОКУРЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ………………………… 6

1.1. Табак и история его распространения ………………………….…………………..6

1.2. Состав табачного дыма……………………………………………………….9

1.3.Физиологические, психологические и социальные последствия курения..16

1.4. Мотивы курения молодого поколения………………………………………27

ГЛАВА II. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………. . 40

2.1. Контингент исследования……………………………………………………40

2.2. Методы исследования………………………………………………………. 40

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ МОУ СОШ № 1 с.Северное………………………………………………………………….……..43

3.1. Результаты опроса и анализ результатов…… ……………….…………… 43

3.2. Профилактика курения среди учащихся села Северного…………………63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75

ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………….77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.80 ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………………82

ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………… 94

ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………… 95

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что одна из главных задач государства и общества — обеспечение здоровья нации. Борьба с курением в подростковом возрасте — составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни, поскольку курение является серьезным фактором риска многих хронических неинфекционных заболеваний в зрелом возрасте, которые в свою очередь часто не позволяют взрослому человеку достичь своего наилучшего уровня развития в личностном и профессиональном росте.

Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди подростков. Отрицательное действие на неокрепший растущий организм подростка особенно велико. Диапазон времени начала курения весьма широк, но обычный человек, не начав курить до 25-30 лет, позднее к курению не привыкнет [4]. Мальчики начинают курить раньше девочек, обычно еще до наступления половой зрелости, желание казаться взрослее, чувствовать себя мужчиной — одна из основных причин курения у мальчиков [4]. При этом некоторые ребята думают что, начав курить, они совершают чуть ли не героический поступок. Хотя, выкуривая от одной до двадцати сигарет, а то и больше, они медленно систематически разрушают свое здоровье. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... о 30-ти кратном риске суицида у депрессивных больных. По данным других исследований, суицидальный риск среди больных аффективными расстройствами в 48 раз выше чем в общей популяции, ... поведения проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ...

К сожалению, в сознании молодых людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения) [39]. Общественная мораль в нашей стране терпима к курению. В то же время в целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т. п. Предстоит многое сделать в обществе, чтобы в сознании людей, и прежде всего молодежи, укрепилась мысль, высказанная директором Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Российской Федерации академиком Р. Г. Огановым о том, что курильщик — это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении [33].

Проблеме табакокурения в последнее время стало уделяться значительное внимание. В контексте анализа проблемы девиантного поведения несовершеннолетних, ее изучают социологи, психологи, педагоги, представители других гуманитарных наук. Теоретико-методологические аспекты асоциального поведения рассматриваются в трудах российских и зарубежных авторов. Разработку проблем девиации активно ведут следующие авторы: Я.И. Гилинский, СВ. Горанская, И.С. Кон, П.Д. Павленок, В.А. Шапинский и др [10].

В их работах даются определения, классификация и причины возникновения девиантного поведения, а также рассматриваются технологии социальной работы с лицами девиантного поведения, в том числе детьми и подростками. Важное значение для исследования имеют подходы к пониманию морали и социальных норм содержащиеся в трудах данных авторов.

При исследовании проблемы детского и подросткового табакокурения, как разновидности девиации в среде несовершеннолетних, я опиралась на концептуальные разработки ученых, занимающихся вопросами отклоняющегося поведения подростков. (Александров А.А., Александрова В.Ю. Александров А.А., Александрова В.Ю. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Худик В.А.)

Их рассуждения, выводы, предложения помогли обосновать профилактическую программу по предотвращению табакокурения в среде несовершеннолетних и малолетних. Разрушительная сила курения заставила психологов и педагогов искать ответы на вопросы: почему люди курят и как им помочь избавиться от этой привычки, насколько эффективны программы по борьбе с курением?

Сегодня помощь курильщикам включает следующее: предупреждение официальной службы охраны здоровья, советы врачей, лечение, когнитивную терапию, создание групп поддержки. К сожалению, все это дает только временный эффект и всего лишь 1/5 часть людей бросают курить после принятых мер, большинство же возобновляют привычку.

Наибольший эффект дают программы по коррекции поведения, приводящего к курению. В данной работе представлена профилактическая лекция, ключевыми моментами которой является: предоставление как можно более полной информации о вреде курения на организм человека; показ механизмов влияния сверстников, родителей и средств массовой информации на распространенность курения.

Целью работы: является формирование у подростков установок на здоровый образ жизни, а также повышению отрицательного отношения к табокакурениекурению

11 стр., 5011 слов

Агрессивное поведение у детей и подростков

... взрослому, первоначально чисто внешне, практически взаимодействует с окружающими, реализует те формы поведения, которые культивируются и санкционируются обществом. На этой основе у детей ... эмпатийные переживания. Они играют важную роль в дальнейшем развитии просоциальных мотивов поведения. Так приобретается практический нравственный опыт. Впоследствии он становится основным источником чувств ...

Объект исследования – подростки 11-17 лет (учащихся МОУ СОШ №1 с. Северное НСО).

Предмет исследования — отношение подростков к табакокурению.

Задачи исследования:

1. Выяснить возрастные, половые особенности и интенсивность курения и табачной зависимости у юношей и девушек с.Северное.

2. Проанализировать наиболее распространенные причины курения и отказа от курения, подростков разного пола и возраста.

3. Выявить выраженность запретительной функции семьи и школы относительно курения подростков с. Северного.

4. Разработать и провести лекцию для учащихся по профилактике табакокурения.

Гипотезой исследования является предположение о том, что профилактическая лекция способна оказать: продуктивное влияние на формирование системы знаний подростков о негативных последствиях табакокурения.

Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть использованы учителями общеобразовательных школ для профилактической работы борьбы с курением.

Теоретическая значимость заключается в укреплении знаний о влиянии табакокурения на психологическое и физиологическое развитие молодежи.

………….

1.Анастази А. Психологическое тестирование [Текст] /А. Анастази. — М.: Педагогика, 2002. — 318с.

2.Андриади И.П. Авторитет учителя и процесс его становления [Текст] / И.П. Андриади. — М.: Гардарики, 2007. — 346 с.

.Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя [Текст] / И.П. Андриади // Школа и производство. — 2001. — №8. — С.2.

.Андриади И.П. Основы педагогического мастерства [Текст] / И.П. Андриади. — М.: Изд. центр «Академия», 2009. — 358 с.

.Бешелев С.Д., Математико-статистические методы экспертных оценок [Текст] / С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гуревич. — М.: Гардарики, 2000. — 263с.

.Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии [Текст] / Б.П. Битинас. — Вильнюс, 2001. — 347с

.Вройенстийн А.И. Внешняя оценка качества образования: некоторые вопросы и ответы / А.И. Вройенстийн // Высшее образование в Европе. Т.XVII. — 2003. — №3. — С.66-88.

.Вавилов Ю.П. Специфика профессии учителя начальных классов [Текст] / Ю.П. Вавилов // Педагогическое образование и наука. — 2008. — №1.- С.33-35.

.Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе [Текст] / Ф.Н. Гоноболин. — М.: Вече, 2005. — 356 с.

.Горбатов Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход [Текст] / Д.С. Горбатов // Педагогика. — 2005. — №4. -С.105-111.

.ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Дата введения 01-07-2004 [Текст] // Библиотека и закон. — 2005. — №1(Вып. 18).

— С.322-381.

.Грабарь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях [Текст] / М.И. Грабарь. — М.: Вече, 2003. — 276с.

.Громыко Ю. Концепция прогноза и развития образования до 2015 г. [Текст] / Ю. Громыко и др. // Народное образование. — 2003. — №1. — С.17-27.

.Гуревич К.М. Что такое психодиагностика [Текст] / К.М. Гуревич. — М.: НОРМА, 2005. — С.34.

.Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования [Текст] / А.В. Даринский // Педагогика. — 2006. — №1. — С. 18-20.

9 стр., 4469 слов

Семинарское занятие № 2. Психология личности учителя физической ...

... учителя физической культуры успешно решать педагогические задачи и на уроке, рекомендуется использовать специально разработанную систему самостоятельного психологического анализа урока. Эта система соответствует общим для педагогики ... - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми ...

.Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С.Б. Елканов. — М.: Просвещение, 2002. — 189с.

.Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие [Текст] / М.Н. Ермоленко. — М.: Вече, 2002. — 328 с.

.Ильин Г.Л. Психология педагогического управления: учеб. пособие [Текст] / Г.Л. Ильин. — М.: Академия, 2000. — 432 с.

.Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание [Текст] / М.С. Каган. — СПб: СПбГУ, 2001. — 384 с.

.Капустина З. Имидж современного педагога [Текст] // Учитель. — 2006 — №1. — С. 59-61.

.Касьяненко М.Д. Комплексный контроль учебной деятельности [Текст] / М.Д. Касьяненко // Педагогика. — 2006. — №10. — С.46-49.

.Качество знаний учащихся и пути его совершенствования [Текст] / Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. — М.: Педагогика, 2008. — 208 с.

.Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя [Текст] / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. — 2007. — №2. — С. 99.

.Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность [Текст] / Б.Б. Коссов. — Воронеж, 2008. — 211 с.

.Крутецкий В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития [Текст] / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. — М.: Гардарики, 2007. — 354 с.

.Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики [Текст] / Б.В. Кулагин. — СПб: Питер, 2004. — 452 с.

.Майоров А.Н. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении [Текст] / А.Н. Майоров и др. — СПб: Питер, 2002. — 79с.

.Макаренко А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 192с.

.Малькова З.А. Качество образования в массовой школе [Текст] / З.А. Малькова // Перспективы: вопросы образования. — 2000. — №1. — С.25-37.

.Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. — М.: Академия, 2008. — 200 с.

.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [Текст] / Л.М. Митина. — М.: Дело, 2004. — 216 с.

.Оводова А.Г. Имидж современного педагога [Текст] / А.Г. Оводова // Нач. школа. — 2004 — №5. — С.80.

.Пер