Эмпатические проявления работников детского дома

1

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Факультет психологии

Курсовая работа

по Общей психологии

на тему: «Эмпатические проявления работников детского дома»

Выполнил: студент группы 21-АС

Пономарёв И.А.

Проверила: преподаватель,

кандидат психологических наук,

Мельникова М.Л.

доцент кафедры общей психологии

Екатеринбург 2011

Содержание

Введение

1. Проблемы эмпатии в социальной психологии

2. Понятие эмпатии

3. Факторы, влияющие на эмпатийность личности

4. Проблемы общения со сверстниками

5. Конгруэнтная эмпатия

Заключение

Список литературы

Введение

Эмпатия — это проживание многих эмоций вместе с воспитанниками. Она имеет много положительных сторон, но и отрицательные.

В детском доме много факторов, которые приводят к взаимной неприязни между воспитанниками и воспитателями. Эмпатия это один из инструментов который используют не многие. Те же, кто используют должны понимать, что чувствование является «краеугольным камнем» при общении с детьми. В детских домах воспитатель должен жить одной жизнью с воспитуемыми и тогда он, возможно, сможет хоть чуть-чуть понять их, а они его.

Эмпатия при всей её важности не используется в детских домах достаточно сильно. Но и слишком сильное её использование приводит к эмоциональному выгоранию педагогов.

Только изучив все стороны данного вопроса можно найти пути к пониманию воспитанников и не допустить выгорания воспитателей.

1. Проблемы эмпатии в социальной психологии

Эмпатия является одной из многих причин эмоционального выгорания. Не можем сказать, что плохо когда педагоги и воспитатели сопереживают своим воспитанникам но необходим определённый предохранитель для того чтобы воспитатели могли нормально работать и жить в своей семье, а не думать только о том чтобы: родители позвонили, прислали письмо или чтоб воспитанники не полезли через забор либо в петлю. Воспитанники такого учреждения практически лишены родительского внимания и общения со сверстниками вне стен учреждения. Кратковременные прогулки вне стен учреждения не удовлетворяют в полной мере подростковой жажды общения.

4 стр., 1642 слов

Психология профессионального общения 3

... степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффекно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, ... IV. Перечислить 3 механизма межличностного восприятия. Дать определение понятий: «аттракция», «эмпатия», «рефлексия», «идентификация», «каузальная атрибуция»…………………………..6 V. Представить классификацию коммуникативных ...

Роль родителей приходится выполнять воспитателям, учителям и мастерам производственного обучения. Но если учителя и мастера общаются с воспитанниками только на занятиях, воспитатели должны заменить родителей во всё остальное время, а значит, им приходится жить жизнью воспитанников: переживать вместе с ними радости и разочарования, победы и поражения. Вместе с пониманием их жизни становятся понятны их необходимости и стремления. Невольно воспитатели становятся самыми близкими людьми и лучшими друзьями или злейшими врагами для молодых людей.

2. Понятие эмпатии

Эмпамтия (греч. н — «в» + греч. рЬипт — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. [1]

Издревле чуткие и внимательные люди могли «найти подход к любому человеку», знали настроения и желания собеседника, предугадывали ход мыслей и поступки. В древности такие проницательные люди становились врачевателями или вождями, которые могли повести за собой. Самое сложное в эмпатии всегда было то что нельзя терять ощущение того откуда приходит это переживание, не путать свои желания, стремления и потребности с желаниями, переживаниями, стремлениями и потребностями другого.

Как сказано в национальной психологической энциклопедии:

Эмпатия — особый способ восприятия и постижения психологических состояний других людей. Буквально эмпатия означает «вчувствование» в другого человека — в противоположность симпатии, то есть «сочувствию». Термин эмпатия восходит к эстетике и психологии XIX века, когда эмпатией обозначался способ понимания и объяснения объекта, основанный на моторной имитации и выводах из наблюдений над собственными кинестетическими ощущениями. [2]

Данное высказывание отчасти правильное но «вчувствование» не должно происходить из механического повторения действий человека, а более качественно его можно понять, общаясь с собеседником и понять его изнутри, может даже побыть в «его шкуре» но всегда нужно помнить о том кто ты есть и с кем ты разговариваешь.

По мнению В.В. Бойко: эмпатия позволяет постичь сущность другого человека. Не столько понять, сколько уловить тайные движения его души: суть мотивов и смысл поступков, источники интересов или антипатий, причины лжи или искренности, цели замкнутости или развязности и т д.

Если общаться с человеком спокойно, проникнув во внутренний мир и представлять его намеренья, желания, а так же прочувствовать его эмоции то, можно дать следующее определение:

Эмпатия — это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений — свойств, состояний, реакций — в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение. [3]

Не могу не согласиться с Виктором Васильевичем Бойко, но он не отразил в своём описании эмпатии того, что очень опасно идти к человеку с распахнутой душой, а иначе бесполезно. Конечно, эмпатия при общении, как с детьми, так и с взрослыми помогает постичь причины и следствия самопроявлений другого человека, то есть помогает понять, почему, когда, для чего, с кем (чем) он:

— это делает, говорит, думает, воспринимает, запоминает, вспоминает;

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... божественного, называя его богочеловеком. Много попыток было сделано, чтобы расчленить существо человека на части и понять их взаимосвязь. Делили на тело и на душу, на дух, ... ум или интеллект; б) Кама-рупа – форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший ...

— хочет подумать, сказать, сделать;

— проявляет свои интересы, потребности, способности.

Спрогнозировать поведение другого означает понять, как, когда, почему, с какой целью он:

— сделает, скажет, подумает по данному поводу;

— сможет реализовать свои мотивы, желания, потребности;

— допустит или не допустит определенные ошибки.

Адекватно проникнуться в психику другого означает понять, как, когда, с какой целью влиять на него, чтобы:

— вызвать желаемые изменения в его мыслях, памяти, восприятии, словах, поступках,

— вызвать желаемые перемены в его потребностях, мотивах, интересах, планах. [3]

Такое огромное количество информации, которую возможно, психолог сможет понять и предугадать, столько много про человека, с которым просто поговорит может показаться неправдой, но ведь в процессе разговора психолог «проникает в душу» и вообще-то не все дети смогут спокойно открывать свою душу.

Сам психолог должен располагать к себе детей и с помощью шутки, и с помощью соучастия, а иногда проявляя естественные родительские чувства которых так не достаёт в детском доме.

3. Факторы, влияющие на эмпатийность личности

эмпатия детский дом общение конгруэнтный

Способность к эмпатии, по-видимому, связана с развитием довербальных взаимодействий между матерью и ребенком, когда желания и потребности совпадают с реакциями на них.

Эмпатия — процесс предсознательный, автоматический и ‘беззвучный’. Она сосуществует с другими, более объективными способами получения информации о чувствах и поведении пациента. Чтобы добиться полного аналитического понимания, непосредственные, эмпатические впечатления должны соотноситься и интегрироваться с другой информацией. Таким образом, эмпатия включает в себя многие компоненты — аффективные, когнитивные и логические, — которые, взаимодействуя, создают почву для аналитического лечения. [2]

Вся система образования с детства приучает, что для нас необходима надёжная, научная база, доказательства и факты которые фиксируются. Но в природе не всё подчиняется законам людей, научности и систематизации. Иногда рождаются или воспитываются люди которые не подходят под всеобщую чёрствость и невнимательность к окружающим.

Как отмечает А.П. Василькова: для людей проявляющих высокую степень эмпатии характерна мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а для демонстрирующих низкую степень — замкнутость, недоброжелательность.

Также влияют степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый или незнакомый), интенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), их предыдущего опыта. Важную роль в формировании и развитии эмпатии играет эмоция печали. [5]

Издревле так сложилось что про людей, понимающих друг друга с полуслова занимающихся общим делом, или имеющих общие интересы, вид отдыха или общее горе называли «родственные души». Мы даже сейчас вполне согласны с данной формулировкой, как у них имеется эмпатическая связь

В повседневной жизни под эмпатией врачи подразумевают генетически врожденную, развитую в той или иной степени у разных людей, способность человека представлять себя на месте другого индивидуума с психологическим проникновением в его чувства, желания, идеи и поступки. Теория «вчувствования» в объект находит подтверждение и получает все большее распространение и в других сферах человеческой деятельности. [6]

13 стр., 6467 слов

Гендерные особенности эмпатии у людей среднего возраста

... потребность некоторых людей, что обусловливает тонкость их сенсорного восприятия и, прежде всего, ... Чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае.[1] И.В. Грошев представляет эмпатию как определенную психическую способность и даже ...

Вчувствование

Данный термин был введен в 1909 году американским психологом Э. Титченером, который обобщал близкие ему по содержание философские и этические концепции симпатии и сострадания (Юм, Смит, Шопенгауэр и др.).

Наиболее очевидный пример — актер или певец, искренне переживающий исполняемую роль. При соприкосновением с произведением искусства зритель, путем интроекции, может чувствовать себя вовлеченным в то, что он видит и воспринимает. [7]

Из исследования В.В. Бойко можно понять механику эмпатийных каналов:

а) Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояния, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

б) Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством “вхождения” в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

в) Интуитивный канал эмпатии. Он свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров. [3]

Все эти каналы одинаково важны для психологов так как они существуют в связке и по отдельности не будет такого отличного феномена как «эмпатия».

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

По замечаниям современников Фрейд никогда не уделял проблеме эмпатии особого внимания и не посвятил ей отдельного исследования. Однако, как подчеркивают Лернер и Немировски (1989), Фрейд вполне осознавал важность той роли, которую эмпатия играет в процессе психоаналитического лечения. Например, когда в работе 1913 года «К введению в психотерапию» возникает вопрос о том, с какого момента должна начинаться интерпретация, он особо подчеркивает, что аналитику никогда не следует прибегать к истолкованию до того, как пациент разовьет перенос и установится связь между психологом и пациентом. Далее он говорит, что установившаяся связь может ослабевать: «Можно, понятно, лишиться этого первого успеха, если с самого начала вместо позиции сочувственного понимания аналитик займет какую-то другую, например — морализаторскую…» (1912).

22 стр., 10846 слов

Психологические особенности развития эмпатии у старших дошкольников

... которого он наблюдает из зрительного зала[17]. Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение ... представляет совокупность эмоциональных, когнитивных, и поведенческих умений, навыков и способностей другого человека. Эмпатия изучалась и рассматривалась многими зарубежными и отечественными психологами и психотерапевтами, такими ...

[8]

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.[3]

Именно такая атмосфера всегда и необходима в кабинете у психолога.

Идентификация — еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. [3]

Сопереживание как мы считаем после родственных связей наиболее сильная эмоция способствующая появлению эмпатии. Потому что самые сплочённые братства — это сослуживцы, фанаты спортивных клубов и пережившие общее горе.

В 1960 году Гринсон написал эссе, посвященное эмпатии и ее превратностям. Согласно Гринсону, эмпатия является эмоциональным знанием о чувствах другого, предсознательным феноменом, помогающим нам понять пациента, разделить его чувства. Эмпатия предполагает тонкое равновесие, возможность проникнуться чувствами другого человека, не будучи при этом вовлеченным, по выражению Салливана — играть роль участвующего наблюдателя. Гринсон также указал на то, что аналитик становится неэмпатичным вследствие избытка, либо недостатка. Боязнь вовлечься в чувства пациента приводит к подавлению эмпатии и установлению слишком большой дистанции. Однако, если эмпатия бесконтрольна, вовлеченность в чувства пациента становится слишком интенсивной, что приводит к нарушению идеальной дистанции и лишает аналитика объективности. [8]

С такой проблемой столкнулось множество людей некоторые из них считают себя просто внимательными к детям, но не могут думать ни о чём другом, а некоторые считают себя эмпатами и они сталкиваются со своими проблемами.

Вот слова нерядового пользователя admin с форума: «Лучик света в небесной пелене»: «Эмпаты. При звуке этого слова некоторые приходят в восторг и мечтательно закатывают глаза «Ах, мне бы так». Еще бы. Уметь по-настоящему чувствовать других людей может не каждый. На самом деле быть эмпатом это очень мучительно. Это говорится не потому, что желание видеть рядом с собой «соперников» обычно отсутствует. Просто кто как не сам эмпат знает, что это такое. Это приговор к боли и тяжким душевным переживаниям. Когда человеку рядом плохо, приходится разделять его боль, деля напополам или даже забирать ее всю. Потому что по-другому не возможно. И в этом ничего приятного нет». [9]

7 стр., 3494 слов

исследование педагогических условий развития эмпатии у детей ...

... и принятии сверстником его жизненных позиций, а значит развития способности к эмпатии. Многие психологи, описывая эмпатию, обращают ... какими путями. Поэтому, вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать — желание и ... роль эмпатии для развития коммуникативного поведения, поскольку зачастую в обществе детей многих детей вытесняют из общения, ...

Скорее всего автор этих строк не умеет справляться с тем чем он обладает — способностью «вчувствовать» собеседников. Он является полным эмпатом.

Полный эмпат — это человек, «впитывающий» окружающую обстановку, где бы он ни находился. Иногда называемые сенситивами, такие люди, как правило, совершенно беззащитны перед психической атакой или даже ненаправленной сильной эмоцией в непосредственной близости от них. Если эмпат не обучен методам психического экранирования, он помимо своей воли абсорбирует и воспроизводит сильные эмоции окружающих. [10]

Как видно из этих строк способности научиться защищаться от психических атак других людей можно и, следовательно, нужно. Если этому вовремя не научиться, то могут быть очень пагубные последствия как это описано в другом письме пользователем с ником anndin:

«Быть эмпатом не так уж и весело. Например, приходится избегать людей которые из-за хорошего контакта (естественно, вызванного от тесного общения, построенного на взаимности чувств и переживаний) влюбляются. Очень сложно находится там, где есть постоянные споры, разногласия… везде сложно.

Хорошо — тебя переполняет этим «хорошо», плохо — тебя разъедает от этого, а когда кому-то больно… хочется умереть.

Если эмпат опытный, то он может всё это контролировать и у него бывают свои чувства… вот только эти самые «свои» поднакаляются чужими.

Прозвучит как в обществе анонимных алкоголиков: «Здравствуйте! Меня зовут Н. и я ЭМПАТ…»…

Это не дар и это не крест…

Каждый в праве сам решать: развивать это в себе или научиться это игнорировать (это будет сложнее сделать).

Раньше я это всё принимала как заинтересованность к людям, как обычный поток общих интересов и мыслей…. но слишком часто страдала от переживаний за посторонних людей: познакомилась с кем-то, зацепил этот человек чем-то и всё — вижу насквозь все его страдания, эмоции, словно сама его жизнью живу.

Знаете, что плохо?! Знать все переживания и охлаждения любимого человека… Но если здесь есть эмпаты, то они могут понять меня в том, что мы и получить хорошее от хорошего можем вдвойне. Например, с любимыми…

Всё-таки, таким людям стоит быть психологами.

Могу поведать о себе немного, естественно, делая акцент на ощущениях, а не на жизненных ситуациях…

Мне очень сложно принимать в свою жизнь новых людей, стараюсь быть с ними холодней… не замечать их. Это помогает не ощущать их чувств. В автобусе или в других многолюдных местах стараюсь зациклиться на чём-то одном: на радио, на пении птиц, на звуках проезжающих машин, думать о своём. В компании находится просто невозможно… это всё равно, что стоять коридоре музыкального учреждения и из разных кабинетов слышать разную музыку на разных инструментах, исполняемую новичками очень и очень громко…

Дома всегда нахожусь в своей комнате, ибо семья у меня очень импульсивная…

Многие считают меня эксцентричной, импульсивной, эмоциональной…

Да, я такая… но только рядом с такими же…

Наше призвание — помогать. Мы помогаем. Честно. Всем. Но нам не помогает никто… поэтому очень часто такие люди отстраняются от всех… я и сама уже на грани…» (орфография и пунктуация автора сохранены).

15 стр., 7093 слов

Динамика общения девочек и мальчиков со взрослыми

... все сходятся во мнении, что общение является неотъемлемой частью в жизни каждого человека. Изначально именно посредством общения, через общение человек становится полноценным членом того или ... от работы как производства вещей («обработки природы людьми»), составляет производство отношений («обработки людей людьми»). В широком смысле, общение - это та сторона человеческого существования, что ...

[9]

Данный пост на довольно таки оптимистичном форуме «Лучик света в небесной пелене» звучит как мольба о помощи от гостя anndin и как предостережение для всех кто думает о том, чтобы «развивать это в себе эмпатические способности». Совместно с обучением эмпатии необходимо и обучать защищаться, «экранироваться» от таких разнообразных эмоций других людей.

Мы считаем, что эмпатия — это очень большое доверие как со стороны психолога, так и со стороны воспитанника. Проблема в том, что если психолог, раскрываясь готов открыть свои мысли, готов к проникновению в его мир пациента, он уже взрослый человек со сформировавшейся психикой. Воспитанник же является просто несформировавшимся подростком с неустойчивой психикой. Любой непонятый вопрос, который столь важен ребёнку и непонятен взрослому человеку может привести к недоверию к взрослым, или же к самому худшему — попытке суицида.

4. Проблемы общения со сверстниками

Специфика общения со сверстниками. Казалось бы, учитывая особенности жизни в детском учреждении интернатного типа, где дети поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликта. Однако исследования показывают, что воспитанники детского дома менее успешны в решении конфликтов и с взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и соответственно — неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта. [16]

При такой ситуации работники детского дома постоянно должны решать проблемы детей и свои собственные, а в итоге нервное напряжение подопечных одинаково отрицательно сказывается и на конфликтующих воспитанниках и на работниках детского дома.

Для понимания причин возникновения описанных особенностей поведения у воспитанников детского дома недостаточно указания лишь на узость, ограниченность их контактов со взрослыми, с одной стороны, и высокую интенсивность контактов со сверстниками как простых количественных характеристик — с другой. [13]

Важно учитывать, что в детском доме ребенок постоянно общается с одной и той же, достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это может сделать любой ученик обычной школы. Но одновременно он не может быть и исключен из нее. Принадлежность к определенной группе сверстников при этом оказывается как бы безусловной. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. [14]

Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении интернатного типа можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи, а с другой стороны, нельзя не видеть и заметных издержек — подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения. [13]

12 стр., 5932 слов

Воспитание положительных качеств личности ребенка дошкольного ...

... воспитательно-образовательный потенциал строится на общении и взаимодействии дошкольников со сверстниками, взрослыми родителями и педагогами, в ходе которых формируются и закладываются нравственные ... В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, ...

По окончанию обучения юноша или девушка получает аттестат, полную свободу действий и неумение общаться с окружающими людьми. В этом случае эмпатийные проявления даже вредны. Молодой человек не должен сживаться со сверстниками и взрослыми людьми (чужими, но только проживают в одном здании), а должен жить своей подростковой жизнью. В дальнейшем не видя нормальной семьи (мама, папа, дети) сложно будет научиться этому самостоятельно.

Особую значимость общение со сверстниками приобретает в подростковом возрасте. В этом возрасте, наличие близкого друга, оценка себя как умеющего дружить, интерес к другому человеку именно как к другу становятся содержанием наиболее важных для подростка переживаний. Как показали исследования, это оказывается весьма нехарактерным для воспитанников детского дома. [15]

Без закладки основ человеческой дружбы, молодые люди, когда станут взрослыми, возможно, будут навсегда лишены понимания дружбы и настоящей ЛЮБВИ мужчины и женщины. Нормальные основы взаимоотношений между людьми должны прививать работники детского дома при помощи эмпатии. Причём в данных учреждениях не должно быть «лишних» людей. То есть таких работников, которые дадут не верные основные знания о общечеловеческих ценностях.

5. Конгруэнтная эмпатия

В результате анализа понятия «эмпатия» вообще и «педагогическая эмпатия» в частности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе мы пришли к выводу, что за этими понятиями могут скрываться очень разные содержания, иногда даже противоположные их первоначальному смыслу. [12]

Эмпатия — «страсть», «страдание», сострадание, сочувствие, вчувствование, «форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека» и ещё много определений и пояснений. И проблема в том, что воспитатели боятся полноценно проникаться мыслями и желаниями воспитанников, а воспитанники не хотят впускать в свои мысли того кто не внушает доверия и не очень то симпатичен им.

В этой ситуации нам представилось необходимым ввести специальный термин, который бы давал возможность более однозначного понимания эмпатии, эмпатии в истинном значении. Таким термином, на наш взгляд, может быть термин «конгруэнтная эмпатия «. [12]

Выясним значение слова конгруэнтность.

Конгруэнтность — это в первую очередь способность человека приходить в контакт с собственными чувствами и способность их искренне выражать. К. Роджерс говорил о конгруэнтности между тем, что человек испытывает, тем, как он это воспринимает и тем, как он это выражает. Например, конгруэнтность учителя означает, что тот способен «предстать перед учениками, классом, как реальный человек со своими сложностями, со своим хорошим и плохим настроением, со своими эмоциями по поводу того, что делается в классе» [17] Объединяя эти два понятия получаем именно то чего не хватало «конгруэнтная эмпатия «.

14 стр., 6828 слов

Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей 3

... совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Важнейшую роль в понимании личностью другого человека играют интуиция и эмпатия. интуиция эмпатия феномен общение Интуиция - чутьё, проницательность, ... С. 24. . Целью курсовой работы является выявление роли интуиции и эмпатии в понимании других людей. Данная цель конкретизирована в следующих задачах: выявить роль интуиции в ...

Под конгруэнтной эмпатией будем понимать:

1) способность к последовательному выражению понимания другого в речи и/или действии;

2) способность к гибкому переключению от состояния эмпатического понимания другого к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе отрицательных, без потери общего позитивного принятия другого. [12]

Такой подход к ситуации как нам кажется удовлетворит всех: и эмпатирующих и эмпатируемых.

Заключение

Эмпатия как мы выяснили является «вчувствованием в душу» воспитанника и она довольно хороший инструмент для воспитателя.

Она хоть не является основным инструментом воспитания и влияния на умы воспитуемых, но обладая ей все действия и поведение, становятся предсказуемыми и на них можно влиять в воспитательных целях.

Неподдельный искренний интерес к другой личности как таковой, к ее субъектной реальности — основная предпосылка глубокой эмпатии. [3] Каждый человек, а тем более такой чуткий как ребёнок, чувствует искренность или неискренность при беседе, в такой ситуации необходимо прочувствовать или «вчувствовать» ребёнка.

Конгруэнтная эмпатия возможно как раз именно то, что придаст воспитанникам уверенности и самоуверенности при общении с психологом, а психологам откроет путь к эмпатическому пониманию другого, к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе отрицательных, без потери общего позитивного принятия другого.

Список литературы

1. Википедия. [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BF%D0 %B0%D1%82%D0%B8%D1%8F]

2. Психоаналитические термины и понятия Словарь / Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. [http://vocabulary.ru/dictionary/18/word/%DD% CC%CF%C0%D2%C8%DF+%28EMPATHY%29]

3. Бойко Виктор Васильевич. «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других» — М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.

4. «Философские и научные контексты проблемы эмпатии.» // Консультативная психология и психотерапия — №4/2009.

5. Василькова, А.П. «Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков»: Дис. … канд. психол. наук / А.П. Василькова.- СПб., 1998.

6. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. — Минск, 1993.

7. Цыцарев С.В. Мотивы обращения к психотерапевту. // В кн.: Психотерапия: от теории к практике. — СПб., 1995.

8. Научно-практический портал электронных публикаций, статья из сборника «Эра контрпереноса» (под редакцией И.Ю. Романова), готовящегося к выходу в свет в издательстве «Академический проект» — №1 — март 2003 г.: Эмпатия ) 9. Форум «Лучик света в небесной пелене»: 10. Эзотерический сайт — http://www.ezoterik.info/forum/viewtopic.php?t=799& postdays=0&postorder=asc&start=0 11. Электронный журнал «Психологическая наука и образование»- журнал Psyedu.ru — http://childpsy.ru/

12. Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова «Феномен конгруэнтной эмпатии» — http://library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php? subaction=showfull&id=1107191636&archive=1120045935&start_from=&ucat=27&

13. А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых «Работа психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей» — http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st022.shtml

14. Неупокоева Н.М. «Особенности общения младших школьников с взрослыми и сверстниками // Психология формирования личности и проблемы воспитания». — М., 1980.

15. Прихожан А.М. «Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната // Возрастные особенности психического развития детей». — М., 1982. 16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии». — 1982. — №2. 17. Rogers C. Freedom to learn for the 80’s. — Columbus, Ohio, 1983.

Размещено на