Психология профессионального общения 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Уральский институт социального образования

(филиал РГСУ в г. Екатеринбурге)

Кафедра Социальной педагогики и социальной работы

ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология профессионального общения»

Выполнена студентом

К. Н. Сметаниной

Группа 267

Специальность 040101

«Социальная работа»

Научный руководитель:

к.п.н., доцент А.А. Шунайлова

Екатеринбург 2009

План:

I. Проанализировать 3 определения понятия «общение» в научной литературе. Обобщить…………………………………………………3

II. Представить одну из классификаций видов общения……………4

III. Перечислить функции общения. Дать определение понятий «речь» и «язык». Провести сопоставительный анализ функций языка и функций речи (можно в форме таблицы)………………………………………..5

IV. Перечислить 3 механизма межличностного восприятия. Дать определение понятий: «аттракция», «эмпатия», «рефлексия», «идентификация», «каузальная атрибуция»…………………………..6

3 стр., 1285 слов

11. Педагогическое общение: компоненты, функции, стили, модели и барьеры

... как активатор этого процесса, организуя его и управляя им. Функции педагогического общения познавательную, обозначающую объяснение окружающего мира; эмотивную, представляющую собой отношение ... адресата к действию, координации деятельности путем общения; функции самоактуализации, производящей процесс актуализации своих возможностей. Стили педагогического общения В.А. Кан-Калик, под стилем ...

V. Представить классификацию коммуникативных барьеров. Соотнести виды коммуникативных барьеров с этапами обмена информацией на схеме Г.М. Андреевой…………………………………………………………..7

Список использованных источников………………………………..11

I.

1) Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;

2) Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействия субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнёра;

3) Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

Ввиду сложности и емкости феномена Общение толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения – в широком и узком смысле слова – вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение – безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в «филогенезе» общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей (см. А.А.Леонтьев, 1973).

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие подростки ... честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему ...

В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т.е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений.

II.

Манипулятивное общение определяется как «такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей». Конечно же, в такого рода общении человек не признается как самоценность, хотя ценными могут признаваться те качества, которые могут быть полезны для достижения чьих-либо корыстных целей. В манипулятивном общении человек, как правило, не уважает достоинства партнера по общению и поэтому не может сохранить чистым своего достоинства, так как манипуляции в общении, как правило (исключением может быть, например, общение больного и врача), ведут к формированию отношения к партнеру как к объекту и поэтому недопустимы: они противоречат стремлению человека сохранить свое достоинство, игнорируют его интересы, ценности, вкусы.

Однако нельзя отождествлять формальное общение и манипулятивное. Действительно, есть случаи, когда человек в рамках деловых, или дипломатических отношений общается с партнером формально, на официальном уровне, но это еще не есть собственно манипулятивное общение; оно становится таковым, когда человек осознанно игнорирует нормы морали (например, дезинформирует, злоупотребляет доверием, не выполняет данного слова, даже прибегает к шантажу, обману, завуалированным угрозам, скрытому принуждению или нарушает принятые «правила игры»).

В манипуляции партнер используется как деперсонифицированный объект, средство, инструмент для достижения определенных, как правило, корыстных целей. Само словосочетание «манипулятивное общение» вызывает скептическое отношение, ибо правильнее было бы говорить «манипулятивная деятельность». Общение перестает быть подлинным общением тогда, когда оно перестает быть диалогом и превращается в систему манипуляций, где человека фактически превращают в некую вещь, в марионетку.

III.

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Даже мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают более результативно при условии непрекращающегося информационного общения.

Общение выполняет так называемую регуляционно-коммукативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.

Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффекно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы.

Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Области реализации функций

 

Функции, выполняемые

языком

речью

 

Общественная жизнь (социальное пространство)

1.Социально-языковые

 

3. Социально-

речевые

 

Личный мир (индивидуально-психическое пространство)

2. Индивидуально-языковые

 

4. Индивидуально-

речевые

 

IV.

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

К механизмам межличностной перцепции относят:

1) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;

2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация);

3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Аттракция – (тянуть к себе, притягивать, в переносном смысле – привлекать, склонять) 1) поведение приближения к объекту или только обращение внимания, проявление интереса к чему-либо. 2) в Социальной психологии Аттракцией называют дружелюбный тип отношений между людьми, симпатии их друг к другу. Понятие является не объяснительным, а часто описательным и к тому же метафорическим.

Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживания) – постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.

Рефлексия – мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с другими и к другим, своих задач, назначения и т.д. Нередко выделяют рефлексию – языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др. В концепции развивающего обучения (Давыдов В.В) рефлексия рассматривается как показатель умственного развития.

Идентификация (от лат. identificare – отождествлять) – 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attribuo – придаю, наделяю) – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

V.

Одним из значимых компонентов профессионального общения людей является коммуникативная компетентность (способность устанавливать и поддерживать не­обходимые контакты с другими людьми), которая рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Но, надо отметить, что в последнее время наблюдается такая частота встречаемости коммуникативной некомпетентности (не способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми), которая достигает достаточно высокого уровня и приводит к появлению снижения уровня безопасности деловой коммуникации, спаду продуктивности отношений партнеров в процессе профессионального взаимодействия.

Чаще всего коммуникативная некомпетентность у людей проявляется в виде коммуникативных барьеров. Коммуникативный барьер – это абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее (Е.А. Моисеенко).

Причины появления коммуникативных барьеров могут быть разными: начиная от особенностей интеллекта общающихся, неодинаковым знанием предмета разговора и др., и заканчивая отсутствием единого понимания ситуации общения.

Барьеры общения препятствуют нормальному взаимодействию. В этих случаях человек использует свою коммуникативную компетенцию, определяет стратегию и тактику коммуникативного поведения с целью снижения коммуникативных барьеров.

Из многообразия существующих классификаций коммуникативных барьеров в исследовании сделан акцент на разработках В.Н. Мясищева и Ю.П. Платонова.

Так В.Н. Мясищев в своей классификации выделил три типа барьеров:

  • барьеры отражения (возникают в результате искаженного восприятия);
  • барьер отношения (возникают в результате неадекватного отношения);
  • барьеры обращения как специфической формы отношения.

В свою очередь Ю.П. Платонов вывел свою классификацию барьеров, в которой выделил три основных группы:

  • эмоциональные барьеры (барьер страдания, гнева, страха и др.);
  • субъективные барьеры общения (доминантный, мобильный, экстравертный субъект общения и др.);
  • барьеры процесса общения (барьер недостаточного понимания важности общения, неправильной установки сознания).

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации». Это хорошо видно на рис. 5.

Рис. 5
Схема диалога

Список использованных источников:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Изд-во Моск. Ун-та, 1994.
  2. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2002.
  3. Краткий психологический словарь / 1997.
  4. Майерс Д. Социальная психология / 1997.