Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе

Стр.

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………………………7

1.1. Понятие психологической готовности к школе……………………………….7

1.2. Компоненты психологической готовности к школьному

Обучению………………………………………………………………………………………12

1.3. Роль мотивации в готовности к школьному обучению………………………19

Выводы по 1 главе……………………………………………………………………27

Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе…………………………………………………………29

2.1. Методика проведения исследования детей…………………………………….29

2.2. Результаты исследования и их анализ………………………………………….37

2.3. Рекомендации педагогу по результатам диагностических исследований готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………50

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………..51

Заключение…………………………………………………………………………..52

Список литературы…………………………………………………………………54

Приложения…………………………………………………………………………56

Введение

Начало школьного обучения — закономерный этап на жизнен­ном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Справится ли он со школьной нагрузкой? Как подготовить ребенка к школе? Актуальность исследования и диагностики готовности ребенка к школе объясняется необходимостью с одной стороны тщательно продумывать и взвешивать решение о поступлении в школу, а с другой стороны — необходимостью активной подготовки ребенка к школьному обучению. К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно — родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе. Проблема исследования: Какие возможности дает нам диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе?

3 стр., 1032 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ...

... выбор темы исследования. Объектом исследования является индивидуальный подход как принцип воспитания и обучения детей. Предметом исследования стало коррекционное обучение детей с особенностями психофизического развития. Целью исследования стало ... том, что любого ребенка надо обучать и воспитывать индивидуально, то есть в школе необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Столь же часто, ...

Проблема настоящего исследования заключается в следующем противоречии: с одной стороны многие дети приходят в первый класс неготовыми к обучению, с другой стороны нет единого теоретико-методологического подхода к диагностике психологической готовности детей к школьному обучению. Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе. Из учёта вышесказанного определена тема моей курсовой работы: «Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе».

Готовности к школе посвящено много работ таких авторов, как Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Л.Венгер, Н.И.Гуткина и многих других.

Психология длительное время видела основной критерий готовности ребенка к школьному обучению только в уровне его умственного развития, точнее, в запасе тех знаний, с которыми ребенок приходит в школу. Именно широта «круга представлений», «объема умственного инвентаря» ребенка считалась гарантией возможности его обучения в школе и залогом его успехов в приобретении знаний. Этот взгляд породил в конце XIX и начале XX столетия многочисленные исследования, направленные на изучение «круга представлений» детей, поступающих в школу, и на установление тех требований, которые должны быть в этом отношении предъявлены ребенку.

Л. С. Выготский один из первых в России четко сформулировал мысль, что готовность к школьно­му обучению со стороны интеллектуального развития ре­бенка заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития интеллекту­альных процессов, т. е. в качественных особенностях дет­ского мышления. По мнению Л. С. Выгот­ского, быть готовым к школьному обучению, значит, преж­де всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира [6]. Таким образом, начиная с Л.С.Выготского, центр тяжести в понимании готовности ре­бенка к школьному обучению был перенесен с вопроса о запасе представлений на способы детского мышления и на уровень осознанности и обобщенности его восприя­тия действительности. Л.С.Выготский говорил, что одним из важнейших новообразований дошкольного возраста яв­ляется возникновение в этот период у детей «внутренних этических инстанций». Очень интересную гипотезу о логике возникновения этих инстанций дает Д. Б. Эльконин. Он связывает их появление с формированием нового типа взаимоотноше­ний, которые возникают в дошкольном детстве между ре­бенком и взрослым. Эти новые взаимоотношения появля­ются в начале дошкольного возраста, а затем развива­ются на протяжении всего дошкольного детства, приводя к концу этого периода к такому роду отношениям, кото­рые являются типичными уже для детей младшего школь­ного возраста.

15 стр., 7254 слов

Психологическая готовность к обучению в школе детей

... Психологическая готовность к обучению в школе детей из полных и неполных семей 1.1 Понятие о психологической готовности Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка ...

Этим и опреде­ляется, с точки зрения Д. Б. Эльконина, развитие всей морально волевой сферы ребенка-дошкольника. «Сопод­чинение мотивов,- пишет он,- есть лишь выражение столкно­вения между тенденцией ребенка к непосредственному действию и прямым или косвенным требованием взросло­го действовать по заданному образцу. То, что называют произвольностью поведения, есть по существу не что иное, как подчинение своих поступков ориентирующему их об­разу как образцу; возникновение первичных этических представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых. В ходе формирования произвольных действий и поступков у ребенка — дошкольника происходит возникновение нового типа по­ведения, которое может быть названо личностным, т.е. таким, которое опосредствуется ориентирующими образами, содержанием которых являются общественные функции взрослых, их отношения к предметам и друг к другу» [29].

Объектом данного исследования является изучение теоретических аспектов диагностики психологической готовности старших дошкольников к школе.

Предмет исследования — Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Основная цель данной работы -изучение теоретических аспектов проблемы диагностики психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе, для разработки рекомендаций по подготовки ребенка к школьному обучению.

В данной работе поставлены следующие задачи:

1) Изучить понятие психологической готовности к школе;

2) Рассмотреть компоненты психологической готовности к школьному обучению;

3) Определить роль мотивации в готовности к школьному обучению;

4) Проанализировать результаты диагностического исследования психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе;

5) Разработать рекомендации педагогам по подготовке детей к школьному обучению.

База исследования: исследование было проведено на базе МДОУ №93, г. Златоуста, Челябинской области. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Средний возраст детей 5- 6 лет Количество 11 человек.

Практическая значимость заключается в возможности использования данных материалов при организации и проведении психологической диагностики готовности детей к школьному обучению в деятельности педагога.

Методы исследования:

-анализ психолого-педагогической литературы;

-наблюдение;

-беседа;

-тестирование.

Структура квалификационной работы: Квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической части исследования, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений. В работе использовано 23 таблицы, 10 рисунков.

21 стр., 10036 слов

Реферат — Исторический аспект развития методов активного ...

... 7]. 2. Исторический аспект развития методов активного социально-психологического обучения 2.1. Т-группы Развитию Т-групп положили начало исследования ... в группе ....................................................... 4 2. Исторический аспект развития методов активного     социально-психологического обучения ................................................... 6     2.1. Т- ...

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

1.1. Понятие психологической готовности к школе

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

В отечественной психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович ; Д.Б. Эльконина ; Н.Г. Салминой ; Е.Е. Кравцовой.

В работах Л.И. Божович [2] выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющего на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне..

Д.Б. Эльконин [29] на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту — диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

Н.Г. Салмина [27] в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет: 1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; 2) уровень сформированности семиотической функции; 3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как, показателя готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей ... и головной мозг - центральная нервная система. Одновременно с развитием нервной системы и рецепторов совершенствуются органы чувств, усложняются формы ... оно формируется при условии жизни человека в обществе (у детей - маугли сознание отсутствует) и к тому же оно ...

В работах Е.Е. Кравцовой [18] при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Во всех выше перечисленных исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идет вслед за развитием, поскольку признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. Но вместе с тем в работах Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина показано, что обучение стимулирует развитие, то есть подтверждается идея Л.С. Выготского, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия — «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии», «обучение… может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах»

Раскрывая механизм, лежащий в основе обучения, Л.С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития», которая определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Опираясь на исследования по подражанию, Л.С. Выготский пишет, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей», а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей, «Зона ближайшего развития» гораздо существеннее определяет возможности ребенка, чем уровень его актуального развития. Два ребенка, имеющие одинаковый уровень актуального развития, но разную «зону ближайшего развития», будут различаться в динамике умственного развития в ходе обучения. Различие «зон ближайшего развития» при одинаковом уровне актуального развития может быть связано с индивидуальными психофизиологическими различиями детей, а также наследственными факторами, определяющими скорость протекания процессов развития под влиянием обучения. Таким образом, «зона» у одних детей будет «шире и глубже», чем у других, и соответственно одного и того же более высокого уровня актуального развития они достигнут в разное время с разной скоростью. То, что сегодня является для ребенка «зоной ближайшего развития», завтра станет уровнем его актуального развития. В связи с этим Л.С. Выготский указывал на недостаточность определения уровня актуального развития детей с целью выяснения степени их развития. Он подчеркивал, что состояние развития никогда не определяется только его созревшей частью, необходимо учитывать и созревающие функции, не только актуальный уровень,……..

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический ...

Список литературы

1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе./ Н.К. Авраменко. М., 1972 — 48 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.

3. Выготский Л.С. Проблема развития.//Собр.соч.:в6т. Т4. М.,1984.

4. Выготский Л.С. Проблема возраста./ Л.С. Выготский// Собр. соч.:в 6 т. М.: Изд-во МГУ, 1998.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.,1967.

6. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.,1935.

7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития.//Вопросы психологии. 1972.№2.

8. Гуткина Н.Н. Детский практический психолог в школе.//Школа здоровья.1994.т.1.№1.

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. 4-е издание — СПБ.: Питер,2006. -208с

10. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей./Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М.,1981.

11. Диагностика умственного развития дошкольников./Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. М.,1978.

12. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. //Дошкольное воспитание.1965.№10.

13. Запорожец А.В.Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки старших дошкольников.// Дошкольное воспитание.1972.№4.

14. Запорожец А.В.Значение ранних периодов детства для формирования детской личности.// Дошкольное воспитание.1974.№5.

15. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка.//Избранные психологические труды.: В 2т. Т1. М.,1986.

16. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. / О.Б. Конева. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.- 32 с.

17. Кравцов Г.Г. Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987.

18. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.,1991.

19. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального обучения. Красноярск,1994.

20. Кравцова Е.Е. Зависимость психологической готовности к школьному обучению от особенностей общения ребенка с окружающими. М.,1981.

21. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1986.

22. Лурия А.Р. Мозговые механизмы и проблемы формирования умений и навыков // Советская педагогика. 1946. № 8-9.

23. Мануйлелко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. Вып. 14. 1948.

24. Мухина В. С. «Детская психология», / В.С. Мухина. М. 1985 — 315 с.

25. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», / В.С. Мухина. М., 1998 — 488 с.

26. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Т.А. Нежнова // Вестник МГУ. Психология. 1988. №1

27. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.,1988.

18 стр., 8530 слов

Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

... предложений у первоклассников. Задачи исследования: Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме речевого развития детей. Изучить особенности словарного состава и грамматического строя речи умственно отсталых ... - практического института детских домов и специальных школ, т.е. с 1929 года. Первыми были работы Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, М.Ф. Гнездилова. В дальнейшем исследование ...

28. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе. / Н.Г. Стародубова. Бийск — 2001. — С.77-78;

29. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.

30. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989.