«Уральский государственный медицинский университет»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

(ГБОУ ВПО УГМУ Минздравсоцразвития РФ)

кафедра клинической психологии

Курсовая работа

Тема: «Нарушение потребности в безопасности у больных с диагнозом шизофрения»

работа выполнена студентом

Бураковым Г.С.

Гр. ОКП – 301

Руководитель:

Буланов Константин Леонидович

Екатеринбург 2014

Введение

Генеральная совокупность: по данным ВОЗ количество больных шизофренией во всем мире составляет 0,77- 0,8%; среди всего контингента психически больных, регистрируемы в психоневрологических диспансерах, больные шизофренией составляют примерно 20% (данные О.В. Кербикова).

В молодом возрасте (от 16 до 28 лет) заболевают преимущественно мужчины, а, начиная с 40 лет, растет процент заболеваемости среди женщин.

С конца 20 века в патологии стали преобладать расстройства нарциссического круга. Шизофрения принадлежит категории нарциссических расстройств и представляет собой одну из наиболее сложных и малоизученных патологий. В подходе к пониманию шизофрении есть много версий, начиная от эпидемиологической версии и заканчивая психологической. Вероятно, стоит рассматривать любую патологию как сочетание факторов биологических и социальных. В рамках же нашей работы будет рассматриваться психологический, социальный фактор.

Цель курсовой работы: выявление нарушений удовлетворения базовой потребности в безопасности у больных с диагнозом шизофрения.

Предмет данной курсовой работы – потребность в безопасности.

Объект курсовой работы – люди с заболеванием шизофрения.

Гипотеза: Скорее всего, нарушение потребности в безопасности у шизофренических пациентов связано с вопросом экзистенциальности.

9 стр., 4223 слов

Курсовая работа понятие психологической безопасности образовательной среды

... В психологии в рамках концепции А. Маслоу понятие "безопасность" рассматривается в качестве одной из жизненно важных потребностей человека [19]. Наиболее значимой в настоящее время ... является концепция психологической безопасности И.А. Баевой, которая понимает под. Психологической безопасностью состояние психологической ...

Задачи:

1) Рассмотреть теории изучающие потребность в безопасности

2) Определить понятие потребности в безопасности

3) Исследовать содержание понятия безопасности

«Пусть сновидец прогуливается, как если бы он бодрствовал,

и мы получим клиническую картину dementia praecox» [3, 79]

Карл Густав Юнг

Глава 1. Основные подходы к понятию «потребность в безопасности

Определение «потребности»:

Рассматривая определение потребности, стоит отметить, что среди множества определений каждый вкладывал в него что-то свое, рассматривая с различных сторон. Говоря о потребностях, конечно же, стоит упомянуть о Абрахаме Маслоу. С его точки зрения, потребность есть осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Важными элементами определения следует выделить «осознанное отсутствие» и «вызывающее побуждение к действию», т.к. эти слова можно назвать своеобразным скелетом определения данного слова.

Согласно Леонтьеву, потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его…» [7, c. 1]. Плюс и минус данного определения заключается в его простоте. Оно достаточно информативно, чтобы создать какое-то общее представление, но не достаточно раскрывает его.

По мнению отечественного психолога, доктора биологических наук Юрия Викторовича Щербатых потребность есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах. Так же в рамках своей концепции автором были определены особенности потребностей:

  1. потребность всегда связана с чувством неудовлетворенности, вызванное дефицитом того что отсутствует у человека;
  2. потребность определяет избирательность восприятия мира, фиксируя внимание на объектах, способных удовлетворить потребность;
  3. наличие потребности сопровождается эмоциями;
  4. количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. [2, 119]

Определение «базовой потребности»:

Бережной Н.М. определял базовые потребности как всеобщие, присущие каждому человеку. Среди них выделялись биологические, социальные, материальные, духовные. Внутри них можно выделять различные дополнительные модификации, являющиеся лишь конкретизацией базовой потребности. [1, 7]

Говоря о базовых потребностях, так же можно снова обратиться к Абрахаму Маслоу. Им было установлено, что некая характеристика может считаться базовой потребностью, если она удовлетворяет следующим критериям:

  1. ее отсутствие ведет к заболеванию;
  2. ее наличие предотвращает заболевание;
  3. ее восстановление излечивает заболевание;
  4. в определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именно данной потребности;
  5. у здорового человека она может быть пассивна, функционировать на низком уровне или функционально отсутствовать. [8, 4]

Стоит обратить внимание, что в практической части данной курсовой работы используются достаточно общие понятия, в которые каждый может вложить свой смысл. Для исключения данного фактора ниже даны определения с точки зрения исследователя.

8 стр., 3845 слов

Тема 5. ПРОБЛЕМЫ ТЯЖЕЛЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ

... которое человечество может противопоставить смерти как лекарство против болезни. Таким образом, тема смерти человека всегда занимала важное место в истории. Страх перед ее таинственностью, ... инстинкт просыпается только у умирающего человека при достижении «нормальной», «не патологической старости». Психологические опросы людей, умирающих от онкологических заболеваний, а также тех, кто ...

Существует два основных страха: страх физической смерти и смерти души (личности).

Издревле одержимость демонами рассматривалась как смерть души. Психическое заболевание обозначало что того человека, что знали в обществе раньше, больше не существует. Он умирал, а в его теле теперь живет совершенно иное существо, со своими особенностями общения, поведения.

Страх распада — страх физического и психического распада.Страх распада можно охарактеризовать как потеря себя физического, а так же своей психической составляющей. Это не страх смерти (хотя и имеет с ним нечто общее), речь о котором идет ниже, это ожидание, понимание того, что скоро связь с самим собой будет утрачена, живой организм со всеми своими качествами будет отделен, и, как следствие, понимание «я это я» перестанет существовать.

Страх смерти. Под страхом смерти будет рассматриваться фрустрация в связи с небытием, окончанием жизни, пустоты. Это страх осознания, что время неустанно идет вперед, и жизнь человека постепенно начнет угасать, а затем и вовсе прекратится, как и любого биологического индивида.

Понятие Я – данное понятие в курсовой работе будет обозначать физическую и психическую составляющие человека. Это осознание себя как индивида, как личность.

Понятие «заболевание» — под заболеванием в данной курсовой работе понимается заболевание психического характера, более конкретно – шизофрения.

Психоаналитический подход Зигмунда Фрейда к вопросу потребности

Понятие либидо сам Зигмунд Фрейд трактовал как «Энергия, направляемая Я на объект сексуальных стремлений. Все другие виды энергии, исходящие из инстинкта самосохранения, мы будем понимать как интерес».

В своих лекциях Фрейд так же отмечает «связь сексуальных влечений и аффективное состояние страха». При этом он разграничивает страх при инстинкте самосохранения и страх при сексуальных стремлениях. Обычно им приводится следующий пример: «неудовлетворение голода и жажды, двух самых элементарных инстинктов самосохранения, никогда не ведет к возникновению страха, между тем как превращение в страх неудовлетворенного либидо, как мы знаем, принадлежит к числу самых известных и чаще всего наблюдаемых феноменов».

Развитие либидо происходит по двум типам:

  1. нарциссический – когда на место собственного Я встает наиболее похожий на него объект;
  2. тип опоры – когда лица, ставшие дорогими, благодаря удовлетворению других жизненных потребностей выбираются и объектами либидо.

Проводя исследования истерии, Зигмунд Фрейд вывел предположение о том, что невыносимая и отвергнутая сознанием и памятью мысль становится патогенной и находит свою бессознательную активность в морбидных симптомах.

Опираясь на теорию нейронной инерции, Фрейд утверждал, что задача нейронов заключается в разрядке (суммы возбуждения).

20 стр., 9715 слов

Методы оказания психологической помощи по проблемам, связанным со страхом

... Сверх-Я», «Я» может стать местом возникновения страха, используя такие средства защиты, как подавление, регрессия, ретроактивная аннуляция, изоляция. «Страх возникает из либидо, служит самосохранению и является сигналом ... Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при коем реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая - от требования влечения. В отличие от боли и прочих ...

Выделяли нейроны двух классов:

  1. сенсорные;
  2. моторные.

Нейроны противодействовали восприятию сильного возбуждения и высвобождали его через мускулы. Данный процесс разрядки является одной из первичных функцией нервной системы. Она, в свою очередь, выполняет вторую основную функцию, выдерживая уровень напряжения ближе к нулевому уровню, когда имеется некое противодействие. Фрейд также отмечал, что разрядка позволяет убежать от стимула, но иногда на организм воздействуют стимуляции, бегство от которой не представляется возможным. Эндогенные стимулы продолжают свое воздействия до тех пор, пока не будет произведена разрядка посредством внешней силы. В качестве примера им приводились голодные боли, которые не проходят без удовлетворения потребности в пище.

  1. Экзистенциальные подходы к потребности в безопасности

Подход к вопросу безопасности у шизофренических пациентов Хаймана Спотница

Работал в Нью-Йоркском психиатрическом институте, изучая различные методы терапии при шизофрении. Наиболее актуальным в 1950-е годы являлся инсулиновый шок. Данный метод позволял выводить пациентов из психотического эпизода. Но, тем не менее, данный метод не позволял достигнуть долговременного эффекта.

Изучая психоаналитические теории развития личности, Спотниц приступил к тренингам, проверяя шизофренических пациентов на отзывчивость. Выяснив, что психологическое воздействия на пациентов представляется возможным, он продолжил свою работу, опираясь на трансфер и сопротивление. Результатом этого являлся вывод, что, так как пациент переносит свои эмоции, пережитые в критические моменты, на аналитика, созданные ими партнерские отношения можно использовать как некую основу, которую можно использовать для выделения и дальнейшего анализа этих эмоций.

Спотниц так же провел длительное время, изучая различные подходы многих психоаналитиков к вопросу шизофрении. Одни отмечали, что шизофрения является некой защитной реакцией, по тем, или иным причинам (например, частые фрустрационные эпизоды в детстве подавляющие инстинкты и, как следствие, перестраивающие характер) вызывающие уход от фрустрирующего или травмирующего объекта реальности. Другой большой пласт исследований, рассматриваемый Спотницем, был направлен на изучение природы агрессии, и её взаимосвязи с психотическими эпизодами.

Таким образом, Спотниц рассмотрел стадии в развитии психоаналитического понимания вопроса шизофрении, включая клинические исследования. Из всей совокупности накопленных знаний он пришел к выводу, что существуют 3 первичных фактора, которые взаимодействуя между собой, создают шизофреническое ядро личности:

  1. агрессия;
  2. защита объекта;
  3. принесение себя в жертву.

Шизофрения рассматривалась Хайманом Спотницем как «организованная психотическая ситуация, структурно сложная, но психологически неуспешная защита от деструктивного поведения», которая формируется из либидозного импульса и агрессивного побуждения. Либидозные импульсы играют затормаживающую роль, в то время как агрессивные побуждения обеспечивают «взрывную силу». Действие данной защиты не позволяет высвободиться большому количеству агрессии, но при этом деструктивно воздействует на психический аппарат. «Уничтожение объектного поля психики и фрагментация эго выступают как вторичные следствия защиты».

21 стр., 10434 слов

Современная классификация шизофрении

... пентиленэтразол или кордиазол. В 1937 году им был опубликован труд «Судорожная терапия шизофрении». В это же время профессор неврапоталогии и психиатрии Римского Университета Лусио Бини ... использовать электричество для вызывания судорог. В работе Керлетти рассказывалось о первом пациенте, больном шизофренией, у которого была отмечена ремиссия хорошего качества после лечения электрошоком. Параллельно ...

Время возникновения подобной ситуации Спотниц относит к недифференцированной стадии развития. Объясняется это тем, что ребенок на данной стадии может защитить лишь объект, находящийся в его собственной психике, но на данном этапе он не способен различать материальную и не материальную реальности. Учитывая это, один из факторов, рассматриваемый автором как «Защита объекта», в данном временном периоде может также расцениваться как «Защита себя».

Защита может проявлять себя в различных вариациях. В одном из примеров, Спотниц описывает клиентку, которая рассказывает о своей ненависти по отношению к своей знакомой. И чем больше она ненавидела её, тем больше ненавидела себя. Это вызывало отвращение к себе и вынуждало много курить. Аналитик проинтерпретировал это следующим образом: «Бетти гораздо агрессивнее меня. Её поведение мобилизует враждебные чувства во мне. Это заставляет чувствовать себя чудовищем, поэтому я начинаю бояться и отступаю. Из-за ощущения тупости и никчемности я пытаюсь контролировать себя беспрестанным курением. Оральное удовлетворение нагружает мое эго либидным катексисом, в результате чего я не могу выразить свою враждебность. Это делает «безопасным» для меня разговор, а ситуацию для нее». [3, 128]

Данный пример демонстрирует неразряженную агрессию. И корни данной проблемы лежат в ранней стадии созревания, где возник «специфический тип повреждающей неудачи». Впоследствии которой, ребенок вместо того, что бы разряжать энергию на объектах в ответ на фрустрацию или удовлетворение накапливает ее. Эго обучено максимально ценить объект, и, следовательно, не высвобождать на него агрессию. Когда сдерживать её не представляется возможным, агрессия разряжается таким образом, что бы никак не воздействовать на объект. Подобные накопления энергии, согласно Спотницу, являются оптимальными условиями для развития шизофрении.

В связи с этим он ставит задачей психоаналитика убирать подобные барьеры, возникшие, как правило, в детстве, и не позволяющие выходить агрессии. Отсутствие барьеров, в свою очередь, уберет психотические симптомы.

Но сама терапия встречает на своем пути проблему трансфера. Спотниц отмечал, что при проведении обычных сессий клиент, как правило, развивает по отношению к аналитику всяческие позитивные привязанности (позитивный трансфер).

Аналитик же в свою очередь может этим пользоваться до тех пор, пока это не мешает терапии. Когда подобная терапия проводится в отношении шизофрении, психоаналитик сталкивается с тем, что пациент не поддается его воздействию. Отношения между психоаналитиком и шизофреническим пациентом отличаются от описанных выше: при попытке создания трансфера пациент становится полным враждебностью и начинает ненавидеть аналитика (негативный трансфер), что и способствует сопротивлению воздействия, варианты которых будут рассмотрены ниже. Этот фактор должен быть учтен и, следовательно, необходим несколько другой подход к терапии, включающий выделение и последующее разрешение паттерна. Более того, даже во время терапии, когда шизофренический пациент чувствует себя вполне безопасно с аналитиком, отдавая себе отчет, что он может открыто говорить всё что приходит ему в голову, данные отношения чрезвычайно сильно заряжены агрессией. Частым случаем в таких эпизодах являются жалобы пациента на принуждение со стороны аналитика переживать негативные воспоминания вновь. Так же пациенты могут высказываться всевозможными бранными словами, угрожать, убегать из кабинета. Спотниц отмечал, что спустя несколько дней, как правило, пациенты не могли вспомнить, что именно они говорили.

6 стр., 2778 слов

Психологическая защита личности

... психосоматические расстройства и состояние здоровья личности. Исследования свидетельствуют, что психологическая защита определяет субъективный комфорт личности во всех ситуациях напряженности, в патологии, ... LSI предназначена для оценки степени использования индивидом восьми механизмов психологической защиты (МПЗ), признанных в структурной теории Р. Плутчика основными.  Этими механизмами ...

Спотниц обращает внимание на то, что психотические пациенты склонны к созданию симбиоза с аналитиком. Это может стать причиной своеобразной зависимости от аналитика. Разрешать данную проблему следует двумя способами:

1) выяснение, для каких целей существует такая необходимость и попытка разрешить данную ситуацию;

2) позволить пациенту обращаться за помощью в случае обострения.

Сопротивления трансферу.

Ввиду того, что шизофрения рассматривается, как защитная реакция, вполне резонно задать вопрос: От чего именно защищается пациент? Спотниц определяет данный процесс как реализацию потребности в безопасности. Шизофренический пациент защищает себя от травмирующих воспоминаний или ситуаций, которые способны вызвать выработанный на них паттерн. Непосредственно во время терапии это проявляется различного вида сопротивлениями.

Внешнее сопротивление – вызванное различными внешними факторами. Основным источником внешнего сопротивления являются отношения к самой терапии или психоаналитику членов семьи пациента. В качестве иллюстрирования примера внешнего сопротивления Спотниц повествует случай его работы с девушкой, которая желала прекратить терапию, но не могла сообщить причину. В ходе дальнейшего исследования причины было установлено, что данное желание исходит не от самой девушки, а от её отца. Недостаточное внимание к внешним сопротивлениям может повлиять на результаты терапии.

Внутреннее сопротивление. Исследования Фрейда, направленные на выявление причин мешающих свободному ассоциированию, привели его к выделению пяти форм, описывающих различные динамические процессы.

  1. Сопротивление подавлением.

Устанавливается эго. Первично применяемое сопротивление шизофреническими пациентами во время вербализации воспоминаний, сильно заряженных агрессивной энергией. Возникающие сразу чувства и идеи о разрядке агрессии на объект блокируются.

  1. «Вторичная выгода».

Эго манипулирует через сопротивление с целью поддержания любых выгод, компенсаций которые получает шизофренический пациент из-за своего заболевания. Приносит инфантильное удовлетворение.

  1. Сопротивление суперэго.

Характеризуется чувством вины, желанием наказать себя. Проявляется в периодическом ощущении собственной никчемности и неизлечимости. Комбинация из сопротивления эго и суперэго может привести к сильному чувству суицидальной депрессии, которое испытывают многие шизофренические пациенты.

23 стр., 11417 слов

Возникновение детских страхов у дошкольников 4-7лет

... гораздо большей мере свойственно человеку с его тонко развитой психикой. Животные страхи – страх уничтожения и страх неизвестного – в равной степени присущи. Но если животное может бояться ... провести комплексное лечение и восстановить психоэмоциональное равновесие. Боулби выделил врожденные детерминанты страха, которые он называет «природными стимулами и их производными». Производные стимулы, по ...

  1. Повтор-компульсивное сопротивление.

Характеризуется сильным желанием физического контакта. Желание смерти первоначальному объекту, которые связаны с воспоминаниями, сильно вытеснены. По этой причине пациент не может их вспомнить в присутствии аналитика. Данные побуждения перемешиваются между собой и маскируются под чувства любви и желание сексуального контакта.

  1. Трансферное сопротивление – противодействия изменению.

Возможны различные паттерны.

Приведенные выше пять типов сопротивлений показывают отношение шизофренических пациентов к новым людям. Любой новый контакт вызывает у них фрустрацию.

Подход к вопросу безопасности у шизофренических пациентов Карла Абрахама

Одной из первых психоаналитических теорий шизофрении была выдвинута в докладе на Первом Международном Психоаналитическом Конгрессе в 1908-ом году психиатром доктором Абрахамом.

Согласно его наблюдениям, эмоциональные различия в жизни шизофреников, находящихся на госпитализации, от людей с тяжелыми формами болезни и до людей без явной симптоматики – объясняется лишь степенью болезни. Общим же для всех степеней «является разрушение способности к сексуальному трансферу» [3, 68], то есть к объектной любви. Его наблюдения это подтверждали — люди с шизофренией не имели способности переносить свое либидо на внешний мир. Объяснялось это тем, что шизофреник закрывается от внешнего мира, и это проявлялось в неадекватном внешнем поведении или вовсе его игнорирование. Данная аномалия относилась Абрахамом к задержке развития, произошедшая на ранней стадии.

Абрахам соглашался с высказыванием Юнга, который выдвинул предположение о том, что у шизофреников чувства не разрушаются, а лишь «своеобразно перемещаются и блокируются» [3, 69]. Данная позиция объясняла наличие ремиссий у шизофренических пациентов. При этом стадия ремиссии может быть настолько длительной и глубокой, что становится сложно выявить наличие каких-либо дефектов у человека.

Подход к вопросу безопасности у шизофренических пациентов Рональда Дэвида Лэйнга

Концепция Рональда Лэйнга строится онтологической уверенности и неуверенности, а так же вопроса экзистенциальности. Во время своей работы он столкнулся со сложностью, связанную с тем, как именно ему начать эффективную работу с пациентами, учитывая тот факт, что различные профессиональные термины удерживают их (пациентов) на расстоянии. Лэйнг считал, что их употребление в присутствии пациента указывают на отстраненность терапевта. Пациент рассматривается исключительно как конкретный клинический случай, а личностные факторы уходят на задний план. Более того, профессиональные термины зачастую не способны передать именно то, что подразумевается специалистом.

Второй важный момент, касающийся специальной терминологии, по мнению Лэйнга, заключается в том, что она «расщепляет» пациента вербально, что схоже с экзистенциальными расколами, речь о которых будет идти далее. Профессиональные психологические термины (Лэйнг приводит в пример: психическое и соматическое, психологическое и физическое, личность, эго, суперэго и т.д.) делят человека на разнообразные составные части, отделяя тем самым разумную составляющую от составляющей телесной.

8 стр., 3630 слов

Качественные характеристики аудитории в сфере В2В

... Карьера Ø Репутация Ø Личное обогащение Качественные характеристики аудитории В сфере В2С Качественные характеристики аудитории Надо ли вам их учитывать? ... персонала Конфиденциальность Физическое благополучие и здоровье Безопасность Экологичность Экономия денег, нервов, других ресурсов Эффективность ... Боязнь одиночества Превосходство Лень Боязнь боли Страх Забава и игра Счастье Романтика и ...

Он отмечал, что каждый из нас может быть самим собой только в «своем мире», который каждый из нас воспринимает по-своему. Как только заканчиваемся мы – заканчивается и «наш мир», хотя при этом «тот» мир остается на своем месте, продолжая существовать. Таким образом, появляется вопрос экзистенциальности, ощущение себя в мире. Из этой теории Лэйнг вывел причину шизофрении. Неосознавание себя в этом мире, или же неосознавание мира без себя приводит к последствиям в виде шизофрении.

В своей книге Лэйнг часто ставит вопрос дуализма. К примеру, во время сессии пациент может воспринимать речь терапевта с двух сторон: а) в виде набора слов, рассматривая грамматические основы и т.п. б) воспринимать смысловую часть сообщений, которые терапевт пытается донести. Так, в рамках того же дуализма он рассматривает онтологическую уверенность и неуверенность.

Человек, как уже было сказано ранее, может осознавать себя как «реально существующую, живую, целостную, непрерывную личность». Подобная личность может жить в данном мире, а так же встречаться с другими подобными ей личностями, а главное ощущать их и мир как реально существующие, наравне с собой.

Онтологически уверенная личность в этих рамках встречает различные проблемы (духовные, социальные, биологические, и т.п.) с уверенностью, что она (личность) реально существует, другие люди тоже реально существуют, и мир реально существует.

Для онтологически неуверенной личности характерны три различных формы тревоги: поглощение, разрывание, окаменение.

  1. Поглощение.

Данная форма заключается в нарушении «автономии индивидуальности» шизофренического пациента». В своей книге Лэйнг приводит пример с молодым человеком, который начав спор с другим пациентом произнес фразу о том, что цель его спора не в том, чтобы утвердится, доказать свою точку зрения, а для того, чтобы чувствовать свое существование. Лэйнг отмечает, что во время беседы с таким пациентом, просто задавая вопросы, уже спустя 10 минут будут выявляться признаки психоза. Подобные признаки выявляются у личностей, ощущение безопасности которых находится на столь низком уровне, что даже незначительные отношения с другими людьми расцениваются как угроза поглотить, разрушить их. Автономия в данном контексте позволяет абстрагироваться и относится к другим людям как отношение одного бытия с другим. Пациент ощущает страх быть познанным, изученным полностью.

  1. Разрывание.

Связано с ощущением себя как вакуума, абсолютно пустым. При этом желание заполнить эту пустоту пугает, возникает ощущение, что любой контакт, способный вызвать какое-либо переживание, вызовет разрыв, уничтожив индивидуальность.

  1. Окаменение и деперсонализация.

Само определение «окаменения» можно рассматривать с различных подходов:

1) окаменение как некое состояние ступора, связанного со встречей с чем-то ужасающим;

6 стр., 2878 слов

Опасности могут носить количественные, временные, пространственные, ...

Опасности могут носить количественные, временные, пространственные, качественные характеристики. Классификации опасностей: 1. по природе происхождения - природные - землетрясения, оползни, наводнения и т.д ... среде. Антропогенные опасности во многом обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Часто это связано с ограниченными ...

2) страх быть расцениваемым словно камень: сугубо автономный механизм, вещь, без личностного аспекта;

3) «магический» подход, использование которого позволяет превратить в камень другого. Данный подход тесно связан с понятием деперсонализации. Под деперсонализацией понимается обезличивание собеседника, который по каким-либо причинам, неприятен, настырен или слишком сильно привлекает внимание к себе во время общения. Механизм заключается в запрете реагирования на эмоциональные проявления для себя и расценивании другого как вещь, у которой нет никаких чувств.

Подход к вопросу безопасности у шизофренических пациентов д.В.Винникотта

Дональдом Вудсом Винникотом было рассмотрено такое понятие как страх распада (разрушение становления единого я, эго-организации).

Им было выдвинуто предположение о том, что страх распада относится к уже пережитому опыту (т.к. каждый может пережить всебе ощущения пациента на уровне эмпатии, когда им переживается сильный страх), а так же к «причудам окружения» [9].

Проявления страха распада осложняется тем, что пациенты либо не сообщают о нем, либо осложнены работой защит, и, для выявления необходима долгая терапевтическая работа.

Винникотом был предложен перечень первичных(примитивных) агоний:

1) возврат в не интегрированное состояние (защита: дезинтеграция);

2) вечное падение (защита: сдерживание себя);

3) потеря психосоматического единства, неудача проживания (защита: деперсонализация);

4) потеря чувства реальности (защита: эксплуатация первичного нарциссизма и т.д.);

5) потеря способности относится к объектам (защита: аутистические состояния, отношение только к я-феноменам).

Этим он хотел показать, что наблюдаемые нами внешние реакции пациентов являются ничем иным как защитная организация. Психотическое расстройство, по мнению Винникота – «защитная организация по отношению к примитивной агонии».

Основная идея, как уже было сказано ранее, заключалась в том, что страх распада уже был пережит ранее. Страх, в данном случае, является одной из первоначальных агоний, в ответ на которые были организованы защиты, внешне расцениваемые другими людьми как симптомы заболевания.

Автором также рассматривается тема смерти, которая обозначается как «нечто» уже произошедшее с пациентом, но не осознаваемое в силу обстоятельств. Это создает паттерн, срабатывающий в ответ на вторжение со стороны внешней среды.

Барбара о’Брайан.

Взглянуть на психическое заболевание непосредственно глазами больного нам позволяет история, описанная в стиле от первого лица в книге Барбары О’Брайан «Необыкновенное путешествие в безумие и обратно». Героиня книги (при этом являясь автором) страдает шизофренией. И однажды утром знакомится с Операторами (являющимися плодом её бреда), которые, по их словам, управляют людьми, при этом называя их «Вещами». В книге описывается важный элемент, на который они (Операторы) воздействуют для управления человеком – структурная решетка мозга, которая содержит в себе поведенческие навыки. На уровне символов, «решетка» представляет собой устоявшееся отношение к миру.

В книге шизофренические образы наполнены глубоким смыслом и проводят параллели с человеческой психикой. Так, роль подсознания в книге выполняют Операторы, инстинктивно воздействуя на человека, они воплощают неосознанные желания, подталкивая к их реализации. Как было сказано ранее, Операторы воздействуют на Вещи, и само слово «Вещь» на уровне символов может трактоваться как сознание.

Возникновение нарушения автор книги связывает со своим детством, и с тем, какой она стала во взрослой жизни. Когда она училась в школе, различные удовлетворения потребностей были осуждаемы окружающим её социумом. Во время обучения в колледже рамки стали немного шире, но все равно выделение каким-либо образом вызывало лишь негативную реакцию. И повзрослев в таких условиях, она не смогла стать «крючколовом», человеком, который может влиять на других, манипулировать ими, когда это нужно. Таким образом, все запреты, неспособность к адаптации в социуме стали почвой для развития психического нарушения.

Выводы: На основании рассмотренных теорий основной для нашей работы будет взята работы Р.Д. Лейнга и Х.Спотница. Они не противоречат друг другу и имеют схожую основную мысль – нарушение потребности в безопасности у шизофренических пациентов связана со страхом не существования, отсутствием ощущение реальности себя и окружающего мира. Окружающий мир для шизофренического пациента определяется как опасный, способный уничтожить психическую, а затем и физическую составляющую. Теория Зигмунда Фрейда вписывается в концепцию Спотница о неудовлетворенных потребностях, находящих свое проявление в морбидных симптомах. Теория Д.В.Винникота с одной стороны, как и вышеупомянутые, основывается на вопросе экзистенциальности, но с другой стороны является достаточно проблематичной для исследования ввиду специфичности основных понятий.

Концепция К.Абрахама не была взята нами как основная по причине её обобщенности, однако, не смотря на то, что данная концепция является одной из первых, причиной нарушения шизофренического характера обозначены нарушения в развитии на ранней стадии, обозначенная Спотницем.

Следовательно, исходя из рассмотренных теорий, под потребностью в безопасности мы будем понимать – состояние человека, выражающееся в необходимости уверенности в реальности себя и окружающего мира, а так же уверенности в отсутствии угрозы со стороны социума.

Глава 2. Дизайн исследования

В выборку данного исследования вошли 15 пациентов с диагнозом шизофрения в возрасте от 25 – 45 лет, находящиеся в Психиатрической больнице №3 (экспериментальная группа), а так же 15 психически здоровых людей (контрольная группа) в тех же возрастных рамках.

В качестве психодиагностических инструментариев были использованы:

  1. Цветовой тест М.Люшера

Данная методика была выбрана с целью выявления общих черт актуальных состояний среди шизофренических пациентов.

  1. Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)

Методика Цветового теста отношений была использована с целью определения характеристик невербальных компонентов отношений к себе, а так же к представленным понятиям отображаемые в виде цветовых ассоциаций.

Для оценки результатов, а так же их визуализации был использован: Microsoft Office Excel 2010.

Глава 3

  1. Выводы касательно результатов проведения методики Люшера:

На передний план среди шизофренических пациентов чаще всего выбирались такие цвета как:

А) Красный (качественная характеристика: энергичная активность, стремление к успеху через борьбу, возбужденность, потребность действовать и расходовать силы, лидерство, инициативность).

Активность шизофренических пациентов имеет различное направление: она может быть связана с повышением чувствительности, надеждой, самоутверждением, отрицанием, а так же с упором на потребность в покое, стабильности.

Б) Кроме красного цвета предпочтение в выборе довольно часто на первых двух позициях занимал зеленый цвет (качественная характеристика: волевое усилие, напряжение, высокий уровень притязаний, стремление к самовыражению, успеху и власти, деловитость, настойчивость, уверенность в себе, энергичная защита своих позиций, упорство в достижении целей).

За исключением двух из семи случаев в пару к зеленому цвету был выбран желтый цвет (качественная характеристика: надежда на легкость, радость, расслабление, стремление к новому, освобождение, оптимизм, раскрепощение, восприимчивость, расширение возможностей.), по частоте встречаемости не уступающий красному.

Во второй паре цветов (третья и четвертая позиции) преобладающими в выборе цветами были выбраны:

А) Серый цвет (качественная характеристика: нейтральность, неучастие, социальная отгороженность, свобода от обязательств).

Неучастие, отгороженность шизофренических пациентов связана с широким спектром: активность, чувствительность, отгороженность так же была связана с состоянием покоя, надежды, самоутверждением. Данный результат демонстрирует описываемую многими авторами в своих теориях отгороженность от окружающего мира.

Б) Второй часто встречаемый цвет второй пары в выборе стал лиловый (качественная характеристика: впечатлительность, эмоциональная выразительность, чувствительность, интуитивное понимание, зачарованность, мечтательность, восхищение).

Такой результат можно связать с повышенной чувствительностью шизофренических пациентов к различным воздействиям извне.

В) Синий цвет (качественная характеристика: состояние покоя, потребность в отдыхе, эмоциональная стабильность, душевная привязанность в отношении к партнеру, умиротворение, гармония, удовлетворенность) по частоте встречаемости находится на одном уровне с двумя предыдущими (6 из 15).

Чаще всего после синего цвета выбирался красный. Согласно методике Люшера данное сочетание цветов на данной позиции говорит об ощущении помехи, препятствия в осуществлении своих желаний. Так же отмечается потребность в освобождении от накипевшего гнева, снятии напряжения.

В третьей паре цветов преобладающим сочетанием стали коричневый (качественная характеристика: комфорт телесных ощущений, физическая лёгкость, сенсорная удовлетворенность) и лиловый. Данное сочетание имеет следующую трактовку: Чувствительность и обидчивость, упоминаемые нами ранее.

  1. Возможны следующие варианты актуального состояния:

А) Стремление к свободному развитию, не смотря на собственную неуверенность и сомнения, оптимистичный взгляд на собственное будущее.

Б) Мнение о несправедливом отношении, незаслуженном обращении по отношению к себе. Сложившиеся обстоятельства оцениваются как личное оскорбление.

В) Бдительность и наблюдательность. Желание завоевать признание, через которое хочется преодолеть чувство собственной обособленности.

Г) Нужда в признании. Проявления честолюбия, выраженное в желании превосходить других, импонировать окружающим, вызывать их восхищение, любовь, чтобы преодолеть чувство собственной дистанции. Нервное напряжение.

1.3 Возможны следующие варианты отрицаемого либо подавляемого человеком в себе:

На физиологическом уровне: Фрустрации, тревога, отвращение, нервное истощение, вызванное чрезмерным самоограничением, недостаток внимания к потребностям организма.

Неуверенность, вызванная недостатком союзников; желание распоряжаться своей судьбой; эмоциональная неудовлетворенность, вызванная недостатком признания; скрывает неуверенность в себе и ощущение одиночества; стремление к независимости и совершенству; упорное, но безрезультатное требование уважения;

Выводы: На основании полученных результатов можно сделать предположение, что у больных с шизофренией нарушена потребность в безопасности вследствие онтологической неуверенности.

  1. Выводы на основании проведения методики ЦТО:

Для проведения методики ЦТО нами были выбраны несколько понятий: Я – наличие данного понятия обуславливается стремлением выявить сходства ощущения себя среди шизофренических пациентов.

Страх распада – причиной включения данного понятия стали рассмотренные теории нарушений потребности в безопасности. Выбранные нами научные теории связывают нарушение безопасности с вопросом экзистенциальности. Одной из составляющих данного термина является страх распада.

Страх смерти – наличие данного понятия связано в первую очередь с тем, что нарушение безопасности в первую очередь несет в себе угрозу для жизни. Кроме этого, страх смерти так же был рассмотрен в теориях связанных с вопросом экзистенциальности.

Безопасность – данное понятие включено с целью исследования содержания вкладываемого в него шизофреническими пациентами.

Заболевание – причиной включения данного понятия стало проверка предположения о том, связывают ли шизофренические пациенты свое заболевание как препятствие к удовлетворению потребности в безопасности.

Понятие «Я» (Приложение 1): Выявлено значимое различие: У экспериментальной группы отмечено преобладание зеленого (качественная характеристика: самоутверждение, стремление к успеху, власти, уверенность в себе) и серого (качественная характеристика: нейтральность, социальная отгороженность) цветов.

Кроме этого в отличие от контрольной группы присутствует выбор коричневого цвета (качественная характеристика: комфорт телесных ощущений, физическая лёгкость, сенсорная удовлетворенность).

Данные результаты указывают на различия в восприятии себя.

Понятие «Страх распада» (Приложение 2): Значимых различий между экспериментальной и контрольной группами выявлено не было.

Понятие «Безопасность» (Приложение 3): Выявлены значительные различия: У пациентов с диагнозом шизофрения представления о безопасности не укладываются в общепринятое представление о нем. Среди контрольной группы преобладающим цветом на данной позиции был выбран синий (данный цвет качественно характеризуется состоянием покоя, потребностью в отдыхе, эмоциональной стабильностью, гармонией)

Понятие «Страх смерти» (Приложение 4): Значимых различий между экспериментальной и контрольной группами выявлено не было. Однако стоит отметить единичные случаи выбора среди экспериментальной группы красного (активность) и желтого (надежда) цветов.

Понятие «Заболевание» (Приложение 5): Выявлены значительные различия: среди шизофренических пациентов преобладающим цветом для данного понятия был выбран серый (Качественная характеристика цвета: нейтральность, социальная отгороженность)

Заключение

1) Рассмотренные в данной курсовой работе теории имеют довольно схожие выводы, сутью которых является нарушение потребности в безопасности среди шизофренических пациентов. Теория Лэйнга имеет некоторые сходства с концепцией Спотница, т.к. обе теории ведут в конечном итоге к вопросу экзистенциальности. Страх несуществования был определён основным у шизофренических пациентов. Любые новые контакты расцениваются как опасные, которые могут поглотить, разорвать, окаменеть (по Лэйнгу) или привести к разрушению эго посредством запуска выработавшихся паттернов (согласно Х.Спонтицу).

Тема экзистенциальности так же обозначается у Винникота. Страх распада определяется основным у шизофренических пациентов по причине деформации эго-структуры (нарушение объектных отношений, потеря чувства реальности и т.д.).

2) На основании рассмотренных теоретических концептов разных авторов нами было выведено следующее определение потребности в безопасности:потребность в безопасности есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах касающиеся психической и физической безопасности человека.

3) Было проведено исследование, в результате которого были сделаны следующие выводы:

1. На основании полученных результатов можно сделать предположение, что у больных с шизофренией нарушена потребность в безопасности вследствие онтологической неуверенности. Неуверенность, сомнения в себе, чувство собственной обособленности достаточно наглядно демонстрируются шизофреническими пациентами, как в ходе непосредственной работы, так и в результатах исследования.

2. — Понятие «Я» шизофреническими пациентами было представлено либо как «самоутверждение, стремление к успеху» либо «нейтральность, социальная отгороженность». Данные результаты можно трактовать согласно представленным теориям.

— Понятие «Заболевание» с точки зрения шизофренических пациентов можно описать такими понятиями как «нейтральность, социальная отгороженность». Данные качества часто обозначаются специалистами, начиная от Абрахама и заканчивая Лейнгом, когда речь идет об описании шизофренических пациентов

— Между «страхом смерти» и «страхом распада» значимых различий выявлено не было. Причиной отсутствия различий можно обозначить то, что страх смерти является базовым в жизни человека.

— В понятии «Безопасность» По контрольной группе преобладает выбор синего цвета (качественная характеристика: спокойствие) в то время как экспериментальная группа распределилась по другим цветам. Кроме того в экспериментальной группе присутствует черный цвет, отсутствующий в выборе у контрольной группы. Данные результаты демонстрируют различия в понимании безопасности между шизофреническими пациентами и людьми без психических нарушений.

Список литературы.

  1. Бережной Н.М «Человек и его потребности», редактор: Диденко В.Д. Московский Государственный Университет Сервиса. 2000 г.
  2. Щербатых Ю. В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. — С. 171—177.
  3. Спотниц Х. «Современный психоанализ шизофренического пациента. Теория техники»Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2004 г., 296 стр.
  4. Лэйнг Р.Д. Расколотое «Я»: пер. с англ. — СПБ.: Белый Кролик. 1995. — 352 с. («Белый кролик») (ИЦ «Академия»)
  5. Люшер М. «Цветовой тест»
  6. Эткинд А.«Цветовой тест отношений»
  7. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Наука, 1971.

URL: .

  1. Гобл Ф. «Третья сила»

URL:

  1. Винникот Д.В. «Страх распада»,

URL:

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

34