«Социально- психологический тренинг адаптивного поведения в условиях временной изоляции»

ВВЕДЕНИЕ

Социально-психологический тренинг — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития адаптивного поведения личности.

Одно из возможных решений- это использование в работе с подростками программ социально-психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы и тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.

Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, поведения. Отмеченные аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Навыки, связанные уверенным поведением, а также творческий потенциал могут эффективно развиваться как раз в таком возрасте, а психологический тренинг, как уже упоминалось, — это эффективный метод стимулирования их развития.

Цель работы: изучить особенности социально-психологической работы с подростками по выработке адаптивного поведения в условиях временной изоляции.

Задачи исследования:

1. анализ литературы по проблеме социальной изоляции подростков, социально-психологического тренинга по выработке адаптивного поведения подростков в условиях временной изоляции;

2. рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;

3. разработать тренинговую программу по развитию адаптивного поведения подростков в условиях временной изоляции.

Актуальность: Поскольку в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками, для подростка все, что связано с межличностными отношениями в группе является максимально значимым и эмоционально нагруженным. Поэтому несформированность адаптивного поведения как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков, способствует дезадаптированности подростка в социальной сфере и может потенцировать формирование отклоняющихся форм поведения, таких как изоляция, аддикция. Эта проблема способствует фрустрации и депрессивным состояниям, формированию неврозов и многим другим негативным факторам развития личности у подростков.

18 стр., 8541 слов

Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения ...

... поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка. Объект исследования: социально-психологическая адаптированность личности подростка. Методы и методики: метод теоретического анализа литературы, метод ... (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс употребления того ... в работе, потеря семьи, социальная изоляция, резкая смена первичного стереотипа ...

Актуальной проблемой современного образовательного процесса является сегодня формирование адаптивной саморазвивающейся личности как человека-гражданина, интегрированного в систему мировой и этнической культуры. В современном обществе остро стоит вопрос помощи индивидууму в процессе формирования адаптивных механизмов через поведение, в том числе, как защита от срыва социализации, как возможность продуктивно и безболезненно войти ребенку во взрослый мир повседневных проблем, самореализоваться и саморазвиться позитивно.

В настоящее время проблема организации социально-психологических тренингов с подростками относится к разряду наиболее актуальных и практически значимых. И это в полной мере отражено в работах таких исследователей как В.К. Бабайцевой [3], С.И. Макшанова [16], В.Г. Пузикова [23] и многих других.

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКого тренинга подростков по выработке адаптивного поведения в условиях временной изоляции

1.1 Психологические особенности подросткового возраста

Каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не является исключением и подростковый возраст.

Подростковый возраст — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью.

Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время.

На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме [11, с.63].

Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.

Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности [21, c. 65].

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремления к самостоятельности, риску. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, они могут не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, тревожностью, агрессивностью, раздражительностью, порождающей склонность к колебаниям настроения и даже аффективным вспышкам. Бурно развиваются чувства подростков, в то же время эмоциональные переживания их приобретают известную устойчивость.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... деятельность недостаточно сформирована в этом оценочном звене, а подростки, ориентируясь больше на мнение сверстников, не прини­мают ... переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком ... ребенок выходит из кризиса и вступает в но­вый возраст. § 2. Учебная деятельность Ребенок действительно становится школьником ...

Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой. У подростков происходит адаптация к социально — устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями .

В этот период у подростка формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается, так как общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода.

Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях, где только и возможна система реального равенства. В то же время у подростка наблюдается тенденция выделиться среди окружающих, утвердить свое «я», не быть «заурядным».

Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте.

Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении — желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью; романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью; искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.

Зачастую подросток стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью.

7 стр., 3164 слов

Тренинг для подростков Занятие 1

... развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы. Цель: Знакомство с методами и правилами работы группы, объединение участников, создание ... 3 Цель. Дальнейшее обучение навыкам общения. Развитие потребности в самонаблюдении. Стимуляция воображения. Разминка Передача ритма по ... самоотчет Занятие 2 Цель. Стимуляция личной активности подростка в разных жизненный ситуациях. Знакомство с невербальными ...

У ребенка этого возраста уже нет наивной веры в авторитет родителей и педагогов. Он смотрит на них критически, замечая противоречия между словом и делом, недостатки, ошибки взрослых, хотя исключительно дорожит общественным мнением и отношением к себе взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми.

К новообразованиям подросткового возраста относится чувство взрослости, которое, является важнейшей особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру. С одной стороны подросток отвергает свою принадлежность к миру детей, а с другой — у него еще нет ощущения полной, полноценной взрослости, хотя он и стремится к признанию окружающими его взрослости. Тенденция к взрослости проявляется в постепенном отдалении от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам.

Для подросткового возраста характерно наличие разногласий с родителями по поводу стиля одежды, прически, ухода из дома, свободного времени, школьных и материальных проблем.

Потребность в независимости стимулирует столкновения с ожиданиями и ограничениями взрослых. На этом фоне возникает очень много конфликтных явлений. Результат проявляется в противодействии навязываемым мнениям, авторитетам, общественным нормам и правилам.

Потребность в привязанности (любви) сопровождается стремлением к независимости, что отдаляет подростка от родительского дома, семейного круга и ведет к некоторой изоляции, повышая потребность в любви, привязанности, во взаимопонимании и доверии вне семейного круга .

Некоторые исследователи склонны считать одним из новообразований подросткового периода самооценку. Они единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Подростки остро реагируют на критику со стороны окружающих — понижается самооценка даже у тех, кто ее завышает. Отсюда неврозы, асоциальные формы поведения [11, с.66].

Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру.

1.2 Определение понятия социально-психологический тренинг

В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. До сих пор каждая работа, посвященная данной проблеме, начинается с определения понятия тренинга.

В наиболее широком контексте термин «тренинг» используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы. Однако параллельно существуют и такие понятия, как групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории.

7 стр., 3327 слов

Методы социальной работы с группой

... свои функции группе. Участник группы представляет свой случай, который группа обсуждает, помогая ему рационально осознать ее сущность, в процессе групповой работы проблема клиента снимается. ... агентствах. В социальной групповой работе используют развивающие, реабилитационные, орагнизационно-реабилитационные подходы, а также социальные тренинги и тренинги социальной компетенции. Развивающие подходы, ...

Ю.Н. Емельянов определяет тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.

В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения или социально-психологического тренинга.

Л.А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство психологического воздействия». [26; с.365]

В настоящее время большинство авторов, уделяющих внимание проблематике психологического тренинга, подробно описывают области применения тренинга в практике психологической помощи, коррекции и для обеспечения личностного роста.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения: [8; с.102]

Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом.

В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать.

Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта.

Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы.

Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основных стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда эти стадии характеризуются как этапы «оттаивания», «изменения», «замораживания».

Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько: [8; с.105]

1. Тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные правила поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

6 стр., 2672 слов

Контрольная работа — Методы социально-психологического исследования

... а также единицы наблюдения. Объект исследования - это социально-психологический процесс, социально-психологические условия, индивид, группа людей, коллектив, общность и ... некоторых терминов, области их применения; обобщение, как компонент исследовательской работы. 7.        Создание классификаций, типологий: разработка и соотнесение классификаций с теорией; ...

2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

3. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

1.3 Психологические особенности тренинговой группы с подростками

Тренинг — особая разновид­ность обучения через непо­средственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодейст­вии опыта, которая не своди­ма ни к традиционному обучению через трансляцию зна­ний, ни к психологическому консультированию или пси­хотерапии. [26; с.368]

При таком обучении занимающийся непосредственно соприкасается с изучаемой реальностью, а не про­сто думает о встрече с ней или размышляет о возможности «что-то с ней сделать»

В широком смысле под социально-педагогическим тренингом понимается практика педагогического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития

По сути, тренинг — это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

— овладение социально-педагогическими знаниями;

— развитие способности познания себя и других людей;

— повышение представлений о собственной значимости;

— развитие различных способностей, навыков и умений.

Разнообразие психологических тренингов велико. Термины «психологический тренинг», «социально-психологический тренинг» также довольно сложно поддаются однозначному определению.

В широ­ком смысле, социально-психологический тренинг — любое активное социально-психологическое обучение, осуществляемое с опорой на механизмы группового взаимодействия (в отличие, например, от тренинга развития познавательных процессов — внимания, памяти, мышления и т. д.).

Для психологических тренингов характерны некоторые общие черты: [17; с.98]

1. Соблюдение ряда принципов групповой работы, таких как активность участников; партнерское общение; исследовательская позиция участников в процессе межличностного взаимодействия; осуществление обратной связи.

2. Применение активных методов групповой работы. Основных методов два: групповая дискуссия и сюжетно-ролевая игра. В то же время количество конкретных тренинговых упражнений, создаваемых на их основе, исчисляется тысячами.

3. Акцент на взаимоотношениях между участниками группы, интенсивное межличностное взаимодействие.

4. Наличие более или менее постоянной группы. Пропуски встреч не приветствуются, а обсуждать происходящие в группе события за ее пределами запрещается, поскольку это ведет к потере той эмоциональной энергии, которая должна расходоваться в процес­се работы.

3 стр., 1425 слов

Методика преподавания психологии и тренинги

... работе. По возможности продиагностировать перед тренингом. Это даст лучшее ознакомление с участниками, их реальные трудности, сильные стороны и слабые. В результате обучения на тренинге участники приобретут умения: ... разминки для поддержания динамики и рабочей активности группы; работа с методическими материалами. Каждый участник тренинга выступает как часть социального окружения остальных и ...

5. Пространственная организация, направленная на то, чтобы обес­печить наилучшие возможности для интенсивного общения уча­стников и свести к минимуму внешние отвлекающие факторы.

6. Нацеленность на психологическую помощь участникам группы. Результат тренинга не сводится к формированию у участников системы знаний и умений; большое значение имеет субъективное улучшение психического состояния и получение импульса к даль­нейшему саморазвитию. Поэтому наряду с объективными крите­риями результативности тренингов рассматриваются и субъек­тивные.

7. Атмосфера раскованности и свободы общения. Общение в усло­виях тренинга более интенсивное, эмоциональное, открытое и ис­креннее, чем в обычных межличностных контактах. На начальных этапах работы с группой основная задача ведущего — создание со­ответствующей атмосферы, моделирование психологически безо­пасных условий для такого общения.

В подавляющем большинстве случаев психологический тре­нинг проводится в групповой форме, что дает ряд дополнительных преимуществ, отмечаемых многими авторами. В частности, отмечаются следующие преимущества груп­повой формы работы: [9; с.252]

— Группа отражает общество в миниатюре и поэтому может слу­жить «полигоном» для развития самых разных социальных умений;

— Человек может осваивать в группе новые умения, эксперименти­ровать с различными стилями отношений среди равных партнеров;

— Группа позволяет получить обратную связь и поддержку от лю­дей со сходными проблемами, участники могут идентифициро­вать себя с другими;

— Групповой опыт противодействует отчуждению, что помогает ус­тановлению более близких отношений с окружающими и реше­нию межличностных проблем;

— Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания участников;

— Взаимодействие в группе создает напряжение, которое может трансформироваться в конструктивную работу по прояснению и решению психологических проблем участников;

— Групповая психологическая работа позволяет привлекать сразу много клиентов и поэтому более доступна участникам, чем инди­видуальная.

На сегодняшний день ряд исследователей в контексте систе­мы отношений личности выделяют следующие виды тренингов:

— «Я — Я»: тренинги личностного роста, ориентированные в первую очередь на внутриличностный контекст работы участников, систему отношений к самому себе, развитие рефлексивных способ­ностей. В данной работе группа выступает средством поддержки и источником обратной связи.

— «Я — другие люди»: тренинги коммуникативных умений и раз­личных социальных навыков. Группа служит своего рода «поли-1 гоном» для отработки соответствующих умений и навыков. Данный аспект работы наиболее характерен для тренингов общения.

— «Я — социальная группа»: тренинги сплочения команды, социально-психологической адаптации в конкретном коллективе. Основным предметом работы является некая социальная общность, конкретные участники тренинга рассматриваются как ее члены.

— «Я — профессия»: тренинги профессионального самоопределения. Предмет работы — система отношений человека к профессиональной деятельности, а также коммуникативные навыки, необходимые для становления профессионала.

25 стр., 12233 слов

Работа психолога на этапе адаптации первоклассников к школе

... к школе Заключение Список использованной литературы Приложение школьник обучение адаптация Введение Наша работа посвящена особенностям адаптации первоклассников к обучению в школе. Этому возрастному периоду психологи уделяют ... с учащимися 1-х классов. Особое внимание уделяется работе с учащимися, имеющими трудности при адаптации к школе. Такая работа проводится на протяжении нескольких лет и даёт ...

При построении как тренинга в целом, так и отдельных занятий следует определить цель проводимой работы, продумать и сформулировать задачи, требующие решения. Данный этап порой вызывает у ведущих скептическое отношение, воспринимается как пустая формальность («Ну ладно, если школьная администрация требует — задачи напишу, но вообще-то тренинг — это процесс живой и непред­сказуемый!»).

Однако подобная позиция чревата опасностью того, что процесс прохождения тренинга превратится в самоцель, а обучающий и развивающий потенциал занятий может быть утрачен. Ведь именно цели и задачи служат путеводными маяками в рабо­те, основой выбора используемых в тренинге упражнений, именно на них делается акцент при обсуждении упражнений и получении обратной связи.

Как правило, в процессе работы участники тренинга садятся в круг. Подобное расположение участников выбирается большинством ве­дущих не случайно — оно дает ряд преимуществ:

1. В кругу обеспечивается наилучший взаимный обзор: все на виду, есть возможность оказаться, так сказать, лицом к лицу с любым из участников.

2. Круговое расположение обеспечивает высокий уровень вовлече­ния в работу — в кругу невозможно «отсидеться» за спинами ос­тальных.

3. Круг — фигура, максимально «демократическая». В нем невоз­можно выделить «главу», все находятся в равных условиях, что сплачивает группу.

4. Круговое расположение обеспечивает свободу движений участ­ников.

Однако……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие.- Питер; СПб.; 2009.- 96 с.

2. Андриенко, В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А “Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы”, Москва, 1990. — 354 с.

3. Бабайцева, В.К. Личностно- ориентированный тренинг.- М., 1997. — 264 с.

4. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989. — №1. — С.92-100.

5. Бекмаханова Е.К. Проблема психологической адаптации студентов. — Алма-Ата, 1983. — 387 с.

6. Бережнова, Л. Н. Предупреждение депривации вобразовательном процессе. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2000.-254 с

7. Васильев, Г.Х., Березовин, Н.А. Психолого — педагогические основы адаптации студентов первых курсов // Современная высшая школа. — 1980. — № 1. — С.67-73.

8. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. — М.: «Ось-89», 1999. — 421

9. Грецов, А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008. — 368с.

10. Калитеевская, Е.Р., Ильичева, В.И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии. // Психологический журнал. — 1995. — № 1. — Т.16, С.115-122.

11. Клее, М. Психология подростка.- М., 1994. — 562 с.

12. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеренбург, 1997. — 398 с.

13. Кондратьев, М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. — СПб.: Питер,2005.- 304 с.

14. Крутов, В.И., Агаджанян, Н.А. Проблема адаптации и здоровья студента // Вестник высшей школы. — 1982. — № 5. — С 39-41.

28 стр., 13918 слов

Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ...

... - педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к детскому саду. Цель работы - описать особенности адаптации детей третьего года жизни к детскому саду. Задачи исследования: 1. ... в определенных обстоятельствах, в определенной среде, условиях. (Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.; "Современное слово", 1998 г.) Адаптация - приспособление, прилаживание, способность организма ...

15. Лангмейер, Й., Матейчек, З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984.-148 с.

16. Макшанов, С.И. Психология тренинга М., 2002. — 531 с.

17. Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга.- М, 1999. — 276 с.

18. Пирожков, В.Ф. Криминальная психология.- М,: Ось-89,2007- 704 с.

19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р.; под общей ред. Битяновой М.Р.- СПб.: Питер, 2007.- 304 с.

20. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. — 1096с.

21. Психология подростка. Практикум /Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2003. — 432 с.

22. Психолого-педагогический практикум / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2006. — 224с.

23. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга: СПб, 2005. — 356 с.

24. Развитие личности ребенка в условиях депривации. — М.: РИПКРО, 1994. с. 16-28

25. Ромек, В.Г., Крукович, Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2004. — 256с.

26. Современный психологический словарь / Ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 490с.

27. Цахаева, А.А. Теория и практика адаптивным поведением. — Махачкала, 2002. — 429 с.

28. Шепелева, Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб.: Питер, 2006. — 426с.