Бихевиоризм как одно из направлений психодиагностики

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы бихевиоризма 4

1.1 Исторические основы зарождения бихевиоризма 4

1.2 Основные понятия бихевиоризма 7

1.3. Направления бихевиоризма 14

Глава 2. Направление бихевиоризма в психодиагностике 20

2.1 Теоретические понятия психодиагностики 20

2.2 Бихевиоризм как направление психодиагностики 22

Заключение 30

Список использованной литературы 32

Введение

Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъективности предмета классической психологии и метода интроспекции с требованием объективного подхода. Бихевиоризм возник в условиях кризиса интроспективной психологии и под влиянием экспериментальных исследований психики животных. Так как в этих исследованиях не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена методика эксперимента, основанная на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Общеметодологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной тезис бихевиористов: психология должна изучать открытые для наблюдателя двигательные (и секреторные) реакции, но не сознание, которое в принципе непосредственно ненаблюдаемо; поведение понимается как совокупность связей «стимул — реакция».

Исходные идеи бихевиоризма зародились в работах Э. Торндайка. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Дж. Б. Уотсоном (1913).

На формирование научных основ бихевиоризма большое влияние оказали работы Бехтерева и Павлова. В этом и заключается актуальность данной темы.

Цель данной работы — рассмотреть бихевиоризм, как одно из направлений психодиагностики.

Объект исследования – бихевиоризм.

Предмет исследования – бихевиоризм как одно из направлений психодиагностики.

Задачи исследования:

— выявить исторические основы бихевиоризма;

— раскрыть основные понятия бихевиоризма;

— определить теоретические понятия психодиагностики;

7 стр., 3281 слов

Тема 2. Теоретические основы воспитания и дополнительного образования детей

... неопрагматизма как А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс и др. составили теоретическую основу современной гуманистической педагогики. Однако в неопрагматизме, по мнению И.П. Подласого, есть ... значительная часть школ традиционно курируется римской католической церковью (например, в латиноамериканских странах). Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория. Согласно этой ...

— рассмотреть бихевиоризм как направление психодиагностики.

Информационную базу работы составляет информация из периодической печати, монографии и учебники отечественных и зарубежных специалистов в данной области.

Глава 1. Теоретические основы бихевиоризма

1.1 Исторические основы зарождения бихевиоризма

Более столетия назад во всем мире начался усиленный рост промышленного производства, особое место в этом принадлежало США. По истокам своего возникновения США являлись продолжением европейской цивилизации, становясь крупнейшей державой мира с гигантской индустрией.

В связи с этим возникновение новых социально-экономических отношений способствовало появлению такого течения в философии, как прагматизм (учение, возникшее в 70-х годах 19 века в США, признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты).

Прагматизм в свою очередь дал путевку в жизнь бихевиоризму (Behavior — поведение) в психологии. Возникновению бихевиоризма способствовало появление разработки условных рефлексов в психологии и развитие зоопсихологии, как экспериментальной ветви психологии.

Американский психолог Джон Уотсон в 1913 году определил психологию как науку о поведении, отрицая категорию сознания, ссылаясь на методику И.П. Павлова об условных рефлексах .

Более дальней прародительницей бихевиоризма можно считать древнюю традицию ассоциаций, основанную на предположении, что наша психика при получении информации связывает ее с предыдущей информацией, т.е. возникают ассоциации. При этом считалось, что при рождении наш разум не имеет никакой информации об окружающем мире, по мере роста человека, он познает окружающий мир, и создаются ассоциации.

В 30 — 50 годы прошлого века Б. Скиннер разработал самую крайнюю форму бихевиоризма, которая заключалась в концепции, что познание — это только набор отношений «стимул-реакция», а вовсе не вид умственной деятельности. В его понимании мышление, как и внешнее поведение, состоит из действий, зависящих от окружающей среды и от стимулов получаемых от нее.

Бихевиоризм — направление в американской психологии XX в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Он провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям . Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Появление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности в США. Существовавший социально-экономический контекст мог лишь приветствовать такое представление о человеке, согласно коему поведение принимает те или иные формы соответственно возникающей ситуации; практическое приложение этой теории — введение конвейеров и развитие рекламы — не заставили себя ждать. Одна из причин, на кою не без оснований ссылался бихевиоризм, отказываясь изучать сознание, — недостаток сведений о соответственных нервных механизмах; в самом деле, тогдашнее состояние науки не позволяло объективно подойти к изучению роли мозга головного в феноменах сознания…………………………….

20 стр., 9991 слов

Тема 1. Понятие, предмет, задачи и структура психологии как науки. ...

... психических познавательных процессов, эмоционально-волевойсферы психики. 1.1. Понятие и предмет общей психологии. Этапы развития психологии Современная психологическая наука – широко разветвленная область человеческих знаний о психике ... наблюдение человека за самим собой. III этап − психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе − ставить эксперименты и наблюдать ...

Заключение

Таким образом, можно отметить, что бихевиоризм, ведущее направление в американской психологии кон. XIX — нач. XX в., в основе которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.

Итак, бихевиоризм предметом изучения сделал поведение, и его приложения — педагогика и психотерапия (в обоих случаях предполагается формирование нужных реакций и исправление ошибочных).

Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форы поведения. Основное значение бихевиоризма для развития категориального аппарата психологии (-> категоризация) заключается в разработке категории действия, кое в прежних концепциях рассматривалось только как внутренний акт или процесс, тогда как бихевиоризм расширил область психологии, включив в нее внешние, телесные реакции. Но ввиду методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в 20-х гг. XX в. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий — в частности, гештальт-психологии, а затем психоанализа. Возник необихевиоризм. Важные заслуги бихевиоризма следующие:

— он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону;

— он ввел объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования процессов психических;

— был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и пр.;

— были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и пр.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр. Бихевиоризм прошел путь от сугубо механистических концепций до теорий, выдвигаемых современными необихевиористами. Хотя некоторые аспекты этого направления выглядят упрощенными и неспособными объяснить поведение во всей его полноте, главная заслуга его — в том, что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало, как ею можно управлять. Эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении.

Тестовые методики связаны с теоретическими принципами бихевиоризма. Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что между организмом и средой существуют детерминационные отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды, стремится изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспосабливается к ней. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. Поведение, согласно бихевиористской концепции, является единственным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по объективно наблюдаемым поведенческим реакциям. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов (термин введен Ф. Гальтоном).

6 стр., 2931 слов

Современные направления в психологии бихевиоризм, психоанализ, ...

... Рассматривая эти и подобные вопросы, Г. Фехнер основал направление психологии, названное психофизикой [1]. Глава 1. Бихевиоризм Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. ... выражениями», а также за практическую бесполезность [3]. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения ...

Список использованной литературы

1. Аллахвердов В.М. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2007. — 416 с. (включая последующие издания).

3. Вересов Н.Н. Психология управления: Учеб. пособие. — М., 2001.- 224 с.

4. Власова Н.М. Руководство по управлению людьми: инструменты власти и влияния. — М., 2000. — 304 с.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 2000

6. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. — М., 2002. — 176 с.

7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2000.- 464 с.

9. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов.- М.:Аспект Пресс, 2001

10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. — СПб., 2001. — 368 с.

11. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. В 2-х ч. Часть 1 «Общая психология»: Учебник. — М: Юрид. лит, 2006

12. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие. — М., 2000. — 648 с.

13. Запорожец А.В., Избранные психологические труды, – М.: Знание, 2004.

14. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. — М., 2000. — 176 с.

15. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр. / Под ред. А.С.Кармина. — СПб., 2000. — 448 с.

16. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник. — М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2007

17. Маклаков А. Г. Общая психология.- Сп-Б.: Издательство: Питер, 2008 г.

18. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2000.

19. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии. — СПб.,2000. -175 с.

20. Науменко Е.А. Психологические основы управления. Учебное пособие. — Тюмень, 2000. — 112 с.

21. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений — 4 -е изд. 2003

22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.— М.: Высшее образование; МГППУ, 2006

23. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми: Практическое руководство. — М., 2001. — 336 с.

24. Психология менеджмента: Учебник / Под ред. проф. Г.С.Никифорова — СПб., 2000. — 572 с.

25. Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М: Знание, 2000.

24 стр., 11986 слов

Спец психология учебник

... психического развития и других категорий детей с отклонениями в развитии. Задачи специальной психологии: выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка в сравнении с нормально ... привести к явлениям регресса, то есть к возврату функции на более ранний возрастной уровень, или к явлениям распада, то есть грубой дезорганизации. По мнению, В.В. ...

26. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

– М.: Феникс, 2008

27. slovari.yandex.ru

28. gkmim.ru

29. psycho.ru