Введение
спортсмен аутогенный тренировка единоборец
Актуальность исследования. Гетеротренинг и релаксация: давно доказанным фактом является то, что внушения лучше воспринимаются и реализуются с большим эффектом в последующем, если они предлагаются человеку в то время, когда он находится в полудреме, в состоянии покоя и расслабления, когда кора головного мозга несколько заторможена. Приведение спортсмена-бобслеиста в это состояние, исходный момент для реализации многих методов психорегуляции [2, 5].
Большой дефицит времени и особенности тренировочного процесса и всей жизни спортсмена не позволяют в массовом масштабе проводить систематическое обучение, на которое требуются ежедневно 1-2 занятия по 20 и более минут каждое. Реальность подсказывает, что лучше обучение релаксации проводить перед сном. Каждый сеанс длится 5-7 минут. Занятия проводятся либо через день, либо два дня подряд с перерывом на третий. Для усвоения основ релаксации требуется 5-6 сеансов с примерно таким же количеством самостоятельного (аутогенного) психотренинга [18].
Внушенный отдых: суть этого мероприятия заключена в самом названии. Его конечная цель — приведение спортсмена в дремотное состояние вплоть до засыпания. Сеанс внушенного отдыха почти всегда коллективный. Степень погружения определяется индивидуальными особенностями, например внушаемостью спортсмена, отношением к сеансу, физическим и психическим состоянием и пр. В отличие от гетеротренинга паузы в сеансах внушенного отдыха между фразами незначительны, повторений не требуется, а сеанс проводится от второго лица в спокойно-императивной форме.
Внушенный отдых чаще всего проводится в середине дня между тренировками, заменяя дневной сон спортсменов. Продолжительность его колеблется в пределах от 30 мин. до 1,5 часов, что определяется пожеланиями спортсменов и требованиями распорядка дня.
Гипноз: гипноз в спорте — это средство воздействия, когда информация адресована подсознанию. Традиционно принято считать гипноз методом психотерапии, потому что именно там он получил свое научно-практическое применение. Но его можно использовать не только для воздействия на больную психику, но и шире — как способ коррекции отношений здоровой психики. Тогда гипноз естественно рассматривать как часть процесса психорегуляции. Таким образом, гипноз является одним из методов воспитания и тренировки спортивного характера. Существует много различных вариантов погружения в гипнотическое состояние. Необходимо в любом сеансе наряду с задачей тренировки решать и насущные задачи восстановления [1].
Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...
... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...
Цель исследования оценить эффективность влияния психомышечной тренировки, как средства психотренинга, на процесс восстановления сердечно-сосудистой системы и изменения производительности спортсменов-единоборцев, занимающихся рукопашным боем.
Объект исследования уровень восстановления сердечно-сосудистой системы и изменения производительности (количества серий ударов) спортсменов-единоборцев, занимающихся рукопашным боем.
Предмет исследования показатели сердечно-сосудистой системы и производительности (количества серий ударов) спортсменов-единоборцев, занимающихся рукопашным боем.
Гипотеза исследования предположительно, введение психомышечной тренировки в паузах между упражнениями, ускоряет процесс восстановления сердечно-сосудистой системы и повышает производительность (количество серий ударов) спортсменов спортсменов-единоборцев.
1. Состояние вопроса
1.1 Психотренинги как один из приемов в подготовке спортсмена
Физиологические эффекты аутогенной тренировки
Физиологические эффекты аутогенной тренировки в целом и механизмы восстановления под ее влиянием нервной регуляции тех или иных конкретных функций весьма сложны и до настоящего времени полностью не изучены.
Центральное место в раскрытии физиологических механизмов аутогенной тренировки занимает изучение вопросов саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Согласно технике Шульца, важным условием для овладения методом являются упражнения в расслаблении мышц, т.е. упражнения в целенаправленных двигательных актах, хотя и крайне редко реализуемых в обыденной жизни [5].
Тренированная мышечная релаксация, которая является не только пусковым механизмом, но и базисным элементом во всей системе аутогенной тренировки, сопровождается ослаблением тонуса поперечнополосатой и гладкой мускулатуры и снижением эмоциональной напряженности. Во время релаксации даже без целенаправленного воздействия наступает некоторое снижение артериального давления; на 6-8 ударов в минуту замедляется частота сердечных сокращений, которая является одним из наиболее информативных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы и нервно-вегетативной регуляции; дыхание становится более редким и поверхностным. При длительном применении метода с помощью специальных упражнений постепенно приобретаются навыки целенаправленного (волевого) управления деятельностью сердца. А.М. Свядощ (1982) описывает опыты, при которых один из его сотрудников, занимающийся аутогенной тренировкой, научился путем самовнушения на фоне релаксации произвольно ускорять частоту сердечных сокращений с 68 до 144 в минуту и по желанию замедлять ее до 46 в минуту. На ЭКГ, по данным P. Polzien, в состоянии релаксации у здоровых людей наблюдается снижение или повышение зубца ST и увеличение зубца Т [21,26].
Под влиянием релаксации снижается перистальтическая активность желудочно-кишечного тракта, что одновременно способствует редукции болевых ощущений. При сочетании релаксации с внушением тепла в области желудка японские авторы Y. Ikemi, S. Nakagawa, M. Kimura наблюдали повышение температуры кожи живота на 2°С, увеличение кровотока в стенке желудка и усиление его моторики. Y. Ischida в опытах с выполнением аутогенных упражнений в процессе зондирования желудка было установлено, что при аутогенном расслаблении снижается кислотность желудочного сока [14].
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ ЛЕЧЕНИИ ВЕГЕТАТИВНО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ
... человеку с целью профилактики сосудистых нарушений. Сущность аутогенной тренировки Ауто в переводе с греческого ... включали средства, применяемые в аутогенной тренировке, в свои лечебные системы. Создателем современного научно ... исследования ряда авторов (Клейнзорге X., Клюмбиес Г., Свядощ А., Ромен А., Перекрестов И.), все более отчетливо проявляется целесообразность использования аутогенной тренировки ...
Электрографические исследования изменений, наступающих под влиянием мышечной релаксации, показали нормализующее влияние расслабления мышц на моторную функцию желудка. Аналогичные сведения о терапевтическом действии релаксации при дискинезиях желудка, по данным электрогастрографии, приводят А.Г. Панов и соавт. Генерализация эффекта релаксации с поперечнополосатой мускулатуры на гладкие мышцы объясняет многие другие позитивные сдвиги, наблюдаемые в клинических условиях при спазме гортани, пищевода, мочевыводящих путей, спастических колитах, а также изменениях в коронарной сосудистой системе. В упомянутом опыте одного из сотрудников А.М. Свядоща при вызывании яркого образного представления спазма сосудов сердца («коронарные сосуды сжались, участок сердца побелел») тут же на фоне полного здоровья впервые в жизни развился приступ стенокардии, который был самостоятельно купирован представлением тепла в области сердца и в дальнейшем больше не повторялся.
Наблюдения за лицами со склонностью к артериальной гипертензии показали, что под влиянием аутогенной тренировки в первую очередь снижается или нормализуется систолическое давление. Нормализация (повышение) систолического давления отмечалась также и у лиц со склонностью к артериальной гипотонии. Разнонаправленность отмеченных эффектов позволяет сделать вывод, что в их основе лежит воздействие на баланс симпато-парасимпатических механизмов регуляции сосудистого тонуса, реализуемое на уровне корковых центров автономной нервной системы.
Исследования электроэнцефалографических изменений у больных неврозами во время сеансов аутогенной тренировки показали, что по сравнению с фоновыми данными в первой фазе сеанса аутотренинга (релаксация) наблюдается замедление альфа-ритма и появление медленных тетаволн, преимущественно в передних отделах головного мозга (лобные, лобно-теменные и височные отведения).
Во второй фазе, при переходе к активному самовнушению, медленных волн становится меньше, и основной фон составляет хорошо выраженный альфа-ритм (индекс альфа-ритма увеличивается).
Такая фазность биоэлектрической активности прослеживалась у 75% больных. Это позволило заключить, что первая фаза аутогенной тренировки проявляется снижением корковой активности и характеризуется преобладанием тормозных процессов в коре больших полушарий. Во второй фазе регистрируемые на ЭЭГ процессы свидетельствуют о концентрации внимания, состоянии бодрствования и активной корковой деятельности (чего не наблюдается при гипнотическом внушении).
Нейропсихологические корреляты отмеченных явлений выражались в двух совершенно четко разграничиваемых больными состояниях. Вначале, во время мышечного расслабления, появляется ощущение тяжести во всем теле, которое затем сменяется чувством легкости, «невесомости», «парения в воздухе» [28].
Релаксация оказывает нормализующее влияние на основной обмен и насыщение крови кислородом, обмен йода и холестерина. Содержание кортизона в сыворотке крови в состоянии релаксации несколько снижается. Плетизмографические исследования показали, что в состоянии релаксации при вызывании ощущений тепла объем циркулирующей крови увеличивается, объективно констатируются изменения лейкоцитарной формулы и содержания сахара в крови. Результаты исследований C. Drunkenmolle, M. Bartusch, которые приводит G. Klumbies (1983), показали, что во время «тепловых упражнений» наблюдаются уменьшение общего периферического сопротивления сосудистого русла и усиление кровообращения в правой руке в среднем у 62% пациентов (методом веноплетизмографии).
«Средства и методы мышечной релаксации в спорте»
... разучиванием какой-либо релаксации следовало бы, конечно, "прочувствовать" разницу между мышечным напряжением и расслаблением. 2 Упражнения для мышц рук Семь распространенных упражнения для мышц рук: 1. Примерно ... расслабляйтесь. 6. Час повторения. Займитесь известными вам четырьмя упражнениями для левой руки. 7. Данное упражнение покажет вам, насколько успешно вы овладели всеми предыдущими. Ваша ...
Н. Prill, применявший аутогенную тренировку в гинекологической практике, отмечает нормализацию овариальных функций при дисменорее и вторичной аменорее. Под влиянием аутогенной тренировки снижается и уровень холестерина. Многочисленные физиологические эффекты релаксации, усиливающиеся при целенаправленном самовнушении, определяют широкий спектр показаний к применению метода в клинической практике. [4,21]. Направленная тренировка органов по Н. Kleinsorge-G. Klumbies
Идея целенаправленного применения аутогенной тренировки для терапии функциональных нарушений деятельности отдельных органов и систем принадлежит Н. Kleinsorge, который в последующем совместно с G. Klumbies разработал методику «направленной тренировки органов» [2].
1.2 Психомышечная тренировка (ПМТ) как один из видов психотренинга
В основе психомышечной тренировки лежат четыре компонента: «умение расслаблять мышцы», «способность максимально ярко, с предельной силой воображения, но не напрягаясь психически, представлять содержание формул самовнушения», «умение удерживать внимание на избранном объекте», «умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами». Обучение данной модификации аутогенной тренировки проводится в виде гетеротренинга. В силу систематических спортивных тренировок, связанных с попеременным напряжением и расслаблением мышц, спортсмены обычно легко осваивают релаксирующие упражнения. Последовательное расслабление различных групп мышц начинается с рук. Используемая методика во многом сходна с приемами, разработанными Джейкобсоном. На вдохе мышцы медленно напрягаются («в половину максимальной силы»), одновременно суггестируется: «мои руки», затем следует задержка дыхания и удерживание мышечного напряжения в течение 2-3 с, после чего оно быстро сбрасывается и на фоне спокойного выдоха произносится: «рас-сла-бля-ют-ся…». Снова производится легкий вдох, при котором мысленно проговаривается союз «и…», а на замедленном спокойном выдохе суггестируется — «те-пле-ют…». Это самовнушение сопровождается представлением о растекающемся по рукам тепле. После нескольких тренировок нужное состояние достигается при помощи следующей формулы самовнушения: «Мои руки полностью расслабленные, теплые, неподвижные». Напряжение мышц и дыхательные упражнения в «окончательном» варианте данной модификации не используются.
После освоения упражнений для рук обучаемые переходят к мышцам ног, шеи, лица и туловища. Выполнение упражнений строится по аналогичному принципу. Когда процесс «расслабления, согревания, обездвиживания» всех мышц освоен, обучаемые тренируются в достижении генерализованной релаксации (формула самовнушения — «Я расслабляюсь и успокаиваюсь»).
Местоимение «Я» сопровождается вдохом, затем, как и на предыдущем этапе, напрягаются сразу все мышцы, и на 2-3 с задерживается дыхание, после чего с выдохом произносится «рас-сла-бля-юсь…»; на следующем коротком вдохе — «и…», на выдохе — «ус-по-ка-и-ва-юсь». Простота и стандартность основного принципа упражнений способствует тому, что психомышечный вариант аутогенной тренировки хорошо усваивается спортсменами. Основная цель обучающего курса состоит в развитии способности «входить в состояние контролируемой дремоты» и тренировке умения «сосредоточивать ненапряженное внимание на решаемой задаче». Занятие завершается формулами: «Состояние глубокого покоя», «Весь мой организм отдыхает», «Я отдохнул и успокоился», «Самочувствие хорошее».
Объектом исследования. Стрессовое состояние личности
... ведущих психологических факторов, которые влияют на психологическое состояния личности. Объектом исследования. Стрессовое состояние личности. Предмет исследования: Психологические особенности стресса. Гипотеза исследования: ... изучаемой проблеме. 2. Определить изменения стрессовых состояний человека, зависимость этих изменений от личности испытуемых. 3. Проведение эксперимента. 4. Обработка ...
После освоения основных упражнений ПМТ спортсмены обучаются приемам самовоздействия, направленным на преодоление страха, борьбу с болью и вредными привычками, методам активизации, тонизации и мобилизации психофизиологического состояния, а также облегчающим засыпание. Отмечая, что при хорошей тренированности можно погружаться в самовнушенный сон на любое время и пробуждаться в строго установленное время, например, юные спортсмены, которые научились «засыпать на 5-8 с во время проплывания дистанции в бассейне, не теряя при этом ни скорости, ни направления».
С учетом целевого предназначения ПМТ существенное внимание уделяется обучению приемам саморегуляции функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
При «настройке» на предстоящие соревнования активно используются образные представления, которые делится на 3 группы: представления «боевого состояния», «идеальное выполнение движений» и «предоставление ситуаций, в которых выступление было наиболее удачным». Рекомендуется облекать образные представления в «точную словесную оболочку», так как это усиливает их воздействие. В то же время используемые в ПМТ формулы самовнушения достаточно пространны.
Такое широкое использование аутосуггестии вряд ли можно считать обоснованным, особенно применительно к задачам «мобилизующих упражнений», направленных, как правило, на обеспечение адекватного и срочного реагирования в экстремальных условиях спортивного состязания.
ПМТ как и все другие виды ауто- и гетеротренинга тесно связаны с понятием медитация. В переводе с латыни meditatio означает глубокое размышление, обдумывание, мысленное созерцание, т.е. обозначает область высших духовных процессов и нравственно-мотивационных состояний личности. Сформировавшись как духовно-религиозная практика самосовершенствования личности в рамках восточной культуры, медитация ныне стала предметом пристального внимания западных ученых в Германии, Англии, Италии, США [27] В России медитацию в начале 90-х годов спортивные специалисты взяли на вооружение в связи с овладением методами психологического самовоздействия и психофизической тренировки в восточных единоборствах: каратэ-до, дзюдо, айкидо, тхэквондо, кунг-фу и др. [10.20.13.7.18];, и др.
Как отмечает один из ведущих российских специалистов по спортивно-боевым единоборствам СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, профессор С.Г. Гагонин, «медитация ? европейский термин, охватывающий одновременно три разных понятия, всегда четко разграничиваемых буддистами: то есть внимательность, сосредоточенность и мудрость» [3]. Однако психолого-педагогические возможности медитации ныне уже не ограничиваются только рамками физического воспитания и спорта, что требует ее более углубленного психопедагогического исследования [2]. Спортивная психопедагогика, по мысли проф. Г.Д. Горбунова, объединяет теорию психологического воздействия и самовоздействия со спортивно-педагогической практикой, что позволяет изучать медитацию в качестве эффективного метода психологической подготовки и самовоспитания личности спортсмена[19].
Специальная и общая физическая подготовка для развития физических ...
... используется не абсолютные, а относительные показатели частоты сердечных сокращений (относительная в процентах частота сердечных сокращений или относительный в процентах рабочий прирост). Физическая нагрузка бывает разной интенсивности и продолжительности. Выделено четыре ...
В процессуальном плане медитация рассматривается нами как длительное и систематическое размышление о каком-то предмете или объекте, явлении или процессе, происходящее в в состоянии полной психической и физической релаксации, устойчивой произвольной концентрации внутреннего внимания на каком-либо предмете, в результате чего поле сознания субъекта сужается настолько, что все другие посторонние предметы или объекты мысли выводятся за границы этого поля и не проявляются в сознании медитирующего. Психологическим результатом этого процесса является очищение сознания от информационных шумов, неэкологичных, насильственных и мешающих мыслей. В результате систематического медитирования у человека возникает качественно новый уровень мышления, максимально обостряющий интуицию и экстрасенсорику субъекта [22].
В связи с выше указанным В.В. Сидоров пишет: «Между обычным умственным напряжением и состоянием медитации нет непреодолимой пропасти… Всё отличие между ними, очевидно, заключается лишь в качестве сосредоточенности. Медитация — собранность внимания необычного рода и силы, когда человек как бы целиком сливается с предметом размышления… как бы пробивается к сокровенно-глубинному пласту своего существа. К своему так называемому высшему «Я». Начинают активно работать планы подсознания, вступают в действие механизмы интуиции, и сложные вопросы получают молниеносно-мгновенное решение. Мы привыкли называть это озарением, экстазом» [30.5]
По мысли основоположника аналитической психологии К.Г. Юнга, медитация включает тот глубинный пласт психики, который управляется архетипами — бессознательными программами поведения, в основе которых лежат инстинкты [30]. Однако такое подключение инстинктов к сознанию происходит не спонтанно, а произвольно, путем мощной волевой концентрации внимания субъекта на каком-то предмете. Сознание во время медитации не подавляется инстинктом, а наоборот, обогащается им как природным ресурсом психической активности. Это делает медитацию действенным методом психологической подготовки спортсменов к соревнованиям, а также эффективным методом восстановления после интенсивных нагрузок [32].
Модальным состоянием медитирующего является состояние «пустоты сознания». Умение вызывать это состояние особенно важно для спортсменов в экстремальных условиях соревнований, в ситуациях опасности с риском для жизни, для бойцов правоохранительных органов, владеющих оружием, солдат и бойцов спецназа, полицейских, летчиков, спортсменов авторалли, парашютистов и других, ибо их деятельность нередко требует мгновенных и правильных решений, что тренируется с помощью медитации.
В восточных единоборствах (в том числе с различными видами холодного оружия) медитация занимает ведущее место в психологической настройке сознания бойца на состязание или бой. Стрелок из лука по системе «Дзен» в процессе упорных медитативых тренировок с воображаемой мишенью в процессе медитативного прицеливания сливается со стрелой и мишенью и может точно поражать цель в темноте. Причем, как показывают исследования, в этом состоянии активизируется в основном правополушарный механизм симультанного (мгновенного) образного мышления, а левополушарный механизм — последовательно о логического мышления (типичного для западного менталитета) компенсируется и балансируется правополушарным [13].
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни
... одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого Таблица 3 Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни Возраст ... слово "нельзя" Самостоятельно пьет из чашки Таблица 2 Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни Возраст ... (навыка опрятности) 6 месяцев Совершенствуется глазомер. Различает цвет, объем Знает свое имя Отрицательные реакции (хныканье, крик) на ...
В рамках восточной философии и психологии медитация рассматривается как особое мировосприятие и имманентно присущая человеку психическая способность к самовыражению, погружению личности («Я») в космическую пустоту — носитель высших законов бытия. На этой основе сформировались современные техники трансцендентальной медитации (ТМ), источниками которых являются различные течения и духовные практики буддизма: Чань, Дзен, Даосизм, Синто и др. Трансцендентальная медитация Махариши Махеш Иоги, Шри Ауробиндо, Бхоагаван Шри (Ошо) и другие ныне признаются западными учеными в качестве эффективного метода самосовер шенствования и духовного самовоспитания человека как личности. Из русских ученых первыми обратили внимание на медитацию Е.П. Блаватская, Н.К. Рерих и Е.И. Рерих в своих трудах 20-30-х годов по агни-йоге.
Первое научное исследование по психофизиологическим эффектам ТМ провел физиолог из США Роберт Кейт в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в 1968 году. Его диссертация: «Физиологический эффект ТМ: предполагаемое четвертое, фундаментальное, состояние сознания», принесла ему звание доктора философии и была опубликована в журнале «Science» («Наука») за 1970 год. С 1975 года медитация уже прочно вошла в сознание прогрессив но мыслящих психологов западного мира (в том числе спортивных психологов), но в бывшем СССР в эти годы в психологии еще царил марксистско-ленинский обскурантизм.
По данным американского психолога Роберта Ротха, ныне в странах западного полушария уже существует более 1500 центров ТМ, организованных в городах более 100 государств. Обучающие центры ТМ занимаются пропагандой и обучением медитации. В США, по официальным данным, техникой медитирования владеют более 6 тысяч врачей, более тысячи должностных лиц высокого и среднего ранга, многочисленные военные специалисты и спортивные тренеры. Медитацией занимаются адвокаты, следователи, программисты, учителя, студенты, спортсмены, бизнесмены, архитекторы, полицейские, летчики, повара, художники, домохозяйки и др.
Как указывает в своем научном обзоре Р. Ротх, в течение последних 18 лет (1980-1998) в развитых западных странах 160 университетов, 27 стран провели более 350 научных исследований по технике и эффектам медитации. Эти исследования доказали, что медитация избавляет от стресса и дистресса, улучшает память и повышает способность взрослых людей к обучению, обеспечивает прилив энергии, избавляет от бессонницы и невротических конфликтов, дает ощущение полноты жизни и счастья, снимает депрессию при трагических и иппохондрических переживаниях, улучшает взаимоотношения с людьми и общее состояние здоровья, снижает биологический возраст и другое [32].
Педагог, обучающий своих учеников, должен быть не столько теоретиком, сколько мудрым практиком психологического воздействия. Эту роль с успехом могут выполнять профессиональные психологи-психотренеры, психотерапевты, учителя физкультуры, тренеры по спорту, актеры, представители духовного сана и др. Основное требование к ученику — абсолютное доверие к личности и компетентности учителя. Любые сомнения во взаимоотношениях учителя и ученика вредят обучению медитации. «Если есть сомнение, — указывает С.Г. Гагонин, — то не может быть содружества, особенно в спорте высших достижений, когда тренер и спортсмен должны составлять единое целое… Сотрудничество должно быть творческим. Это значит, что тренер и ученик должны идти своим путем, никого не имитируя, так как оригинал всегда лучше копии» [26].
Сеанс медитации продолжительностью не менее 10-15 мин рекомендуется проводить утром, сразу после пробуждения, либо в любое другое удобное время суток. Лучшее положение — сидя в позе «Лотоса» со скрещенными ногами, но возможно также лежа, стоя, сидя на обычном стуле за столом в аудитории, в процессе ходьбы или бега. Медитация в неподвижной позе называется статической, а в движении — динамической. Методики медитации классифицируются по разным признакам: предметно-образная медитация (на янтре), медитация на идее (мысли — ценностная медитация), медитация на звуке (на мантре) и др. По форме организации занятия медитацией могут быть индивидуальными и групповыми, с учетом учителя (обучающие сеансы) и без его участия (самостоятельные занятия).
Желательно обеспечить такие условия занятий, когда занимающимся никто не мешает.
1.3 Сердечнососудистая система в условиях динамической нагрузки
Сердечнососудистая система во время физической нагрузки повышает свои требования. Потребность кислороде активных мышц резко возрастает, используется больше питательных веществ, ускоряются метаболические процессы, поэтому возрастает количество продуктов распада. При продолжительной нагрузке, а также при выполнении физической нагрузки в условиях высокой температуры повышается температура тела. При интенсивной нагрузке увеличивается концентрация ионов водорода в мышцах и крови, что вызывает снижение рН крови.
Во время нагрузки происходят многочисленные изменения в сердечно — сосудистой системе. Все они направлены на выполнение одного задания: позволить системе удовлетворить возросшие потребности, обеспечив максимальную эффективность ее функционирования. Чтобы лучше понять происходящие изменения, нам необходимо более внимательно рассмотреть определенные функции сердечнососудистой системы. Мы изучим изменения всех компонентов системы, обратив особое внимание на:
— частоту сердечных сокращений;
— систолический объем крови;
— сердечный выброс;
— кровоток;
— артериальное давление;
— кровь.
Частота сердечных сокращений — наиболее простой и наиболее информативный параметр сердечнососудистой системы. Измерение его включает определения пульса, обычно в области запястья или сонной артерии. ЧСС отражает количество работы, которую должно выполнить сердце, чтобы удовлетворить повышенные требования организма при его вовлечении в физическую деятельность. Чтобы лучше разобраться, сравним ЧСС в покое и при физической нагрузке.
Частота сердечных сокращений в покое.
Средняя ЧСС в покое составляет 60-80 ударов в минуту. У людей среднего возраста, у малоподвижных и у тех, кто не занимается мышечной деятельностью, ЧСС в покое может превышать 100 ударов в минуту. У отлично подготовленных спортсменов, занимающихся видами спорта, требующими проявления выносливости, ЧСС в покое составляет 28-40 ударов в минуту. ЧСС обычно снижается с возрастом. На частоту сердечных сокращений также влияют факторы окружающей среды, например, она увеличивается в условиях высокой температуры и высокогорья.
Уже до начала упражнения ЧСС, как правило, превышает обычный показатель в покое. Это так называемая предстартовая реакция. Она возникает вследствие выделения нейромедиатора норадреналина симпатической нервной системы и гормона адреналина надпочечниками. По-видимому, снижается также вагусный тонус. Поскольку ЧСС перед выполнением упражнения, как правило, повышена, определение ее в покое следует осуществлять только в условиях полного расслабления, например утром, перед тем как встать с постели после спокойного сна. Частоту сердечных сокращений перед выполнением упражнения нельзя считать ЧСС в покое.
Частота сердечных сокращений при физической нагрузке.
Когда вы начинаете выполнять упражнения, ЧСС быстро возрастает пропорционально интенсивности нагрузки. Когда интенсивность работы точно контролируется и измеряется (например, на велоэргометре), показатель потребления кислорода можно предсказать. Следовательно, выражение интенсивности физической работы или упражнения в показателях потребления кислорода является не только точным, но и наиболее подходящим при обследовании как различных людей, так и одного того же человека в разных условиях.
Максимальная частота сердечных сокращений. ЧСС увеличивается пропорционально возрастанию интенсивности физической нагрузки практически до момента крайнего утомления (изнеможения).
По мере приближения этого момента ЧСС начинает стабилизироваться. Это означает, что достигнут максимальный уровень ЧСС. Максимальная частота сердечных сокращений — максимальный показатель, достигаемый при максимальном усилии перед моментом крайней усталости. Это очень надежный показатель, который остается постоянным изо дня в день и изменяется незначительно только с возрастом из года в год.
Максимальную ЧСС можно определять, учитывая возраст, поскольку она снижается примерно на один удар в год, начиная с возраста 10-15 лет. Вычтя возраст из 220 мы получим приближенный средний показатель максимальной ЧСС. Следует, однако, отметить, что индивидуальные показатели максимальной ЧСС могут отличаться от полученного таким образом среднего показателя довольно значительно. Например, у 40-летнего человека средний показатель максимальной ЧСС будет 180 ударов в минуту. (27, 28, 29, 30).
Однако из всех 40-летних людей 68% будут иметь показатель максимальной ЧСС в пределах 168-192 ударов в минуту, а у 95% этот показатель будет колебаться в пределах 156-204 ударов в минуту. Этот пример демонстрирует возможность ошибки при оценке максимальной ЧСС человека.
Устойчивая частота сердечных сокращений. При постоянных субмаксимальных уровнях физической нагрузки ЧСС увеличивается относительно быстро, пока не достигнет плато — устойчивой ЧСС, оптимальной для удовлетворения потребностей кровообращения при данной интенсивности работы. При каждом последующем увеличении интенсивности ЧСС достигает нового устойчивого показателя в течении 1-2 мин. Вместе с тем чем выше интенсивность нагрузки, тем больше времени требуется для достижения этого показателя. (31).
Понятие устойчивости ЧСС легло в основу ряда тестов, разработанных для оценки физической подготовленности. В одном из этих тестов испытуемых помещали на прибор типа велоэргометра, и они выполняли работу при двух-трех стандартизированных интенсивностях. Отличавшиеся лучшей физической подготовленностью, исходя из их кардио-респираторной выносливости, имели более низкие показатели устойчивой ЧСС при данной интенсивности работы по сравнению с менее физически подготовленными. Таким образом, этот показатель — эффективный индикатор производительности сердца: более низкая ЧСС свидетельствует о более производительном сердце. [17].
Когда упражнение выполняются с постоянной интенсивностью в течение продолжительного времени, особенно в условиях высокой температуры воздуха, ЧСС повышается, вместо демонстрации устойчивого показателя. Эта реакция является частью феномена, который называется сердечно — сосудистым сдвигом.
Систолический объем крови также увеличивается во время нагрузки, обеспечивая более эффективную работу сердца. Общеизвестно, что при почти максимальной и максимальной интенсивности нагрузки систолический объем является главным показателем кардио-респираторной выносливости. Рассмотрим, что лежит в основе этого.
Систолический объем определяют четыре фактора:
1) объем венозной крови, возвращаемой в сердце;
2) растяжимость желудочков или их способность увеличиваться;
3) сократительная способность желудочков;
4) давление в аорте или давление в легочной артерии (давление, которое должно преодолевать сопротивление желудочков в процессе сокращения).
Первые два фактора влияют на возможности заполнения желудочков кровью, определяя, какой объем крови имеется для их заполнения, а также, с какой легкостью они заполняются при данном давлении. Два последних фактора влияют на способность выталкивания из желудочков, определяя силу, с которой кровь выбрасывается, а также давление, которое она должна преодолеть, продвигаясь по артериям. Эти четыре фактора непосредственно контролируют изменения систолического объема, обусловленные увеличением интенсивности нагрузки.
Увеличение систолического объема с нагрузкой.
Ученые сошлись на том, что величина систолического объема во время нагрузки превышает показатели в состоянии покоя. Вместе с тем приводятся весьма противоречивые данные об изменении систолического объема при переходе от работы очень низкой интенсивности к работе максимальной интенсивности или к работе до возникновения крайней усталости. Большинство ученых считают, что систолический объем увеличивается с увеличением интенсивности работы, но только до 40-60% максимальной. Считают, что при указанной интенсивности показатель систолического объема крови демонстрирует плато и не изменяется даже при достижении момента возникновения крайней усталости.
Когда тело находится в вертикальном положении, систолический объем крови увеличивается почти вдвое по сравнению с показателем в состоянии покоя, достигая максимальных значений при мышечной деятельности. Например, у физически активных, но нетренированных людей, он увеличивается от 50-60 мл в состоянии покоя до 100-120 мл при максимальной нагрузке. У отлично подготовленных спортсменов, занимающихся видами спорта, требующими проявления выносливости, показатель систолического объема может повышаться от 80-110 мл в состоянии покоя до 160-200 мл при максимальной нагрузке. При выполнении упражнения в положении супинации (например, плавание) систолический объем также увеличивается, но не столь выражено — на 20-40%. Почему существует такое различие, обусловленное разными положениями тела?
Когда тело находится в положении супинации, кровь не скапливается в нижних конечностях. Она быстрее возвращается в сердце, что и обусловливает более высокие показатели систолического объема в состоянии покоя в горизонтальном положении (супинация).
Поэтому увеличение систолического объема при максимальной нагрузке не столь велико при горизонтальном положении тела по сравнению с вертикальным. Интересно, что максимальный показатель систолического объема, который может быть достигнут при выполнении упражнения в вертикальном положении, лишь ненамного превышает показатель в горизонтальном положении. Увеличение систолического объема при низкой или средней интенсивности работы в основном направлено на компенсирование силы тяжести.
Объяснение увеличения систолического объема крови.
Общеизвестно, что систолический объем крови увеличивается при переходе от состояния покоя к выполнению нагрузки, однако до последнего времени механизм этого увеличения не изучен. Одним из возможных механизмов может быть закон Франка-Старлинга, согласно которому главным фактором, регулирующим систолический объем крови, является степень растяжимости желудочков: чем сильнее растягивается желудочек, тем с большей силой он сокращается.
Некоторые более новые приборы диагностики функции сердечно-сосудистой системы позволяют точно определить изменения систолического объема при нагрузках. Метод эхокардиографии и радионуклидный метод с успехом применяли, чтобы определить, как реагируют камеры сердца на повышенную потребность в кислороде во время нагрузки. Оба метода обеспечивают получение постоянного изображения сердца в состоянии покоя, а также при почти максимальных интенсивностях нагрузки.
Для реализации механизма Франка-Старлинга необходимо, чтобы объем крови, поступающий в желудочек, возрастал. Чтобы это произошло, должен увеличиться венозный возврат крови в сердце. Это может быстро осуществиться при перераспределении крови вследствие симпатической активации артерий и артериол в неактивных участках тела и общей симпатической активации венозной системы. Кроме того, во время нагрузки мышцы более активны, поэтому их насосное действие также увеличивается. Кроме того, более интенсивными становится дыхание, поэтому повышается внутригрудное и внутрибрюшное давление. Все эти изменения усиливают венозный возврат.
Во время нагрузки сердечный выброс увеличивается, главным образом для того, чтобы удовлетворить возросшую потребность работающих мышц в кислороде.
Сердечнососудистая система еще более эффективна с точки зрения снабжения кровью тех участков, которые в этом нуждаются. Вспомним, что система сосудов способна перераспределять кровь, снабжая ею наиболее нуждающиеся участки. Рассмотрим изменения кровотока во время нагрузки. (33)
Перераспределение крови во время физической нагрузки.
При переходе от состояния покоя к выполнению физической нагрузки структура кровотока заметно изменяется. Под воздействием симпатической нервной системы кровь отводится из участков, где ее наличие необязательно, и направляется в участки, принимающие активное участие в выполнении упражнения. В состоянии покоя сердечный выброс в мышцах составляет всего 15-20%, а при интенсивных физических нагрузках — 80-85%. Кровоток в мышцах увеличивается главным образом за счет уменьшения кровоснабжения почек, печени, желудка и кишечника.
По мере повышения температуры тела вследствие выполнения упражнения либо высокой температуры воздуха значительно большее количество крови направляется к коже, чтобы перенести тепло из глубины тела к периферии, откуда тепло выделяется во внешнюю среду. Увеличение кожного кровотока означает, что кровоснабжение мышц снижено. Этим, кстати, объясняются более низкие результаты в большинстве видов спорта, требующих проявления выносливости в жаркую погоду.
С началом упражнения активные скелетные мышцы начинают испытывать возрастающую потребность в кровотоке, которая удовлетворяется путем общей симпатической стимуляции сосудов тех участков, в которые кровоток предстоит ограничить. Сосуды в этих участках суживаются и кровоток направляется к скелетным мышцам, испытывающим потребность в дополнительном количестве крови. В скелетных мышцах симпатическая стимуляция суживающих стенок сосудов волокон ослабевает, а симпатическая стимуляция сосудорасширяющих волокон увеличивается. Таким образом, сосуды расширяются и в активные мышцы поступает дополнительное количество крови. [34].
Сердечнососудистый сдвиг.
При продолжительной нагрузке, а также выполнении работы в условиях повышенной температуры воздуха объем крови понижается вследствие потери организмом жидкости, обусловленной потением и общим перемещением жидкости из крови в ткани. Это — отек. При постепенном снижении общего объема крови по мере увеличения продолжительности нагрузки и перемещении большего количества крови к периферии с целью охлаждения давления сердечного наполнения снижается. Это уменьшает венозный возврат в правую часть сердца, что, в свою очередь, снижает систолический объем. Пониженный систолический объем компенсируется увеличением ЧСС, направленным на сохранение величины сердечного выброса. [33].
Эти изменения представляют собой так называемый сердечно-сосудистый сдвиг, позволяющий продолжать упражнения низкой или средней интенсивности. Вместе с тем организм неспособен полностью компенсировать пониженный систолический объем при высоких интенсивностях физической нагрузки, так как максимальная ЧСС достигается ранее, тем самым ограничивая максимальную мышечную деятельность.
При физических нагрузках, требующих проявление выносливости, систолическое давление крови повышается пропорционально увеличению интенсивности нагрузки.
Повышенное систолическое давление крови — результат увеличенного сердечного выброса, который сопровождает увеличение интенсивности работы. Оно обеспечивает быстрое перемещение крови по сосудам. Кроме того, артериальное давление крови обусловливает количество жидкости, выходящей из капилляров в ткани, транспортируя необходимые питательные вещества. Таким образом, повышенное систолическое давление способствует осуществлению оптимального процесса транспорта.
Во время мышечной деятельности, требующей проявления выносливости, диастолическое давление практически не изменяется, независимо от интенсивности нагрузки.
Диастолическое давление отражает давление в артериях во время «отдыха» сердца. Ни одно из изменений, которые мы рассматривали, не влияет в значительной степени на это давление, поэтому нет причин ожидать его увеличения.
Артериальное давление достигает стабильных показателей во время субмаксимальной нагрузки, требующей проявления выносливости, постоянной интенсивности. С увеличением интенсивности нагрузки систолическое давление также возрастает. При продолжительной нагрузке постоянной интенсивности систолическое давление может постепенно снижаться, однако диастолическое давление остается неизменным.
При нагрузках на верхнюю часть тела, требующих высокой интенсивности, реакция давления крови еще более очевидна. По-видимому, это обусловлено меньшей мышечной массой и меньшим количеством сосудов в верхней части тела по сравнению с нижней. Такое различие обусловливает большее сопротивление кровотоку и, следовательно, повышенное давление крови, направленное на преодоление сопротивления.
Различия в реакции систолического давления крови между верхней и нижней частями тела имеют особое значение для сердца. Утилизация кислорода миокардом и кровоток в миокарде непосредственно связаны с произведением ЧСС и систолического давления крови. При выполнении статических, динамических силовых упражнений или упражнений для верхней части тела двойное произведение возрастает, свидетельствуя об увеличении нагрузки на сердце. [30]
2. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
1. Определить показатели сердечнососудистой системы и производительности спортсменов-единоборцев, занимающихся рукопашным боем после выполнения упражнений после обычного отдыха, а также после психомышечной тренировки.
2. Провести сравнительный анализ уровня восстановления сердечнососудистой системы и изменения производительности спортсменов спортсменов-единоборцев при обычном отдыхе и при психомышечной тренировке.
2.2 Методы исследования
1. Методика проведения психомышечной тренировки (ПМТ).
2. Метод математической статистики.
Анализ научно-методической литературы
Анализировались источники, посвященные психотренингу, как одному из приемов в подготовке спортсмена, а также изучались физиологические эффекты аутогенной тренировки, в частности была рассмотрена психомышечная тренировка (ПМТ) как один из видов психотренинга. Проведенный анализ научно-методической литературы подтвердил актуальность нашей темы, позволил сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования.
Методика проведения психомышечной тренировки (ПМТ)
В случае, когда необходимо сразу же приступить к выполнению какого-либо физического упражнения используется иная формула (Алексееву А.В.):
1. Состояния приятного (глубокого) покоя…
2. Весь мой организм отдыхает… (повторить несколько раз)
3. И набирается сил… (повторить несколько раз)
4. Самочувствие хорошее! Самочувствие отличное!
5. С удовольствием приступлю к тренировке!
Еще два уточнения: 1. Чтобы формула «самочувствие хорошее и самочувствие отличное» необходимо заранее создать мысленный образ такого самочувствия — представить или вообразить себя в самых хороших психофизических качествах [2].
Методы математической статистики
Статистический анализ материала проводился на компьютере Pentium-4 с использованием программ Мicrоsoft Ехcеl XP в среде Windows XP.
2.3 Организация исследования
Исследование проводилось на базе Навлинского филиала Брянской областной федерации рукопашного боя с июня по декабрь 2013 года. Всего было обследовано 9 спортсменов в возрасте от 13 до 18 лет, занимающихся рукопашным боем.
3. Результаты исследований и их обсуждение
3.1 Уровень восстановления сердечнососудистой системы спортсменов-единоборцев во время обычного отдыха и во время психомышечной тренировки
Для спортсменов, занимающихся рукопашным боем давалась нагрузка: в течение 10 секунд они выполняли максимальное количество серий прямых ударов, количество ударов подсчитывалось, после чего замерялась ЧСС. Данные по уровню восстановления ЧСС во время обычного отдыха и во время ПМТ отображены в таблицах 1-2.
Таблица 1. Уровень восстановления ЧСС (уд/мин) спортсменов, занимающихся рукопашным боем во время обычного отдыха
Испытуемый |
ЧСС (уд/мин) |
|||
После 1 минуты отдыха |
После 2 минуты отдыха |
После 3 минуты отдыха |
||
Поправкин А. |
144 |
162 |
144 |
|
Карпиков П. |
108 |
132 |
144 |
|
Антюшин К. |
132 |
120 |
108 |
|
Мишин И. |
132 |
168 |
132 |
|
Саухин А. |
180 |
175 |
192 |
|
Бабарыкин Е. |
138 |
132 |
138 |
|
Иванова Н. |
120 |
96 |
78 |
|
Жаренников Д. |
138 |
144 |
150 |
|
Мартишин Д. |
132 |
156 |
144 |
|
М±m |
134±18,55 |
142,6±25,39 |
136,6±54 |
|
Таблица 2 Уровень восстановления ЧСС (уд/мин) спортсменов, занимающихся рукопашным боем во время ПМТ
Испытуемый |
ЧСС (уд/мин) |
|||
После 1 минуты отдыха |
После 1 минуты отдыха |
После 1 минуты отдыха |
||
Поправкин А. |
132 |
144 |
144 |
|
Карпиков П. |
150 |
138 |
138 |
|
Антюшин К. |
162 |
120 |
120 |
|
Мишин И. |
126 |
162 |
132 |
|
Саухин А. |
174 |
162 |
168 |
|
Бабарыкин Е. |
120 |
126 |
132 |
|
Иванова Н. |
102 |
132 |
138 |
|
Жаренников Д. |
132 |
120 |
126 |
|
Мартишин Д. |
126 |
132 |
120 |
|
М±m |
136,6±22,24 |
136,6±16 |
135±14,73 |
|
Как видно из таблиц 1 и 2 ЧСС после проделанной работы не может быть обратнопропорцианальна времени отдыха, т.к. с увиличением времени отдыха увеличивается работоспособность и соответственно нагрузка на сердце.
Среднеарифметический показатель ЧСС после выполнения нагрузки после обычного отдыха:
! минута: ЧССср1=201/9 * 6=134
2 минуты: ЧССср2=214/9*6=142,66
3 минуты: ЧССср3=205/9*6=136,66 уд/мин
ЧССср.общ. о=(134+142,7+136,7)/3=137,8 уд/мин
Ниже приводится график связи ЧСС и времени отдыха
Рис. 1. Изменения ЧСС при обычном отдыхе
Среднеарифметический показатель ЧСС после выполнения нагрузки после ПМТ:
! минута: ЧССср1=205/9 * 6=136,66
2 минуты: ЧССср2=205/9*6=136,66
3 минуты: ЧССср3=203/9*6=135 уд/мин
ЧССср.общ. пмт=(136,6+136,6+135)/3=136,06 уд/мин
Ниже приводится график связи ЧСС и времени ПМТ
Рис. 2. Изменения ЧСС при ПМТ
3.2 Изменение производительности спортсменов-единоборцев во время обычного отдыха и во время психомышечной тренировки
Данные с показателями серий ударов (СУ) после обычного отдыха и после ПМТ приведены в таблицах 3-4.
Таблица 3. Количество серий ударов после обычного отдыха
Испытуемый |
Кол-во серий ударов |
|||
После 1 минуты отдыха |
После 2 минуты отдыха |
После 3 минуты отдыха |
||
Поправкин А. |
15 |
17 |
16 |
|
Карпиков П. |
15 |
15 |
17 |
|
Антюшин К. |
13 |
17 |
17 |
|
Мишин И. |
19 |
22 |
25 |
|
Саухин А. |
18 |
19 |
20 |
|
Бабарыкин Е. |
12 |
15 |
15 |
|
Иванова Н. |
17 |
20 |
20 |
|
Жаренников Д. |
25 |
23 |
24 |
|
Мартишин Д. |
16 |
23 |
21 |
|
Таблица 4. Количество серий ударов после ПМТ
Испытуемый |
Кол-во ударов |
|||
После 1 минуты отдыха |
После 1 минуты отдыха |
После 1 минуты отдыха |
||
Поправкин А. |
17 |
18 |
18 |
|
Карпиков П. |
16 |
17 |
19 |
|
Антюшин К. |
18 |
18 |
20 |
|
Мишин И. |
21 |
23 |
26 |
|
Саухин А. |
19 |
21 |
21 |
|
Бабарыкин Е. |
13 |
16 |
21 |
|
Иванова Н. |
20 |
22 |
21 |
|
Жаренников Д. |
26 |
23 |
24 |
|
Мартишин Д. |
17 |
23 |
21 |
|
Как видно из таблиц 3 и 4, работоспособность спортсменов-рукопашников прямопропорционально вемени отдыха.
Ниже приводится расчет среднеарифметического показателя серий ударов после обычного отдыха:
1 минута: СУср1=153/9=17
2 минуты: СУср2=171/9=19
3 минуты: СУср3=175/9=19,45
СУср.общ. о=(17+19+19,45)/3=18,48
Рис. 3. Изменения кол-ва ударов при обычном отдыхе
После выполнения психомышечной тренировки:
1 минута: СУср1=167/9=18,55
2 минуты: СУср2=181/9=20,11
3 минуты: СУср3=191/9=21,22
СУср.общ. пмт=(18.55+20,11+21,22)/3=19,96
Рис. 3. Изменения кол-ва ударов при ПМТ
Выводы
1. Установлено, что работоспособность-количество серий ударов преобладает после ПМТ в сравнении с обычным отдыхом.
2. Обнаружено, что количество серий ударов прямо пропорционально времени отдыха.
3. Выявлено, что после выполнения ПМТ отношение ЧСС и СУ меньше (6,9), чем после обычного отдыха (7,45).
Список литературы
1. Алейникова, Т.В. Психоанализ: Учебн. Пособие [Текст] / Т.В. Алейникова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 352 с.
2. Анатолий Алексеев. Система АГИМ путь к точности Ростоовн/Д: Феникс2004.-254 с.
3. Аронов Д.М. Сердце под защитой. — Изд. 3-е, испр., доп. — М., 1985.-221 с.
4. Бехтерева Н.П. Предисловие к монографии Н.В. Черниговской «Адаптивное биоуправление в неврологии». — Л: Наука, 1978.-115 с.
5. Волков И.П. Очерки спортивной акмеологии. — СПб.: БПА, 1998. — 127 с
6. Волков И.П. Медитация как метод спортивной психологии / П.И. Волков // Теория и практика физической культуры. — 1999. — №19.
7. Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. — 352 с.
8. Гагонин С.Г. Спортивно — боевые единоборства: от древних ушу и бу-дзюцу до профессионального кикбоксинга (СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998)-300 с.
9. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учеб. для студ. мед. вузов. — М.:просвещение, 1999.-315 с.
10. Иванов-Катанский С.И. Джиу-джитсу: Практическое пособие по изучению джиу-джитсу. М.: Фаир, 1996.-415 с.
11. Иванов-Катанский С.И. традиционное каратэ: Практическое пособие по изучению каратэ. М.: Фаир, 1998.-250 с.
12. В.В. Козлов. Психологические аспекты феноменологии расширенных состояний сознаний: Автореф. канд. дис. Ярославль, 1994-26.
13. Лукоянов В.В. Активная миорелаксация и саморегуляция в спорте: Mонография. Аустрия, Хэсен.1996. — -60.
14. Аутогенная тренировка: Лобзин В.С., Решетников М.М.М.:просвещение. 2005-221 с.
15. Справочник семейного врача. Вып. 1. Внутренние болезни / Под ред. Г.П. Матвейкова. — Минск: Изд-во Беларусь, 1992. — 638 с
16. А.Н. Окороков. Диагностика болезней внутренних органов. Том 6. Диагностика болезней сердца и сосудов: Атеросклероз. ИБС. — М.: Медицинская литература, 2002. — 464 с.).
17. Орлов В.А., Мельников СБ. Основы индивидуальной программы тренировки здоровья. — М., 1989. — 76 с.
18. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. — М., 1995. — 335 с.
19. Петров Н.Н. Аутогенная тренировка для Вас: Практическое пособие. — М., 1990.-152 с.
20. С.Г. Пучков, Санкт-Петербург, изд-во КЛАН, 1994 — 158 стр.
21. Свядощ А.М. Аутогенная тренировка // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979. — 192 с.
22. В. Сидоров. Семь дней в Гималаях // «Москва», 1982, №9, с. 32).
23. Смоленский А.В. Состояния повышенного риска сердечно-сосудистой патологии в практике спортивной медицины: учебное пособие /А.В. Смоленский, Е.Ю. Андриянова, А.В. Михайлова. — М.: Физическая культура, 2005. — 152 с.
24. Транквиллитати А.Н. Восстановить здоровье. — М.: ФиС, 1999. — 254 с.
25. Болезни сердца / Под редакцией И.Г. Фоминой. Р.Г. Оганова, — М.: Литтерра, 2006. — 1344 с.
26. Храмелашвили В.В., Лебедев В.Б. Психологические проблемы в клинике сердечно-сосудистых заболеваний: немедикаментозные методы вмешательства при ишемической болезни сердца. Обзор. М., 1986.-287 с.
27. Н. Цед, В.А. Андрейчук, Первый шаг к кунг-фу, ГДОИФК 1990,-205 с.
28. Шерток Л. Непознанное в психике человека. — М., 1982, с. 33,
29. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. М.:литтера., 1985.-256 с.
30. К.Г. Юнг. Синхроничность. М.:литтера., 1997-115.
31. Kleinsorge H., Klumbies G. Technik der Relaxation. Selbstentspannung, III Aufl. Jena, 1967.-115 р.
32. R. Roth. Transcendental Meditation. — N.Y.-Mosсow, 1992 -85 р.
33. http://www.prosvetlenie.org/mystic/5/8.html.
34. .
Размещено на