Культурология как наука 2

Научное понятие культуры содержит в себе знание о мире культуры, которое формируется той или иной научной теорией. Научное понятие культуры появляется тогда, когда возникают науки о мире человеческой жизни. Это время 18 века, когда происходит эмансипация гуманитарного знания.

Слово «культура» слово латинского происхождения, а в европейские языки оно вошло в 17−18 веках в современном значении. Как самостоятельное понятие оно появляется в трудах Пуффендорфа. Есть человек естественный, а есть искусственный, воспитанный и его он называет человеком культурным. И в 18 веке это слово встречается в немецких книгах, имеет два смысловых оттенка. Первый — господство над природой с помощью знаний и ремесла, второй — духовное богатство личности. В древнем Риме слово культура означало возделывание обработка земли. У Цицерона возникает впервые переносное значение слова культура, он говорит культура это возделывание души.

В средние века термин культура употребляется в связи с религиозным культом, слова культ и культура используются как синонимы (культура Христа).

В эпоху возрождения гуманисты говорят об умственном и духовном совершенствовании и возделывании души.

В эпоху античности мир культуры — это мир воспитания, мир учения мир образования.

В средние века культура открывается через Бога, через церковь, через Библию. Культура — религиозность.

Возрождение подготавливает почву для понимания мира культуры как человеческого мира. Гуманисты превращают слово бога в слово человека, здесь истоки отношения к культурному миру как к миру, возделанному человеком.

В русский язык слово культура попадает только в 19 веке.

Предмет культурологии.

Место культурологии в системе социогуманитарного знания.

Культурология — наука о культуре. До сих пор существует спор о научном статусе культурологи, говорят о культурологии в узком и широком смысле. В широком смысле — культурологи — это собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук. В узком смысле — культурология — дисциплина, предметом которой являются особенности рождения, становления и развития культуры. Культурология изучает сам феномен культуры, либо культуры в целом, либо отдельные направления культуры.

16 стр., 7558 слов

Понятие смысла жизни и его составляющие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии Кафедра Социальной психологии Курсовая работа на тему: «Понятие смысла жизни и его составляющие» Выполнила: Студентка 4 курса Очного отделения Факультета психологии Специализация: социальная психология Бурмистрова Е.В. Научный руководитель: Плахотникова И.В. МОСКВА 2010 Содержание: ...

Выделяют теоретическую и прикладную культурологию.

Теоретическая культурология выявляет общие закономерности развития культуры, изучает культурные процессы. Прикладная культурология дает материал для этого, в области исследований прикладной культурологии входит организация и технология культурной жизни.

Периоды становления культурологии.

Культурология как наука появляется в 20 веке и происхождения термина культурология связано с именем американского антрополога Лесли Уайта. В своих работах наука о культуре (1949), эволюция культуры обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил общие теоретические основы, он предпринял попытку выделить предмет культурологи и попытался ограничить ее от смежных наук. Он говорит, что психология изучает психологическую реакцию человека на внешние факторы, социология — закономерности взаимоотношений индивида и общества. А культурология должна осуществлять взаимосвязь таких культурных явлений как обычай, традиция и идеология. В 90-е годы культурология заменила устраненный из учебных программ исторический материализм и научный коммунизм.

Периодизации: доклассический этап, классический этап, неклассический и постнеклассический.

  • Первый этап — философский, здесь появляется сама идея культуры.
  • Второй этап — эмпирическое изучение явления культуры, расцвет во время становления колониальной системы
  • Третий этап — построение культурологии как научной дисциплины.

Культура, ее функции и структура Основные определения понятия культура

1 вариант классификации понятий «культура».

4 подхода:

1).

Культура — собрание материальных ценностей.

2).

(Антропологический).

Культура рассматривается как основа образа жизни отдельного человека или общества. Это способ существования человечества.

3 стр., 1110 слов

Характеристика этапы развития общества

Часть I. А1. Человек как один из людей: 1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность   А2 . Фаза становления личности, во время которой чело­век усваивает образцы поведения группы: 1) адаптация 2) индивидуализация 3) интеграция 4) дезинтеграция   А3. Верны ли суждения о социализации: А) Семья со­ставляет формальное окружение человека; Б) К агентам социализации относят только ...

3).

(Социологический).

Культура рассматривается как фактор организации жизни общества. Культура — это свод правил поведения, правил игры коллективного существования.

4).

(Философский).

Культура — это феномен, который сформирован из идеологии личности, Мир возделанный, сформированный личностью.

2 вариант классификации понятий «культура».

Тенденции:

1).

Основана на противопоставлении. Культура как вторая природа, человеческий мир.

2).

Культура — это набор образцов и норм поведения, деятельности, которые задают социальную технологию.

3).

Культура — это творчество.

4).

Семиотика — наука о знаках, символах и знаковых системах. Знаком может быть что угодно, если в него вложен определенный смысл. В сферу внимания семиотики попадают знаки культуры, и интерпретация знаков культуры и составляет предмет изучения семиотики.

3 вариант классификации понятий «культура».

Подходы:

1).

Антропологический. Культура — это то, что отличает человека от животного, это специфический способ поведения и мышления.

2).

Философско-исторический (деятельностный).

Культура — это способ человеческой деятельности.

3).

Социологический.

4).

Аксиологический (ценностный).

Культура — это комплекс определенных ценностей.

Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и учреждений, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Функции культуры.

1).

Одна из важнейших функций культуры — это адаптивная — эта функция обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. При преобразовании окружающей среды создается новый искусственный мир — мир культуры. С помощью культуры человек приспосабливается к окружающей среде.

8 стр., 3595 слов

57 Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии. (Попов)

... творческая и исполнительская;  требовательность к другим людям;  склонность к организаторской деятельности;  практичность — способность непосредственно, быстро ... 57 Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии. (Попов)  Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии  Структура профессиональной деятельности вузовского преподавателя ...

2).

Познавательная (гносеологическая).

Культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений и создает условия для познания окружающего мира. Наиболее полно эта функция воплощена в научном познании.

3).

Информационная. Накопление и хранение информации. Сохранение социального опыта.

4).

Коммуникативная. Трансляция опята, знаний и т. д. Общение. Культура — это условие и результат общения людей. Информация передается вербальными средствами, невербальными и паравербальными. Язык — это продукт культуры.

5).

Нормативная (функция регуляции).

Функция воплощается в нормах, традициях, обычаях, регулирующих жизнь общества. Функция поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

6).

Аксиологическая (оценочная).

Культурная регуляции человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, каждое общество и каждая культура ориентирована на свой набор ценностей.

7).

(Дополнительная).

Гуманистическая. Культура формирует определенный тип личности. Эта функция проявляется в единстве двух процессов: процесс социализации (усвоение человеком норм и ценностей, необходимых для жизни в обществе) и процесс инкультурации (это процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре).

Структура культуры

2 большие сферы — материальная и нематериальная.

Материальная культура включает физические объекты, которые созданы руками человека. Артефакты созданы человеком, имеют определенной символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют некоторую ценность.

Нематериальная культура образует нормы, правила поведения, законы, ценности, идеи, язык. Ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, дружба и т. д. Нормы — это определенные образцы, правила поведения или действия.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... общественных обычаев из поколения в поколение, помогает людям реализовывать свою идентификацию с принятой в социуме культурой. Любое празднование в своей развлекательной части ... . Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно ...

Морфология культуры.

Морфология культуры — раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность.

Структура: 1).

Материальная культура. Искусственно сотворенный человеком предметный мир.

  • Продуктивно-предметная грань (вещественные плоды материального производства, предназначенные для человеческого потребления, а также технические сооружения, оснащающие материальное производство).
  • Технологическая грань (исторически сформировавшиеся, динамичные, постоянно обновляющиеся способы (технологии) производительной деятельности общественного человека).
  • Субъектная грань (техническая культура создателей и потребителей предметного мира).
  • Экономическая культура (характер экономической деятельности человека в обществе, воплощаемый конкретными особенностями производства).

2).

Духовная культура. Идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство), мифология, религия, философия.

В духовной культуре можно выделить четыре сферы.

  • Проективная деятельность человека (созидательная творческая активностью человеческого воображения).
  • Познавательная деятельность человека (способы познавательной деятельности человека, выступающей в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире).
  • Ценностно-ориентированная деятельность человека (3 подсистемы: 1) моральная (нравственная) культура — нормативно-ценностная ориентация отношения; 2) художественная культура — «художник — искусство — публика»; 3) религиозная культура -идеологический и психологический уровни).
  • Общение людей.

3).

Социальная культура. Производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека.

4).

Физическая культура.

Принято выделять четыре сферы.

  • Культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений.
  • Физкультура и спорт, включающие развитие физических способностей человека, его телесных проявлений, двигательных навыков и умений.
  • Здоровый образ жизни воплощается в культуре питания, распорядке дня, организации труда и досуга, отсутствии вредных привычек, постоянной заботе о здоровье человека и его близких и др.
  • Деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовные потенции человеческого организма.

Развитие представлений о культуре от античности до 20 века.

  1. Первые представления о культуре, мифологическая картина мира.
  2. Развитие взглядов на культуру в античном мире.
  3. Понимание культуры в европейском средневековье.
  4. Мыслители эпохи Возрождения о культуре.
  5. Эпоха Нового времени и ее культурная парадигма.
  6. Осмысление культуры во второй половине 19 — 20 веках.

1. Первые представления о культуре, мифологическая картина мира

Первые формы осмысления человеком реальности нашли свое воплощение в первобытной культуре. Первобытная культура характеризуется особым мировосприятием (мифологическое мировоззрение), особыми формами искусства, отражающими верования, формы быта, взаимоотношение человека и окружающей среды. Мифы возникают на ранних этапах человеческой истории и являются первой формой освоения действительности.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... Он отличный наблюдатель, но он – всего лишь человек, воспитанный определенной культурой в определенную эпоху, стало быть, его наблюдательность имеет ... за горами. Опасность в том, что у обычных людей невысокого развития соприкасания происходят со слоями, близкими к Земле, ... перед отходом ко сну, памятуя о беспредельных возможностях развития способностей духа. Полеты по Тонкому Миру могут быть сложны ...

Важнейшая черта первобытной культуры — это синкретизм («целостность, неразделенность»).

Проявлялся в 3 аспектах:

1).

Осознание человеком своего единства с природой, миром.

2).

Осознание человеком своего единства с родом. Приоритет коллективных начал, нет личности.

3).

Нерасчлененность культуры на сферы.

Миф — это первая форма человеческих представлений, первая форма существования культуры. Миф — это специфическая форма упорядочения представлений о природе и обществе. Любая информация о явлениях природы, культуры, о социальной жизни фиксировались в мифе. Мифология является первоначальной формой социальной памяти человека.

Пропп В.Я. «Исторические корни волшебной сказки».

Сказка есть переосмысление какого-то обряда. Основы сказочных сюжетов и образов надо искать в реальной действительности прошлого. Сказка состоит из элементов первобытной, социальной и культурной жизни.

12 стр., 5956 слов

Психологическая культура человека

... с другими людьми. Главные элементы психологической культуры человека: познание себя и другого человека. Андре Моруа писал «Люди так любят слушать ... который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия ... детском саду спокойна, дружит со всеми, любит подвижные игры, читать стихи, танцевать. В школе хорошо учится, ...

Миф опирается на идентификацию различных явлений, это находит свое воплощений в бытовой культуре: бусы, обереги, вышивка на одежде, орнаменты на домах — это языковые, материальные формы мифа. Бытовой предмет или украшение — это отражение мироздания. Человек не способен выделить себя из окружающего мира. Мифологическому мышлению не свойственно разделение субъекта и объекта, предмета и знака. Миф — это образно символическое воспроизведение действительности.

2. Развитие взглядов на культуру в античном мире.

Период античности: 5 век до нашей эры — 5 век нашей эры.

Для античности характерно телесно-вещественное восприятие мира. Производственно технический вещизм и телесность — вот способ конструирования всего античного мировоззрения. Это способ построения религии, философии, искусство, науки и всей общественно политической жизни. Главенство искусства вырастает именно из этой доминанты. Искусство наиболее образно передает (отражает) телесно вещественное мировосприятие.

Культура воспринималась как возделывание, обработка земли, но стало считаться, что объектом этой обработки может быть не только земля, но и сам человек. Цицерон считает, что дух и разум человека необходимо возделывать. Культура стала пониматься как совершенствование разума и духа при помощи философии и красноречия. Античное понимание культуры гуманистично, т. е. в основе лежит идеал человека: человек — гражданин, человек — воин, человек, способный наслаждаться прекрасным (эстет).

Достижение этого идеала было целью культуры, поэтому культура стала отождествляться с моральными нормами, а также как усвоение этих норм. Культура есть воспитание и образование. Система образования — пайдейя. Целью этой системы образования было совершенствование человека как личности. В античности существовало циклическое представление о времени.

3. Понимание культуры в европейском средневековье

В центре средневековой культуры стоит идея Бога как абсолютного бытия. Любое значение культуры этого времени должно быть отнесено к Богу, либо к Священному Писанию, которое представляет Бога в культуре. Причастность к Богу — это условие включения в культуру. Нет ничего без Бога. Любая вещь — это то, что возникло по замыслу Бога. У каждого человека свое назначение, своя судьба. Задача человека — прожить свою судьбу. Душа — феномен средневековой культуры. Человек изначально слаб, нуждается в поддержке от Бога. Средневековье отказывается от циклического переживания времени, появляется понятие «стрела времени».

4. Мыслители эпохи Возрождения о культуре.

Период эпохи Возрождения: 14 — 16 века.

Возрождение связано с новым открытием античности (идеалов и ценностей).

Возрождают отношение к человеку как личности. Происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как к гармоничному и возвышенному развитию человека. Гуманизм — это вера в силы и способности человека, вера в то, что человек такой же творец как Бог. Человек творит мир, самого себя, и в этом он равен Богу. Человек — творец культуры. Рождается новое понимание культуры. Культура — это чисто человеческий мир; это характеристика человека. Зарождается новая идея культуры, это идея пользы и частного интереса. Реформация подвергла критике авторитет католической церкви и отвергла ее претензии на единственно истинное толкование слова «Бог». Отныне личная вера человека и его непосредственное общение с текстом и словом Писания стали путем к спасению.

Реформация началась в Германии и связана с Мартином Лютером (31 октября 1517).

Центры протестантизма: Германия (лютеранство), Швейцария (кальвизм), Англия (англиканство).

Меняется отношение мира, его восприятие. Человек судит о мире на основании собственного понимания и суждения. Мир дан на столько, на сколько человек доверяет показаниям своего разума. Разум позволяет действовать человеку как самостоятельному существу, наделенному сознанием и волей. Поэтому разум становится главной ценностью культуры.

5. Эпоха Нового времени и ее культурная парадигма.

С 17 века до 19 века включительно.

Становление культуры сопровождается разрушением старой доминанты и возникновением новой. Эпоха Возрождения — это время зарождения новой культуры.

Эпоха Просвещения (18 век) завершает формирование новой культуры и окончательно закрепляет идею пользы как доминанту этой культуры. Религия постепенно изгоняется со всех позиций, на место веры приходит здравомыслие и теория полезности. Изменение отношения к пониманию культуры было связано с переоценкой человеком значимости результатов собственного труда, это была эпоха научной революции, промышленного переворота, эпоха великих географических открытий. Очевидность ведущей роли человека во всех этих процессах стала причиной нового понимания культуры как особой самостоятельной сферы человеческой жизни.

Жан Басист Вико (главный мыслитель этого времени) говорит о том, что существуют общие параметры и принципы развития культуры: классовые структуры, характер труда и форма его организации, структуры власти и язык. Он выделил общие для всех культур обычаи: наличие религии, обязательное заключение брака и обряд погребения. С этих трех вещей начинается культура. Идея о том, что каждая культура закрепляет себя в языке, который закрепляет образ мира, язык аккумулирует особенности психических реакций каждого народа. Поэтому анализ языка есть анализ культуры.

Начиная с Вико, складывается классическое понимание культуры. Культура есть развитие человека как разумного существа. Разум — это чисто человеческое качество. Культура — это духовное совершенствование человеческого рода и индивида, орудием которого служит разум. Это основополагающая позиция Нового времени.

Человек — источник созидательных сил, но возникает вопрос мотивов и целей человеческой деятельности. В зависимости от ответа на эти вопросы выделяет 2 группы концепций: натуралистические и идеалистические концепции.

1).

Натуралистические концепции. Целью культуры является жизнь в согласии с запросами и потребностями своей природы.

Французское и немецкое просвещение. Натуралисты верили в поступательное развитие знания, прогресс разума. Этот прогресс приведет к всеобщему счастью. Счастье — это жить в согласии с потребностями своей природы. Это счастье невозможно пока устройство общества и государства не будет соответствовать разумной природе человека.

Жан Жак Руссо (француз).

1 — Идеал естественного человека. Говорит о вреде цивилизации. Сдерживать негативные проявления прогресса и цивилизации можно с помощью воспитания. 2 — Есть мужская культура, и есть женская культура. (Женщина — не творец, они аморальны по своей сути, необходимо исключить их от воспитания сына в 3 года, и только в 30 лет к мужчине можно подпустить женщину).

3 — Географический детерминизм (географические условия определяют развитие культуры).

Гербер (немец).

1 — Человек — это последнее звено в эволюции. Культура — это то, что надстраивается над природностью человека. Главная характеристика человека — это разум, но разум не врожденное свойство. Разум — это то, что достигается человеком в постоянной работе. Культура — это совершенствование человека. 2 — Культура — это универсальная характеристика человеческого общества, она развивается под влиянием человеческих сил. Культура едина и присуща всем народам, она объединяет общество. 3 — Установка на полицентризм. Существует несколько равноправных центров мировой культуры. 4 — Концепция национального духа культуры.

2).

Идеалистические концепции. Есть высшее предназначение разума и человек должен стремиться достичь этого высшего предназначения.

Кант и Гегель — представители этого направления. (Гегеля не рассматриваем).

Культура для Канта — это совокупность духовных ценностей, это субъективная деятельность человеческого сознания. Существует 2 мира: мир природы, явлений, феноменов и мир свободы — мир вещей в себе, мир ноумен. Человек принадлежит обоим мирам. Противоречивость культуры. Главное противоречие культуры — это противоречие между стремлением к собственной свободе и границами, определяемыми для нее обществом. Умение определить эту границу и является и является признаком культурного человека. Кант называет это категорическим императивом. Человек преодолевает себя. Культура — это внутреннее достояние человека. Есть внешняя культура (привычки, навыки и т. д.) и внутренняя (подлинная культура, совокупность нравственных идеалов и нравственных детерминантов).

Общие выводы по эпохе Нового времени:

Основу классической западноевропейской философии Нового времени составляет вера в мощь свободного разума. Философы Нового времени видят в человеке существо, способные проникнуть в строй универсума и сознательно созидать свою общественную жизнь по канонам разума.

6. Осмысление культуры во второй половине 19 — 20 веках

Вторая половина 19 века стала временем рождения современной философии и культурологических концепций. Складывается несколько подходов к анализу развития истории и культуры (3 подхода):

1).

Марксизм.

2).

Позитивизм.

3).

Иррационализм.

Позитивизмсводит исследования к сбору и систематизации фактов. «Позитив» — проверенный, достоверный.

Огюст Конт (1798 — 1857) — основатель направления. На основании фактов можно строить теорию. Философия должна уступить место положительному знанию, это знание должно опираться на факты. Общество можно изучать, должна появиться наука об обществе (социология).

Этот же метод можно применять к исследованию культуры.

Для дальнейшего развития культурологии важны те новые направления в изучении культуры, которые вышли из позитивизма, их 2:

1).

Социологический подход рассматривает явления культуры с точки зрения их социальных функций, их роли в сохранении стабильности общества.

2).

Социальная и культурная антропология — это этнографическое исследование культуры, связанное с анализом множества конкретных культур. Эдуард Тайлор: «Исследование в области древней истории человечества», «Первобытная культура». Культура — это совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей, усвоенных человеком. Человек — это часть природы, которая развивается в соответствии с общими закономерностями. Все люди одинаковы по своим задаткам. У них обнаруживаются одинаковые черты культур. Прогресс культуры — это совершенствование явлений культуры.

Отказ от позитивизма произошел в конце 19 века в сторону иррационализма.

Иррационализмформируется в рамках философии жизни. Здесь формировались особые способы формирования культур.

Фридрих Ницше — основной представитель данного направления.

1 — Ключевое понятие — понятие «жизни». Жизнь — единственная и подлинная реальность. Все прочие явления, предметы интересны постольку, поскольку они связаны с главной целью — сохранением жизни. Культура — это специфический способ адаптации к жизни. Человек — слабое животное и самостоятельно выжить в жизни не может, поэтому человек придумывает различные приспособления, которые защищают его от потока жизни. Т.о. культура — это стена, которая отгораживает человека от подлинной реальности (жизни).

2 — Воля — это некий центр силы. Есть воля к вещам, образам, власти. Воля к власти — это стремление управлять своей жизнью. Это является истинной целью культуры, которая становится способом фиксации опыта человека. Появление сверхчеловека, который обладает волей к власти, верит в себя.

3 — Анализ европейской культуры. «Рождение трагедии духа музыки» — один из трудов Ницше. Два основных начала европейской культуры: дионисийское, аполлонийское. Эти два начала являются двумя первичными стадиями существования культуры, два разных полюса человеческой культуры. Они олицетворяют два противоборствующих начала и одновременно выражают полноту жизни. Мир Диониса — это стихийный, неуправляемый мир, мир эмоций. Он выражается через стихию звуков, обращен к слуху. Это начало больше всего выражено в музыке. Мир Аполлона связан с гармонией, спокойствием, красотой и четкой формой. Аполлонийское начало проявляется в изобразительном искусстве и в пластических искусствах. Противопоставление начал начинается еще в античности и дальше продолжается борьба двух начал. Современная культура находится в состоянии кризиса. Причина кризиса — это ориентация на вечные ценности, господство рационализма, морали. Христианство навязано сострадание и милосердие. Необходимо пересматривать эти ценности.

Экзистенциальное понимание культурыпоявляется под влиянием философии жизни. Суть его — это анализ переживания человеком своего бытия или непосредственного существования культуры. Человек ощущает свою заброшенность.

Игровые концепции культуры Хейзинги(20 век).

«Человек играющий».

1 — Изначально существовала игра. Игра — это культурообразующий фактор и при анализе любой человеческой деятельности она покажется не более чем игрой. Все творчество есть игра. Культура вышла из игры. Игра старше культуры. Она избыточна, не практична. Игра ориентирована не на получение пользы, она предоставляет человеку свободу, стимулирует воображение и это приводит к формированию духовной культуры. Игра предполагает соблюдение некоторых правил, предлагаемых человеком. Игра связана с соревнованием, она ориентирует человека на достижение лучшего результата, заставляет стремиться к совершенству. Игра дает некий социальный идеал.

Основные культурологические школы

1).

Формационная школа

2).

Цивилизационная школа (Шпенглер, Тойнби, Данилевский)

3).

Психоаналитическая школа (Фрейд)

4).

Социологическая школа (Питирим Сорокин)

5).

Символическая школа

1. Формационная школа

Основоположниками этого направления считаются Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ильич Ленин.

Ключевое понятие, которое использует Маркс — это общественно экономическая формация. Согласно формационному подходу общество в своем развитии проходит через определенные, сменяющие друг друга этапы, общественно экономические формации.

Общественно экономические формации:

— первобытнообщинная;

— рабовладельческая (классовая);

— феодальная (классовая);

— капиталистическая (классовая);

— коммунистическая.

Общественно экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди. В свою очередь средства производства включают в себя предметы труда, т. е. то, что обрабатывается в процессе труда, и средства труда, т. е. то, с помощью чего обрабатывается. Производственные отношения — это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

Закономерность Маркса: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Накопление противоречий, и как следствие смена формации мирно (реформы) или с помощью революции.

В общественно экономической формации есть два главных компонента: базис и надстройка. Базис — это экономика, а надстройка — это государство, политические, общественные институты.

Под культурой в марксизме понимаются достижения во всех сферах деятельности человека, результаты умственного и физического труда. Определяющим в развитии культуры является материальная сторона, на ее основе развивается духовная культура.

2. Цивилизационная школа (Шпенглер, Тойнби, Данилевский)

Теория культурно исторических типов Николая Яковлевича Данилевского 1822−1885.

«Россия и Европа. Взгляд на культурное и политическое отношения Славянского мира к Германо-романскому» — одна из главных его работ, написанная 1869 году.

Основные положения:

1).

Нет единой подчиняющейся одной законодательной норме истории развития человеческой культуры, но есть совокупность историй отдельных культур, сосуществующих или сменяющих друг друга, живущих каждая по своим законам.

2).

Любая культура имеет свою судьбу, свои характеристики, своя форму бытования.

3).

Каждая культура представляет собой автономную систему, эквивалентную и в ценностном соотношении соизмеримую с другими.

4).

В своем развитии культуры проходят определенные циклы.

Общий вывод: единая культура человечества — это фикция. В действительности мы имеем целый ансамбль, сложное переплетение различных культурных формообразований. Прогресс состоит в том, чтобы исходить все поприще исторической деятельности, полностью реализоваться.

Все народы делятся на три большие группы:

1).

Этнографический материал. Основа для образования других групп, нет своей сформировавшейся культуры.

2).

Бич Божий. Смысл группы: разрушение ненужных, отживших цивилизаций.

3).

Народы, который создали культурно исторический тип.

Каждый культурно исторический тип зарождается, достигает расцвета, а затем умирает. Жизненный цикл составляет примерно 1,5 тысячи лет. Всего сформировалось 10 самостоятельных культурно исторических типов: египетский, китайский, древне семитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново семитический или аравийский, германо-романский или европейский. Еще окончательно не оформился славянский тип, но он уже развивается.

5 основных законов, по которым существует культурно исторический тип:

1).

Общий стиль языка.

2).

Политическая независимость народов.

3).

Закон о самобытности.

4).

Разнообразие этнографических элементов.

5).

Развитие типа сравнивается с развитием цветка.

Морфология культур Освальда Шпенглера.

«Закат Европы» — знаменитая работа Шпенглера в 2 томах (1922 год — появления последнего тома).

В этой работе он представил и аргументировал свое видение проблем развития культуры и причины кризиса европейской цивилизации. Всякая культура имеет свое рождение, свой кульминационный пик и свою смерть. Когда культура застывает, прекращает свое развитие, теряет духовные силы, материализуется, Шпенглер называет термином «цивилизация». Цивилизация — это завершительный этап развития культуры. У каждой культуры есть свой набор черт, есть своя душа, свой ритм развития, повадки. Шпенглер выделяет 8 культур:

— египетская,

— индийская,

— вавилонская,

— китайская,

— греко-римская (аполлоновская душа),

— византийско-арабская,

— западноевропейская (фаустовская душа),

— культура майя.

Ожидается нарождение русско-сибирской культуры.

Полный цикл существования культуры охватывает 1000 лет. Переход от культуры к цивилизации, от творчества к бесплодию, от созидания новых форм к сохранению и культивации уже существующих — это закономерный этап. Стадия цивилизации начинается с переоценки всех традиционных для культуры ценностей. Индикатором этой переоценки выступил Ницше. На смену поэтическому художественному творчеству приходит спорт, приоритетное развитие получает сфера политики. Народ превращается в массу. Ярко проявляется антитеза: мировой город — провинция. В период развития культура творится в любом уголке, а при переходе в стадию цивилизации все стягивается в мировые города. Все явления и факты становятся конвертируемыми, все имеет свою стоимость. Наука и искусство подчиняются политике и экономике, художественные новшества принимают форму сенсации.

Теория локальных цивилизаций Тойнби.

«Постижение истории» (12 томов) — основная работа.

Человечество предстает в виде отдельных социальных организаций (локальных цивилизаций).

Исторический процесс — это круговорот локальных цивилизаций. Цивилизации обитают в пределах определенного пространства и в определенное время. Каждая цивилизация имеет свой ареал распространения. Развитие цивилизации происходит путем жизненного порыва. Не все цивилизации могут пройти этот цикл. Возникновение культур — это очень сложный процесс и для этого процесса необходимо различных условий. Рождение цивилизации зависит от сложной комбинации множества причин. Особую роль в исторической драме играет закон «вызов-и-ответ» (центральная категория).

Вызов — это вопрошание Бога к человеку, это некоторая ситуация, когда внешние обстоятельства угрожают существованию культуры. Ответ — это реакция на конкретный исторический вопрос. История — это череда вызовов и ответов.

3. Психоаналитическая школа (Фрейд)

Основные работы Зигмунда Фрейда в области культуры: «Будущее одной иллюзии», «Тотем и табу», «Недовольство культурой». Сублимация — это переориентация и выход психической энергии через опосредованные формы. Культура нечто искусственное, некий социальный институт, через который проходит человек и который диктует правила поведения. Традиции культуры — это некие установки, которые человек принимает и тем самым подавляет свои мрачные инстинкты. В работе «Недовольство культурой» Фрейд рассматривает культуру с точки зрения того, насколько она необходима и естественна человеку. Рассматривает вопрос: насколько культура отвечает запросам человека. Культура мало отвечает запросам человека, она есть ограничение его свободы. Культура делает человека несчастным, потому что препятствует реализации его естественных влечений. По сути, это система ограничений, которые человек в обществе на себя налагает. Упразднить культуру нельзя. Прогресс культуры — это умножение запретов, которые люди на себя налагают, увеличение давления. В историческом плане первым запретом был запрет на инцест (запрет на убийство отца).

Второй запрет — заперт на кровно родственные браки. Культура начинается с запретов, образ отца был заменен на тотемическое животное. Фрейд объяснят происхождение религии, она произошла из сознания вины сыновей как успокоить их чувства. Первый запрет формирует Эдипов комплекс (передается по наследству и является базой культуры).

Культура: 1 — включает систему запретов на естественный выход психической энергии, включает формы переориентации; 2 — защитный механизм от агрессивности; 3 — репрессивна, выступает как общественная сила, направленная на подавление любой общественной индивидуальности.

4. Социологическая школа (Питирим Сорокин)

Питирим Сорокин (1889 — 1968).

«Социальная и культурная динамика».

Он начинает рассуждать о том, что такое общество. Общество — это социокультурная система некое единство, состоящее из трех аспектов:

1).

Мир вещей — конкретные предметы.

2).

Субъективный мир — человек.

3).

Транссубъективный мир — набор духовных сущностей (мысли, идеи и т. д.).

Общество можно понять только благодаря присутствию в нем символического компонента. Символический компонент — система значений, норм и ценностей, которая является культурным качеством.

Культура — это совокупность значений ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Общество интегрируется благодаря ценностной системе, благодаря культуре.

Стили в истории (3 стиля):

1).

Идеациональный. Последней и истинной реальностью является Бог. Служению Богу подчинены все сферы человеческой деятельности. Кумиром и идеалов выступает аскет отшельник. В культуре преобладают сверхчувственные ценности. Этот мир лишь временное пристанище. Вера господствует над разумом. Социальные институты получают санкцию из трансцендентной сферы.

2).

Чувственный (сенсорная).

Во всем противоположна (1).

Она основывается и строится вокруг основного принципа: объективная действительность и смысл ее сенсорный. Последняя ценность и реальность — это данный опытный эмпирический мир. Реальным признается только то, что осознается органами чувств. Художественная сфера не подвластна церковному надзору. Искусство ориентируется на реалистические образцы. Наука достигает необыкновенных результатов. Человек ориентирован на удовлетворение чувственных потребностей. Идеал человека — это личное счастье. Социальные институты (государство, семья, церковь) ищут для себя естественное обоснование. Разумный эгоизм и утилитарность (полезность).

3).

Идеалистическая. Это смешанный тип культуры, переходный. Содержит черты (1) и (2).

Последняя истинная реальность — это многообразие различных фрагментов, которые соединяют чувственные и сверхчувственные начала. Мораль ориентируется на долги человека перед обществом. Церковь принимает участие в решении политических дел, выступая барьером для бессмысленной жестокости. Чувства уравновешиваются интеллектом, сочетание разумного и прекрасного, красоты и смысла.

В истории происходит чередование этих стилей.

5. Символическая школа

Самая молодая школа, недавно созданная. Сложилась в результате развития СМИ. Все процессы, которые происходят в культуре, рассматриваются как коммуникационные. Культура — некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации. Человек все время кодирует информацию. Первая историческая кодификация — это язык. Слово — это символ вещи. Культура рассматривается как сложный текст, который состоит из множества языков.

Кассирер — представитель символистов. В основе культуры находится человеческая способность к массовой и постоянной символизации. Истоки культуры находятся в способности человека творить искусственный мир. Поэтому сущностью культуры является символическая деятельность. Человек приспосабливается к окружающей среде иначе, чем животные. Животные: стимул — реакция, а человек проводит мысленную обработку полученных и отправленных сигналов, и тем самым он отвлекается от настоящего и ответ задерживается. Человек производит символы при этой мыслительной обработке. Символы не являются частью физической реальности. Человек живет в символической вселенной. Человек — символическое животное. Символ — это особая форма культурного познания. Благодаря символам кодируется информация. Все культуры представляют собой системы символов. Культуры разные, т.к. разный набор символов. И чем дальше шло развитие человека, тем более значимой становилась символическая сфера. В современном мире с физическими предметами человек контактирует реже.

Типология культуры. Историческая типология

Все исторические концепции укладываются в 2 подхода:

1).

Линейный подход. История имеет направленность, конечную цель. Культурно исторический процесс — это непрерывное поступательное движение. Идея прогресса.

2).

Циклический подход. Основан на цивилизационной школе. Исходит из многолинейности исторического развития. История человечества состоит из отдельных историй ряда самобытных цивилизаций (культур), каждая из которых эволюционирует по своему собственному пути.

Традиционная периодизация и краткая характеристика основных этапов.

Основывается на выделении эпох, где за основу берется процесс овладения человеком конкретным природным материалом (в пределах первобытности).

1).

Каменный век: палеолит, мезолит, неолит, энеолит (первобытность).

2).

Медный век (первобытность).

3).

Бронзовый век (первобытность).

4).

Железный век (эпоха античности — между 1 тысячелетием до нашей эры до 5 века нашей эры).

5).

Средневековье (конец 5 — 17 веков).

В рамках этой эпохи выделяют отдельно эпоху Возрождения.

6).

Эпоха Нового времени (17 — начало 20 веков).

В рамках этой эпохи выделяют отдельно 18 век — век Просвещения. Первая Мировая война — рубеж эпох.

7).

Современная эпоха (с начала 20 века).