Культурология как наука 5

Красноярский филиал негосударственного образовательного учреждения высшегопрофессионального образования «Санкт-Петербургский Гуманитарный университетпрофсоюзов»

Специальность 040101.65 «Социальная работа»

Дисциплина: Культурология

Контрольная работа

Тема: Культурология как наука

Выполнил: студент 1-КССО (соц. р)

Кроль Е.Р.

Проверил: к. ф. н., доцент КолмаковВ.Ю.

Красноярск 2011


Содержание

Введение

Происхождение слова «культура» в России

Множество определений культуры и культурологии

Культурология и гуманитарные науки

Учение о внутренней структуре культуры

Культурологические школы

Заключение

Список использованной литературы


/>Введение

Прошло уже более десяти лет с момента, как дисциплина культурологиястала неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта высшего профессиональногообразования, входя в государственный компонент блока «Общих гуманитарных исоциально-экономических дисциплин» (ГСЭ), а дипломированные специалисты-культурологии социальные работники, использующие культурологи, как прикладную науку, с успехомработают в различных сферах нашего общества, на сегодняшний день все еще не сложилосьясного, точного и однозначного представления как в научно-гуманитарной среде, таки в постсоветском российском обществе о том, что же это такое культурология — наука,область знания или учебная дисциплина.

Вполне закономерно, что мы, студенты, еще в совсем недавнем прошлом- ученики и абитуриенты, в большинстве случаев имеем весьма приблизительное, частопревратное мнение о сути данного предмета. Никакие рекламные проспекты, «Дниоткрытых дверей» не дают возможность более или менее адекватно отразить всюспецифику культурологи, науки с которой нам предстоит сталкиваться на протяжениивсей учёбы и дальнейшей работы в социальной области.

Целью данной работы я ставлю выяснить, что собой представляетнаука культурология, как она определяется специалистами, на какие смысловые разделыподразделяется и, самое главное, ответить на вопрос: как данная наука может помочьмне быть востребованным специалистом и понимать суть процессов, происходящих в культурнойобласти.


/>Происхождение слова«культура» в России

Слово «культура» вошло в русский язык довольно поздно- оно стало известно, как отмечает П.Я. Черных, лишь с середины 30-х годов XIX века.Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцемв 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов».Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество,земледелие», во-вторых, «образованность». В предложенных толкованияхслова явственно проступала наследственная печать его латинского прародителя: какизвестно, «cultura» по-латыни — это «возделывание», «обработка»,(от colô — «возделываю», «обрабатываю землю»), а также- «воспитание», «образование», «почитание». До указанияЧерных на «Карманную книжку.» Ренофанца считалось, что лексема «культура»впервые была зарегистрирована в «Карманном словаре иностранных слов, вошедшихв состав русского языка, издаваемом Н. Кириловым» (СПб., 1845-1846. Вып.1-2)- в знаменитом словаре петрашевцев.

8 стр., 3814 слов

Культурология как наука 9

... связано с именем. Итак, что же это за научная дисциплина — культурология? Культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные ...

За год до выхода в свет словаря Ренофанца, из определений которогоявствует, что слово «культура» еще не вошло в сознание общества как научныйтермин, как философская категория, в России появилась работа, автор которой не толькообратился к понятию «культура», но и дал ему развернутое определение итеоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессораИмператорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы МихайловичаВелланского (1774-1847)«Основные начертания общей и частной физиологии илифизики органического мира». Именно с данного натурфилософского труда ученого-медикаи философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиходтермина «культура», но и становлению собственно культурно-философскихидей в России. «Природа, возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующаяНатуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи,а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением,произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеальногосвойства, Натура имеет реальное качество. — Обе, по их содержанию, находятся параллельными;и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областямКультуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования»[1].Конечный вывод, к которому приходит философ, следующий: «Вещественным предметамНатуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний,суть телесного качества и душевного свойства.

Объективные понятия относятся к исследованиюфизических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого иэстетических его произведений». Противопоставление-сопоставление природы икультуры в труде Велланского не есть классическое противопоставление природы и«второй природы» (рукотворной), но соотнесение реального мира и его идеальногообраза. Культура — это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметьи телесное воплощение, и воплощение идеальное — в отвлеченных понятиях (объективныхи субъективных, судя по предмету, на который направлено познание).

Философская терминология в русском языке 30-х годов XIX векаеще не установилась: в неуклюжих и трудночитаемых словоформах Велланского«с сосведением» и «без сосведения» не так-то легко современномучитателю угадать такие категории немецкой классической философии, как «сознательное»и «бессознательное». Наивный параллелизм «трех царств материальнойприроды» и трех ипостасей культуры не может не вызвать сегодня улыбки, но нельзязабывать, когда, в каком научном и литературном контексте создавалась работа Велланского.Не только в момент написания, но и еще два десятилетия спустя слово «культура»не станет общепринятым в России, не говоря ухе о том, что не будет осознанно какфилософский термин. Само употребление его еще в 50-е годы будет рассматриватьсякак нарушение языковой нормы.

8 стр., 3545 слов

История и основные тенденции развития психологии в России

... М. Ломоносов в своей работе «Слово о происхождении света» (1757г.) выдвинул трехкомпонентную теорию цветового ... там зарождались очаги нашей науки и культуры. Основы материалистической русской психологии заложил Михаил ... общие для всего общества. Часто в понятие «народной души» включали также и язык, ... русского общества. В XVIII в. в России широко развернулось просветительское движение, выдвинувшее ее ...

Таковым оно значится, например, в «Памятном листке ошибокв русском языке» Ивана Покровского, опубликованном в «Москвитянине»за 1853 год. Использованное одним из авторов «Отечественных записок» выражение«действовать на природу культурою» требовало, по убеждению составителя«Памятного листка.», стилистической правки. «Понятие, заключающеесяв слове культура, — писал Покровский, — выражается удовлетворительно словом: возделывание».Даже в «Толковом словаре живого великорусского языка» (1863-1866,2-е изд.1887)»В.И. Даля (1801-1872) лексема «культура» выступала с пометой «фрнц»- то есть французское слово; в качестве первого его толкования приводились слова«обработка и уход, возделывание, возделка», и лишь как второе значение- «образование, умственное и нравственное»[2].

Итак, следует не только признать за автором «Основных начертанийобщей и частной физиологии.» приоритет введения категории «культура»в научный обиход, но и подчеркнуть, что апробированный им термин еще в течение двух,если не трех, десятилетий не получит широкого хождения в России, и не господствовавшийв обществе «пуризм» тому помеха: ведь «панталоны, фрак, жилет»привились тогда на русоязычной почве, невзирая на все протесты староверов и ревнителей«чистоты языка».

Любопытно также толкование, какое позднее дал слову «культура»Н.К. Рерих (1874-1947).

Художник не раз называл Культуру «почитанием Света»,а в статье «Синтез» даже разложил лексему на части: «Культ»и «Ур». «Культ, — размышлял художник, — всегда останется почитаниемБлагого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающийСвет, Огонь»[3].Слово приобретало как бы двойное прочтение: в контексте европейской традиции«Культ света» (просветительский смысл) и в сопряжении с восточным мистицизмом.В перекрестных лучах европейского Просвещения и религиозного света слово «культура»заиграло многими оттенками смысла — так же, как почти столетие назад под пером Гоголя«высветлились» разные значения слова «просвещение». Великийписатель и религиозный мыслитель XIX века предвосхитил трактовки культуры, которымбыло суждено родиться в философских, научных и художественных спорах нового времени.

В 20-е годы XX века Андрей Белый пытался осмыслить причины долгогои трудного освоения народным самосознанием категории «культура». В докладе«Пути культуры» он отмечал: «Понятие „культура“ отличаетсянеобыкновенной сложностью; легче определить понятие „наука“, „искусство“,»быт»; культура — цельность, органическое соединение многих сторон человеческойдеятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когдасоорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стильжизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а- осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она естьрассказ о росте нашего «Я»; она — индивидуальна и универсальна одновременно;она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше«Я»; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то«Я»[4].

культурология культура школа россия

4 стр., 1949 слов

Цвет в жизни и деятельности человека.

... полихромия (цветокомпозиционная роль и функции). Цвет в жизни и деятельности человека. Цвет в жизни и деятельности человека. Цветовой дизайн малых форм (цветокомпозиционная роль и ... Архитектурная полихромия России Развитие архитектурной полихромии. Региональные традиции формирования цветовой культуры Республики Беларусь. Развитие архитектурной полихромии. Современные тенденции использования цвета в ...

Множество определений культуры и культурологии

Культурология объединяет теоретический и исторический пути изучениякультуры. Её определяют, например, как «комплекс наук, изучающих культурноеповедение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования».

На Западе это предложение — создать особую науку о культуре- не принято. Культура там изучается в границах антропологии. Именно антропологияи является источником культурологии как науки.

Однако познание всегда начинается с фиксации и рассмотрения отдельныхявлений. Тогда предметом культурологии на уровне действительности в первомприближении будет «сложный функциональный комплекс средств и механизмов взаимопониманияи взаимосогласования процессов жизнедеятельности людей»[5].Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо.Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние илихарактеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий,обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п. — «культура ДревнейРуси», «культура античного мира», «Запад» или «западнаякультура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именнов этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалогеи взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначаетсяреально существующая культура, созданная в определённом ареале. Такую культуру обозначаюттермином «локальная культура».

На Западе культура, как уже сказано, изучается комплексом антропологическихдисциплин. Один из основоположников западной антропологии этнограф, этнолог и антропологЭ.Б. Тайлор (Тэйлор) в 1871 г. опубликовал книгу «Первобытная культура»,классическую работу по антропологии, в которой первая глава назвалась «Наукао культуре», вторая — «Развитие культуры».Э.Б. Тайлор предложил пониматькультуру как «целостный комплекс, который включает в себя знания, верования,искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки,усваиваемые человеком как членом общества«.

В бывшем СССР культуру в течение долгого времени определяли как«совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком».Такое определение до сих пор встречается в некоторых учебниках культурологии (например,в учебнике Д.А. Силичева «Культурология» указывается, что культура — «все достижения человечества, всё созданное человеком»).

При таком пониманиииз понятия культуры фактически выпадает человек; культура становится похожа на музейили склад, где собраны эти самые ценности, созданные человеком. Так понимаемая культурастатична: ведь ценности, будучи однажды созданы, продолжают существовать неизменными;значит, культура может изменяться только путём простого добавления новых ценностейили уменьшения их числа, то есть только количественно, но не качественно.

Отмеченное многообразие определений культуры появляется как неизбежноеследствие её сложности. Ведь бесконечно сложный объект сдержит бесконечно большоеколичество аспектов, сторон, граней и т.п., каждая из которых приобретает особоезначение в определённой познавательной ситуации. Познавательная ситуация задаётсянаучной школой, к которой принадлежит исследователь, его мировоззрением и менталитетом,конкретным социальным и историческим контекстом. В фиксированной познавательнойситуации первостепенную важность приобретает необходимость решить вполне определённуюконкретную проблему; при этом культура исследуется приёмами, используемыми определённойнаучной школой на данном этапе истории. Тогда и возникают различные определениякультуры. Каждое из них выдвигает в качестве важнейшего какой-то аспект или гранькультуры, каждое содержит часть истинного знания о культуре.

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми Вундт считает ... религию и нравы, но также искусство и науку, общее развитие культуры и ее разветвления, даже исторические судьбы и гибель отдельных народов, ... Различия в культуре, нравах, физическом облике и обычаях племен и народностей наблюдали ...

Поэтому иногда предлагается все или большую часть известных определенийкультуры объединить, записав через запятые, и рассматривать как одно большое,«развернутое определение»: ведь каждая из предложенных различными исследователямидефиниций схватывает одну из существенных сторон культуры. Это — тоже слишком простойподход, поскольку тогда получается, что культура определяется через обыкновенноеперечисление различных её сторон, аспектов, свойств. Но вследствие бесконечной сложностикультуры количество её сторон и аспектов практически бесконечно, к списку всегданеобходимо добавлять новые и новые свойства.

По-видимому, выработать единственное абсолютно истинное определениекультуры невозможно, поскольку культура является характеристикой (параметром,стороной, «срезом») бесконечно сложного феномена — обществав его взаимодействии с человеком и природой. Именнобесконечная сложностьпредопределяет и потенциально бесконечное множество познавательных ситуаций, в каждойиз которых вновь и вновь возникает необходимость соответствующих определений культуры.

С этой точки зрения выгодно отличается от других следующее определение:культура — это «процесс, результат и поле реализации человеческихпотенций в текущий период времени«[6].Данное определение акцентирует динамический аспект, процессуальную природу культуры:культура должна рассматриваться именно как процесс. Этот процесс в названном определенииимманентен человеку. Определение культуры через реализацию потенций человека напрямуюсвязывает культуру как процесс с деятельностью: потенции (способности, таланты,задатки.) реализуются только в деятельности, посредством деятельности

Культура каждому конкретному человеку и даже обществу в целомзадаёт смысл его жизни и поступков, и в этом — одна из важнейших сторон её регулирующей,направляющей функции. Например, в средневековой Европе для большинства людей актуальнойкультурой задавался вполне определенный, религиозно направленный смысл жизни. Вбывшем СССР его официальная, государственно насаждаемая культура навязывала всемсоветским людям в качестве смысла жизни построение коммунистического общества.

Именно соотношение между культурой и смыслом наиболее важно дляреального человека в его жизни. Не «смысл создает культуру», а культуразадает, предлагает человеку смыслы жизни, действий, отношений, вещей и т.п. в историческиконкретном обществе. Важным методологическим моментом существования культуры являетсярешение вопроса о соотношении культуры и потребностей. Потребности существуют объективнои являются, вообще говоря, общественной формой того свойства систем вообще, котороевыражается в активном реагировании на дефицит чего-либо необходимого для существованиясистемы, на нужду. Ликвидировать нужду в чем-либо жизненно необходимом можно тольков процессе взаимодействия со средой, что предопределяет активность системы (в обществе- необходимость деятельности).

8 стр., 3606 слов

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое ...

... понимание психологической культуры человека. Понятие «психологическое здоровье». Как уже было сказано выше, понятие “здоровье” характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, ...

Отсюда следует наличие глубокой органической связимежду культурой и потребностями.

Вместе с тем культура является одним из средств (форм, способов)удовлетворения главной потребности любой системы, в том числе и общества: потребностив выживании, в существовании, в самосохранении.

Самосохранение общества — это процесс постоянного воспроизводстваобщества как открытой системы со всеми тенденциями изменения, включаявоспроизводстворасширенное, то есть тенденции к совершенствованию, к экспансии, к созданиювсё новых и новых средств самосохранения как постоянного взаимодействия со средойи самосовершенствования. Изначальный, простейший и очевидный смысл «выживание»при этом сохраняется, но как бы уходит в основание, обогащается указанными динамическимиаспектами.

Исследование реально существующего состояния культуры дает возможностьввести понятие «уровень развития культуры». Он будет выражать то условноерасстояние, которое уровень сложности, совершенства, гуманизированности бытия историческиопределенного общества от какого-либо уровня, условно принимаемого за исходный,опорный — например, от животного мира или от первобытного социума. При этом самапо себе реально существующая культура по определению не несет положительной илиотрицательной окраски в нравственном или каком-либо ином аспекте.

Термин «культура» применительно к действительностисоциального бытия чаще всего обозначает:

· общность, характеризуемую особым набором норм, ценностей исмыслов, такую, как этнос, народ, нация или цивилизация;

· общий уровень развития общества, его просвещенностии рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»;

· особую сферу и форму деятельности, связанную с мышлением, занятиямихудожественной культурой, принятыми нормами поведения, религией, наукой, философиейи т.д.;

· общую систему ценностей и представлений той или иной социальнойобщности, например, классовую культуру (выступающую в обществе обычно как социально-статуснаяили профессиональная субкультура);

· духовное измерение всякой деятельности, в котором формируютсямотивы, принципы, правила, цели и смыслы деятельности. В этом понимании культура- духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменениеэтого производства и общественных отношений в целом[7].

Наряду с этим термин «культура» часто обозначает содержаниекультуры определённого общества (локальной культуры), то есть, как уже сказано,организованные совокупности материальных объектов; людей; идей; художественныхобразов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей междулюдьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в данном обществе.

12 стр., 5956 слов

Психологическая культура человека

... собственных переживаний и отношений с другими людьми. Главные элементы психологической культуры человека: познание себя и другого человека. Андре Моруа писал «Люди так любят слушать, когда о ... мы можем более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека. Индивидуальность человека представляет собой сложную структуру, которая есть целостное образование с определ ...

 Культурология и гуманитарные науки

Культурология использует положения и данные истории, археологии,этнографии, религиоведения, педагогики, этики, эстетики, социальной психологии,искусствознания, языкознания и многих других дисциплин, изучающих различные аспектыбытия человека и общества. Обычно указывается, что культурология возникла на пересеченииэтих научных дисциплин. Вместе с тем подчёркивается, что культурология — не простосвод знаний о культуре, а основа гуманитаризации сознания, картины мира, мировоззрения.

Смежные науки не только питательная среда, но и необходимый фундаменткультурологии.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры,а социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе,особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубжепонять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностейкультуры, становление духовного мира личности.

Этнография способствует осознанию национально-этнической самобытностикультуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.

Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культурув ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека.

Может возникнуть вопрос: а зачем нужна культурология, если достаточнознать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно,что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает объема культуры, а лишь открываетее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствуетзнания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную системунауки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи.Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижениемсвоеобразия и относительной автономности национальных культур.

Культурология, будучи гуманитарной наукой, исследует культурукак исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, как способжизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культураохватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю,то она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сферажизни — будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность,досуг или спорт — невозможна вне культуры.

Культурология изучает сущность и структуру культуры, процессее возникновения, развития и функционирования; национально-этническое своеобразиекультур народов мира; общечеловеческие ценности культуры и творческие достижениячеловечества; становление духовного мира личности и возможности ее самореализации;деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственностии духовного развития человека и общества.

Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарныезнания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрытьединство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культурнародов мира. Овладение культурологией существенно для достижения духовной зрелости,для формирования способности с научных позиций мыслить о социальных и человеческихпроблемах, умения считаться с плюрализмом мнений и ценностей, дли воспитания в себечерт интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства.

11 стр., 5212 слов

Культурология Программа курса

... различные исторические эпохи. Обыденное и научное определение культуры. Определение культуры через рефлексию, деятельность, творчество, коммуникацию, информацию, ценности, традиции, символы. Культура как жизнедеятельность человека и ее результат. Культура как система внебиологически ...

 Учение о внутренней структуре культуры

Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям,прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчастифилософов).

С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не позволяетнам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурноеявление, будучи опредмеченным, является субстратно-материальным (даже музыка), ноодновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известномсмысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определеннуюсимволическую информацию.

В своем рассуждении о морфологии культуры я, присоединяясь кизвестному культурологу А.Я. Флиеру, исхожу из разработанной еще философами-эволюционистамипрошлого века концепции структурирования культуры на обыденную и специализированнуюи развернутой на этой основе уже в наши дни теории Э. Орловой, дифференцирующейкультуру на функциональные блоки и прослеживающей каналы трансляции социально значимойинформации между обыденной и специализированной культурами.

Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированнуюсостоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрахобыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянинаили горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивалисьна уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но со временем выделялисьв специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможнымбез специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированнаякультура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существоватьпараллельно, но в разных областях жизни индивида.

Флиер А.Я. выделяет четыре основных блока осуществления человеческойжизнедеятельности, представленные следующими областями социальной практики:

а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входяттакие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:

· хозяйственная культура (на специализированном уровне — экономика,торговля, финансы и т.п.; на обыденном уровне — домашнее и приусадебное хозяйство);

· правовая культура (специализированная — право, юриспруденция, системаохраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная — мораль,нравственность, общественное мнение);

· политическая культура (специализированная — государственная политика,идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная — межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);

б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:

· философская культура (специализированная — труды специалистов-философов;обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческогоповедения, народная мудрость);

· научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная- повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности);

7 стр., 3233 слов

Антропологическая школа культурологии

... Основой её собственного метода стал поиск различий в культурах (изоморфизм культур), выраженный в своеобразии обычаев и поведения. В 1934 ... Ребенком рос болезненным, но превосходным учеником в школе. После окончания школы он поступил в Краковский университет. В 1908 ... семье в Филадельфии, в семье отца — профессора Уортонской школы бизнеса, и матери — социолога, работавшего с итальянскими иммигрантами. ...

· религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозныеучения, конфессии и деноминации, професссионально построенная эзотерика; обыденная- мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого);

· художественная культура (специализированная — построенное на специальномобразовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; обыденная- бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровойдеятельности и т.п.);

в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляцииинформации:

· культура межличностных информационных контактов (реально существуеттолько в обыденной форме);

· культура массовой информации (специализированная — профессиональныеСМИ, реклама, общественные связи; обыденная — слухи, сплетни и т.п.);

· информационно-кумулятивная культура (специализированная — системамузеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная — предания,верования, легенды и т.п.);

· культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенциии знаний (специализированная — система среднего и высшего образования, специальныхучреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др. институцийсоциализации и инкультурации личности; обыденная — система домашнего воспитания,«дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи,нравы и пр.);

г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреациичеловека:

· сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения родасуществует только в обыденных формах);

· культура физического развития (специализированная — профессиональныйспорт и близкие к нему формы туризма; обыденная — физкультура, массовый спортивныйтуризм, культуризм и т.п.);

· культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная- медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная — самолечение,знахарство и пр.);

· культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, системаи структура питания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющиездесь, видимо, возможно, но затруднительно);

· культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (специализированная- система организованного досуга, домов отдыха, «культурного» туризма,клубов и иных средств релаксации; обыденная — неорганизованные формы досуга, сон,алкоголизм, наркомания и пр.).

Представляется, что подобная (видимо, далеко не полная и ещенуждающаяся в развитии и дополнении) классификация морфологической структуры культурысерьезно продвигает наши представления о сущности этого явления, развенчивает некоторыемифы о сугубой духовности всего, что манифестируется термином «культура».

 Культурологические школы 

Натуралистическая школа

Ее главная черта — стремление подчеркнуть биологическую обусловленностькультуры, значительно преувеличивая ее. Это направление объединяет преимущественномедиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясьот психобиологической природы человека, недооценивая принципиальные отличия егоот животного. Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающейсреде, как и приспособляемость в животном мире. С натуралистической школой в культурологиисмыкается и широко известный социальный дарвинизм, переносящий законы борьбы засуществование и «право сильного» на человеческое общество. Помимо биологии,две новые науки, появившиеся уже в XX веке, сыграли заметную роль в формированиинатуралистической школы — уже упоминавшийся нами фрейдизм и этология — наука о поведенииживотных, созданная К. Лоренцом и его коллегами, за которую они получили в 1973 г. Нобелевскую премию. К натуралистической школе примыкает и так называемая «функциональнаятеория культуры», созданная Б. Малиновским. Представители натуралистическойшколы: Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875-1961), Конрад Лоренц (1903-1989),Н. Тинберген (р. 1907), Карл фон Фришем (1886-1982), Бронислав Каспер Малиновский(1884-1942).

Социологическая школа

Она объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культурыне в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии человеческогодуха, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественнойприроде и организации. В центре их культурологического внимания находится само общество,его структура и социальные институты. Эту школу Н.А. Бердяев охарактеризовал так:«Социология утверждает, что человек есть животное, подвергшееся муштровке,дисциплине и выработке со стороны общества. Все ценное в человеке не присуще ему,а получено от общества, которое он принужден почитать как божество». Естественно,социологическая школа не отгорожена китайской стеной от других, рассматриваемыхнами направлений, и концепции ее отдельных представителей часто пересекаются и взаимнодополняются, в рамках общих усилий по созданию единой теории культуры.

Одним из видных представителейсоциологической школы был Томас Стернз Элиот (1888-1965).

В XX веке ее наиболееярким апологетом стал итальянец Вилъфредо Парето (1848-1923), можно выделить также нашего бывшего соотечественника, русско-американского социолога и историка культурыПитирима Александровича Сорокина (1889-1968), а так же Альфред Вебер (1868-1958),Толкотт Парсонс (1902-1979) и другие.

Символическая школа

Это, пожалуй, самая молодая и одна из самых влиятельных современныхшкол, сложившаяся в результате мощного развития средств массовой информации. Ведьнедаром, по мнению некоторых философов и социологов, в современном мире на сменуНТР грядет так называемая информационная революция. Символическая школа, нередкопретендующая на монополизацию культурологии как своей «вотчины», объединяет,прежде всего, лингвистов, специалистов по семиотике, некоторых искусствоведов испециалистов по информатике. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваютсяими как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система,созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а черезнее — и к взаимной информации. Представители символической школы Фердинанд де Соссюр(1857-1913), Эрнст Кассирер (1874-1945), Клод Леви-Строс (р. 1908).

Говоря о символической школе в культурологии, следует сказать:несмотря на плодотворность семиотического подхода к культуре, позволяющего так илииначе объяснить ее происхождение и одну из ее главнейших функций, а именно информационно-коммуникативную,невозможно отрицать, что культура и изучающая ее наука отнюдь не могут быть сведенык всеобщему символизму, так же, впрочем, как и к фрейдовскому пансексуализму илик сорокинскому социологизму, хотя большинство культурологов в качестве важнейшегопризнака культуры и признавали способность человека к символизации. Если принятьвсе ту же достаточно упрощенную, но полную глубокого смысла античную формулу культурыкак единства Истины, Добра и Красоты, то есть науки, нравственности и искусства.то семиотический подход многое может объяснить нам прежде всего в таких составныхчастях культуры, как язык, наука, искусство и т.п., но мало что откроет в природенравственности, в извечной борьбе Добра и Зла, составляющей едва ли не основноедуховное содержание самого понятия «культура».

Антропологическая школа

Антропологическая школа в культурологии, сложилась в Великобританиив 1860-е гг. (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н.Ф. Сумцов, А.И. Кирпичников,А.Н. Веселовский), объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числефольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических,политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством ихпсихики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствиемдуховной культуры и искусства уровню материальной культуры; доказывала, что, возникнув,сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры. Эта теория получилатакже название теории самозарождения сюжетов, так как утверждала, что каждый народсамостоятельно создает свою культуру и обогащает культуру человечества. Антропологическаяшкола сохранила некоторые взгляды мифологической школы: она отводила большую рольв первобытном мировоззрении верованиям и магии, полагая, что в основе многих фольклорныхпроизведений лежат мифы. Но мифы она считала вторичным явлением, которому предшествоваланимизм — одушевление человеком сил природы. Эта школа была более прогрессивной,нежели мифологическая и миграционная школы. Она вышла за рамки изучения культурыродственных и связанных между собой народов, сделала важные обобщения особенностейкультуры народов мира. Представители Антропологическая школа пришли к выводу, чтовсе народы проходят общие ступени развития культуры и что последующие ее периодысохраняют в себе пережитки предшествующих. Но она не могла дать объяснение сходствусюжетов, так как отрывала творчество народов от их социально-экономического развитияи конкретной истории.


/>Заключение

Становится очевидным, что развитие общества возможно только втой ситуации, когда сама культура развивается гармонично. Это обстоятельство свидетельствуетоб актуальности и культурологического знания и культурологического подхода.

Культурология сейчас является практически единственной дисциплиной,формирующей нравственные стороны личности, мировоззренческие позиции, ценностныепредставления, а также способность человека не только воспринимать окружающий миркак целостность, но и понимать его. При этом понимание становится не только процессомраскрытия смысла явления, но и процессом его формирования в конкретных деятельностныхи коммуникативных ситуациях. Оно проявляется не только в способности субъекта определеннымобразом осмысливать текст культуры, но и в способности выражать собственное к немуотношение и действовать в соответствии с социокультурным контекстом. А ведь именнос дефицитом понимания, во многом связано кризисное состояние современного общества[8].

Специалист, получивший культурологическую подготовку, не будеттрактовать культуру как «сферу услуг», он не примет решение о постройкеказино рядом с местами национальных духовных святынь, плотины и водохранилища наместе памятников истории, газопровода на территории проживания коренных народов,ведущих традиционное хозяйство. Специалист, владеющий культурой профессии, при разработкеэкономических программ будет исходить не только из их эффективности, но будет прогнозироватьпути для разрешения их возможных негативных последствий для наименее защищенныхгрупп граждан, рассчитывать, как изменится структура профессиональной занятости,приведет ли это к трудовой миграции, и повысится ли в связи с этим национально-культурнаянапряженность, а если да, то посредством каких культурных механизмов ее можно привестив норму, как изменится этническая и гендерная структура региона и как повлияют этитрансформации на демографическое его состояние, каковы пути преодоления негативныхпоследствий этих процессов и т.д. и т.п.

Основная цель культурологии как науки как раз и направлена наформирование социокультурной компетентности специалиста как способности, необходимойдля ответственного решения профессиональных задач, осмысленных в социокультурномконтексте.

Все эти факторы обусловили интенсивное развитие в последние нескольколет прикладного пласта культурологического знания. И здесь также открываются значительныеперспективы. По прогнозам, именно в культурологических специальностях прикладногохарактера возрастает потребность. Специалисты-культурологи выступают экспертами,способными выявить и оценить гуманитарные риски в инженерных, экономических, социальных,политических проектах, они востребованы в органах центрального и территориальногоуправления, в системе госслужбы и частных компаниях, в издательствах, СМИ — в качествеменеджеров, референтов, культур-атташе, консультантов по вопросам культуры. Специалисты-культурологиработают экспертами художественных ценностей, арт-дилерами в музеях, антикварныхмагазинах, художественных салонах, галереях, консультантами по дизайну, таможеннымиэкспертами, арт-бизнесменами и маркетологами в области искусства, менеджерами всфере культуры, владеющими теорией управления, администрированием, культурой деловыхотношений, психологией бизнеса, международным этикетом и протоколом, рекламным делом,public relations, иностранными языками.

Культурология выступает как необходимый элемент высшего образованияв силу того, что она позволяет сохранить образованию признак идеологичности в самомшироком смысле этого слова, оставаясь практически единственной дисциплиной, формирующейнравственные стороны личности, мировоззренческие позиции, ценностные представления,способность не только воспринимать окружающий мир как целостность, но и пониматьего — и не только в виду того, что культура как высокосложная и полифункциональнаясистема включает в себя в качестве элементов или подсистем и государство, и политику,и экономику, и науку, и общество, а не только литературу и искусство, — но и потой причине, что культура как становящаяся, так и накопленная, помогает обществувыжить.

В итоге проделанной работы мне становится совершенно понятно,что наука культурология — это не набор сведений о культуре, а импульс для гуманитарнойориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры.


/>Список использованной литературы

1. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М.: Академический проект, 2000.- с.134-137.

2. Сугай Л.А. Термины «культура», «цивилизация» и«просвещение» в России XIX — начала XX века // Труды ГАСК. Выпуск II.Мир культуры. — М.: ГАСК, 2000. — с.39-53.

3. Соколов Э.В. Культурология. — М.: Интерпракс, 1994.

4. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999. — с.25-37.

5. Лалетин Д. Культурология

6. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. — М.: Академический проект, 2000.

7. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. — СПб., 1996.

8. Высшее культурологическое образование в XXI веке: перспективы развития, материалыV Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века»,рук. Костина А.В., МГУ, Москва, 2008г.

9. Солонин Ю.Н., Соколов Е.Г. Курс лекций «Введение в культурологию»,СПб. 2003, с.4-5