ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
О.Н.Новикова
(практикум и задания для студентов всех специальностей и направлений)
Екатеринбург 2010
Печатается по рекомендации методической комиссии Гуманитарного
факультета.
Протокол № 1
Рецензент – доц. кафедры философии к.ф.н. Бурдина Т.Г
Редактор
Оператор
____________________________________________________________
Подписано в печать . Поз.
Плоская печать Формат 60х84 1/16 Тираж 100 экз.
Заказ № Печ.л. Цена
_____________________________________________________________
Редакционно-издательский отдел УГЛТУ
Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ
Цель данной работы – выделить наиболее актуальные, практически значимые вопросы философии и теории культуры;
– выработать у студентов потребность к самостоятельному, свободному, творчески активному подходу и осмыслению системы гуманитарных знаний.
Перечень тем семинарских занятий
№
|
З
Наименование семинарских занятий |
|
Кол. часов |
|
|||
|
очная |
ззаочная |
Сокращ. срок обуч. |
Рекомендуемая литература |
|||
1 |
Культурология как наука. Понятие культуры |
2 |
|
|
Гуревич, П.С. Культурологи я[текст]: курс лекций: учеб. для вузов/ П.С. Гуревич. М.: Проект, 2007 Кравченко, А.И. Культурология [текст]: учеб. Пособие для вузов/А.И. Кравченко. Изд.7-е. М.:Академический Проект, 2007 Новикова О.Н. Философия культуры Часть 1-2 ч. |
||
2 |
Типология и социодинамика культуры |
2 |
|
|
|||
3 |
Предметный мир в культуре |
2 |
|
|
|||
4 |
Культура и природа |
4 |
|
|
|||
5 |
Мировоззрение как явление культуры |
2 |
|
|
|||
6 |
Российская культура и её типологическая характеристика |
4 |
|
|
|||
7 |
Западноевропейская культура и ее типологическая характеристика |
4 |
|
|
|||
8 |
Культура, личность и общество |
2 |
|
|
|||
9 |
Социодинамика ХХI века и глобальные глобальные проблемы современности |
2 |
|
|
|||
|
итого |
24 |
|
|
Вопросы и задания к каждому семинару (практическому занятию) состоят из нескольких блоков. Первый – включает перечень вопросов обсуждаемых на конкретном занятии. Второй содержит вопросы для самопроверки; предложен тестовый материал для закрепления темы. Особый тип учебных упражнений – творческие задания, выполнение которых помогает закрепить новый материал.
Тема 1. Культурология как наука. Понятие культуры
Культура: этимология слова и история понятия. Многообразие определений термина.
Культура как система. Функции культуры: освоения и преобразования мира, коммуникации, сигнификации, накопления и хранения информации, нормативная, адаптивно-защитная и др.
Культурология как методологическая основа гуманитарных наук: синтезирующая учебная и научная дисциплина; состав и структура современного культурологического знания.
Культурологические школы и концепции.
Вопросы для самопроверки:
1.Является ли правильным утверждение, что культура составляет отдельную сферу общественной жизни?
2.Когда культура сделалась предметом специального изучения?
3.Когда возникает культурология как самостоятельная научная дисциплина?
4.С чьим именем связывается происхождение термина «культурология»?
5.Каковы основные подходы к вычленению предмета культурологии?
6.В чем состоят задачи культурологи?
7.Какие разделы можно выделить в составе культурологического знания?
8. Какие методы культурологического исследования вы знаете?
Тестовый материал
1. Что такое культурология?
– наука о культурах древнего мира
– наука о наиболее общих закономерностях культуры
– наука о культуре поведения
2. Что изучает культурология?
– универсальные свойства, присущие любой культуре
– историю культуры и цивилизации
– культурные структуры общества
3. В чем состоит особенность культурологии по сравнению с другими гуманитарными науками?
– в том, что она является общественной наукой
– в том, что она изучает психологические механизмы культуры
– в том, что она изучает культуру системно-целостно
4. В чем состоит научность культурологии?
– в способности определять присущие культуре закономерности
– в способности выражать результаты своих исследовании в математической форме
– в том, что она является гуманитарной дисциплиной
5. С какими научными дисциплинами связана культурология?
– с математикой, социологией, художественной литературой
– с философией, этнографией, историей
– с психологией, общей биологией, религией
6. Соотнесите компонент предмета культурологии и его суть:
1) морфология культуры а) изучение типичных форм и структур
2) онтология культуры б) изучение системы ценностей в к-ре
3) гносеология культуры в) концепция бытия культуры, учение о
ее сущности
4) аксиология культуры г) изучение символов, знаков, образов и
языков культуры
5) антропология культуры д) культурная политика, функции куль-
турных институтов
6) социология культуры е) изучение социальных связей в
контексте культуры
7) культурная семантика ж) изучение внутренней структуры и
методологии
7. Соотнесите ключевые слова определений понятия «культура» и фамилии ученых, выдвинувших эти определения. Культура – это:
1) Динамический организм а) Г.Спенсер
2) Живая единая система б) И.Кант
3) Совершенство разума в) З.Фрейд
4) Игра г) О.Шпенглер
5) Психические стереотипы д) К.Юнг
6) Практическая деятельность е) Й.Хейзинга
7) Способ мышления ж) Э.Тайлор
8) Семиосфера з) Ф.Бэкон
и) Ю.Лотман
8. Соотнесите основные школы в культурологии ХХ века и фамилии ученых, представителей этих школ:
1) общественно-историческая школа а) П.Сорокин
2) натуралистическая школа б) О.Шпенглер
3) социологическая школа в) З.Фрейд
4) символическая школа г) А.Тойнби
д) К.Юнг
е) Ф. де Соссюр
ж) Т.Парсонс
9. Соотнесите понятия и определения:
1) мифология а) образно-символическое воспроизведение
действительности
2) религия б) рациональная реконструкция мира
3) искусство в) нормы поведения, отношений между людьми
4) наука г) вера в трансцедентное, сверхъестественный
абсолют
5) философия д) мудрость в формах мысли, теоретическая ду-
ша культуры
6) мораль е) целостное, одушевляющее природу восприя-
тие мира
10. Соотнесите формы и конкретные элементы культуры:
1) материальная культура а) наука
2) духовная культура б) техника
в) религия
г) нравственность
д) сфера производства
е) сфера жизнеобеспечени
Креативные задания:
Составить структурно-логическую схему понятия культура.
В жанре эссе сравнить понятия: культура и натура (что общего, чем отличаются определения) через природную, индивидуальную, личностную и общественную составляющие.
Тема 2. Типология и социодинамика культур
Единство и многообразие культур. Специфика их развития и изменения. Принципы типологического описания культур. Своя и чужая культура. «Конфигурации культурного роста» А. Кребера.
Концепция осевого времени К.Ясперса.
Поведение человека как типологическое основание культур (концепция Д.К.Фейблана).
Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры.
Динамика культуры. Теория суперсистем Питирима Сорокина.
Вопросы для самопроверки
1.Что такое типология культур? В чем заключается научная значимость типологического описания культурных явлений?
2. Какие формы стабильности вы знаете?
3. Что такое инкультурация?
4.Перечислите типы культурных изменений?
5. Что такое социокультурная деградация?
6. Что такое социокультурный кризис?
7. Почему книга О. Шпенглера названа «Закат Европы»? Как в этом названии отражено его понимание культуры?
8.Какие этапы в развитии культуры выделяет К.Ясперс? Объясните суть понятия « осевое время».
9.Что лежит в основе типологии культур в концепции П.Сорокина?
10.Каким образом культура формирует тип личности согласно К.Хорни?
11. Чем обогатила теория архетипов К.Г. Юнга культурологическое знание?
12. В чем состоит объяснительная модель культуры в психоанализе З. Фрейда?
Тестовый материал
1. Какая разница между культурой и цивилизацией?
– никакой
– культура – это приспособление человека к миру, а цивилизация – мира к человеку
– наоборот
2. Какое противоречие лежит в основе как культуры, так и цивилизации?
– противоречие между отдельными людьми
– противоречие между общественными системами
– противоречие между человеком и миром
3. Духовные потребности удовлетворяет:
– цивилизация – культура
– и цивилизация, и культура
4. Что важнее для культуры?
– природа – цивилизация
– и то, и другое в оптимальном сочетании
5. Основным субъектом культуры является:
– личность – общество – этнос
6.Монолинейность развития культур означает…
– в мире существуют автономные независимые друг от друга социокультурные миры, каждый из которых имеет свою историю
– невозможность выстраивания культур в один эволюционный ряд
– единый, общий для всего человечества исторический путь развития, по которому идут все народы Земли вслед за своим авангардом – Западной Европой
– что сравнивать различные социокультурные миры по уровню развития в принципе невозможно
7.Сторонником всемирно-исторического подхода в интерпретации цивилизации является…
– О.Шпенглер – Н.Данилевский – К.Ясперс – А.Тойнби
8. Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби разработали….. подход к объяснению феномена культуры.
– общественно-исторический – социологический – символический
9.В конце ХХ в. американский ученый С.Хантингтон писал о…
– «цивилизации неграмотности» – «центральной цивилизации»
– «цивилизации как источнике варварства» – «расколотой цивилизации»
10. Соотнесите типы культуры и их характеристики:
1) Западная культура а) религиозный синкретизм;
2) Восточная культура б) преобладание инновационного начала;
в) антропоцентризм;
г) жесткая оппозиция аристократии и демократии
д) расцвет культуры в 3-14 вв.;
е) религиозно-нравственный характер науки.
Креативные задания:
Составить таблицу по общественно-историческим школам культурологии (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, К.Ясперс, Н. Гумилев, П. Сорокин).
Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну из предлагаемых тем:
1. Какие достижения человеческой культуры вы считаете наиболее важными и почему?
2. Что нужно человеку, чтобы обрести полный комфорт?
3. Прогресс цивилизации – благо или зло?
4. Человек и природа в культуре и цивилизации XX века.
5. Если существует внеземной разум, то обязательно ли для него наличие цивилизации и культуры?
Тема 3. Предметный мир в культуре
Бытие вещи как феномена культуры. Вещь как товар, сувенир, символ.
Вещь как показатель общественного развития в исторической эволюции. Культурное отношение к материальному наследию прошлого. Натюрморт, реди-мейд, мерчандайзинг. Понятие ценности.
Декоративно-прикладное искусство в эстетическом и функциональном аспектах.
Этика потребления вещей. Явление «вещизма» и «потребительства». Консьюмеризм.
Воспитание потребительской культуры личности.
Вопросы для самопроверки
1.Справедлива, ли на ваш взгляд, идея о том, что культура – это борьба с материей?
2.Приведите примеры из истории культуры сочетания декоративности и функциональности вещи.
3. Как рождаются вещи-символы?
4.Что такое семиотика?
5.Как понимается культура с семиотических позиций?
6. Какую модель знака предлагает Ч. Пирс?
7. Какие факторы лежат в основе культуры потребления?
8. Что такое семиозис?
Тестовый материал
1.Под символом в социокультурных науках понимают…
– категорию, отражающую специфику отражения мира человеком
– понятие, тождественное знаку
– предмет или графему, замещающую другой отсутствующий предмет
–материальный или идеационный культурный объект, выступающий в процессе коммуникации как конвенциональный знак, замещающий иной объект
2.Продукты и результаты человеческой деятельности, используемые человеком средства и способы действий, – это…
– товары – артефакты – знаки – вещи
3.Знаковая система, образующая семиотический базис культуры и представляющая собой полиструктурную, разветвленную, многоуровневую иерархию знаков, называется…
– языком – ритуалом – ценностью – символом
4. Школьный звонок, красный крест на машине скорой помощи, звезды и полосы на погонах – это примеры…….знаков.
– функциональных знаков – вербальных
– иконических – конвенциональных
5.Условный, вещественный, опознавательный знак для членов определенной общественной группы – это…
– символ – предмет – вещь – код
6.Функциями знаковой системы являются:
– функция передачи сообщения или выражения смысла – функция общения – функция отражения действительности
– все перечисленное – все перечисленное, кроме третьего пункта
7. Что такое ценность?
– это дорогая вещь – это моральный и нравственный идеал
– это то, без чего культура является ущербной
– все вышеперечисленное
8. Какая функция характерна для ценности?
– эмоционально-ориентирующая – познавательная
– воспитательная – семиотическая
9. Что такое эмоционально-ценностная ориентация?
– это тип отношения человека к миру
– это система взаимодействий личности и общества
– это стиль жизни человека
– это тип идеологического мышления
10. Какая сфера продуцирования культурных ценностей является исторически первичной?
– быт – идеология – религия – мифология
Креативные задания:
Эссе на тему: «Вещь… в современной культуре».
Тема 4 . Культура и природа
Культура как внеприродный, биологически ненаследуемый способ жизнедеятельности человека. Культурный изоморфизм природы.
Традиция противопоставления культуры и природы. Природа и внутренний духовный мир человека. Природа и творческая продуктивность человека.
Взаимоотношение природы и культуры в русском национальном сознании. Садово-парковая культура. Пейзаж в истории изобразительного искусства.
Экстенсивная и интенсивная модели природопользования в ХХ веке. Натурфакты и артефакты.
Вопросы для самопроверки
1.Каким образом этимология слова «культура» отражает ее взаимодействие с природой?
2.Что такое натурфакт и артефакт? Как они соотносятся друг с другом?
3.Какие научные данные свидетельствуют о том, что между природными и культурными процессами существуют глубокие параллели? Что такое мем?
4. С какими историческими воспоминаниями связана степь в коллективном сознании русского народа?
5. Какие свойства в национальном характере воспитывала река?
6. Какова роль воображения в познании окружающей природы?
7.Что такое экстенсивный и интенсивный тип природопользования?
8. Каким образом развитие пейзажного жанра отражает отношение человека к природе на разных этапах истории культуры?
Тестовый материал
1.Отчуждение человека от природы привело к возникновению…
– персонификации природы – технизированного мира
– тотемизма – анимизма
2. Фактор, вынуждающий сегодня говорить о необходимости создания экологической этики, – это…
– упрощение духовной жизни – усложнение общественных отношений
– экологический кризис – диктат культурных норм
3.Плоды и способы человеческой деятельности по превращению природы в культуру называются……культурой.
– художественной – материально-технической
– профессиональной – бытовой
4.Представление о природе как мастерской, где человек является полным хозяином и может преобразовать природный «материал» по своему желанию, характерно для …
– античности – китайского общества
– японского общества – западноевропейского общества ХVIII — ХIХ вв.
5.Французский ученый, возвестивший возвращение человека в лоно природы, это – …
– Ж-Ж. Руссо – К.Леви-Строс – А.Камю – П.Гольбах
6. По мнению представителей ……., отсутствует четкая грань между природой и культурой, социальным поведением животных и социальным поведением людей.
– семиотики – позитивизма
– философии жизни – этологии
Креативные задания:
Прочтите отрывок из сонета французского писателя Шарля Бодлера «Соответствия»:
Природа – это храм, в котором живые колонны
Издают время от времени неясные слова;
Человек проходит к нему через лес символов,
И они следят за ним понимающим взглядом…
О каком соотношении природы и культуры говорит поэт?
(найти статью, приготовить доклад, написать мини-сочинение раскрывающие данную суть).
Тема 5. Мировоззрение как явление культуры.
Мировоззрение, его сущность, место и роль в культуре. Традиционный и современный подход к понятию мировоззрения. Основные типы мировоззрения. Конфуцианско-даосистский тип культуры.
Индо-буддийский тип культуры. Мир исламской культуры.
Христианский тип культуры. Культура атеизма.
Мировоззрение и наука. Мировоззрение и образование.
Толерантность как явление культуры.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое мировоззрение?
2. Каковы основные типы мировоззрения?
3. В каких сферах реализуется мировоззренческое сознание?
4. Что такое сциентизм, антисциентизм, технократизм?
5.Какое место занимает и какую роль играет мировоззрение в образовании?
6. Что такое мировоззренческая терпимость, принципиальность?
7.Что собой представляет мировоззренческая культура личности?
8. Что общего и чем отличаются понятия: мировоззрение и культурная картина мира?
Тестовый материал
1.Систему миропредставлений определенного общества, включая совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических текстов, нравов, ментальностей характеризует понятие…
– картина мира – традиция – идеология – ритуал
2. Созерцательность, консерватизм, аскетизм, строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям, традициям, церемониальность социальных контактов. Таковы этические установки……культуры.
– массовой – восточной – западной – элитарной
3.Активность, либеральность, эвдемонизм и утилитаризм, большое разнообразие и лабильность норм социального поведения, предприимчивость, упрощение всякого рода ритуальности и быстрое расшатывание традиций, отражает этические установки…….культуры.
– западной – восточной – массовой – национальной
4. Западной культуре присуще такие черты, как…
– достижение гармонии с природной средой, коллективизм
– активное технико-технологическое преобразование мира, традиционность
– интуиция, вживание в мир, неподвижность
– индивидуализм, рациональность, активное технико-технологическое преобразование мира
5.Культура, максимально отражающая в самосознании природу национального характера и психологии, называется…
– политической – аутентичной – анклавной – адаптивной
6.Совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом, называют…
– культурным кодом – культурными нормами
– ментальностью – культурным архетипом
7.Отличитиельной чертой ……культуры является неукоснительное следование существующим образцам поведения; жизнь по заданным канонам.
– традиционной – массовой – этнической – инновационной
8. В повседневной жизни русским людям присущ(е,а)…
– жесткая дисциплина – уважение к закону
– уважение интересов других людей – правовой нигилизм
9. К числу причин, обусловивших различия восточного и западного типа культур, не относятся…
– природные условия – особенности культурных связей
– особенности динамики социально-экономического развития
– расовые различия
10.Мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психологическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, называется…
– культурным кодом – ментальностью
– этническим сознанием – культурным архетипом
Креативные задания:
Составить структурно-логическую схему по типам мировоззрения (отношение к природе, Богу, миру, человеку, семье, обществу…)
Тема 6. Русская и Российская культура, и её типологическая характеристика
Основные культурологические идеи в русской мысли ХIХ века (П.Я. Чаадаев, В.С. Соловьёв, Н.Я. Данилевский, Н.А. Бердяев).
Влияние географической среды и социоцентризма на формирование русского культурного архетипа. Православие как основа русской культуры.
Специфика культуры древнерусской, московской, имперской субцивилизации. Золотой и серебряный век русской культуры.
Своеобразие русской культуры советской эпохи.
Актуальные проблемы современного состояния отечественной культуры.
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоят особенности природно-климатических условий российской цивилизации?
2. Какая идея легла в основу сословного строя России?
3. Назовите главные особенности, повлиявшие на формирование ядра русской культуры.
4. Какая религия играла определяющую роль в Развитии русской культуры?
5. Как вы считаете, что (или кто) является высшей ценностью в культуре языческой Руси? (Человек? Князь? Коллектив? Местное божество?) Аргументируйте свой выбор.
6. Что такое религиозный мессианизм?
5. В чем состоит суть соборности?
6. Какие черты национального характера способствовали как созиданию, так и разрушению Российской культуры (согласно Д.С. Лихачеву).
7. Какую позицию в вопросе о путях развития российской культуры занимал П.Я. Чаадаев?
Тестовый материал
1.Взгляды А.С.Хомякова и И.В.Киреевского на Россию объединяет…
– убеждение, что спасение России состоит в возвращении в мировое историческое поле культуры Запада
– идея о том, что переустройство общества на христианских началах любви — это сверхзадача, которая еще только стоит перед Россией
– убеждение, что древняя Россия была всецело и вполне обществом христианским
– критическое отношение к западноевропейской цивилизации и убеждение принципиального своеобразия русской культуры и истории
2.В.С.Соловьев осмысливает схему «Восток-Запад-Россия» и особую роль в истории и культуре связывает с…
– набирающим силу славянским культурно-историческим типом
– Западом, символом которого выступает «безбожный человек»
– Востоком, символом, которого является «бесчеловечный Бог»
– Россией и ее народом – носителем божественной потенции
3. А.С. Хомякова и И.В. Киреевского объединяет то, что оба…
– являются представителями западничества
– выступают критиками православия
– являются представителями славянофильства
– защищают культурологическую теорию П.А. Чаадаева
4. «Западники» утверждают, что…
– спасение России состоит в отказе от капитализма, в изоляции от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр
– спасение России в самодержавии, общинности и строгом сословном делении
– отдельного от остальной цивилизации «уникального» исторического пути России нет
– плоды цивилизации в Европе обеспечиваются скорее потерями, ибо оплачены высокой ценой – потерей целостной человеческой личности
5. Славянофилы полагали, что…
– русский народ невежественен
– у русского народа особая судьба и историческая миссия
– Россия должна идти путем, определенным Петром I
– русский народ стремиться к революции
6.Сторонники идей евразийства полагали, что…
– Россия должна избрать восточный путь развития
– прогрессивное развитие России возможно лишь по западному пути
– революция в России – результат ее «европеизации»
– революция в России – проявление ее «азиатчины»
7. Геополитическим фактором русской культуры является:
– статус крупнейшей сухопутной цивилизации
– статус цивилизации с развитой индустрией
– статус цивилизации развитого капитализма
– статус малонациональной цивилизации
8. Российская культура формировалась на основе:
– ненецкого этноса – тюркского
–ацтекского – этрусского
9. Две характерные черты русской духовной культуры:
– плюралистичность – общинность
– правдоискательство – рационализм
10. Согласно русскому народному мифологическому сознанию…
– царь добр к простому люду
–царь не интересуется судьбами простых людей
– источник власти – народ – бунт – путь к воле
11. Памятник культуры славянской древности – это:
– Библия – Велесова книга – древние «веды» – мифы
12. Христианство на Руси было принято:
– Олегом – Владимиром Мономахом;
– князем Владимиром – Ярославом Мудрым
13. Переломным моментом в русской культуре было:
– создание письменности – постройка монастырей
–принятие христианства – церковный раскол
14. Стержнем Христианства является:
– учение о перевоплощении души – несовместимость с наукой
– обретение покоя через медитацию
– идея равенства людей перед Богом
15. В ХVI-ХVII вв. Русь представляется…
– центром мира – сильнейшим государством в Европе
– частью Европы – единственным православным царством
16. Первым драматургом на Руси был:
– Радищев – Татищев – Симеон Полоцкий – Андрей Рублев
17. Господствующим стилем в русском искусстве в 19 в. были:
– нобизм и кубизм – модерн и постмодерн
– барокко и рококо – классицизм и реализм
18. Выдающийся зодчий Москвы:
– Д.В. Ухтомский – Ф. Прокопович
– А.П. Сумароков – Т.М. Фальконе
19. «Золотым» веком русской культуры считается:
– 20 в. – 19 в. –17 в. – 18 в.
20. Императрица Екатерина II, проезжая через Миргород, осмотрела картины одного дворянина и была поражена: на одной она была изображена аллегорически и объясняла свой «Наказ» греческим мудрецам; на другой был изображен Петр I как пекарь, а императрица – как сеятельница. Екатерина велела художнику ехать в Петербург в Академию художеств. Художник вскоре стал широко известным. Кто это?
– Д.Левицкий – В.Боровиковский – Ф.Рокотов – А.Лосенко
21. Представителем русского авангарда является:
– Малевич – Репин – Татлин – Шагал
22. Русский актер, «отец-основатель русского театра»:
– А. Попов – И. Дмитриевский – Ф. Волков – В. Капнист
23. Учебный предмет, который был запрещен для преподавания в университетах при Николае I как «вредный»:
– богословие – история – философия – математика
24. Соотнесите фамилии русских живописцев и названия стилей (направлений) в искусстве, к которым относится их творчество:
О.Кипренский – постимпрессионизм
А.Лосенко – романтизм
В.Борисов-Мусатов – классицизм
И.Айвазовский – импрессионизм
К.Коровин – маринизм
25.Соотнесите фамилии русских писателей и строчки из их произведений:
Ф.Достоевский «Любви все возрасты покорны»
А.Пушкин «Музыка – разум, воплощенный в прекрасных звуках»
И.Тургенев «Красота спасет мир»;
А.Грибоедов «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
В.Капнист «Законы святы, да исполнители лихие супостаты»;
А.Куприн «Человека можно искалечить, но искусство все
перетерпит и все победит»
26. Соотнесите фамилии и их вклад в российскую культуру:
1) Д. Писарев а) идеолог «Пролеткульта»
2) М. Бакунин б) идеолог теории официальной народности
3) С. Уваров в) идеолог нигилизма
4) А. Богданов г) идеолог анархизма
27. Соотнесите фамилии русских композиторов и произведения:
1) С. Прокофьев а) «Раймонда»
2) А. Глазунов б) «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила»
3) М. Мусоргский в) «Борис Годунов»
4) А. Серов г) «Пиковая дама»
5) П. Чайковский д) «Золушка»
6) С. Рахманинов е) «Алеко»
28. Кто из русских литераторов дал путевку в жизнь слову «интеллигент?
а) А. Писемский б) Л. Андреев в) В. Гаршин г) П. Боборыкин
29. Лауреат Нобелевской премии является писатель
а) Шолохов;
б) Айтматов;
в) Солженицин;
г) Астафьев.
30. Когда зародилось кино в России?
– 1902 г. – 1905 г. – 1908 г. – 1909 г. – 1910 г.
Креативные задания:
Назовите характеристику культуры, которую Д.С. Лихачев считает главной. Вспомните, кто и когда из русских мыслителей впервые заговорил о всемирности и универсализме культуры России. Сформулируйте свою точку зрения по данному вопросу.
Дать краткий культурный анализ любой исторической эпохи Русского государства.
Тема 7.Западноевропейская культура и её типологическая характеристика
Основные идеи мыслителей ХIХ — ХХ веков об исторических типах культур.
Историческое значение и смысл позднего палеолита. Основные символы культуры Древнего Египта. Истоки западноевропейской культуры в античном мире. Основные черты духовной культуры в средние века.
Понятие «стиль» и «жанр» в искусстве. Идеология просветительского движения. Основные направления культуры Нового времени. Время модернизма и постмодернизма. Особенности времени информационного общества.
Вопросы для самопроверки
1 . Что такое культурогенез?
2. Какие формы культуротворчества возникли в первобытной культуре?
3. На какой социокультурной основе вырастает культура Древнего мира?
4. Что такое пайдейя, агональность, каллокагатия, полис?
5.В чем заключался высший идеал средневекового человека?
6. Что составляло материальную основу средневековой культуры?
7. Кто и когда ввел термин «Renaissance»? Какое содержание вкладывалось в него?
8.Какие тенденции определяют противоречивость культуры эпохи Возрождения?
9.Какие выдающиеся личности олицетворяют для вас эпоху Возрождения?
10.В чем состоит специфика XVIIв. для становления новоевропейской культуры?
11. В чем состояла суть идеологии либерализма?
12. Какие культурные образцы сформировались в эпоху Просвещения?
13.В каком документе были сформированы ценности современной политической культуры?
14.Какие итоги предшествующих этапов культуры были восприняты в культуре ХХ века?
15. Что такое космизм, глобализация?
Тестовый материал
1. Основной причиной культурной изменчивости является…
– увеличение численности человеческих коллективов
– адаптация к внешним условиям
– социальное напряжение в обществе
– изменение природной среды
2. Две черты, характерные для западного типа культуры:
– фатализм – эмоциональное восприятие мира
– рационализм – индивидуализм
3. Образ мира, ориентированный на тотем, на деяния «великого предка», – характерная черта культуры
– первобытного общества – постиндустриального типа
– раннегородских цивилизаций – Новой эпохи
4. Философскую базу постмодернизма составляет…
– отрицание пределов вмешательства человека в видоизменения культуры
– вмешательство человека в естественные изменения природы
– признание однообразия культуры как позитивного состояния
– осознание разнообразия и плюрализма форм жизни и культуры
5.Исключите утверждение, не соответствующее понятию модернизации…
– процесс превращения традиционного аграрного общества в общество с машинной технологией, рациональными и секулярными отношениями
– усилия отсталых и слаборазвитых стран по преодолению разрыва в уровнях развития с западными государствами
– процесс взаимного влияния культур
– комплекс прогрессивных изменений начавшихся с XVI века на Западе
6.Активность, либеральность, эвдемонизм и утилитаризм, большое разнообразие и лабильность норм социального поведения, предприимчивость, упрощение всякого рода ритуальности и быстрое расшатывание традиций, отражает этические установки…….культуры.
– западной – восточной – массовой – национальной
7. Западной культуре присуще такие черты, как…
– достижение гармонии с природной средой, коллективизм
– активное технико-технологическое преобразование мира, традиционность
– интуиция, вживание в мир, неподвижность
– индивидуализм, рациональность, активное технико-технологическое преобразование мира
8. Признанными художественными методами постмодернизма являются…..
– системные построения – отрицание коллажа
– отрицание иронии – компиляция и цитирование культурных образцов
9.Как показывает историческая практика, глобализация зачастую сопровождается возвратом к традиционалистскому стилю поведения, когда на первом месте оказывается….
– стремление к максимальной самореализации
– этническая обособленность
– стремление получать удовольствие от жизни
– индивидуальная, личностная позиция
10.Представление о природе как мастерской, где человек является полным хозяином и может преобразовать природный «материал» по своему желанию, характерно для …
– античности – китайского общества
– японского общества – западноевропейского общества ХVIII — ХIХ вв.
11. Особенностью западного типа культуры является…
– самоизоляция человека от внешнего мира
– страсть к самоанализу и самоуглубленность
– вера в безграничные возможности человека
– подавление индивидуального «Я»
12.Формирование глобальной культуры произошло в…
– римскую эпоху – эпоху средневековья
– в конце ХХ века – эпоху эллинизма
13.Французский ученый, возвестивший возвращение человека в лоно природы, это –…
– К. Леви-Строс – А. Камю – П. Гольбах – Ж.Ж. Руссо
15.Характерной чертой современной эпохи является…
– всеобщая американизация
– выравнивание уровня развития культур
– унификация самобытных и локальных своеобразных культур
– стирание различий между культурами и их национального своеобразия
16. Для человека западной культуры не характерно…
– стремление познать и преобразовать окружающий мир
– признание свободы как одной из высших ценностей
– подчинение своих интересов интересам общины
– стремление к самореализации в реальной жизни
17.В античный период цивилизация рассматривалась как…
– форма существования гражданского общества
– технический способ выживания человека
– неорганическое состояние культуры
– степень развития личности и межличностных отношений
18. Для европейской культуры характерно представление о бесконечности….
– познания – природы – бога – самосовершенствования
Креативные задания:
Составить диаграмму основных стилевых направлений искусства западной Европы.
Тема 8. Культура, личность и общество
Индивидуальная культура личности.
Социализация и её типы.
Мода как понятие культуры.
Физическая культура и красота.
Богатство и деньги как культурологические ценности.
Вопросы для самопроверки
1. Сформулируйте понятия «человек», «индивид», «личность».
2.Что такое субкультура?
3.Какие примеры субкультуры вы можете привести?
4. Что такое «социальность»?
5.Что такое «социальная система», «социальное пространство»?
6. Какие функции выполняет время в культуре?
7.Кому принадлежит афоризм «Время – деньги»? Приведите аналогичное по смыслу высказывание древнегреческого философа Теофраста.
8.Что такое городская культура?
9. Какие противоречия возникают в современной городской культуре?
10. Как вы понимаете выражение «общество невозможно без культуры»?
Тестовый материал
1. В чем состоит сущность стабильности личностной культуры?
– в постоянном расширении круга ценностей
– в культурной замкнутости
– в достижении душевного комфорта
– в постоянном стремлении изменить мир вокруг себя и других
2. Основным субъектом культуры является:
– личность – общество – этнос – индивид
3. Передача от поколения к поколению знаний, ритуалов, значений, артефактов является….
– предназначением каждого человека
– естественным процессом развития общества
– обязанностью государства – функцией культуры
4.Первичной причиной изменений в культуре является…
– общественный ответ – конфликт между поколениями
– экономический кризис – общественный вызов
5. Правила, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность
– смысл – норма – закон – ритуал
6. Что обеспечивает стабильность общественной культуры?
– стабильность составляющих ее личностей
– наличие социально-культурного прогресса
– наличие диссидентского движения
– наличие стагнации в обществе
7.Под воспроизводством культуры понимают…
– усвоение культурного опыта – изменчивость культурных явлений
– трансляцию культуры посредством социализации и инкультурации молодого поколения
– процесс адаптации способов обмена информаций к новым условиям
8.Что является фактором культурной нестабильности?
– приобщение к массовой культуре – культурные контакты
– декомпенсация эмоционально-ценностной ориентации
9. Что является характерным для массовой культуры?
– доступность практически для любого человека
– низкий интеллектуальный уровень
– компенсаторный характер
– поиск духовных и нравственных истин;
10. Что является основным противоречием культуры общества?
– народная культура – массовая культура
– культура кружков – культура партий
– культура личности – официальная культура
– массовая культура – элитарная культура
11.Кто создает контркультуру?
– народ – интеллигенция
– правящие структуры – представители субкультур
12. Какое свойство является фактором стабильности для молодых культур?
– прогрессивность – регрессивность
– консервативность – стагнационность
13.Введение человека в систему разделения труда, знакомство с политическими и социальными нормами, знакомство с языками социальной коммуникации – это…
– инкультурация – самоидентификация
– воспитание – социализация
Креативные задания:
Ессе по теме: «Я и культура».
Тема 9. Социодинамика хх века и глобальные проблемы современности
Виды глобальных проблем.
Причины возникновения глобальных проблем.
Глобализация и культура.
Вопросы для самопроверки
1.Что такое глобализация?
2.В чем состоит особенность «черной» глобализации?
3. В чем состоит суть идеи «единства многообразия»? Где она применяется?
4.Что такое негритюд?
5. Что такое космизм?
6.В каком докумкнте были зафиксированы ценности современной политической культуры?
7.В чем причины возникновения и сущность ноосферной культуры?
8. Перечислите наиболее острые глобальные проблемы современности.
9. Совместимы ли локальные цивилизации и современное глобальное развитие?
Тестовый материал
1.В современных условиях приоритетное внимание в области межнациональных отношений следует уделить…
– внедрению модели жесткого администрирования на всех уровнях общественной системы
– разработке технологий функционирования многопартийной системы
–выработка принципов и норм социальной солидарности и культурной идентичности неконфронтационного типа
– выработке представлений об особом типе технически эрудированной личности
2.Характерной чертой современной эпохи является…
– всеобщая американизация
– выравнивание уровня развития культур
– унификация самобытных и локальных своеобразных культур
– стирание различий между культурами и их национального своеобразия
3.Культура, максимально отражающая в самосознании природу национального характера и психологии, называется…
– политической – аутентичной – анклавной – адаптивной
4.Глобальная культура характеризуется…
– сохранением культурной самобытностью этносов
– нивелированием культурных различий этносов и регионов
– усилением культурных различий этносов и регионов
– укреплением традиций
5. Направление общественной мысли, утверждающее исключительность исторических судеб Африки и особую роль негритянской культуры в развитии человечества…
– негритюд – этноцентризм – сепаратизм – америкоцентризм
6. Как показывает историческая практика, глобализация зачастую сопровождается возвратом к традиционалистскому стилю поведения, когда на первом месте оказывается….
– стремление к максимальной самореализации – этническая обособленность
– стремление получать удовольствие от жизни
– индивидуальная, личностная позиция
7.Исключите утверждение, не соответствующее понятию модернизации…
– процесс превращения традиционного аграрного общества в общество с машинной технологией, рациональными и секулярными отношениями
– усилия отсталых и слаборазвитых стран по преодолению разрыва в уровнях развития с западными государствами
– процесс взаимного влияния культур
– комплекс прогрессивных изменений начавшихся с XVI века на Западе
8. В культуру культурогенеза не входит такой частный процесс, как…
– развитие культурных межэтнических общностей
– осмысление людьми своих интересов и потребностей
– формирование новых культурных систем человеческих сообществ
– генезис культурных форм и норм
9. Глобализация предполагает…
– сохранение цивилизационных различий – унификацию
– культурную замкнутость – индивидуализацию
10. Основной причиной культурной изменчивости является…
– увеличение численности человеческих коллективов
– адаптация к внешним условиям
– социальное напряжение в обществе
– изменение природной среды
11.Формирование глобальной культуры произошло в…
– римскую эпоху – эпоху средневековья
– в конце ХХ века – эпоху эллинизма
12. Под культурным процессом понимают…
– формирование культурной политики
– некоторое событие культурной жизни – форму культуры
– типические устойчивые повторяющиеся функциональные процедуры в культуре
13.Ситуация, когда одна культурная группа, численно доминирующая или обладающая превосходящими технологическими ресурсами, уничтожает членов другой культурной группы, с которыми она вступает в контакт, носит название…
– геноцида – ассимиляции – сепарации – интеграции
Креативные задания: создать артефакт по теме: «Я – творец современности».