Контрольные материалы

Д.В. Ларкович

И ЗАДАНИЯ

ПО КУРСУ

История

отечественной литературы

(XIX век, часть 2)

группа 0211

СурГПУ, 2012

Художественные тексты для обязательного чтения

Чернышевский Н.Г. Что делать?

Достоевский Ф.М. Бедные люди. Белые ночи. Записки из подполья. Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Братья Карамазовы. Пушкин (очерк).

Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда. Запечатленный ангел. Очарованный странник. Левша.

Гаршин В.М. Четыре дня. Трус. Происшествие. Ночь. Художники. То, чего не было. Attalea princeps. Красный цветок. Сигнал.

Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Хаджи Мурат.

Чехов А.П. Толстый и тонкий. Тоска. Ванька. Смерть чиновника. Хамелеон. Палата № 6. Анна на шее. Ионыч. Человек в футляре. Крыжовник. Черный монах. Дама с собачкой. Студент. Скрипка Ротшильда. Дядя Ваня. Три сестры. Чайка. Вишневый сад.

Коллоквиум Роман н.Г. Чернышевского «Что делать?»

  1. Жанровое своеобразие романа; его синтетический характер.
  2. «Старый мир» в изображении Чернышевского. Смысл полемики автора с «проницательным читателем».
  3. «Новые люди» и проблема положительного героя в романе. Теория «разумного эгоизма» как нравственного кодекса «новых людей».
  4. Проблема эмансипации женщины в романе.
  5. Революционное преобразование жизни — эффективный путь к обществу социальной гармонии. Рахметов как тип «особого человека».
  6. Социальный идеал Чернышевского. Символика снов Веры Павловны.
  7. «Тайнопись» Н.Г. Чернышевского. Эзопов язык романа. Смысловая роль главы «Перемена декораций».

ЛИТЕРАТУРА

8 стр., 3805 слов

Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком ...

... проблемы восприятия человека человеком в медицине; 2. изучить особенности профессии медика в системе «человек-человек»; 3. определить особенности восприятия человека человеком в профессиональной деятельности медицинского работника. Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком ...

  1. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. – М., 1996. – С.148-183.
  2. Вердеревская Н.А. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». – М., 1982.
  3. Наумова Н.Н. Николай Гаврилович Чернышевский. – Л., 1974. – С.117-135.
  4. Покусаев Е.И. Н.Г. Чернышевский. – М., 1976. – С.141-178.
  5. Пинаев М.Т. Н.Г. Чернышевский-романист и «новые люди» в литературе 60-70-х годов // История русской литературы в 4-х т. Т.3. – Л., 1982. – С.80-108.

Практическое занятие № 1 Роман ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

ПЛАН

  1. История создания романа; эволюция замысла.
  2. Основные принципы структурной организации художественного мира романа (при ответе необходимо учитывать материалы исследования М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» и статью В.Н. Топорова «О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления»).
  3. Диалог идей в романе. Параллелизм образов Раскольникова, Лужина, Разумихина, Свидригайлова, Порфирия Петровича, Сонечки Мармеладовой. Образ Петербурга (ответ проиллюстрировать цитатами из романа).
  4. Смысл понятий «преступление» и «наказание» в идейной структуре романа. Как, на ваш взгляд, соотносятся между собой «преступления» Раскольникова, Лужина, Свидригайлова, Мармеладова, Сонечки?
  5. Евангельский контекст романа (образ креста, притча о воскрешении Лазаря, мотив искупительной жертвы, мотив покаяния и др.).

    Проиллюстрировать цитатами из Евангелия и текста романа.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М.,1984.

  2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972. – С.130-169 (глава «Идея у Достоевского»).
  3. Ковач А. Поэтика Достоевского. – М., 2008.
  4. Кожинов В.В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского // Три шедевра русской классики. – М., 1971. – С.107-186.
  5. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. – М., 1995. – С.193-211.
  6. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX веков. – М., 1999. – С.217-237.

Занятие № 2 Роман ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

  1. «Братья Карамазовы» как итог и обобщение творческих исканий Ф.М. Достоевского.
  2. Своеобразие организации художественного мира (поэтика) романа (особенности жанра, сюжета, композиции, хронотоп, повествовательная структура и др.).
  3. Природа семейного конфликта в романе. Христианский контекст этого конфликта.
  4. Идеологическая полифония в романе (Дмитрий, Иван, Алёша, Смердяков, старец Зосима и др.).
  5. Роль «Легенды о Великом инквизиторе» в идейной структуре романа (указанную работу В.В.

    6 стр., 2956 слов

    Презентация на тему: Освобождение от наказания

    ... менее половины срока наказания, назначенного затяжкое преступление; •не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее ... частью седьмой настоящей статьи; •не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления противполовой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие ...

    Розанова законспектировать).

  6. Женские образы в романе (Грушенька, Катерина Ивановна и др.).
  7. Символический характер образа детства в романе (проиллюстрировать цитатами из текста романа):
  • детские персонажные образы (Илюша Снигирев, Коля Красоткин, Лиза Хохлакова и др.);
  • коллекция «анекдотов» Ивана Карамазова;
  • сон Мити в Мокром («Отчего дитё плачет?»);
  • речь Алеши у Илюшечкиного камня.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999. С. 207–226.
  2. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». – Л., 1977.
  3. Волынский А.Л. Человекобог и Богочеловек // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. – М., 1990. – С. 74-85.
  4. Ковач А. Поэтика Достоевского. – М., 2008.
  5. Розанов В.В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях. – М., 1996. – С. 11-113.
  6. Фокин П.Е. Поэма «Великий инквизитор» и футурология Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Т.12. – СПб., 1996. – С. 190-200.
  7. Щенников Г.К. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» как явление национального самосознания. – Челябинск, 1996.

Аудиторная контрольная работа № 1 Черты художественного стиля ф.М. Достоевского (2 часа)

ЗАДАНИЕ № 1. Проанализировать предложенный отрывок из произведения Ф.М. Достоевского по плану:

  1. охарактеризовать черты индивидуального авторского стиля предложенного отрывка, имея в виду:
  • предмет изображения и художественные средства его воплощения;
  • субъектно-речевую организацию текста;
  • лексический состав и интонационную специфику художественной речи;
  • способы организации художественного пространства и времени в тексте;
  • сделать вывод об особенностях художественной картины мира, воссозданной в данном отрывке;
  • ориентируясь на стилевые особенности художественного текста, сделать вывод о его принадлежности к тому или иному литературному жанру;
  • атрибутировать отрывок (определить его название).

ЗАДАНИЕ № 2.Письменно ответить на один из указанных преподавателем вопросов:

9 стр., 4441 слов

Философский роман Достоевского Братья Карамазовы

... принесет много плода».     Таким образом, эпиграф к роману Достоевского «Братья Карамазовы» является концентрацией идейного смысла романа, повествующего о возможности нравственного возрождения и спасения человека ... и в художественном отношении является наиболее гениальным у Достоевского, Братья Карамазовы, а в этом романе выбрать самую Яркую в философском отношении точку - ...

  1. Основные структурно-типологические признаки русского романа второй половины XIXвека.
  2. Почвенничество как оригинальная социокультурная концепция; круг её идеологов и основные идейные положения. Очерк Ф.М. Достоевского «Пушкин».
  3. Жанровое своеобразие ранней прозы Ф.М. Достоевского. Проблема личности в романе «Бедные люди». В.Г. Белинский о романе.
  4. Черты стилевого своеобразия повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Место повести в процессе творческой эволюции писателя.
  5. Исповедальная структура повести «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского. Смысл идеи «подпольного человека». Полемика с Н.Г. Чернышевским.
  6. Жанровая природа «полифонического» романа Ф.М. Достоевского. Особый тип романного героя-идеолога (на материале романа «Преступление и наказание»).
  7. Смысл понятий «преступление» и «наказание» в идейной структуре романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Евангельский контекст романа.
  8. Образная система и проблематика романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Идейная концепция главного героя как организующее начало романа.

    Проблема красоты в романе.

  9. Поэтика и проблематика романа «Бесы» Ф.М. Достоевского. История создания, символика заглавия и пророческий смысл романа. Трагедия свободы и своеволия.
  10. Художественный мир романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Природа семейного конфликта и его христианский контекст.
  11. Идеологическая полифония в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». В.В. Розанов о роли «Легенды о Великом инквизиторе» в идейной структуре романа.
  12. Роль женских образов в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Символический характер образа детства в романе.

Рекомендуемая литература

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972.
  2. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М., 1984.
  3. «Бесы»: антология русской критики // Достоевский Ф.М. Бесы. – М., 1996.
  4. Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. – М., 1997.
  5. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». – Л., 1977.
  6. Ветловская В.Е.

    14 стр., 6991 слов

    Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» в литературном контексте 1840-х годов

    ... Ч. III. Цвет).   № 3. «Фантастический» роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: Спасла ли мир красота? I. ... Родиона Раскольникова: Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание». М., 1986 (Ч.1. Образы и проблематика). 2. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского. М., 1979 ( ...

    Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». – Л., 1988.

  7. Достоевский. Материалы и исследования. Т.1-15. – Л., СПб., 1974-1999.
  8. Захаров Н.В. Система жанров Достоевского. – Л., 1985.
  9. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М., 1986.
  10. Кожинов В.В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского // Три шедевра русской классики. – М., 1971.
  11. Кэнноскэ Накатура. Чувство жизни и смерти у Достоевского. – М., 1997.
  12. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. – М., 1995. С.5-350.
  13. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М., 1995.
  14. О Достоевском: творчество Достоевского в русской мысли. – М., 1990.
  15. Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Достоевского. – М., 1981.
  16. Русские эмигранты о Достоевском. – СПб., 1994.
  17. Сараскина Л.И. «Бесы»: роман-предупреждение. – М., 1990.
  18. Сараскина П.Н. Ф. Достоевский. Одоление демонов. – М., 1996.
  19. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. – М., 1995. С.193-211.
  20. Щенников Г.К. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» как явление национального самосознания. – Челябинск, 1996.

Учебная конференция по теме «творчество ф.М. Достоевского»

Методические рекомендации.

Конференция проводится в форме телевизионного ток-шоу. Все студенты группы предварительно распределяют роли его участников в следующем составе:

  • ведущие – 2 человека;
  • гости в студии (специалисты по изучению творчества Ф.М. Достоевского) – 5 человек;
  • независимые эксперты – 2 человека;
  • заинтересованная аудитория – все остальные студенты группы.

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

  1. Чем привлекает творчество Ф.М. Достоевского современного читателя?
  2. Что нового внес Достоевский в русскую литературу с точки зрения понимания и изображения человека?
  3. В чем секрет привлекательности «маленьких людей» из ранней прозы Достоевского (Макар Девушкин, Варя Доброселова, мечтатель)?
  4. В чем выражается противоречивая сущность личностной свободы в понимании «подпольного парадоксалиста» (по повести «Записки из подполья»)?
  5. Почему романы Достоевского называют «великим Пятикнижием» по аналогии с 5-ю основными книгами Ветхого Завета?
  6. Что общего в образах «бунтующих» героев романов Достоевского (Родиона Раскольникова, Ипполита Терентьева, Николая Ставрогина, Ивана Карамазова)?
  7. Почему образ «положительно прекрасного человека» кн. Мышкина представлен в романе, названном «Идиот»? Почему в этом образе сочетаются величие и беспомощность?
  8. Почему женские образы романов Достоевского (Дуня Раскольникова, Соня Мармеладова, Настасья Филипповна, Аглая Епанчина, Катерина Ивановна, Грушенька и др.) неизменно противоречивы в своей сущности?
  9. Какова смысловая роль детских образов в творчестве Достоевского и что означает решение Мити Карамазова «пострадать за дитё»?
  10. Какие чувства лично в Вас как в читателе пробуждает творчество Ф.М. Достоевского (надежду, отчаяние, страх, человеколюбие, отвращение, укрепляет веру, обостряет любовь к жизни и т.п.)? Какое из определений для Вас ближе «жестокий талант» (Н.К. Михайловский) или «провидец духа» (Д.С. Мережковский)?

Примечания: Все участвующие в обсуждении вопросов могут (и должны!) использовать цитаты из произведений Ф.М. Достоевского для подтверждения своих доводов. В ходе разговора могут быть представлены фрагменты их киноэкранизаций. Не забывайте, что форма популярной телепередачи не должна снижать профессионального (!) уровня обсуждения вопросов. Наибольшее количество баллов набирает тот студент, который:

15 стр., 7087 слов

Повесть ‘Детство’ Л.Н. Толстого (психология детского ...

... понять, какова роль метода «диалектика души» в произведении «Детство». Задачи курсовой работы: рассмотреть жизнь Л.Н. Толстого; сделать анализ художественного текста; определить качественные характеристики метода ... г. Николай Ильич семнадцатилетним юношей, несмотря на ужас, страх и бесполезные уговоры родителей, определился в воинскую службу адъютантом к князю Андрею Ивановичу Горчакову, участвовал ...

  1. активно участвует в обсуждении;
  2. компетентно участвует в обсуждении.

Максимально: 10 баллов (но возможно начисление дополнительных баллов за особый личный вклад в проведение учебной конференции).

Студент, не принимавший участие в обсуждении (в том числе отсутствовавший на занятии) проходит индивидуальное собеседование по содержанию всех произведений Достоевского, указанных в основном списке текстов для обязательного чтения.

Домашняя контрольная работа по теме «Художественные особенности рассказов н.С. Лескова и в.М. Гаршина» Объект исследования: одно из произведений указанных авторов по выбору преподавателя:

Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда. Запечатленный ангел. Очарованный странник. Левша.

Гаршин В.М. Четыре дня. Трус. Происшествие. Ночь. Художники. То, чего не было. Attalea princeps. Красный цветок. Сигнал.

Задание

  1. Дать краткую справку об истории создания указанного произведения.
  2. Охарактеризовать повествовательную структуру произведения (формы повествования, образ рассказчика, система точек зрения).
  3. Определить основные сюжетообразующие факторы произведения. Что, на ваш взгляд, лежит в основе событийной коллизии и что является центральным событием? Чем обусловлена логика художественного повествования?
  4. Дать развернутую характеристику образной системы повести (рассказа).

    10 стр., 4867 слов

    Поэтическая семантика женских образов в прозе А.П. Чехова

    ... русских женщин, которые стали достоянием мировой литературы. Женские образы в рассказах Чехова К концу XIX века, времени, когда Чехов создавал свои произведения, «женская тема» стала одной из ... частью там и остающихся» . В.В.Воровский называл героев Чехова «лишними людьми», «эпигонами поколений, сыгравших в свое время крупную историческую роль», выделяя как доминирующую черту «мелочность идеалов и ...

    За счет каких средств создается персонажный образ?

  5. Проанализировать пространственно-временную организацию текста. Какова роль пространственно-временных характеристик в реализации авторского замысла?
  6. Охарактеризовать черты стилевого своеобразия произведения.
  7. Очертить смысловое поле заглавия текста (если возможно, указать на множественность смысловых значений, заключенных в заглавии).
  8. Сделать вывод о месте данного произведения в художественной системе писателя (Лескова, Гаршина).

Литература

Лесков Н.С.

  1. Андреева Г.Т. Творчество Н.С. Лескова. – Иркутск, 1992.
  2. Аннинский Л. Лесковское ожерелье. – М., 1982.
  3. В мире Лескова: Сборник / Сост. В.А. Богданов. – М., 1983.
  4. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. – М., 1979.
  5. Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. – Л., 1988.
  6. Лесков и русская литература: Сборник. – М., 1988.
  7. Мосалева Г.В. Поэтика Н.С. Лескова. – Ижевск, 1993.
  8. Семенов В.С. Николай Лесков. Время и книги. – М., 1981.
  9. Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. – Л., 1978.
  10. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. – М., 1974.
  11. Тюхова Е.В. О психологизме Н.С. Лескова. – Саратов, 1993.
  12. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. – М., 1977. – Гл.9.

Гаршин В.М.

  1. Аверин Б.В. Всеволод Гаршин // История русской литературы. В 4-х т. Т.4. – Л., 1983. – С.123-142.
  2. Бялый Г.А. В.М. Гаршин. – Л., 1969.
  3. Латынина А.Н. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. – М., 1986.
  4. Порудоминский В.И. Грустный солдат, или жизнь Всеволода Гаршина. – М. 1986.
  5. Поэтика В.М. Гаршина. – Челябинск, 1990.

Занятия № 3-4 Роман л.Н. Толстого «Война и мир»

  1. Творческая история «Войны и мира». Основные этапы эволюции замысла в связи с идейной эволюцией писателя.
  2. Смысл названия книги. Принцип эпического обобщения, проявившийся в названии.
  3. Способ преображения эпопейного и романного начал; их противоречивый синтез как жанровое своеобразие «Войны и мира».
  4. Роль основной эпической ситуации книги («свобода, соединенная с катастрофой; великим кризисом») в композиции произведения:
  • Почему книга начинается со сцены в салоне А.П. Шерер и почему герои говорят по-французски? Есть ли ещё в романе эпизоды с обилием французской речи? Какова их смысловая связь?
  • Как в сценах охоты, святок, проигрыша Николая и пения Наташи, спора князя Андрея и Пьера в Богучарове проявляется основная эпическая ситуация книги? Что здесь в способе изображения от эпопеи?
  1. Характер трансформации в «Войне и мире» романной проблемы «героя времени». Показать, как в течение жизни отражается в судьбах героев Толстого, как идет борьба личного и родового:
  • единый принцип обрисовки героя у Толстого; смысл духовной эволюции князя Андрея к «другим» родовым ценностям жизни. Почему судьба разводит его с Наташей?
  • Пьер Безухов как «свободный» герой, смыкающий различные смысловые сферы романа;
  • природа внутренней жизнестойкости Наташи Ростовой; её освобождающее действие на людей; Наташа Ростова как эпический характер. Почему историю неудавшегося побега Наташи с Анатолем Курагиным Толстой назвал «узлом, самым важным местом» романа?
  1. Образы Наполеона и Кутузова как семантическая антитеза личного и родового; толстовское решение вопроса об истинной и мнимой личности:
  • синтез житейского и исторического; эпический принцип взаимоотражения (контраста) образов;
  • всемирно-историческое противоречие «буржуазного человека» и героя — выразителя «правды народного целого».

Литература

  1. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» // Три шедевра русской классики. – М.,1971. – С.7-106.
  2. Бычков С. Л.Н. Толстой. Очерк творчества. – М., 1954. – С.125-236.
  3. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – М., 1999. – С.267-400.
  4. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. – М., 1988.
  5. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. – М.,1978. – С.75-160.
  6. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX вв. – М., 1999. – С.290-304.

Занятие № 5 Повесть л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»

ПЛАН

4 стр., 1732 слов

21. Жанрово-стилевое своеобразие романа-эпопеи Л.Толстого Война и мир

... человеческих характеров мировая литература не знает ничего равного. "Что такое "Война и мир"? — писал Толстой по поводу формы своего произведения. — Это ... замысла:1856 → 1825 → 1812 → 1805. Толстой говорит о решающей роли народа в ист. процессе. Он поставил перед собой ... народная» в «Войне и мире» равно выразилась в определении Толстым роли на­рода как движущей силы истории, признания важности его ...

  1. Почему автор сначала сообщает о смерти Ивана Ильича, описывает его похороны, и лишь после этого следует рассказ о жизни героя? Установите роль автора-повествователя в создании образа Ивана Ильича:
  • раскрыть оценочность авторского слова, как бы всесторонне освещающего героя;
  • роль прямых авторские характеристики основных моментов жизни Ивана Ильича;
  • как осуществляется возможность авторского проникновения во внутренний мир героя?
  • Проследить, как изменяется метод ведения рассказа от начала к концу повести. Что и в какой форме сообщает автор о жизни Ивана Ильича до болезни?
  • Когда слово предоставляется самому герою, когда появляется т.н. «внутренний монолог»? Как это связано с характером героя, с его внутренними метаморфозами?
  • Осмыслить художественную логику изображения жизни Ивана Ильича в конце повести, как бы заново пережитой умирающим.
  • Проследить закономерность в появлении, а также в изображении людей, окружающих Ивана Ильича, по ходу развития сюжета. Какой это имеет смысл?
  • Почему мужик Герасим появляется только в начале и в конце повести, какую роль этот образ играет в идейной структуре текста?

Литература

  1. Донсков А. «Драматическое присутствие» в повести Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Русская литература. – 1993. – № 3. – С.149-154.
  2. Лебедев Ю.В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении Л.Н. Толстого // Литература в школе. – 1991. – № 1. – С.2-15.
  3. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. – М., 1996. –С.307-318.
  4. Маймин Е.А. Лев Толстой. – М., 1978. – С.151-157.
  5. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. – М., 1978. –С.239-248.
  6. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX вв. – М., 1999. – С.321-337.

Аудиторная контрольная работа № 2 Художественная проза л.Н. Толстого (2 часа)

Задание. Проанализировать предложенный отрывок из произведения Л.Н. Толстого по плану:

12 стр., 5655 слов

Новаторство Чехова-драматурга (на примере пьесы «Вишневый сад»)

... литературе: например «Синяя птица» Метерлинка тоже абсолютно неклассическое произведение драматического толка. В нашей стране этот поиск олицетворял Чехов. В нашем исследовании мы рассмотрим новаторство Чехова ... поддерживаемой многими легенды о бессобытийности рассказов Чехова. Второй источник -- в стиле, ... планы» («Дым», гл. VII). Для Толстого обычны предуготовления другого толка -- подчеркивающие ...

  1. атрибутировать отрывок (определить его название и жанр);
  2. охарактеризовать черты индивидуального авторского стиля предложенного отрывка, имея в виду:
  • предмет изображения и художественные средства его воплощения;
  • субъектно-речевую организацию текста;
  • лексический состав и интонационную специфику художественной речи;
  • способы организации художественного пространства и времени в тексте;
  • сделать вывод об особенностях художественной картины мира, воссозданной в данном отрывке;
  1. определить смысловую и композиционную роль предложенного фрагмента в структуре всего художественного произведения;
  2. охарактеризовать проблематику всего произведения, определив его тему, идею, характер конфликта, смысл заглавия и т.п.;
  3. отметить художественные особенности данного произведения;
  4. уточнить место данного произведения в художественной системе Л.Н. Толстого.

Рекомендуемая литература

  1. Арденин Н.Н. Л. Толстой и его герои // Мастерство русских классиков. – М., 1969.
  2. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. – М., 1978.
  3. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. – М., 1981.
  4. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» // Три шедевра русской классики. – М., 1971.
  5. Бычков С. Л.Н. Толстой. – М., 1954.
  6. В мире Толстого. Сб. ст./ Сост. С. Машинский. – М., 1978.
  7. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественные и этические искания. – Л., 1981.
  8. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. – Л., 1971.
  9. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». – Л., 1973.
  10. Донсков А. «Драматическое присутствие» в повести Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Русская литература. – 1993. – № 3. – С.149-154.
  11. Жданов В.А. От «Анны Карениной» к «Воскресению». – М., 1967.
  12. Камянов В.И. Поэтический мир эпоса: О романе Л. Толстого «Война и мир». – М., 1978.
  13. Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого: Истоки. Традиции. – М., 1983.
  14. Кузина Л.Н., Тюнькин К.И. «Воскресение» Л.Н. Толстого. – М., 1978.
  15. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. – М., 1988.
  16. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. – М., 1989.
  17. Ломунов К.Н. Эстетика Льва Толстого. – М., 1972.
  18. Лурье Я.С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века. – СПб., 1993.
  19. Маймин Е.А. Лев Толстой. – М., 1978.
  20. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. – Новосибирск, 1978.
  21. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1987.
  22. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Историко-функциональное исследование. / Отв. ред. К.Н. Ломунов. – М., 1991.
  23. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. – М., 1959.
  24. Сергиенко А.П. «Хаджи-Мурат» Льва Толстого. – М., 1983.
  25. Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория Л. Толстого: Наблюдения и раздумья. – М., 1983.
  26. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983.
  27. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. – М.,1978.

Учебная конференция по теме «проблема поиска жизненных ценностей в творчестве л.Н. Толстого»

Методические рекомендации.

Конференция проводится в форме телевизионного ток-шоу. Все студенты группы предварительно распределяют роли его участников в следующем составе:

  • ведущие – 2 человека;
  • технический редактор – 1 человек;
  • гости в студии (специалисты по изучению творчества Л.Н. Толстого) – 6 человек;
  • независимые эксперты – 2 человека;
  • заинтересованная аудитория – все остальные студенты группы.

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

  1. Каким образом проявляется в произведениях Л.Н. Толстого художественный принцип, который Н.Г. Чернышевский определил как «диалектика души»?
  2. Какие факторы оказали решающее влияние на формирование жизненных приоритетов героя толстовкой трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»?
  3. В чем, по мнению Л.Н. Толстого, причина поражения русской армии в Крымской кампании 1854-1855 гг. (на материале цикла «Севастопольские рассказы»)?
  4. Каковы пути постижения «мысли народной» героями романа «Война и мир»?
  5. В чем секрет «семейного счастья» (по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина»)?
  6. Каким содержанием наполняет Л.Н. Толстой понятия «жизнь» и «смерть» в произведениях позднего периода творчества («Смерть Ивана Ильича», «Хаджи Мурат» и др.).

Примечания: Все участвующие в обсуждении вопросов могут (и должны!) использовать цитаты из произведений Л.Н. Толстого для подтверждения своих доводов. В ходе разговора могут быть представлены фрагменты их киноэкранизаций. Не забывайте, что форма популярной телепередачи не должна снижать профессионального (!) уровня обсуждения вопросов. Наибольшее количество баллов набирает тот студент, который:

  • активно участвует в обсуждении;
  • компетентно участвует в обсуждении.

Максимально: 10 баллов (но возможно начисление дополнительных баллов за особый личный вклад в проведение учебной конференции).

Студент, не принимавший участие в обсуждении (в том числе отсутствовавший на занятии) проходит индивидуальное собеседование по содержанию всех произведений Л.Н. Толстого, указанных в основном списке текстов для обязательного чтения.

Занятие № 6 «Поэтика чеховского рассказа»

ПЛАН

Теоретический вопрос: Чем обусловлены черты художественной оригинальности чеховской прозы?

Практическое задание (работа с текстом):

  1. Особенность повествовательной структуры рассказа «Тоска» (1886):
  • особенности композиционного построения;
  • «внешний» и «внутренний» ракурс повествовательного «видения» образа Ионы; система средств создания образа и характер их взаимоотношений;
  • роль диалогов в структуре рассказа;
  • специфика соотношения субъекта речи и субъектов сознания в рассказе;
  • роль сюжета и фабулы в раскрытии идеи чеховского рассказа.
  1. Анализ идейно-образной структуры рассказа «Дом с мезонином» (1896):
  • сравнительная характеристика усадеб Белокурова и Волчаниновых;
  • характер развития взаимоотношений в рамках треугольника: художник — Лида — Женя;
  • способность к диалогу участников событий;
  • кульминационное значение «идейного» спора художника и Лиды (в 3-ей главе);
  • смысл названия рассказа и роль «открытого» финала.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гейдеко В.А. А. Чехов и Ив. Бунин. – М., 1987. – С.254-339.
  2. Кузнецова М.В. Творческая эволюция Чехова. – Томск, 1978.
  3. Линков В.Л. Художественный мир прозы А.П. Чехова. – М., 1982.
  4. Семанова М.Л. Чехов-художник. – М.,1976.
  5. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л., 1987.
  6. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.
  7. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

Занятие № 7 Художественное своеобразие пьесы а.П. Чехова «Вишневый сад»

ПЛАН

  1. Творческая история «Вишневого сада». Его место в хронологической канве творчества А.П. Чехова.
  2. Своеобразие чеховского конфликта, действия, диалога. Рассмотрим образы главных персонажей как носителей внутреннего конфликтного состояния. Из чего оно возникает, как развивается? Что такое «подводное течение» в «Вишневом саде»?
  3. Как организовано время и пространство в пьесе? Случайно ли такое обилие сценических персонажей? Случайно ли в пьесе так много разговоров о прошлом и будущем, т.е. о том, что находится за пределами сценического времени? Попытайтесь интерпретировать эти особенности пьесы.
  4. Каков чеховский принцип создания драматического характера? Можно ли (если да, то в каком смысле) использовать критерии оценки «положительный» (отрицательный).

    В чём критерий авторского отношения к персонажам?

  5. Роль символов в пьесе. Какие символы вы сможете указать, как они между собой связаны? Какова художественная функция символики в пьесе?
  6. Жанровое своеобразие «Вишневого сада». Попытайтесь соотнести такие эстетические категории, как комическое и трагическое, низкое и высокое. Как соотносятся они самим Чеховым в пьесе? Что вы думаете о жанре пьесы?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П.Чехова // Азбукин В.Н., Коновалов В.Н. Русская литература XIX века: Хрестоматия литературоведческих материалов. – М.,1984. – С.358-366.
  2. Берковский Н.Я. Чехов: от рассказов и повестей к драматургии // Там же. С.366-380.
  3. Головачева А. «Звук лопнувшей струны». Непрочитанные страницы «Вишневого сада» // Литер. в школе. – 1997. – № 2.
  4. Громов М.П. О жанровой природе пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» // А.П. Чехов — великий художник слова. – Ростов, 1960. – С.3-24.
  5. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Часть III. – М.,1994. – С.80-95.
  6. Хализев В.Е. Пьеса Чехова «Вишневый сад» // Русская классическая литература: разборы и анализы. – М., 1969.

Аудиторная контрольная работа № 3 Художественная проза а.П. Чехова (2 часа)

Задание. Проанализировать предложенный отрывок из произведения А.П. Чехова по плану:

  1. атрибутировать отрывок (определить его название и жанр);
  2. охарактеризовать черты индивидуального авторского стиля предложенного отрывка, имея в виду:
  • предмет изображения и художественные средства его воплощения;
  • субъектно-речевую организацию текста;
  • лексический состав и интонационную специфику художественной речи;
  • способы организации художественного пространства и времени в тексте;
  • сделать вывод об особенностях художественной картины мира, воссозданной в данном отрывке;
  1. определить смысловую и композиционную роль предложенного фрагмента в структуре всего художественного произведения;
  2. охарактеризовать проблематику всего произведения, определив его тему, идею, характер конфликта, смысл заглавия и т.п.;
  3. отметить художественные особенности данного произведения;
  4. уточнить место данного произведения в художественной системе А.П. Чехова.

Рекомендуемая литература

  1. А.П. Чехов — великий художник слова. – Ростов, 1960.
  2. Бердников Г.П. А.П. Чехов: Идейные и творческие искания. – М., 1984.
  3. Бялый Г.А. Антон Чехов // История русской литературы. В 4-х т. Т.4. – Л., 1983. – С.177-232.
  4. В творческой лаборатории Чехова. – М., 1974.
  5. Головачева А. «Звук лопнувшей струны». Непрочитанные страницы «Вишневого сада» // Литература в школе. – 1997. – № 2.
  6. Громов М.П. Чеховиана. – М., 1990-1996.
  7. Гурвич И. Проза Чехова. Человек и действительность. – М., 1970.
  8. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. – М., 1979.
  9. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. – М., 1989.
  10. Кошев В. «Лег на диван и помер» (О чеховских сюжетах) // Литературное обозрение. – 1994. – № 11-12.
  11. Кубасов А.В. Проза А.П. Чехова. Искусство стилизации. – Екатеринбург, 1998.
  12. Кузнецова М.В. Творческая эволюция Чехова. – Томск, 1978.
  13. Линков В.Л. Художественный мир прозы А.П. Чехова. – М., 1982.
  14. Паперный З. Вопреки всем правилам… Пьесы и водевили Чехова. – М., 1982.
  15. Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. – М., 1983.
  16. Семанова М.Л. Чехов – художник. – М., 1976.
  17. Скафтымов А.П. О повестях Чехова «Палата № 6» и «Моя жизнь». К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.
  18. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л., 1987.
  19. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.
  20. Хализев В.Е. Пьеса Чехова «Вишневый сад» // Русская классическая литература: разборы и анализы. – М., 1969.
  21. Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. – Даугавпилс, 1976.
  22. Чеховские чтения в Ялте. – М., 1973-1994.
  23. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.
  24. Чудаков А.П. Мир Чехова: Становление и утверждение. – М., 1986.

Учебная конференция по теме «проблема отчуждения человека в творчестве а.П. Чехова»

Методические рекомендации.

Конференция проводится в форме телевизионного ток-шоу. Все студенты группы предварительно распределяют роли его участников в следующем составе:

  • ведущие – 2 человека;
  • технический редактор – 1 человек;
  • гости в студии (специалисты по изучению творчества А.П. Чехова) – 7 человек;
  • независимые эксперты – 2 человека;
  • заинтересованная аудитория – все остальные студенты группы.

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

  1. Какое место в ряду русской литературной классики занимает творчество А.П. Чехова?
  2. Почему в ранний период творчества А.П. Чехов сосредоточен исключительно на создании типа «мелкого» человека (по рассказам «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон» и др.)?
  3. Как, по мнению А.П. Чехова, влияют на человека жизненные обстоятельства (по рассказам «Анна на шее», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник» и др.)?
  4. О чем тоскуют чеховские герои (по рассказам «Тоска», «Дом с мезонином», «Скрипка Ротшильда», «Дядя Ваня», «Три сестры» и др.)?
  5. В чем заключается природа безумия чеховских героев (по рассказам «Палата № 6», «Черный монах» и др.)?
  6. Возможны ли, по мнению А.П. Чехова, пути преодоления человеческого одиночества (по рассказам «Дама с собачкой», «Студент»)?
  7. Почему пьесы «Чайка» и «Вишневый сад» А.П. Чехов квалифицировал как «комедии»?

Примечания: Все участвующие в обсуждении вопросов могут (и должны!) использовать цитаты из произведений А.П. Чехова для подтверждения своих доводов. В ходе разговора могут быть представлены фрагменты их киноэкранизаций. Не забывайте, что форма популярной телепередачи не должна снижать профессионального (!) уровня обсуждения вопросов. Наибольшее количество баллов набирает тот студент, который:

  • активно участвует в обсуждении;
  • компетентно участвует в обсуждении.

Максимально: 10 баллов (но возможно начисление дополнительных баллов за особый личный вклад в проведение учебной конференции).

Студент, не принимавший участие в обсуждении (в том числе отсутствовавший на занятии) проходит индивидуальное собеседование по содержанию всех произведений А.П. Чехова, указанных в основном списке текстов для обязательного чтения.