Лениногорский филиал 2

31

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева

Лениногорский филиал

Кафедра Естественнонаучных и гуманитарных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Социология и политология

Тема:

Характеристика толпы и закономерности её поведения.

Исполнитель:

студент группы

специальность

специальность 80 502

Руководитель:

Р.Ф.Минкина,

доцент кафедры ЕНГД,

к.с.н.

Лениногорск 2013

Содержание

Введение 3

2.2. Результаты социологического исследования. 16

3. Итоги и выводы по результатам социологического исследования 18

Актуальность темы исследования. Любые нормы усваиваются обществом в процессе социализации его граждан. Социализация в условиях тоталитарного режима не способствовала усвоению норм демократического общества. В результате люди оказались очень плохо подготовленными к свободе, к которой так горячо стремились. Эта неподготовленность проявляется во всем, начиная от пассивного отношения к своим новым политическим и гражданским правам и кончая не очень высоким уровнем культуры законодательной деятельности, дебатов в наших верховных органах власти. Однако острым и опасным проявлением политической незрелости стал феномен толпы в самых разнообразных его формах. После окончания гражданской войны люди с этим явлением почти не сталкивались, а в тех редчайших случаях, когда нечто похожее возникало (включая и вполне организованные, но не санкционированные властями демонстрации), — меры принимались железной рукой без раздумий и, конечно, без огласки. Поэтому в условиях демократизации существующие структуры власти и правопорядка, сталкиваясь с явлением толпы и другими массовыми феноменами, испытывают растерянность и бездействуют, либо принимают меры с запозданием, либо действуют не теми средствами. По тем же причинам советская психологическая наука оказалась неподготовленной к анализу названных явлений и не смогла предложить своевременно практические рекомендации. Сегодня мы сами столкнулись с этим явлением, и, следовательно, нам самим предстоит его изучать, тем более что любые общие закономерности приобретают специфическую окраску в зависимости от времени, места и условий происходящих событий.

Цель исследования: изучить характеристики толпы и закономерности её поведения.

Задачи исследования: 1. Раскрыть теоретические основы толпы, её характеристики, основное свойство толпы, теории психологии. 2. Провести социологическое исследование на тему «характеристики толпы и закономерности её поведения». 3. Проанализировать социологическое исследование, сделать выводы.

Объект исследования: разновозрастное население.

Предмет исследования: поведения социума в толпе.

Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Теоретические основы характеристики толпы и закономерности её поведения.

1.1. Понятие и классификация толпы.

В обыденном языке «толпой» называют большое количество людей, находящихся одновременно в одном месте. Но нельзя назвать этим словом марширующее армейское подразделение или бойцов, организованно штурмующих (равно как и обороняющих) укрепленный пункт, публику, собравшуюся концерт, бригады, работающие на стройке, сотрудников учреждения на плановом и т. п. Терминологически не верно называть толпой и прохожих на людной городской улице. Но если произошло что-то необычное. Если ситуация развивается по какому-то из сценариев, завлекательных, драматических и даже катастрофических, может возникнуть особый социально-психологический феномен, который, при всем многообразии его форм, имеет общие черты, отличающие толпу от организованных форм социального поведения.

Толпа (др.-греч. ὄχλος — охлос) — большое скопление людей. Толпа — скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

При этом общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия положительно зависит от достижения ее другими участниками; наличие такой цели создает предпосылку для сотрудничества. Если цель каждого достигается вне зависимости от достижения или недостижения ее остальными, то взаимодействие отсутствует или оно минимально (при появлении второстепенной общности целей: например, веселее провести время в ожидании).

Наконец, если зависимость достижения одной и той же цели субъектами отрицательна, складывается предпосылка для конфликта.

В толпе цели людей всегда одинаковые, но обычно не бывают сознательно общими, а при их пересечении возникает острейшее отрицательное взаимодействие. Например, при массовой панике каждый страстно желает спастись, в стяжательной толпе каждый стремится что-то добыть, и все друг для друга являются помехой.

Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники).

Толпы играют значительную роль в истории.

В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.

По степени организации:

  • Стихийная толпа. Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.
  • Ведомая толпа — толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб (англ. flash mob) — толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая.
  • Организованная толпа. Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин «одухотворённая толпа», подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа.

По характеру поведения людей:

  • Окказиональная толпа — сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.
  • Конвенциональная толпа — толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)
  • Экспрессивная толпа— толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).
  • Экстатическая толпа — толпа, объятая экстазом.
  • Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. Включает подвиды:
    • Агрессивная толпа — людская масса, совершающая деструктивные действия.
    • Паническая толпа — толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).
    • Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности.
    • Повстанческая толпа — толпа, противодействующая властям.

1.2. Основное свойство толпы. Закономерности поведения

Несмотря на отсутствие единства в мнениях среди исследователей, к закономерностям поведения толпы чаще всего относят:

  • духовное единство или «умственную однородность»;
  • эмоциональность;
  • иррациональность.

Гюстав Лебон объяснял духовное единство толпы механизмом заражения — механического распространения аффекта от одного члена к другому по типу инфекционного заболевания. Другие исследователи, подобно Стэнли Милгрэму и Точу, полагали, что видимая психическая однородность толпы может также объясняться механизмом конвергенции: сходно мыслящие и чувствующие индивидуумы имеют тенденцию собираться вместе и объединяться в толпу. Таким образом, однородность скорее предшествует, нежели вытекает из принадлежности к толпе. Два механизма предположительно объясняют эмоциональный и иррациональный характер толпы:

  • утрата ответственности вследствие анонимности;
  • впечатление всеобщности.

В практическом плане наиболее важное свойство толпы — превращаемость: коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой. Превращения могут происходить спонтанно, т. е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями.

1.3. Теории психологии толпы.

В летописях и исторических рукописях содержится немало описаний «народных беспорядков», однако научные попытки подойти к проблеме толпы были предприняты лишь в конце XIX в. и связываются прежде всего с именем французского социолога Г. Лебона (G. Le Bon).

Теория Лебона. Взгляды Лебона связаны с его методологическими позициями в вопросе о человеке и обществе. Человек, по его мнению, «наиболее руководствуется в жизни представлениями двух родов: представлениями врожденными, т. е. биологически унаследованными от предков или возникшими под влиянием чувств, и представлениями, приобретенными или умственными». Понятие личности как сознательного человека у Лебона отсутствует, поскольку человек является, по его мнению, лишь пассивной частью толпы, которая руководствуется инстинктом и выступает как носитель «духа расы». Именно толпа, несмотря на свою иррациональность, обычно понимает и выражает интересы общества.

Лебон выделяет три основных свойства: 1. В толпе происходит уравнивание всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений и поведения, поэтому возникает однородность людей в толпе.2. Толпа интеллектуально значительно ниже индивидов, ее составляющих; она склонна к быстрым переносам внимания, легко и некритично принимает самые фантастичные слухи; легко поддается воздействию призывов, лозунгов, речей лидеров толпы. 3. Человек в толпе способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми. 4. Толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью.

Психоаналитические концепции толпы. Зигмунд Фрейд в книге «Групповая психология и анализ эго» считал, что анализ Лебона бессознательного недостаточен и нуждается в дальнейшем изучении. Система общественных отношений объяснялась Фрейдом с позиций теории либидо, составлявшем энергетическое начало в поведении людей. Побуждающая энергия либидо направляется и регулируется системой бессознательных механизмов психики, которые трансформируют общественно неприемлемые влечения в социально принятые формы их реализации. По его мнению, решающую роль играет лидер толпы, на которого направлены бессознательные чувства людей. Этим обусловливается единство толпы. Механизм идентификации участников толпы с ее лидером означает, что они отказываются от собственного супер-эго, которое обычно осуществляет контроль над их отношениями с обществом, и передают его функции лидеру. Тем самым они оказываются в полной зависимости от его решений и выполняют любое его указание. Этим объясняется и «уравнивание» индивидов, и «однородность» толпы, и способность людей совершать действия, которые индивидуально для каждого из них были бы невозможны. Важно подчеркнуть при этом, что понятие «лидер» Фрейд наполнял очень широким содержанием. В роли «лидера» может выступать, по его мнению, не только конкретный реальный человек, но и такие символические фигуры, как, например, Христос. В этом же качестве может оказаться просто лозунг, призывающий к чему-то. Поэтому толпа способна действовать и в отсутствие реального лидера.

Бихевиористская концепция толпы. Теория в виде концепции фрустрации — агрессивности была разработана Дж. Доллардом и Н. Миллером. Основной тезис этой концепции заключается в том, что фрустрация (невозможность удовлетворить какую-то потребность или желание) всегда ведет к агрессивности. И наоборот, за любым актом агрессивности скрывается фрустрация. На базе этого положения был разработан целый ряд закономерностей, позволяющих, по мнению авторов, прогнозировать степень агрессивности поведения людей в разных условиях и направленность их агрессивных действий. Однако сама идея фрустрации (точнее — социальной фрустрации) открывает правильный путь для понимания явлений массового протеста. Несколько концепций толпы носят частный характер, поскольку в качестве их основы берется одна из психологических особенностей поведения толпы, которая делается центральной и определяет весь смысл концепции. К ним можно отнести, в частности, различные варианты теории заражения. Общая их черта заключается в том, что поведение толпы объясняется лишь с помощью одного механизма — механизма заражения. Под заражением понимается распространение настроения или поведения одного участника толпы на других.

Ф. Олпорт предложил идею «кольцевой реакции», согласно которой индивид, стимулируя своим поведением другое лицо в толпе, видит или слышит реакцию другого, в результате сам стимулируется от него до еще более высокого уровня активности. Таким образом, возбуждение толпы непрерывно нарастает. К разряду частных концепций можно отнести также противоположные по своим исходным позициям теории конвергенции и «возникающих» (эмержентных) норм. Если теории заражения строятся на том, что в толпе нормальные, обычные люди подвергаются трансформации по единому образцу и благодаря этому обеспечивается однородность толпы и ее поведения, то теории конвергенции исходят из противоположного тезиса, а именно: в толпу собираются люди, уже имеющие какие-то общие качества и черты. Например, агрессивная толпа собирается из людей, обладающих склонностью к агрессивному поведению, и именно для реализации этих склонностей они и собираются в толпу.

Концепция «возникающих» (эмержентных) норм была предложена в 1957 г. Р. Тернером и Л. Киллианом и развита в 1964 г. и опирается она на исследования малых групп. Исходным для нее является положение о том, что любая группа людей, вступающих во взаимодействие, постепенно вырабатывает некоторые общие стандарты или нормы поведения, которые начинают выполнять ограничивающую и регулирующую роль. По их мнению, главным объектом исследования при изучении «коллективного поведения» должен быть процесс образования правил, норм поведения. При этом они отвергают и понятие однородности толпы, и механизм заражения. Согласно нормативной теории, в толпе всегда есть какая-то часть активно действующих лиц и масса «наблюдателей». Поведение активных лиц воспринимается как доминирующий курс действий и как бы приобретает нормативный характер, предписывающий поведение остальной части толпы. Принципиальное отличие теории возникающих норм от других теорий заключается в отказе признавать решающую роль бессознательных и эмоциональных компонентов в поведении толпы. На первый план выдвигаются когнитивные факторы. Однако при этом не учитывается, что толпа и группа — это совершенно разные социально-психологические феномены. Группа от толпы отличается хотя бы некоторой временной стабильностью, которая составляет необходимое условие формирования групповых норм, воспринимаемых на когнитивном уровне. Толпа же — явление скоротечное, и возникающие в ней нормы поведения имеют не когнитивную, а чаще всего эмоциональную и бессознательную основу.

1.4. Приемы управления и манипуляции

Различают приемы воздействия на толпу извне и изнутри. Здесь важен специфический феномен, который называют географией толпы. В толпе часто образуется свой параметр пространственной и эмоциональной неоднородности, связанный с неравномерной интенсивностью циркулярной реакции. География толпы определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние. Поэтому психологическое воздействие на толпу извне лучше нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается. Для воздействия же изнутри агентам чаще рекомендуется проникнуть в ядро, где гипертрофированны внушаемость и реактивность. Цели могут быть деструктивными, а последующая оценка действий в решающей мере определяется идеологическими установками. Еще один вариант: внимание агрессивной толпы переносится на нейтральный объект. В таком случае либо жертвой становится не тот, на кого ярость была первоначально направлена, либо толпа из агрессивной превращается в стяжательную.

Более разнообразны приемы воздействия на толпу извне. Самый известный из них — опять-таки переключение внимания на другой объект. При этом рекомендуется ориентация прежде всего на периферию. Тем самым агрессивная, конвенциональная или экспрессивная толпа превращается в одну или несколько окказиональных (или стяжательных) толп, лишая ядро эмоциональной подпитки.

Это одна из причин, почему организаторам массового мероприятия консультанты рекомендуют предусмотреть, чтобы оно по времени не совпало с каким-либо другим интересным для народа событием. Рекомендуется также заранее позаботиться о непосредственных нуждах людей в зависимости от погоды: прохладительных напитках, укрытиях от дождя, жары и т. д. В противном случае поведение толпы может стать непредсказуемым, и, скажем, паника с трагическими последствиями возникнет из-за такой мелочи, как внезапно хлынувший ливень.

Еще один комплекс приемов влияния на действующую толпу связан с использованием ритма. Удалось установить, что действующая толпа в отличие от экспрессивной аритмична, и поэтому громкий ритмический звук способствует соответствующему превращению. Но противодействие различным видам толпы требует различных ритмов. Превращению агрессивной толпы в экспрессивную (экстатическую) способствует быстрый ритм типа рока, твиста или шейка. На паническую толпу следует воздействовать ритмом иного типа.

В толпе человек теряет ощущение индивидуальности, чувствует себя безличным и потому свободным от ответственности, накладываемой ролевыми регуляторами. Вдохновляющее чувство вседозволенности и безнаказанности составляет важное условие массовидных действий. Это условие нарушается приемами деанонимизации.Некоторые американские авторы предлагали даже такой прием: в толпе снуют хмурые личности с фотоаппаратами или блокнотами, откровенно фиксирующие самых активных индивидов. На раннем этапе формирования толпы этот прием, вероятно, может кого-то отрезвить и предотвратить экстремистские действия. Тем не менее, я никогда его не рекомендовал, поскольку считаю чересчур опасным для здоровья и жизни агентов.

Но сегодня деанонимизация достигается более безопасными средствами. На крышах окружающих зданий размещаются хорошо заметные камеры и (или) высылаются мобильные группы телерепортеров. Демонстративные действия последних (с проверенными путями ухода от опасности) способствуют возвращению идентичности индивидам в толпе и снижению коллективного эффекта.

2. Социологическое исследование на тему «Закономерности поведения толпы»

2.1. Программа социологического исследования.

Постановка проблемы. Толпа представляет собой психологический феномен, возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их социальных и иных качеств и напрямую влияющий на жизнь общества. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники).

Основной задачей является прогнозирование поведения толпы, объяснение механизмов, которые приводят человека в состояние когда человек подвержен влиянию толпы. При этом не учитываются различия между отдельными членами толпы, рассматриваются явления как среднестатистические.

Объект исследования: разновозрастное население.

Предмет исследования: поведения социума в толпе.

Цель исследования: изучить характеристики толпы и закономерности её поведения.

Задачи исследования: 1. Провести социологическое исследование на тему «характеристики толпы и закономерности её поведения». 2. Проанализировать социологическое исследование, сделать выводы.

Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование группы людей, анализ результатов исследования.

Исследование проводилось при формировании выборочной совокупности, в выборку вошли 20 человек разного возраста, которые должны участвовать в исследовании. Методом сбора информации является анкетирование, разработанное в соответствии с темой исследования (Приложение 1).

2.2. Результаты социологического исследования.

Выборочная совокупность равна 20 человек: 10 человекженского пола и 10 человекмужского. Проводится выборочное исследование при помощи анкетирования. Бланк анкеты представлен в Приложении 1.

Результаты исследования

Анализ данных (путем составления многомерных таблиц), полученных в ходе анкетирования.

1. Ваш возраст:

Пол

Ж

М

1

а) 18−30 лет

3

4

2

б) 31−45 лет

5

3

3

в) 46−60 лет

2

3

2. Испытываете ли вы неудобство в местах большого скопления людей?

Варианты ответов

Количество ответов

1

а) испытываю

7

2

б) да, если собравшиеся мне малознакомы

10

3

в) нет

3

3. Участвуете ли вы в выборах?

Варианты ответов

Количество ответов

1

а) да

7

2

б) участвую, но считаю мой голос малозначимым

11

3

в) принципиально не участвую

2

4. Выбирая лидера в группе, по каким критериям вы голосуете?

Варианты ответов

Количество ответов

1

а) проголосую как большинство

9

2

б) по личным качествам лидера и его вкладу в группу

8

3

в)проголосую против всех

3

5. Вы считает себя общительным и коммуникабельным человеком?

Варианты ответов

Количество ответов

1

а) нет

3

2

б) только со знакомыми

8

3

в) да, я легко схожусь с людьми

9

6. Оказавшись в чрезвычайной ситуации, вы:

Варианты ответов

Количество ответов

1

а) направлюсь туда, куда идут остальные

3

2

б) буду спасаться сам, покидая это место

8

3

в) останусь на месте, буду ждать указаний

9

3. Итоги и выводы по результатам социологического исследования

Попадая в толпу, индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть совершенно не свойственны ему как индивиду. Появление этих свойств определяет его поведение в толпе.

Свойства человека толпы: 1) пониженный самоконтроль — снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения и возрастает зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию;

2) потеря индивидуальности и единение человека с толпой — люди в толпе постепенно утрачивают индивидуальные цели и намерения, происходит уравнение их психологических проявлений, их поведение становится похожим друг на друга. Индивиды, составляющие толпу вне зависимости от их образа жизни, занятий, характера и мыслительных способностей превращаясь в толпу образуют коллективную душу, заставляющую их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Толпа как система, состоящая из отдельных элементов (индивидов), объединенных вместе приобретает те качества, которые не были свойственны ни одному её элементу (индивиду) в отдельности;

3) бездуховность — приобретая коллективную душу, человек как бы теряет свою;

4) инстинктивность — преобладание инстинктивных желаний над волей, чему в немалой степени способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. Наблюдается социальная деградация личности; 5) анонимность — индивидуальность человека теряется в «безликой массе», человек как бы оказывается в толпе безымянным. Анонимность создает ложное ощущение независимости от каких-либо связей, его руки «развязываются»; 6) безответственность — утрата чувства ответственности, являющегося сдерживающим началом для индивида;

7) неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями; 8) снижение интеллектуальных качеств личности — толпа как бы уравнивает интеллект всех входящих в неё личностей взятых вне толпы; 9) не критичность мышления — воспринимаемая информация и собственное поведение индивида оцениваются им по заниженным нормам; 10) особенности переработки информации человека толпы заключаются в том, что он легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, приэтом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи; 11) бессознательность — в толпе происходит растворение сознательной личности. Человек толпы действует, не осознавая истинных мотивов опасности, жестокости, несправделивости и ужасности своих действий; 12) повышенная внушаемость — человеку толпы свойственна большая доверчивость к необычной информации, заведомо невыполнимым обещаниям, он может следовать невероятным, абсурдным призывам, лозунгам;

13) повышенная активность — обусловлена мобилизацией всех ресурсов индивида, благодаря чему в толпе человек может проявить такие физические качества, которые недоступны ему вне толпы (быстро бежать, поднять что-то тяжелое, высоко прыгнуть и т. д.);

14) чувство всемогущества и неодолимой силы, также способствует тому, что индивид поддаётся скрытым инстинктам;

15) непредсказуемость, нетипичность, необычность поведения;

16) состояние человека в толпе близко к гипнотическому трансу;

17) немотивированность поведения — индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересам толпы;

18) повышенная эмоциональность восприятия всего, что человек видит и слышит вокруг себя. Однако, человек не замечает оттенков, он воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.

На примере поведения людей в условиях толпы мы видим, что отсутствие социальной организации, системы регламентированных норм и способов поведения ведет к резкому снижению соционормативного уровня поведения людей. Поведение людей в этих условиях характеризуется повышенной импульсивностью, подчиненностью сознания одному актуализированному образу, сужением других сфер сознания.

Заключение.

Толпа — коллективно-психологический феномен, т. е. конкретная группа непосредственно (психологически и практически) взаимодействующих друг с другом лиц. Масштаб деятельности толпы ограничен количеством его участников (от нескольких человек до нескольких тысяч), временем (минуты и часы), пространством (улица, стадион, поле и т. п.) Толпа может быть неистово- агрессивной, исступленно восторженной, панической. В толпе теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в «обычных» условиях социальные нормы и табу. Толпа понуждает отдельных людей одинаково действовать и буйствовать, сминает всякую попытку сопротивления или сомнения — тут понятны аналогии с бешеным потоком, селем и пр. Но это лишь аналогии: поведение самой неистовой толпы имеет свою логику, причем это логика социального действия, участники которого действуют как существа социальные. В действующей толпе, особенно в сплоченной, всегда можно обнаружить более или менее определенную и устойчивую собственную структуру. В ее основе лежит некоторый традиционный поведенческий стереотип (ксенофобия религиозная или этническая, кровная месть, «право Линча» и пр.) и ролевой механизм (например, подстрекатели, активисты, крикуны и т. д.).

Нечто подобное существует и в ситуации разобщенной, панической толпы (стереотип «спасайся кто и как может» и соответствующее распределение ролей).

Ролевой этот набор в толпе беден, функции сводятся к триггерным и усилительным.

Время существования всякой отдельной толпы коротко, но толпа как вид социальной группы извечна, она может действовать в рамках (и в «порах») разных социально-исторических структур. Но обычно как некоторое инструментальное и эмоциональное дополнение к «регулярным» институтам и механизмам общества, в том числе интернализованным в личностных структурах сознания. Этнические и религиозные погромы всегда реализовали традиционные стереотипы, а кроме того исполняли определенные актуальные политические функции.

Список использованной литературы:

1. Вельдер Р. «К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность», М., 2007 № 3.

2. Лебон Г. «Психология народов и масс», СПб., 2005.

4. Лоренц К. «Агрессия (так называемое „зло“)» М., 2004.

5. Миртов Ю.Н. «Беспорядки на стадионе: попытки научного подхода к проблеме // Теория и практика физической культуры», 2008. № 2.

6. Московичи С. «Век толп», М., 2006.

7. Назаретян А.П. «Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры», М., 2006.

8. Назаретян А.П. «Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. (Синергетика, психология и футурология)», М., 2001.

9. Назаретян А.П. «Психология предкризисного социального развития // Психологический журнал», 2010. Т. 21. № 1.

10. О′ Генри. «Комедия любопытства // О' Генри. Избранные произведения», М., 2001.

11. Фрейд 3. «„Я“ и „Оно“», Тбилиси, 2011.

Приложение 1

Анкетирование на тему

«Характеристика толпы и закономерности её поведения».

Просим Вас ответить на вопросы анкеты, анонимность гарантируем.

1. Ваш возраст:

а) 18−30 лет

б) 31−45 лет

в) 46−60 лет

2. Испытываете ли вы неудобство в местах большого скопления людей?

а) испытываю

б) да, если собравшиеся мне малознакомы

в) нет

3. Участвуете ли вы в выборах?

а) да

б) участвую, но считаю мой голос малозначимым

в)принципиально не участвую

4. Выбирая лидера в группе, по каким критериям вы голосуете?

а) проголосую как большинство

б) по личным качествам лидера и его вкладу в группу

в) проголосую против всех

5. Вы считает себя общительным и коммуникабельным человеком?

а) нет

б) только со знакомыми

в) да, я легко схожусь с людьми

6. Оказавшись в чрезвычайной ситуации, вы:

а) направлюсь туда, куда идут остальные

б) буду спасаться сам, покидая это место

в) останусь на месте, буду ждать указаний.

Раздел II.Политология.

Общественно-политические движения: причины их возникновения и типологизация.

Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т. п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политичес­кой жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений — от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отлича­ющихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-поли­тической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.

При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что они включают:

1) организации непосредственного, прямого влияния на политические решения, которые создаются при государственных структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых — налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения;

2) организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т. д.);

3) массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т. д.

Типология общественно-политических движений:

По отношению к существующему строю:

  • Консервативные;
  • реформаторские;
  • революционные

По идеологической основе

  • Либерально-демократические;
  • консервативные;
  • социалистические

По национальному признаку

  • Национально-освободитель­ные;
  • за самоопределение нации, культурно-национальную автономию

По демографическому признаку

  • Молодежные;
  • студенчес­кие и др.

По степени организации

  • Стихийные;
  • разрозненные;
  • слабоорганизованные,
  • высокоорганизованные

По масштабам

  • Международные;
  • региональные;
  • действующие в стране, штате, республике

По методам и способам действия

  • Легальные/нелегаль­ные;
  • формальные/неформальные;
  • ориентирующиеся на мирные или насильственные действия

Типология современных общественно-политических движений проводится также по целям (социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, политико-экологи-ческие), по массовости (элитные/массовые), по масштабу (местные, региональные, национальные, мировые) и т. д.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем у партий. Это по­зволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обуслов­ливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддержи­ваться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений яв­ляются солидарность и добрая воля их участников.

Развитость политической системы, степень ее демократизации, масштабность институтов гражданского общества обусловливают (и обусловливаются) многообразием форм и проявлений общественно-политической жизни. Большую роль в этих процессах играют общественно-политические движения, пытающиеся воздейство­вать на власть, но сами к ней не стремящиеся.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

  • агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения;
  • выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
  • руководят массовыми выступлениями;
  • осуществляют контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни.

Характерными чертами общественно-политических движений являются: гетерогенность либо однородность (в зависимости от социальной направленности); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная неустойчивость; различия во взаимодействии с официальной властью.

Вторая половина и особенно конец XX в. характеризуются увеличением количества и усилением роли общественно-политических дви­жений, что говорит о вовлечении в политику огромного числа людей. Причинами возникновения общественно-политических движений являются: 1) утверждение плюрализма в различных сферах общественной жизни; 2) резкие изменения политической, экономической, идеологической ситуации; 3) кризис веры в политическую власть и др.

Существуют различные варианты взаимоотношений обществен­но-политических движений с партиями.

Общественно-политические движения могут существовать са­мостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея опреде­ленный политический интерес, не удовлетворены деятельностью партий (потому что партии не выражают их интересы, а также не способны найти общий язык с участниками движений и привлечь их на свою сторону).

Многие участники дви­жений вообще не хотят связывать себя партийностью.

Некоторые движения создаются по инициативе отдельных партий или их блока. Это про­исходит в том случае, когда партиям удается вовлечь в борьбу за вы­двинутую политическую задачу широкие массы беспартийных. Пар­тии могут брать движения под контроль, руководить ими (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защи­щенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

Добившись успеха в решении поставленных задач, политиче­ские движения обычно прекращают свое существование (так прои­зошло, например, с движением против размещения крылатых ра­кет в Европе и др.).

Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, а борьба за их решение требует длительных, боль­ших усилий и доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, напри­мер, произошло с движением «зеленых»).

В современной России существуют различные виды общественно-политических объединений: Всероссийское политическое движение «Духовное наследие», «Вся Россия», комитет солдатских матерей и др. Их возникновение во многом объясняется формализмом и стереотипами в работе многих официальных организаций, повышением уровня информированности и образованности россиян.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector