Поведение человека в толпе 2

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие толпы и массы в социологии

1.1 Толпа и масса как социальный и психологический феномен: сравнительный анализ

1.2 Естественные и социальные факторы массового сознания и массового поведения

Глава 2. Человек, толпа и масса: пути становления контакта в толпе

2.1 Мультиагентная модель поведения толпы

2.2 Пути становления контакта в большой группе

Заключение

Список использованной литературы

Введение Актуальность темы исследования. В истории всегда существовал довольно большой интерес к попытке понять и управлять движением и поведением человека в толпе и больших групп людей. Зачастую, поведение толпы исследовалось в рамках социологии и психологии с целью исследования событий, случающихся в группах людей, объединенных общей целью, и функционирующих как единое целое. В таких случаях люди начинают терять свою индивидуальность и совершать поступки в рамках общего поведения толпы. Сущность толпы можно трактовать несколькими методами, но среди всех исследований на эту тему существует две различных философии описания толпы: дискретная и непрерывная. В первой толпа представляется в качестве совокупности множества независимых элементов, каждый из которых действует на основании каких-либо правил. В непрерывном случае толпа рассматривается либо как жидкость, подчиняющаяся и описываемая гидро- и газодинамическими законами (например, уравнениями Бернулли или Навье-Стокса), либо в форме континуума.

Степень научной разработанности отмечена значительным числом научных и научно-практических работ по данной тематике, таких российских и зарубежных авторов как: Г. М. Андреева, Б. А. Грушин, А. Л. Журавлев, А.А. Зиновьев, М. С. Каган, А. М. Эткинд, Э. Канетти, Л. Конрад, Г. Лебон, С. Московичи, А. П. Назаретян, Д. В. Ольшанский, К. Роджерс, М.А. Хевеши.

Цель курсовой работы заключается в исследовании поведения человека в толпе

Для детального изучения данной цели мы выделяем следующие задачи для раскрытия темы:

-охарактеризовать толпу и массу как социальный и психологический феномен, а также провести сравнительный анализ;

-выявить естественные и социальные факторы массового сознания и массового поведения;

-рассмотреть мультиагентную модель поведения толпы;

-проанализировать пути становления контакта в большой группе;

-сделать выводы.

Объектом данной работы является поведение человека в толпе.

Предметом исследования являются естественные и социальные факторы массового сознания и массового поведения, а также пути становления контакта человека в толпе.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... тела. Потом я …очень скоро оказался в толпе серых фигур. Говорю «толпа», потому что их было так много, что некоторые ...

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие толпы и массы в социологии 1.1 Толпа и масса как социальный и психологический феномен: сравнительный анализ Настоящее время характеризуется значительно возросшей активностью больших масс людей, которая проявляется во всех сферах жизни человечества. Развитие процесса глобализации затрагивает практически каждого, невольное участие в нем порой приводит к недовольству людей, которое зачастую выливается в многочисленные протесты и массовые беспорядки, все чаще толпы людей, вышедших на улицы, приводят к смене политического строя или власти в той или иной стране. Возникающие проблемы перенаселения и скученности людей, наряду с проблемами нехватки продовольствия, энергетических и других природных ресурсов, загрязнения окружающей среды промышленными и бытовыми отходами, ведут к росту агрессии и сопровождаются выходом на арену общественно-политической борьбы таких человеческих масс, каких еще не видела история, актуализируя рассмотрение различных аспектов массовой психологии. Известно, что в отличие от психологии отдельного индивида, собрание людей в толпу, в массу имеет свои дополнительные особенности. Феномен больших скоплений людей вызывал и вызывает тревогу, интерес, недоумение.

Толпа вдруг оказалась той силой, которая действует, активно вторгаясь в жизнь общества, но о которой известно недостаточно, чтобы до конца понять её цели и её задачи, суметь воздействовать на неё. Почему, проявившись много тысячелетий назад, толпа продолжает действовать и сейчас? Почему человек, попавший в толпу сейчас, становиться ее членом, обретает свойства, присущие и другим ее членам, независимо от социальных, расовых, национальных и других отличий так же, как и прежние времена? В чем секрет такого непреходящего воздействия толпы? Идентична ли толпа и масса? Будет ли отличаться поведение человека в толпе от поведения человека в массе? Решение этих вопросов представляет непосредственный практический интерес, вооружая нас необходимыми знаниями психологии массового поведения, позволяя более точно прогнозировать поведение человеческих масс, вырабатывать рекомендации для заинтересованных органов управления. Зная закономерности динамики процессов, происходящих в массах, характерные для различных её типов, можно воздействовать на них, добиваясь необходимых результатов, поскольку человечество всегда будет метаться между одиночеством, дающим иллюзию свободы, и толпой, дающей иллюзию силы.

Как социальный и психологический феномен, толпа и масса существуют не одно тысячелетие, однако осмысление его началось сравнительно недавно по историческим меркам, с середины 18 века. Пораженные масштабами и последствиями тех изменениями в жизни общества, которые происходили в результате действия масс людей, ученые стали пристальнее всматриваться в этот феномен. Так, еще мыслители древности (Геродот, Фукидид, Сократ, Платон) отмечали особенности человеческого поведения в ситуациях, когда люди объединялись в группы, а Солон в IV в. до н.э., писал, что каждый отдельно взятый афинянин — хитрая лиса, но собранные вместе на собрание — стадо баранов. Наиболее активное изучение особенностей массовой психологии осуществлялось во второй половине XIX века в странах Западной Европы, при этом интерес ученых концентрировался на выявлении условий формирования толпы, её свойствах и влиянии на поведение людей. Свою задачу исследователи видели в необходимости доказательства деструктивной, антисоциальной сущности человеческой массы как таковой, обосновании и разработке модели манипуляций массами. За этот период исследователи достаточно широко и глубоко рассмотрели различные аспекты такого человеческого поведения, однако анализ этих исследований показывает, что до настоящего времени не сформировался общий подход к пониманию того, что же из себя представляет толпа и что такое масса людей, чем отличается поведение человека в толпе и массе, каким образом возможно воздействие на поведение людей, в них находящихся.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п. Групповое поведение — совместные действия людей ...

В психологической литературе имеется множество определений толпы и массы, данных различными, как иностранными, так и отечественными исследователями. Часть исследователей считают понятие толпы и массы синонимом (Лебон Г., Канетти Э., Московичи С.), часть рассматривают их как совершенно различные проявления человеческой психики и человеческого поведения (Ортега-и-Гассет Х., Почебут Л.Г., Фрейд З., Блуммер Г., Парк Р., Парыгин Б.Д., Семенов В.Е., Рощин С.К.), различны и подходы к определению того, какое значения для человека и человечества имеет данный феномен. Эмпирические исследования и конкретные наблюдения дают нам три основные конкретные разновидности «массы», встречающиеся на практике. Прежде всего, это толпа: — временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом (Я. Щепаньский); -контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно (Б.Ф. Поршнев); -иногда совершенно случайное множество людей, между которыми может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям (Ю.А. Шерковин); -скопление людей, не объединенных общностью цели и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием (Назаретян А.П.).

— «собранная публика» — от зрителей в театре до участников политических митингов: «скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом… сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики. …под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или дискуссия в среде публики образуются определенные сходные или общие реакции» (Г. Тард).

Как справедливо писал Х. Ортега-и-Гассет: «Толпа — понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах социологии, мы приходим к понятию социальной массы». Во-вторых, под массой понимается: — «недифференцированное множество», состоящее из индивидов, характеризующихся единообразием поведения (Г. Блумер); — «суждение некомпетентных», снижение цивилизации (Х. Ортега-и-Гасет); -человеческий агрегат, разнородный по преимуществу, образующийся без предварительного соглашения, произвольно, внезапно (Сигеле С.); -сверхорганизованное бюрократизированное общество, в котором господствуют тенденции к униформизму и отчуждению (Г. Зиммель, М. Вебер, К. Маннгейм); -«…скопление людей в определенное время и в определенном пространстве вне их постоянной деятельности, причем — в тот период, когда они в какой-то мере предоставлены самим себе» (А.А. Зиновьев); — «несобранная публика» — «поляризованная масса», к которой относится часть электоральных масс, возникающих под влиянием политической рекламы или, что почти одно и тоже, масс поклонников кумиров современной музыки, то есть большое число людей мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, людей, проживающих не «друг с другом», а «друг около друга». (Г. Тард).

16 стр., 7941 слов

Психология стихийных групп: психология толпы

... восприятия и мышления. Психология масс опровергла представление о человеке как о воплощении разума и сознания, обнаружив, что, находясь в массе, в толпе, человек-индивид утрачивает разумность и ... целостного образования, отличного от составляющих ее элементов. Масса -- статистически вероятностная общность. Это означает, что вхождение индивидов в данную общность носит неупорядоченный, случайный ...

И, наконец, это масса, объединяющая людей в глобальном масштабе, предполагая включение в неё таких человеческих агломераций, как «цивилизованный мир», «демократические силы», «носители общечеловеческих ценностей», «исламский мир» и т.п. Все остальные виды масс носят еще более сложный и менее конкретный, скорее виртуальный, чем реальный характер. Таким образом, можно выявить первое из отличий толпы и массы — количество участников. В случае толпы это количество должно быть хотя и достаточно большим, но ограниченным, в случае массы — её размер не ограничен, превышая даже все население Земли. Это различие определяет и различие процессов, происходящих в толпе и массе, и способы воздействия на них. «Появление… новых… черт, характерных для толпы, — отмечал Г. Лебон — и, притом, не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе». Таким образом, мы можем заметить, что, попадая в толпу, любой индивид вынужденно (бессознательно) меняет свои привычки, желания, наклонности, становившись частью толпы. Вода в стакане и вода в океане есть одно и то же вещество, обладающее одинаковыми свойствами, имеющими одинаковые характеристики. Но буря в стакане воды и буря в океане — это не только разный масштаб действий, это уже совершенно разные процессы, как по характеру протекания, так и по последствиям. Воистину, размер имеет значение. Исходя из существующих отличий между массой и толпой, как еще одну из характеристик толпы следует рассматривать наличие непосредственного физического контакта между людьми, который может отсутствовать у людей, составляющих другие виды массы. Главной особенностью толпы является временность, ситуативность её существования. Г. Лебон замечал, что тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут одновременно подпадать под влияние сильных эмоций и приобретать черты толпы. Стоит какой-либо случайности свести этих индивидов вместе, чтобы все их поступки немедленно приобрели характер поступков толпы. При всем различии подходов к определению толпы, большинство исследователей сходятся в одном — толпа представляет собой временное объединение значительного числа людей на некотором (ограниченном) пространстве, при этом люди связаны общим центром внимания и эмоциональным состоянием, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом. В толпе происходит формирование нового свойства людей, входящих в неё — коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное (определение введено Г. Лебоном) проявляется в деиндивидуализации, возникновении измененного состояния сознания, заражении, внушении и подражании у людей, составляющих толпу. Скорость формирования и проявления его достаточно высокая, и зависит, в том числе, от размеров толпы и её плотности, оказывая влияние на такие временные характеристики, как долговременность толпы и активность её действий. Коллективное бессознательное способствует формированию на основе толпы некоего единого организма, воздействие на который невозможно через воздействие на отдельного человека. Но если толпа действует на основе физических контактов, то масса состоит из индивидов, физически отдаленных друг от друга, но характеризующихся единообразием поведения, действуя путем совпадения индивидуальных выборов. Объединение в массу происходит за счет общего настроения, вдохновения общей идеей (убеждением, верой) и общей целью (интересом, стремлением).

26 стр., 12759 слов

Психология масс за рубежом и в отечественной науке

... атомизации, некоммуникабельности, отчуждения между людьми. Со временем, базовой моделью массы стала не толпа, а скорее, публика — суетящегося участника беснующейся толпы сменил комфортно устроившийся в ... даже повода, вызвавшего об­разование данной толпы. В толпе образуется социально-психологическое («духов­ное») единство массы — «душа толпы». Она проникается определенными общими чувствами, ...

Если для толпы численность и плотность имеет большое значение (необходим физический контакт), то для массы это условие не является обязательным. Поскольку взаимодействие в массе происходит, преимущественно, в коммуникативной и эмоциональной областях, одного представления о причастности (пусть даже и эфемерного) к большому числу таких же, как и он, достаточно для индивида, чтобы ощущать себя и быть частью массы. Осознание себя частью массы, восприятие полностью идентичным другим является предварительным условием возникновения сплоченности, подверженности влиянию, возникновению этноцентризма. К процессам, происходящим в массе, следует отнести формирование и изменение массового сознания. «Массовое сознание — это сознание определенного носителя («массы»), возникающее вследствие отражения действующих в значительных масштабах и уравнивающих в чем-то людей обстоятельств», т.е. устойчивая и жесткая психологическая связь объединяющая входящих в толпу людей (Д.В. Ольшанский).

При этом академик Д.В. Ольшанский обращал внимании на то, что массовое сознание является одним из видов общественного сознания, является особым видом общественного сознания, свойственным большим неструктурированным множествам людей («массам»).

«Массовое сознание определяется как совпадение (совмещение или пересечение) основных, наиболее значимых компонентов сознания большого числа «классических» групп (больших и малых), однако несводимый к ним, — писал академик Д.В. Ольшанский, — это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам «классических» групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя, массовое сознание в основном носит обыденный характер». Характеризуя толпу и массу, необходимо отметить такие их свойства, как массовое поведение Массовое поведение связано с вовлечением человека в ту или иную массу, и представляет собой неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуационное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. К массовым действиям относят возрастание социальной активности, панику, манию преследования, манию разрушения, агрессию. Для того чтобы феномен массы проявился, необходимо соблюдение определенных условий. Исследователями выделяются два типа таких условий: долговременного и ситуативного характера. К первым, отмечает С.К. Рощин, относятся любые экономические, социальные, политические и другие факторы относительно длительного действия, которые создают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства фрустрации, беспомощности и отчаяния. В случае же возникновения непосредственной угрозы жизни человеку (или при наступлении событий, расцениваемых как таковая) в человеке просыпается древний инстинкт, бросающий его в объятия толпы. Люди могут скопиться в массу стихийно, без посторонних вмешательств, замечает С.А.Зелинский, но практика последних десятилетий показывает, что такие скопления людей могут создаваться искусственно из разрозненных людей, пригодных для этого, и поддерживаться какое-то время посторонними силами в интересах этих сил. Рассматривая феномен массы, мы должны говорить о том, что поведение индивида в массе подчинено ряду особенностей, которые практически в незыблемом виде представлены в характере поведения, отмечаемого в практически любой толпе (массе).

18 стр., 8910 слов

«Массовое сознание как предмет социально-психологического исследования»

... массы и массовое сознание, как явление, историю развития феномена массовое сознание, рассмотреть взгляды ученых на изучение массы и массового сознания как предмета социально-психологического исследования. 1. Массовое сознание, как явление. 1.1. Масса. ... душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты Индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, под влиянием ли ...

В данном случае мы, как бы, объединяем понятия толпы и массы, ибо в своей основной стадии развития любая масса — есть толпа (а толпа — масса).

И, хотя толпа не идентична массе, психология масс есть порождение психологии толпы. Она появилась в процессе эволюции человека как биологического вида, став средством борьбы за выживание, которое дает отдельному человеку возможность противостоять вызовам окружающего мира, посредством объединения в опасных для жизни ситуациях в нечто огромное по размерам и отличающееся по поведенческим реакциям по сравнению с одиночкой. Д.В. Ольшанский, анализируя влияние масс на политические изменения в современном мире, отмечал, что, начиная с 20 века чрезвычайно выросла массовая готовность к активным действиям, провоцируемая влиянием средств массовой информации, которые, воздействуя на массу, стремятся вызвать непосредственную массовую реакцию в виде конкретных действий и акций, в результате чего определяющими в поведении масс все больше становятся не устоявшиеся, осознанные позиции, а быстро увлекающие, импульсивные, во многом спонтанные настроенческие факторы. Поскольку в массе поведение человека становится полевым, зависящим от окружающих, то сформировав у части членов массы потребные идентичные индивидуальные выборы, можно добиться действий массы в необходимом русле. Таким образом, знание особенностей формирования толпы и массы, происходящих в них процессов обеспечивает возможность регулирования массового поведения через корректировку массового сознания и воздействия на толпу. психологический толпа масса поведение 1.2 Естественные и социальные факторы массового сознания и массового поведения

8 стр., 3741 слов

Массовая агрессия

... под стихийное поведение толпы, подчиняясь задачам управляющих ими сил. конфликт агрессия психофизиологический люди 2. Условия и повод возникновения массовой агрессии Стихийная массовая агрессия является опасным ... к риску [7, С. 29-30]. Рассматривая вопрос проявлений агрессивности в толпе, в массе, доктор политологических наук академик Д.В. Ольшанский выделяет такие варианты агрессивного поведения ...

Категория «толпа» (или масса — как некая общность людей) стала объектом пристального внимания социальных философов и психологов в конце XIX — начале XX вв. Термин «масса» восходит к греческому «massa» ? слиток, глыба или первичная материя, хаос. В различных исследованиях (зарубежных и отечественных), посвящённых этому феномену, понятие «массы» трактуется по-разному. Один из первых теоретиков масс, французский социолог Гюстав Лебон рассматривал массу (толпу) как психологический феномен, который возникает при непосредственном взаимодействии индивидов, независимо от их социального положения, национальности и даже повода, по которому эта толпа образуется. В толпе обнаруживается некое социально-психологическое единство, так называемая «душа толпы». Такое духовное слияние влечёт за собой утрату индивидами чувства ответственности, стирание личностных различий и снижение интеллектуальных способностей. «Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Становясь частью толпы, люди опускаются вниз по лестнице цивилизации».

В своей работе «Психология народов и масс» Лебон пишет, что в толпе индивид стремится удовлетворить свои «первичные позывы», которые, будучи один, всегда сдерживает. Думается, что это не совсем так, поскольку именно под влиянием социума, его отдельных элементов (будь то общественная мораль, закон или некая социальная общность, в том числе и масса) человек сдерживает свои естественные потребности.

Говоря о влиянии толпы на индивида, Лебон отмечает, что вне толпы он может быть культурным, однако в толпе становится «варваром», т. е. существом инстинктивным. Однако не всегда поведение масс становится «варварским», преступным, массы способны также и на коллективные подвиги, когда люди, составляющие толпу, сдерживают один из сильнейших своих инстинктов — инстинкт самосохранения. Таким образом, для индивида в толпе главное — выполнить волю коллектива, достичь некую цель, ради которой эта толпа и была образована, а вовсе не удовлетворить свои «первичные позывы», как говорил Лебон.

Лебон также считает, что, объединяясь в массу, индивиды показывают качества, совершенно противоположные своим первоначальным (то есть в обыденной жизни) качествам. Однако, на наш взгляд, качества индивида в толпе не противопоставляются качествам индивида в обычной жизни, а лишь изменяются по причине того, что в толпе естественные законы (начала) усиливаются, а социальные — ослабевают.

Отметим, что понимание массы исключительно как толпы в современной науке давно не является общепризнанным. Ведь уже Габриэль Тард, один из современников Г. Лебона, требовал «перестать смешивать толпу и публику». Под толпой он понимал физическую сплочённость людей, некое эмоциональное образование низшего порядка. Публика же более цивилизованна и пассивна, она рассеяна в пространстве, поэтому обладает только духовной сплочённостью.

Тард считал, что в основе социальных процессов лежат механизмы изобретения и подражания, благодаря которым общество способно к самосохранению. «В природе общественной мы имеем дело с изобретениями и подражаниями. Человек, который изобретает, нарушает порядок вещей.

Человек, который подражает, его восстанавливает. Первый совершил последовательные изменения, то есть эволюцию, второй — повторяющиеся монотонности, то есть традицию, моду».

4 стр., 1902 слов

Серж Московичи Наука о массах Индивид и масса

... другим. Английский психолог Бартлетт по этому поводу писал: «Великая тайна всякого поведения – это общественное поведение. Я вынужден был им заниматься всю свою жизнь, но я не ... жизнь людей (проникая в дома, работу), управляют их личным мнением и обезличивают их. Эти средства превращают человеческие умы в массовый разум. Массы становятся неотъемлемой принадлежностью общества. Индивид ...

Согласно Тарду, человек подражает себе подобным по двум причинам: инстинктивному стремлению, выражающему биологическую тенденцию к воспроизводству, а также желанию сэкономить силы, которые потребуются на изобретение нового (Тард назвал это «инстинктивной ленью»).

Тард рассматривал подражание как критерий отличия физиологического (естественного) действия от социального. Он считал, что физиологическим действиям не нужно учиться у других, а социальное действие требует обучения через подражание. Здесь следует уточнить, что, хотя содержание подражания и его результат, безусловно, социальны, сам механизм подражания является естественным. Так, мы можем наблюдать подражание и в животном мире, когда оно служит, например, обучению детёнышей.

В отечественной науке большой вклад в изучение массы и массового сознания внёс Б. А. Грушин. Он даёт такое определение массы, которое отражает, на его взгляд, все общие признаки массы как специфической социальной общности и достаточно чётко разграничивает понятия «массы» и «группы»: «Массы ? это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по форме выражения».

Также Грушин выделяет некоторые ложные признаки, которые присущи лишь некоторым видам масс и не должны оцениваться как имеющие всеобщее значение. Среди таких признаков он называет, например, случайность возникновения масс (многие виды современных масс возникают вполне закономерно, в результате целенаправленных усилий различных социальных организаций), кратковременность их существования (в качестве примера длительно существующих масс Б. Грушин называет аудитории различных СМИ), внушительность размеров (количественный фактор сложно отнести к отличительному признаку масс в сравнении с другими социальными группами, так как те также могут обладать любыми объёмами) и другие.

Грушин вполне обоснованно, на наш взгляд, заявляет, что масса сугубо относительна деятельности, которую она осуществляет. «Масса образуется и функционирует на базе и в границах той или иной деятельности, невозможна вне её». Действительно, образование массы возможно только при условии наличия совместной деятельности, к примеру, мы не можем назвать массой толпу прохожих на улице, поскольку они не осуществляют никакой совместной деятельности, и, следовательно, не обладают духовным единством.

Анализируя феномен массы как носителя массового сознания, Грушин отмечает, что, с одной стороны, масса обладает некой архаичностью (на первоначальность возникновения этого вида общности указывали, например, З. Фрейд, К. Юнг и другие), с другой стороны, массы есть современный продукт проникающих во все сферы жизни общества процессов массовизации. Массовизация как социальный фактор образования масс предполагает соединение в рамках общности большого числа индивидов, умножение социальных отношений, связей между ними, а также уравнение условий деятельности индивидов.

Одним из первых, кто обратил внимание на процессы массовизации и их возможные последствия, стал К. Маркс. Он говорил, что исходной предпосылкой этих процессов является определённый уровень развития производительных сил, а именно промышленная революция. Маркс писал: «Зарождаясь в сфере экономики, указанные процессы постепенно распространяются на все остальные сферы жизни общества — политику, культуру и т. д. Захватываются сферы нематериального производства (наука, искусство, производство разного рода услуг), управления, материального и духовного потребления, досуга, быта, наконец, общения между людьми».

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и бодрой, пружинистой походкой здорового человека; приветливым выражением ...

Именно проникающими во все сферы жизни общества процессами массовизации объясняется тот факт, что массы могут возникать на всех уровнях социальной иерархии (в этом мы согласимся с Г. Лебоном: «толпой» могут стать и рабочие, и академики).

Другой российский учёный, социальный психолог Д. В. Ольшанский, рассуждая о массах, называет их принципиально неорганизованными и неструктурированными субъектами общественной жизни. В своей работе «Психология масс» он указывает на то, что «в организованном, структурированном обществе, в сознании и поведении образующих его людей существуют психологические границы, возникающие в связи с принадлежностью людей к тем или иным группам. Однако стоит случиться какому-то крупному социально-политическому потрясению, как эти границы рушатся. Тогда люди образуют неструктурированную массу, а их психика и поведение приобретают дезорганизованный, стихийный, массовый характер». Другими словами, Ольшанский рассматривает массу как категорию нестабильного, кризисного общества, ответную реакцию на процессы, которые Б. Грушин обозначил как «социотрясение». Н. Д. Субботина так описывает процесс образования масс: «Массой могут стать как стабильные группы, так и толпа…массовое сознание и массовое поведение возникает в стабильных группах тогда, когда возникает реальная или мнимая угроза их ценностям…толпа становится массой, когда какое-либо экстремальное обстоятельство объединяет их интересы».

Стержневой элемент феномена масс — массовое сознание.

Массовое сознание является особым, специфическим видом сознания, свойственным неструктурированным множествам людей, «массам». Д. В. Ольшанский предлагает следующее, очень интересное, на наш взгляд, определение этому явлению: «Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных групп общества (больших и малых), однако оно не сводимо к ним. Это новое качество, возникающее из отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-либо причинам групп».

Анализируя процесс возникновения массового сознания, Ольшанский приходит к выводу, что массовый человек вовсе не продукт современности, а «наш прямой предок», поскольку «вначале было массовое сознание, потом из него стало выделяться сознание индивида, причём этот процесс продолжается до сих пор».

Зигмунд Фрейд также приходит к выводу о первичности массового сознания: «Психология массы является древнейшей психологией человечества: всё, что мы, пренебрегая всеми остатками массы, изолировали как психологию индивидуальности, выделилось лишь позднее, постепенно и, так сказать, всё ещё только частично, из древней массовой психологии».

С другой стороны, массовое сознание есть результат отражения того, что существует вокруг людей, чем и обусловливаются такие его свойства, как динамичность и изменчивость. Следовательно, можно выделить такие социальные факторы массового сознания, как экономические, политические, культурные и иные условия жизнедеятельности людей. Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение — стихийное, неорганизованное, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами поведение некоторых общностей.

Среди общих механизмов стихийного массового поведения А. П. Назаретян выделяет «циркулярную реакцию» или «эмоциональное кружение», под которым он понимает «взаимное заражение, то есть передачу эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами». Он считает, что такая циркулярная реакция приводит к стиранию индивидуальных различий, снижению роли опыта и здравого смысла, поэтому индивид начинает реагировать «как все». Происходит определённая регрессия: у индивида актуализируются низшие, примитивные пласты психики; а мы бы сказали — вступают в силу естественные законы поведения.

Назаретян также называет некоторые факторы «превращения организованной группы в толпу», среди которых можно выделить социальные (общая напряжённость в обществе, политические, экономические и другие бедствия), физиологические (голод, усталость, алкогольное или наркотическое опьянение), общепсихологические (испуг, удивление и т. п.) и, наконец, социально-психологические (отсутствие эффективных лидеров, низкий уровень групповой сплочённости).

Циркулярная реакция, исследуемая Назаретяном, близка к механизму заражаемости, который описал ещё Лебон: «Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство». Здесь необходимо отметить, что заражаемость — естественный механизм регуляции поведения, он «был выработан в органических системах еще задолго до появления человека и имел целью самосохранение целого». Эффективность заражения индивида всегда ограничена степенью его готовности проникнуться массовыми настроениями, подражать ей. Таким образом, готовность к подражанию (впрочем, как и склонность к внушению) можно считать основой заражаемости.

Механизм подражания, как уже отмечалось выше, был подробно рассмотрен Г. Тардом. Он выделял такие разновидности подражания, как простая имитация (в экстремальных ситуациях), обыденное подражание (в повседневной жизни), «уважительное» подражание авторитетам, подражание по причине недостаточности собственного опыта или неуверенности в своих силах и другое.

Потребность в подражании побуждает индивида к воспроизводству предлагаемых ему образцов поведения других людей и массы в целом. Таким образом, подражание можно назвать основным механизмом вхождения индивида в массу.

Ещё один механизм массового поведения — внушение.

Тот факт, что масса обладает внушающим воздействием на индивида, не подлежит сомнению. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами, которые вызывают определённые (необходимые) эмоциональные состояния у индивида, побуждают к совершению каких-либо действий. Часто для эффективного внушения используется суггестор, роль которого в массе выполняет её лидер, «вожак».

Следует также отметить, что феномен массового поведения может быть объяснён только совокупным действием перечисленных выше психологических механизмов масс.

Выделим две наиболее интересных, на наш взгляд, формы массового поведения: религия и мода. Социальными факторами религии можно назвать общественное неравенство и связанные с этим поиски выхода, решения повседневных проблем жизни. Психологические корни религии следует искать, на наш взгляд, в ограниченности человеческого сознания, не способного в полной мере объяснить картину реального мира. Вера, как обязательный компонент религиозного сознания, выражается в бездоказательном принятии некоторых утверждений. По способу распространения вера может быть связана с психологическими механизмами внушения и подражания. В силу того, что вера, безусловно, является эмоциональным состоянием, она также подвержена влиянию «циркулярной реакции» или заражаемости.

Другую форму стихийного массового поведения — моду — можно назвать особым явлением в психологии масс, в котором в полной мере получил развитие механизм подражания. Подражание «модному» стимулируется целенаправленным заражением (иногда — внушением), используемым в рекламе и массовой коммуникации в целом. Мода «массовизирует» индивида, заставляя его быть «как все», подобным массе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что масса — явление социальное, однако в ней больше, чем в других социальных субъектах, присутствует естественное, стихийное начало. Массовое сознание и поведение, возникая как ответная реакция на некоторые социальные потрясения, имеют в своей основе естественные регулирующие механизмы (такие как подражание, заражаемость, внушение), сохраняя при этом внешнее социальное наполнение и оформление.

Глава 2. Человек, толпа и масса: пути становления контакта в толпе 2.1 Мультиагентная модель поведения толпы Современные тенденции в обеспечении безопасности социальных систем, требуют решения целого ряда актуальных проблем, разрешение которых позволило бы повысить уровень безопасности общества. Реалии проведения массовых мероприятий показывают, что подобные акции зачастую являются главной мишенью для различных экстремистки настроенных групп людей. Поэтому на первый план выходят проблемы их безопасного проведения. Планирование мероприятий подобного класса требует учета большого количества факторов. Одним из них является территория их проведения. Опыт показывает, что неудачное расположение строительных и других объектов в местах скопления людей, является одной из главных причин возникновения ситуаций подобных давке, влекущих за собой состояние паники и огромное количество жертв. В тоже время эффективное расположение спецпредметов (заградительные щиты, поручни, и т.д.) на имеющейся территории может существенно снизить вероятность возникновения ситуаций, прямо или косвенно угрожающих жизни людей. Для определения мест установки подобных заграждений необходимую помощь может оказать система моделирования поведения коллективов людей. Работы в области искусственного интеллекта, а также современные подходы к психологическому осмыслению взаимодействия людей позволяют осуществить попытку спроецировать толпу, как социальное образование, в техническую плоскость мультиагентных систем. Рассматривая поведение человека в социальной среде, можно сделать предположение, что поведение отдельного индивидуума в большей степени зависит от ситуации, создаваемой ему соседями, чем от личностных побуждений самого субъекта. Таким образом, поведение коллектива в целом складывается из попыток отдельных людей реализовать свои желания. Анализируя поведение толпы, как социального образования для абсолютного большинства субъектов наибольший приоритет имеет желание переместиться, точнее, сделать шаг, определенный его текущей целью. Поэтому поведение толпы в первом приближении может определяться механическим взаимодействием внутри коллектива. Природа подобных контактов может быть прямой или опосредованной, ибо два человека могут взаимодействовать между собой и производить прямое физическое воздействие, находясь в непосредственной близости, а также влиять друг на друга через других участников, подталкивая их к тем или иным шагам. Для идентификации своих последующих шагов агента модель должна учесть физиологическую неоднородность коллектива. Каждому отдельному человеку свойственен предел физических возможностей, определенный в каждом отдельном случае индивидуально. С другой стороны вероятность встретить в толпе человека, к примеру, массой m, может быть установлена статистическими методами. В первом приближении она может быть распределена согласно закону Гаусса с центром в точке статистически среднего веса в исследуемом коллективе. Согласно данному подходу могут быть введены другие физические величины и законы их изменения. Система получает определенную степень гибкости относительно механической части проблемы. Добавляя в расчетную часть восприятие психологических компонентов, мы конструируем модель поведения толпы, имеющую высокую степень адекватности реальной. Качество воспроизведения моделью свойств толпы возрастает пропорционально количеству учтенных в ходе моделирования сторон взаимодействия лиц ее составляющих. Таким образом, разрабатывая модель поведения толпы, получаем мультиагентную систему, в которой на «выходе» каждого агента имеем вектор, определяющий его физическое и эмоциональное состояние. Интерпретация этих данных проводится каждым агентом индивидуально за счет уникальности его параметров. При их генерации учитываются физиологические и психологические особенности индивида. Если для нахождения механических параметров агента зачастую достаточно определить вес моделируемого субъекта (остальные параметры можно вывести из классических законов Ньютона), то для определения психического состояния можно ввести понятие «энергия» агента. Энергией агента назовем величину, определяющую близость субъекта к состоянию паники. Каждый агент имеет порог, по достижении которого он переходит в состояние паники. Состояние паники характеризуется желанием агента как можно скорее покинуть территорию, прямо или косвенно угрожающую его «здоровью», т.е. максимально быстро достичь безопасного местоположения. Определение таких мест каждый агент проводит самостоятельно. В общем случае для локализации такого положения агент ищет точку, максимально удаленную от паникующих соседей. Чем больше превышение энергией порога, тем большее расстояние требуется агенту для «успокоения». Энергия агента динамически изменяется в процессе моделирования, так как является составной частью психики агента. Повышенное эмоциональное состояние соседних субъектов «отрицательно» сказывается на уровне энергии самого агента. Чем больше количество паникующих субъектов вокруг, тем ближе величина его энергии к порогу. Сам факт перехода соседним агентом порогового состояния оказывает дополнительное психологическое воздействие. Просуммировав все перечисленные моменты можно записать алгоритм функционирования отдельного агента системы: 1.Определить координаты цели своего перемещения. Для агента находящегося в состоянии паники целью перемещения будет точка, удаленная от толпы на расстояние, определенное энергией агента. С каждым шагом, направленным на отделение агента от толпы, величина энергии удаляется от значения порога, т.е. перемещение в клетку с меньшим количеством агентов вызывает уменьшение начальной энергии агента E0. Для агента находящегося в нормальном состоянии цель совпадает с общей направленностью движения в случае моделирования проведения демонстраций и т.п., либо случайно выбранное направление в случае моделирования поведения людей в универмагах. Если какая-либо ячейка недоступна, то на ее месте фиксируется непроходимая клетка. После определения цели агент с помощью одного из методов трассировки находит к ней путь. В ходе проектирования модели использовался волновой алгоритм трассировки. 2.Определить направление следующего шага. После того как цель определена, необходимо соотнести свой следующий шаг с общим положением окружения. Каждый соседний агент имеет свое приоритетное направление, поэтому возможность перемещения будет зависеть от физических параметров человека и состояния психической энергии. Таким образом, на данном этапе агент производит разворачивание суммарного образа, создаваемого всей совокупностью соседних субъектов, и определяет на его основе направление следующего шага. Если перемещение в направлении выбранного целью шага невозможно, например, в этом направлении на данном шаге образовалась пробка, то выбирается следующая цель. Если целей нет, то наращивается значение энергии (растет беспокойство) и агент остается на месте. 3.Скорректировать текущее значение энергии. Необходимо определить общий энергетический фон и количество соседей перешагнувших свой порог и сравнить с показателями на предыдущем шаге. Энергия агента изменяется исходя из следующего выражения:

E=f1(E0)+f2(m)+kEp — Rn,

где f1 — восприятие энергетического фона; Е0 — начальная энергия агента; n — количество агентов в ячейке; m — количество соседей переступивших порог энергии; f2 — восприятие агентом факта перехода соседей в состояние паники; R — сопротивление клетки; Ер — прирост энергии при ошибке в нахождении пути; k — количество перебранных целей в ходе определения пути.

3. Сделать шаг. Следующим шагом в построении модели является формирование среды обитания агентов. В зависимости от выбранного шаблона соседства для отображения территории может использоваться матрица (4- или 8-линковый шаблон), либо более сложная структура. В случае использования матрицы каждой ее клетке однозначно сопоставлен элемент моделируемой площади, который имеет некоторый набор свойств. Для системы минимум необходимы следующие параметры ячейки: ёмкость С; сопротивление R.

Емкость С есть величина, характеризующая максимальное количество агентов единовременно находящихся на единице площади. Значение сопротивления R определяет минимальный уровень психофизических параметров, оказываемый одним агентом своему соседу. Величина Rn в формуле определяет минимальный уровень энергии агента необходимый для продвижения агента в данную ячейку (чем больше плотность людей в толпе, тем более сильный барьер представляет собой клетка для агента).

Величина шага агента определяется значением его энергии в соответствии со следующей формулой:

dS = 0.01*E,

где E ? [0,100] — энергия агента.

Таким образом, максимальное расстояние, которое может преодолеть агент за один шаг равно 1 ячейке. Это сопоставимо с площадью одной клетки в 1 м2.

Чем ближе уровень энергии агента к критическому уровню и больше его физические возможности, тем более высокий барьер агент может преодолеть. Каждодневное появление агента в ячейке отображается увеличением ее сопротивления, и наоборот, выход агента из нее сопровождается уменьшением сопротивления. Территория может иметь вид:

Рис. 1. Среда обитания агентов

Если сопротивление ячейки нормировать, то значение 0 и 1 будут означать наибольшую и наименьшую вероятность преодоления агентом ячейки соответственно. Следовательно, нахождения на территории значений в промежутке [0,1]обозначат препятствия: окна, столы, стулья и т.д.

Вернувшись к первоначальной задаче, имеем мультиагентную систему, воспроизводящую модель поведения коллектива людей и систему моделирования среды их обитания. Для определения мест установки заградительных барьеров представим среду обитания в виде матрицы, в клетках которой расположены значения от нуля до единицы, дублирующие матрицу территории. Представим матрицу в виде строки и получим вектор M={a12, …, аn}, где аi — сопротивляемости соответствующих элементарных площадей территории. Зафиксировав ячейки, отображающие статические препятствия, например стены, можно моделировать поведение людей на исследуемом объекте. На основании этого можно построить генетический алгоритм нахождения оптимальных мест расположения препятствий. Задав общую цель для всех агентов (например, ячейки за пределами помещения) и целевую функцию в виде времени (или шагов моделирования), за которое все агенты покидают помещение, можно оптимизировать матрицу сопротивлений согласно простому генетическому алгоритму. Кроме времени, в целевой функции может фигурировать минимальная площадь, занимаемая препятствиями. В качестве решения получаем матрицу, в которой указаны координаты мест установки препятствий. Об их виде можно судить по значению коэффициента сопротивления, чем он больше, тем более серьезное оборудование требуется.

2.2 Пути становления контакта в большой группе По мнению Ю. П. Платонова, тенденцией в современном обществе является то, малые первичные группы уже теряют свое прежнее значение, на передний план выходят вторичные и другие группы. Изучение больших групп снова приобретает свою актуальность, среди которых изученными являются большие стихийные группы. Но сегодня мы наблюдаем все более активное проявление нового вида больших групп, которые не могут быть строго отнесены ни к толпе, ни к организации, т. е. общности с дифференциацией ролей. Людям приходится общаться и взаимодействовать во все более многочисленных по количеству группах, которые не вписываются в критерии малой контактной группы, и также не являются стихийными и неорганизованными группами. Данный феномен, на наш взгляд, проявляется в следующих группах: участники конференции, молодежный лагерь, буферная группа эмигрантов, духовно-религиозные группы, студенческие потоки, группа выездного фестиваля бардовской песни, корпоративное мероприятие большого коллектива, группы, использующих масштабные ролевые игры («толкиенисты», «ночной дозор» и т. д.).

Также к таким группам могут быть отнесены различные обучающие или психотерапевтические группы с большим количеством человек. В качестве наиболее известных можно выделить следующие: -из отечественного опыта: «Коллективная психотерапия» (С. С. Либих), «Арена общения» (А. Б. Добрович), «ОДИ» (организационно-деятельностные игры, И. П. Щедровицкий), психологический декадник (В. В. Макаров); -из зарубежного опыта: «ЭСТ» (В. Эрхард), «СТМ» (семинар управления временем), «Тавистокская модель тренировки групповых отношений» (В. Р. Бион), «Лайфспринг» (А. Эверетт, Б. Уайт), «Социодрама» (Дж. Морено), «Большая группа» (Дж. Ломакс-Симпсон), «Большая психодинамическая группа» (П. Де-Маре).

В настоящее время в практике зарубежной групповой работы, помимо перечисленных, разработаны уже свыше 70 методов эффективной проектной и развивающей работы в условиях большой группы, количество участников в которых доходит уже до 3 тыс. человек. В России некоторые из этих методов уже получили свое распространение, в частности, технологии «Открытое пространство» (Х. Овэн), «Мировое кафе» (Я. Браун, Д. Иссак).

Этот новый групповой феномен нуждается в обозначении и в должном социально-психологическом рассмотрении. В контексте дифференцированного рассмотрения психологии групп не только допускается, но и предполагается введение новых понятий для квалификации каких-либо новых групповых явлений. На наш взгляд, выделенная нами разновидность большой группы может иметь свою особенную социально-психологическую природу. В ней одновременно начинают проявляться характеристики, традиционно приписываемые как малой группе (в частности, контактность, т. е. возможности реализации общения каждого с каждым), так и большой (например, стихийность).

Дальнейшее рассмотрение специфики таких групп ставит под вопрос существующие социально-психологические классификации групп, в частности их деление на большие и малые. Поэтому, если включать такие группы, в научное рассмотрение, то для решения данной проблемы необходима другая классификация. Традиционно, понятие «малая группа» рассматривалась в качестве синонима понятия «контактная группа». На наш взгляд, такое свойство группы как контактность может рассматриваться гораздо шире. Мы предполагаем, что контактность не является свойством исключительно малой группы и может присутствовать при определенных условиях в большой группе в самых различных формах. Также в малой группе в некоторых случаях может отсутствовать контактность. Если рассматривать контактность как самостоятельную характеристику, то можно построить более расширенную классификацию возможных видов групп. К хорошо изученным сегодня малым контактным (МКГ) и большим неконтактным группам (БНГ) можно добавить (рис. 2) большие контактные (БКГ) и малые неконтактные (МНГ).

Рис. 2. расширенная классификация видов групп Это дифференцирование открывает новые возможности в социально-психологических исследованиях, в частности — изучение новых видов групп: малой неконтактной и большой контактной. Предложенная нами типология групп позволяет по-новому структурировать накопленный ранее обширный материал социальной психологии. Это даст возможность адекватно анализировать современные виды больших и малых групп, которые не попали пока в поле изучения в связи с их неопределенностью. Хотя большая контактная группа представляет собой малоизученный объект, следует отметить, что имманентно некоторые феномены данной группы так или иначе затрагивались в различных социально-психологических исследованиях: «вторичные группы» (Ч. Кули), «вторичные коллективы» (А. С. Макаренко, А. Л. Свенцицкий), «контактная группа» (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин), в области межгрупповых отношений, конфликтов и сотрудничества между малыми группами (М. Шериф, В. С. Дж. Тернер, А. Тешфел, В. Дуаз, С. Московичи, В. С. Агеев, Лунев, Ю. А. Сушков и др.).

Проблемой нашего исследования является становление и развитие контактности в большой группе. Для экспериментального изучения этих вопросов нами была создана и успешно апробирована оригинальная методика по превращению диффузной общности с большим количеством участников (от 40 до 150 человек) в контактную группу с субъектными характеристиками. Теоретико-методической базой нашей методики является идея о том, что становление контактности в большой группе происходит не через снижение стихийности и дальнейшее повышение организованности, а путем чередования стихийно-организованной групповой активности и удержания состояния группы на среднем неустойчивом уровне. Направление группового развития заключается не в упорядочивании и не в хаосе (т. е. не в уходе в крайности), а в поддержании этого неопределенного состояния. Задача внешнего управления состоит в удержании системы вдали от состояния покоя. Именно эта неопределенность и неустойчивость может быть фактором ускоренного развития и трансформационных эффектов на уровне личности и группы. Мы считаем, что использование стихийных механизмов является специфическим для большой контактной группы, в отличие от малой. Именно в ней возможно осуществление переходов из структурированной группы в стихийную и обратно. В результате этого происходит активизация и гармонизация на самых разных уровнях группового субъекта. Специальной задачей организатора является мониторинг возможных лидеров, которые имеют желание «взять власть» в большой группе. За счет того, что ситуация неопределенная и групповая территория «ничья», всегда возникает соблазн у некоторых участников с лидерскими склонностями захватить это пространство и использовать его в своих интересах. Поэтому у ведущего должны быть способы и средства работы с такими возможными лидерами для защиты групповой территории. Но не в каждой группе присутствует самоорганизация, для этого она должна обладать вышеперечисленными свойствами, которые предложены в рамках синергетического подхода. Проведенный нами теоретический анализ большой контактной группы показывает, что ней присутствует потенциальная возможность самоорганизации. Поэтому развитие большой контактной группы может быть рассмотрено в качестве варианта развития десипативной структуры, со всеми ее атрибутами: точками бифуркации, аттракторами, возможностью самоорганизации. С этой точки зрения организатор управляет группой не путем контроля, а способствуя созданию бифуркационных состояний, после которых наступают качественные изменения. После этого группа может развиваться в самых разных направлениях. Говоря словами синергетики, сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития, организатор своим вмешательством может помешать этому процессу, но может и помочь, угадав направление, аттрактор. Он может сориентироваться и на ложный аттрактор (всевозможные мифы, навязчивые идеи), что также неизбежно уводит с пути, естественного для данной группы. В таком случае у организатора должны быть резонансные способности, что позволяет регулировать процесс развития группы. Специфика резонансного управления заключается в том, что организатор поддерживает происходящие процессы в группе, не навязывая группе свой путь. При этом существует другая важная проблема, которая заключается в построении необходимого уровня контактности для возникновения группового субъекта. Большое количество участников приводит к возникновению целого ряда сложностей, снижающих эффективность психологической работы. При развитии контактности в группе психологу необходимо опираться на некоторые критерии, по которым можно двигаться в сторону построения более глубокого общения и взаимодействия участников. Не любой контакт способствует становлению групповой субъектности. В литературе, посвященной групповому развитию, на основании различных критериев авторами выделяют те или иные уровни контактности. В качестве примера таких критериев можно выделить следующие: речевые техники, смена тем разговора, характеристики поведения, функциональные ситуации, эмоциональные состояния участников. В этих уровнях проявляются предложенные авторами различные критерии контактности, общее в которых связано с изменением тех или иных характеристик общения — поведения, атмосферы, отношений и т. д. На наш взгляд, одним из важных условий построения контактности является занимаемая человеком коммуникативная позиция. Она отражает внутренние установки в отношении партнера, ситуации и предмета общения. Именно за счет ее изменения происходит сближение и возникновение глубокого личностного контакта между людьми. Поэтому при создании нашей методики мы опирались на то, что изменение уровня контактности происходит благодаря изменению внутренней позиции участника в группе. Задача организатора заключается в том, чтобы дифференцировать эти возможные позиции и способствовать внутреннему переходу участников для достижения более полного контакта между ними. В результате многолетних наблюдений мы предлагаем в качестве основных выделять следующие позиции человека в большой контактной группе: 1.Наблюдатель. Ему интересно смотреть на процессы, происходящие в группе, наблюдать за поведением других членов, получая, таким образом, информацию. Он в «маске», его контакты формальны, поведение пассивное. 2.Вовлеченный. Настроен на получение эмоционального заряда и поднятия настроения. У него возникают контакты с окружающими, имеющие характер психического заражения и подражания. Находится в большой зависимости от лидера. 3.Исполнитель. Готов к тому, чтобы здесь учиться и выполнять то, что предлагает тренер. На этом уровне возникают контакты с другими членами группы и в подгруппах. Для этого уровня контактности характерны эмоциональный комфорт, тактичность и уход от конфликтов. Исполнитель начинает выполнять то, что предлагает тренер, но при этом не обнаруживает и не предлагает своих целей. 4.Экспериментатор. Ему интересно попробовать себя в новом качестве, вести себя не как обычно, находясь в группе. Это член группы, обнаруживающий условность групповой ситуации как возможность отработки новых форм поведения. В таком случае он может пробовать исследовать возможности и границы этой новой ситуации. Ценность эмоционального комфорта снижается, возникает ориентация на достижение собственных целей. 5.Участник. Участник как соучастник общегруппового процесса. Он начинает брать на себя ответственность за происходящее на тренинге, ориентирован на достижение своих целей. Вступает в кооперацию с другими заинтересованными в этом участниками, проявляет собственное творчество. На этом уровне лидер уже не имеет верхней позиции, зависимость от него резко снижается. Выделенные позиции характерны именно для большой контактной группы. Хотя в малой также происходят позиционные изменения, в отличие от нее, для тренинга в большой группе предложены две позиции, которые отсутствуют в малой. Это позиции «наблюдателя» и «вовлеченного». Опираясь на предложенные позиции, можно построить типологию больших групп по степени их контактности. Для члена диффузной группы характерна позиция «наблюдателя», для толпы — «вовлеченного», для «исполнителя» — аудитория и т. д. Работа организатора в группе заключается в том, чтобы за счет имеющихся психотехнических средств способствовать организации определенных переживаний, способствующих изменению психологической позиции участников от «наблюдателя» к «участнику». На основе наблюдений можно описать картину переходов внутренних позиций участников группы. Исходное начальное состояние, когда участник впервые оказывается в большой группе мы описали через позицию «Наблюдатель». Установку человека в такой группе по отношению к остальным участникам можно охарактеризовать как «Я и Они». Чаще всего она переживается как стресс, поэтому срабатывают привычные защитные механизмы поведения человека в толпе. Один из таких механизмов, т. н. «маска», которая характерна для контактов в большом городе. «Маска» — это определенная вербальная и невербальная совокупность поведения, которая сигнализирует окружающим «я вас не трогаю, вы меня не трогайте». В связи с этим контактность на этом уровне носит формальный и крайне поверхностный характер. Для такой непродуктивной позиции организатор может использовать различные психотехники, которые создают атмосферу безопасности и позволяют из контактов на уровне «маски» перейти к другому уровню контакта. Эту позицию мы обозначили как «Вовлеченный». Психотехники основаны на включении важного потенциала большой группы, а именно ее стихийных механизмов — заражения, подражания и т. д. Специальные процедуры за короткий срок помогают участникам преодолеть трудности первоначального уровня, что способствует сильному эмоциональному подъему настроения участников и их доброжелательному отношению друг к другу. Это достаточно шумный этап, когда много смеха, громких разговоров и обсуждений, в результате происходит формирование атмосферы психологической безопасности и создание общего «Мы» участников. Здесь можно наблюдать почти все эффекты, свойственные поведению человека, вовлеченного в массовое поведение толпы: большая зависимость от лидера, де-индивидуализация в поведении, измененные состояния сознания и т. д. После этого организатор может способствовать переходу на следующую позицию, которую мы обозначили как «Исполнитель». Для этого организатор от использования стихийных механизмов переходит к созданию более прочных коммуникативных сетей между участниками за счет структурирования большой группы. Это осуществляется путем разделения ее на небольшие подгруппы (8-10 человек).

У оказавшихся в этих подгруппах участников включаются механизмы общения, свойственные малой контактной группе, т. е. оно строится уже на основе непосредственного взаимодействия. Но эти контакты еще достаточно поверхностны, в них участники воспроизводят свои прежние стереотипы общения. Зависимость от лидера снижается, по сравнению с предыдущим этапом. На этом уровне контактность в наибольшей мере происходит в малых подгруппах, возникает несколько «Мы», соответствующих количеству подгрупп, между ними можно отметить явления межгруппового фаворитизма. Этот уровень групповой контактности соответствует организованным большим группам, которые чаще всего представляют собой совокупность малых подгрупп. Два следующих уровня в социальной практике встречается гораздо реже. Для дальнейшего углубления групповой контактности организатор может идти по пути снижения своей активности, использовать техники проблематизации. На этом этапе он вновь использует стихийные механизмы большой группы. Общее «Мы» становится диффузным, формируются новые подгруппы, но уже не на основе предложенных тренером подгрупп, а самостоятельно. Члены группы начинают устанавливать контакт с другими подгруппами. Большая группа теряет свою послушность, начинается конфронтация участников с тренером. Иногда эта конфронтация носит подавленный характер, в таком случае это приводит к внутригрупповой конфронтации. В результате этого члены группы вынуждены заново пересматривать свою позицию «Исполнителя» в связи с ее неэффективностью на этом уровне. Происходит осознание, что происходящее гораздо шире их представлений о возможном поведении в группе. Члены начинают пробовать новые формы взаимодействия друг с другом. Отсюда название новой позиции «Экспериментатор». Это один из самых сложных и драматических моментов в групповом развитии. Высший уровень контактности в большой группе возникает, когда между членами группы строятся контакты с позиций «Участников». На этом уровне группа снова работает в подгруппах, но границы этих подгрупп уже проницаемы. Межгрупповой фаворитизм сменяется мультипликаторным эффектом. Это групповое состояние за счет своих характеристик оказывает мощное трансформирующее воздействие на всех членов группы. На этом уровне можно в полной мере говорить о большой контактной группе как о субъекте. Для этого уровня контактности характерны открытость, спонтанность и творчество в общении. Лидер также теряет свою доминирующую позицию, оказывается в роли консультанта. Для экспериментального исследования большой контактной группы как субъекта использовались различные методы исследования, такие как включенное наблюдение, фокус-группы, контент-анализ и дискурс-анализ самоотчетов, метод семантического дифференциала «Оценка психологической атмосферы» (шкала Фидлера), опросник «Рельеф психических состояний» (А. О. Прохоров), «Стратегия поведения в конфликте» (К. Томас), тест-опросник самоотношения (Пантелеев-Столин).

Полученные результаты позволили выявить следующие основные эффекты, характерные для становления и развития субъектности большой контактной группы. В частности выявлено, что групповые динамические эффекты происходят более резко, чем в малой группе, отмечаются значительные подъемы и спады настроения. Выявлено наличие неравновесных психических состояний, что может свидетельствовать об эффектах самоорганизации. Выброс стихийности приводит к взлету эмоциональных состояний, эйфории, повышенной энергетике, к сильным позитивным переживаниям. За счет сильных позитивных переживаний происходит коррекция эмоционального опыта общения. Интенсивная обратная связь приводит к насыщению внешними оценками, стиранию образа себя для других. Участники рассматривают такую группу как микросоциум. За счет преодоления эффекта лабораторности у участников происходит осознание себя как части Человечества, экзистенциальное рассмотрение ситуации и группы. Взаимодействие в большой группе дает многим людям возможность ощутить свою связь с обществом и другими людьми. Самоорганизация ведет к изменению и усложнению взаимосвязи (структуры связей), формируются разнообразные связи друг с другом, но не напрямую, как в малой группе. Пассивные стратегии в поведении сменяются активными. В перспективе возможно развитие целого направления принципиально новых технологий обучения и развития групп и организаций, где будет адекватным использование свойств большой группы. В современных условиях динамичных социальных преобразований человеку важно развивать гибкость поведения в социуме, способность к быстрой адаптации при переходе в разные общности, иметь толерантность к различным «Мы». Работа в условиях большой контактной группе дает возможность свести людей разных национальностей и культур, социально-психологических миров и установок, религиозных и политических убеждений. Возможности большой контактной группы включают в себя построение различных «Мы», взаимодействия «Я» и «Мы», «Мы» и «Мы», «Мы» и «Они». Через большую контактную группу человек формирует смыслы, отношение к представителям других больших групп, к Человечеству в целом. Поэтому такие группы имеют огромное значение в судьбах людей. Заключение Большие скопления людей (толпы) есть обычное явление в современном мире, и их моделирование является важным вопросом в различных областях, таких как компьютерная графика и анализ архитектурных объектов на предмет эвакуации в случае экстремальных ситуаций. На основании данных философий существует множество методов создания моделей поведения толпы, и их можно разделить на несколько классов:

1. Методы на основе клеточных автоматов. В подобных методах пространство, по которому перемещаются агенты, представляется в виде набора клеток, образующих некоторую периодическую решетку с заданными правилами перехода, определяющими состояние клетки в следующий момент времени через состояние клеток, находящимися от нее на расстоянии не больше некоторого, в текущий момент времени.

2. Методы на основе физических процессов динамики жидкости. В данном случае каждый элемент толпы представляет собой частицу, состояние которой описывается уравнениями динамики жидкости (например, уравнениями Навье-Стокса).

3. Методы на основе ньютоновской механики. В подобных методах все социальные силы, действующие на агента в толпе, выражаются в виде сил. Движение агента же описывается на основе второго закона Ньютона.

4. Мультиагентные методы. В соответствии с этим подходом, в процессе моделирования не описывается динамическая система в целом, а создается набор элементарных правил, которым подчиняется любой агент в толпе.

5. Методы, основанные на данных, полученных из реальных наблюдений за поведением толп в различных условий. Зачастую подобные методы имеют узкую направленность.

6. Гибридные методы, использующие комбинацию нескольких вышеперечисленных подходов.

Вместе с тем, в данной работе была рассмотрена проблема развития контактности в больших группах. Для определения статуса таких групп предложена новая групповая классификация. Она базируется на том, что контактность может рассматриваться как универсальная групповая характеристика. В качестве объекта нашего исследования была выделена большая контактная группа, которая сочетает в себе стихийность и наличие внутригрупповой контактности.

Для решения проблемы становления контактности была сконструирована методика, позволяющая сформировать из большой диффузной группы контактную группу с субъектными характеристиками. Теоретико-методической базой нашей методики является идея о том, что становление контактности в большой группе происходит не через снижение стихийности и дальнейшее повышение организованности, а путем чередования стихийно-организованной групповой активности и удержания состояния группы на среднем неустойчивом уровне, что приводит к эффектам самоорганизации. Предложена идея резонансного лидерства, как наиболее адекватного способа управления. Рассмотрены также этапы становления контактности в большой группе, возникающие смены коммуникативной позиции членов группы от исходной («Наблюдатель») до позиции «Участник». Проведенные исследования позволяют выделить специфические особенности развития большой контактной группы как субъекта.

Список использованной литературы

1. The change handbook/the definitive resource on Today’s Best methods for Engaging Whol systems / P. Holman, T. Devane, S. Cady with 90 international constributors. San Francisco, 2007.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.

3. Грушин Б. А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 368 с.

4. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. М., 2005.

5. Зиновьев, А.А. Массы // FoxЖурнал. Русский вклад [Э/р]. — Р/д: http://razmah.ru/showarticle.asp?id=1878.

6. Каган М. С., Эткинд А. М. Общение как ценность и как творчество // Вопр. психологии. 1988. № 4. С. 25-33.

7. Канетти, Э. Масса // Психология масс. — Самара, 1998.

8. Конрад, Л. Агрессия (так называемое «зло»).

— М., 1994.

9. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. 249 с.

10. Лебон, Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.

11. Лебон, Г. Психология толп // Психология толп. — М., 1998.

12. Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 480 с.

13. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Сб. лекций. 187 с.

14. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения // Лекции. М.: ПЕРСЭ. С.2001-112.

15. Назаретян, А.П. Психология стихийного массового поведения: лекции. — М., 1999.

16. Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002. 368 с.

17. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург, 2001.

18. Ольшанский, Д.В. Психология масс. Человек в массе. Политическая психология. — М., 2002.

19. Ольшанский. Д.В. Психология масс. — М.. 2001.

20. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс // Психология масс. — Самара, 1998.

21. Петрушин С. В. Психологическая работа в группах с большим количеством человек: теоретические и методические аспекты // Вопр. социальной психологии. Саратов, 2007. № 3 (8).С. 187-205.

22. Петрушин С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М., 2004.

23. Петрушин С. В. Резонансное консультирование. М., 2008.

24. Платонов Ю. П. Основы социальной психологии. СПб., 2004.

25. Почебут, Л.Г. Социальная психология толпы. — СПб., 2004.

26. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / пер. с англ.; общ. ред. и послеслов. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича, В. Ю. Сачкова. 5-е изд. М., 2005.

27. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 2001. 480 с.

28. Рощин, С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. — 1990. — № 5. — Т. 11.

29. Сигеле, Ш. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Преступная толпа. М., 1998.

30. Субботина Н. Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном. М.: Прометей, 2001. 193 с.

31. Субботина Н. Д. Суггестия и контрсуггестия в обществе. М.: КомКнига, 2002. 231 с.

32. Фадеев, Е.В. К вопросу о целях и задачах толпы // Психологическое исследование: теория, методология, практика образования: сборник материалов II Сибирского психологического форума. — Томск, 2007.

33. Филонов Л. Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми: методика контактного взаимодействия. Пущино, 1982.

34. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: Академический проект, 2007. 204 с.

35. Хараш А. У. Личность в общении // Общение и оптимизация совместной деятельность / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека М., 1987. С. 30-42.

36. Хевеши, М.А. Толпа, массы, политика: ист.-филос. очерк. — М., 2001.

Размещено на