Московский Государственный Гуманитарный
Университет имени М.А.Шолохова
Факультет психологии
Кафедра практической психологии
Контрольная работа по психологии личности
Выполнила:
студентка 3/5 курса
заочного отделения
Пасечник М.А.
Проверил:
старший преподаватель
Растригина Н.А.
Тирасполь 2008
НАЗВАНИЕ ТЕОРИИ — Психоанализ |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ — Человек — энергетическая система, в которой количество энергии ограничено. Затраты энергии на что-то одно уменьшают ее количество на другое. |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ — |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ — Оральная фаза — начинается с момента рождения. Большая часть либидозной энергии направлена или сфокусирована на зоне рта. Анальная фаза — физиологический контроль ассоциируется с осознанием и является источником удовольствия. Фаллическая фаза — в которой дети начинают понимать различие полов. Латентная фаза — расширение и углубление социальных контактов со сверстниками. Генитальная фаза — является результатом либидозной энергии к сексуальным органам. |
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ — А.Фрейд, Мелани Клейн, Фриц и Лаура Перлз, Доналд Уиникотт, Хайнц Кохут. |
|
АВТОР — Зигмунд Фрейд 6.05.1856 — 1938 939 |
ЛИЧНОСТЬ — Энергетическая система инстинктов (сексуальных и агрессивных) и защитных механизмов, которые определяются взаимодействием между выражением инстинкта и его торможением. |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — 1)Оно (Ид) -исходная, хаотичная часть психики, включающая биологические врожденные инстинкты: а) Эрос (инстинкты жизни), б)Танатос -(инстинкты смерти); 2)Я (Эго) — часть психики, обеспечивающая нам самосохранение и, обслуживающая Ид, подчиняясь принципу реальности; 3) Сверх Я (Супер -Эго) — высшая инстанция психики, которая «наблюдает» за Я, но само наблюдение остается бессознательным. Выполняет роль внутреннего цензора. Состоит из 3-х компонентов: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. |
ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ — началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет «Эдипов комплекс» и защитные механизмы личности: вытеснение, противодействие, регрессия, проекция, замещение, рационализация, сублимация. |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — психоанализ, анализ сноведений, метод свободных ассоциаций. |
|
НАЗВАНИЕ ТЕОРИИ — Аналитическая теория |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ — К.Юнг выделил 2-а основных аттитюда (интроверсия и экстраверсия) и 4-ре функции — мышления, чувств, интуиции и ощущений. Создал свою модель бессознательного и понятие архетипов — эго, персона, тень, анимус, анима и самость. |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ — 1.экстравертированный мыслительный тип; 2.интровертированный мыслительный тип; 3.экстравертированный чувствующий тип; 4. интровертированный чувствующий тип; 5. экстравертированный интуитивный тип; 6.интровертированный интуитивный тип; 7.экстравертированный ощущающий тип; 8.интровертированный ощущающий тип. |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ — |
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ — Катарина Бригс, Изабель Бригс-Майерс, Аушра Аугустинавичуте, Эрих Нойман. |
|||
АВТОР — Карл Густав Юнг 26.07.1875 — 6.06.1961 (86л.) |
ЛИЧНОСТЬ — совокупность экстра-интровертированных установок сознания, и врожденных и реализованных архетипов. |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — состоит из 3-х взаимосвязанных компонентов: 1.Эго-центр сферы сознания и основа самосознания; 2.Личное бессознательное — состоит из болезненных и подавленных воспоминаний, содержит в себе части личности, которые никогда не доходят до сознания; 3.Коллективное бессознательное — основание всей структуры личности, его содержание одинаково для всего человечества. Архетипы — наследуемые склонности отвечать миру определенными способами: а)Персона-маска, навязанная нам соц. условностями; б)Тень-воплощение нашей животной стороны; в)Анимус-маскулиное начало в бессознательном женщины; Анима-феминое начало в бес-ом мужчины; г)Самость-архетип центрированности. |
ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ- Индивидуализация-процесс достижения целостности, развитие динамической связи между Эго и Самостью с интеграцией частей психики: эго, персоны, тени,анимы и анимуса и др. архетипов бессознательного |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ -словесные ассоциации, анализ сновидений, психоанализ. |
|||
НАЗВАНИЕ ТЕОРИИ — Индивидуальная теория |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ — Теория Адлера основана на 7-ми понятиях и принципах:1)Чувство неполноценности -всякое чувство, возникающее из переживания свей беспомощности, слабости, несостоятельности и др в любой жизненной сфере;2)Стремление к совершенству — врожденно побуждение к постоянному развитию своих способностей и возможностей, т.е. компенсации нормального чув-ва неполноценности. Выделил 2-а направления: а)Позитивное — предполагает социальный интерес; б) Негативное -эгоистический интерес, самовозвышение и стремление ощущать личное превосходство за счет других; 3)Стремление к превосходству — результат стремления компенсировать преувеличенное чув-во неполноценности, препятствующее позитивному росту и развитию. 4)Социальный интерес; 5)Творческое «Я»; 6)Порядок рождения; 7) Фикционный финализм. |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ — 1. Социально полезный. Ведущая установка: сотрудничество. 2. Управляющий. Ведущая установка: превосходство по сути враждебная и антисоциальная личность. 3. Берущий тип. Установка: паразитическая (за счет других). 4. Избегающий тип. Установка: избегание, страх неудач и бегство от решения проблем. |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ — Детерминантой в развитии личности является стремление к превосходству. Но из-за дефекта в развитии телесных органов человек переживает чувство своей неполноценности и прибегает к видам компенсации ( адекватные и неадекватные). Адлер выделил 3-ри основные формы проявления компенсации: 1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к совершенству с соц. интересом. 2. Сверхкомпенсация, которое означает одностороннее приспособление к жизни в рез-те чрезмерного развития какой-то одной черты или способности. 3. Уход в болезнь. В этом случае чел. Не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз. |
||||
АВТОР — Альфред Адлер 7.02.1870 -1937 (67 л.) |
ЛИЧНОСТЬ — Не сексуальное, а социальное существо. Обладает уникальностью, самосознанием и контролем над своей судьбой, т.е. может свободно создавать свой жизненный стиль. И ответственна за то чем она становится. |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — едина. Структуру самоосоглашающейся и единой личности автор определял как стиль жизни — уникальный способ достижения целей, избираемый личностью. |
ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ — Постулировались 3-и фактора стабильности и динамики личности: 1) чувство общности; 2) чувство неполноценности: 3) стремление к самозначимости. |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — психотерапия, Консультирование, клинические наблюдения. |
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ — Гарольд Г. Мосак, Рудольф Дрейкурс. |
||
НАЗВАНИЕ ТЕОРИИ — Гуманистическая теория |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ — Он утверждал, что человек — это активное, интенциональное, творческое сущетсво, которое обладает потенциалом и непрерывному росту, развитию и самоактуализации. Человек руководствуется в своем выборе собственными ценностями и смыслами. |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ — |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ — |
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ — |
|||
АВТОР — Карл Роджерс 8.01.1902 АВТОР |
ЛИЧНОСТЬ — феноменальный ( индивидуальный, неповторимый) мир человеческого «Я», как результат самоактуализации, индивидуальное соотношение реального и идеального «Я». |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — «Я» или «я»-концепция — понимание человеком самого себя, основанное на жизненном опыте прошлого, событиях настоящего и надеждах будущего. «Я» — неустойчивая, постоянно меняющаяся сущность. «Я»-идеальное — это «я»-концепция, которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать. Это структура постоянно трансформирующаяся и меняющая свое определение. Тенденция к самоактуализации. Самоактуализация — Стремление живого существа к росту, развитию самостоятельности, самовыражению, Активизации всех возможностей своего организма. Е. к с. — центр, на котором сфокусированы все остальные стремления. |
ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ — Личность обладает большими ресурсами понимания себя, изменения своей «Я»-концепции, отношений и «Я»-поведения. Роджерс обосновал естественное движение личности от конфликта к его разрешению. Он рассматривает приспособленность не как статичное состояние, а как процесс, в котором ассимилируются всякое новое знание и опыт. |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — психотерапия или терапия, центрированная на личности; клиент-центрированная терапия. |
|||
НАЗВАНИЕ ТЕОРИИ — Гуманистическая теория |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ — рассматривая человеческую личность, Фром сформулировал теорию типов социальных характеров — продуктивных и непродуктивных. В процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, развив способность мыслить, оказавшись тем самым в состоянии называемом человеческой дилеммой. |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ — Среди непродуктивных ориентаций Фром выделил 4-ре типа: 1.Рецептивный тип — источник благ нах-ся вне личности. Чел. не способен отдавать себя, свое духовное и материальное имущество. А настроен только на получение его за счет других, поскольку его самооценка занижена. 2.Эксплуативный тип — отличается наличием агрессии в отношении людей и вещей. Чел. стремится завладеть тем, что представляет для него интерес. Склонны к заимствованию и плагиату. 3.Накопительный — безраздельное владение деньгами, вещими, мыслями без попытки изменения или обновления. Подобное поведение — результат влечения к смерти. 4.Рыночный тип — продукт современной концепции рынка. Эти люди воспринимают себя как товар, чья индивидуальность зависит от предложенной цены. Люди прибывают в постоянном беспокойстве, конструируя свою личность требованиям моды. Продуктивная ориентация формируется на основе любви, труда и мысли (имеется в виду мысль как хар-ка активной работы сознания) |
ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ — |
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ — |
|
АВТОР — Эрих Фромм 23.03.1900 -18.03.1980 (80л.) АВТОР |
ЛИЧНОСТЬ — Сумма врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и определяющих его уникальность. |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ- Фромм разделил человеческую дилемму на 3-и экзистенциальные дихотомии (решение вопроса, на который нет ответа): 1.Главная дихотомия — жизнь и смерть; 2.Базовая — живя под знаком идеального представления о самореализации личности, мы никогда не можем достичь желаемого уровня — жизнь слишком коротка; 3.Экзистенциальная — состоит в том, что мы абсолютно одиноки, но не можем обходиться друг без друга. Здоровый чел. может найти ответы на экзистенциальные вопросы, которые в наибольшей степени отвеч-ют его экзистенциальным потребностям, кот. присуши только чел-ку и могут подтолкнуть на воссоединение с природой: 1.Потребность в установлении связей имеет 3-и основных направления, по кот. чел. может вступать во взамо-ние с миром: подчинение, власть и любовь. Подчинение и власть — непродуктивные стратегии, не дающие лич-ти нормального раз-тия. 2.Потребность в преодолении себя определяется как желание подняться над пассивным и случайным существованием к целеустремленности и свободе. Удовлетворяется позитивно и негативно. 3.Потребность в укорененности — может быть удовлетворена путем фиксации на матери или движения к самореализации и целостности. 4.Самоидентичность — удовлетворяется путем принадлежности к какой-либо группе или посредством созидательного движения к индивидуальности. 5.Система ценностей — может быть иррациональной или рациональной, причем лишь рац-ая философия явл-ся реальной базой для личностного роста. |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — Гуманистический психоанализ |
|
НАЗВАНИЕ ТЕОРИИ — КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ — в основе когнитивной теории личности Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Он концентрирует внимание на психических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни. Теория личностных конструктов представляет собой психологию понимания точки зрения индивидуума — понимания благодаря которому можно помочь ему решить, какие выборы явл-ся для него оптимальными, учитывая текущее положение дел. Люди способны к постоянному сотворению себя заново. Реальности присуща гибкость, в ней есть место для поиска, творчества и обновления. |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ — |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ — Человек находится в процессе постоянного изменения и согласно которому корнем всех проблем является препятствия к изменению себя. |
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ — Уолтер Мишель. |
|
АВТОР — ДЖОРЖ АЛЕКСАНДЕР КЕЛЛИ 28.04.1905-1965 гг. АВТОР |
ЛИЧНОСТЬ — не предлагал точного определения термина «личность». При этом он обсуждал эту концепцию, утверждая, что личность — наша абстракция деятельности человека и последующая генерализация этой абстракции на все аспекты ее связи с другими людьми, знакомыми и незнакомыми, а также с том, что может представлять определенную ценность. |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — Келли рассматривал людей как «человека-ученого», а не как совокупность базовых потребностей или структурированную личность. |
ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ — В людях заложена врожденная тенденция к активности и развитию. Мир открыт для построения бесконечного количества конструкций. |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — Репертуарная решетка ролевых конструктов, терапия личностных конструктов (компоненты: доверительный подход, контраст, креативность, процесс изменения), терапия фиксированных ролей |
|
НАЗВАНИЕ ТЕОРИИ — ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ. |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ -Самой важной частью тероии яв-ся модель иерархии потребностей, включающей полный набор мотиваций чел-ка. Главная концепция — самоактуализация (высший уровень потребностей). Изучая вершины переживания, различал 2-а основных типа психологии: 1.Дефицитарную — занимается поведением чел-ка в сфере удовлетворения основ-х потребностей; 2.Бытийную — изучает поведение чел-ка и его переживания на стадии высшей осознанности и стремления удов-ть нужды самоактуализации. Интересовало соц-ое применение его теории в утопическом общ-ве — ЭУПСИХЕЯ ( гуманистические сообщества, члены-здровые самоак-ся люди), и для сотрудничества внутри чел-го общ-ва -СИНЕРГИЯ (комбинированное дейс-е рзличных элементов, более эффективное, чем сумма воздействия всех элементов в отдельности. |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ — |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ — Последовательность удовлетворения потребностей служит неким ориентиром в развитии. 1.физиологические потребности-(в пище, еде, сексе, сне, кислор-де); 2.Потребность в безопасности-(жить в относительно стабильной, предсказуемой обстановке); 3.Потребность в принадлежности и любви-(стремление установить тесные связи и отношения между собой); 4.Потребности уважения: а) Желание чувствовать компетентность и личные достижения; б) Потребность уважения другими (общественное положение, слава, оценка и признание); 5.Самоактуализация- полное применение талантов, способностей, потенциалов. Постоянно действующий процесс, при котором способности индивида применяются полностью, творчески и радостно. |
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ — |
|
АВТОР — АБРАХАМ МАСЛОУ 1908 -1970гг. (62г.) АВТОР |
ЛИЧНОСТЬ — Личность — феноменальный мир человеческого «я», как результат самоактуализации, — индивидуальное соотношение реального и идеального «я». Каждый индивид имеет, кроме обыденного, более глубокое, или истинное «я», которое чел. ощущает при трансперсональных состояниях. Это «я» явл-ся источником мудрости, душевного здоровья и гармонии. |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — |
ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ — Маслоу описал 8 типов поведения, ведущих к самоактуализации: 1.Концентрация — возвышенные моменты осознания чув-ва слияния со всем миром; 2.Выбор роста — открытие нового и привлекательного опыта с риском встречи незнакомого и возможным провалом; 3.Самопознание — познание своей внутренней природы и действие в соответствии с этим; 4.Честность — поиск ответов в себе, благодаря кот. прикасаемся к своему внутреннему «я»; 5.Суждения — следование инстинктам ведет к более точным и крупным жизненным решениям; 6.Саморазвитие — неприкр-ся процесс разт-ия потенциальных возможностей чел.; 7.Вершинные переживания — краткие моменты в самоактуализации; 8.Отсутствие защиты для собственного «я» — необход-ть распиз-ть защиты своего «я» и борьба с ними в соответствующий момент. |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ -психотерапия по типу «даосского» помощника, научно-исследовательская работа, разработан опросник личностной ориентации. |
|
НАЗВАНИЕ ТЕОРИИ — Теория сознания |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ — Личность формируется в процессе постоянного взаимодействия инстинктов, привычек и личного выбора. Он рассматривал личностные различия, стадии развития, психопатологию и все, что присуще понятию личность, как организацию и реорганизацию основных «строительных блоков» психики, предоставленных природой и усовершенствованных индивидуальным развитием. |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ — |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ — |
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ — Г.Керр, Тимочко. |
|
АВТОР — Уильям Джеймс 11.01.1842-1910 АВТОР |
ЛИЧНОСТЬ — Множественность наших «я», в совокупности составляющих то, что мы собой представляем. Позднее : « Множественная личность представляет собой различные аспекты нашего собственного расщепленного «я». |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — Наше «я» — личностная непрерывность, которую мы осознаем каждый раз, когда просыпаемся утром. Оно больше личностной идентичности, из него берут начало все процессы нашей психики, в нем отфильтровываются все наши знания и весь жизненный опыт. Джеймс описал несколько слоев «я»: 1.Биологическое «я»-наше физическое, телесное сущ-во. Наша наследственная конституция, особен-ти физич-кой внешности и физиологические процессы. 2.реальное «я» — это слой, включающий в себе все предметы, с которыми чел-к идентифицирует себя как личность. В реальное «я» входят: его тело, дом, друзья, собственность. Социальное «я» — набор личных привычек, создающих опору для наших взаимодействий с другими людьми. Изменяющаяся, податливая и мягкая, поверхностная сторона личности: 1.Духовное «я» — внутренняя субъективная сущность личности. Элемент активен во всех видах сознания, наиболее устойчивая и интимная часть «я» |
ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ — основное кач-во, заложенное в человеке — это стремление к повышению своего благосостояния. Осознанность может привести к самоконтролю, а контролируемое сознание всегда улучшает кач-во чел-ой жизни. |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — экспериментальные исследования с применением окиси азота, хлороформа, амил-нитрата и др как препаратов, изменяющих состояние сознания. Исследовал весь спектр чел-кой психики — от фун-ции ствола головного мозга до религиозного экстаза, от осознания пространства до экстрасенсорного восприятия. |
|
НАЗВАНИЕ ТЕОРИИ — Факторная теория типов |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ — Ядром теории Айзенка авляется разработанная им концепция того. Что элементы личности располагаются иерархически. Им была построена 4-хуровневая иерархическая система организации поведения: 1.Нижний уровень- специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, кот. могут быть характеристиками личности; 2.Второй уровень- привычные действия или мысли, т.е. реакции кот. при определенных условиях повторяются. Выделяются посредством анализа специфических реакций; 3.Третий- черта. Определяется как важное. Относительное, постоянное личное свойство. Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций; 4.Высший- уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собою черт. |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ — Все 3-и типа биполярны и зависят от генетических факторов: 1.Тип Е — экстраверсия — интроверсия (Их физиологическая основа — уровень возбуждения коры головного мозга); 2.Тип N — нейротизм — стабильность (Их харак-ет раздражительность, возбудимость, эмоциональные реакции на возбуждение); 3.Тип P — психотизм — сильное супер-Эго. (Воснове лежит эмпатия, чувствительность, т.е. социальная приспособленность или асоциальность) |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ — |
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ — |
|
АВТОР — Ганс Айзенк 4.03.1916- 4.09.1997гг. АВТОР |
ЛИЧНОСТЬ — Иерархическая система организации поведения, которая включает 3-и типа или суперфактора , которые независимы друг от друга и биполярны; имеют строгую биологическую основу, т.е. Айзенк сводил свойства личности к темпераменту. |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — |
ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ — |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — Разработал 4-ре личностных опросника: Модсли (MPI), айзенка (EPI), Айзенка (IPQ), Пересмотренный личностный опросник Айзенка (EPQtR) |
|
НАЗВАНИЕ ТЕОРИИ — Факторная теория черт |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ — Теория личности основана на психометрических процедурах, а не на клинических исследованиях. Кеттелл выделил 35 личностных черт первого порядка -23 черты присущие нормальной личности . среди которых 16 наиболее изучены и входят в 16-факторный опросник Кеттелла, и 12 патологических черт. Первичные факторы приобретают психологическое значение в свете 3-х категорий свойств личности — темперамента, способностей и мотивации. Первичные и вторичные черты факторы называются основными чертами личности, но все они преимущественно яв-ся темпераментными чертами. Кеттелл классифицировал способности и мотивационные (динамические) черты. Динамические подразделяются на врожденные побуждения (эрги), и приобретенные посредством культурного влияния мотивов (семы). Все они элементы динамической решетки, в которую входят аттитюды. |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ — тип складывается из 16-ти факторных черт, и уникален сам по себе. |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ — |
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ — Хитер Кеттелл. |
|
АВТОР — Раймонд Бернард Кеттелл 20.03.1905- 1998гг. АВТОР |
ЛИЧНОСТЬ — набор из 35-ти черт, т.е. факторов определяющих эмоциональный аспект, динамику и стиль поведения. Личность — это то, что позволяет предсказать, что делает человек в этой ситуации. |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт: А. Аффектомия -Шизотимия; В. Интеллект; С. Слабое «я» — Сильное «я»; D. Флегматичный темперамент — Возбужденность; E. Комформность — Доминантность; F. Десугренсия — Сугренсия; G. Стабильность сверх «я» — Сила сверх «я»; H. Тректия — Пармия; I. Харрия — Премсия; L. Протенсия — Алаксия; M. Аутия — Праксерния; N. Дипломатичность — Прямолинейность; O. Гипотимия — Гипертимия; Q1. Радикализм — Конснрватизм; Q2. Самодостаточность — Зависимость от группы; Q3. Высокое самомнение — Низкое самомнение; Q4. Высокая эго-напряженность — Низкая эго-напряженность Вторичные факторы: F1. Высокая тревожность — Низкая тревожность; F2. Экставерт — Интраверт; F3. реактивная уравновешенность — Сензитивность; F4. Независимость — Конформность. |
ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ — Для формирования динамики личности используются 30и понятия: аттюиды, эрги и семы. |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — 16-факторный опросник Кеттелла |
|
НАЗВАНИЕ ТЕОРИИ — Деятельностная теория личности |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ — Развитие личности осущ-ся в ходе общественно-исторического онтогенетического раз-ия через иерархию смыслообразующих мотивов и реализуется в социально значимой деятельности. |
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ — |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ — Процесс становления личности — есть процесс становления связной системы личностных смыслов. Личность формируется в процессе индивидуальной истории, в процессе общения с окружающими людьми. згляды А.Н.Леонтьева на развитие личности также воспроизводятся в его публикациях 1970-х гг., однако с существенными дополнениями. Понятие личности, отмечает он, выражает целостность свойств, формирующихся в процессе онтогенеза, то есть целостность не предзаданную, в отличие от индивида, а становящуюся. «Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека». Хорошо известна метафора А.Н.Леонтьева о двух рождениях личности. Личность «рождается дважды: первый раз — когда у ребенка проявляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, … второй раз — когда возникает его сознательная личность» . Первое рождение совпадает с кризисом трех лет, когда впервые возникает иерархизация и соподчинение действий, отсрочка удовлетворения. Второе рождение — с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание, опосредствование. Можно сказать, что эти два «рождения личности» представляют собой критические точки прогрессирующей эмансипации личности от симбиотических связей. «Первое рождение личности» — это операциональная эмансипация личности, когда ребенок ощущает себя как некую автономную единицу; «второе рождение» — это смысловая эмансипация, осознание себя как смысловой единицы, когда мировоззрение подростка становится индивидуальным, перестает совпадать со смысловым полем, в котором он сформировался. |
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ — Харьковская деятельностная школа. |
|
АВТОР- Леонтьев Алексей Николаевич 1903 — 1979гг. АВТОР |
ЛИЧНОСТЬ — определяется как связь, иерархия деятельносей, а не психических процессов. Индивид превращается в личность в ходе своей биографии. Личность — «кристаллизация» биографии. |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — Согласно Леонтьеву структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий психологический профиль личности. Все это позволяет выделить 3-и основных параметра личности: 1.Широта связей человека с миром (посредством его деятельности); 2.Степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смысловых мотивов (смыслов-целей); 3.Общая, структура этих связей, мотивов-целей. |
ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ — |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — Используя идей культурно-исторической концепции, провел ряд экспериментов, направленных на изучение высших психических функций (произвольного внимания и процессов памяти). |
|