Сознание как предмет философского анализа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агенство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Учётно-статистический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии на тему №27:

Сознание как предмет философского анализа

Челябинск — 2007

Содержание

Введение 3

1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества

сознания и предпосылки его возникновения и развития 4

2. Структура сознания. Сознание и язык 4

3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните

соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное 4

Заключение 4

Список литературы 4

Введение

20 стр., 9860 слов

Лекция 2 Сознание как высшая ступень развития психики

... точка зрения (Л. Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание — высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе ... как со-ельные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть сак бы тотальная личность. Второй уровень — форма продления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый .ект, сознательное «Я». ...

Проблема сознания всегда привлекала при­стальное внимание философов, ибо определе­ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей­ствительностью предполагает выяснение при­роды человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагива­ют исходные мировоззренческие и методоло­гические установки любого философского на­правления. Естественно, что подходы эти бы­вают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой фор­мы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма ха­рактеризуется прежде всего выделением чело­века как своеобразной реальности, как носи­теля особых способов взаимодействия с окру­жающим миром, включая и управление им.

Тема «Сознание как предмет философского анализа» является актуальной, так как сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и ду­шевной жизни человека в их единстве и цело­стности, а также способов контроля и регуля­ции его взаимоотношений с действительнос­тью, управления этими взаимоотношениями.

Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа

Задачи:

1. Рассмотреть материальное и идеальное. Основные характеристики и

качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

2. Раскрыть структуру сознания. Сознание и язык

3. Выяснить Что такое бессознательное как феномен психики?

4.Объяснить соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное

1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

В науке долгое время широкое распространение имело дуалисти­ческое представление о сознании и мозге. Сознание рассматри­валось как нечто надфизическое, лежащее поверх мозга или в его «порах».

Сознание мыслилось как некое активное существо, пользующееся мозгом как орудием для реализации своих целей. Оно как бы пер­сонифицировалось и мыслилось как человек в человеке. Счита­лось, что между духовно-идеальным и материальным лежит про­пасть, для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев.

5 стр., 2125 слов

Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга 2

... нейронами и глиальными клетками, отдельными типаминейронов, функциональные особенности органа. Нормальное развитие мозга может нарушатьсяпод влиянием многих факторов. Это определяется как высокой ... раздражители, в это время им осуществляется формированиерефлекторных реакций. Высокий динамизм развития мозга присущ иранним этапам постэмбрионального периода онтогенеза. Если его масса ...

Со­знание — субъективный образ объективного мира. Субъек­тивность образа — не произвольное привнесение чего-то от субъ­екта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от бо­гатства или бедности практического опыта людей, от уровня исто­рического развития знаний человечества1.

Субъективность обра­за, за исключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Имен­но это обеспечивает возможность познания человеком объектив­ного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиоло­гическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не явля­ются им. Физиологические процессы головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное — это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и жи­вотному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир — объект.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли.

В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное про­тивоположны материальному, а за этими пределами их нельзя про­тивопоставлять как абсолютные противоположности.

Сознание существует не только как нечто принадлежащее дан­ному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафик­сированных средствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания: душа — это особая форма бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная куль­тура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для вся­кого другого человека мое сознание существует как реальность, ко­торую он воспринимает через чувственные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

12 стр., 5501 слов

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. ...

... в труде, сознание создает культуру. Сознание возникло в связи с усложнением структуры мозга. С изменением структуры человеческой активности ... сознанием существует в нем в виде образов, то есть идеально, Сознание дает «субъективный образ объективного мира». Сознание избирательно и целенаправленно. Принятые сознанием ... в большей степени Богу, а человеку данное лишь в малом количестве. Чем больше человек ...

Для понимания души важным является следующее определение идеальности: идеальное есть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет свое совечное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматери­альна, т.е. нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущ­ность во всем составе ее компонентов — сознании, самосознании, чувствах, воли, разума, памяти и т.п., но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом. Можно ли слово мыслить лишь в чистом виде смысла? Смысл слова немыслим вне своей материальной оболочки знака — в виде потоков членораздельных звуков или различного рода начертаний в письменной речи. Нам представляется, что и душа, будучи связанной с деятельностью человеческого мозга, имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение в тончайшую «ткань» биопо­ля, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строится допущение бессмертия души. Можно, види­мо, мыслить ауру как некое подобие эфира — этого тончайшего вида материи. Идея эфира, возникнув в древние времена, сохраня­ет свой неистребимый характер по сию пору2.

Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания.

Сознание — это выс­шая, свойственная только людям и связанная с речью функ­ция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслен­ном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека3.

Сознание — результат длительного развития человеческого общества. Элементы психической и сознательной деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использую­щих звуковую сигнализацию и жесты для обмена информацией, но настоящее человеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальных изменений. Основой этих изменений явился труд.

Многообразие информации, которую должны были переда­вать друг другу наши предки, требовало таких знаков, каждый из которых сообщал бы не об одном-единственном предмете или действии, а об объектах различных, но обладающих общими чер­тами и потому требующих одинаковой реакции со стороны чело­века. Знак должен был быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса. Представить себе наглядно то общее, что имеется во всех случаях, когда подбегают, прячутся, ударяют и т. п., совершенно отвлекаясь от многочисленных разли­чий между этими актами, можно лишь очень туманно или вовсе невозможно. Вполне наглядными при таком отражении остаются лишь знаки, посредством которых участники общения передают их друг другу.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... этом венцом развития ВПФ является развитие самосознания. По Л.С.Выготскому, индивидуальное сознание (т.е. сознание конкретного человека) формируется по мере активного овладения субъектом способами ... пробы, а правильное решение всегда используется в аналогичных ситуациях. Практическое мышление связано с ориентировочным манипулированием, при этом ориентировка всегда предшествует исполнению. ...

Отражение того общего, что есть в целом классе явлений (бег вообще, удар вообще, скала вообще), при отвлечении от различий между явлениями данного класса, отражение зависимостей, свя­зей между явлениями дается в мышлении. Мышление — важ­нейшая особенность человеческого сознания. Звуковая же систе­ма знаков, посредством которой создаются такие отражения и при помощи которой осуществляется общение, называется язы­ком. Таким образом, коллективный труд требовал образования мышления и языка, возникновение и развитие которых неотде­лимы друг от друга.

Всякий раз, когда люди неправильно отражали существующие в объективной дей­ствительности связи, их попытки овладеть ими терпели неудачу. Миллиарды раз повторялись такие попытки, то удачные, то бес­плодные, пока не сформировалось умение отражать события и их взаимосвязи так, как они имеют место в действительности. Наши предки стали овладевать обычными, на каждом шагу встречаю­щимися, повторяющимися связями. Так возникли умозаключения, т. е. выведение из некоторых известных исход­ных посылок определенного нового знания на основе связей, ко­торые называются логическими. С течением времени способность логично умозаключать укоренилась, так как многие поколения на практике убедились, что логические связи соответствуют отно­шениям и взаимодействиям между самими событиями, действия­ми или вещами. Возникла присущая человеческому мышлению логика.

Таким образом, сознание со всеми его атрибутами (ощу­щениями, мышлением, логикой и т. д.), возникшее в процессе чрезвычайно длительного превращения стада животных в челове­ческое общество и порожденное, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет собой (как и язык) явле­ние специфически общественное4.

2. Структура сознания. Сознание и язык

Структура сознания. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отноше­ние к содержанию того, что отражается. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро со­знания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компо­нент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определен­ный круг объектов находится в фокусе сознания.

15 стр., 7053 слов

Сознание и бессознательное 4

... сознание должно действовать в унисон с бессознательным инстинктом сохранения. Но что обеспечивает в человеке все эти свойства? “Ощущение, мысль, сознание ... мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная ... с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не ...

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личнос­ти включает в себя собственно чувства, представляющие собой от­ношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.).

Чув­ства, эмоции суть компоненты структуры сознания.

Сознание не ограничивается познавательными процессами, на­правленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.

В основе всех психических процессов лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Движущей силой поведения и сознания людей является по­требность — состояние неустойчивости организма как сис­темы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля —это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля — это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворе­ние потребности. Качественные сдвиги в характере потребнос­тей — это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания.

Человеческие чувства — это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовле­творению его потребностей, интересов, соответствия или несоот­ветствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональный стимул заставляет организовывать наши мысли и действия для достижения определенной цели5.

Сознание и язык образуют един­ство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание пред­полагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непо­средственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в про­цессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помо­щью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы орга­низуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли.

Связь между сознанием и языком не ме­ханическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и пред­ставлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятия­ми. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежа­щий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и дик­тует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифициро­ванном виде, структуру бытия. Но единство — это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и вы­ражает в мысли. Речь — это не мышление.

17 стр., 8360 слов

4.5. Психика и сознание. Историческое развитие человеческого сознания

... и философии занимает понятие сверхсознание. В древнецерковной науке нет понятия сверхсознания, а есть божественное сознание. Бессознательное, в ... и психологи труда. Философия изучает наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. Психология ... чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна». Психика формируется и развивается в активной, ...

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, спе­цифичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не явля­ется абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями с действи­тельностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию» над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно пере­ливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоцио­нально окрашенные мысли.

Но не все выразимо с помощью языка. Тайны человеческой души настолько глубоки, что невыразимы обычным человеческим языком: здесь нужна и поэзия, и музыка, и весь арсенал символи­ческих средств6.

3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное

Психоаналитическая философия ориентирована на изучение человека не со стороны или, точнее, извне, а изнутри, с позиций выявления внут­ренних детерминант развертывания человеческой деятельности. Выне­сение внешнего мира за скобки психоаналитического исследования осу­ществляется не посредством принципиального поворота к нему спиной, а лишь учетом его психологической значимости для человека. Специфика психоаналитической философии состоит в том, что во внимание прини­мается психологическое значение внешнего мира.

В философских системах прошлого человек рассматривался, как пра­вило, в качестве сознательного существа. Допущение бессознательного необходимо и закономерно, так как жиз­ненный опыт свидетельствует о существовании таких психических про­цессов, которые не могут быть названы сознательными. Отождествление психики с сознанием нарушает психическую непрерывность и ввергает в неразрешимые трудности психофизического параллелизма. Поэтому, согласно Фрейду, более целесообразно исходить из допущения бессоз­нательного психического как некой реальности, с которой необходимо считаться и которую следует изучать.

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... мир?» Направления: Монизм – направление предполагающее наличие одной субстанции. Идеализм – направление в философии, считающее идею, сознание, дух – первичными, а природу, бытие и материю – вторичными. Материализм – направление в ... на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходство с человеком и человеческим поведением. х/ч: представления о противоборствующих началах и миф о создании мира из ...

Одно из основных психоаналитических положений сводится к тому, что собственно деятельными в психическом смысле признаются те пси­хологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не про­цессы, составляющие содержание сознания. Для Фрейда, всякий психи­ческий акт существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Переход в сознание — не обязательный процесс. Далеко не все психические акты становятся сознательными7.

Бессознательное характеризуется действительностью, выявляемой не столько при описании бессознательных процессов как таковых, сколь­ко при раскрытии динамики их функционирования в человеческой психике.

С одной стороны, в ходе описания психических процессов, не явля­ющихся сознательными, обнаруживается скрытое, латентное бессозна­тельное. Его характерным признаком является то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, перестает быть таковым в сле­дующее мгновение, но может вновь стать сознательным при наличии условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.

С другой стороны, динамика развертывания психических процессов свидетельствует о наличии в человеческой психике какой-то противо­действующей силы, препятствующей проникновению бессознательных представлений в сознание. Состояние, в котором данные представле­ния находятся до их осознания, называется вытеснением, а силу, способствующую вытеснению этих представлений — сопротивлением. Ус­транение сопротивления возможно лишь на основе психоаналитичес­ких процедур, с помощью которых соответствующие бессознательные представления могут быть доведены до сознания.

В классическом психоанализе, следовательно, бессознательное пред­стает в качестве двух самостоятельных и не сводящихся друг к другу пси­хических процессов. Согласно Фрейду, имеется двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Первый вид бессознательного он называет предсознательное, второй — вытесненное бессознательное. Отсю­да — идея Фрейда о топике человеческой психики, состоящей из бессоз­нательного, предсознательного и сознания.

Наряду с топическим представлением о бессознательном, осуществляется структурное деле­ние психики, которая теперь понимается как состоящая из трех слоев, или инстанций, — Оно, Я, Сверх-Я.

2 стр., 763 слов

2 ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

... его противопоставление природе - начало сознания. Самосознание - это процесс, когда "Я" обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире. Бессознательное - действия человека, которые он ... — ненормальных (неврозы, психозы и др.). Неофрейдизм — направление в современной философии и психологии, соединившее психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями. Основные ...

Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве того унасле­дованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах кото­рого копошатся скрытые психические образования, напоминающие со­бой старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека. Сознательное Я — посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия во влиянии этого мира на бессознатель­ную деятельность индивида. Сверх-Я— инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально-нрав­ственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения8.

Не менее сложными оказываются и отношения между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежит печать долженствова­ния, а на другом — лик запретов, Сверх-Я, так же, как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли либо совести, либо бессознательного чувства вины.

Считалось, что в ходе эволюци­онного развития у человека вырабатываются и формируются защитные механизмы, позволяющие ему приспосабливаться к внешнему миру. Фрейд не отрицает таких возможностей разрешения конфликтов, или, точнее, предупреждения возникновения их. В этой связи он выдвигает представ­ления о принципе удовольствия и принципе реальности, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности.

«Принцип удовольствия» — внутренне присущая человеку програм­ма функционирования психических процессов, в соответствии с кото­рой бессознательные влечения автоматически направляются в русло по­лучения максимального удовольствия. «Принцип реальности» — внешний корректив в протекании психических процессов, обусловленный необ­ходимостью считаться с требованиями окружения и задающий ориенти­ры на поиск таких путей достижения первоначальной цели, которые бы застраховывали человека от различных потрясений и перегрузок, связан­ных с невозможностью непосредственного и сиюминутного удовлетво­рения влечений. Однако, считает Фрейд, эффективные по отношению к внешней реальности такие защитные механизмы не всегда способству­ют разрешению глубинных конфликтов.

«Принцип реальности» заставляет человека считаться с внешней не­обходимостью. Но бессознательные влечения оказывают сопротивление реальному миру, противятся налагаемым извне ограничениям. Тем самым создается благодатная почва для возникновения внутрипсихических конфликтов. Правда, между сознанием и бессознательным находится страж, своего рода «цензура», пропускающая в сознание лишь некоторые пред­ставления о желаниях и вытесняющая, загоняющая в бессознательное все социально неприемлемые порывы. Но эти защитные механизмы порой создают лишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, поскольку вытесненные в бессознательное желания могут в любой момент вырваться наружу, став причиной очередной человеческой драмы.

В клинической практике постоянно приходится сталкиваться с подоб­ной ситуацией, когда, благодаря механизмам вытеснения своих желаний, человек лишь формально справляется с внутренними конфликтами. На самом деле он попросту отстраняется от действительности, погружается в созданный им иллюзорный и фантастический мир. Уход от неудовлет­воряющей реальности завершается, по выражению Фрейда, «бегством в болезнь». Невротические заболевания — типичный пример такого «бег­ства в болезнь», свидетельствующий о неудачных попытках разрешения человеком своих внутренних конфликтов.

Лучший выход из положения — это мобилизация человеком всех своих сил с целью сознатель­ного, а не бессознательного разрешения возникающих в жизни конфликтов. Такая мобилизация собственных сил предполагает осознание человеком своих бессознательных влечений. Психоанализ и является тем средством, благода­ря которому может быть оказана помощь нуждающимся людям в переводе бес­сознательного в сознание. «Там, где было Оно, должно быть Я» — такова ос­новная максима классического психоанализа9.

Заключение

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функ­ции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношения с деятельностью и лич­ностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исто­рически меняющихся типов и форм, то есть в некотором роде это «вечный вопрос». «Веч­ный» не в смысле невозможности доказатель­ного его решения, а в том смысле, что разви­тие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно услож­няют и изменяют конкретные формы отноше­ния сознания и бытия и ставят множество про­блем перед философской мыслью.

Список литературы

  1. Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. – Республика, 2007. – 623 с.
  2. Нижников С.А. Философия: Курс лекций. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 383 с.
  3. Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова, 2006. – 608 с.
  4. Спиркин А.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2007.-736 с.
  5. Философия. Отв. редактор В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН – Остожье, 2006. – 704 с.
  6. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура, 2007. – 368 с.
  7. Философия в вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003. – 475 с.

1 Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова, 2006. – с. 491.

2 Спиркин А.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2007.- с. 375-383

3 Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова, 2006. – с. 492-493

4 Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура, 2007. – с. 76-81

5 Спиркин А.Г. Философия. — М.: Гардарики, 2007.- с. 384-386

6 Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. – Республика, 2007. – с. 444-447

7 Философия. Отв. редактор В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН – Остожье, 2006. – с. 605

8 Философия в вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003. – с. 248-250

9 Нижников С.А. Философия: Курс лекций. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – с. 313-314

2