Социальная значимость профессии пожарного

Введение

Тема контрольной работы «Социальная значимость профессии пожарного».

Профессию пожарного и спасателя относят к категории социально важных для общества и государства.

Специфика их профессиональной деятельности связана с работой в экстремальных условиях, «залповой» максимальной мобилизацией физических и психических ресурсов для решения социально-значимых оперативных задач. Она требует наличия сформировавшейся системы мотивов, надежного функционирования психофизиологических функций, способности к саморегуляции психических состояний, готовности к применению знаний, умений и навыков в условиях высокой опасности для здоровья и жизни, при информационной неопределенности и дефиците времени.

Высокая стрессоустойчивость и морально-волевые качества, наряду с физическим и психическим здоровьем являются необходимыми для лиц этой профессии.

Целью контрольной работы является изучение социальной значимости профессии пожарного.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.Рассмотреть социальную значимость профессии пожарного в обществе.

2.Раскрыть специфику профессии пожарного.

Объектом контрольной работы является профессия пожарного.

Предметом — социальная значимость профессии пожарного.

При написании контрольной работы были использованы статьи, опубликованные в периодической печати, среди которых: «Актуальные проблемы транспортной медицины», «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы.», информация Интернет-сервов и др.

Социальная значимость профессии пожарного в обществе

Ежегодно на земном шаре возникает свыше 5 миллионов пожаров, от которых гибнет большое количество людей, разрушаются здания и различная техника. Уничтожаются материальные ценности на десятки миллиардов условных единиц. Огромный материальный, экологический и социальный ущерб приносят ежегодно возникающие крупные лесные пожары.

10 стр., 4978 слов

Опыт организации работы в дошкольных образовательных учреждениях. ...

... в сельской местности Заключение ВВЕДЕНИЕ. Практика работы отделения срочной социальной помощи нуждающимся гражданам. 1. Отделение срочного социального обслуживания 2. Задачи, стоящие перед отделением ... в соответствии со сметой. Финансовая деятельность дошкольных учреждений систематически контролируется контрольно-ревизионным управлением министерства финансов этой союзной республики и его органами ...

Пожарный — это работник пожарной охраны, основная задача которого — действовать в чрезвычайной ситуации в различных местах с целью спасения человеческой жизни и ликвидации пожара. Подготовка к действиям по предотвращению пожара тоже являются важными аспектами данной профессии.

В России профессия пожарного издавна была престижной и уважаемой в народе. Не случайно многие лица высшего света считали своим долгом не только оказывать помощь пожарной охране, но и непосредственно выезжать на пожары, так как осознавали их опустошительное воздействие, необходимость личным примером содействовать привлечению к тушению большого количества сил и средств.

Профессия пожарного возникла в связи с необходимостью тушения и предотвращения пожаров. Пожары издревле тушили всем миром: для этого жители обязаны были немедленно сбегаться с теми орудиями, которые им были назначены по росписи: с топорами, ведрами, крючьями и «всяческими запасами, которые от пожара пристойны». Однако стихийная борьба с огнем по мере оформления государственности требовала упорядоченности, и уже к 15-му веку появляются законодательные указы московских князей, касающиеся противопожарной безопасности. В царствовании Петра I издается указ о привлечении войск к тушению пожаров, затем в них выделяются воинские пожарные команды под руководством офицеров. Впервые в России профессиональная пожарная охрана была организованна в Петербурге — 24 июля 1803 г. Она состояла «из солдат, неспособных к фронтовой службе». В последующие годы такие команды появились и в других городах. Жители освободились от необходимости содержать пожарных служителей и ночных сторожей. Пожарные части должны были иметь здания с нужными постройками для размещения пожарных инструментов, обоза, людей и лошадей. Поскольку солдаты, постоянно занимающиеся пожарным делом, должны были служить 20 лет, не имея права никуда уйти, естественно, они стали приобретать знания и опыт в этом деле.

Эвакуация и спасение людей из горящих, задымленных зданий и сооружений — вот важнейшая задача противопожарной службы. Так, с начала 19-го века стала формироваться профессия пожарного: профессия в научном понимании этого слова определяется как род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. 18 июля 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР, которое определяло функции, права и обязанности его работников. В 1926 — 1927 гг. было проведено и первое психофизиологическое исследование труда пожарного, в котором скрупулезно изучались особенности этой профессии. Авторы выделили одну из главных особенностей труда пожарного: он готовится и ждет в течение иногда очень продолжительного времени, когда ему придется реализовать свои знания и умения на деле. Отмечалась некоторая неоформленность профессии пожарного, ее неустойчивость, проявляющаяся в наличии малого числа профессионалов (людей, занимающихся всецело только данной работой), большой текучести рабочего состава, при которой не могло быть стабильной выработки навыков и знаний, и в отсутствии профессионального отбора. За годы советской власти произошло существенное укрепление пожарной охраны. Она вошла в структуру МВД и вместе с этим ведомством претерпела множество структурных реформаций, но несмотря на это все реформы подтверждали важность и значимость пожарной охраны специалистов оперативно-тактического и профилактического направлений деятельности. Была сформирована значительная сеть учебных и научных учреждений, которые позволили создать кадровую и научную базу пожарной охраны. Все это положительно повлияло на статус профессии пожарного, подняло ее социальный уровень и престиж.

1 стр., 491 слов

Человек и профессия. Диагностика профессионально значимых качеств

... – СПб.: Речь, 2002   Практическое занятие №7 Человек и профессия. Диагностика профессионально значимых качеств .Вопросы для обсуждения и практические занятия для СРС: Взаимодействие ... самостоятельной работы) Основные понятия и категории: психограмма, профессионально значимые качества Литература: 1. Зеер, Э.Ф. Психология профессий /Э.Ф.Зеер.- Екатеринбург, 2003 2.Климов, Е.А. Введение ...

Настоящее время — это время развития нефтяной, газовой, химической и других взрыво- и пожароопасных отраслей промышленности, применение в строительстве новых легкогорючих материалов, рост городов в высоту, время развития и прогресса. К сожалению XXI век характеризуется и увеличением числа природных и техногенных катастроф, террористических актов и бытовых аварий. Решение такого рода проблем требует высококвалифицированных специалистов способных действовать в экстремальных условиях, под воздействием комплекса опасных и вредных факторов. Важное место в системе безопасности занимает Государственная противопожарная служба МЧС России.

Специфика деятельности пожарного

Условия профессиональной деятельности спасателей и пожарных предъявляют повышенные требования к эмоциональной сфере и личностным характеристикам специалистов. В работах отечественных психологов были выявлены психофизиологические и характерологические особенности личности, сочетание и выраженность которых образуют так называемый «профессиональный характер», способствующий эффективности профессионала в экстремальных условиях. Именно наличие определенных профессионально важных качеств определяет надежность и эффективность профессиональной деятельности профессионала в нестандартных ситуациях.

Профессиональная пригодность человека является необходимым условием для нормального профессионального развития и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения при наличии специальных знаний умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда. В процессе обучения и овладения профессией формируются профессионально важные качества и системы профессионально важных качеств.

В качестве профессионально важных качеств могут выступать индивидуально-психологические свойства личности (особенности восприятия и переработки информации, особенности внимания и памяти, мышления, психомоторные, эмоциональные, волевые особенности), отношения личности (к себе, другим людям, труду, своей профессии, профессиональным задачам, материальным и нравственным ценностям и др.).

2 стр., 956 слов

Личностно-профессиональные качества преподавателя хореографических дисциплин

... о профессионально-важных и личностно-значимых качествах педагогов-хореографов. Объект исследования – личностно-профессиональные качествах преподавателя хореографических дисциплин. Предмет исследования – влияние личностно-профессиональных качеств на деятельность преподавателя хореографических дисциплин. Цель: на ...

Противопоказаниями к профессиональной деятельности являются следующие особенности: нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; выраженные акцентуации, психические отклонения; высокая склонность к риску; обостренная реакция на неудачи; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания; плохая физическая подготовка.

Психологические характеристики обобщенного «портрета» спасателя и пожарного по многим показателям весьма близки к средним в населении. Однако наличие ряда профессионально важных качеств у этих специалистов выделяют их. Так, они отличаются повышенной активностью, достаточно высокой самооценкой. Принимая решения, они стараются тщательно проанализировать возможные варианты развития событий. Им присущи упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущение полезности своей деятельности.

Необходимо отметить специфику деятельности личного состава ГПС, заключающуюся в экстремальных условиях труда. Высокий уровень профессионального риска, опасные и вредные факторы на пожарах и авариях, превышающие допустимые уровни в несколько раз, снижение которых в реальных условиях практически невозможно. По статистике профессия пожарного по степени опасности и вредности занимает 3-4 место в ряду других профессий. Только за последние 10 лет число погибших пожарных в различных странах мира увеличилось на 5- 27%. Большинство пожарных погибает от сердечных приступов, внутренних травм и телесных повреждений во время боевой работы. Пожарные под воздействием опасных факторов получают не только различные физические повреждения, но и переносят тяжелые психические нагрузки, которые в свою очередь отрицательно влияют на эффективность работы и приводят к повышению заболеваемости, травматизма и, как следствие, текучести кадров.

Одной из наиболее распространенных форм нарушений профессионального здоровья является «профессиональное выгорание» — выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности.

Первоначально эмоциональное выгорание считалось деструкцией, свойственной профессиям, связанным с интенсивным общением с людьми: врачам, педагогам, социальным работникам и т.д. Исследования последних лет позволили сделать вывод о том, что сфера распространения выгорания существенно шире. В некоторых зарубежных исследованиях отмечается наличие выгорания в профессиях инженерного труда, среди работников телесервиса и некоторых других.

Синдром профессионального выгорания включает три составляющие: 1) эмоциональную истощенность; 2) деперсонализацию (цинизм); 3) редукцию профессиональных достижений (ощущение своей неуспешности).

В причинах высокой морбидности, профессионального выгорания и других негативных последствиях все большее значение приобретают психологические факторы, связанные не только с эффективностью боевой деятельности, но и с безопасностью труда самих пожарных. Под морбидностью (болезненностью) принято понимать комплекс негативных показателей здоровья — заболеваемость, госпитализируемость, трудопотери, смертность, инвалидность.

16 стр., 7605 слов

Профессиональное выгорание у педагогов с разным типом саморегуляции деятельности

... этих факторов отмечается влияние на уровень профессионального выгорания типа саморегуляции деятельности (М.В. Борисова). К рассмотрению проблемы психической саморегуляции обращались в своих трудах С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. ...

Труд пожарных сопряжен с большой эмоциональностью, обусловленной особенностями их деятельности:

непрерывным нервно-психическим напряжением, вызываемым систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, сильной концентрации дыма, ограниченной видимости и т. д.), постоянной угрозой жизни и здоровью (возможны обрушения горящих конструкций, взрывы, отравления ядовитыми веществами, выделяющимися в результате горения), отрицательными эмоциональными воздействиями (вынос раненных и обожженных людей и т. д.);

большими физическими нагрузками, связанными с высоким темпом работы, работами с пожарным оборудованием различного назначения, выносом материальных ценностей и т. д.;

необходимостью поддерживать интенсивность и концентрацию внимания, чтобы следить за изменением обстановки на пожаре;

трудностями, обусловленными необходимостью проведения работ в ограниченном пространстве;

высокой ответственностью каждого пожарного при относительной самостоятельности действий и решений по спасению людей, дорогостоящего оборудования и т.д.;

наличием неожиданных и внезапно возникающих препятствий, осложняющих выполнение боевой задачи.

Психическая напряженность у сотрудника МЧС может быть вызвана также несоответствием уровня развития профессиональных качеств требованиям, предъявляемым данной деятельностью к личности пожарного: психологической неподготовленностью, чрезмерной эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью, низкой эмоциональной устойчивостью, плохой физической подготовленностью и т.д.

Основными стресс-факторами, вызывающими нервно-психическое напряжение у пожарных в боевой обстановке, является опасность создающая угрозу жизни, дефицит времени на принятие решений и выполнение действий, необычность условий рабочей среды (высокая температура, загазованность, шум и т.п.).

Стрессовое состояние может возникнуть и на боевом дежурстве, то есть в период ожидания выезда на пожар. На сотрудников влияют и психо-стрессирующие факторы трудных жизненных ситуации.

Заключение

пожарный профессиональный

Необходимо отметить специфику деятельности личного состава ГПС, заключающуюся в экстремальных условиях труда. Высокий уровень профессионального риска, опасные и вредные факторы на пожарах и авариях, превышающие допустимые уровни в несколько раз, снижение которых в реальных условиях практически невозможно.

3 стр., 1387 слов

Профессиональная деятельность руководителей в экстремальных ситуациях

... экстремальной ситуации. Объект работы – профессиональная деятельность руководителя организации. Предмет работы – реализация управленческих способностей в экстремальных условиях деятельности руководителей организации. Профессиональная деятельность руководителей в экстремальных ситуациях 1. Сущность и содержание профессиональной деятельности руководителей в экстремальных ситуациях Экстремальная ...

Условия профессиональной деятельности спасателей и пожарных предъявляют повышенные требования к эмоциональной сфере и личностным характеристикам специалистов. В качестве профессионально важных качеств могут выступать индивидуально-психологические свойства личности, отношения личности. Обязательным предварительным условием определения профессиональной пригодности для лиц данной специальности являются профессиональный отбор, медицинские, психиатрический и наркологический осмотры, психофизиологические обследования.

Одной из наиболее распространенных форм нарушений профессионального здоровья является «профессиональное выгорание» — выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности. Синдром профессионального выгорания включает три составляющие: 1) эмоциональную истощенность; 2) деперсонализацию (цинизм); 3) редукцию профессиональных достижений (ощущение своей неуспешности).

Список литературы

1)Нехорошкова Ю.В., Шафран Л.М. Роль регуляторных систем в психофизиологической эффективности трудовой деятельности пожарных и спасателей.// Актуальные проблемы транспортной медицины. — 2008. — № 3. — С. 27 — 33.

)Носкова О. Г. Психология труда. — М.: Изд.центр «академия», 2007. — 384 с.

)Профессия — Пожарный. — Режим доступа: [ #»justify»>)Титаренко М.С., Шклярук С.П. Влияние экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России на возникновение морбидных рисков// Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы. — 2010. — № 3. — С. 85 — 88.

)Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. — М.: Смысл, 2007. — 319 с.