Пути коррекции гиперактивности.Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми

Введение

Актуальность темы исследования. Синдром гиперактивности у детей — очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей.Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне окружающих. Ребенок ни минуты не сидит на месте,постоянно находится в движении, никогда не доводит дело до конца, бросает и тут же принимается за другое. Симптомы наблюдаются у 3-5%детского населения.

Часто детей с симптомами этого заболевания называют гиперактивными. Болезнь у детей до года встречается реже, чем у младенцев.Гиперактивность у детей до года имеет индивидуальные признаки. Лечение гиперактивности у детей – это работа опытного психолога.

Синдром гиперактивности у детей выражается в завышенной подвижности. Ребенок не способен усидеть на месте, постоянно крутится, сейчас он занимался одним делом, через минуту – другим, а потому не удивительно, что все остается незавершенным. Ребенок с признаками гиперактивности постоянно находится в движении,когда к нему обращаешься, кажется, не слышит или не обращает внимание. Из-за неусидчивости плохо воспринимает материал, слабо обучается.

Цель данной работы – рассмотреть причины появления симптома гиперактивности у детей и определить пути коррекции.

Задачи:

· рассмотреть признаки гиперактивности у ребенка;

· изучить причины гиперактивности;

· определить пути коррекции гиперактивности, способы взаимодействия родителей с гиперактивными детьми.

Признаки гиперактивности у ребенка

Как правило, таких детишек называют“моторчиками”, “с вечным двигателем” или “как на шарнирах”, ведь они постоянно в движении. Они не могут спокойно сидеть, постоянно прыгают,бегают, их руки без конца что-то трогают,бросают, ломают. Такие дети весьма любопытны, но их любопытство — явление сиюминутное, поэтому,как правило, редко улавливают суть.

Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов“зачем”, “почему”. Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.

Невзирая на постоянное движение, в котором ребенок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки.Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... страха на обычные объекты и ситуации (ребенок боится кусочка меха, разлитого клея и др.). Основными клиническими признаками аутизма являются: 1. Трудности коммуникации. 2. Сильные реакции на ... них характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа ...

Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость,невнимательность, частые смены в настроении,упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.

Гиперактивный ребенок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки.Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена. Ребенок не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна.

Зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах,поскольку все время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.

Причины гиперактивности

Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:

·

· генетическая предрасположенность (наследственность);

· биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности);

· социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Гиперактивность ребенка проявляется еще в дошкольном возрасте. Дома гиперактивных детей постоянно сравнивают с их старшими братьями,сверстниками, у которых хорошая успеваемость и образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их недисциплинированность,навязчивость, беспокойность, эмоциональная неустойчивость,неаккуратность. Гиперактивные дети не могут подходить к выполнению различных поручений с должной ответственностью, помогать своим родителям.

При этом наказания и замечания не дают должных результатов. Со временем сложившаяся ситуация лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу. В освоении школьной программы сразу же возникают трудности, отсюда развивается неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а также усиливаются нарушения в поведении ребенка. Часто именно в школе у ребенка обнаруживаются проблемы со вниманием.

Несмотря на выше перечисленное, гиперактивные дети интеллектуально развиты,о чем говорят результаты многочисленных тестирований, но им необычайно сложно сосредоточиться, организовать собственную работу.

Гиперактивным детям весьма свойственна импульсивность, ребенок постоянно что-то делает,не подумав, отвечает на задаваемые вопросы невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со сверстниками не следует правилам, из-за чего с участниками возникают конфликтные ситуации.

Гипеактивный ребенок с нарушением внимания не может довести выполнение задания до конца, он несобран, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, не приносящей сиюминутного удовлетворения, часто переключается с одного занятия на другое.

Гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но импульсивность и нарушения функции внимания, как правило, сохраняются до взрослого возраста.

Пути коррекции гиперактивности.Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит активного внимания,импульсивность и повышенная двигател ьная активность. Причины появления данного синдрома в настоящее время окончательно не установлены.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

В поведении ребенка данный синдром проявляется повышенной возбудимостью, непоседливостью,разбросанностью, расторможенностью, отсутствием сдерживающих начал, чувством вины и переживания.Про таких детей иногда говорят, что они “без тормозов”.

Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения, нужно обращать особое внимание на детей раннего возраста,демонстрирующих признаки этого синдрома. Но диагноз гиперактивности имеет право поставить только врач.

В зависимости от особенностей ребенка врач может порекомендовать либо сбалансированное питание, либо витаминотерапию, либо медикаментозное лечение. Но только медикаментозная помощь не сможет адаптировать ребенка к окружающим условиям, привить ему социальные навыки. Поэтому в работе с гиперактивным ребенком необходим комплексный подход.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основных приема:сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес.Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним и пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета.

Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются: — недостаток эмоционального внимания,подменяемого медицинским уходом; — недостаток твердости и контроля в воспитании; — неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. “Когда таким детям уделяют внимание,слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то обраэом свети до минимума симптомы своей гиперактивности” — В. Оклендер.

Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Но так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволеного, следует обращать особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном,обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей. Например: “Выливать воду на пол нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз”.

Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к.они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Например,родители вместе с ребенком ложатся на ковер и двигаются по нему, лучше под спокойную музыку:перекатываются, ползают, “борются”. Если ребенок маленький, то родитель может положить ребенка себе на живот и выполнять произвольные движения и поглаживания. Дети быстро успокаиваются, ощущают безопасность,расслабляются и доверяют себя взрослому. Можно,сидя на ковре (родитель сидит позади ребенка),делать следующее упражнение: родитель берет попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими плавные движения. Можно таким образом играть в мяч, держа руки ребенка в своих руках. Таким образом, развивается эмпатия, ребенок получает удовольствие от взаимодействия с родителем,доверяет ему, чувствует его поддержку.

11 стр., 5192 слов

Психологические особенности развития приемных детей

... ведет к серьезным последствиям в процессе формирования личности и затрудняет дальнейшую социализацию ребенка. Психологическая адаптация - вот то качество, механизмы которого формируются и реализуются в ... что ее неудовлетворение вызывает тотальные нарушения. Примером тотальной депривации может служить лишение ребенка материнской любви - материнская депривация. [18] Е.Г. Алексеенкова пишет, что для ...

Иногда гиперактивность сопровождается вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. Родителям необходимо выработать эффективную стратегию взаимодействия со своим ребенком. Когда родители наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в совместные игровые действия, они начинают лучше понимать потребности своего ребенка и принимать его таким, какой он есть.

Родители должны понять, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний.

Для этого родители и другие близкие люди,которые живут вместе с ребенком, в течение дня записывают все замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и обсуждают, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.

Многие родители жалуются, что их дети – “с мотором”, никогда не устают, чем бы они не занимались. Однако это не так: излишняя активность ребенка после эмоционального перенапряжения, непоседливость могут быть проявлением общей ослабленности мозга. Поэтому необходимо строить распорядок дня таким образом,чтобы не перегружать ребенка, и четко соблюдать этот распорядок дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в сторого определенное время, как можно меньше смотреть телевизор, особенно перед сном.Поскольку гиперактивный ребенок спит мало и беспокойно, желательно вечером перед сном погулять с ним, или заняться чем-то спокойным.

В целях безопасности ребенка родители должны установить определенные запреты. Запретов должно быть немного, и они должны быть четко и кратко сформулированы. Запрет для детей раннего возраста может состоять из 2-3 слов, например“горячо, утюг”. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста запрет должен содержать не более 10 слов.

Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения,обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.

Гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, поэтому нельзя требовать от него одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Например, во время чтения сказки родитель может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой и вставлять реплики.

Гиперактивные дети не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь, поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.

Рекомендации родителям

Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

· Необходимо стараться по возможности сдерживать свои бурные аффекты, вызванные поведением ребенка. Эмоционально поддерживать детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывать в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

· Избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Стараться реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробовать переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

· Следить за своей речью, стараться говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулировать чувствами ребенка и не унижать его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

· Если есть возможность, постараться выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»).

В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

· Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составить распорядок дня, следуя которому, проявлять одновременно гибкость и упорство.

· Определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого,так и ребенка почувствовать друг друга,сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Заключение

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Каковы причины гиперактивности

Причины проявления данного синдрома в настоящее время окончательно еще не установлены.Но многие специалисты отмечают среди причин следующие:

· токсикоз беременности;

· патология родов;

· инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;

· генетические факторы;

· хронический алкоголизм родителей.

Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Самое главное — искреннее желание помочь ребенку со стороны родителей.. Нужно постараться,чтобы обстановка дома была спокойной. Очень важно правильно организовать режим дня. У ребенка должен быть безопасный для окружающих выход его гиперактивности. Хороши занятия спортом, за исключением борьбы, провоцирующей агрессивность — ее у гиперактивных детей вполне достаточно. Не следует также устраивать соревнований. Когда ребенок соревнуется с кем-то,пытаясь доказать, что он лучше, он волнуется и возбуждается. А вот этого гиперактивным детям как раз не нужно, их нервная система возбуждена и без того.

Список использованной литературы

1. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.

2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.

3. Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.

4. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр «Сфера», 2010.

5. Токарь О.В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие. М.: Флинта, 2009.

Детская гиперактивность. Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики

 

Вопросы: 1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста. Причины проявления, пути коррекции. Педагог-психолог НОШ № 6 Зенюткина Т.А. 2. Гиперактивный ребенок: психологический аспект. Педагог-психолог СОШ №13 Родченко М.В. 3. Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики Учителя-логопеды МБДОУ №5 Кузьминых Н.И., Букреева И.А. Одна из главных целей функции ДОУ — готовность ребенка к школе. Организация деятельности один из главных показателей готовности к обучению. Проблема детей приобретает большую активность СДВГ. начиная с раннего детства, ребенок неусидчивый, повышенная отвлекаемость. Безусловно, не может быть полноценного речевого развития, коррекции речевых нарушений, без развития общего эмоционального психосоматического и сенсомоторного статуса. Исследователи отмечают 3 основных блока проявления СВГД 1. Гиперактивность. 2. Дефицит внимания. 3. Импульсивность. Гиперактивность — это избыточная двигательная активность, беспокойство, суетливость, многочисленные посторонние движения, которые ребенок часто не замечает, чрезмерная болтливость неспособность усидеть на месте, нарушения координации в двигательной деятельности. Дефицита внимания — трудность удержания, выраженная отвлекаемость с частыми переключениями с одного занятия на другое, непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредотачиваться, частая потеря личных вещей, старательно избегают заданий, требующих длительных умственных усилий. Импульсивность — ребенок действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из группы, не умеет регулировать свои действия и подчинятся правилам, не умеет ждать, часто повышает голос,часто меняется настроение. Причины гиперактивности детей. Гиперактивность ребенка может быть вызвана повреждением коры головного мозга, однако иногда отмечается у абсолютно здорового ребенка без видимых причин. Существуют причины психологического характера, такие как перевозбуждение, проблемы в семье, школе или с друзьями. Воспитатели, имеющие отношение к гиперактивным детям, называют их самыми обаятельными, но в, то, же время самыми невыносимыми и беспокойными. Поведение детей очень противоречиво и постоянно меняется. Незначительные нарушения работы мозга, которые вызывают дисбаланс развития так называемых основных способностей (внимательность, восприятие зрительных образов и акустических сигналов, осознание последствия своих действий, ориентация в пространстве, а также наблюдательность), могут вызывать гиперактивность. Опросник для родителей «Какой Ваш ребенок…»

Особенности поведения Редко либо никода Время от времени Довольно часто Очень часто
А. Нарушение внимания        
— не может сосредоточить внимание на деталях, допускает ошибки по невнимательности.
— не может поддерживать внимание в течение длительного времени, даже когда играет или чем-то увлечен.
— складывается впечатление, что не слушает, когда к нему обращаться.
— не может довести до конца выполнение заданий, даже если понимает необходимость этого.
— не может самостоятельно организовать свои занятия.
— старается избегать занятий, связанных с умственной нагрузкой, таких как выполнение классных и домашних заданий.
— теряет часто используемые предметы, например, игрушки, книги, карандаши и другие школьные принадлежности.
— часто отвлекается от начатого занятия.
— забывает выполнять регулярные требования
B. Проявление гиперактивности        
— не может сидеть спокойно, перебивает руками или ногами.
— вопреки запретам слишком много бегает и залезает туда, куда нельзя.
— с трудом играет самостоятельно или занять себя спокойным делом.
— складывается впечателение, что он все время пребывает в движении, как заведенный.
C. Проявление импульсивности        
— не отвечает, а выкрикивает ответы ещё до того, как вопрос закончен.
— с трудом дожидается своей очереди.
— перебивает других во врем разговора, игры либо вмешивается
Общий балл в каждой колонке.
Суммарный общий балл.

Обработка результатов:
Норма — 25 баллов.
Если количество баллов превышает 30 баллов, необходимо обратиться к психиатру и невропатологу.

Как помочь ребенку?

РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТВЕРДЫМИ

Некоторые дети приходят в ярость, если не могут добиться своего. Они кричат, бросаются на землю, топают ногами и стучат кулаками, крепко цепляются за что-то, царапаются или кусаются. Родители должны оставаться спокойными — спокойными, но твердыми. Тогда ребенок видит, что ничего не достиг своими действиями, и постепенно успокаивается. Ни в коем случае не давайте ребенку успокоительные средства, если он имеет склонность к припадкам гнева.

ПСИХОТЕРАПИЯ ДОМА

Гиперактивным детям нужно давать возможность проявлять свою активность. Больше играйте с ним, совершайте длительные прогулки, проводите своеобразные исследования (леса, природы и т. д.), путешествуйте, катайтесь на велосипедах. Водите ребенка на плавание. Любые игры с мячом уменьшают гиперактивность. Готовьте вместе с ребенком любимые блюда, дайте ему возможность проявить себя. Старайтесь, чтобы ребенок больше говорил с вами, развивайте его речь, отвечайте на вопросы, которые его интересуют. В свою очередь, задавайте ему вопросы, которые требуют не односложного ответа («да» или «нет»), а побуждают к диалогу. Танцуйте, двигайтесь под музыку или делайте вместе с ребенком ритмическую гимнастику.

«УСПОКАИВАЮЩИЕ» ИГРЫ

В таких играх принимают участие несколько детей. Наполните стакан на три четверти водой. Пусть каждый ребенок попробует пройти по комнате или саду, держа стакан в руках и стараясь не пролить воду. Затем то же самое нужно проделать с почти полным стаканом.

УСПОКАИВАЮТ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ.

Определенные растения, приготовленные в виде чая, оказывают успокаивающее действие. Давайте своему ребенку в течение нескольких недель чай из мальвы, мелиссы и зверобоя.

ЗАПАХИ УСПОКАИВАЮТ

Запахи растений, подобно ароматическим маслам, могут действовать на психику вашего ребенка успокаивающе. Поставьте в детской комнате (лучше всего за полчаса до сна) ароматическую лампу с несколькими каплями масла апельсина или мелиссы.

МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ.

Приучайте гиперактивного ребенка прыгать и двигаться под простую музыку (детские песни, ритмические звуки).

Ваш ребенок будет здоров:

· Создайте в семье спокойную обстановку. Избегайте ссор и негативной критики.

· Запрещайте ребенку пить возбуждающие напитки, такие как кока-кола, кофе или черный чай. Они могут провоцировать гиперактивность.

· Очень подходит успокаивающая деятельность — легкий спорт (чтобы ребенок почувствовал легкую усталость), движения на свежем воздухе, несложный аутотренинг.

· Пробуждайте у ребенка творческие способности, фантазию и умение концентрировать свое внимание, заботьтесь о том, чтобы он мог полностью проявить свои способности, пусть занимается рисованием, танцами, музицированием — это идеальные занятия для гиперактивных детей.

ИГРЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ.

«Кричалки-Шепталки-Молчалки»

Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности. Из разноцветного картона сделать сигналы – 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» – можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Что изменилось?»

На развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т.п.), передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Ребенок, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЭЛИМИНАЦИИ АГРЕССИВНОСТИ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ.

«Бокс»

Накопившаяся энергия, которая требует своего выхода может явиться причиной гиперактивного и даже агрессивного поведения ребенка. Игра «Бокс» поможет избавиться от излишнего напряжения. Проявите немного фантазии в экипировке маленького «боксера», сделав из старых варежек боксерские перчатки, а из старой, плотно набитой подушки — боксерскую грушу. Во время возбуждения и будет способствовать развитию его саморегуляции.

«Апельсин»

Попросите его представить, что в правой руке он держит апельсин. Пусть ребенок попробует выжать из сочного фрукта как можно больше полезного сока (рука ребенка должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).

Затем кулачок разжимается, рука отдыхает. Потом апельсин оказывается в левой руке и процедура выжимания из него сока повторяется.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ.

«Считалочки-бормоталочки»

повторять фразу хлопками

1. Идет — бычок — качается.

2. Идет — бычок — хлопок.

3. Идет — хлопок — хлопок.

4. Хлопок — хлопок — хлопок.

«Чайничек с крышечкой»

Игроки проговаривают: Пар идет с дырочки, Дырочка — в шишечке, Шишечка — на крышечке, Крышечка — на чайничке, сопровождая ее жестами. Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней).

Крышечка — на чайничке (левая рука складывается в кулак, правая — ладонью делает круговые движения над кулаком), Шишечка — на крышечке (вертикальные движения кулаками), Дырочка — в шишечке (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки), Пар идет с дырочки (указательными пальцами рисуются спиральки).

При последующем повторении одно слово нужно поменять на «гу-гу-гу!», жесты сохраняются. Гу-гу-гу! Крышечка — на чайничке и т.д.