Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях доу" Что такое гиперактивность?

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Тема: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Выполнил:

Студент _2_ курса, _4_ семестр

Муратова Жанна Каиржановна

Тюмень, 2012

Тема:

Особенности взаимодействия воспитателя с гиперактивными детьми.

Цель:

Обеспечить социально-психологические условия успешной адаптации, реабилитации и личностного роста гиперактивного ребенка и его ближайшего окружения в образовательной среде.

Задачи:

  1. Своевременное выявление детей с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью.
  2. Определение специальных условий обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка.
  3. Организация и практическая помощь специалистам ДОУ в построении диагностической, консультативно-организационной, коррекционно-развивающей работе с гиперактивными детьми.
  4. Содействие полноценному личностному развитию детей на каждом возрастном этапе.
  5. Содействие процессам интеграции детей в обществе.
  6. Оказание информационной, консультационной и методической помощи родителям, педагогам, психологам.

Формы и методы работы:

  • Мониторинговые исследования детей с СДВГ.
  • Индивидуальные и групповые занятия с детьми.
  • Обучение педагогов ДОУ и родителей навыкам эффективного взаимодействия с «особенными» детьми.
  • Оказание методической помощи педагогам-психологам ДОУ в диагностике и построении коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми. Проведение методических объединений, семинаров, «круглых столов», консультаций, консилиумов, тренингов, посвященных данной теме.

Планируемые результаты:

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... раздражители. 3. Нарушения развития речи. 4. Стереотипность поведения. 5. Нарушение способности к социальному взаимодействию. О.С. Никольская (Никольская, 1995) предложила в зависимости от степени выраженности ... групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑ ...

  1. Успешная социальная адаптация ребенка в ДОУ;
  2. Понимающая, принимающая и поддерживающая позиция воспитателей
  3. Оптимизация детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с СДВГ;
  4. Разработка дифференциальной модели психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в условиях ДОУ.
  1. Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях доу» Что такое гиперактивность?

      «Гипер…” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный” пришло в русский язык из латинского «a tivus” и означает «действенный, деятельный”.      

               Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

                 Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они- необычные дети, сложные для организации эффективного педагогического общения с ними. В настоящее время возникла необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы именно в детском саду, так как максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3 года, 6-7 лет. .

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал ...

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность.

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

 Для эффективной диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности «традиционно» используется  два основных подхода: медицинский и психологический.

Психологический подход учитывает особенности самоорганизации поведения гиперактивных детей и проблемы общения со взрослыми и свестниками, которые возникают из-за нарушения внимания и координации движения. Диагностика проводится по 3 параметрам

  1. Расстройства внимания и развития когнитивных функций (внимамания, памяти, мышления), степень развития учебных навыков»
  2. Двигательная расторможенность и импульсивность.
  3. Проблемы развития эмоциональной сферы и общения.

Кроме стандартных методик, используются нейропсихологические (графомоторные тесты «Дом, дерево, человек» и др., пробы на уровень развитияпроизвольных движений А.Р.Лурия и Н.И. Озерецкого, тест Тулуз-Пьерона, экспресс диагностика памяти «Лурия-90)

Коррекционно-развивающая работа с детьми

                   Одной из важных задач  работы с гиперактивными детьми является создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на выявление сильных сторон ребенка-  его умений, навыков, черт личности.  Игры и упражнения  помогут ребенку ощутить себя успешным,  повысят самооценку и мотивацию достижений. Для работы с гиперактивными детьми необходимо использовать комплекс игр и упражнений, для этого была разработана специальная программа, в которую обязательно должны входить следующие игры:

14 стр., 6529 слов

Методика совершенствования техники игры в волейбол

... совершенствования действий вариативного типа - метод повторно-переменного упражнения. В работах Ю.Д. Железняка приводится последовательность обучения приемам игры, которая подразделяется на пять стадий. При этом ... суставов, имитационные упражнения отдельных приемов игры, подвижные игры, эстафеты. В основной части урока (30-35 мин) решаются его главные задачи. Выполняемая работа направлена на ...

—         Растяжки — для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц( “ Лучики”, “ Травинка на ветру”,  “ Кошечка”, “Половинка”;

—         Дыхательные упражнения – для улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности ;

—         Глазодвигательные упражнения — для расширения поля зрения и улучшения восприятия ;

—         Функциональные упражнения- для развитие внимания, произвольности и самоконтроля ( “ Черепаха”, “ Руки-ноги”. “ Считалочки — бормоталочки”, “ Буратино” . “ Шалуны”);

—         Упражнения для развития мелкой моторики рук ( “ Колечки”, “ Кулак-ребро-ладонь”, “Лезгинка”, “ Ухо-нос”, “ Зайцы”);

—         Коммуникативные упражнения- восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом (“ Тряпичная кукла”, “Животные”, “Головомяч”);

—         Массаж – рассказывание сказки, стихотворения на спине;

—         Музыкальные игры —  упражнения с  лентами, хороводные игры.

       Чаще всего работа проводится индивидуально или небольшими подгруппами.  Желательно использовать новые нетрадиционные формы работы с элементами арттерапии, одной из форм, используемых в нашем  ДОУ песочная терапия.

      Пескотерапия (sand-play).

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит…Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

           Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

... участников; ведущий; помощник ведущего (желательно). ХОД ИГРЫ Настроить участников на игру, используя упражнение “Здравствуйте!” Необходимо поздороваться друг с ... nbsp; 5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 9 – ... начала.   – качество работы результат рисования (красота) – порядок в команде во время работы   – быстрота ...

Взаимодействие педагога-психолога с родителями.

        Первый этап диагностический, где психолог совместно с родителями выясняют причину нежелательного поведения у ребёнка (признаки гиперактивности).

      После постановки диагноза родителям и ребёнку следует разъяснить смысл предстоящей психо-коррекционной работы. Родителям необходимо объяснить, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специальных занятий педагогов, но в значительной степени от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. Для этого существуют правила поведения  с    г иперактивными детьми.

Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:

поддерживать дома четкий распорядок дня;

выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);

автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);

отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);

сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);

не запрещать действие ребенка в категоричной форме;

не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);

не приказывать, а просить (но не заискивать);

не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения

 

Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами доу

      Для эфективной работыс гиперактивными детьми необходимо взаимодействие всех специалистов ДОУ (писхолога, воспитателей, логопеда, муз. работника, физкультурного работника).

Все вместе они проводят комплексную диагностику, а затем состовляют план коррекционно-развивающей работы. Подробнее об этом Вам расскажут специалисты нашего ДОУ.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9 стр., 4452 слов

Глава II. Сущность и цели социальной работы

... содействии клиенту в самоидентификации и самоактуализации. §2. Иерархия целей и задач социальной работы Общеизвестно, цель представляет собой предполагаемый результат деятельности, который возникает в ... прохождения процедур предусмотренным законом. Примером могут служить дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно Федеральному закону11996 года данная ...

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на  будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

Приложение №1

«Броуновское движение» (Шевченко Ю.С.,1997) Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в круг теннисные мячики. Детям сообщают правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий выкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.  «Час тишины и час «можно» (Кряжева Н.Л.,1997) Цель: дать возможность ребёнку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением.Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. «Часы» можно чередовать в течении одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит») «Передай мяч» (Кряжева Н.Л.,1997) Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.  «Сиамские близнецы» (Кряжева Н.Л.,1997) Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Инструкция: Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д. Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но и спинками. «Зеваки» (Чистякова М.И.,1990) Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции. Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... помощи ребенку. Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997) Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, ... участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты. "Детский футбол" Вместо мяча – подушка. ...

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие.М, Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Бадалян Л.О. Детская неврология. М, Медиц
  3. .Безруких М.М,Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Учебное пособие. М.Издательский центр «Аадемия»,1996.
  4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.М, «Совершенство»,1998.
  5. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. Или Все о гиперактивных детях. М, «Психотерапия»,2008.
  6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М,АПН РМФСР, 1960.
  7. Гарбузов В.И. Нервные дети.Л, Медицина,1990.
  8. Кошелева А.Д.,алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка.М.НИИ семьи.1997.
  9. Политика О.И.Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.С- П, Речь, 2008.

Интернет ресурсы (по содержанию проблемы)

Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дифицита внимания у детей

http://adalin.mospsy.ru/r_02_05.shtml Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ), психологический центр АДАЛИН

http://adhd-kids.narod.ru/ Сайт для родителей детей с СДВГ