Как Джон Локк понимал природу сознания и каковоего понимание души?
Какое значение Локк придавал опыту?
Английский философ, педагог и врач Джон Локк (1632— 1704) в своей основной философской работе «Опыт о человеческом разумений» развивал идеи ассоцианизма, заложенные Томасом Гоббсом, и эмпирической психологии, начало которой положил Ф. Бэкон.
Так же как Гоббс, Локк считал опыт единственной основой происхождения всех знаний, которыми обладает человек, и отвергал постулат Декарта о наличии у человека неких врожденных идей, благодаря которым он развивается и адаптируется к реальности. «В сознании нет ничего, чего бы прежде не было в опыте». Локк приводит Несколько доказательств своей теории.
1. Каждый человек обладает разными способностями, например к логике или математике, в то время как наличие врожденных идей давало бы всем людям — и ребенку, и взрослому, и умному, и глупцу — одинаковые знания. А мы прекрасно знаем, что это не так.
2. Наличие врожденных идей обусловливает существование в обществе одинаковых этических норм, законов морали, вероисповедания и даже языка, но так как все это не является в действительности правдой, вывод заключается в том, что никаких врожденных идей у человека нет. Интересно, что различия в людях, обществах, культурах и, наконец, нациях Локк объясняет именно разным опытом, присутствующим у того или иного человека—представителя какой-либо общности — и у всего общества в целом.
Локк был сторонником эмпирического изучения явлений или процессов сознания и считал его обязательным признаком душевных явлений, духовной силой, которая объединяет наличные переживания и придает им целостность, делает из них личность.
Изучая сознание как предмет психологии, Локк ставит на первое место опыт как основу формирования сознания человека, отмечая при этом, что источником опыта всегда являются ощущения и рефлексия.
Идеи, возникающие из внешнего мира, доставляют до сознания ощущения. Однако Локк не ограничивается только внешними идеями и выделяет еще и внутренние идеи (так называемые внутренние ощущения), которые доставляются до сознания с помощью рефлексий, или самонаблюдения, т. е. анализа и размышлений ума. Этот процесс получил Название интроспекции и стал для Локка основным методом практического изучения содержаний сознания в интроспективной психологии.
Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики
Животные проявляют избирательность по отношению к пище. Она может проявляться в виде строгой специализации, как у коршуна-слизнееда или в виде пищевого предпочтения, при котором животное, если у него есть выбор, отдаёт предпочтение определённому пищевому объекту . [прим. 2] Часто животные стремятся поддерживать разнообразие пищевого рациона[прим. 3]. Среди животных, питающихся живой пищей ( ...
Понятие о душе. Локк был противником фантазий и теоретизирований в науке и, как уже говорилось, основывал свою теорию на опыте, выбрав в качестве метода наблюдение. Этот же принцип он применял и к изучению души, говоря, что его не интересует вопрос о природе души, так как он ничего не дает для понимания и эмпирического изучения явлений сознания. Локк понимал душу сообразно с выдвинутым им принципом опыта как основы формирования сознания человека. Это означает, что душа, как и все в сознании человека, является «чистым листом», и все содержания души возникают при жизни из опыта, а не имеют врожденных, божественных идей. Таким образом, душа понимается Локком как пассивная, но способная к восприятию среда.
Какие принципы обучения и развития ребенка выдвигались Локком?
Понимая психику ребенка как «чистую доску», Локк утверждал, что архиважным в развитии ребенка как социально адаптированного человека и гражданина является воспитание. Локк выводит и некоторые принципы обучения и воспитания детей, Так, основой морального воспитания, по Локку, является опора на чувства детей, и главной задачей здесьявляется не столько понимание, сколько воспитание определенного правильного отношения к тем или иным поступкам: к негативным — отвращения, а к позитивным — положительного отношения.
Что же касается развития познавательной сферы ребенка, то Локк на первое место ставит активизацию любопытства, являющегося врожденным качеством человека, и педагог должен умело его использовать, так как именно из любопытства и развивается стремление к знаниям, т. е. высокая познавательная активность. Локк, так же как и психологи и педагоги эпохи Возрождения, считал, что при обучении и развитии ребенка очень важно учитывать и его индивидуальные особенности, чтобы поддерживать хорошее настроение ребенка в процессе обучения, что способствует более быстрому усвоению знаний.
Как Джон Локк понимал ассоциации и идеи? В чем важность его теории идей?
Важность теории идей Локка — в первую очередь в том, что Он сделал содержанием сознания и внутренние идеи, т. е. результаты работы разума, которые совершаются с помощью рефлексии, и внешние идеи, которые поступают в сознание через ощущения от органов чувств. То есть идей из обоих источников — и ощущения, и рефлексии — связаны в сознании по закону ассоциаций. Локк в своей теории также впервые дал определение понятию ‘ассоциации, в то время как термин был введен еще в античной науке Аристотелем.
По Локку, ассоциации — это неверное соединение идей, которые, будучи изначально никак между собой не связанными, в сознании некоторых людей соединяются и начинают работать как единое целое, сопровождая друг друга. Примером такой связи, т. е. механизма ассоциации, могут являться симпатии и антипатии, вызванные теми или иными людьми. Причиной установления такой связи Локк считал силу воспитания и привычки, т. е. опять же внешний источник, прошедший через сознание, способом избавления от ассоциации — время.
В теории идей Локк дает их определение, подробное описание, типологию, а также механизм их возникновения. Под идеями Локк понимал элемент Всякого знания, в том числе и ощущения (белизна, твердость, мышление:, движение, человек, войско и т. п.).
Как уже говорилось выше, источником идеи является как внешний опыт, обеспечиваемый ощущениями, так и внутренний- производимый рефлексией.
Локализация идеи, по Локку, происходит в душе, и также идеям соответствуют качества в вещах. Локк различал три рода качеств: первичные, вторичные и третичные. Первичные — это реальные, неотделимые качества, независимо от того, воспринимаем мы их или нет (например, протяженность, форма, строение и движение частиц).
Вторичные качества — цвета, звуки, запахи — существуют, пока мы их ощущаем, и зависят от первичных.
Локк выделяет два вида идей: простые и сложные. Простая идея содержит только одно представление или восприятие в уме — это элементы знания. Ее нельзя разделить на нечто неделимое. При получении простой идеи разум не вовлечен в работу и остается пассивен. Простая идея приобретена посредством ощущения или рефлексии и не является продуктом выдумки, она отражает первичное качество.
Соответственно сложная идея является производным от простой, она представляет собой сочетание простых идей. Для создания сложной идеи требуется активная работа ума, так как она образуется за счет применения того или иного умственного действия. Это означает, что в отличие от создания простых идей в создании сложных ум занимает активную позицию. Механизмом образования сложных идей является ассоциация.
Заслуга Локка состоит в том, что благодаря такому пониманию структуры сознания в исследовании его содержаний начинает использоваться принцип элемен?а;р1кзма.
Каковы основные положения полемики Лейбница с Локком и в чем ее исторический смысл?
Немецкий философ и ученый Г. В. Лейбниц (1646—1716), полемизируя с Дж. Локком, предлагал свое решение психофизической проблемы. Ответ на вопрос о соотношении души и тела у Лейбница исходил из гипотезы «предустановленной гармонии», которую можно было определить как вариант параллелизма, где душа и тело подчинены собственным законам. При этом душа и тело согласуются между собой» но душевная жизнь регулируется только своим собственным началом, а не какими-либо воздействиями извне. Гармония между телом и душой обусловлена тем, что все субстанции гармонично Связаны между собой, при этом не оказывая влияния друг на друга. Основные положения полемики между Локком и Лейбницем приведены в табл. 1.
Таблица 1 Положения полемики между Дж. Локком и Г. В. Лейбницем
Положения спора |
Точка зрения Дж. Локка |
Точка зрения Г. В. Лейбница |
Природа и характеристики души |
Душа сама по себе — совершенно чистая субстанция, на которой посредством опыта и ощущений формируются «надписи». Душа — «tabula rasa», чистый лист бумаги |
Душа — не чистая субстанция, но имеет какие-то врожденные основы, идеи, принципы и понятия, а внешние наблюдения являются лишь стимулом для пробуждения и реализации этих основ |
Источник сознания (разума) |
Опыт — единственный источник знания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах». Источник различия способностей в различном опыте |
«Всеобщие категории» человеческого рассудка не выводимы непосредственно из чувственного познания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах, за исключением самого разума». Источник различия способностей в изначальной индивидуальности души, имеющей врожденные идей и представления |
Активность/ пассивность разума в процессе познания |
В процессе познания простых идей разум пассивен. Собственную активность разум проявляет лишь в работе памяти и мышления |
Разум в познании активен, и при этом даже простые ощущения имеют определенную активность. Лейбниц употребляет понятие апперцепции как условие собственного человеческого познания, как некую основу, которая вместе с внешним воздействием дает нам то или иное представление о предмете. веши, мире |
Осознаваемость/ неосознаваемость опыта |
В душе имеются только те восприятия, ощущения и тот опыт, который она осознает. Бессознательных идей не существует. Психика отождествляется только с сознанием
|
В психике все устроено по принципу непрерывности и последовательности (наблюдаемого также и в развитии человека и животных), когда осознаваемые — апперцептивные — восприятия соседствуют с неосознаваемыми — перцептивными. Последние могут не Осознаваться по разным причинам, например из-за недостаточной силы и малозаметности для сознания. «Мы мыслим одновременно множество вещей, но обращаем внимание на наиболее выделяющиеся мысли». При этом нет строгой определенности в сознательных и бессознательных идеях и мыслях — одни могут перетекать в другие |
При анализе этой полемики видно, что Лейбниц правильно понимал значение внешних стимулов и опыта для человека как пусковых механизмов развития, наложенных на некоторую основу, а также верно указывал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.
Таким образом, историческое значение спора Лейбница и Локка заключается в обнаружении слабых мест теории Локка, а именно: развенчания основополагающего принципа его теории — индивидуального характера всего человеческого опыта. Это значит, что Локк верно определил опыт как основу развития психики человека, но это положение действительно только в том случае, если опыт не ограничен рамками личной истории индивида. Это означает, что понимание опыта как источника развития человеческой психики должно строиться только в рамках всей социокультурной системы представлений о мире, которая осваивается человеком и определяет его поведение.
Глава 5
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII В.)
Каковы основные направления развития психологической мысли в эпоху Просвещения?
В XVIII в, в Европе, В том числе в Англии, Франции, Германии, продолжался начатый в XVII в. процесс укрепления капиталистических отношений. Ученые, философы вырабатывают новое представление о жизни, новое мышление. Появляется мощное культурное движение — Просвещение, сопровождаемое расцветом науки и искусства. В ряде стран Западной Европы движение получило широкое развитие и влияние, и историческая и философская наука определяла эпоху Просвещения как период безграничной веры в человеческий разум и способности, позволяющие перестроить общество, как эру торжества науки над средневековьем.
Из названия следует, что представители этого движения считали главной задачей «просветление общества» и как следствие — поднятие его на более высокую ступень эволюционного развития. Суть этого процесса они видели в избавлении общества от древних суеверий, стереотипов, предрассудков и религиозного фанатизма. Взамен устаревших идей и представлений просветители предлагали ориентироваться только на разум, на первоначальную природу человека, на его опыт. Эти идеи приобретали в различных странах разную тональность в связи со своеобразием их общественно-исторического развития. Однако наибольшее распространение идеи Просвещения получили в Англии и Франции. Это обусловливалось наибольшей подготовленностью условий для развития течения Просвещения в этих странах.
Истоки западноевропейского Просвещения следует искать в истории развития человечества, в эпоху Возрождения, причем это признавали и подчеркивали сами просветители. Наука Просвещения ориентировалась на гуманистические идеалы и свободомыслие Ренессанса, преклонение перед античностью, исторический оптимизм. Происходит мощная переоценка прежних ценностей, сомнение в старых феодально-церковных догматах, разрушение традиций и авторитетов. Во многих странах развитие просветительского движения происходило на фоне изменений в их политической жизни, важнейшим из которых был кризис феодальной системы, как следствие, появление новых слоев общества и конечно же возникновение противоречий между ними. Такая общественно-политическая обстановка в Европе не могла не вызвать реакции у лучших умов человечества того времени. Идеи просветителей носили во многом бунтарский, революционный характер — они выступали против всего феодального строя с его системой сословных привилегий и, таким образом, имели решающее значение в переходе общества на капиталистическую основу.
Взгляды просветителей, их вера в преобразующую силу разума нашли свое отражение и в понимании ими проблемы воспитания. Ими были выдвинуты новые идеи и принципы обучения и воспитания ребенка. Просветители в соответствии с представлениями Джона Локка о природе человека считали, что он рождается абсолютно «чистым листом» и решающе влияние на его развитие и воспитание оказывает внешняя, окружающая среда и общество. Они выдвигали принципы природного равенства способностей всех людей, а также необходимости соответствия воспитания человеческой природе и естественным склонностям ребенка.
В психологической мысли в эпоху Просвещения существовало два направления — эмпиризм и сенсуализм, — которые в дальнейшем оказали очень существенное влияние на развитие психологии как науки. Эмпирическое направление в психологии, родоначальником которого считается английский философ Дж. Локк, определяло опыт как основополагающий фактор развития человека и изучало механизмы его приобретения, а также вопрос приоритета опыта над разумом. Сенсуализм представлял собой учение о доминировании чувственного познания над рациональным. При этом и эмпирики, и сенсуалисты отрицали существование врожденных и неизменных идей и способностей, доказывали их опытное происхождение и возможность прижизненного развития.
Параллельно с развитием этих двух учений продолжает совершенствоваться и идеалистическое учение о душе, в рамках которого появляется новое направление — ассоцианизм. Ассоциативная психология представляла собой психологическое направление, в котором единицей анализа психики признана ассоциация. Этот термин, введенный в научно-психологический оборот, использовался для определения механизма формирования и приобретения опыта. Впоследствии понятие ассоциации становится центральным в изучении основных психических процессов от ощущений до мышления. В рамках этого направления развивается представление о рефлексии как особой способности души К самоанализу и самопознанию.
В своем развитии ассоцианизм прошел несколько этапов, для анализа сути которых ключевым является понятие ассоциации
1. На первом этапе развития произошло выделение ассоциации как объяснительного принципа отдельных психических явлений и прежде всего процессов припоминания.
2. Второй этап получил название этапа классического ассоцианизма, так как именно в этот период были созданы целостные концепции психики и было сформировано понимание психики как источника формирования механических связей, или ассоциаций, между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.
3. Важным стал третий этап развития ассоцианизма, который включал в себя экспериментальное и практическое изучение сформированных на предыдущих этапах концепций и идей, а также попытку ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.
Какие основные теории и учения разрабатывались в ассоциативной психологии в эпоху Просвещения в Англии?
Основным направлением в развитии английской психологии в XVIII в. становится ассоцианизм, берущий свое начало от эмпиризма Джона Локка. Учеными, развивающими ассоцианистическое направление в своих трудах, были: Дейвид Гартли, Джордж Беркли, Давид Юм,
Дейвид Гартли (1705—1757).
Теория Дейвида Гартли, изложенная в книге «Наблюдения за человеком» (1749), принадлежит к классическому периоду в развитии ассоцианизма. На его философию оказали влияние такие знаменитые предшественники ассоцианизма, как Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Исаак Ньютон и Джон Локк. Так, понимание причин поведения человека как имеющих материальное начало, а именно: выведение их из законов физики, сближает теорию Гартли с декартовской психофизиологией. Влияние Спинозы на теорию 1артли сказалось в идее эквивалентности психического и физического, неотделимости одного от другого; влияние Локка — в учении о производности высших интеллектуальных явлений от элементарных сенсорных; влияние Лейбница — в разделении психического и сознательного. Гартли был практикующим врачом, и поэтому в становлении его теории не последнюю роль сыграли достижения и взгляды медицины и нейрофизиологаи того времени, связанные с изучением различных уровней нервной деятельности. Создавая свою теорию, Гартли преследовал одну глобальную социальную цель: установить точные законы поведения людей и на основе этого знания научиться управлять ими, создав твердые морально-этические и религиозные убеждения, для того чтобы создать идеальное общество. Важно отметить тот факт, что, несмотря на то что Гартли считал себя противником материализма, его концепция тем не менее имеет явные материалистические корни, и наиболее явно это выражено в его понимании психики как взаимодействия вибраций, вышедшей из ньютоновских трудов «Оптика» и «Начала…». Гартли подчинял нервную систему человека физическим законам, a из этого следовало, что все продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от действия причин во внешнем, физическом мире.
В чем суть учений Гартли о психике? Что такое большой и малый круг вибраций?
В своем учении о психике Гартли объяснял психический мир человека, используя ньютоновское понимание человека и отмечая, что психика есть продукт активности организма как машины, работающей на основе взаимодействий с вибрациями внешней среды. Гартли подробно описывал работу этой «вибрационной машины», предлагая некую поэтапную схему, где ключевым понятием являемся вибрация, и выделял в психике два круга вибраций— большой и малый.
Работа большого круга вибрации строится следующим образом, На первом этапе происходят вибрации в Окружающей среде, которые приводят в движение нервы. По нервам стимулы внешней среды вызывают вибрации в мозговом веществе, которые, в свою очередь, передаются в мышцы. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» вибраций — от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал, что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов через формирование ассоциаций во времени. Таким образом, мы видим одну из попыток создания так называемой рефлекторной дуги, объясняющей, как в организме формируется реакция и каковы источники активности.
Наделяя большой круг вибрации функцией регулирования поведения, Гартли определяет малый круг вибрации как основу процессов познания и обучения, а местом его считал белое вещество мозга. По Гартли, между вибрациями большого и малого кругов существует тесная взаимосвязь, которая выражается в том, что вибраций большого Круга вызывают вибрации в малом, оставляя там следы разной силы. Чем сильнее след от вибрации, тем лучше человек их помнит, и соответственно чем слабее, тем менее осознанными они являются. Гартли соединил понятия
рефлекса и ассоциации, и это соединение выразилось в том, что внешнее воздействие, вызывающее рефлекс, запечатлевается в виде следов памяти — ассоциаций, а частое повторение соответствующего воздействия ведет к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциации.
Такое понимание психики подвело Гартли к признанию существования неосознаваемых представлений и идей, и тем самым произошло расширение границ сферы душевной жизни, в которую теперь вошли не только сознательные идеи и представления, но и бессознательные следы и образы.. Так была создана одна из первых материалистических теорий бессознательного, впоследствии нашедшая свое отражение в теории о динамике Представлений Гербарта.
Очень важным в учении Гартли о характере и природе человеческой психики является то, что объектом объяснения становилось поведение целостного организма, а не его отдельных органов или частей. И поскольку психические Процессы признавались неотделимыми от своей физиологической основы, они также ставились в однозначную зависимость от характера вибраций.
Рассматривая законы психической жизни человека построенные на основе механизма ассоциаций, Гартли выделял три основных простейших элемента, на основе которых через механизм ассоциации строится вся душевная жизнь:
1) ощущения, формирующиеся на основе Вибрации органов чувств;
2) представления (идеации), т. е. идеи ощущений, основанные на вибрации следов предмета в малом круге, происходящие в отсутствие самого предмета;
3) чувства (аффекции), функцией которых является отражение силы вибрации.
Как Гартли понимал основные способности человека?
Исходя из положения ассоциативной психологии о том, что в основе психических процессов лежат различные ассоциации, Гартли объяснял и способности человека.
Мышление. Гартли считал, что мышления как самостоятельного процесса в системе психики человека не существует, а обусловлено оно механизмом ассоциации, в процессе которого создается связь между образом предмета и словом. Процесс понимания слова рассматривался как образование ассоциаций между словом и значением» и этот процесс устанавливается в детстве из опыта. Возникновение представлений и мнений у человека Гартли также связывает с понятием ассоциации, т. е. истины пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциаций, а новые мысли и представления суть — комбинации или разложение старых идей,
Память. При объяснении механизма памяти Хартли разводит два понятия — память и воображение. Память является воспроизведением ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были получены, в то время как воображение появляется только в том случае, когда этот порядок нарушается. Способность памяти запечатлевать и воспроизводить следы прежних воздействий является, по Гартли, основой обучаемости.
Эмоции, воля. Как и многие другие ученые, Гартли отождествлял эмоции со страстями и рассматривал их как движущую силу поведения. Достигая определенного порога, силы, они могут определяться как желание или, наоборот, отвращение. Волевая активность происходит в том случае» если страсть, или эмоция, настолько сильна, что приводит к какому-либо действию. В основе формирования воли лежит ассоциативная связь слова и движения, соединение сенсомоторных реакций с речью. Слово (его физический базис — вибрация) присоединяется (но ассоциации) к чувственным впечатлениям, а затем уже само по себе, без этих впечатлений начинает вызывать тот же мышечный акт который некогда вызвали только они. Способность к волевому действию закладывается у человека в детстве, так как связь между словом и поступком сперва устанавливают взрослые, а затем ребенок сам совершает этот поступок по собственной команде.
В объяснении природы аффекта Гартли также опирается на понятие ассоциации и утверждает, что аффект не является врожденной идеей, но есть продукт воспитания и возникает по ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. Однако Гартли делает акцент на том, что в организме имеется набор неких врожденных первичных автоматизмов, из которых образуются произвольные движения, побуждаемые внешними стимулами. Он различал полупроизвольные, произвольные движения и вторичные автоматизмы. При этом утверждалось, что все психические явления выводятся из внешних впечатлений.
В чем основная задача воспитания по Гартли?
Положение о том, что все содержания и представления психики возникают в ней при жизни, давало и соответствующие выводы о воспитании и развитии человека, впоследствии нашедшие свое отражение в теориях бихевиориетов. Так, Гартли считал, что главной задачей воспитания являются формирование и закрепление у людей таких ассоциативных связей, которые бы вызывали отвращение при совершении безнравственных, антиобщественных и дурных поступков и доставляли бы удовольствие при совершении социально полезных, нравственных и добродетельных дел. Этот подход созвучен с идеей о положительных и отрицательных подкреплениях, которая впоследствии стала ключевой в формировании концепции и взглядов бихевиоризма.
Джон Локк и ХУШ в — Стр 2
Как понимал принцип ассоциации Дэвид Юм?
Свое понимание принципа ассоциации выдвигал Дэвид Юм (1711—1776).
Он считал, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт. Развивая свой взгляд на понятие ассоциации, он и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Отвечая на вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от человека или между ними всегда есть тесная взаимосвязь, он делал акцент на невозможности теоретического разрешения этой проблемы, однако допускал влияние этих объектов на возникновение у человека различного рода идей и представлений.
По Юму, единственным источником познания является опыт. Рефлексия же не дает истинного знания, так как в процессе самонаблюдения человек видит лишь комплексы перцепций, последовательно сменяющих друг друга, а не впечатления о субстанции или причинности возникших объектов. Структура опыта, а следовательно, и сознания, по Юму, такова: во-первых, он состоит из впечатлений, к которым относятся ощущения и эмоции (или страсти), И:, во-вторых, из «идей», которые являются копиями этих впечатлений.
Юм изменил локковское понимание «идеи ощущения», которая имела отношений И к внешнему объекту, и содержанию сознания, приписав ее исключительно второму. Он устранил понимание ощущений как соответствующего внешнему объекту через выделение двух классов феноменов внутри самого сознания. К первому класс принадлежат впечатления и идеи, которые, в свою очередь делятся по субъективным признакам — живости, силе и другим качествам — и информацию о которых сознание получает только через интроспекцию. Ко второму классу принадлежат идеи, или факты сознания, которые зависят от впечатлений (других фактов сознания) и следуют друг за другом по определенным Правилам. Юм делает акцент на том, что в этом течении идей не существует какой-либо необходимости, и лишь наши стереотипы и привычки внушают нам мысль о том, что за одним феноменом обычно появляется другой, т. е. знание
о причинности не рассматривается как изначально данное, а появляется у индивида опытным путем. Механизм формирования этого знания следующий: два последовательно или параллельно появившихся объекта в сознании человека могут иметь некую связь. Например, удовлетворение чувства голода с помощью хлеба дает индивиду Мнение о том, что в будущем хлеб также поможет удовлетворить ему чувство голода. Юм рассматривает такую причинно-следственную связь как привычную последовательность действий и отмечает, что на формирование вывода о том, что два явления связаны между собой, влияет принцип ассоциации. Из этого следует, что ассоциация не является продуктом причинной связи вещей, как представлялось Гоббсу, Спинозе и др. Напротив, исходя из понимания Юмом сути ассоциации, мнение о существовании такого рода связи есть продукт ассоциации.
Понятие ассоциации в теории Юма является ключевым в развенчании популярного в то время представления о душе как особой божественной сущности, отвечающей за соединение отдельных психических феноменов. Такое представление о душе защищал, в частности, Беркли, отвергавший субстанцию материальную. Согласно же Юму Душа представляет собой нечто вроде экрана, на котором последовательно отражаются все идеи и впечатления человеческого существования.
Как понимал природу сознания Джордж Беркпи?
Джордж Беркли (1685—1753), так же как и Локк, ориентировался в своих трудах на ньютоновы представления, но в изучении психики человека он осуществляет анализ представления о физическом пространстве с целью доказать его производность от сознания. Это означает «быть — значит быть в восприятии», т.е. сознание есть то, что человек воспринимает. Такое понимание психики привело Беркли к необходимости объяснить, почему разные люди одинаково воспринимают некоторые внешние объекты, и в объяснении этого явления он использовал категорию особого божественного сознания, которым обладают все люди, именно оно дает одинаковое представление о каком-либо объекте разным людям,
Беркли считал, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт, который состоит из непосредственно испытываемых субъектом ощущений — зрительных, двигательных, мышечных, осязательных. Например, пространственные характеристики вещей человек оценивает с помощью мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения глазных мышц. Иными словами, то, что называется зрительным ощущением, по Беркли, есть на самом деле комбинация ощущений зрительных и осязательных. Таким образом, реальность, постигаемая посредством ощущений, отождествлялась с самими этими ощущениями. Свою теорию познания, изложенную в книге «Опыт новой теории зрения» (1709), Беркли назвал теорией зрительного восприятия пространства. Согласно этой теории Беркли представлял зрительное восприятие как комбинацию зрительных и осязательных ощущений, происходящих от движений глазных мышц. Беркли считал зрение языком осязания и тем самым подчеркивал его знаковый характер. В своем конкретно-психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства (при двухмерности образа на сетчатке).
Анализ чувственных признаков, участвующих в построении образа вещи, ее формы, движения и т. д., затрагивал малоизученные в прежних теориях особенности восприятия, но этот анализ служил у Беркли основанием его субъективно-идеалистической доктрины о том, что сознание есть то, что попадает туда посредством восприятия.
Как проходило становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в. ? Какие основные теории о психике и сознании существовали в этот период и в чем их историческое значение?
В XVIII в. во Франции движение Просвещении Получило широкий резонанс в общественно-политических и научных кругах. В этот период во Франции впервые вышло издание 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—1780), где освещались новейшие достижения человеческого знания и, в частности, с материалистических позиций излагались и вопросы психологии, вокруг которой и объединилось движение сенсуалистов, называвших себя энциклопедистами. Французские сенсуалисты выступали против любых учений, рассматривающих человека и природу как субъектов, на которые могут влиять некие силы, не выводимые из опыта и разума.
В эпоху Просвещения активно развивалась и французская эмпирическая психология, отличительными чертами которой стали внимание к проблемам активности человеческого сознания и зависимость ее от общественных условий. Основателями и вдохновителями французской эмпирической психологии явились такие крупнейшие мыслители
Просвещения, как Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Э. Кондильяк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. Век Просвещения во Франции рассматривал человека как величайшее создание природы, имеющее безграничные возможности совершенствования.
Ответственность за наличие или отсутствие тех или иных качеств и способностей у человека возлагалась исключительно на противоестественные внешние обстоятельства, а не на ее греховную сущность, которая естественным образом отрицалась. На основе такого подхода к природе человека «энциклопедисты» видели главную практическую задачу в утверждении решающей роли воспитания и законов в формировании человека.
В эпоху Просвещения развитие психологической мысли и изучение сознания шло в двух направлениях. В первом направлении, представителями которого являются Кондильяк, Ламетри, Кабание, психика определялась как функция высокоорганизованной материи — головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые ранее определялись как создания души, имеющей бестелесную, божественную природу. Второе направление, представленное теориями Гельвеция, Ж. Ж- Руссо, Д. Дидро представляло индивидуальную психику как результат влияния социальных условий, нравов и обычаев, духовного мира людей, которыми движет собственная энергия культурного творчества.
Теории французских материалистов эпохи Просвещения оказали существенное влияние и подготовили почву для дальнейшего развития психологии, физиологии нейрофизиологии и других наук о природе человека. В своих теориях они утвердили принцип целостности человека, выражавшийся в нераздельности психических явлений и мозга, который их производит, а также они отстаивали нераздельную связь человека с социальной и культурной средой. В учениях французских материалистов впервые среда и наследственность рассматривались как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка и влияющие на формирование всех его способностей.
Французский сенсуализм провозгласил чувственный опыт единственным источником и гарантом рационального знания об окружающем мире и доказал, что эмпирическое изучение связей внутри психики, а не умозрительные теоретизирования по этому поводу является единственно верным источником получения научного знания. Таким образом, энциклопедисты подготовили почву для движения научной мысли следующего столетия в новом, практическом направлении.
В чем суть учения об ощущениях французского «энциклопедиста» Э. Кондильяка?
Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк (1715— 1780), зарекомендовав себя крайним сенсуалистом, отверг разделение Локка на два источника опыта, признавая лишь один — ощущение. Он поставил задачу объяснить происхождение самих психических процессов — ощущений. В «Трактате об ощущениях» он выводит все психические способности из обоняния, используя для этого образ статуи и наделяя ее схожей с человеком внутренней организацией, не обладающей какими-либо врожденными идеями и не способной пользоваться своими чувствами, но имеющей только лишь обоняние, которое и является основой всех идей и психических способностей, включая внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, волю. Кондильяк представил следующую схему формирования всех психических способностей через первичность обоняния.
1. Вначале возникает ощущение запаха и, неоднократно повторяясь, трактуется как опыт, который включает в работу память. Внимание определяется Кондильяком как ощущение исходя из силы возникающих ощущений, т. е. Оно появляется при определенном, более сильном по сравнению с другими ощущении. G возникновением памяти формируются два ощущения -г прошлое и наличное.
2. Следующий этап — суждение — также имеет в своей основе ощущение, так как внимание по отношению к двум ощущениям дает сравнение, результатом которого является выяснение отношений между двумя идеями. Отсюда возникает вывод о том, Что суждение есть видоизмененное ощущение.
3. На основе обоняния как первичной функции психики человека Кондильяк выводит и его потребности, которые вторичны, так как являются результатам познания. Потребность возникает на основе сравнения двух ощущений — удовольствия и неудовольствия, которые тесно взаимосвязаны: без познания второго невозможно понимание первого. Однако понять разницу между ними человек может, только сравнив их, а сравнение есть результат ощущения.
4. Далее на основе потребности возникает воображение, задача которого сводится к восстановлению образа, соответствующего потребности.
5. На основе потребности создаются также воля и желание.
6. Взаимодействие организма со средой также осуществляется с помощью ощущения, которым на этот раз является осязание. Именно через силу воздействия организма на предмет или,
63
наоборот, предмета на организм вначале появляется внутреннее проживание этого воздействия т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью проекции этих внутренних ощущений появляются понимание и осмысление этого предмета как части окружающей среды.
Понимание Кондильяком мышления опирается на позиции материалистического сенсуализма и не делает различия между мышлением и ощущением. Более того, мышление не только основывается на ощущении, но представляет собой разновидность самого ощущения.
Как Ж. Ламетри понимал психику человека и как рассматривал его потребности? В чем заключается историческое значение его теории?
Жюльен Ламетри (1709— 1751) был противником дуализма Декарта и наделял материю всеми основными способностями: протяженностью, способностью к движению, ощущению и мышлению. В понимании психики Ламетри использовал механистический подход, предложив для определения сущности человеческой природы некий образ «человека-машины». Он считал, что душа не является какой-то особой субстанцией, внутри которой сосредоточены все способности человека, а ее свойства обусловлены своеобразной организацией мозговой ткани. Исходя из механистической трактовки человеческой природы, Ламетри отрицал факт божественности души и ее способность регулит ровать все психическое бытие человека, а доказывал, что человеческий организм в целом и психические способности в частности являются продуктами его машиноподобных действий. Таким образом, природа души понимается с материалистических позиций: она не наделена божественной силой, а является лишь одной из составляющих мозга.
Ламетри также развивал идеи о зависимости душевных способностей от телесной организации и разделял мнение Локка о том, что только опыт и наблюдения являются источником познания. Сенсуалистическая направленность его взглядов сказалась и на понимании чувственного начала и мышления, которые в его понимании не отделяются друг от друга. Познание, по Ламетри, обеспечивается благодаря двум функциям — воображению, которое, опираясь на ощущения, строит в сознании человека определенные образы, и вниманию, задачей которого является внесение в процесс построения образов активности, волевого начала.
Потребности, по Ламетри, являются очень важной стороной душевной жизни, так как обеспечивают наличие ума у человека
64
и формируют его поведение. По Ламетри, потребности и ум прямо пропорциональны, и они же являются основой его природного существования. То есть важность придается именно удовлетворению органических; и телесных потребностей, которые составляют основу счастья и благополучия большинства людей. При этом существуют и высшие удовольствия, которые йроиз-водимы от чувственных и доступны немногим людям.
Такое натуралистическое понимание потребностей и, более того, провозглашение их как основы счастья шло вразрез с обще принятой идеологией христианского аскетизма и отрицания чув ственной природы человека, что, безусловно, не могло не сказаться на дальнейшем расшатывании старых устоев и укреплении новых буржуазных тенденций. Также это понимание человеческих потребностей впоследствии нашло свое отражение в современных концепциях мотивации, в частности в теории А. Маслоу.
Важным в понимании Ламетри природы человека является его указание на преемственность в развитии от животных к чело-г веку, что создает предпосылки возникновения антибожественных представлений о природе человека и отрицании Бога как творца. В противоположность Декарту он считал что животные также способны чувствовать, но человека от животного отличает, во-первых, иная внутренняя организация; благодаря которой он стоит на высшей ступени развития природы, а во-вторых, социальные условия развития, т. е. образование и воспитание. При этом процесс воспитания онтрактует механистически.
В чем К. Гельвеции видел причину различия умственных способностей человека?
Клод Адриан Гельвеции (1715—1771) поставил своей задачей выявление причин различий в умах людей. Теория Гельвеция имеет следующие положения относительно этих различий, логически подводящие его к ответу на поставленный вопрос.
1. Способность к ощущению и сохранению этих ощущений, т. е. к памяти, является у человека врожденной.
2. Ощущения являются базой для всех остальных человеческих способностей, включая интеллектуальные, или умственные например сравнение и суждение.
3. Внимание является основой для выполнения любых умственных операций, так как обусловливает сравнение идей.
4. Внимание основано на усилии, которое, в свою очередь, обусловлено интересом заинтересованностью человека в чем-либо.
5. Интерес является движущей силой и формирует стремление человека к счастью, которое определяется как физическое
65
удовольствие. Таким образом, понимание счастья у Гельвеция схоже с пониманием потребностей у Ламетри.
6. Физические потребности обусловливают и определяют все человеческие поступки, действия и мысли, а также некоторые эмоции, например дружбы и любви.
7. Исходя из первого положения о первичности и врожденном характере способности к ощущению, которая реализуется благодаря работе органов чувств; Гельвеции ставит вопрос о том, что качество и совершенство этих органов и определяет различия между людьми и их мышлением, но сам же и отрицает правомерность этого утверждения.
8. Это отрицание основано на опытном заключении о том, что люди имеют одинаковый изначальный уровень способностей к восприятию ощущений.
9. Неравенство умов не заключается и в различиях культуры, географии, национальностей, пищи и темперамента. То есть объективные внешние факторы также не влияют на интересующие нас различия.
10. Исходя и того что причиной различий не могут быть ни врожденные феномены, т. е. ощущения, ни объективная окружающая среда, есть что-то Субъективно приобретенное, и именно оно и обусловливает эти различия.
11. Субъективно приобретенным феноменом человеческой психики Гельвеции считал, во-первых, страсти, которые и являются движущей силой мышления, и, во-вторых, случайные необъективно происходящие внешние воздействия, иначе говоря, случай.
12. Страстью, побуждающей! человека к действию, т. е. развитию своих мыслительных способностей, является стремление к славе. При этом страсть есть продукт и результат воспитания и, более того, является сублимацией физического наслаждения.
13. Таким образом, воспитание и случай есть две причины различия в умственных способностях у разных людей.
Историческое значение теории Гельвеция об индивидуальных различиях умственных способностей заключается в том, что он обнаружил решающее влияние воспитания на процесс формирования личности ребенка, что впоследствии нашло свое отражение во многих современных теориях развития и воспитания.
В чем концепция воспитания Ж. Ж. Руссо и каково ее историческое значение?
Жан Жак Руссо (1712-4778), выдающийся мыслитель, философ, писатель, создал первую в истории психологии целостную систему воспитания и развития ребенка, сведя в своем сочинении «Эмиль, или О воспитании» все существующие до этого взгляды на эту проблему.
Руссо считал, что культура и цивилизация оказали негативное воздействие на человека, изначально доброго, способного к состраданию и любви. На основе такого понимания природы человека Руссо считал, что для создания гармоничной целостной личности необходимо следовать за природой, но не подражать ей внешне, а обращать внимание на естественное развитие ребенка.
В своей теории Руссо выдвигал и научно обосновывал следующие принципы развития и воспитания ребенка. Во-первых, всегда необходимо учитывать индивидуальные различия ребенка, и взрослый воспитатель должен знать особенности развития каждого ребенка, с тем чтобы адекватно применять это знание в процессе воспитания. Во-вторых, помимо индивидуальных различий, существуют и общие для всех детей особенности, связанные с тем или иным возрастным этапом, и эти особенности также должны быть хорошо известны воспитателю, выполняющему свою главную задачу — формирование личности ребенка. На основе этого утверждения Руссо создал первую возрастную периодизацию, включающую в себя четыре этапа.
1. Первый этап длится с рождения до 2 лет; главной задачей здесь является физическое развитие ребенка, так как в это время речь еще не развита, а следовательно, нет необходимости заниматься умственным воспитанием.
2. Второй этап, длящийся 10 лет — с 2 до 12 лет, должен быть посвящен развитию сенсорных способностей ребенка, в первую очередь развитию способности к ощущению, так как именно ощущение является основой формирования у ребенка мышления. В связи с этим Руссо считал, что систематическое обучение может быть успешным только в случае сформированности у ребенка способности к ощущению и поэтому не должно начинаться ранее 12 лет.
3. Третий период — с 12 до 15 лет — необходимо посвятить обучению ребенка, так как основа мышления — ощущение — уже сформирована, и поэтому ребенок способен воспринимать и усваивать полученные знания. Но важно помнить, что в этот период у ребенка еще не сформированы моральные и этические нормы и чувства, поэтому знания, получаемые им, должны иметь отношение только к естественным и точным наукам, а не гуманитарным.
4. Четвертый период, длящийся от 15 лет до совершеннолетия, является основой для закладывания главных ценностей, норм и понятий, так как в этот период у ребенка начинает активно формироваться чувственная сфера, что обусловлено накоплением определенного жизненного опыта. Важнейшей задачей для воспитателя в этот период является формирование правильных, добрых чувств и суждений, а также способности к волевому действию.
Историческое значение теории Руссо заключается в том, что в ней впервые была произведена попытка с научной точки зрения объяснить психическую природу ребенка и была дана первая в истории психологам возрастная периодизация психического развитии. И хотя теория Руссо не учитывала многих факторов, влияющих на становление личности ребенка, она явилась основой для дальнейших разработок в области возрастной психологии.
В чем суть учений Дени Дидро и Пьера Кабаниса?
Дени Дидро (1713—’1784), полемизируя с Гельвецием по во-просу природы человеческих способностей, отрицал решающее влияние случая на их формирование. Он определял случай как условие, но не ведущую причину, а результат формирования тех или иных способностей зависит в первую очередь от возможностей самого человека, которые есть продукт естественной истории его развития. Таким образом, Дидро стремится к рассмотрению психики человека в широком биолого-историческом контексте.
Учение французского врача — философа Пьера Кабаниса (1757—1808), исследовавшего опытным путем функции человеческого мозга, является завершающим этапом в развитии французского материализма. Кабанис через наблюдение за приговоренными к смертной казни людьми и их поведением сделал вывод о том, что мышление неразрывно связано с мозгом и является его функцией. Эта связь представляется как процесс выработки мысли — единицы мышления — мозгом, подобно выработке желчи печенью. В объяснении и происхождении всех человеческих способностей, характеров и нравов Кабанис также опирался на физиологические основы природы человека.