Готовность ребенка к школе (физиологический аспект)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет социальной педагогики Реферат на тему Готовность ребенка к школе физиологический аспект студентки группы 06141 в. Мельник Екатерины Юрьевны Преподаватель Черепанова Е.И Москва, 2006 Содержание Введение стр.1. Психологическая и физиологическая готовность ребнка к школьному обучению стр.2 Физическое развитие ребенка стр.3 Факторы влияния на состояние развития ребенка стр.9 Заключениестр.11 Список используемой литературы стр.13 Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребнком. А ребнок для родителей всегда является частью их самих, причм наиболее незащищнной частью. А.И. Луньков.

Введение. В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась е структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Проблема школьной зрелости, как готовности организма шестилетнего ребенка к систематическому обучению, чрезвычайно возросла в период реформирования всей системы образования в стране, и в настоящее время переросла в медико-педагогическую проблему.

Длительные систематические занятия, снижение двигательной активности, значительная статическая нагрузка, новые обязанности все это большие трудности и у многих детей возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о школьном шоке, школьном стрессе, адаптационной болезни.

При переходе к систематическому школьному обучению с шести лет, педагоги должны оценить уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения им школьной программы без ущерба для его здоровья. Поэтому педагог должен провести оценку не только организации образовательного процесса, но и готовности учащихся 6 лет участвовать в этом процессе, и составить обоснованные здоровьесберегающие мероприятия. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка.

6 стр., 2891 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

... остро встает проблема готовности ребенка к дальнейшему обучению в школе. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает наличие у ребенка достаточно высокого уровня развития мотивационной, интеллектуальной сфер ... занятий, игр и тренингов с детьми дошкольного возраста способствует развитию у них мотивационной готовности к обучению в школе. Методами исследования были следующие: анализ ...

Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации самочувствие и состояние здоровья, его работоспособность умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе.

В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности.

Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям и обязанностям. В связи с этим возникают две проблемы, связанные с начало обучения проблема функциональной готовности детей к школе и проблема адаптации к новым условиям. Школьная зрелость это такой уровень морфо-функционального развития организма ребенка развитие физических и психических систем организма, при котором ребенок может справиться со всеми требования обучения.

В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Готовность ребнка к школе определяется его интеллектуальной, психолого-педагогической и физической подготовкой.

Рассмотрение этой проблемы и является темой моего реферата. 1.

Психологическая и физиологическая готовность ребнка к школьному обучению

Подготовка детей к школе многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребнка. Одним из самых главных аспектов е является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме. К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

Установлено, что дети 5-6 лет имеют значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению. Второй подход заключается в том, что у ребнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.

13 стр., 6040 слов

Изучение особенностей подготовки к школе слабослышащих детей

... готовность к переходу в школу может рассматриваться как результат воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом в дошкольный период, обуславливающий необходимый уровень психического развития. В условиях детского сада ...

Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению. Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Исследования показали, что у детей, проходивших экспериментальное обучение рисование, лепка, аппликация, конструирование и др сформировались различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению.

Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению 1. Неподготовленный к школе ребнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса 2. Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное 3. Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы органические отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребнка и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. 2.Физическое развитие ребенка Физическое развитие ребенка основные показатели физического развития рост и масса тела это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений.

Ребенок растет не по дням, а по часам на шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8-10 см, а прибавление массы тела 2.2-2.5 кг. В течении учебного года дети мало растут и мало прибавляют в весе, зато летом в период летних каникул они так быстро вытягиваются, что в сентябре их просто не узнать.

Сказываются, по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большее время на свежем воздухе, витаминная зелень и т.д. В течение учебного года, особенно в декабре феврале наиболее трудном периоде, у первоклассников отмечается снижение массы тела, что свидетельствует от отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе, на организм ребенка. В идеале снижения массы тела быть не должно.

В то же время у детей шести-семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры. В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. А теперь представим себе, какую нагрузку испытывает этот несформировавшийся, не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка, когда приходится в течение достаточно длительного времени удерживать статическую позу сразу станет ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно.

Будет понятно и то, почему неправильная поза долго удерживаемая приводит к нарушению осанки. Не закончены в этом возрасте рост, окостенение, формирование костей грудной клетки, и вполне понятно, что нельзя не обращать внимания на ученика, сильно облокотившегося на парту или край стола при чтении, письме, рисовании. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно- ... которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и фор­ ...

У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т.п. Умение и способность выполнять эти виды движений вовсе не означают, что школьник так же успешно будет выполнять мелкие, точные движения пальцев, рук. К ним он не совсем готов.

Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки. Дело в том, что мышцы спины, имеющие основное значение для удерживания правильной позы в процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника. Кроме того, в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат при письме в классе жалобы болит рука, рука устала.

Не закончено формирование мышц, костей кисти и пальцев, несовершенна нервная регуляция движений. К тому же все это недостаточно учитывается в методике обучения письму. В шесть-семь лет продолжается развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы, повышаются е надежность, резервные возможности, совершенствуются регуляция кровообращения. В то же время возраст является периодом качественного скачка в совершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой, т.е. организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки. 3.

Факторы влияния на состояние развития ребенка

Отрицательно влияет на функциональное состояние и развитие ребенка несоответствие условий обучения гигиеническим требования и плохое нормирование статических и умственных нагрузок. В этот период еще не завершены процессы развития и преобразования системы органов дыхания и эндокринной системы, т.е организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.

Одни процессы происходят интенсивнее именно в шесть-семь лет, а для других процессов и систем этот возраст наступит несколько позже. Ведущая роль во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит центральной нервной системе, а степень е зрелости сложных форм поведения и психической деятельности ребенка. Изучение функциональной зрелости мозга и других отделов центральной нервной системы показало, что дети шести-семилетнего возраста уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации, усложняющегося с началом обучения.

Они могут подчинять свои действия речевой, словесной инструкции. Слово может направить внимание ребенка на определенный объект и его свойства. В этом возрасте возможно устойчивое внимание, однако к объему и уровню внимания и способности у его распределению младшие школьники не намного отличаются от старших дошкольников. Лишь к девяти-десяти годам произойдет резкое изменение, и дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок.

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает игровая деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию ... не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре. Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с ...

Однако произвольное внимание непорочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Вот почему такое большое значение имеет для младших школьников, особенно для первоклассников шестилеток, не словесное объяснение, а показ, яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо четче, сильнее, чем просто рассказ учителя. Для деятельности ребенка шести-семи лет очень характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Невозможность длительно сохранять и удерживать внимание в процессе деятельности, лишенной непосредственного интереса, высокая отвлекаемость создают те педагогические трудности, которые испытывают учителя, работающие с детьми неумело, без знания и учета их функциональных особенностей. Почти всегда учителя, работающие в начальной школе, и особенно с шестилетками, жалуются на невнимательность своих учеников.

Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое охранительное торможение приводят к отвлечениям, двигательному беспокойству уже после 10-15 минут интенсивной работы. В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте.

В основе этих индивидуальных особенностей свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний. В последнее время получены данные, свидетельствующие о наследственности отдельных свойств нервной системы, особенностей высшей нервной деятельности правда, считается, что они не являются абсолютно неизменными. Когда учитель начальных классов говорит о разных характерах своих учеников, речь, скорее всего, идет не о характере характер это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, поведения в определенных жизненных обстоятельствах и условиях, а о темпераменте ребенка, так как характер будет еще складываться.

А вот темперамент — это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны е деятельности и поведения. Именно эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно четко проявляются уже в младшем школьном возрасте в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность.

Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т.д. На основе этих характеристик должен будет строится и индивидуальный подход к ученику.

Заключение

Мы очень коротко разобрали основные физиологические и психологические характеристики детей, поступающих в школу. Следует заметить, что четкое хронологическое разделение психологических и функциональных особенностей ребенка не является устойчивым и неизменным.

Здесь многое зависит от индивидуальных темпов роста и развития, от сложившейся и существующей системы воспитания и обучения данного ребенка до школы. Поэтому можно говорить лишь об относительных психологических характеристиках данного возраста. Изменение всей системы дошкольного воспитания могут существенно повлиять не только на динамику их физического и функционального развития. Психические особенности каждого ребенка, его умственное развитие, развитие личностных качеств создают то непредсказуемое и неповторимое сочетание, которое и характеризует его индивидуальность.

3 стр., 1032 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ...

... анализ результатов разных видов деятельности учащихся, методы оценивания (рейтинг), опытная проверка выводов исследования. Осознание актуальности данной проблемы позволит учителям повысить успеваемость детей с особенностями психофизического развития и сократить количество ...

А если принять во внимание различие темпов физического и функционального развития, их индивидуальные варианты, то становится ясным, что нет, и не может быть одинаковых детей. Знание основных закономерностей функционального и психического развития первоклассника особенно значимо для учителя. Без такого знания невозможно дифференцировать обучение, осуществить индивидуальный подход, найти наиболее адекватные средства и методы обучения.

Список используемой литературы

1. Безруких М. М Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика М 1996. 2.Вархотова Е.К Дятко Н.В Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. 2-е изд стер. М. Генезис, 1999. 48 с. 3. Руководство практического психолога. Готовность к школе развивающие программы Под ред. И.В.Дубровиной.

М 1995. 4.Цылев В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников Психологическая наука и образование. 1998. 3 4.