Подвижная игра как эффективное средство физического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста

1.1 Сущность понятия физическое воспитание

1.2 Характеристика подвижной игры

1.3 Педагогические условия в организации проведения подвижных игр в процессе физического воспитания

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению педагогических условий детей младшего дошкольного возраста

2.1 Организация и проведение педагогического эксперимента

2.2 Констатирующий эксперимент

2.3 Формирующий эксперимент

2.4 Контрольный эксперимент

Заключение

Список литературы

Введение

Подвижная игра это сложное эмоционально окрашенная двигательная деятельность обусловленная правилами (А.В. Кенеман).

Подвижные игры всегда интересны детям, они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариантностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения (Е.А. Тимофеева)

Подвижные игры, по убеждению Е.А. Аркина, вносят радость в жизнь ребенка, и способствуют; укреплению организма главным образом путем развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действия.

Проблема исследования: связана с определением педагогических условий, при котором физическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным.

Цель:

1. Доказать, что подвижная игра является эффективным средством физического воспитания у детей младшего дошкольного возраста

2. Выявить эффективность педагогических условий детей младше дошкольного возраста.

Объект: процесс физического воспитания младшего дошкольного возраста.

Предмет: педагогические условия в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Гипотеза: эффективность физического воспитания детей младше дошкольного возраста средствами подвижной игры будет возрастать, ели будут реализованы следующие условия:

— учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка;

10 стр., 4630 слов

Влияние подвижных игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста

... игр на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста .1 Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста Период развития ребенка от3 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается его физическое развитие. Дети дошкольного возраста ... прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов. Непосредственно на игровой площадке старших детей можно ...

— делать правильный подбор методик по организации и проведении подвижных игр.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень физического воспитания детей младше дошкольного возраста посредством подвижной игры.

3. Разработка методических рекомендаций по проблеме исследования в младше дошкольном возрасте.

Глава I. Теоретические основы исследования подвижных игр для детей младше дошкольного возраста

1.1 Сущность понятия физическое воспитание

Физическое воспитание — педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма ребенка, на формирование двигательных навыков, умений, знаний, на воспитание физических качеств (А.Р. Кенеман).

Физическое воспитание детей младше дошкольного возраста посвящено общим закономерностям, определяющим содержание и формы построение физического воспитания как педагогически организованного процесса, включенного в общую систему воспитания личности ребенка (Л.А. Рыжкова).

К. Маркс четко сформулировал обязательные составные элементы воспитания, под ними он понимает следующее:

— умственное воспитание;

— физическое воспитание;

— техническое обучение.

Таким образом, К. Маркс определил физическое воспитание как органическую часть воспитательной системы, как непременное условие всестороннего развития человека.

Физическое воспитание младшего дошкольного возраста закладывает основу для всестороннего развития, закаливает организм, вырабатывает бодрость и стойкость духа, морально волевые качества. Формирует жизненно-необходимые двигательные навыки, различные ориентировки, развивает мысль, воспитывает чувства — все это в комплексе других воспитательных влияний формирует всесторонне гармонически развитую личность ребенка (А.Р. Кенеман).

Большое значение для разработки физического воспитания имели высказывания русских революционных демократов: В.Г. Белинского, Д.И. Писарева они определяли физическое воспитание как часть всестороннего взаимодействия. Показали его связь с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием.

Физическое воспитание имеет цели воспитания детей младшего дошкольного возраста:

— Оздоровительная — решает проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка.

— Воспитательная — органически взаимосвязана с физическим и духовным развитием дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания

Таким образом физическое воспитание детей младше дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающего организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности.

Организм ребенка — находится в периоде становления функций их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи — воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения.

4 стр., 1958 слов

Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре.

... действий. 2. Помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре. 3. Наблюдение за игрой детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью ... с окружающим в активной деятельности детей Обучающие игры Предметно-игровая среда Активизирующие общение с детьми в процессе игры Сентябрь 1. Беседа с детьми с рассматривание иллюстраций, картинок с ...

Своевременное развитие двигательных навыков и умений, достаточная двигательная активность в младшем дошкольном возрасте являются важным условием полноценного сенсорного и умственного развития, залогом их всестороннего и гармонического воспитания.

1.2 Характеристика подвижной игры

Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В. Гориневский, Е.Н. Водовозова, Т.И. Осокина, А.В. Кенеман и др. П.Ф. Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

Подвижная игра — это сложное эмоционально-окрашенная двигательная деятельность обусловленная правилам (А.Р. Кенеман).

Подвижная игра оказывает всесторонне влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребенка. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает: усиление всех жизненно-важных функций, обменных реакций.

Педагогическая игра служит методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков.

П.Р. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производится с возможно большей точностью и ловкостью». Это положение подтверждается работниками советских педагогов (М.М. Контрович, Л.И. Михайлова, А.И. Быкова, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева и др.), которые разработали методику проведения подвижной игры в детском саду.

В процессе подвижной игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Ребенок действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.

Подвижная игра наиболее характерна для детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы норме она не выражалась, всегда радует ребенка, а подвижные игры многообразными моментами веселой неожиданности особо благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей.

В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

Н.И. Крупская в одном из своих выступлений говорила: «игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». В высказываниях Н.И. Крупской подчеркивается так же значение игры для физического развития, которые физически укрепляют, развивают трудовые навыки, меткость глаза, развивают ловкость.

Характерная особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Развитие самостоятельности и творчества в подвижных играх предопределяется их творческим характером. Начальный этап формирования творчества начинается с подражания. Двигательному творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший уровень самостоятельности и творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные игры.

19 стр., 9201 слов

Игра как метод социализации детей младшего школьного возраста

... с его обучением. Отсюда необходимо глубокое изучение игры с целью оптимизации ее влияния на развитие личности ребенка. Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем ... формируется чувство предприимчивости, инициативы, которая закладывается в игре. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ...

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества — быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.

Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... в кратчайший срок. Иногда агрессия проявляется в пассивно‑агрессивной форме: ребенок старается совершить все негативные действия и поступки (толкается, щиплется) исподтишка. По мнению Р. Кэмпбелла (1997), ... большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. По ...

В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.

Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях. Игры в водоёмах, в лесу, на воде и т.д. — ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепление здоровья. Полноценно использовать естественные факторы природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Таким образом, подвижные игры — действенное средство разностороннего развития.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.

Для удобства практического использования игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры — баскетбол, хоккей, футбол и др., подвижные игры — игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.

Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:

— по возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста или в соответствии с возрастной группой детского сада);

— по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);

— по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);

— по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);

— по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности);

20 стр., 9664 слов

Игра как средство эмоционального развития детей с отклонениями в развитии

... влияния игры на эмоциональное развитие детей с отклонениями в развитии. Объект исследования: дети с отклонениями в развитии. Предмет исследования: игра, как средство эмоционального развития. Гипотеза исследования: предполагается, что игра будет способствовать эмоциональному развитию детей с ...

— по признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);

— по сюжету (сюжетные и бессюжетные);

— по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);

— по подвижности (малой, средней и большой подвижности — интенсивности);

— по сезону (летние и зимние);

— по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений);

— по способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты; условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды; игры без разделения команды — каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр).

1.3 Педагогические условия в организации проведения подвижных игр в процессе физического воспитания

Педагогические условия — целенаправленный комплекс мероприятий, создаваемый педагогом, способствующий развитию физического воспитания.

Любая игра, применяемая в процессе воспитания детей, не должна оказывать отрицательного влияния на их здоровье. Педагогу необходимо, с одной стороны, регулировать нагрузку, получаемую детьми в играх, в зависимости от их здоровья, уровня физической подготовки, возраста, пола и индивидуальных особенностей, с другой стороны, — обеспечивать проведение врачебного и педагогического контроля.

Педагог должен стремиться:

— укреплять здоровье занимающихся;

— воспитывать необходимые морально-волевые качества;

— формировать организаторские способности;

— содействовать формированию жизненно необходимых навыков и умений;

— учитывать психофизические особенности каждого ребенка.

Чтобы интерес к игре у детей не падал и одновременно выполнялись поставленные задачи, необходимо:

— из числа известных игр выбрать ту, что в большей степени соответствует поставленной задаче;

— оценить доступность игр и использовать такую, которая соответствует физическому и умственному развитию играющих. Излишняя сложность игры снижает интерес к ней, а чрезмерная простота не требует мобилизации и поэтому не развивает;

— место для игры должно быть предварительно хорошо подготовлено.

П.Ф. Лесгафт считал, что физические упражнения и движения, выполняемые без осознания и познавательного интереса, мотивации, ведут к механическим и ограниченным изменениям, не дают возможности даже физически развитой личности рационально использовать свои силы. Главная задача — приучить ребят к сознательным действиям, научить управлять своими движениями, анализировать и сравнивать их, иначе их действия будут только имитационными.

В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации. Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребенка, поскольку:

— создают условия для их активности;

— предоставляют возможность выбора;

— создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;

— предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини-соревнования, упражнения для своих товарищей;

— нацеливают на способ достижения результата;

— учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;

— развивают учебно-познавательные мотивы.

При подборе игр желательно больше внимания уделять таким, которые проводятся на свежем воздухе. В этих играх решается задача адаптации детей к неблагоприятным условиям внешней среды.

Ведущее значение имеют имитационные игры, творческие или сюжетно-ролевые игры, разнообразные игры-забавы.

Имитационные игры — это игры, содержанием которых является подражание движениям животных, птиц, они не имеют определенных правил и в значительной мере зависят от окружающей обстановки.

В творческих (сюжетно-ролевых) играх участники сами определяют цель и правила игры. Школьникам младших классов присуща способность к перевоплощению. Они с удовольствием выполняют хорошо им понятные, имеющие конкретное содержание движения птиц, животных или движения, имитирующие труд человека.

Игры-забавы имеют определенные правила. Поэтому именно такие игры и составляют основное содержание народных игр, передающихся от поколения к поколению.

Если в творческих и имитационных играх главная задача воспитателя (руководителя) — использовать и направлять деятельность детей, то в играх-забавах вся организация и руководящая деятельность зависят от самого воспитателя. При подборе игр воспитатель должен анализировать их содержание и сопоставлять с физическими возможностями детей.

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Игры развивают у детей способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, а также в гимнастике, спорте и туризме.

Правила и двигательные действия подвижной игры закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.

Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием, спортивными играми, лыжным и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники двигательных действий и облегчают овладение ими. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.

Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно выполнять их. Надо приучать играющих использовать приобретенные навыки и умения в нестандартных условиях.

Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные параметры движений, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое.

Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и другие повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев.

В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки.

На этапе ознакомления игры помогают избежать скованности и неправильного выполнения движений. На этапе совершенствования игры позволяют, с одной стороны, развивать физические качества и их проявления, определяющие качество выполнения движения, а с другой, — познать закономерности и логику движений действия. Игры могут помочь и в формировании навыков и умений выполнения действий в нестандартных и изменяющихся условиях.

При правильной организации занятий, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональные возможности организма.

Подвижные игры оказывают положительное влияние на нервную систему занимающихся. Для этого руководитель обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Плохая организация игры приводит к появлению отрицательных эмоций, нарушению нормального течения нервных процессов и возникновению стрессовых ситуаций.

Строгие и четкие правила в подвижных играх способствуют упорядочиванию взаимодействия участников и устраняют излишнее возбуждение.

Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм.

Игра хранит и передает по наследству богатую гамму духовных и эмоциональных ценностей человечества. К сожалению, традиционные формы игровой деятельности народа, сложившиеся в культурах прошлого, практически забыты. Интерес к народным играм в нашей стране повысился лишь в середине 80-х годов XX в., когда был сделан серьезный поворот к человеческим ценностям, к самоценности каждого ребенка. Игра — тот вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки и умения, необходимые для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.

Многие ученые рекомендуют включать игры, развивающие у детей интерес к науке, литературе, спорту, воспитывающие любознательность, положительные черты характера и т.д. Наступило время серьезного воссоздания традиционных и создания инновационных форм физического воспитания детей. Изучение и возрождение народных средств физического воспитания приобретает особую актуальность, и включение народных подвижных игр и самобытных физических упражнений в процесс физического воспитания детей позволит более эффективно решать его специфические задачи.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению педагогических условий детей младшего дошкольного возраста

2.1 Организация и проведение педагогического эксперимента

Для того чтобы выявить влияние подвижной игры на развитие быстроты и ловкости у детей от 2-4 лет, было организовано и проведено исследование на базе МДОУ Детский сад №164

В МДОУ проводится систематическая работа по укреплению здоровья детей доступными средствами и методами, проводятся следующие формы работы по физическому воспитанию: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультурные развлечения. Для реализации этого блока имеются все условия: имеется зал, наличия оборудования и спортивного инвентаря.

Задачи: охрана и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие;

В ходе проведения опытно-экспериментальной части исследования были выбраны 10 детей определенной возрастной категории (2-4 лет), из которых были сформированы две группы: первая группа (5 детей) — экспериментальная (ЭГ), вторая группа — контрольная (КГ) — 5 детей.

Тестирование проводилось инструктором по физическому воспитанию Подхалюзиной А.Ю.

Для решения постановленных задач применялись следующие методы исследования:

1. теоретический анализ и обобщение литературы;

2. педагогическое контрольное исследование (тестирование);

3.метод сравнительного анализа;

4. математический метод.

Теоретический анализ и обобщение литературы предполагает поиск литературных источников, который осуществлялся в библиотеках, анализировались материалы журналов, сборники научных трудов, другие научные и научно-методические издания, кроме того использовались ресурсы Интернет.

В результате теоретического анализа и обобщения литературных данных, была выявлена суть работы, установлена её актуальность.

Во многих образовательных программах для оценки физической подготовленности у детей младше дошкольного возраста содержится достаточно вариативная система показателей развития двигательных навыков и основных физических качеств, которая может включать в себя как серию базовых, так и блок дополнительных параметров физической подготовленности. Проведенный анализ научно-методической литературы, а также обобщение опыта работы с детьми младше дошкольного возраста показывают, что в практике физического воспитания детей широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей от 2 до 4 лет.

Данные тесты прошли широкую апробацию в ДОУ различного вида; утверждены Министерством образования РФ; полностью соответствуют анатомо-физиологическим особенностям; имеют минимум медицинских противопоказаний; не требуют больших временных затрат; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

Педагогическое контрольное испытание (тестирование).

Основными в педагогическом тестировании являются контрольные упражнения. Прежде чем приступить к тестированию, нужно четко представить, для чего оно производится и с какой целью. Учесть ряд принципиальных положений: соответствие теста характеру и специфике спортивной деятельности, контингенту испытуемых.

Необходимые условия при выборе тестов для оценки физических качеств:

— доступность двигательных заданий для детей различного уровня физического развития;

— соответствие тестов возрастным особенностям физического развития детей;

— использование тех движений, которые не требуют предварительного обучения и которыми дети достаточно свободно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и др.);

— простота методики проведения обследования (не требует больших затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном помещении для проведения тестирования;

— соответствие двигательных заданий основополагающим критериям — надежности, объективности, информативности;

— возможность использования приемов, позволяющих стимулировать проявление положительных эмоций и наглядно оценивать достигнутый результат;

— использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интересной и увлекательной.

Обследование следует выполнять не ранее 30 мин после принятия пищи. Целесообразно проводить тестирование в часы наибольшей биологической активности — с 9 до 13 ч;

Целесообразно разделить показатели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием возраста (месяц, год) и пола детей (мальчики и девочки).

Участок или физкультурный зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное оборудование должно быть прочно закреплено, не иметь острых краев и т.д.).

Необходимым требованием должны отвечать и условия, в которых выполняются обследования: наличие специального оборудования, ямы для прыжков, грунтовой дорожки для бега. Для получения объективных данных констатирующее и контрольное обследования должны осуществляться в одинаковых условиях.

Результат теста засчитывается, если ребенок справился с заданием в соответствии с методикой.

Для обеспечения объективности результатов обследования необходимо знать определенную последовательность выполняемых действий по организации и проведению тестирования.

Строгая регламентации процесса оптимизирует достижение основных задач диагностики, а именно:

— определение исходного уровня двигательных умений и физических качеств каждого ребенка и группы в целом («зоны ближайшего развития»);

— изучение динамики состояния развития двигательных навыков и качеств детей;

— разработка программы физкультурно-оздоровительных и коррекционных мероприятий.

Для проведения тестирования необходимо присутствие не менее двух человек (один регистрирует результаты, другой — объясняет двигательные задания).

Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.

Метод сравнительного анализа применяется для более глубокого и качественного исследования проблемы. С его помощью стало возможным сравнение полученных результатов тестирования при констатирующем и контрольном измерении — основной задачи нашей работы.

Организация эксперимента проходила по следующей схеме: предварительное тестирование — проведение экспериментальных занятий с активным использованием подвижных игр — контрольное тестирование.

2.2 Констатирующий эксперимент

Тестирование уровня физической подготовленности детей, в соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада, проводит инструктор по физической культуре; воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

Для определения исходного уровня физической подготовленности детей тестирование осуществлено в рамках занятий по физической культуре.

Всем выполняемым упражнениям предшествует разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку дается две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносится лучший результат.

При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели. Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности — это сопоставление средних показателей по группе с данными оценочных таблиц по возрастнополовым показателям физической подготовленности детей.

Отмечаются и качественные показатели, такие как:

— при беге — корпус и голова слегка отклонены назад, но не запрокинуты; движения рук и ног согласованны, бег с отрывом от почвы, движения ног равномерные, не семенящие;

— при прыжке — четкий толчок при отрыве от почвы и мягкое приземление на полусогнутые ноги;

Наиболее объективными показателями уровня развития физической подготовленности детей являются результаты выполнения определенных двигательных заданий.

В нашем эксперименте, качестве тестовых упражнений предлагаем следующие задания:

— на выявление быстроты бег на дистанцию 5 м с старта.

— скоростно-силовые способности нижних конечностей определим по результатам в прыжках в длину с места.

Затем, на основании изучения особенностей их развития был подобран репертуар подвижных игр различной направленности.

Эффективность методики оценивалась посредством сравнения показателей физического развития и физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения эксперимента.

Результаты констатирующего эксперимента представлены в табл. 1, 2.

Таблица 1 — Показатели физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста от 2-4 лет (ЭГ).

Ф.И. ребёнка

пол

Бег 10 м. со старта (сек.)

Прыжок в длину(см)

Лихачев Д.

м

18

48

Тарбаева С.

ж

17

44

Бурляев С.

м

20

46

Титинский Л.

м

21

44

Васильев В.

м

22

41

Таблица 2 — Показатели физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста от 2-4 лет (КГ)

Ф.И. ребёнка

пол

Бег 10 м. со старта (сек.)

Прыжок в длину(см)

Арапов М

м

20

47

Смирнова Н.

ж

19

42

Целищев А.

м

20

45

Сягин Н.

м

22

43

Коробов А.

м

23

40

2.3 Формирующий эксперимент

Согласно составленному плану в экспериментальной группе мы проводили занятия, направленные на повышение уровня развития психофизических качеств.

Дополнительные занятия были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие подвижные игры и направленные на воспитание двигательных качеств: ловкости и быстроты.

Двигательная активность как в контрольной, так и в экспериментальной группах в первой половине дня соответствовала режиму детских садов (Приказ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»).

В систему физической культуры в исследуемых группах в первую половину дня были включены: утренняя гимнастика — ежедневно, продолжительностью 15мин; физкультурные занятия — 2 раза в зале и одно на площадке с оздоровительной направленностью, продолжительностью 30 мин; гимнастика после дневного сна — 15 мин.

Занятия по физической культуре в контрольной группе проводились по традиционной программе воспитания и обучения в детском саду.

Подвижные игры, способствующие развитию быстроты.

Бери скорее. Играющие стоят посередине площадки в двух шеренгах напротив друг друга на расстоянии двух метров. По сторонам площадки на расстоянии 10-15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой кладётся небольшой предмет (кубик, камешек, мешочек).

Дети принимают одно из исходных положений — сидя, лёжа, в упоре на коленях. По сигналу воспитателя каждый стремится быстро подняться, схватить предмет и убежать за ограничительную линию. Тот, кто не успел взять предмет, догоняет. Выигрывает тот, кто успел взять предмет и убежать за линию.

Бабочки и стрекозы. Играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Командам дают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Воспитатель, стоя с боку, называет одну из команд. Её игроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты дома, столько и получают очков. Из игры никто не выбывает, и все участники снова встают по шеренгам. Воспитатель называет команды в произвольной последовательности. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек осалить больше игроков соперника. Усложнение: дети принимают исходное положение, стоя на коленях, сидя, лёжа.

Подвижные игры, способствующие развитию ловкости.

Передай мяч. Дети распределяются на две равные подгруппы, встают в две колонны и по сигналу передают резиновый или набивной мяч. Последний стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передаёт мяч. Игра заканчивается, когда с мячом впереди колонны оказывается ведущий звена. Варианты передачи: над головой, с боку, внизу между ног, в положении сидя на полу или скамейке.

Коршун и наседка. Дети (цыплята), стоят в колонне, держась друг за друга, впереди стоящий — наседка. На другой стороне площадки — коршун. По сигналу он вылетает и старается схватить цыплёнка, стоящего последним. Наседка защищает цыплят, поднимая руки в стороны и не давая коршуну достать цыплёнка. Все цыплята дружно двигаются за наседкой, не разрывая сцепления, мешая коршуну. Коршун, для того чтобы поймать цыплёнка, часто меняет направление движения.

Конкретные виды подвижных игр были отобраны и сгруппированы по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества. В приложении 1 предлагается методика проведения подвижных игр.

2.4 Контрольный эксперимент

После проведенной опытно-экспериментальной работы направленной на формирование быстроты и ловкости у детей наблюдаются изменения. В конце эксперимента детям экспериментальной и контрольной групп были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. По итогам диагностики выявились различия по всем применявшимся тестам, которые можно пронаблюдать с помощью таблиц 3 и 4.

Таблица 3 — Показатели контрольной диагностики физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста (ЭГ)

Ф.И. ребёнка

пол

Бег 10 м. со старта (сек.)

Прыжок в длину(см)

Лихачев Д.

м

22

50

Тарбаева С.

ж

21

45

Бурляев С.

м

23

48

Титинский Л.

м

25

46

Васильев В.

м

26

43

Таблица 4 — Показатели контрольной диагностики физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста от 2-4 лет (КГ)

Ф.И. ребёнка

пол

Бег 10 м. со старта (сек.)

Прыжок в длину(см)

Арапов М

м

21

49

Смирнова Н.

ж

20

44

Целищев А.

м

22

47

Сягин Н.

м

24

45

Коробов А.

м

25

42

Рассматривая показатели физического развития и их изменения в течение эксперимента у детей 2-4 лет было выявлено, что практически по всем проведенным измерениям к концу исследования в экспериментальной группе наблюдался прирост. Анализ сдвигов в показателях физической подготовленности дает основание говорить о положительном влиянии подвижных игр на развитие двигательных качеств детей.

За время эксперимента уровень быстроты движений, мышечной силы, скоростно-силовых качеств, гибкости возрос как в экспериментальной, так и контрольной группе. Этот рост отражает возрастные изменения, связанные с совершенствованием функциональной деятельности детского организма в этом возрасте.

Однако анализ результатов эксперимента свидетельствует о более выраженных изменениях у детей экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, в которой велась целенаправленная работа над развитием двигательных качеств с применением подвижных игр.

Сравнительный анализ результатов обследуемых групп показал, что темпы прироста в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования предложенной методики физического воспитания с активным использованием подвижных игр.

Подтвердилась выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей младше дошкольного возраста. При планировании содержания физического воспитания детей преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный эффект, тренирующий вышеназванные физические качества.

Заключение

В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей. Это доказывает цель моего исследования.

В данной работе выполнены поставленные задачи, т.е. в ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры, развивающие быстроту и ловкость детей дошкольного возраста, в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневной жизни детей.

В практической части при рассматривании данной проблемы мы провели экспериментальную работу на базе в МДОУ №164 г. Магнитогорска, Челябинской области.

В ходе её проведения мы взяли 2 группы детей (экспериментальную и контрольную) в возрасте 2-4 года — по 5 человек в каждой.

В констатирующей части исследования для определения уровня развития быстроты и ловкости мы провели тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень развития быстроты и ловкости.

Провели подбор подвижных игр.

В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие из подвижных игр способствующих развитию быстроты и ловкости.

Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная игра способствует развитию у детей младшего дошкольного возраста названных физических качеств. Выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на эффективность физического развития детей младшего дошкольного возраста подтвердилась.

Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств — важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Список литературы

физический воспитание игра дошкольный

1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. — М.: Аркти, 2000.

2. Анашкина Л.П. Методическое руководство развитием движений детей. // Дошкольное воспитание.-1984, №10.

3. Актуальные проблемы обучения и воспитания. / Под ред. С.Ф 0 Петрушкина. — Брянск, БГПУ, 1999.

4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С, Баранов СП. Дошкольная педагогика. — М.: Изд. центр «Академия», 1997.

5. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1977.

6. Бадалян Л., Миронов А. Воспитание двигательных способностей. // Дошкольное воспитание. — 1980, №10

7. Беззубцева И. В дружбе со спортом, Изд.: Гном — 2006 г.

8. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. — М.: Терра-Спорт, 2000.

9. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. — 1993.- 5-6. — С. 41.

10. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. — СПб.: КАРО, 2003.

11. Горькова Л., Обухова Л. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий, Изд.: 5 за знания — 2005г.

12. Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам: Программа и программные требования. — М.: Гуманит., 1999.

13. Гигиенические основы воспитания детей / Под ред. Бесостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. — М.: Просвещение, 1987.

14. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. — 2007. — №4.

15. Дворкина Н. Методика сопряженного развития физических качеств у детей 2-5 лет на основе подвижных игр, Изд.: Советский спорт — 2005 г.

16. Егоров Б.Оздоровительно — воспитательная работа с ослабленными детьми. // Дошкольное воспитание. — 2002, № 12.

17. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки /М.Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. — 2007. — №4.

18. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. — М.: Владос, 2001.

19. Змановский Ю. Двигательная активность и закаливание -ведущие факторы укрепления здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание. — 1981, №2.

20. П.Зеленин В. Применение на физических занятиях нестандартного оборудования. // Дошкольное воспитание. -1987, №7.

21. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. — М., 2005.- 120с. 22. Ильина Т.А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1984.

23. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1985.

24. Кожухова, Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Под ред. С.А. Козловой. — М.: Издательский центр Академия, 2002.

25. Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) — М: Просвещение , 2003.

26. Козлова С.А., Куликова Т.Л. Дошкольная педагогика. — М.: Изд. Центр » Академия», 2000.

27. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. — 1996.

28. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». — М., 2005.

29. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления /дошкольный возраст/. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

30. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. — Москва, Радуга, 1982.

31. Кинеман Д.Х. Хухлаева Д.В. Методика воспитания. М, 2002

32. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. Изд.: Сфера- 2007 г.

33. Кириллова Ю.А Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе, Изд.: Детство-Пресс — 2005г.

34. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры». — М.: Айри-Дидактика, 2003.

35. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М.: Прометей, 1992.

36. Макарова В., Рябова Е. Укрепляйте здоровье ребенка. // Дошкольное воспитание. — 1994, №10.

37. Макарова Т. Лови, бросай, кати! Развивающие игры с мячом // Мама и Малыш, №05, 2007.

38. Мартынов С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей. — М.: Владос, 2002.

39. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.

Размещено на