Федеральное агентство по образованию РФ
Российский государственный университет имени Иммануила Канта
кафедра специальных психолого-педагогических дисципин
Контрольная работа
Дисциплина: Специальная педагогика
ТЕМА: Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми,
имеющими задержку психического развития
Студентки III курса
факультета психологии
и социальной работы
специальности ОСП
«Специальная психология»
заочного отделения
Соловей Татьяны Юрьевны
Преподаватель:
Мишанина Ж.Ю.
Калининград 2010
Оглавление.
- Технологии и методы специального образования……………….03
- Специальное образование детей с ЗПР……………………………04
- Методы коррекционной работы с детьми с ЗПР………………….05
- Развивающая кинезиологическая программа А. Л. Сиротюк……08
- Список использованной литературы………………………………19
Технологии и методы специального образования.
Особенности организации сестринского процесса при работе с тяжелобольными ...
... сестры педиатрического отделения стационара при работе с тяжелобольными детьми и их родителями. Задачи исследования: 1. Изучить специальную медицинскую литературу. 2. Рассмотретьспецифику восприятия ... выздоровление. Цель исследования: изучение особенностей организации сестринского процесса при работе с тяжелобольными детьми и их родителями, находящимися в стационаре. Объект исследования: ...
Специальная педагогика реализует принципы специального образования при помощи определённых образовательных технологий. Педагогические образовательные технологии можно рассматривать как проектирование образовательного процесса при помощи специальных методов и приёмов обучения и воспитания.
Методы обучения включают в себя непосредственно методы обучения (т.е. направленные на взаимодействие педагога и учащегося) и методы учения (учебно-познавательная деятельность самих обучаемых) и подразделяются на:
- Методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические);
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- Методы контроля и самоконтроля.
Под перцептивными методами понимаются методы словесной передачи, зрительного и слухового восприятия. В группе этих методов основными являются практические и наглядные методы, дополнительными – методы словесной передачи.
В учебно-воспитательном процессе могут использоваться как общепедагогические приёмы и методы, так и специфические для каждой категории нарушений. Выбор и сочетаемость этих методов определяются с учётом особых образовательных потребностей учащихся, методы взаимодополняемы и подкрепляют друг друга.
Процесс воспитания детей с нарушениями в развитии неразрывно связан с коррекционно-педагогическим процессом, строго индивидуален и зависит от особенностей развития самого ребёнка – от характера и степени выраженности отклонения, от возраста ребёнка, от наличия и специфики вторичных отклонений.
Методы воспитания применяются в разной степени в различных вариациях с методами обучения и подразделяются на 3 вида:
- информационные методы;
- практически-действенные методы;
- побудительно-оценочные методы.
Под информационными методами подразумеваются беседы, экскурсии, примеры из жизни, СМИ, искусство и т.д. Восприятие информации зависит от уровня её сложности и особенностей психических возможностей учащихся.
Практически-действенные методы наиболее понятны детям с нарушениями в развитии и включают в себя игру, ручной труд, рисование, приучение, некоторые нетрадиционные методы.
К побудительно-оценочным методам относятся поощрение, осуждение, порицание и наказание. Наказание и порицание недопустимо высказывать в резкой форме, они не должны унижать личность ребёнка, недопустимо физическое наказание и наказание трудом. Наказание действенно только в том случае, если ребёнок осознаёт неправильность своих действий и поступков.
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников
... многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения ...
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР.
Почти 50% среди неуспевающих учеников младших классов составляют дети с задержкой психического развития. Такой термин применяется к детям с минимальными ограниченными повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС. Такие дети отличаются недостаточностью развития эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, речевой деятельности, замедленностью обработки информации в сравнении с другими детьми, низкой познавательной активностью.
Коррекционно-педагогическая помощь таким детям требуется, прежде всего, в дошкольном возрасте. В условиях создания специального образовательного процесса дети с ЗПР способны освоить программу общеобразовательной школы и даже продолжить своё образование.
Для оказания помощи детям с задержкой психического развития создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения.
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания. Е. А. Стеблева (Стеблева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001.) выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относится как к предметно-практической деятельности, в которой ребёнок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.
Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводится всем формам ручной деятельности, включая:
- рисование;
- лепку;
- аппликацию;
- конструирование;
- работу с мозаикой;
- пальчиковую гимнастику;
- шитьё и др.
В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения:
1. Диагностика операциональных характеристик деятельности ребенка
... слова. Целесообразно отмечать последовательность воспроизведения слов. Никаких замечаний по поводу деятельности ребенка не делается. Инструкция Б: «Сейчас я снова прочту те ... произвольных форм запоминания, способности к опосредованному запоминанию, исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, ...
- срисовывание с образца;
- работа с трафаретами;
- обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;
- раскрашивание и штриховка.
В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц), так и метод вырезывания.
Развитие навыков работы с ножницами может выступать как отдельный вид деятельности.
Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк (Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001) предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий – синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.
Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:
- в ёмкости с крупой (например пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребёнка – найти её и описать, не доставая;
- сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;
- выкладывание фигурок из круп;
- игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д.
Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.
Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приёмы:
- поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании;
- проговаривание вместе с ребёнком того, что он будет делать, а также последовательности действий;
- повторение ребёнком задания вслух;
- вспомнить и повторить задание, после того как оно выполнено;
- привлечение ребёнка в качестве помощника другим детям.
В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля , освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стеблевой (Катаева А. А., Стеблева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.) представлены дидактические игры, с помощью которых специалисты могут решать различные коррекционные задачи:
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... подготовки, важнейшим показателем которой является музыкально-творческое развитие. Под музыкально-творческим развитием человека подразумевается сочетание его музыкально-творческих способностей, ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
- формирование сотрудничества ребёнка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;
- развитие ручной моторики;
- сенсорное воспитание;
- развитие мышления;
- развитие речи.
Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребёнка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.
Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребёнка. Но не менее важным аспектом выбора является уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.
РАЗВИВАЮЩАЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА А. Л. СИРОТЮК.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологйи.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного ... самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок ... контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь ...
Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения психолог должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.
Цели методики:
- развитие межполушарной специализации;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей;
- развитие памяти, внимания, речи;
- развитие мышления
- устранение дислексии;
Продолжительность занятий — 10 – 15 мин.
Периодичность — ежедневно. Время занятий — утро, день.
КОМПЛЕКС № 1
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим ...
... функциям другого. Действительно, левое полушарие отвечает за движения правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое – за движения левых конечностей и все виды чувствительности слева. ... звуках имеется. При нарушении связей между полушариями, при повреждении мозолистого тела, правая рука, подчиненная левому полушарию, сохраняет способность к письму, но утрачивает способность к ...
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
- Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
7. Горизонтальная восьмерка.
1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.
Влияние имитационно-подражательных упражнений на развитие основных ...
... C98] имитационный подражательный упражнение движение Ходьба - относится к циклическим движениям. Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся шагов левой и правой ногой. Последовательность движений: вынос вперед левой ноги (в это время ... не сделать, то ошибки могут закрепиться и изменить их у дошкольников, а затем более у взрослых будет чрезвычайно трудно [1; С.79]. Обычная ходьба выполняется в ...
3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».
7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.
КОМПЛЕКС № 2
- Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
- Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координи-рованные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад).
Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
- Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
- Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
- Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописы-вать таблицу умножения, слова и т.д.).
- Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
- Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за
правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполните то же самое в другую сторону. - Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
9. Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.).
Автор считает нужным сделать особый акцент на следующих положениях:
... тело». Животное тело – это состояние полной, «воплощенной» инстинктивности, следования движению жизни. Понятие животного тела близко к психоаналитическому понятию ИД. Социальное ... что с точки зрения психофизиологии любая психокоррекция - это движение к синергическим взаимоотношениям между полушариями головного мозга, корой и ... Автор считает нужным сделать особый акцент на следующих положениях: а) ...
На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
КОМПЛЕКС № 3
- Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
- Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот: Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, один-два-три и т.д.».
6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.
КОМПЛЕКС № 4
- Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки, — выдох.
- Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнениямягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.
- Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
- Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
- Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
- Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
- Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями до и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.
- Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.
- Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.
10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.
КОМПЛЕКС № 5
- Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
2. Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно
прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
- Внутри — снаружи. Лежа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.).
Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.).
Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.
- Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
- Делайте движения челюстью в разных направлениях.
- Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
- Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
- Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.
- Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.
10. Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.
КОМПЛЕКС № 6
- Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам, ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.
- Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.
- Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять, сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.
4. Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет. Следите за предметом глазами, не двигая головой.
- Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистывание. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистывания и т.д.
- Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
- Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
- Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.
- Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.
10. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».
КОМПЛЕКС № 7
- Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).
- Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
- Лодочка. Лягте на спину, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе.
- Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем — разнонаправленные.
- Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибания языка, сжимания и разжимание языка, свертывание в трубочку.
6. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
- Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.).
Другой рукой нарисуйте его на бумаге (промашите в воздухе).
- Лежа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, затем перекрестные движения.
- Лежа на спине, поднимите вместе ноги и пишите ими в воздухе узоры, цифры, буквы.
10. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Академия, 2001;
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Ципиной. М., 1984;
- Катаева А. А. Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001;
- Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев и др. – М.: Академия, 2001;
- Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001;
- Специальная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001;
- Стребелева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001;
- Ульянова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специаль-ной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002.