ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет
им. М.А. Шолохова
Педагогический факультет
Тестовая аудиторная контрольная работа
по учебной дисциплине «Коррекционная педагогика с основами
специальной психологии»
Выполнена:
Студентом 4 курса очного
отделения педагогики и психологии
ФИО ____________________________
________________________________
Учебная группа №____________
Преподаватель курса __________
______Глухов В.П.____________
Кафедра логопедии дефектологического
факультета ММГУ им. М.А. Шолохова
Вопросы для тестирования (промежуточный контроль)
1. Одной из основных задачспециальной психологииявляется…
- психологическая диагностика отклонений в развитии
- медикаментозное лечение
- хирургическое вмешательство
- внедрение образовательных технологий
2.Методология специальной психологии базируется на принципах:
- единства сознания и деятельности
- детерминизма
- педагогического оптимизма
- развития
3.Методом специальной педагогики и психологии, сущность которого состоит в непосредственном общении с учащимся, является …
- ранжирование
- анкетирование
- беседа
- изучение документов
4. Задачей коррекционной (специальной) педагогики является …
- совершенствование существующих систем образования лиц с ограниченными возможностями
- разработка психологических диагностических методик
- установление биологических причин отклонения в развитии
- определение способов финансирования системы специального образования
5. Восстановление физических и умственных способностейдетей раннего возрастаназывается…
- адаптация
- коррекция
- компенсация
- абилитация
6. К параметрам дизонтогенеза относится…
- социальное влияние
- речевое недоразвитие
- этиология нарушений
- генетическое влияние
7.В основе психического недоразвития лежат механизмы…
- тотальной ретардации
- искаженного развития
- асинхронии развития
- парциальной ретардации
Подпись студента__________________
_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности
... пересмотрены в свете общих принципов педагогики. Основное положение традиционной специальной педагогики дефективного детства: «Слепого, глухонемого ... развития...». Это утверждение принадлежит исследователю, стоящему, в общем, скорее на биологической, нежели на социальной точке зрения в вопросах психологии и педагогики. ... только к замене одних путей — для образования условных связей — другими. Еще раз ...
8. Понятие «комплексные нарушения развития» означает…
- глубокое нарушение интеллекта
- воспитание вне педагогического воздействия
- сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка
- грубо выраженное отставание в развитии
9. К особенностям игровой деятельности умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста относят…
- наличие развернутой сюжетно-ролевой игры со сложным игровым содержанием
- наличие предметно-игровых действий (укачивание куклы, катание машины)
- действия с воображаемыми предметами и предметами-заместителями
- процессуальная игра — многократное повторение одних и тех же действий
10. Подэтиологиейпонимают не только причины возникновения тех или иных нарушений, но и …
- особенности дизонтогенеза при каждом нарушении
- условия, которые способствуют их появлению
- методы и средства выявления этих нарушений
- направленность психолого-педагогических влияний
11. Термин «задержка психического развития» впервые был введен …
- К.С.Лебединской
- В.И.Лубовским
- Г.Е.Сухаревой
- Л.С.Выготским
12. Причинами умственной отсталости могут быть…
- нарушения развития плода
- тяжелая родовая патология
- наследственные заболевания
- неблагоприятные социальные условия
13. Укажите варианты нарушений слуха, выделяемые по степени тяжести
сенсорного дефекта….
- Тотальная глухота
- Тугоухость (слабослышание)
- Проводниковая глухота
- Практическая глухота
14. Назовите основные формы нарушений зрения, выделяемые по степени
тяжести сенсорного дефекта…
- Тотальная слепота
- Косоглазие
- Слабовидение
- Практическая слепота
Подпись студента__________________
- Категория лиц с нарушениями слуха включает следующие нозологические
группы…
- Неслышащие
- Слабослышащие
- Лица с врожденной глухотой
- Позднооглохшие
- Определение стойкое частичное двустороннее нарушение зрение относится…
- к слепоте
- к слабовидению
- к косоглазию в сочетании с амблиопией
- к амблиопии
- Специфические особенности развития детей с нарушениями зрения проявляются в
следующем:
- отставание, нарушение, своеобразие развития двигательной активности
- конкретности мышления
- нарушении, своеобразии пространственной ориентации
- задержке развития речи в раннем возрасте
- Понятием минимальный остаточный слух характеризуется состояние
слуховой функции…
40.Искаженное психическое развитие: определение, этиология, структура ...
... от синдрома аспергера. РДА – неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального, межличностного восприятия и ... краевые. -Конституционные психопатии зависят в большей степени от наследственной предрасположенности, чем от особенностей ... романам, телесериалам. 43.Дисгармоническое психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, виды по происхождению. Группы ...
- при тотальной глухоте
- при тугоухости
- при практической глухоте
- при нейросенсорной глухоте
19. Интеллектуальные расстройства (умственная отсталость, задержка психического развития) определяются как нарушения…
- познавательного развития
- нарушения мышления
- формирования познавательной деятельности
- психосоматические расстройства
- Основным дифференциальным признаком разграничения умственной
отсталости и задержки психического развития является…
- Степень выраженности (тяжести) интеллектуального дефекта
- Наличие (отсутствие) вторичных и сопутствующих отклонений в развитии
- Возможность полного преодоления нарушения развития
- Различие в динамике познавательного развития
21. Укажите основные степени выраженности интеллектуального дефекта при ум-
ственной отсталости…
- идиотия
- имбецильность
- деменция
- дебильность
22. Согласно клинико-психологической классификации выделяются следующие
формы задержки психического развития…
- гармонический (психический и психофизический) инфантилизм
- ЗПР психогенного генеза
- Психастения
- ЗПР соматического генеза Подпись студента________
23. Клинической формой ЗПР, близкой по своим проявлениям к олигофрении в
степени дебильности является…
- ЗПР соматического генеза
- ЗПР психогенного генеза
- ЗПР коституционального генеза
- ЗПР органического генеза
24. Заикание как речевой дефект характеризуется…
- затруднениями коммуникации
- психопатологическими личностными наслоениями
- специфическими ошибками на письме
- судорогами речевого аппарата
25. Наиболее частой причиной возникновения детского церебрального паралича является …
- медикаментозное вмешательство
- травматическое повреждение конечностей
- аномалии развития позвоночника
- сочетание внутриутробной патологии и родовой травмы
26. Отсутствие обращения и позднее появление в речи личных местоимений является характерной особенностью …
-
- амблиопии
- астигматизма
- афазии
- синдрома раннего детского аутизма
27. Игровая деятельность ребенка с синдромом раннего детского аутизма имеет такие особенности, как…
-
- творческое развитие сюжета игры
- длительно, регидно манипулирует неигровым материалом (веревочки, провода, обувь и т.п.)
- играет один
- несформированность сюжетно-ролевой игры
28.Система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей называется:
- реабилитация
- коррекция
- адаптация
- компенсация
29. Успешность реабилитационных мероприятий обеспечивается такими условиями как…
Взаимосвязь конструктивности мотивации и интеллектуального развития ...
... . Провести теоретический анализ роли интеллектуальных и мотивационных компонентов в компенсации нарушений развития. . Охарактеризовать конструктивность мотивации (КМ). . Охарактеризовать познавательные способности (ПС) ... учащихся. Целью нашего исследования явилось - изучение интеллектуального развития подростков с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и их характеристика взаимосвязи с конструктивностью ...
- регулярность мероприятий
- обращение к личности инвалида
- единство биологических и психосоциальных воздействий
- факультативность мероприятий
Подпись студента__________________
30.Форма интеграции, при которой дети с незначительными отклонениями в развитии воспитываются в массовых образовательных учреждениях, получая систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога, называется…
- частичной
- полной
- временной
- комбинированной
31. Система специальных мер, направленных на преодоление недостатков
психического и физического развития, называется…
- воспитанием
- коррекцией
- компенсацией
- адаптацией
32.Компенсацияможет быть…
- внутрисистемной
- частичной
- полной
- межсистемной
33. Закон компенсации гласит: «Минус дефекта превращается в _____ »
- плюс компенсации
- плюс вторичного дефекта
- минус коррекции
- плюс коррекции
34.Концепция о сложной структуре дефекта (нарушения) развития была разработана:
- А. Штерном
- З. Фрейдом
- Ж.И. Шиф
- Л.С. Выготским
- Лечебная и психологическая помощь лицам школьного возраста, страдающим эмоционально-волевыми расстройствами оказывается…
- В специализированных лечебных учреждениях (больницы, стационары, санатории)
- В специализированных реабилитационных центрах
- В специальных школах-интернатах
- В центрах психолого-медико-педагогической и социальной помощи системы социальной помощи населению
- Специалистами, на практике решающими вопросы оказания комплексной лечебно-психолого-педагогической помощи учащимся с эмоционально-волевыми расстройствами, являются…
- Школьные психологи
- Медицинские психологи лечебных учреждений (психоневролог, детский психиатр)
- Школьный логопед
- Социальный педагог
Подпись студента__________________
- Основными задачами психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК)
являются…
- Выявление и диагностика нарушений развития у детей, поступающих в образовательные учреждения
- Проведение психолого-педагогического обследования детей, у которых выявлены нарушения развития
- Комплектование образовательных учреждений (коррекционных и общего типа)
- Коррекционное обучение и воспитание детей и подростков с ОВР
38. Решения ПМПК для коррекционных образовательных учреждений…
- Носят рекомендательный характер
- Являются обязательными к исполнению
- Должны быть подтверждены психолого-медико-педагогическими
консилиумами образовательных учреждений
- Носят «необратимый» характер и не могут быть обжалованы в
«вышестоящей» ПМПК или учреждениях, при которых организована
их деятельность (органы управления образованием, медицинские
Динамика развития профессионально важных качеств личности студента ...
... образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста. Предметом исследования ... отечественной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности. Эти вопросы рассматривались в ...
центры).
39. Понятие специальные образовательные условия включает…
- Обучение в специальных образовательных учреждениях
- Обучение и воспитание по специальным (коррекционным) программам
- Использование специальных технологий обучения и воспитания
- Использование специальных технических средств обучения и средств
индивидуальной коррекции
- Основными направлениями практической специальной психологии являются…
- Психологическая диагностика нарушений развития
- Решение задач профессиональной подготовки лиц с ограниченными
возможностями развития (ОВР)
- Психологическое консультирование родителей и других членов семьи детей с нарушениями развития
Психологическая коррекция нарушений развития
Число выполненных заданий _____________ в % от числа предложенных_____________
Число правильных ответов____________________________________________________
Показатель успешности выполнения тестовых заданий (в %)________________________
Оценка выполнения контрольной работы__________________________________________
Дата выполнения работы_____________ Подпись студента__________________
/расшифровка подписи_______________
__________________________________
Подпись преподавателя______________
/расшифровка подписи_______________
__________________________________
Контрольная работа (образец выполнения)
1. Одной из основных задачспециальной психологииявляется…
- психологическая диагностика отклонений в развитии
- медикаментозное лечение
- хирургическое вмешательство
- внедрение образовательных технологий
2.Методология специальной психологии базируется на принципах:
- единства сознания и деятельности
- детерминизма
- педагогического оптимизма
- развития
3.Методом специальной педагогики и психологии, сущность которого состоит в непосредственном общении с учащимся, является …
- ранжирование
- анкетирование
- беседа
- изучение документов
4. Задачей коррекционной (специальной) педагогики является …
- совершенствование существующих систем образования лиц с ограниченными возможностями
- разработка психологических диагностических методик
- установление биологических причин отклонения в развитии
- определение способов финансирования системы специального образования
5. Восстановление физических и умственных способностейдетей раннего возрастаназывается…
- адаптация
- коррекция
- компенсация
- абилитация
6. К параметрам дизонтогенеза относится…
- социальное влияние
- речевое недоразвитие
- этиология нарушений
- генетическое влияние
7.В основе психического недоразвития лежат механизмы…
- тотальной ретардации
- искаженного развития
- асинхронии развития
- парциальной ретардации
Подпись студента__________________
Особенности речевого развития учащихся специальной (коррекционной) школы V вида
... массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. 1. Особенности речевого развития учащихся специальной (коррекционной) школы V вида .1 ... школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта.[2] Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжёлой формой ...
8. Понятие «комплексные нарушения развития» означает…
- глубокое нарушение интеллекта
- воспитание вне педагогического воздействия
- сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка
- грубо выраженное отставание в развитии
9. К особенностям игровой деятельности умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста относят…
- наличие развернутой сюжетно-ролевой игры со сложным игровым содержанием
- наличие предметно-игровых действий (укачивание куклы, катание машины)
- действия с воображаемыми предметами и предметами-заместителями
- процессуальная игра — многократное повторение одних и тех же действий
10. Подэтиологиейпонимают не только причины возникновения тех или иных нарушений, но и …
- особенности дизонтогенеза при каждом нарушении
- условия, которые способствуют их появлению
- методы и средства выявления этих нарушений
- направленность психолого-педагогических влияний
11. Термин «задержка психического развития» впервые был введен …
- К.С.Лебединской
- В.И.Лубовским
- Г.Е.Сухаревой
- Л.С.Выготским
12. Причинами умственной отсталости могут быть…
- нарушения развития плода
- тяжелая родовая патология
- наследственные заболевания
- неблагоприятные социальные условия
13. Укажите варианты нарушений слуха, выделяемые по степени тяжести
сенсорного дефекта….
- Тотальная глухота
- Тугоухость (слабослышание)
- Проводниковая глухота
- Практическая глухота
14. Назовите основные формы нарушений зрения, выделяемые по степени
тяжести сенсорного дефекта…
- Тотальная слепота
- Косоглазие
- Слабовидение
- Практическая слепота
Подпись студента__________________
- Категория лиц с нарушениями слуха включает следующие нозологические
группы…
- Неслышащие
- Слабослышащие
- Лица с врожденной глухотой
- Позднооглохшие
- Определение «стойкое частичное двустороннее нарушение зрения» относится…
- к слепоте
- к слабовидению
- к косоглазию в сочетании с амблиопией
- к амблиопии
- Специфические особенности развития детей с нарушениями зрения проявляются в
следующем:
- отставание, нарушение, своеобразие развития двигательной активности
- в конкретности мышления
- нарушении, своеобразии пространственной ориентации
- задержке развития речи в раннем возрасте
- Понятием минимальный остаточный слух характеризуется состояние
слуховой функции…
- при тотальной глухоте
- при тугоухости
- при практической глухоте
- при нейросенсорной глухоте
19. Интеллектуальные расстройства (умственная отсталость, задержка психического развития) определяются как нарушения…
Копия 2 распр.нарушения у детей
Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, ... меньше штампов, она носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой ... др.). Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц ...
- познавательного развития
- нарушения мышления
- формирования познавательной деятельности
- как психосоматические расстройства
- Основным дифференциальным признаком разграничения умственной
отсталости и задержки психического развития является…
- Степень выраженности (тяжести) интеллектуального дефекта
- Наличие (отсутствие) вторичных и сопутствующих отклонений в развитии
- Возможность полного преодоления нарушения развития
- Различие в динамике познавательного развития
21. Укажите основные степени выраженности интеллектуального дефекта при ум-
ственной отсталости…
- идиотия
- имбецильность
- деменция
- дебильность
22. Согласно клинико-психологической классификации выделяются следующие
формы задержки психического развития…
- гармонический (психический и психофизический) инфантилизм
- ЗПР психогенного генеза
- Психастения
- ЗПР соматического генеза Подпись студента________
23. Клинической формой ЗПР, близкой по своим проявлениям к олигофрении в
степени дебильности является…
- ЗПР соматического генеза
- ЗПР психогенного генеза
- ЗПР коституционального генеза
- ЗПР органического генеза
24. Заикание как речевой дефект характеризуется…
- затруднениями коммуникации
- психопатологическими личностными наслоениями
- специфическими ошибками на письме
- судорогами речевого аппарата
25. Наиболее частой причиной возникновения детского церебрального паралича является …
- медикаментозное вмешательство
- травматическое повреждение конечностей
- аномалии развития позвоночника
- сочетание внутриутробной патологии и родовой травмы
26. Отсутствие обращения и позднее появление в речи личных местоимений является характерной особенностью …
-
- амблиопии
- астигматизма
- афазии
- синдрома раннего детского аутизма
27. Игровая деятельность ребенка с синдромом раннего детского аутизма имеет такие особенности, как…
-
- творческое развитие сюжета игры
- длительно, регидно манипулирует неигровым материалом (веревочки, провода, обувь и т.п.)
- играет один
- несформированность сюжетно-ролевой игры
28.Система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей называется:
- реабилитация
- коррекция
- адаптация
- компенсация
29. Успешность реабилитационных мероприятий обеспечивается такими условиями как…
- регулярность мероприятий
- обращение к личности инвалида
- единство биологических и психосоциальных воздействий
- факультативность мероприятий
Подпись студента__________________
30.Форма интеграции, при которой дети с незначительными отклонениями в развитии воспитываются в массовых образовательных учреждениях, получая систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога, называется…
формирование трудовой функции по психологической профилактике ...
... психологической профилактике возможных нарушений в развитии субъектов образовательного процесса специалиста в области педагогической ... Понятие трудовых функций психолога в области психолого-педагогической деятельности. Определение трудовая функция ... специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, ...
- частичной
- полной
- временной
- комбинированной
31. Система специальных мер, направленных на преодоление недостатков
психического и физического развития, называется…
- воспитанием
- коррекцией
- компенсацией
- адаптацией
32.Компенсацияможет быть…
- внутрисистемной
- частичной
- полной
- межсистемной
33. Закон компенсации гласит: «Минус дефекта превращается в _____ »
- плюс компенсации
- плюс вторичного дефекта
- минус коррекции
- плюс коррекции
34.Концепция о сложной структуре дефекта (нарушения) развития была разработана:
- А. Штерном
- З. Фрейдом
- Ж.И. Шиф
- Л.С. Выготским
- Лечебная и психологическая помощь лицам школьного возраста, страдающим эмоционально-волевыми расстройствами оказывается…
- В специализированных лечебных учреждениях (больницы, стационары, санатории)
- В специализированных реабилитационных центрах
- В специальных школах-интернатах
- В центрах психолого-медико-педагогической и социальной помощи системы социальной помощи населению
Подпись студента__________________
- Специалистами, на практике решающими вопросы оказания комплексной лечебно-психолого-педагогической помощи учащимся с эмоционально-волевыми расстройствами, являются…
- Школьные психологи
- Медицинские психологи лечебных учреждений (психоневролог, детский психиатр)
- Школьный логопед
- Социальный педагог
- Основными задачами психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК)
являются…
- Выявление и диагностика нарушений развития у детей, поступающих в образовательные учреждения
- Проведение психолого-педагогического обследования детей, у которых выявлены нарушения развития
- Комплектование образовательных учреждений (коррекционных и общего типа)
- Коррекционное обучение и воспитание детей и подростков с ОВР
38. Решения ПМПК для коррекционных образовательных учреждений…
- Носят рекомендательный характер
- Являются обязательными к исполнению
- Должны быть подтверждены психолого-медико-педагогическими
консилиумами образовательных учреждений
- Носят «необратимый» характер и не могут быть обжалованы в
«вышестоящей» ПМПК или учреждениях, при которых организована
их деятельность (органы управления образованием, медицинские
центры).
39. Понятие специальные образовательные условия включает…
- Обучение в специальных образовательных учреждениях
- Обучение и воспитание по специальным (коррекционным) программам
- Использование специальных технологий обучения и воспитания
- Использование специальных технических средств обучения и средств
индивидуальной коррекции
Рабочая программа практики Практика в дошкольных учреждениях ...
... специальных занятиях со студентами под руководством преподавателей дисциплины «Логопедия». 2 0 Проверка отчетной документации руководителем практики, итоговая аттестация студента за педагогическую логопедическую практику в образовательном учреждении для детей ...
40. Основными направлениями практической специальной психологии являются…
- Психологическая диагностика нарушений развития
- Решение задач профессиональной подготовки лиц с ограниченными
возможностями развития (ОВР)
- Психологическое консультирование родителей и других членов семьи детей с нарушениями развития
- Психологическая коррекция нарушений развития