Федеральное агентство по образованию
Филиал ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Байкальского государственного университета
экономики и права в г. Усть-Илимске
(Филиал ГОУ ВПО БГУЭП в г. Усть-Илимске)
Кафедра Права
контрольная работа
по ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЮРИСТА)»
вариант № i
Исполнитель
Студент группы ПВз-08 Л.А. Стрюк
Руководитель
преподаватель З.В. Борисенко
Усть-Илимск 2008 — 2009
СОДЕРЖАНИЕ
- Смысл понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Стр. 3-4
- Характеристика специализации разных зон коры головного мозга. Стр. 4-7
- Межполушарная асимметрия мозга. Функции правого полушария. Стр. 7-12
- Структура процесса приема информации. Схема. Стр. 13-24
- Отличие характера от темперамента. Акцентуации характера встречающиеся у людей. Стр. 25-27
- Индивидуальное психологическое задание: тип и анализ темперамента, психосоциотип, сенсорный тип, характер, акцентуации характера, самооценка и уровень притязаний, доминирующий тип инстинктов. Стр.28-29
- Используемая литература. Стр.30
1. «ЧЕЛОВЕК», «ИНДИВИД», «ЛИЧНОСТЬ», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»
Среди понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируется речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора.
Различные трактовки понятия личность в психологии. Соотношение ...
... сложившихся общественных установлений. Соотношение понятий индивид, личность и индивидуальность. Психологическая наука использует разные понятия для отражения определенных сторон субъекта: индивид, личность, индивидуальность. Когда мы говорим об ... понятия индивид, отвечают на вопрос – в чем данный человек подобен всем другим людям, т.е. что объединяет его с другими людьми. Но формирование индивида ...
Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, используют понятие «индивид» — как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» — как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только является объектом общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность – не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, возникает в результате культурного и социального развития.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы совершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью – значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.
Тема: АНАТОМИЯ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА.
... кора головного мозга, её более позднее эволюционное возникновение и наиболее бурное развитие, высший уровень вертикально согласованной деятельности центральной нервной системы составляет наиболее существенные особенности этого отдела мозга. Кора образована слоями ... его поверхности серым веществом, или корой головного мозга, состоящей из нейронов и их отростков. Под корой залегает белое вещество – ...
Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, умений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Мотивация, темперамент, способности, характер – основные параметры индивидуальности.
2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ РАЗНЫХ ЗОН КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Кора головного мозга
Кора головного мозга представляет собой тонкий слой нервной ткани, образующей множество складок. Общая поверхность коры составляет примерно 2200 кв.см. Толщина коры в различных частях больших полушарий колеблется от 1,3 до 4,5 мм, а общий объем составляет 600 куб.см. В состав коры входит 10 000 — 100 000 млн. нейронов и еще большее число глиальных клеток (точное число которых еще не известно).
В коре наблюдается чередование слоев, содержащих преимущественно тела нервных клеток, со слоями, образованными в основном их аксонами. Более 90% всех областей коры имеет типичное шестислойное строение и называется изокортексом. Слои нумеруются с поверхности вглубь:
1. Молекулярный слой коры головного мозга — образован волокнами, сплетенными между собой, содержит мало клеток.
2. Наружный зернистый слой коры головного мозга — характеризуется густым расположением мелких нейронов самой различной формы. В глубине располагаются малые пирамидные клетки (названные так благодаря своей форме).
3. Наружный пирамидный слой коры головного мозга — состоит в основном из пирамидных нейронов разной величины, более крупные клетки лежат более глубоко.
4. Внутренний зернистый слой коры головного мозга — характеризуется рыхлым расположением мелких нейронов различной величины, мимо которых проходят плотные пучки волокон перпендикулярно к поверхности коры.
5. Внутренний пирамидный слой коры головного мозга — состоит в основном из средних и больших пирамидных нейронов, апикальные дендриты которых простираются до молекулярного слоя.
6. Слой веретеновидных клеток коры головного мозга ( фузиформных клеток коры головного мозга ) — в нем расположены веретеновидные нейроны, глубинная часть этого слоя переходит в белое вещество головного мозга .
На основании плотности, расположения и формы нейронов кора головного мозга делится на несколько полей, которые в некоторой степени совпадают с зонами, которым на основании физиологических и клинических данных приписывают определенные функции.
С помощью электрофизиологических методов установлено, что в коре можно различить области трех типов в соответствии с функциями, которые выполняют находящиеся в них клетки: сенсорные зоны коры головного мозга, ассоциативные зоны коры головного мозга и двигательные зоны коры головного мозга. Взаимосвязи между этими зонами позволяют коре большого мозга контролировать и координировать все произвольные и некоторые непроизвольные формы деятельности, включая такие высшие функции, как память, учение, сознание и свойства личности.
Строение коры полушарий большого мозга. Доли, борозды, извилины
... обсуждению и для целостного понимания строения коры полушарий большого мозга хотелось бы остановиться на самих полушариях головного мозга и их рельеф. 1.1 Полушария головного мозга и их рельеф И так мы ... Вывод Глава 2. Строение коры полушарий большого мозга 2.1 Древняя кора 2.2 Старая и промежуточная кора 2.3 Новая кора Вывод Глава 3. Структура новой коры 3.1 Цитоархитектоника и миелоархитектоника ...
Функции некоторых участков коры, в частности обширных передних областей — префронтальных зон коры головного мозга — остаются еще неясными. Эти области, а также ряд других участков мозга, называют немыми зонами коры головного мозга, так как при раздражении их электрическим током не возникает никаких ощущений или реакций. Предполагают, что эти зоны ответственны за наши индивидуальные особенности, или личность. Удаление этих зон или перерезку проводящих путей, идущих от них к остальному мозгу ( префронтальную лоботомию ) применяли для снятия у больных острого возбуждения, но от этого пришлось отказаться из-за таких побочных эффектов, как снижение уровня сознания и интеллекта, способности к логическому мышлению и способности к творчеству . Эти побочные эффекты косвенно указывают на функции, выполняемые префронтальными зонами.
Сенсорные зоны
Сенсорные зоны — это функциональные зоны коры головного мозга , которые через восходящие нервные пути получают сенсорную информацию от большинства рецепторов тела. Они занимают отдельные участки коры, связанные с определенными видами ощущений. Размеры этих зон коррелируют с числом рецепторов в соответствующей сенсорной системе.
— первичные сенсорные зоны и первичные моторные зоны (проекционные зоны);
— вторичные сенсорные зоны и вторичные моторные зоны (ассоциативные одномодальные зоны);
— третичные зоны (ассоциативные разномодальные зоны);
Первичные сенсорные и моторные зоны занимают менее 10% поверхности коры головного мозга и обеспечивают наиболее простые сенсорные и двигательные функции.
Ассоциативные зоны
Ассоциативные зоны — это функциональные зоны коры головного мозга. Они связывают вновь поступающую сенсорную информацию с полученной ранее и хранящейся в блоках памяти , а также сравнивают между собой информацию, получаемую от разных рецепторов. Сенсорные сигналы интерпретируются, осмысливаются и при необходимости используются для определения наиболее подходящих ответных реакций, которые выбираются в ассоциативной зоне и передаются в связанную с ней двигательную зону. Таким образом, ассоциативные зоны участвуют в процессах запоминания , учения и мышления , и результаты их деятельности составляют то, что обычно называют интеллектом .
Отдельные крупные ассоциативные области расположены в коре рядом с соответствующими сенсорными зонами. Например, зрительная ассоциативная зона расположена в затылочной зоне непосредственно впереди сенсорной зрительной зоны и осуществляет описанные выше ассоциативные функции , связанные со зрительными ощущениями. Некоторые ассоциативные зоны выполняют лишь ограниченную специализированную функцию и связаны с другим ассоциативными центрами, способными подвергать информацию дальнейшей обработке. Например, звуковая ассоциативная зона анализирует звуки, разделяя их на категории, а затем передает сигналы в более специализированные зоны, такие как речевая ассоциативная зона, где воспринимается смысл услышанных слов.
Эти зоны относятся к ассоциативной коре и участвуют в организации когнитивных функций и сложных форм поведения.
Двигательные зоны
Двигательные зоны — это функциональные зоны коры головного мозга, посылающие двигательные импульсы к произвольным мышцам по нисходящим путям, которые начинаются в белом веществе больших полушарий.
КОНЕЧНЫЙ МОЗГ. СТРОЕНИЕ. АНАЛИЗАТОРНАЯ И АССОЦИАТИВНАЯ ФУНКЦИИ ...
... и выпадение конкретных функций проекционных зон (нарушения речи, слуха, зрения, двигательных функций, чувствительности и т.д.). Внутри полушарий большого мозга находится белое ... правого и левого полушарий, к которым относятся в полушариях мозолистое тело, передняя спайка и спайка свода; 3) проекционные волокна, или проводящие пути, соединяющие полушария с лежащими ниже отделами головного мозга ...
Многие двигательные импульсы идут прямо в спинной мозг через два больших пирамидных тракта (кортикоспинальных тракта), проходящих в стволе мозга. Остальные двигательные импульсы передаются по экстрапирамидным путям , здесь же идут двигательные импульсы от базальных ганглиев и мозжечка . В продолговатом мозге все пути перекрещиваются, так что импульсы, идущие от коры левого полушария , иннервируют правую половину тела и наоборот.
3. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕРТИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Межполушарная асимметрия (греч. а- — «без» и symmetria — соразмерность»)
Межполушарная асимметрия — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.
В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.
Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.
В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга. Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении индивида. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции. Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных. В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных.
Современные представления о межполушарной асимметрии
В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, т. е. как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций.
Асимметрия головного мозга
... равномерно распределено между двумя полушариями мозга, при этом левое полушарие контролирует правую сторону тела (правую руку, правую ногу и так далее), а правое полушарие – левую сторону. 2. Цель ... – исследование различий в функциях левого и правого полушарий мозга. 1.4 Два полушария – один мозг Современные представления о функционировании целостного мозга определяют его как динамичную систему, ...
Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.
Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.
Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами.
Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов. Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный).
Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.
Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны.
В речемыслительной деятельности комплементарность проявляется в том, что каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:
правое полушарие формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов.
формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммации разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на слова-концепты.
Таким образом, межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций. Нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга», проявляющегося в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.
Связь асимметрии мозга с полом
Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых, диалектиков, невротиков, страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли, по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами. Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжелый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин.
Влияние мышления на восприятие
... на опыт. Познание как деятельность включает в себя психические процессы: восприятие, воображение, мышление, - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Без ... -либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности. §1. Понятие восприятия восприятие мышление индивидуальный психологический Восприятие - процесс формирования ...
С половыми различиями в латерализации мозга связан психологический половой диморфизм: разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. Мальчики в школе значительно лучше девочек понимают геометрические концепции, эти различия меньше по алгебре, и еще меньше по арифметике. В технических ВУЗах максимальные преимущества мужчин также по начертательной геометрии. Они лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучше читают географические карты, легче определяют левое правое. В шахматах, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности мужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины. В настоящее время, подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин.
ФУНКЦИИ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ
В правом полушарии сконцентрированы механизмы конкретного образного мышления.
Б. Сергеев
Так исторически случилось, что в течении длительного периода времени правое полушарие головного мозга выступало в роли изгоя и подвергалось всяческому третированию. Ученые называли его «тунеядцем», а хирурги — при необходимости без колебаний удаляли (считая, по-видимому, его столь же бесполезным, как и аппендикс).
Впоследствии неуважение к правому полушарию было перенесено и на ассоциированные с ним функции: «Мы живем в обществе, в котором больше ценится логическое мышление, а люди с доминированием левого полушария добиваются большего успеха. Ребенок с доминирующим левым полушарием, который успешно выполняет арифметические действия, старательно учит уроки и отличается прилежностью, получает в школе отличные оценки. А ребенок с доминирующим правым полушарием, который предпочитает мечтать, глядя на облака, или сочинять разные истории вместо того, чтобы учить уроки, считается плохим учеником, потому что его стремления не поощряются нашим обществом» (М. Зденек).
В настоящее время, однако, ситуация коренным образом изменилось и на смену периоду пренебрежительного отношения к правому полушарию пришел период его полной реабилитации и всяческого восхваления. Внезапно всем стало ясно, что полноценная работа правого полушария чрезвычайно важна для становления и развития творческой личности. Постепенно сформировалось представление о важности правополушарных функций (в частности — образного мышления) и в такой, казалось бы, сугубо левополушарной области деятельности, как занятия математикой. Более того, выяснилось, что для многих математиков именно правополушарный стиль мышления является наиболее оптимальным.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. Четко формулирует задачи на самостоятельную работу 10. Проявляет творческий ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Чтобы творчески осмыслить проблему, одного логического аппарата недостаточно. Необходима интуиция, а это важнейшая функция правого полушария. Левое полушарие выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, но если для ее решения их недостаточно, оно бессильно. Правое полушарие схватывает проблему в целом. Оно легко образует различные ассоциации и с большой скоростью осуществляет их перебор. Это помогает правому полушарию разобраться в ситуации и высказать гипотезу, сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.
Правое полушарие — сфера бессознательного. Мыслительные операции осуществляются в правом полушарии скрытно и независимо от левого, и оно знакомится лишь с окончательным результатом этой работы. Вот почему левое полушарие, командующее всем и вся, не может вмешаться в эту скрытную работу и погубить на корню начинающую зарождаться идею, показавшуюся ему неожиданной и парадоксальной.
Озарение, которое может к нам придти и во сне, и когда наш мозг занят совершенно другой работой, — результат творчества правого полушария.
Сферы специализации правого полушария
Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций:
Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Параллельная обработка информации: В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четкой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.
Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.
Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.
Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.
Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие.
Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...
... - классическое олицетворение влияния профессиональной специфики на функционирование психической познавательной деятельности (восприятие, память, мышление). Пример, конечно, гротескный. Что же такое психические процессы? Это такие ... данной среде. Ощущение - это психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы ...
Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.
Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.
Секс: За секс отвечает правое полушарие
Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.
Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.
Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.
4. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПРИЕМА ИНФОРМАЦИИ
Прием информации — восприятие человеком сообщений внешнего мира.
Рассмотрим структуру познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.
К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.
CХЕМА ПРИЕМА ИНФОРМАЦИИ
Структура приема информации включает следующие этапы:
Р →ОЧ→НИ→ГМ→ОЩ→ЦВ→ЭП→ОП→М→ОС←ВН.
Раздражитель (слуховой, зрительный) (Р) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ), на основе которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание (ОП) предмета, а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации.
Познавательные психические процессы
Ощущения: классификации и свойства.
Ощущение – отражение отдельного чувственного качества или недифференцированное и неопредмеченное впечатление от окружающего, отражение свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Этот образ обладает следующими свойствами: локализация, или положение в пространстве и времени; интенсивность, модальность (признак, качество).
По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцентивные.
Экстеропцеция – это всем знакомые пять видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Каждое из них имеет свой орган-анализатор (глаз, ухо, нос, кожа, язык) и соответствующее мозговое звено.
Интероцептивный образ – это то внутреннее чувство, которое мы имеем относительно исходящих от наших внутренних органов сигналов. Обычно, их трудно выразить словами и точно локализовать, но роль этих внутренних ощущений велика, особенно в формировании наших потребностей и возникновении эмоций. Так, например, тревожность, страх – отрицательные эмоции не только потому, что предвещают что-то плохое, но и потому, что сопровождаются неприятными переживаниями (сжимается сердце, бросает то в жар, то в холод и так далее).
Радость – положительная эмоция, которая сопровождается ощущением невесомости, легкости. Контроль за эмоциями – это во многом контроль за интероцепциями.
Проприоцепция – это неосознаваемое ощущение в мышцах и сухожилиях. Проприоцепция отвечает не только за все наши движения, но и за последующее психическое развитие. Не случайно для новорожденных «тестами на интеллект» являются показатели физического развития. Движение полезно не просто как физическая активность, а как деятельность, способствующая координации системы «глаз-рука». Именно эта система лежит в основе следующего уровня познания – восприятия.
Восприятие: виды и свойства.
Восприятие – это психический процесс, отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Если в результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета, то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Выделяется четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.
Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат этой фазы – формирование перцептивного образа. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.
Идентификация – отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.
Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.
Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, что позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения положения движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается предмет.
Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть, связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.
Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.
Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные каналы. Самыми популярными кандидатами на роль этого механизма остаются связанные со временем физиологические процессы (так называемые «биологические часы»).
Имеются большие индивидуальные различия и способности оценивать время. Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название временной перспективы.
Свойства восприятия:
Ø Целостность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины (то есть, были одиночные ощущения, но не было восприятия).
Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики. Восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
Ø Константность. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и так далее. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия).
Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию (например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы кажутся им маленькими, в то время как строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров).
Ø Структурность восприятия. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Так, при слушании музыки воспринимаются не отдельные звуки, а мелодия, которая узнается, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
Ø Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
Ø Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Учеными было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро и так далее), и только некоторые психически больные склонны воспринимать чернильные пятна как таковые. То есть, процесс восприятия протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?».
Воображение: виды и формы проявления.
В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительными представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения – объективная реальность.
Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.
Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия).
Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антициптирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи, больше вовне. Человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков.
Антициптирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря способности предвидеть, человек может как бы «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Психологи, изучающие творческое воображение, выделяют две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны входить в новые сочетания. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции: например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
Одной из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке является мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент – это вид познавательной деятельности, строящийся по принципу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане. Мысленный эксперимент, замещая в некотором роде материальный, служит его продолжением и развитием. Он позволяет исследовать ситуации не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные.
Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Внимание и его свойства, развитие внимания.
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволяет «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность или сосредоточенность такой деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Таким образом, внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Без внимания восприятие невозможно.
Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.
Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.
Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.
Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.
При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели (например, реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета).
Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.
Все три вида внимания – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.
Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.
Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами.
Концентрация внимания – свойство , выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.
При наличии такой сосредоточенности человек практически не воспринимает посторонние факторы. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.
Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков.
Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.
Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.
Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможны выполнения двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются, хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.
В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения. У человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Мышление, его сущность, типы, виды.
Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни. Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функции, то есть, функции общения. Особое значение приобретает выражение мышления в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы – всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее поняли другие люди.
Чувственное отражение и мышление – единый процесс познания человеком окружающей действительности. Источником познания служит практика. Начинается все с ощущений и восприятий, то есть с живого созерцания. Никакими другими путями нельзя получить знания о различных предметах и явлениях, о свойствах вещей, о различных формах движения материи. Только потом чувственное познание восходит к мысленному – абстрактному, логическому. Но даже на уровне абстрактного мышления сохраняется его связь с чувственными образами ощущений, восприятий и представлений.
Такое отвлеченное и обобщенное познание позволяет понять мир полнее и глубже. Истинность же такого познания проверяется практикой. Здесь она уже выступает как критерий правильности человеческого познания, человеческого мышления. Единство чувственного отражения и мышления позволяет сопоставить прошлое и настоящее, предвидеть и проектировать будущее. Это относится не только к окружающему миру вещей, явлений, других людей, но и к самому человеку, позволяет ему «учиться властвовать собой».
Как все психические явления, мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга. Единство чувственного и логического в мышлении основывается на сложном взаимодействии коры и подкорковых образований мозга.
Мышление – всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность.
Мышление – это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычленяются общие и существенные признаки, их характеризующие, в результате чего формируется знание об этом предмете вообще.
Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление называют еще практически действенным или просто практическим мышлением. Оно протекает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производственных, организации учебного процесса. Этот вид мышления является основным на протяжении всей жизни человека.
Наглядно-образное мышление связанно с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образное мышление тесно связано с практическим мышлением.
Словесно-логическое мышление называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высокий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.
Все виды мышления тесно взаимосвязаны. У разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой именно, определяется условиями и требованиями деятельности. Например, у физика-теоретика или у философа – словесно-логическое мышление, а у художника – наглядно-образное. Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления.
Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Поэтому их содержание приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия словами в различных языках сущность остается одной и той же. Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни человека по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями, знаниями.
Суждение – форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими, частными и одиночными.
Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное и дедуктивное. Также существует еще и умозаключение по аналогии. Оно обычно используется для построения гипотез, то есть, предположений о возможности тех или иных событий, явлений. Таким образом, процесс умозаключения представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому ли иному умозаключению.
Мыслительными операциями называются умственные действия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.
Анализ – мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.
Синтез – мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и так далее.
Анализ и синтез взаимосвязаны друг с другом. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности.
Сравнение – мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.
Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.
Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений.
Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.
Классификация – мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы или подгруппы по определенным признакам.
Мыслительные операции, как правило, протекают не изолированно, а в различных сочетаниях. Анализ и синтез образуют единство. В процессе анализа происходит сравнение с целью выделения общих и различных признаков той или иной группы явлений, предметов.
Индивидуальные особенности мышления проявляются в различных свойствах умственной деятельности. Они складываются в процессе жизни и деятельности и в значительной мере определяются условиями обучения и воспитания. Имеют значение и типологические особенности высшей нервной деятельности.
К числу особенностей мышления относятся широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность мышления.
Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, умением творчески мыслить, способностью к широким обобщениями, умением связывать теорию с практикой.
Глубина ума – это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.
Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов.
Гибкость мышления – это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться с одного способа действия на другой.
Самостоятельность мышления выражается в умении поставить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и действовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.
Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против». Перечисленные особенности мышления у разных людей сочетаются по-разному и выражены в различной степени. Это и характеризует индивидуальные особенности мышления.
Мышление является обобщенным отражением действительности. Процесс же выделения общих существенных признаков требует отвлечения. Следовательно, в процесс анализа и синтеза включена и абстракция. Мышление может быть образным: на уровне образов, восприятий и представлений. Оно в какой-то мере существует и у высших животных. Человеческое же высшее мышление – мышление речевое. Язык, речь – материальная оболочка мысли. Только в речевой – устной или письменной форме мысль человека становится доступной другим.
5. ОТЛИЧИЕ ХАРАКТЕРА ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ У ЛЮДЕЙ
ТЕМПЕРАМЕНТ
В современной психологии темперамент означает динамическую сторону личности, которая проявляется в импульсивности и психической деятельности. Для темперамента характерен такой показатель, как сила психических процессов, их постоянство (динамическая устойчивость).
Также темперамент проявляется в скорости протекания психических процессов, в личностных качествах человека, а именно его впечатлительности, выражающейся в силе и устойчивости того воздействия, которое оказывается на человека. Исходя из практических действий человека, его речи, его движений, мы так же можем судить о его темпераменте.
Существует четыре основных темперамента: «сангвинический», «меланхолический», «холерический» и «флегматический». Темперамент человека сам по себе не является ни хорошим, ни плохим. Проявляясь в выполняемой человеком деятельности, каждый тип темперамента имеет свои достоинства и недостатки. В настоящее время психологи приняли идею о том, что природной, или физиологической основой темперамента человека являются свойства его нервной системы, а именно нейродинамическое состояние коры и подкорки головного мозга. Темперамент человека может определяться как спецификой его деятельности, так и воспитанием. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что темперамент человека может проявлять себя по-разному в условиях разной деятельности. Только надо учитывать, что те особенности, которые внешне проявляются у человека, не есть сам темперамент. Это, как называют психологи, индивидуальный стиль деятельности – результат процесса обучения и воспитания, а также процесс адаптации человека к условиям его жизнедеятельности. Нужно добавить, что, являясь одной из характеристик проявлений личности, темперамент и его свойства составляют чувственную основу человеческого характера. На основе всего сказанного можно сделать вывод: темперамент – это совокупность психологических свойств человека, от которых зависят динамические особенности его психических процессов, состояний и поведения.
ХАРАКТЕР
Слово «характер» в переводе с греческого означает «чеканка» или «печать». И действительно под этим понятием мы подразумеваем некие свойства личности, которые накладывают своего рода отпечаток на все отношения человека с миром и прежде всего – с людьми. Характер представляет собой внутренние свойства личности, выражающие отношение человека к тому, что для него значимо в мире. Сила характера определяется тем, что именно является существенным, важным для того или иного человека. Характер человека проявляется в предпочтениях общения с определенной группой людей, в выборе деятельности. Манера общения и поведения также относится к отличительным чертам характера; у всех людей они различны. На процесс формирования человеческого характера оказывают влияние и общественные условия, и различные жизненные обстоятельства. Характер не определяется одним-единственным поступком, а, как правило, всем образом жизни человека, который включает в себя образ мыслей, чувств и побуждения. Он занимает центральное место в структуре личности, влияя на познавательные и эмоциональные процессы.
ОТЛИЧИЕ ХАРАКТЕРА ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА.
Иногда говорят, что темперамент и характер – это одно и тоже; они относятся к устойчивым характеристикам человеческой натуры и оба проявляются в поступках и действиях человека. Однако это утверждение не верно. Характер отличается от темперамента следующим:
- Темперамент по большей части является врожденным качеством, тогда как характер – приобретенным. Характер формируется в процессе всей жизни. Многих жизнь «ломает», и они из сильных людей превращаются в слабых; бывает и наоборот: слабохарактерные люди, преодолевая жизненные трудности, становятся сильными.
- Темперамент полностью зависит от свойств нервной системы, а характер – нет, поскольку не все черты человеческого характера связаны с особенностями психической организации, с темпераментом.
- Темперамент выявляет динамические особенности как психики, так и поведения человека. Эти особенности не оцениваются ни как хорошие, ни как плохие поступки. О характере же судят по поступкам человека.
- Среди людей существует много таких, у кого одинаковый тип темперамента, ведь у темперамента мало отличительных свойств: темпераменты различаются только по уровню развития. А вот найти людей с одинаковым характером практически невозможно, так как черты характера отличаются многообразием и индивидуальностью.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
В психологии существует типология человеческих характеров, как ни странно, благодаря врачам-психиатрам, а не психологам. Психиатры заинтересовались типологией характеров по той причине, что в клиниках не редки случаи, когда у психически больного человека при обострениях душевного расстройства меняется характер. А психологи в это время мало интересовались личностью человека, в основном сконцентрировав свое внимание на наблюдении различных психических процессов.
Выводы врачей-психиатров впоследствии применили не только к душевно больным, но и к здоровым людям. Изменения в характере стали называть акцентуацией характера. Акцентуация означает выделение каких-либо черт характера по сравнению с другими чертами характера; это чрезмерное усиление каких-либо черт характера, при котором наблюдаются отклонения в психологии и поведении человека, не выходящие за пределы нормы. Немецкий ученый Монгард К. одним из первых вывел свою типологию характеров на основе акцентуированных черт характера, которые выделялись у больных с неврозами. Типология характеров Монгарда представляла собой оценку стиля общения человека с окружающими людьми; она включает всего 12 типов характера.
- Ригидный (застревающий) тип – общительность умеренная, иногда занудливость, чувствителен в социальной справедливости, но легко обижается в случае критики, мстителен, честолюбив, ревнив, стремится во всем быть первым;
- Возбудимый тип – малообщителен, отмечается замедленность в движениях и речи;
- Демонстративный или истероидный тип – легко устанавливает контакты с окружающими, жаждет власти и похвалы, обходителен и артистичен, способен увлечь других, но при этом эгоистичен, лицемерен, любит хвастать и отлынивать от работы;
- Педантичный тип — бюрократ, стремится все делать по правилам, надежен, аккуратен, добросовестен, но занудлив, брюзга, в конфликты вступает редко;
- Гипертимный тип – высокая контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики и пантомимики;
- Дистимный тип — немногословность, замедленность в движениях, пессимизм и пассивность, низкая общительность, индивидуализм;
- Циклоидный тип – характерна частая смена настроений и, как следствие, смена способов общения;
- Экзальтированный тип – повышенная общительность и словоохотливость, влюбчивость, альтруизм, яркость чувств и хороший вкус, однако склонен к паникерству, подвержен сиюминутным настроениям;
- Тревожный тип – робкий и неуверенный, с заниженной самооценкой, дружелюбный и самокритичный, общительность низкая, исполнительный, часто несет ответственность за те действия, которые не совершал;
- Эмотивный тип – свои обиды носит в себе, предпочитает узкий круг общения, присуще обостренное чувство долга, добр и сострадателен, слезлив;
- Эстравертированный тип – большое число друзей и знакомых, болтливость и легкомысленность, готовность внимательно выслушать, но при этом охотно распространяет слухи;
- Интровертированный тип – замкнутость, склонность к философствованию, упрямство, принципиальность.
6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Темперамент – «сангвиник» — сильная, уравновешенная , подвижная нервная система, быстрая реакция, поступки обдуманны. Жизнерадостна, высокая сопротивляемость к трудностям жизни. Подвижность нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Общительна, легко сходится с новыми людьми, широкий круг знакомств, хотя и не отличается постоянством в общении и привязанности. Продуктивна, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае становится скучной, вялой, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляется активная реакция, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Психосоциотип – «рациональный» — решительна, способна принимать решение с минимальным напряжением, четко понимая, почему такое решение принято, последовательно и настойчиво осуществляет свое решение, не меняя его, склонна четко планировать и контролировать свою жизнь и даже жизнь окружающих.
Сенсорный тип – ведущая сенсорная система – «кинестетического типа» — хорошо запоминаются ощущения, движения. Вспоминая, как бы сначала воссоздаются, повторяются движения и ощущения тела. В разговоре обычно используются кинестетические слова.
Характер – «экстравертированный тип» — высокая контактность, коммуникабельность. Много друзей, знакомых, легко нахожу общий язык с людьми, но роль лидера уступаю другим. Стремление к общению, тяжело переношу вынужденное одиночество. Много энергии и оптимизма, жажда активной деятельности.
Акцентуации характера – «экзальтированный тип» — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, влюбчива; «циклоидный тип» — общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).
Самооценка – «адекватная» — правильно, объективно оцениваю себя.
Уровень притязаний – «адекватный» — выбираю цели, которые реально могу достичь, которые соответствуют моим способностям, умениям, возможностям.
Доминирующий тип инстинктов – «смешанный тип» а) «эгофильный тип» — склонность к повышенной осторожности, боязнь темноты, высоты, воды, нетерпима к боли (боязнь посещения врачей); б) «генофильный тип» — ценности, цели, жизненный замысел подчинены интересам семьи, детей. Семейственность, сверхлюбовь к своему ребенку, забота о его безопасности и здоровья, отрицание своего «Я» в пользу «Мы» (семьи).
Используемая литература
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Москва (1983)
- Богачкина Н.А. Конспект лекций. Москва (2008)
- Бахарева К.С. Психология за 24 часа Ростов на Дону (2008)
- Борисенко З.В. Этика и психология профессиональной деятельности (юристов) Учебно-методические рекомендации. Иркутск 2003
- Л.Д. Столяренко Основы психологии Ростов на Дону (2003)
- В.Н. Дружинина Психология Учебник для экономический вузов. С.П. (2000)