Контрольная работа №1, вариант 21, заочная иит, 2012

Тема 21. Личность как философская проблема

Введение.

  1. Проблема человека в философии. Концепции происхождения и сущности человека.
  2. Круги человеческого бытия.
  3. Понятие личности. Человек как личность.
  4. Личность в историческом процессе.

5. Гуманизм и его формы.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания, особый вид духовной жизни человека.

Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире, позволяет выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче. Философия учит нас мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека, позволяет выработать культуру разумного мышления.

Одной из центральных проблем философии является проблема личности. Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании.

  1. Проблема человека в философии. Концепции происхождения и сущности человека.

Проблема человека–центральная проблема философии.В первую очередь она связана с выяснением его происхождения и сущности. На протяжении всей истории философии, да и сегодня, эта проблема по-прежнему является актуальной.

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... Средневековья возникает становящаяся предличностность. Личность тут – верующий человек, умеющий впускать в себя проблемы внешнего мира, а также способный выводить собственный проблемы наружу в ситуации исповеди ... потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. В современной философии появляется еще одно понятие – «дивид»( понятие ввел французский психоаналитик ...

С одной стороны, человек –существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека. Под проблемой человека в философии понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т. д.

Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый — это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Другая крайность при рассмотрении проблемы человека — это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек — это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек — это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир — вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез) — это неразрывно связанные стороны единого процесса — антропосоциогенеза, который продолжался в течение более 3 млн. лет.

Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям.

Существуют пять основных концепций происхождения человека:

1. Креационистская концепция — человек сотворен Богом или мировым разумом;

2. Биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

3. Трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. В современной философии появляется еще одно понятие – «дивид»( понятие ввел французский психоаналитик Ж. Лакан) - разорванный, ... Средневековья возникает становящаяся предличностность. Личность тут – верующий человек, умеющий впускать в себя проблемы внешнего мира, а также способный выводить собственный проблемы наружу в ситуации исповеди ...

4. Мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;

5. Космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.

Подтверждением родства человека и животных являются следующие факты:

1. Для человека и животных характерны одинаковые вещественный состав, строение и поведение. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Сравнительный анализ показал, что белки человека и шимпанзе сходны на 99%;

2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция живого, поэтому на разных стадиях эмбриогенеза у него появляются жабры, хвост и т.д. Это так называемый биогенетический закон;

3. О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов и рудиментарных органов;

4. Данные генетики также подтверждают преемственность между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни. Так, установлено, что в генотипе человека примерно 95% генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков, 60—70% генов принадлежат примитивным насекомоядным млекопитающим, послужившим исходной группой для эволюции всех приматов. В генотипе человека также есть гены, унаследованные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков, и т.п.

Отличия человека от животных :

1. Способность к понятийному мышлению. В отличие от человека, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей;

2. Речь. У животных может быть очень развитой система общения с помощью сигналов (например, дельфины общаются с помощью звуков и ультразвуков, муравьи — с помощью запахов).

Тем не менее общение между ними идет на основе первой сигнальной системы — через запахи, касания, видимые позы, мимику, жесты, слышимые звуковые сигналы. Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой, — общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных. Таким образом, слово становится видовым признаком человека;

3. Способность к труду. Третье важнейшее отличие человека от животных —способность к трудуКонечно, все животные что-то делают, а высшие животные, кроме того, способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки как орудия для доставания плодов. Но только человек способен создавать орудия труда. Именно это отличие позволяет утверждать, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, что труд создал человека.

Объективный поход к решению вопроса о соотношении биологического и социального, вероятно, заключается в необходимости взглянуть на человека с трех позиций: биологической, психологической и социальной. Человека можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее биологическому миру и подчиняющееся его законам. Такой взгляд выражается в понятии «индивид», обозначающий конкретного представителя человеческого рода как носителя психофизиологических качеств. В этом понятии собственные индивидуальные особенности человека не принимаются во внимание, речь идет только об общих с другими людьми свойствах, т.е. человек рассматривается как один из многих представителей вида Homo sapiens.

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... для психологического исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми Вундт считает язык, мифы, ... русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Характер каждого человека слагается всегда двух элементов: природного и духовного, вырабатывающегося в жизни под влиянием воспитания и обстоятельств. Оба эти элемента ...

Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность», которое означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии. Индивид становится личностью в процессе социализации и инкультурации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества и его родной культуры, поэтому личность иногда определяется как социальная индивидуальность. Таким образом, личность — это субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность, играя разнообразные социальные роли. Именно через деятельность осуществляются процессы социализации и инкультурации, в ходе которых человек становится личностью.

2. Круги человеческого бытия.

Философия, включая в круг своего анализа проблему бытия, опирается на практическую, познавательную, духовно нравственную деятельность человека. Эта проблема осмысливается с помощью категории бытия, а также таких тесно связанных с нею категорий, как небытие, существование, сущность, сущее, субстанция, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера, конечность, бесконечность, реальность, граница и т.д.

Человек как личность многолик в своих проявлениях.Это не только

Homo sapiens — человек разумный. Вместе с тем он — существо познающее, волевое, сомневающееся, культурное, хозяйственное, политическое, потребляющее,любящее, с половыми инстинктами, играющее, нравствен- ное, общественное, свободное, религиозное, философствующее, говорящее, надеющееся, вопрошающее, смеющееся, отрицающее, прекрасное, творческое, действующее, ошибающееся.

Любой предмет, который мы наблюдаем и можем взять в руки – существует. Точнее мы определяем для себя, что он существует. А как человек может осознавать своё существования? Через какие способы или механизмы?

 Человек отличается от животных способностью мыслить, то есть воспринимать, передавать, хранить и главное, воспроизводить знания. При этом следует задаться вопросом, при каких условиях это возможно. Ответ довольно прост, человек способен производить эти действия только при условии существования в обществе. Наличие языка, математических знаков и правил, способность обрабатывать и формировать речь и многое другое является главным фактором и стимулом для применения человеком мышления.

В отличие от животных, человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и сознания. Он удваивает бытие на жизнь в духовном мире, сознании и жизнь в реальных отношениях, в каких она выступает. Если жизнь в реальных свершениях, в делах и заботах является жизнью непосредственного действия, то в сознании охватывается прошлое, настоящее и будущее в единое целое, где прошлое не забыто. Поэтому духовность и сознание есть связь времен в нашей жизни. На основе интеллекта и разума человек анализирует свое бытие и выявляет ряд существующих противоречий. Одно из них — противоречие между его биологической смертью и социальной приобщенностью к нетленным достижениям человеческой культуры.

6 стр., 2786 слов

Волевая сфера личности и развитие воли

... сколько на преодоление самого себя. сфера развитие воля личность 1. Волевая сфера личности Воля – психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для ... свойственна и животным. Они, удовлетворяя свои биологические потребности, адаптируясь к условиям жизни, оказывают длительное влияние на окружающую природу, но это происходит без определенного ...

  Именно поэтому способность мыслить является только частью, первым из инструментов, с помощью которых человек начинает осознавать своё существование, и итогом осознания является ощущение человеком эмоций. «Я мыслю, следовательно, я существую»(с) Декарт.

Еще в XIII веке известный теолог Фома Аквинский мудро признал:

«Человек есть некоторым образом все». «Все» в данном случае трактуется не просто в смысле популярной в эпоху позднего средневековья и в Новое

время мысли о человеке как «микрокосме», а именно как о носителе многослойной реальности. «В человеке, -писал Н. Бердяев, — пересекаются все круги бытия».

Что это за круги? В соответствии с современной наукой антропный принцип возводит человека в ранг вселенского начала. В космосе зарождается жизнь, люди — продукт ее эволюции. Развивающийся человеческий разум создает ноосферу, а с нею — поразительные возможности все расширяющегося освоения людьми неземного пространства. Все это позволяет и рассматривать человека как особоекосмическое существо. Но человек не просто феномен космоса, он и венец земной Жизни. Что порождено в психике животных природой, можно найти и у человека. Функциональное предназначение психики животных — приспособление к окружающей природной среде. У человека сознание как социальный и психологический процесс выражается в его личностных действиях. Изготовляя и используя орудия труда, трансформируя научные знания во все более усложняющуюся технику, в разнообразном взаимодействии люди совершенствуют способность к воспроизведению действительности посредством понятийно-образного мышления. Все переживаемое и творимое людьми содержит идеальную компоненту – будь то замысел, цель, мотив, интерес или какое-либо другое побуждение человеческого действия.Все это приводит к высшему кругу человеческого бытия – духовности.

Под духовностью мы понимаем индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познавать, изобретать, творить, мечтать и социальной потребности жить и действовать «для других. Духовность ориентирует человека как жить по-человечески, какие цели в жизни ставить, где и в чем искать смысл жизни. Правильно выбрать смысл жизни — это значит найти самого себя. Но очень трудно найти себя в обществе, где постоянно преобладает неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде, расплывчатость моральных и социальных норм. Для личности утрата или отсутствие подобных ка- честв Возвышенной экзистенции означает духовную смерть.

11 стр., 5423 слов

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

... создает науку и тем обеспечивает прогресс культуры. Для развития второй сигнальной системы человека решающее значение имеют первые 6 лет жизни. Описаны случаи, когда находили детей, выросших в ... звукосочетания и слова, т. е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия. На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно ...

Можно с уверенностью сказать, что из всех компонентов, космобиопсихосоциодуховной сущности человечества именно духовная ее составляющая воплощает собственно Идею Человека.

3.Понятие личности. Человек как личность.

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens — представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... в которых социальные являются ведущими. Человек не рождается зрелой личностью, он ею становится по мере собственного развития. Соответствие личности и индивидуальности - это два ... характер и темперамент, умственные и физические способности человека. Психологическое своеобразие личности исторически детерминировано. Оно получило свое развитие в ходе общественно-трудовой деятельности, вследствие чего ...

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности).

Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях — толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством — духовностью. Духовность — высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности — ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

Животные проявляют избирательность по отношению к пище. Она может проявляться в виде строгой специализации, как у коршуна-слизнееда или в виде пищевого предпочтения, при котором животное, если у него есть выбор, отдаёт предпочтение определённому пищевому объекту . [прим. 2] Часто животные стремятся поддерживать разнообразие пищевого рациона[прим. 3]. Среди животных, питающихся живой пищей ( ...

Автономность личности — это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, «случайный индивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т.п. Личность может “умереть” в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

4. Личность в историческом процессе.

Исторический процесс — временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.

 На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек. Человек — это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности. Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти.

Прежде всего, таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и т.д.).

Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства. Поэтому, в зависимости от конкретной исторической ситуации и их вклада в исторический процесс, они также могут быть отнесены к историческим личностям.

До середины XIX в.большинство исследователей социальных процессов были склонны трактовать исторические события как результат деятельности выдающихся исторических личностей. Сообразно этому подходу все события «периодизировались» по времени правления того или иного лидера, имя которого выступало в качестве идентификационного маркера таких субъектов, как государство, движение или организация. В европейской традиции эта концепция берёт начало от мифологического подхода к историческим событиям, где героям уделялось главное место. В дальнейшем героев заменили вожди и цари, что нашло своё выражение в периодизации социального развития по годам правления. В первой половине XIX в «концепцию героев» активно развивал Т.Карлейль. Опираясь на учение И.Г.Фихте об активной деятельности субъекта, как творческом начале мира, Т.Карлейль приписывал им все социально значимые изменения исторического процесса. Но мода на карлейлевский детерминизм, в основе которого была идея полной ответственности личности за содеянное, к середине XIX века сильно поблекла. Сторонники позитивизма и марксизма приложили массу усилий, чтобы развенчать подобные концепции. В ходе этого процесса (который не закончен и по сию пору) осуществляется постепенный переход жанра жизнеописания героев из раздела истории в раздел исторических биографий.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Этот процесс (исчезновения героев) явился своеобразным показателем социализации или даже социологизации современного социального познания.

Сложноотдать предпочтение ни тому, ни другому подходу. История идентификацииисторических субъектов, свидетельствует о том, что их само- и иноназвание, как на традиционном, так и на научном уровне, зависела и зависит не только от надличностного фактора, но и от личности. Например – распространившееся далеко на восток греко-македонское государство называют державой Александра и по сей день. В литературе редко встречается обозначение Англии середины XVII века, как республики. Многие вообще не подозревают, что Англия когда-то была республикой. А вот Англия времён протектората или диктатуры Кромвеля – идентификация значительно более известная. Да и наше время даёт основание для подобных, часто встречаемых как ненаучной, так и в научной сфере, «личностных» идентификаций. Они подчас сообщают такой оттенок, который нюансирует исторический субъект значительно тоньше, нежели надличностное, пусть даже и официальное название. Например, идентификация «маоистский Китай» говорит значительно больше, чем Китайская Народная Республика до 1976 г. Можно приводить и массу других примеров на эту тему – «николаевская Россия», «викторианская Англия» и т.д. С другой стороны, никому не приходило в голову идентифицировать США периода 1933-1945 гг «рузвельтовской Америкой». Объяснениеэтого, вероятно, заключается в степени воздействия личности на социум. Иными словами рузвельтовская политика (и, в частности, Новый курс) не стала для США такой новостью, которая перевернула бы прежние представления населения о нормах и ценностях социальных процессов. С другой стороны, она не продолжалась настолько долго, чтобы о ней осталась «эпохальная» память. Вследствие чего идентификация Кубы последних пятидесяти лет как «кастровской Кубы» имеет по этим двум критериям (степень и продолжительность воздействия) значительно больше оснований.

Однако подобные феномены наводят на вопрос о том, как соотносятся между собой индивидуальный и коллективный идентификационный потенциал на идентичность самого исторического субъекта? Столкновениеэтих идентичностей – весьма часто встречаемое явление. Исход подобных столкновений бывает разным, но обычно он завершается подчинением или подавлением индивидуальной идентичности. При этом даже из общих соображений ясно, что абсолютно бесследно подобные конфликты не проходят и возможен эффект накопления.Когда небольшие, кажущиеся первоначально незначительными, изменения социальной системы достигают критической точки и система становится открытой для различных проектов по радикальному изменению общественного пространства (т.е. открывается социальное окно эвентуальных возможностей).

Именно таким образом «просветители», проповедовавшие идею идентификации каждого человека со свободой и равенством (Вольтер и др.) и даже с антигосударственной партикулярностью (Руссо) расшатали устои самого населённого и развитого государства Западной Европы.

Контрольная работа №1, вариант 21, заочная иит, 2012 — Стр 2

Если проявление индивидуальной идентичности окажется настолько сильной, что сумеет существенно изменить социальную идентичность, можно считать, что есть все основания полагать, что мы имеем дело не только с личностью, но и с историческим субъектом. Классическим примером в данном случае может быть Наполеон, который по своему произволу резко изменил идентификацию многих исторических субъектов. Сначала Франции (разом превратив французов из граждан в подданных и т.д.), а затем и целого ряда других европейских стран, дав, таким образом, название целой эпохе.

Из всего написанного выше, можно сделать вывод, что значение личности в историческом процессе может быть решающим, однако историческая ситуация порождает эту личность.

5. Гуманизм и его формы.

Гуманизм (от лат. humanitas—человечность,humanus—человечный,

homo— человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие,проявление

своих способностей.

Гуманизм прошел долгий путь развития. Древний гуманизм нашел свое выражение в трудах таких философов, как Аристотель, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Протагор, Сократ. Классический гуманизм начал развиваться в эпоху Возрождения – его выразителями были  Френсис Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка.

Гуманизм в наше время делится на религиозный и светский. Религиозными гуманистами были Лев Толстой, Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг.Сторонникисветского гуманизма считают, что человек может быть счастливым и вести полнокровную жизнь без помощи  какой-либо религии или идеологии.

Первое определение гуманизму дал еще Цицерон. По его мнению,гуманизм – это высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

По определению Международного гуманистического союза, гуманизм — это демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни.

По определению Американской ассоциации гуманистов, гуманизм – это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству. Они являются сторонниками светского гуманизма.

В ходе становления современного гуманизма с очевидностью выделились эволюционная, ноосферная и экологическая формы современного светского гуманизма. Особой теоретической модификацией гуманизма является гражданский гуманизм.

Эволюционный гуманизм ставит своей задачей радикальную реорганизацию всех систем общества, или гуманистическую революцию с целью предотвращения, ставших уже самоочевидными с 40–70-е гг. ХХ в. разрушительных последствий воздействия человека на многие эволюционные процессы в мире живого и на его беспрецедентное давление на мир дикой природы.

В основе эволюционного гуманизма лежат четыре ключевые идеи:

1.Человек несет ответственность за свою жизнь и жизнь планеты и может полагаться только на самого себя;

2.Человек – лишь один из видов, существующих на Земле, и поэтому нет места для борьбы рас, наций, религиозных групп;

3.Идея осуществления заветных чаяний человечества приоритетна по отношению к идеям достижения чисто материального благополучия;

4.Повышение качества жизни, а не количества товаров и услуг.

Его наиболее яркими представителями являются Дж. Хаксли, Д. Симпсон, К. Уоддингтон, Дж. Хемминг, Дж. Бёркс и др.

Ноосферные гуманисты призывают учитывать все глобальные тенденции современности и осознать, что достойная жизнь для каждого человека, мирное существование, экологическая безопасность, социально-нравственная справедливость, осмысленность существования, общечеловеческая солидарность в процессе гуманизации бытия и преображение в планетарном масштабе внутренней и окружающей человека природы являются единственными императивами выживания человечества. Центральными положениями ноосферного гуманизма является:

1.Трактовка человека в качестве биосоциокосмического существа;

2.Признание «универсальной науки» «о единстве человека, жизни и Вселенной и всеобщих законах их системно-организационного строения, функционирования и развития»;

3.Философская вера в решающую роль человеческого разума в космоэволюционном процессе.

Ноосферное мировоззрение, по замыслу его теоретиков, в состоянии помочь человечеству обрести язык универсального общения, на котором можно договариваться, приходить к согласию на пути к глобальной человеческой солидарности.

Наиболее яркими его представителями являются В.И. Вернадский, А.А. Богданов, Н.А. Умов, А.Л. Чижевский, О. Райзер, Н.Н. Моисеев, И.М. Борзенко и др

Экологический гуманизм связан с двумя выше обозначенными формами, а также с различными вариантами концепции «поддерживаемого развития». В коэволюционном подходе делается упор на взаимосвязанность и сопряженность процессов в живом и неживом, социальном и природном мирах. Исходной идеей здесь выступает коэволюционная модель социоприродного развития, взаимодействия природы, человека и социума, заключающаяся в отказе от технократической парадигмы и крайностей антропоцентрических и биоцентрических представлений.

К его представителям относят Н.В. Тимофеева-Ресовского, Е.А. Когай, Г. Парсонса, Ф. Рейгала, Флорис ван ден Берг и др.

Ведущие формы светского гуманизма наглядно демонстрируют общие между ними черты:

— признание актуальности гуманистических императивов для нашего времени;

— расширение нравственного мира каждой личности, повышение самосознания человеческого рода, что предполагает ответственность не только за свое будущее, но и за будущее грядущих поколений людей;

— укрепление общечеловеческой консолидации в деле преображения мира природы и окружающей среды человека в космических масштабах (принцип планетарности).

Общеполитической платформой современных светских форм гуманизма являются идеи демократии.

Гражданский гуманизм поддерживаетдемократические ценности и идеи гражданских свобод и прав человека. Большая часть гражданских гуманистов считает его мировоззрением, субъектом которого является социально ответственная личность, ассоциирующая себя с другими гуманистами на различных уровнях неидеологических и неполитических общностей.

Другие полагают, что необходима трактовка гуманизма как идеологии и создание гуманистической партии. Защитники идеи политизации гуманизма считают, что гуманизм может и должен стать той идейной политической платформой, которая в состоянии направить общество по пути социального прогресса и справедливости. 

К наиболее активным сторонникам этой формы гуманизма в России являются В.Л. Гинзбург, Г.В. Гивишвили, А.Г. Круглов, В.А. Кувакин, Г.Г. Шевелев, С.С. Перуанский, А.С. Шутов, В.Д. Жукоцкий и др.

Заключение

Проблема личности и ее нравственных основ, не отделимая от проблемы сущности самого человека, занимала лучшие умы человечества на протяжении всей его истории. Но и сейчас нельзя утверждать,что мы приблизились к ее решению.

Мы многое знаем офизиологии ипсихологии человека, однако эти знания не дают нам полной уверенности в том, что тайна личности человека разгадана.

Список литературы

1. Ильенков Э.В. Что такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991;

2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602–636;

3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987;

4. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А.Харина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание);

5. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991;

6. Харин Ю.А. Сапиенсы, цвишенсы, люди // Чалавек. Грамадства. Свет. 1998. № 2.

22