изучить проблему профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов

Содержание

Введение 3

1. Синдром эмоционального выгорания, его фазы и факторы 4

2. Проблема синдрома эмоционального выгорания педагогов 8

3. Профилактика эмоционального выгорания педагогов 12

Заключение 16

Список литературы 17

Введение

Взаимовлияние профессии и личности признается большинством исследователей. Профессиональная деятельность, включая профессиональную среду, влияет на состояние и эмоции субъекта труда, вызывает изменение в оценке ситуации и в действиях человека в соответствии с требованиями деятельности и своими возможностями (Л.Г. Дикая, А.Б. Леонова).

Развивающееся в этих условиях эмоциональное выгорание становится основным фактором снижения производительности труда, развития болезней и состояний дистресса, конфликтов и пр. (Е.П. Ильин, Н.А. Аминов).

Профессия педагога занимает одно из первых мест по распространенности эмоционального выгорания. Актуальность разработки эффективных методов профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов обусловлена его негативным влиянием на разные стороны педагогической деятельности. Вопросам организации психологического сопровождения педагогов посвящено множество работ (М.Р. Битянова, Ф.Е. Василюк, Л.И. Воробьева, Т.Е. Гура, Ю.З. Гильбух, А.И. Красило, А.П. Новгородцев, Р.В. Овчарова, Н.В. Самоукина и др.), но, несмотря на большое число исследований, распространенность синдрома эмоционального выгорания среди педагогов неуклонно возрастает.

Цель исследования – изучить проблему профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические подходы к проблеме эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной научной литературе.

2. Исследовать особенности профессиональной деятельности и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

3. Изучить пути и методы профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.

1. Синдром эмоционального выгорания, его фазы и факторы

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) широко исследуется в психологии. Впервые этот феномен был описан в 1974 г. американским психиатром X. Фреденбергером, который наблюдал большое количество работников, испытывающих постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности. Первоначально под «выгоранием» подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности [19].

22 стр., 10755 слов

Психофизиологические особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов

... источников по проблеме развития синдрома эмоционального выгорания; -изучить психофизиологию таких состояний как: тревожность, стресс, эмоциональное выгорание, монотония; -отобрать комплекс методик, позволяющих выявить причины развития синдрома эмоционального выгорания педагогов; -провести исследование с участием педагогов разных возрастных групп ...

Согласно определению К. Маслач и С. Джексон [по 5], под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социальной сферы [19]. Этот синдром включает в себя три основные составляющие:

1. эмоциональное истощение (проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении);

2. деперсонализация / цинизм (деформация отношений с другими);

3. редукция профессиональных достижений (тенденция занижать свои профессиональные достижения, негативизм по отношению к служебным достоинствам и возможностям, преуменьшение собственного достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим).

В.В. Бойко [3] определяет эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Автор рассматривает 3 фазы эмоционального выгорания: тревожное напряжение, резистенция, истощение.

В. Шауфели и Д. Энзманн [цит. по 22] выделили 132 симптома выгорания, объединенные в пять основных групп:

1. Аффективные симптомы выгорания проявляются в депрессивном, мрачном настроении. Эмоциональные и физические ресурсы человека находятся на грани полного истощения в связи с большими затратами энергии на преодоление стрессовых воздействий.

2. Когнитивные симптомы выгорания связаны с нарушением протекания психических процессов и функций. Нарушается протекание мышления, появляются расстройства памяти и внимания, что проявляется в снижении концентрации внимания, забывании информации, появлении ошибок в устной и письменной речи, ригидности и схематичности мышления [22].

3. Физические симптомы обычно группируются в три категории.

Первая группа – неопределенные жалобы на физический дистресс: головные боли, головокружения, нервные тики, мышечные и суставные боли, нарушения сна, сексуальные расстройства, проблемы, связанные с потерей или прибавлением веса, общая усталость. Вторая категория – разного рода психосоматические заболевания. Третья категория физических симптомов – отдельные физиологические реакции (повышение давления, высокий уровень холестерина) как типичная реакция на действие стрессовых факторов.

4. Группа поведенческих симптомов проявляется повышением общего уровня возбуждения: неусидчивость, импульсивность, гиперактивность, неспособность концентрироваться на чем-либо, прямолинейность, с одной стороны, и нерешительность, склонность откладывать дела – с другой.

5. Мотивационные симптомы выгорания выражаются в противоречии между романтическим образом профессии и реальностью, в потере смысла выполняемой работы, ее значимости [22].

Стадиально-процессуальный характер выгорания отчетливо представлен в концепции М. Буриш [цит. по 22], который выделил 6 фаз его развития:

1. Предупреждающая стадия характеризуется чрезмерной включенностью в профессиональную деятельность: чрезмерная активность, стремление брать всю работу на себя, отказ от потребностей, не связанных с работой, ограничение социальных контактов. Начинает развиваться усталость.

11 стр., 5354 слов

1.Психология детей с синдромом раннего детского аутизма. Причины ...

... заболеваний ЦНС. У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональная адекватность, привязанности, соответствующие уровню их ... на тотальной защите, аутизме, что нарушает весь процесс последующего психологического, интеллектуального, эмоционального развития в большей или меньшей степени, но примерно одинаковым образом. Классификация ...

2. Фаза снижения уровня собственного участия: развивающееся чувство усталости приводит к снижению собственного участия в работе, что проявляется в отрицательном, циничном отношении к коллегам по работе и другим людям, нежелании выполнять свои профессиональные обязанности, концентрации на удовлетворении своих собственных потребностей.

3. Фаза эмоциональных реакций: разочарование и потеря интереса к ……

Список литературы

1. Агапова, М. В. Синдром эмоционального выгорания у специалистов судебно-исполнительных органов [текст] / М.В. Агапова // Право и защита, 2006, № 2. – С. 27-35.

2. Байер, О. А. Модель психологического сопровождения личностного и профессионального роста педагогов дошкольного учебного учреждения: профилактика «синдрома выгорания» [текст] / О.А. Байер / Дошкольное образование, 2001, №1. – С. 15-21.

3. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [текст] / В.В. Бойко. – СПб., 1999. – 139 с.

4. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов [текст] / М.В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. № 2.

5. Водопьянова, Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» [текст] / Н.Е. Водопьянова // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб., 2001. – С. 39-46.

6. Водопьянова, Н. Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления [текст] / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб., 2003. – С. 54-59.

7. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика [текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2005. – 336 с.

8. Гришина, Н. В. Помогающие отношения : профессиональные и экзистенциональные проблемы [текст] / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. – С. 143-156.

9. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие [текст] / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 336 с.

10. Климов, Е. А. Введение в психологию труда : учебник [текст] / Е.А. Климов. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 343 с.

11. Климов, Е. А. Психология профессионала: учебное пособие [текст] / Е.А. Климов. – М., 1996. – 509 с.

12. Компан, Е. Ю. Факторы формирования и развития синдрома профессионального угасания [текст] / Е.Ю. Компан, Н.В. Костина // Вестник МГУ. – Серия 14. Психология. – 1995. – №4. – с. 27-32.

13. Коновалов, Е. А. Психологическая и психофизиологическая адаптация спасателей в условиях Европейского Севера [текст] / Е.А. Коновалов : автореф. дисс. … канд. мед. наук. – Архангельск, 2005. – 24 с.

14. Леонова, А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса : от диагностики к профилактике и коррекции [текст] / А.Б. Леонова // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – №2. – С. 26-31.

6 стр., 2858 слов

Рекламный текст и психология речевого воздействия

... граждан образованных давать - целью одной ограничиваться не может воспитание.1 Темой «Рекламный текст и психология речевого воздействия» следует называть лишь ту, которая содержит нечто новое, все прочие ... дидактики быстро узнать, что уже сделано в той или иной области.2 Текст рекламы среди психологии речевого воздействия, как и в среде людей, может попасть в хорошее ...

15. Леонова, А. Б. Психология труда и организационная психология : современное состояние и перспективы развития [текст] / А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. – М. : Радикс, 1995. – 381 с.

16. Майерс, Д. Социальная психология [текст] / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 1997. – 688 с.

17. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика : справочник практического психолога [текст] / И.Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2004. – 992 с.

18. Маркова, А. К. Психология профессионализма [текст] / А.К. Маркова. – М. : Знание, 1996. – 308 с.

19. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности [текст] / В.Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.

20. Орел, В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии [текст] / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. – Ярославль,1999. – С. 76-97.

21. Орел, В. Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность [текст] / В.Е. Орел. – Екатеринбург, 1999. – 180 с.

22. Решетова, Т. В. Эмоциональное выгорание : учебное пособие [текст] / Т.В. Решетова. – М. : МГИЭФ, 236 с.

23. Рыкова В. Л. Оценка проявления синдрома эмоционального выгорания у сотрудников амбулаторно-поликлинической службы [текст] / В. Л. Рыкова, Н. И. Корчагина, Е. Ю. Трофимова // Главный врач, 2004, № 2. – С. 12-24.

24. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях [текст] / В.Г. Ромек. – М. : Речь, 2002. – 175 с.

25. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях [текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 67-72

26. Самоукина, Н. В. Карьера без стресса [текст] / Н.В. Самоукина. – СПб. : Питер, 2003. – 420 с.

27. Сидоренко, Е. В. Мотивационный тренинг [текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2005. – 240 c.

28. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания [текст] / М.М. Скугаревская // Медицинские новости. – 2002. – №7. – С. 3-9.

29. Словарь психолога-практика [текст] / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2001. – 976 с.

30. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности [текст] / Э.Э. Сыманюк // Мир психологии. – 2005. – № 1. – С. 21-24.

31. Таланов, В. Л. Справочник практического психолога [текст] / В.Л. Таланова, И.Г. Малкина-Пых. – М. : ЭКСМО, 2004. – 928 с.

32. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя [текст] / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 54-67.