Министерство образования Российской Федерации
Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского (Ростовский филиал)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по конфликтологии
ТЕМА: Исследование личности по предрасположенности к конфликту
Выполнила: студентка 4 курса
Специальности — педагог-психолог
Сапункова Вера
шифр-0344
Преподаватель: Шарова Н.В.
Ростов, 2009 г.
Содержание
Глава 1. Конфликт и конфликтность личности
1.1 Понятие конфликта
1.2 Конфликтная личность
1.3 Как вести себя с конфликтной личностью?
2. Эмпирическая часть. Исследование конфликтности личности
2.1 Описание выборки. Оборудование
2.2 Исследование по физиологическим особенностям
2.3 Исследование по личностным особенностям
2.4 Исследование по поведению в конфликте
3. Выводы и результаты исследований
Список используемой литературы
Глава 1. Конфликт и конфликтность личности
Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, “жизнь — процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим”. Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении, необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью. Так, например, частые семейные ссоры, как частный случай конфликта, вызывают стрессы у их участников. За стрессами обязательно следуют депрессии и, пытаясь найти выход, т.е. уйти от конфликта, обычно один из членов семьи, как правило, прибегает к алкоголю, наркотикам или заведению любовной связи на стороне. Таким образом, организм пытается защититься от приближающейся болезни, которая обязательно наступит, если конфликт не удастся разрешить. Неумение разрешать конфликты — одна из важных причин частых разводов. Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт — всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать. Современный подход к сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент деятельности организации.
Черты личности и особенности актуальной самооценки
... ситуации самооценивания). Цель исследования: выявление связей между чертами личности и особенностями актуальной самооценки. Объект исследования: самооценка и черты личности. Предмет исследования: связь черт личности с особенностями ее актуальной самооценки.Гипотеза исследования: Конкретная особенность актуальной самооценки ...
В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательно, несмотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо. Роль конфликтов и их регулирование в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Конфликт — это всегда взаимодействие людей. В зависимости от масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социологический, политологический и геопологический уровни рассмотрения конфликтов.
1.1 Понятие конфликта
Как и у многих понятий в психологии, у конфликта имеется множество определений и толкований. Само понятий конфликт берет свое начало от латинского слова “conflictus» — столкновение. И следуя этимологическому значению этого термина, английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта является ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
1.2 Конфликтная личность
Это может показаться странным, но здесь уместно дать один важный совет — относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны ниже. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. “Воспитательные» воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность — не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист — практический психолог.
Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности. Пять основных типов конфликтных личностей.
Конфликтная личность — демонстративный тип.
Хочет быть в центре внимания.
Любит хорошо выглядеть в глазах других.
Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.
Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью.
Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.
Конфликтная личность — бесконфликтный тип
... мало пользы на будущее. Конфликтная личность — сверхточный тип. 1. Скрупулезно относится к работе. 2. Предъявляет повышенные требования ксебе. 3. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это ... 10. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым. Конфликтная личность — ригидный тип. 1. Подозрителен. 2. Обладает завышенной самооценкой. 3. Постоянно требуется ...
Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное.
Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.
Кропотливой систематической работы избегает.
Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковыми.
Конфликтная личность — ригидный тип.
Подозрителен.
Обладает завышенной самооценкой.
Постоянно требуется подтверждение собственной значимости.
Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.
Прямолинеен и негибок.
С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное.
Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида.
Малокритичен по отношению к своим поступкам.
Болезненно обидчив, повышено чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Конфликтная личность — неуправляемый тип.
Импульсивен, недостаточно контролирует себя.
Поведение такого числа плохо предсказуемо.
Ведет себя вызывающе, агрессивно.
Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы.
Характерен высокий уровень притязаний.
Несамокритичен.
Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.
Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь.
Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.
Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.
Конфликтная личность — сверхточный тип.
Скрупулезно относится к работе.
Предъявляет повышенные требования к себе.
Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются.
Обладает повышенной тревожностью.
Чрезмерно чувствителен к деталям.
Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих.
Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.
Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.).
Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях.
Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
Конфликтная личность — бесконфликтный тип.
Неустойчив в оценках и мнениях.
Обладает легкой внушаемостью.
Внутренне противоречив.
Характерна некоторая непоследовательность поведения.
Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.
Недостаточно хорошо видит перспективу.
Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.
Излишне стремится к компромиссу.
Не обладает достаточной силой воли.
Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
Руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов.
1.3 Как вести себя с конфликтной личностью?
Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость.
Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться.
Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.
При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится. В книге “Общение с трудными людьми” Роберт Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах: агрессист — говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности; жалобщик — человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы; “разгневанный ребенок» — человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненный потерял к нему уважение; максималист — человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости; молчун — держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то; “тайный мститель” — человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость; “ложный альтруист» — якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.; “хронический обвинитель” — всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, и обвиняя, можно решить проблему. Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними, в общем, одинаковы
Для руководителя полезно знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:
неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих — и почва для конфликта готова;
стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;
консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
критический настрой, особенно необоснованный и не аргументированный;
определенный набор эмоциональных качеств личности — тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
Но конфликт возникает, если личностные особенности человека или группы приходят в столкновение с вышеназванными особенностями человека, предрасположенного к конфликтам, т.е. при наличии межличностной или социально-психологической несовместимости.
В качестве примера рассмотрим несовместимые типы темперамента при определенных условиях. В нормальной спокойной обстановке холерик и флегматик успешно справляются с порученной им работой. В аварийной ситуации медлительность флегматика, желание обдумать ход деятельности и вспыльчивость, неуравновешенность и суетливость холерика могут стать причиной конфликтных отношений между ними.
Еще более часто основой для межличностной несовместимости становятся различия в потребностях, интересах, целях различных людей, вступающих во взаимодействие. Основной интерес, например, у руководителя образованной фирмы или предприятия — расширить дело, а у сотрудников — как можно больше средств было выделено на зарплату. Это создает трения между ними, которые могут привести к конфликту даже близких людей.
Социально-психологическая несовместимость может также возникнуть из-за того, что группа, окружение предъявляет личности требования, которые расходятся с теми, на которые ориентирован этот человек.
2. Эмпирическая часть. Исследование конфликтности личности
2.1 Описание выборки. Оборудование
Для исследования конфликтности личности, я выбрала двух испытуемых в возрасте первый-15 лет, мужской пол; второй-16 лет, женский пол.
Оборудование. Методики:
1) Исследование темпераментальных особенностей личности (л\р №23)
2) Исследование учебной тревожности личности (л\р №24)
3) Исследование акцентуации личности (л\р №25)
4) Опросный лист «Определение типа темперамента»
5) Определение ведущего полушария на основе концепции в двух сигнальных системах (по Е.А. Рушкевичу), л/р №1
6) Определение ведущего канала восприятия информации (л\р №2)
7) Исследование особенностей поведения личности в фрустрирующих ситуациях.
2.2 Исследование по физиологическим особенностям
1. Определение ведущего полушария на основе концепции в двух сигнальных системах. Испытание проводится по лабораторной №1 (по Е.А. Рушкевичу)
Цель работы: определение ведущего полушария головного мозга.
Оборудование: 9 карточек, где написано по одному слову.
Инструкция: «Разложи карточки на 3 группы по три в каждой так, чтобы в каждой группе было что-то общее»
1-й испытуемый
Группы карточек |
Слова |
||
1 группа |
карась |
плавать |
чешуя |
2 группа |
орел |
летать |
перья |
3 группа |
овца |
бегать |
шерсть |
2-й испытуемый
Группы карточек |
Слова |
||
1 группа |
Орел |
овца |
карась |
2 группа |
Летать |
бегать |
плавать |
3 группа |
перья |
шерсть |
чешуя |
Определение ведущего полушария.
Тип доминирования полушария мозга |
Варианты классификации карточек |
Доминирование левого полушария мозга. Преобладание 2 сигнальной системы. Мыслительный тип. Логическое мышление. |
1-й испытуемый |
Равная представленность функций правого и левого полушарий. В отражении действительности участвуют обе сигнальные системы. Смешанный тип. |
2-й испытуемый |
Вывод: 1 испытуемому присуще логическое мышление, аналитическое, человек любящий считать, читать, мыслить логично, рассуждать, строить логически рассказ, упорядочивать мысли, хорошо считать и вычислять.2 испытуемому в равной мере присуще и логическое и художественное мышление, во взаимосвязи и взаимодействии эти два типа дают хороший мыслительный результат, человек умеет высказываться художественно, образно строить мысли, так же не лишенные логики, это человек художник-мыслитель, любит изобретать что-то новое, вносить свои индивидуальные коррективы в деятельность.
2. Исследование особенностей темперамента.
Методика: использовалась лабораторная работа №23. Исследование темпераментальных особенностей личности.
Цель работы: изучить темпераментальные характеристики личности: экстраверсию и интроверсию и эмоциональную устойчивость-неустойчивость.
Оборудование: текст опросника Айзенка, лист бумаги.
Инструкция: испытуемым предлагается ряд утверждений об особенностях поведения, если ответ положителен, то ставится «+», если отрицателен, то «-«. Отвечать надо быстро.
Шкала |
1-й испытуемый |
2-й испытуемый |
Экстраверсия-интроверсия |
15 баллов |
23 балла |
Эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость |
20 баллов |
1 балл |
Склонность к неискренности |
2 балла |
3 балла |
Интерпретация: 1-й испытуемый является экстравертом и имеет невротизм, следовательно, можно определить его тип темперамента, как холерик-экстраверт —
нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям.
2-й испытуемый является ярким экстравертом и очень эмоционально устойчив, следовательно, можно определить его тип темперамента, как сангвиник-экстраверт-
табильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.
3. Исследование ведущего канала восприятия информации.
Цель работы: определение ведущего канала восприятия информации.
Оборудование: текст опросника «Определение ведущего способа восприятия информации»
Инструкция: каждому утверждению соответствует 3 варианта ответа. Испытуемому необходимо выбрать один из них, который больше всего характеризует его поведение в ситуации.
№ вопроса |
Варианты ответов 1 испытуемого |
Варианты ответов 2 испытуемого |
||||
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
|
1 |
+ |
+ |
||||
2 |
+ |
+ |
||||
3 |
+ |
+ |
||||
4 |
+ |
+ |
||||
5 |
+ |
+ |
||||
6 |
+ |
+ |
||||
7 |
+ |
+ |
||||
8 |
+ |
+ |
||||
9 |
+ |
+ |
||||
10 |
+ |
+ |
||||
11 |
+ |
+ |
||||
12 |
+ |
+ |
||||
13 |
+ |
+ |
||||
14 |
+ |
+ |
||||
15 |
+ |
+ |
||||
16 |
+ |
+ |
||||
Всего: |
5 |
3 |
8 |
6 |
2 |
8 |
Интерпретация и вывод: и у 1 и у 2 испытуемого преобладает канал восприятия — кинестетический. Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Особенности кинестетиков — трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно, память — помнит общие впечатления (двигаясь, ощупывая), Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства, ощущения (схватывать, мягкий, теплый, шелковистый, прикосновение, хороший нюх, ароматный, гибкий).
2.3 Исследование по личностным особенностям
1. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма.
Исследование проводилось по методике Айзенка, лабораторная работа №23.
Цель работы: изучить темпераментальные характеристики личности: экстраверсию-интраверсию, нейротизм.
Оборудование: текст опросника Айзенка, лист бумаги.
Инструкция: испытуемым предлагается ряд утверждений об особенностях поведения, если ответ положителен, то ставится «+», если отрицателен, то «-«. Отвечать надо быстро.
Шкала |
Экстраверсия-интроверсия |
Эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость (нейротизм) |
Склонность к неискренности |
Результат |
1й испытуемый |
15 баллов |
20 балла |
2 балла |
Экстраверт (более 11), высокий уровень нейротизма (19-20), склонность к неискренности не выходит за пределы нормы. |
2й испытуемый |
20 баллов |
1 балла |
3 балла |
Яркий экстраверт (больше 19), низкий уровень нейротизма (менее 7), склонность к неискренности не выходит за пределы нормы. |
Вывод: 1й испытуемый является экстравертом с высоким уровнем нейротизма. Обращаясь к «кругу Айзенка» можно определить его тип темперамента — холерик. Его типу темперамента присущеобидчивость, беспокойность, агрессивность, импульсивность, оптимистичность, активность, переменчивость, возбудимость.
2й испытуемый является экстравертом с низким уровнем нейротизма. Его тип темперамента — холерик. Его типу темперамента присуще общительность, открытость,разговорчивость, живость, инициативность, беззаботность и беспечность.
2. Исследование тревожности личности.
Лабораторная работа № 24.
Цель работы: изучить учебную тревожность личности.
Оборудование: текст опросника Филлипса, лист бумаги.
Инструкция: испытуемым предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как чувствуют они себя в школе. Отвечать надо быстро и искренне.
Если ответ положителен, ставится «+», если отрицателен, то «-«.
а) общее число несовпадений по всему тесту: 1-й испытуемый-14 несовпадений, это меньше 50%, значит у ученика низкая тревожность; 2-й испытуемый — 4 несовпадения, это меньше 50%, значит у ученика низкая тревожность, почти нет.
б)
Фактор |
1-й испытуемый |
2-й испытуемый |
1. Общая тревожность в школе |
(4*100%) \22=18% — низкий уровень |
(1*100%) \22=4,5% — низкий уровень |
2. Переживание социального стресса |
(3*100%) \11=27% — низкий уровень |
(1*100%) /11=9% — низкий уровень |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха. |
(2*100%) \13=15% — низкий уровень |
(1*100%) \13=7% — низкий уровень |
4. Страх самовыражения |
(1*100%) \6=16% — низкий уровень |
(0*100%) \6=0 — низкий уровень |
5. Страх ситуации проверки знаний |
(1*100%) \6=16% — низкий уровень |
0 — низкий уровень |
6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих |
(2*100%) \5=40% — низкий уровень |
(1*100%) \5=20% — низкий уровень |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
(3*100%) \5= 60% — средний уровень |
0-низкий уровень |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
(2*100%) \8=25% — низкий уровень |
(1*100%) \8=12,5% — низкий уровень |
Индивидуальные диаграммы:
Выраженность школьной тревожности
Факторы
Вывод: Описание каждого испытуемого по выраженности тревожности.1й испытуемый — самый большой процент приходится на физиологическую сопротивляемость стрессу, значит есть достаточно высокая вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды; на втором месте — страх несоответствия ожиданиям окружающих, возможна тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок; остальные факторы имеют низкие показатели тревожности, это значит, что общая тревожность низка и нет оснований для беспокойства.
2-й испытуемый — в процентном соотношении выделяется фактор-страх несоответствия ожиданиям окружающих, несильная тревога по поводу проверок достижений, некоторое волнение; остальные факторы имеют низкие показатели, значит общая тревожность не вызывает опасений и беспокойства.
3. Исследование акцентуации характера.
В данном исследовании использовалась методика Шмишека. Лабораторная работа №25.
Цель работы: изучить акцентуации личности.
Оборудование: текст опросника Шмишека, лист бумаги,ручка.
Инструкция: испытуемому предлагается ответить «да» или «нет» на 88 вопросов теста.
Тип акцентуации личности |
1-й испытуемый (кол. баллов) |
2-й испытуемый (кол. баллов) |
Демонстративный тип |
14 |
18 |
Застревающий тип |
18 |
18 |
Педантичный тип |
18 |
12 |
Возбудимый тип |
12 |
18 |
Гипертимный тип |
21 |
12 |
Дистемический тип |
9 |
15 |
Тревожно-боязливый тип |
12 |
18 |
Аффективно-экзальтированный тип |
24 |
24 |
Эмотивный тип |
21 |
21 |
Циклотимный тип |
15 |
18 |
Профиль акцентуации характера
тип акцентуации характера
Вывод: и у 1 испытуемого и у 2 испытуемого наивысшие показатели у экзальтированного типа. Экзальтированный тип акцентуации характера — это способность восторгаться, восхищаться, улыбчивость, радость. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. В конфликтах они могут быть и активны и пассивны. Привязаны к друзьям, близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют искренность чувств, порывисты, обладают лабильностью психики, легко переходят от радости к печали.
У 1 испытуемого так же достаточно ярко выражен гипертимный вид — общительный, подвижный человек, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, почти всегда в хорошем настроении, деловитый, изобретательный, хороший собеседник. Большое стремление к самостоятельности может привести к конфликту. Бывают вспышки гнева, раздражения. Трудно переносят монотонную деятельность.
У 2 испытуемого так же достаточно ярко выражен эмотивный тип — родственен экзальтированному, такой человек эмоционален, чувствителен, тревожен, болтлив, гуманен, сопереживает другим, животным, редко вступают в конфликты, обиды носит в себе.
4. Исследование агрессивных реакций личности.
Цель работы: изучить типы реагирования личности в фрустрирующих ситуациях.
Оборудование: набор картинок из методики Розенцвейга, 24 картинки, на которых изображены дети в разных конфликтных ситуациях.
Инструкция: испытуемому предлагается ответить, как бы он отреагировал на ситуации, изображенные на картинках. Экспериментатор выписывает на листке бумаги все высказывания испытуемого. Затем анализирует при помощи вычислительной системы Розенцвейга.
№ рисунка |
1 испытуемый |
2 испытуемый |
1 |
И\Э |
Эк\Н |
2 |
Ип\Э |
Ип\Э |
3 |
И\Н |
И\П |
4 |
Эк\П |
И\Э |
5 |
И\П |
Эк\П |
6 |
Эк\Э |
Эк/П |
7 |
И\П |
Ип\Н |
8 |
Ип\П |
Эк\Н |
9 |
И\П |
И\Э |
10 |
Эк\Н |
Эк\Н |
11 |
Ип\Н |
Эк\Э |
12 |
Эк\П |
И\Н |
13 |
И\П |
Эк/П |
14 |
Эк\П |
И\Н |
15 |
Ип\Н |
Ип\Э |
16 |
Эк\Э |
И\Н |
17 |
И\Н |
Ип\П |
18 |
Ип\Э |
И\Э |
19 |
Эк\Н |
Ип\Н |
20 |
Ип\Н |
Эк\П |
21 |
И\П |
И\Н |
22 |
Эк\Э |
И\Н |
23 |
Ип\П |
И\П |
24 |
И\Н |
Ип\Э |
Обозначение направлений реакции: экстрапунитивное-Эк, интрапунитивное-И, инпунитивное-Ип.
Обозначение типов реакций: препятственно — доминантный — П, эгодоминантный — Э, необходимо — упорствующий-Н.
1-й испытуемый
Направление реакции |
Тип реакций |
|||
Препятственно-доминантный тип |
Эго-доминантный тип |
Необходимо-упорствующий тип |
Общий балл |
|
Экстрапунитивное |
3 |
3 |
2 |
8 (33,3%) |
Интрапунитивное |
5 |
1 |
3 |
9 (37,5%) |
Инпунитивное |
2 |
3 |
3 |
8 (33,3%) |
Общий балл |
10 (41,6%) |
7 (29,1%) |
8 (33,3%) |
2-й испытуемый
Направление реакции |
Тип реакций |
|||
Препятственно-доминантный тип |
Эго-доминантный тип |
Необходимо-упорствующий тип |
Общий балл |
|
Экстрапунитивное |
4 |
1 |
3 |
8 (33,3%) |
Интрапунитивное |
2 |
3 |
5 |
10 (41,6%) |
Инпунитивное |
1 |
3 |
2 |
6 (21%) |
Общий балл |
7 (29,1%) |
7 (29,1%) |
10 (41,6%) |
Интерпретация.
Анализируя полученные данные, можно предположить, что испытуемые имеющие низкие проценты часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к своему окружению. Это относится и к 1 и ко 2 испытуемому. Судя по полученным данным есть проблемы с социальной адаптацией.
Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемых, стереотипы эмоционального реагирования, которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции 1-ого испытуемого могут быть направлены на окружающую его среду, выражаясь в форме различных требований к ней, либо на самого себя как виновника происходящего, либо человек может занять своеобразную примиренческую позицию. Так, например, если в исследовании мы получаем у 2-ого испытуемого оценку Эк — нормальную, И — высокую и Ип — низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть, можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки. У 1 испытуемого высокая оценка П (тип реакции «с фиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку П, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия. Оценка П (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает силу или слабость «Я» личности.
У 2 испытуемого высокая оценка Н — признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешать фрустрационные ситуации.
На основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемых к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемых на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.
Вывод: на основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что у 2-испытуемого преобладает необходимо-упорствующий тип реакции, т.е. человек с этим типом реакции. если попадает в конфликтную ситуацию, то всегда пытается решить ее конструктивно, ответственный человек. У 1-испытуемого преобладает препятственно-доминантный тип реакции, т.е. человек достаточно конфликтен, возможно агрессивен в них, активен.
2.4 Исследование по поведению в конфликте
В данном исследовании использовалась методика стратегий поведения в конфликте Томаса.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Оборудование: тест Томаса, листы бумаги.
Инструкция: испытуемым предлагается выбрать из двух вариантов вопроса один. Выбор должен быть быстрым и искренним.
Способы урегулирования конфликтов |
1-й испытуемый |
2-й испытуемый |
Соперничество |
5 |
1 |
Сотрудничество |
8 |
6 |
Компромисс |
10 |
10 |
Избегание |
2 |
6 |
Приспособление |
6 |
7 |
Интерпретация: на основании полученных данных 1-й испытуемый, предпочитающий в конфликтной ситуации стиль компромиссного поведения, готов в некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на то же. Для достижения компромисса обе стороны прибегают к взаимным уступкам, но стараются не жертвовать главным. Ведется торг, взаимный обмен. В результате достигается временное соглашение, но причины конфликта не устраняются, обе стороны остаются недовольными принятым общим решением.
2-й испытуемый так же предпочитает стиль компромиссного поведения в конфликте. Кроме того, у него очень низкие показатели по соперничеству, не склонен к конкуренции, пассивен в конфликте, споре.
3. Выводы и результаты исследований
1 — испытуемый по физиологическим особенностям был определен, как человек с логическим, аналитическим мышлением; по типу темперамента определен как холерик-экстраверт —
нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям. По личностным особенностям — является экстравертом с высоким уровнем нейротизма. Обращаясь к «кругу Айзенка» можно определить его тип темперамента — холерик.; есть достаточно высокая вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды; страх несоответствия ожиданиям окружающих, возможна тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок; ярко выражен гипертимный вид — общительный, подвижный человек, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, почти всегда в хорошем настроении, деловитый, изобретательный, хороший собеседник. Большое стремление к самостоятельности может привести к конфликту. Бывают вспышки гнева, раздражения. Трудно переносят монотонную деятельность. Во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» означает силу или слабость «Я» личности. Преобладает препятственно-доминантный тип реакции, т.е. человек достаточно конфликтен, возможно агрессивен в них, активен.
И по поведению в конфликте предпочитает в конфликтной ситуации стиль компромиссного поведения, готов в некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на то же. Для достижения компромисса обе стороны прибегают к взаимным уступкам, но стараются не жертвовать главным. Ведется торг, взаимный обмен. В результате достигается временное соглашение, но причины конфликта не устраняются, обе стороны остаются недовольными принятым общим решением.
По полученным результатам можно судить о том, что испытуемый явно предрасположен к конфликтам, спорам — это холерик, значит как правило он агрессивен и активен в конфликте, но как показали результаты диагностики по поведению в конфликте, он все же может уступить, взамен на то же самое. В целом, исследовав испытуемого, проведя ряд тестов и методик, можно сказать, что он явно предрасположен к конфликтности.
2-й испытуемый по физиологическим особенностям был определен, как человек с одновременно логическим и художественным мышлением, что дает ему ряд преимуществ. По типу темперамента определен, как сангвиник-экстраверт.
Стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен. По личностным особенностям является экстравертом с низким уровнем нейротизма. Его тип темперамента — сангвиник. Его типу темперамента присуще общительность, открытость, разговорчивость, живость, инициативность, беззаботность и беспечность; страх несоответствия ожиданиям окружающих, несильная тревога по поводу проверок достижений, некоторое волнение; остальные факторы имеют низкие показатели, значит общая тревожность не вызывает опасений и беспокойства. Достаточно ярко выражен эмотивный тип — родственен экзольтированному, такой человек эмоционален, чувствителен, тревожен, болтлив, гуманен, сопереживает другим, животным, редко вступают в конфликты, обиды носит в себе. Преобладает необходимо-упорствующий тип реакции, т.е. человек с этим типом реакции. если попадает в конфликтную ситуацию, то всегда пытается решить ее конструктивно, ответственный человек. По поведению в конфликте предпочитает стиль компромиссного поведения в конфликте. Кроме того, у него очень низкие показатели по соперничеству, не склонен к конкуренции, пассивен в конфликте, споре.
По полученным результатам можно судить о том, что испытуемый не предрасположен к конфликтам, спорам — это сангвиник, значит как правило он лоялен и нейтрален в конфликте. В целом, можно сказать, что он не предрасположен к конфликтности.
Список используемой литературы
1. Гришина Н.В. Психология конфликта, 2005
2. Попова Т.Е. Конфликтология — Краткий конспект лекций, 2004
3. Большая энциклопедия психологических тестов, 2007
4. «Лабораторный практикум по психологии» часть1, Ярославль, 2008