Функции куратора

Функции куратора

Коммуникативная функция кураторства предполагает обеспе­чение и поддержку куратором благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе; структурирование внутригрупповых отношений; непосредственное участие куратора в жизни группы в качестве формального лидера.

Контролирующая функция предполагает наблюдение за посе­щаемостью и успеваемостью студентов, контроль за выполнением функций старосты, выбор и переизбрание ста­росты группы. А также в дальнейшем контроль за выполнением обязанностей актива группы.

Контрольно-диагностическая функция. Куратор должен уметь составлять профессионально грамотный портрет студента.

Творческая функция куратора предполагает расширение деятель­ности в связи с его индивидуальными потребностями и способностями.

Эффективность деятельности куратора

Содержание деятельности куратора определяется функциями, они же очерчивают круг обязанностей, лишь последняя (творческая) функция предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при злоупотреблении ею, может противопоставить студентов куратору.

Деятельность куратора как вид человеческой деятельности обладает следующими характеристиками: целенаправленностью, мотивированностью, продуктивностью. Причем основной ее характеристикой является все-таки продуктивность. Можно выделить пять уровней продуктивности кураторской работы.

  1. й уровень — непродуктивный. Куратор предлагает студентам обра­щаться к нему по интересующим их вопросам, сам не проявляя инициати­вы и заинтересованности.
  1. й уровень — малопродуктивный. Куратор готов помочь обратив­шимся к нему студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа конкретной ситуации и дос­таточного понимания потребностей студентов, для разрешения острых во­просов и конфликтов. Иногда он интуитивно действует успешно и сооб­разно ситуации, но часто его действия оказываются безрезультатными.
  2. й уровень — среднепродуктивный. Куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями о психофизиологиче­ских особенностях возраста студентов, об их потребностях и о приемле­мых способах обучения, об особенностях разрешения некоторых кон­фликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой об­ласти, поэтому его знания остаются отрывочными и несистематичными.
  3. й уровень — продуктивный. Куратор обладает необходимыми зна­ниями, применяет их и стремится пополнять, понимает их необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. При этом куратор дейст­вует только в рамках своих формальных обязанностей.
  4. й уровень — высокопродуктивный. Куратор рассматривает сложные ситуации как задачу для развития студентов и саморазвития. Всякая слож­ная ситуация служит ему толчком для творческого поиска оптимальных действий. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их при­менения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует те или иные ситуации для студентов, развивающие их креатив­ные и коммуникативные способности.

Типы кураторов

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... выявляет использование стратегии поиска социальной поддержки). Д. Признаю свое поражение в этой ситуации и постараюсь впредь не допускать таких ошибок (выявляет использование стратегии принятия ответственности). ... типология. 1. Стратегия противостоящего совладания состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему. 2. ...

Относительно круга задач, которые определяют себе сами кураторы, можно выделить несколько типов.

Куратор-«организатор». Куратор считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т. д.) Организация предполагает структурирование кура­тором совместно с участниками внеучебной жизни студенческой группы (посвящение в студенты, День группы, внутригрупповые традиции и т. д.).

В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты и активы группы, чувствует ответственность за межличностные конфликты в группе и стара­ется включаться в их разрешение.

Куратор-«психотерапевт». Куратор близко к сердцу принимает лич­ные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом. Он много времени тратит на психологиче­скую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением.

Куратор-«родитель». Куратор берет на себя родительскую роль в от­ношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает ини­циативы. Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как кон­тролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.

Куратор-«администратор». Куратор своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посе­щаемости, передает студентам требования администрации. Выполняет в основ­ном контролирующую функцию, но в отличие от куратора-«родителя» вы­полняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

Куратор-«информатор». Он считает студентов взрослыми и само­стоятельными и полагает, что его единственной задачей является своевре­менная передача необходимой студентам информации (о расписании, о медосмотре, о каких-либо мероприятиях и т. д.).

6 стр., 2585 слов

Изучение уровня психологического комфорта в НФ ТПУ и его влияния ...

... групп студентов; 3-ий этап - аналитический - анализ проделанной работы, оформление результатов, подготовка рекомендаций. Участники исследования: В проведенном исследовании участвовали группы 1-3 курсов очной формы обучения ... ответов на вопрос: "Каковы, по Вашему мнению, отношения внутри коллектива между студентами и кураторами в Вашем учебном заведении?" (в среднем по филиалу) Рисунок 6 - ...

В жизнь группы он прак­тически не вникает. Информирование предполагает ответственность кура­тора за своевременное получение студентами необходимой им информа­ции относительно учебных и внеучебных мероприятий, в которых они должны принять участие.

Куратор — «свой парень». Куратор заинтересован в том, чем живет сту­денческая группа, он старается участвовать во многих групповых меро­приятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели.

Куратор — «беззаботный студент». Куратор не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, он нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не представляет себе, чем живет его студенческая группа.

Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только од­ну. Кроме того, куратор-«психотерапевт» и куратор-«родитель» вмешива­ются в личную жизнь студента, что недопустимо и вызывает законный протест со стороны студентов в отношении кураторства вообще. Куратор — «беззаботный студент» укрепляет мнение других преподавателей и студентов о том, что куратор – это «пустое место» и нет необходимости вводить эту должность.

Знакомство с группой

Как правило, первая встреча куратора с группой происходит 1 сен­тября — в День знаний, когда студенты первого курса знакомятся с истори­ей и традициями отрасли, университета, своей кафедры.

Куратор группы — это один из первых студентов, которых встречают первокурсники в стенах университета. Это тот, кто объяснит, чему и как молодые люди будут обучаться в течение последующих пяти лет, который расскажет, в какой форме будут организованы занятия мероприятия.

Необхо­димо найти время и возможность объяснить первокурсникам, как они бу­дут получать знания в ВУЗе, как лучше организовать свой распо­рядок дня. Дополнительно куратор может сообщить о самых распростра­ненных проблемах студентов в начальный период обучения, предложить пути их решения и способы профилактики.

Отдельное занятие с группой первого курса необходимо посвятить изучению правил внутреннего распорядка университета, правилам прожи­вания в общежитии, принятым в ВУЗе правилам приличия. Можно не сомневаться, что самостоятельно ни один студент не станет знакомить­ся с этими документами, а от этого незнания происходят многие конфлик­ты.

Важная деталь: первые встречи преподавателей с группой создают определенное впечатление у студентов о кафедре и университете в целом. Студенты при общении с куратором увидят, нужны ли они здесь кому-то, будут ли созданы благоприятные условия для их обучения, для получения профессиональных навыков либо всем безразлично, чему и как они будут учиться. Но последнее мнение, ни в коем случае не должно закрепиться в их мыслях, ведь именно куратору, как представителю факультета нужно заинтересовать студентов в учебе, чтобы в конце обучения получить — квалифицированного спе­циалиста. Эта конечная цель заставляет строгих преподавателей и безза­ботных студентов идти вместе все пять сложных лет обучения от абитури­ента до специалиста.

7 стр., 3425 слов

1. Цель, задачи и особенности обучения ия в вузе

... в ситуациях межкультурного общения. Прагматический аспект цели обучения ИЯ: формирование у студентов ЗУН, владение которыми позволяет им приобщиться к ... занятие, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, контрольная работа, коллоквиум, практика, самостоятельная работа студентов,курсовая работа, выпускная квалификационная работа и др. 1. Аудиторные формы: практические ...

В период первого знакомства куратор имеет очень хорошие шансы познакомиться с каждым студентом в отдельности. Это можно сделать как при помощи непосредственного общения, так и при помощи письменного опроса, в том числе анкетирования.

В работе со студентами (особенно с первокурсниками) следует не упустить следующие важные моменты:

  • познакомить студентов с университетом: его историей, традициями;
  • необходимо познакомить их со структурой университета, всеми отделениями, системой и режимом их работы, местонахождением, часах и днях консультаций;
  • студенты должны знать всю программу предстоящего им процес­са обучения по их специальности (учебные дисциплины, отведенные на них часы, количество зачетов и экзаменов по сессиям и курсам);
  • нужно проинформировать первокурсников о всех аспектах рабо­ты библиотеки и ее отделов, рассказать о том, где еще они могут взять ин­тересующую их литературу, чтобы ответить на поставленные преподава­телями вопросы;
  • познакомить со всеми тонкостями питания, медици­ны, общежития и т. п.;
  • студент должен знать председателей профбюро и актив факультета, куда можно обратиться за помощью.

Основными формами и методами работы кураторов на младших кур­сах являются:

  • организация регулярных собраний в группах на различные темы;
  • проведение культурных мероприятий;
  • непосредственное участие в обсуждении социально-бытовых ус­ловий студентов;
  • организация познавательных, духовно развивающих и досуговых мероприятий;
  • выборочное посещение занятий студентов;
  • организация и проведение мероприятий, направленных на адап­тацию студентов к новой системе обучения и условиям проживания в об­щежитии, на усвоение прав и обязанностей, на налаживание доброжела­тельных отношений между преподавателями и студентами, на приобщение студентов к активной общественной жизни;
  • профилактическая работа по борьбе с антиобщественными, амо­ральными явлениями среди студентов, вредными привычками, наркомани­ей и проч.

В студенческой группе регулярно должен проводиться кураторский час.

Кроме того, кураторы могут войти в контакт с родителями (встречи, телефонные переговоры, переписка).

С родителями обсуждаются вопросы учебы, поведения и быта студентов. До сведения родителей доводят как успехи, так и факты плохой успеваемости или недостойного поведения. При необходимости с родителями обсуждаются и вопросы здоровья студентов.

Одна из трудностей работы с первокурсниками связана с изменением места жительства части студентов. Меняются условия социализации обу­чаемых, тип поселения, окружение и т. д. Изменяется субкуль­тура студента, его ценности, нормы поведения в новой среде, осваиваются новые формы деятельности и т. д. Особенно это касается студентов, про­живающих в общежитии. Большая самостоятельность требует большей от­ветственности.

10 стр., 4846 слов

Групповая работа как форма организации кружка

... -ковую активность учащихся. Одно из самых важных условий эф-фективной организации группо-вой работы правильное, проду-манное комплектование групп. За частую преподаватели неверно делят ... Всё вышеупомянутое побудило нас взять темой исследования групповые формы организации учебного процесса. Цель курсовой работы заключается в исследовании эффективности разработанного нами плана занятий при групповой ...

Деятельность куратора охватывает практически все формы учебной и внеучебной работы со студентами. В процессе учебы студенту необхо­димо строить свои взаимоотношения как с одногруппниками, так и с пре­подавателями и администрацией. Процесс адаптации сложен. Привыкание к новым условиям нельзя пустить на самотек. Ключевой фигурой в этом процессе должен стать куратор. Однако реальных рычагов управления си­туацией у куратора нет. Он не может повлиять на преподавателя или пред­ставителя администрации, которые необъективно относятся к группе или отдельным студентам. Решающим фактором, способным сдвинуть ту или иную конфликтную ситуацию с мертвой точки, является куратор сам по себе как личность — его авторитет среди студентов, пробивная способность, личная заинтересованность в судьбе студентов и пр.

Очень важно с первого дня приучить своих студентов к коллекти­визму: праздники — вместе, культпоходы — тоже вместе. Огромную по­пулярность среди студентов имеют КВН, спортивные состязания, выстав­ки, встречи с администрацией (особенно для младших курсов), студенче­ские конференции. Регулярное обсуждение событий позволяет четко чув­ствовать пульс студенческой жизни.

Сегодня резко возрастает роль кураторов академических групп в воспитательном процессе, особенно на первом курсе. В столь тонком деле вряд ли существуют готовые рецепты. Стили и формы работы прикрепленного куратора во многом зависят от его характера, опыта, авторитета. Но ясно одно: хороших результатов куратор может добиться только при каждодневной, добросовестной и неформальной работе. При этом нужно обязательно уважать и любить студентов.