Тема 1.2. Психика и ее развитие

План:

1. Взгляды идеалистов и материалистов на природу психики.

2. Строение нервной системы и психика.

3. Кора больших полушарий.

4. Рефлекторная деятельность мозга.

5. Мозг и психика.

1. Взгляды идеалистов и материалистов на природу психики.

Еще на заре существования, когда человек в процессе исторического развития приобрел способность отчетливо осознавать окружающий мир и самого себя, его внимание стали привлекать загадочные, таинственные явления, такие как смерть, сон, кратковременная потеря сознания. Люди спрашивали себя: чем живое отличается от неживого, что происходит с человеком, когда он умирает, да еще при отсутствии видимых повреждений тела?

Исходя из своего жизненного опыта, человек понял, что помимо окружающего его внешнего вещественного мира (природа, животные, растения, предметы, живые люди), существует особые явления (сновидения, чувства, воспоминания о прошлом), причем эти явления несущественны. Они не обладают характеристиками физических тел и не могут заменить собой реальных предметов (представлением о куска мяса не насытишься, как реальным куском; воспоминанием о костре не согреешься).

Люди не могли объяснить эти явления и пришли к выводу, что указанные явления существуют независимо от реального мира. Так возникло представление о духе или душе, как о бессмертном, бестелесном существе, которое в момент рождения таинственным образом вселяется в тело человека, а в момент смерти покидает его.

Демокрит, Эпикур говорили, что душа – это орган, руководящий духом. Считалось, что именно душа мыслит, ощущает, переживает, помнит; душу люди помещали в сердце, кровь, но никак не в мозг. Видимо такие выводы делались из-за видимых отличий живого человека от мертвого (у мертвого человека перестает биться сердце, тускнеют зрачки, вытекает кровь при ранении).

Из-за подобных наивных примитивных домыслов развивалось философское течение – идеализм. Платон является родоначальником философии идеализма. Платон говорил: «Сознание – это воспоминание, душа вспомнит то, что ей довелось созерцать».

Выделим взгляды идеалистов:

1.Первичным идеалисты считали духовное начало, вторичным материю. Духовное начало существует вечно, независимо от материи. Материю составил бог, и она появилась позже.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... Делили на тело и на душу, на дух, душу и тело, на животного и духовного человека. Мы Установили двойственное, тройственное и ... всех планов Бытия семеричны. Дело науки будущего осветить эти явления путем научных методов и сделать их достоянием всех. «…Одним ... от физического тела больше чем на три-четыре метра. Явление напоминало мои первые внетелесные переживания, протекавшие в непосредственной близости ...

2. Идеалисты отрицают зависимость психики от организма, от нервной системы человека.

3. Психические явления считают проявлениями души.

4. Психика, по их мнению, не познаваема.

5. Психика передается по наследству.

В глубокой древности возникло противоположное течение материализм. Материалисты считали, что:

1. Вещественный мир существует вечно.

2. Материя первична, а психика вторична и является порождением материи.

3. Психика – это результат длительного развития материи, свойство мозга.

4. Психика познаваема.

5. Психические процессы и свойства личности не передаются по наследству.

На протяжении всей истории развития психологии происходила борьба между материалистическими и идеологическими взглядами. Научное учение о происхождении и сущности психики развивается на основе теории отражения. Согласно этой теории – психика есть особое свойство особым образом организованной материи, заключающейся в способности этой материи отражать окружающий мир.

Отражение человеком объектов и явлений объективной действительности происходит с помощью психики. Психика – есть результат отражения или само отражение. Способность отражать окружающий мир – совершенно необходимое условие. Эта способность дает человеку возможность ориентироваться в мире, приспосабливать его к своим нуждам, преобразовывать в своих интересах.

Отражение нашим мозгом внешнего мира всегда является субъективным образом объективного мира.

Итак, психика является функцией высокообразованной материи – мозга, функцией, заключающейся в активном отражении объективного мира.

По происхождению психика есть продукт работы мозга. По содержанию психика есть отражение внешнего мира.

Таким образом, Отражение человеком предметов и явлений объективной действительности есть познание этой действительности. Современная психология придерживается материалистических взглядов.

2. Строение нервной системы и психика

Психика есть свойство нервной системы. Нервная система обеспечивает две важные функции:

1.Связь человека с окружающим миром.

2.Координация работы всех частей организма, управление ими.

Все явления человеческой психики возникают, формируются, развиваются в процессе деятельности мозга, отражающего окружающую действительность.

Физиологической основой психики является высшая нервная деятельность.

Нервная система у всех позвоночных имеет почти одинаковое строение. Основной элемент нервной системы — нервная клетка или нейрон. От него отходят ветвящиеся отростки – дендриты и длинный отросток – аксон, он передает возбуждение. Нейроны соединяются друг с другом с помощью синапсиса, с его помощью возбуждение переходит от одной нервной клетки к другой.

16 стр., 7687 слов

Организм и психика. Мозг и психика

... нормально функционировать наша психика не будет. Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, ... мочевой кислоты, химический состав которой очень близок к пуринам, веществам, возбуждающим нервную систему и сердечную деятельность (например, кофеин, теофиллин, которых много в кофе ...

Скопление нервных волокон с общей соединительной оболочкой называется нервами.

Все нейроны специализированы, т.е. выполняют в работе центральной нервной системы специфические функции:

-«Сенсорный нейрон» — проводит нервные импульсы от рецепторов к центральной нервной системе;

-«Двигательный нейрон» — проводит возбуждение от центральной нервной системы к органам движения;

-«Нейрон локальной сети» — проводит нервные импульсы от одного участка центральной нервной системы к другому.

То есть, нейроны проводят возбуждение только в одном направлении. От разных частей тела к мозгу – центростремительные (афферентные), а от мозга к различным частям тела – центробежные (эфферентные).

Нервы связывают все органы к ткани организма с центральной нервной системой. Нервная система состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга.

Спинной мозг расположен внутри позвоночного столба. В нем расположены центры ряда врожденных рефлексов. Он регулирует мускульные движения тела и конечностей, а также работу внутренних органов.

Головной мозг находится в костной черепной коробке, надежно защищающий его от повреждений. Он состоит из нескольких отделов: переднего, заднего и среднего мозга. В этих отделах имеются важные структуры, имеющие прямое отношение к психическим процессам, свойствам и состояниям личности. Головной мозг имеет:

-продолговатый мозг – он отвечает за дыхание, сердечно-сосудистую систему, пищеварение;

-мозжечок – регулирует равновесие и координацию движения;

-промежуточный мозг – ведает эмоциональным состоянием;

-средний мозг – отвечает за мышечный тонус, управляет положением тела в пространстве.

В продолговатом и заднем мозгу расположена нервная ткань – ретикулярная формация, которая представляет собой тонкую сеть нейтронов. Она является возбудителем коры больших полушарий, если она повреждена, то человек впадает в кому.

Все отделы головного мозга сверху покрыты большими полушариями.

3. Кора больших полушарий.

Наиболее развитая часть головного мозга – его большие полушария. Большие полушария состоят из правой и левой половин, соединенных между собой мозолистым телом. Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем серого мозгового вещества толщиной 3-4мм. Этот слой называется корой больших полушарий. Остальная часть – белое мозговое вещество.

Развитие мозга человека, формирование коры больших полушарий происходило в процессе исторического развития человека. Эволюция коры больших полушарий идет по пути увеличения ее поверхности за счет возрастания количества и глубины борозд и извилин. Кора больших полушарий — непосредственная материальная основа психических процессов у животных, мышления и создания у человека.

6 стр., 2821 слов

Опухоли головного и спинного мозгаа

... симптомов: 1) раздражение головного мозга, 2) нарушение циркуляции ликвора, 3) отек и набухание головного мозга, 4) сдавление головного мозга, 5) разрушение вещества головного мозга, 6) нарушение венозного ... расстройства стояния и ходьбы); 4)изолированное нарушение иннервации лицевой мускулатуры по центральному типу; 5) нарушение обоняния; 6) своеобразные нарушения функции зрительных нервов ...

В коре обоих полушарий различают четыре части:

  • лобные доли – высшие отделы человеческого мозга. Они играют важную роль в организации целенаправленной деятельности. При повреждении лобной доли больной не может сосредоточиться на цели. Он ведет себя как автомат;
  • затылочная доля – центр зрения;
  • височная часть – центр слуха и обоняния;
  • теменная часть – центр кожных ощущений.

Полушария мозга выполняют разные функции. Правое и левое полушария являются ассиметричными. Они «ведают» противоположенными половинами тела (левое полушарие – правой половиной тела, правое полушарие – левой половиной тела).

Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления. Его называют «рациональным», т.е. разумным, целесообразным. Правое полушарие – «образное», эмоциональное. Ему часто отводится ведущая роль в творчестве, причем не только художественном, но и научном.

Кора больших полушарий объединяет деятельность отдельных центров в единое целое.

4. Рефлекторная деятельность мозга

Кора больших полушарий испытывает воздействие разных сигналов. Большой вклад в понимании того, как связана работа мозга с психологическими явлениями и поведением внес И.М. Сеченов. Его идею продолжил и экспериментально доказал И.П. Павлов. Основная форма взаимодействия организма с окружающей средой – рефлекс.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение. Рефлекторные взаимодействия могут возникать под влиянием внешних (звук, свет, вкус, запах, температура и т.д.) и внутренних раздражителей (изменения в деятельности внутренних органов).

В рефлекторном механизме различают три части: чувствующую, центральную и двигательную. Раздражитель вызывает процесс возбуждения рецепторов чувствующего нерва. Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти три части рефлекторного механизма вместе называются рефлекторной дугой.

Рефлексы по происхождению бывают врожденными и приобретенными. И.П.Павлов классифицирует их как условные и безусловные.

Безусловные рефлексы – это функция низших отделов центральной нервной системы, которые расположены под корой головного мозга.

Условные рефлексы – это функция коры больших полушарий. Условные рефлексы требуют определенных условий для их выполнения.

Оба вида рефлексов выполняют функцию связи организма с окружающей средой.

Работа коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух противоположенных нервных процессов – возбуждения и торможения. Возбуждение приводит кору больших полушарий к активной деятельности, к установлению новых условных связей. Торможение приводит к прекращению возбуждения, к блокировке временных связей. Но это не прекращение деятельности. Это тоже активный процесс.

7 стр., 3291 слов

Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических ...

... разными функциями одновременно принимают участие оба полушария головного мозга. Рассмотрим теперь физиологические механизмы внимания. Как ... неожиданных и заметных изменениях стимулов, воздействующих на организм. В свою очередь те отделы ретикулярной ... складывающийся в результате восприятия как психофизиологического процесса, предполагает согласованную, координированную деятельность сразу нескольких ...

Кора больших полушарий получает разнообразные сигналы, которые идут как извне, так и из самого организма. И.П. Павлов различал в своем «Учении о двух сигнальных системах» два принципиально отличных типа сигналов.

Сигналы это предметы и явления окружающего мира. Эти разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные раздражители И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется у человека и животных.

Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Причем слово выступает в трех видах – слышимое, видимое (написанное) и произносимое про себя. Вторая сигнальная система – общественной жизни человека и присуща только ему. У животных второй сигнальной системы нет.

Условные рефлексы формируются в условные временные связи. Эти связи объединяются в целые системы. Систему условных нервных связей, в основе которой лежит устойчивое распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга и которая обуславливает относительную устойчивость поведения в данных условиях, И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом.

Динамический стереотип – результат приспособления организма к повторяющимся, однообразным воздействиям внешней среды. Чем старше и прочнее стереотип, тем он длительнее сохраняется, тем труднее его переделать.

Вскоре после открытия условно-рефлекторного учения были открыты и описаны другие пути приобретения живыми существами жизненного опыта.

Импринтинг – вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями.

Викарное научение – приобретение человеком знаний, умений и навыков через наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.

Сегодня идеи И.П. Павлова послужили основанием для создания более современных прихофизиологических теорий, объясняющих поведение человека. Рефлекторная теория получила свое дальнейшее развитие в работах за П.К. Анохина, М.В. Бехтерева, А.А.Ухтомского, Н.А. Бернштейн, Е.Н. Соколова, Ч. А. Измайлова.

5. Мозг и психика

Психические явления тесно связаны с работой головного мозга, поэтому различные нарушения психических процессов нередко связаны с одними и теми же мозговыми структурами. И наоборот, поражение одних и тех же участков мозга часто приводит к выполнению различных функций.

А.Р. Лурия в своей работе «Потерянный и возвращенный мир» описывает такой случай. В годы Великой Отечественной войны у раненого солдата был поражен слуховой «центр Вернике», поэтому он слышал речь, но не понимал ее. Ему казалось, что он попал в плен, и все окружающие разговаривают на немецком языке. Естественнонаучные основы психологии дают четкие представления о взаимосвязи психики и мозга. Каждый психический процесс, свойство, состояние связаны с работой всей центральной нервной системы.

Таким образом, естественнонаучные основы психологии дают четкие представления о взаимосвязи психики и мозга. Каждый психический процесс, свойство, состояние связаны с работой всей центральной нервной системы. Психика есть функция мозга.

3 стр., 1388 слов

проблема человека и его психики

... В психологии проблема человека занимает важнейшее место. Предметом изучения психологии является психика человека. Психика – это системное ... социальных изменений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений, навязывая ему ... к труду рук, высокоразвитого мозга, особых морфологических признаков. - Социальной – человек является носителем сознания, которое ...

Вопросы и задания.

1. Каково строения коры больших полушарий мозга?

2. Как образуются условные рефлексы и в чем их значение?

3. Как соотносятся процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий?

4. Охарактеризуйте деятельность первой и второй сигнальной систем.

5. Что такое динамический стереотип и в чем его значение?

1.2.1. Задание на размышление Сознание человека. Сознательное и бессознательное.

Проверьте свои знания и уровень общего усвоения темы, ответив на предложенные ниже вопросы.

  1. Известно, что во время сеанса гипноза человеку можно внушить многое. Однако не все. Например, по-настоящему честный человек даже в состоянии гипноза не может украсть. Почему?

  1. Объясните результаты эксперимента.

Группе испытуемых показали картинку, изображающую улицу дачного поселка, сказали, что изучается острота их зрения и попросили прочесть надпись на табличке на воротах. На самом деле надписи не было – на таблички были только черточки. Однако более 80 % испытуемых прочли их, как “Осторожно! Злая собака!”

  1. Каким образом в результатах эксперимента проявилось действие бессознательного?

В известных опытах грузинского психолога Д.Н. Узнадзе испытуемому несколько раз предлагалось сравнить вес двух шаров. При этом на правую руку ему всегда клали более тяжелый шар, а на левую – более легкий. В решающем, критическом опыте ему для сравнения давали два равных по весу шара. Однако все испытуемые продолжали считать, что шар на правой руке – тяжелее.

1.2.2. Дополните текст пропущенными понятиями

Вариант 1

_______- свойство _______ материи _______ объективную _______ и на _______ формируемого при этом психического _______ регулировать _______ и _______ субъекта.

  • обладает следующими свойствами: _______, _______, _______, _______, _______, _______, _______;
  • особенности отражения:
    • дает _______ правильно _______ окружающую _______
    • совершается в процессе _______ _______ и _______;
    • углубляется и _______;
    • преломляется через _______;
    • носит _______ характер;
    • обеспечивает целесообразность _______ и _______.

Вариант 2

_______ — _______ уровень _______ отражения, присущий только _______, оказывающий решающее влияние на его _______, _______, жизнь в целом.

8 стр., 3654 слов

Познавательные психические процессы. Мышление, тестирование уровня мышления

... ница мышления             процесс                           &nbs ... nbsp;         уровня мышления & ...

Изучая структуру индивидуального _______, _______ выделил _______ его составляющих -_______, _______, _______.

_______ обладает 5 главными признаками:

  • _______;
  • _______;
  • _______;
  • _______;
  • _______.

1.2.3. Тест для контроля знаний по проблеме мозг и психика

Задание 1. Выберите правильный ответ.

  1. Предмет психологии – психика:
  1. 1) в целом
  2. 2) в отражательной и регулятивной функции.
  1. Психическое отражение –

1) зеркально-пассивный процесс

2) незеркально-активный процесс.

  1. Относительно-статистический момент в психике –
  1. психическое состояние
  2. психический процесс.
  1. Ответная реакция организма на раздражитель –
  1. рефлекс
  2. рецептор.
  1. Врожденные формы рефлекторной деятельности –
  1. условный рефлекс
  2. безусловный рефлекс.
  1. Ориентировочный рефлекс – это вид:
  1. условного рефлекса
  2. безусловного рефлекса.
  1. Получение и анализ раздражителей обеспечивает:
  1. анализатор
  2. рецептор.
  1. Животные в своем поведении руководствуются:
  1. 1-ой сигнальной системой
  2. 2-ой сигнальной системой.
  1. Высший уровень психического отражения –
  1. раздражимость
  2. сознание.
  1. Сознание индивида обусловливается факторами:

1) внутренними и внешними

2) внутренними.

8