Этика. Психология. Конфликтология

Содержание

1. Конфликты, их виды и способы разрешения. Опишите основные стратегии поведения людей в конфликтной ситуации. Приведите примеры их использования.

2. Трансактный анализ общения. С точки зрения трансактного анализа проанализируйте приведенный диалог и определите эго-состояния собеседников и форму трансакта (приведите схему этого трансакта).

3. Перечислите основные приемы расположения к себе партнера по общению. Опишите психологические механизмы действия каждого из них.

Список литературы

2

8

9

17

1. Конфликты, их виды и способы разрешения. Опишите основные стратегии поведения людей в конфликтной ситуации. Приведите примеры их использования.

«Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей».

Понятия конфликтологии:

1) Участники — это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.

2) Оппонент — это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных.

3) Сильный оппонент — это тот, кто имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками конфликтной ситуации.

4) Конфликтный человек — это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.

5) Объект конфликта — это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие конфликтную ситуацию и конфликт.

6) Проблема — это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

7) Конфликтная ситуация — это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.

8) Инцидент — это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.

9) Конфликт — это резкое обострение противоречий (конфликтная ситуация) и столкновение (инцидент) двух или более участников (субъектов) в процессе решения проблемы (объект), имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон.

8 стр., 3769 слов

Формирование профессиональной компетенции как способа решения ...

... педагога профессионального обучения. . Определить возможности профессиональной компетенции как способа решения проблемы профессионализации деятельности педагога. Структура исследования соответствует цели и задачам ... культурного феномена является предпосылкой и необходимым условием практического решения проблем, непосредственно связанных с вопросами формирования программ развития российского общества ...

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент.

10) Усиление конфликта — это процесс обострения противоречия и борьбы его участников.

11) Затухание конфликта — это процесс затухания борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта.

В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям.

Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон: межиндивидуальные конфликты и межгрупповые конфликты, и их типы:

· группы интересов;

· группы этнонационального характера;

· группы, объединенные общностью положения;

· конфликты между ассоциациями;

· внутри и межинституциональные конфликты;

· конфликты между государственными образованиями;

· конфликты между культурами или типами культур.

Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов.

Мы приведем данную классификацию, указав в скобках типы конфликтов:

· по источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации);

· по социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные);

· по масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты);

· по формам борьбы (мирные и немирные);

· по особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные);

· по отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный);

· по использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.

Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту: внутренние (личностные конфликты); внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).

В психологии принято также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.

К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.

Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.

16 стр., 7512 слов

Конфликты в организации 6

... решают задачу прекращения конфликта. 2. Предмет конфликта . Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон ... разрешить то противоречие, как правило в свою пользу. В ход борьбы конфликт может ...

Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.

Межгрупповые конфликты — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере.

Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие («лентяи» — «работяги»).

Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на «завинчивание гаек».

Виды конфликтов по характеру: объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками; субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.

Виды конфликтов по последствиям: конструктивные, предполагающие рациональные преобразования; деструктивные, разрушающие организацию.

Характеристика основных стратегий поведения людей в конфликтной ситуации:

1) Принуждение (борьба, соперничество)

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стра……..

Список литературы

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 2001.

2. Бороздина Г.В. Психология Делового общения: учебное пособие / Г.В. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Мальцев С.П. , Деловые отношения в бизнесе: учебное пособие / С.П. Мальцев. — Издательство: МГОУ, 2006.

4. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений / Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.