Эксперементальные методы изучения поведения различных животных

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1. Методы исследования в зоопсихологии …………………………………5

1.1. Предмет и методы зоопсихологии ………………………………………5

1.2. Основные этапы экспериментального изучения мышления

животных в ХХ — ХХI вв………………………………………………….8

2. Эксперимент в изучении зоопсихологии животных …………………..12

2.1. Основные принципы и правила проведения эксперимента …………..12

2.2. Примеры проведения экспериментов ………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………..25

Список использованной литературы…………………………………………26

Введение

С самого начала развития психологии как науки психологов интересовала проблема исследования поведения человека, причин и мотивов этого поведения. И так как человек является собой субъектом достаточно сложным для изучения, многими учеными предпринимались попытки изучения поведения животных с более низким развитием высших психических функций. Было предпринято множество различных попыток разъединения поведения на более простые детерминанты, с помощью которых далее можно было бы объяснить поведение животных и человека.

В настоящее время наука о поведении животных — зоопсихология — переживает период активного развития.

Зоопсихология изучает психику на основе анализа поведения: детальный анализ движения животных в самых простых ситуациях, организованных зоопсихологом, в научном поиске из того, что основой и источником психического отражения является у животных их поведение, «животная практика». Качественное различие между ней и практикой человека заключается в том, что животные не поднимаются выше уровня общей приспособительной предметной деятельности, в то время как у человека решающее значение имеет недоступная животным высшая, продуктивная форма предметной деятельности — труд. Для зоопсихологии важны приобретенные особенности. Она рассматривает процесс взаимодействия животного с окружающей средой в несложно контролируемых условиях. Зная прошлый опыт животного и ставя его в новую ситуацию, зоопсихолог изучает отражение окружающей среды. В настоящее время создано множество различных методов исследования зоопсихологии и сравнительной психологии, используемых в практической деятельности. Конкретно психологический анализ поведения животного осуществляется зоопсихологом путем детального изучения движений подопытного животного в ходе решения определенных задач. Эти задачи ставятся так, чтобы по движениям животного можно было с наибольшей точностью судить об изучаемом психическом качестве. Одновременно должны учитываться физиологическое состояние животного, внешние условия, при которых проводится опыт, и вообще все существенные факторы, способные оказать влияние на результат эксперимента.

3 стр., 1122 слов

Тема 2. Антропологические и эволюционные подходы к изучению человека.

... nbsp; Задания третьего уровня сложности: 1. сравните и проанализируйте подходы к изучению человека как личности, индивида, индивидуальности, субъекта 2. проанализируйте основные теории личности ( ... определите отличительные черты психики человека и животного 2. составьте аннотированный список литературы по теме, определите основную и дополнительную литературу для изучения с обоснованием 3. ...

Важную роль играют в зоопсихологических исследованиях и наблюдения за поведением животного в естественных условиях. Здесь важно проследить изменения, наступающие в поведении животного при тех или иных изменениях в окружающей среде. Это позволяет судить как о внешних причинах психической деятельности, так и о приспособительных функциях последней. Как в лабораторных, так и в полевых условиях высокоразвитая наблюдательность исследователя является важнейшим залогом успеха его работы.

1. Методы исследования в зоопсихологии

1.1. Предмет и методы зоопсихологии

Зоопсихология — раздел психологии, посвященный проявлениям и закономерностям эволюции психики животных, предпосылкам появления человеческого сознания. Методологической основой зоопсихологии является ориентация на строго объективный анализ структуры деятельности животных, основанный на экологических и физиологических особенностях того или иного вида.

Зоопсихология изучает психику животных. Мы будем придерживаться концепции двойной детерминации психики, которая в нашей стране развивалась Сергеем Леонидовичем Рубинштейном.

По Рубинштейну, психика определяется двояко: с одной стороны, психическое определяется органическим субстратом (мозгом у человека, нервной системой различных типов у животных), т.е. внутренним фактором, с другой стороны, она определяется отражаемым, т.е. внешним фактором. Существует двойная зависимость психического (у животных): от органа отражения и от предметного мира.

Одна из основных задач зоопсихологии — изучение развития психики животных в процессах филогенеза и онтогенеза. Современное представление о развитии психики животных можно охарактеризовать следующими положениями:

1) основной принцип — эволюционный. Более совершенные в эволюционном плане таксоны (систематические группы) животных обладают потенциальной возможностью к более совершенному отражению;

2) в рамках близких таксонов фактором, определяющим уровень психического отражения, выступает образ жизни животного;

3) существует единство и взаимосвязь строения и функции: не только строение определяет функцию, но и функция — строение;

4) развитие психики связано с развитием нервной системы и органов чувств — вынесенных элементов нервной системы, снабженных дополнительными морфологическими структурами. Параллельно с развитием нервной системы развитие психики связано с развитием защитных оболочек и механизмов, функция которых направлена на защиту от действия стимулов внешней Среды. “ В ходе развития и строение нервной системы животных, и ее психофизические функции выступают и как предпосылка, и как результат изменяющегося в ходе развития образа жизни”. (Рубинштейн — «Основы общей психологии»).

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

... — слабая нервная система (низкая работоспособность нервных клеток), преобладание процессов торможения над возбуждением, низкая подвижность нервных процессов. ?Поведение человека. Нормальная жизнедеятельность ... устойчивое сочетание динамических особенностей психики (активности, эмоциональности и др.), определяющихся стойкими врожденными свойствами нервной системы. Основываясь на разном сочетании ...

5) появление новых структур или функций, второстепенных в более низких систематических группах, становится определяющим признаком в более высоких таксонах. Скачок нового качества отражения определяется внутри предшествующей стадии. Новые структуры могут быть не обязательно связаны со строением нервной системы. Так, одной из предпосылок возникновения нервной системы явилось образование эпителия как способа защиты от воздействия внешнего мира.

6) для живого организма защита от стимула представляется более важной функцией, чем ассимиляция стимула.

Методы зоопсихологии (от греч. zoon — животное) — способы изучения поведения животных, включающие наблюдение и эксперимент. Наблюдения за естественным поведением животных в местах их обитания дополняются изучением их отношения к различным, отчасти специально подбираемым экспериментатором предметам, к-рые иногда предъявляются подопытному животному и в искусственно создаваемых ситуациях; анализируются формы манипулирования этими предметами: В зоопсихологических экспериментах изучается поведение животных в ходе решения различных задач.

1.2. Основные этапы экспериментального изучения мышления животных в ХХ — ХХI вв.

В первом десятилетии ХХ в. были заложены основы экспериментальных подходов к исследованию поведения и психики животных и возникли основные направления современной психологии и физиологии, связанные с их изучением. Труды И. П. Павлова заложили основы физиологии высшей нервной деятельности. В развитии отечественной зоо- и сравнительной психологии важную роль сыграла работа В. А. Вагнера (1902) «Биологический метод в зоопсихологии». В этой работе он предвосхитил многие стороны современной методологии исследований поведения и психики животных. Одним из первых он разработал «критерии разделения врожденного и приобретенного» (анатомо-физиологический; онтогенетический; биопсихологический), а также наметил основные подходы (филогенетический и онтогенетический) к изучению природы и эволюции поведения, прежде всего инстинктивного. Наряду с теоретическими разработками Вагнер занимался сравнительным изучением природы инстинктов, «строительного» поведения десятко……..

Список использованных источников

1. Дембовский Я. Психология животных. — М.; 2012. — 304 с.

2. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. — М., 2011.

3. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И.. Основа этологии и генетики поведения. — М.:Высшая школа, 2012. — 258 с.

4. Зорина З.А., Полетаева И.И.. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. — М.:»Аспект- Пресс», 2011. — 421 с.

5. Крушинский Л.В.. Биологические основы рассудочной деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 2013. — 196 с.

6. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов.- М., 2010. — 247 с.

7. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. — М., 2009. — 301 с

8. Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. — М., 2012. — 298 с.

22 стр., 10578 слов

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

... 25 с. Учебно-методический комплекс «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» составлен в соответствии с требованиями государственного ... изучения дисциплины Нервная система человека представляет собой, по сравнению с нервной системой животных, более высокоорганизованное ... условнорефлекторной деятельности 8 1 – 7 11. Поведение и формы обучения. Значение доминанты в организации поведения и ...

9. Савельев С.А. Введение в зоопсихологию. — М. 2011. — 403 с.

10. Орбели Л,А. Вопросы высшей нервной деятельности. — М. 2006. — 389 с.

11. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. — М, 2008. — 487 с.

12. Северцов А.С. Эволюция и психика. — М., 2010. — 314 с.

13. Тинберген Н. Поведение животных. — М., 2012. — 184 с.

14. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 2011. — 325 с.

15. Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. — М., 2013. — 248 с.