«Бродяжничество как форма девиантного поведения и его психолого-педагогическая коррекция»

Оглавление

Введение 3

1. Понятие девиантного поведения в психологии 4

2. Бродяжничество как форма девиантного поведения 6

3. Анализ существующих психолого-педагогических программ коррекции девиантного поведения (бродяжничества) 9

Заключение 11

Введение

Проблема бродяжничества детей и подростков чрезвычайно актуальна, поскольку переживаемый Россией период социально-экономической и политической нестабильности значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство.

Научная и общественная значимость проблемы подросткового бродяжничества и путей ее преодоления находит подтверждение в теоретических и прикладных исследованиях различных областей современной науки. Разные авторы изучали медико-психологические аспекты проблемы бродяжничества (Н.В. Вострокнутов, В.Я. Гиндикин, А.В. Гоголева, П.Д. Дмитриева, В.В. Ковалев, А.Е. Личко, В.А. Семке и др.); социально-психологические детерминанты и особенности подростковой безнадзорности (A.JI. Арефьев, Г.В. Кондратьев, Е.В. Костюхина, Т.А.Митина, А.В. Прялухина, О.Ю. Юрков и др.); раннее бродяжничество как одна из форм девиантного поведения подростков (А.Е. Личко, Б.В. Зейгарник, Д.И. Фельдштейн, А.А. Реан, A.M. Прихожан, Н.П. Крейдун, А.С. Янчина, Л.А. Регуш, В.Н. Кудрявцев и др.).

Тем не менее, проблема коррекции бродяжничества разработана недостаточно, что определило выбор темы: «Бродяжничество как форма девиантного поведения и его психолого-педагогическая коррекция».

Цель исследования – изучить проблему психолого-педагогической коррекции бродяжничества.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие девиантного поведения в психологии.

2. Изучить бродяжничество как одну из форм девиантного поведения.

3. Проанализировать существующие программы психолого-педагогической коррекции бродяжничества.

Метод исследования – теоретический анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... или предлагают модели развития педагогических систем. Прикладные исследования – исследования, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического ... психолого-педагогическим. Конкретно научный уровеньметодологии предполагает методологические подходы в той или иной специальной научной дисциплине. Технологический уровень методологии отражает совокупность методов, техник исследования, ...

1. Понятие девиантного поведения в психологии

Девиантное поведение – это система поступков и отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Основные виды девиатного поведения – преступность и уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (пьянство, стяжательство, сексуальная распущенность).

Чаще всего девиантное поведение проявляется в подростковом возрасте, когда ощутимые перемены в структуре личности происходят на фоне значительных гормональных перестроек

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют две группы поведенческих девиаций – нестандартное и деструктивное поведение [7].

Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания.

Деструктивное поведение в зависимости от его целей делится на внешнее (цели, направленные на нарушение социальных норм – правовых, морально-этических, культурных) и внутреннее деструктивное поведение (цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс).

Внешнедеструктивное поведение делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения [7].

Внутридеструктивное поведение делится на суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутистическое. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское поведение – поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое поведение управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое поведение выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое поведение проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир своих фантазий [7].

Кроме того, различают 3 основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (деликвентное) поведение, (асоциальное, или аморальное поведение), аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное (деликвентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. У подростков преобладают хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками, у детей до 12 лет – насилие по отношению к младшим детям, сверстникам, к животным, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, беспорядочные половые связи, настенные рисунки и надписи непристойного характера, субкультуральные девиации (шрамирование, татуировки).

4 стр., 1541 слов

Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов ...

... действия 4) комплексы 5) акцентуации   Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента 1) Фаза I Активация. 2) Фаза ... 2)сангвинику 3)флегматику 4) меланхолику 2. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа: 1) интровертированного 2) экстравертированного 3) интропунитивного 3. ...

У детей встречаются побеги из дома, школьные прогулы, бродяжничество, агрессивное поведение, ложь, воровство, вымогательство [7

…..

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2004. – 400 с.

2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.

3. Бархерит Г.Я. Осложненное поведение подростка и некоторые подходы к его преодолению. Мн., 2000.

4. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.

5. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения).

– М.: Академия, 2003. – 288 с.

6. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологический и психиатрический аспекты. – Минск : Харвест, 1998.

7. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – М. : МПСИ, 1999. – 416 с.

8. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.. 2001.

9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001. – 160 с.

10. Савенкова Т.А. Опыт коррекционной работы с девиантными подростками в условиях социально-реабилитационного центра // Социальная работа, 2010, №1. – С.31-42.

11. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001.

12. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2006. – 680 с.

13. Хухлаева О.В. Психология подростка. – М.: Академия, 2005. – 468 с.

14. Чехова И.А. Личностные характеристики подростков со склонностью к бродяжничеству и коррекционно-развивающая работа с ними : дисс. … канд. психол. наук. – М., 2009, 198 с.