Основная часть 2

Проект по экологии:

«Влияние цвета на эмоциональное состояние подростка»

Выполнила

Ученица 11 класса «Б»

МБОУ СОШ № 12

Станицы Павловской

Рыбальченко Анастасия

Оглавление

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.1 Цветовое предпочтение как проявление эмоционального

состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.2 Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

3. Выводы и рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

4. Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

5. Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Введение.

Исследования в области психологии цвета очень важны, т.к. многие физиологические реакции организма на цвет протекают неосознанно. Человек внутренне определенным образом ориентирован к цветам. Это в первую очередь эмоциональная (оценочная) ориентация, тесно связанная с физиологическим и психологическим состоянием и самооценкой субъекта. Нарушение этой ориентации прямо соответствует нарушению психологической адаптации.

Цвет из внешнего мира воздействует на нашу радужную оболочку, где представлены все внутренние органы, рефлекторно связанные с мозгом. Механизм многих болезней обусловлен нарушением цветовой гармонии, смешением цветов, а также дефицитом определенного цвета, необходимого для жизнедеятельности органов и психической гармонии. Если возвратить недостающий цвет либо очистить его от посторонних примесей, можно восстановить нарушенное равновесие организма.

6 стр., 2833 слов

Раздел 2 Практическая часть курсовой работы (проекта)

... Определяется цель курсовой работы (проекта) и содержание поставленных задач исследования. Раздел 1 Общетеоретическая часть курсовой работы (проекта). Рассматриваются теоретические аспекты туристской анимации ... работы по теме «Особенности организации анимационной деятельности с детьми» Введение. Оценка современного состояния выбранного направления анимационной деятельности. Актуальность выбранного ...

Оптическим, электромагнитным и химически процессам, происходящим в наших глазах и в сознании при наблюдении за цветом, соответствуют нередко параллельные процессы в психологической сфере человека. Переживания, обусловленные восприятием цвета, могут проникать глубоко в мозговые центры и определять эмоционально и духовное восприятие. Гете неслучайно говорил о чувственно-нравственном воздействии цвета.

Человек неосознанно использует цвета как средство оптимизации процессов эмоциональной регуляции и внутриличностной адаптации. При необходимости поддержать активное состояние предпочитаются теплые цвета, если нужно снизить напряжение – холодные. Аналогично действуют неосознаваемые регуляторные механизмы, компенсаторно изменяющие пороги чувствительности к соответствующим оттенкам цвета.

Переживание цветовых впечатлений обычно сопоставлялось с эмоциональным и психофизиологическим статусом испытуемого, с особенностями его личности. Поэтому нам и важно знать, что означают эти цвета. Какой смысл они несли для наших предков при различных условиях жизни. Какое значение приобрели сегодня в разных культурах. И наконец, какое влияние оказывают на нас в зависимости и от этих условий, и от культур, и от многих других факторов, с которыми мы познакомимся ниже при их соотнесении с цветом.

Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно: вызывают психологическую реакцию; подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.; имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители; прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п. Совокупность цветов можно использовать не только для диагностики эмоциональных состояний, но и для лечения многих психосоматических расстройств.

Исследование эмоциональной сферы и цветовосприятия очень проблематично, несмотря на то, что человечество эти вопросы привлекают издревле. Много информации не сохранено, т.к. не всегда люди придавали значение таким исследованиям. В связи с этим изучение данной проблемы является весьма актуальной на современном этапе.

Объект исследования – эмоциональное состояние подростков.

Предмет исследования – влияние цвета на умственные способности.

Цель работы – выяснить, как влияет цвет на эмоциональное состояние человека (подростка) и какое влияние он оказывает на успеваемость и эмоциональное состояние в классе.

Гипотеза: цвет оказывает эмоциональное действие на людей, влияет на их умственную деятельность. В зависимости от цвета стен в классе возможно улучшить работу учеников.

7 стр., 3259 слов

Восприятие цвета человеком 2

... цветового ощущения Существуют также другие факторывосприятия цвета человеком, которые обычно напрасно не принимаются в расчет, аименно: возраст, социальное положение, настроение, состояние здоровья, времягода и многие другие. Все ...

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ проблемы эмоций в психологии.

2.С помощью тестов исследовать взаимосвязь между цветом и эмоциональным состоянием учеников.

3.Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

База исследования – МБОУ СОШ № 12

Выборку составили 16 учеников 11 классов в возрасте 16 — 17 лет.

Методы исследования: анкетирование, тесты, методы статистической обработки.

Методики исследования эмоциональной сферы:

1. «Определение эмоциональности» по Суворовой В.В.

2. Тесты на успеваемость в кабинетах с разной окраской стен.

Эмоциональная сфера в подростковом возрасте претерпевает существенные изменения. Первое, на что следует обратить внимание — это их эмоциональная неуравновешенность. Довольно часто у подростков можно заметить быстрый, почти мгновенный переход от возбуж­дения и хорошего настроения к депрессивному, от радости — к сле­зам, и наоборот. Так же сильно возрастает эмоциональная чув­ствительность, поэтому достаточно слабого раздражителя, напри­мер вопроса о том, сделаны ли уроки, чтобы вызывать у них появление неадекватно сильных аффектов, т. е. реакций взрывно­го характера, сопровождающихся слезами либо криками и грубостью. Они как будто «теряют голову» и могут совершить поступки, которыми сами впоследствии будут недовольны. Поэтому взрослым необхо­димо помнить, что аффективное действие как бы «вырывается» из подростка, не регулируется им, и он не вполне ответственен за его совершение. А в периоды особой эмоциональной неуравнове­шенности, вызванной усталостью, неприятными событиями, пе­дагогам и родителям нужно следить за своей речью, интонацией, чтобы ненароком не обидеть подростка и не повлечь аффектив­ную вспышку.

Исследователи отмечают нарастание в подрост­ковом возрасте общего возбуждения и ослабления всех видов тор­можения. К примеру, «разбушевавшийся» класс будет довольно сложно вернуть в спокойное состояние.

Цветовое предпочтение как проявление эмоционального состояния

Мир вокруг нас окрашен во все цвета радуги. Но практически не знаем ни сущности, ни смысла цвета. Влияние цвета на человека в повседневной жизни неоднократно привлекало внимание исследователей.

Цвета не просто привлекают к себе наше внимание, но нередко и ошеломляют нас, они украшают мир, придают ему большую ценность, пробуждая наши эстетические чувства и – что самое важное – являются источниками информации. Благодаря цветам нам легче отличить одну поверхность от другой, они облегчают зрительное обнаружение предметов и их распознавание и, нередко, являются также и признаком, позволяющим идентифицировать многие объекты, что придает окружающему нас миру необходимую стабильность.

В жизни человека многие виды деятельности требуют цветового зрения. На транспорте движение регулируется сигналами различных цветов; в красильной и ткацкой промышленности приходится производить подбор цветовых оттенков; во врачебной профессии для правильного диагноза требуется установить цвет опухоли, кожи, глазного дна и т.п.; в литейном деле зачастую нужна оценка на глаз цветового оттенка расплавленной металлической массы.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Людей с давних пор интересует цвет. Философы и ученые с глубокой древности пытаются проникнуть в его тайну. Аристотель написал трактат, специально посвященный вопросу о цвете и носящий название «О цветах». Основной интерес, которым руководствовался Аристотель, состоит в выяснении причин образования той или иной окраски в предметах живой и неживой природы. Со времен античности уже сделано, с одной стороны, очень много, с другой — невероятно мало.

В истории культуры цвету часто придавалось символическое значение: черный – горе, красный – величие или страдание, фиолетовый – смирение и раскаяние, зеленый – надежда или красота. Первыми семантику цвета практически использовали люди Древней Индии, где была создана целая система соотношения цвета камня и его воздействующих на человека возможностей. Зеленые камни (изумруды) предписывалось носить и даже употреблять для омолаживания. Красные рубины могли расцениваться как средство повышения энергетики и половой активности. Белый жемчуг считался средством духовного очищения и т.д.

Китайская «Книга перемен» – является замечательным памятником древней мудрости. Она состоит из 64 гексаграмм. Основным знакам гексаграмм приписываются цвета: сплошная черта – это знак неба, она синяя, светлая; прерванная черта – знак земли, она желтая, теневая. Гексаграммы «Книги перемен» являются своего рода картинами. В Китае гексаграммы и их сочетание считаются началом живописи т.к. они представляют собой исчерпывающее многообразие цветовых композиций. Основных цветов в Китае насчитывалось пять, всем планетам временам года, стихиям соответствовали их собственные цвета. Цветовая символика была важнейшим принципом изобразительного искусства Древнего Китая.

Ньютон впервые раскрыл тайну радуги, предложил цветовой круг, в середине которого, как центр тяжести он поместил белый цвет. Этим ученый внес большой вклад в науку о цвете.

Крупнейший художник XX века Василий Кандинский утверждает, что цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. «Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль».

В современном мире одним из ведущих специалистов является Макс Люшер. Согласно Максу Люшеру, у людей в процессе исторического развития сформировались определенные цветовые ассоциации с тем или иным видом активности. Так, темно-синий цвет, по Люшеру, связывался у наших пращуров с ночью, когда они укладывались спать. Ярко-желтый — цвет солнечного дня, цвет надежды и активности. Для примитивного человека активность выступала в двух видах: инициативы, «атаки» (он гонится за жертвой)— красный цвет; за ним гонятся, он защищается — зеленый цвет.

Эксперименты, проведенные М.Люшером, показывают, что чистый красный цвет стимулирует нервную систему: артериальное давление у испытуемых поднимается, возрастает частота дыхания и сердцебиения. Чистый синий цвет оказывает успокаивающий эффект: давление падает, дыхание и сердцебиение становится реже.

Воздействие каждого цвета не зависит от отношения человека к нему. Индивидуальные цветовые предпочтения не зависят от психологического воздействия цветов. Цвет может восприниматься как приятный или не приятный, он может нравиться или нет, но влияние, которое он оказывает на психику остается неизменным.

Гавриленко О. Н. выявил связь между цветовым предпочтением, личностной и ситуативной тревожностью у испытуемых-студентов. По его сведениям, лица с высокой личностной тревожностью предпочитают желтый цвет, а с высокой ситуативной тревожностью— предпочитают красный и отвергают синий .

Таким образом, цвет как таковой несёт огромную смысловую нагрузку, своими корнями уходящими в глубокую древность, при этом «бессознательный уровень цветового восприятия идентичен во всех культурах».

Совокупность цветов можно использовать не только для диагностики эмоциональных состояний, но и для лечения многих психосоматических расстройств.

Доктор Гейл описывает: «Состояние больных, страдавших от меланхолии, ухудшалось в синих и зеленых комнатах и улучшалось в красных». Об этом же говорит и В. М. Бехтерев и многие другие.

Доктор Бэббитт замечает, что красные цвета осве­щения (фильтры на окнах, шторы и др.) противопоказаны сангвиникам и холерикам. Да и педиатры констатируют: «Флегматичные дети лучше учатся при красном цвете сво­ей одежды и стен, тогда как излишне активные— при синих тонах».

С раннего детства ребенок активно воспринимает мир света и цвета. И не ведая того, родители одевают малыша в излюбленные ими цвета. Цвета, определяющие его здоровье в настоящем и жизненный путь в будущем. И ребенок вверяется им.

Однако его склонность к любимым цветам меняется на протяжении жизни. Уже к трем месяцам дитя обращает большее внимание на красные цвета. К полугоду— на желтые, затем на зеленые и позже всего на синие.

Разумнее считать, что нормальный, уравнове­шенный человек находится в гармоничном отношении со всеми цветами. А случаи явного предпочтения одних цве­тов или откровенной неприязни к другим свидетельству­ют о некоторой неуравновешенности.

Предпочтения тех или иных цветов определяются в функциональной психологии путем тестирования.

Многолетнее применение известных тестов Макса Люшера позволяет выделить «нормальную» личную цвето­вую шкалу, отклонение от которой считается признаком психической ненормальности или индивидуальности.

Так, в 8-цветовом тесте Люшера четыре основных цве­та (см. четыре темперамента в табл.1) — синий, зеленый, красный и желтый – большинство людей ставит на пер­вые четыре позиции, а серый, фиолетовый, коричневый и черный – на последние .

Человек не только душой, но и своим телом отличает теплые цвета от холодных. К примеру, температура окружающей среды кажется на 2-3 градуса ниже реальной, когда человек одет в сине-зеленые тона. И выше, когда – в красно-оранжевые.

Теплые и холодные цвета

Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну часть вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые, а в другую – зеленые, голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета. Первые из них называют теплыми цветами, вторые – холодными.

Все цвета, которые мы воспринимает в окружающем нас мире, условно принято делить на холодные и теплые, в соответствии с нашим опытом и чувствительностью. Холодными считаются цвета, которые по нашим ассоциациям связаны с прохладой, тенью деревьев, холодной водой, морозом. Теплыми считаются цвета, связанные с жарой, огнем, летом, солнцем.

Понятие о теплоте цвета в известной мере относительно. Любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным и, наоборот, любой холодный цвет рядом с еще более холодным может оказаться теплым. Так, цвет лимона рядом с цветом яичного желтка кажется холодным.

Издавна мода навязывает пожилым людям всевозможные «старческие» цвета: блеклые, пас­тельные, сероватые, приглушенные и др. Навязывает с их согласия. Согласно методике Люшера, эти цвета им нра­вятся.

Цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние, настраивая его в унисон с окружающим миром.

Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса ЦНС. Известны случаи «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития.

Энергетическая сторона цветового воздействия на ЦНС изучена, явно, недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер. Одним из немногих, достаточно широко освещенных аспектов этой проблемы, являются цветовые предпочтения. Казалось бы, цветовые предпочтения имеют косвенное отношение к вопросу об энергетическом воздействии цвета на ЦНС. Однако, не исключая, другие факторы, влияющие на цветовые предпочтения человека, нельзя отрицать, что на них оказывают существенное влияние энергетические свойства цвета.

Мы испытываем позитивные чувства при виде буйной зеленой растительности и пронзительно-голубого неба. Нас радует и успокаивает песочно-желтый цвет, но мы предпочитаем избегать сочетания желтого с черным, поскольку такие цвета в природе часто являются сигналом опасности. Именно такую расцветку имеют пчелы, тигры, ядовитые растения и грибы.

Цветотерапию для лечения психических больных использует В.М. Бехтерев. Он ставит задачу по поводу использования терапевтического и эмоционального действия цветов на психическое состояние душевнобольных. Он разработал процедуру принятия цветовых ванн. Было установлено, что красный и зеленый цвета вызывают резкое падение кровяного давления, синий сначала повышает давление, затем происходит его резкое падение. Синяя и белая световые волны повышают возбудимость и прочность сочетательного двигательного рефлекса, красный ослабляет рефлексы. Теплые цвета активизируют реакции выбора, счета, ассоциаций. Бехтерев В.М. рекомендовал принимать синюю ванну при неврастениях, истерии, так как она улучшает самочувствие, аппетит, сон, снимает боли, способствует излечению ревматизмов и невралгий. Красная ванна снимает угнетенное настроение у душевнобольных, белая способствует успокоению и оказывает анестезирующее воздействие .

Существует три группы методик цветолечения. Первая – это создание гармоничного цветового окружения. Это одежда, обстановка, окружение. Цвет действует здесь одновременно на душу и на тело. На все компоненты интеллекта.

Вторая группа – это средства собственно цветолечения организма. Сюда относится прием воды или настоек, насыщенных лучами определенного цветного света.

В эту же группу включено воздействие солнечного света, попадающего на больные органы через специально подобранные светофильтры. Цвет здесь действует в основном на тело, на бессознание.

К третьей группе относятся все известные пути цветомедитации. Путем медитации (цветные очки, нахождение в комнате с цветными фильтрами) мы получаем необходимый заряд энергии, специфически воздействующей на определенные функции психики и организма.

Пассивная медитация помогает нам взглянуть внутрь себя путем воображения того или иного цвета. Примерно так воздействуют на нас цветовые образы в храмах.

Активная медитация основана на способности нашего подсознания создавать цветовые образы внутри себя. Эти образы мы соотносим с определенными органами своего тела так, что их взаимодействие и осуществляет лечение цветом.

Психологически важное значение при лечении любой болезни имеет окраска лекарства и даже его упаковки. Отмечены случаи, когда лицам страдающим сердечной недостаточностью, больше помогали таблетки с сине-голубой оболочкой, чем с красной или желтой.

По заключению доктора Бэббитта, цвета воздействуют на те больные органы, которые функционально противоположны им по цвету. То есть подобное лечится противоположным. Расстройство желудка лечится сине-фиолетовым цветом. Пурпурно-сиреневые цветы иван-чая являются вяжущим средством и снимают раздражение. Фиолетовый сок черники, которую все используют как вяжущее и успокаивающее средство.

Березницкас А.И., Бажин Е.Ф., Эткинд М.А. изучают цветовые соответствия эмоциональным состояниям. Эткинд А. получил цветовые профили основных эмоций, и эмоциональные профили теста Люшера. (таблица 2, приложение 1).

Таким образом, темно-синий цвет покоя и пассивности, ярко-желтый цвет активности, надежды. Эти цвета по М. Люшеру, символизируют условия существования человека, поэтому они являются детерминирующими. Красный цвет – является символом охоты, нападения, агрессии. Зеленый цвет символизирует действия самосохранения, цвет окружающей среды (трава, кустарники) служит символом защиты. Все четыре цвета связаны с воздействием, поведением и самоощущением человека. Серый цвет, как отсутствие цвета, символизирует разделение, отгораживание. Черный цвет символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия.

Таким образом, мы выяснили, что посылаем окружающим различные цветовые сообщения. Цвета передают психологические послания, которые воздействуют в первую очередь на подсознание и оказывают огромное влияние на окружающих.

У цветов есть эмоциональная, вызывающая настроение сила, которая влияет на людей, радует, пугает, успокаивает, подбадривает, шокирует. Очень важно, чтобы посылаемые нами цветовые сообщения соответствовали тому, что мы действительно хотим о себе сказать. Передаваемые нами цветовые сигналы тесно связаны с нашими культурными традициями.

Практическое исследование взаимосвязи эмоциональных состояний личности и цветовых предпочтений

Базой исследования является МБОУ СОШ № 12.

Выборку составили 16 учеников 11 класса в возрасте 16 — 17 лет.

Результаты проведения методики «Определение эмоциональности» по В.В. Суворовой представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение испытуемых по уровню эмоциональности

Уровень

эмоциональности

Количество

человек

%

Низкий

5

31

Средний

10

63

Высокий

1

6

Из таблицы 1 и мы видим, что 63% испытуемых имеют среднюю эмоциональность, т.е. они умеют сдерживать свои эмоции, управлять своим поведением в конкретных ситуациях. У 31% испытуемых эмоциональность низкая, что говорит о том, что эти люди характеризуются невозмутимостью, невпечатлительностью, не реагируют на эмоциогенные раздражители, ситуации. У 6% испытуемых очень высокая эмоциональность, что говорит о том, что испытуемые – это чувствительные и впечатлительные люди, отличающиеся глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.

Тест на умственную активность подростков во время интеллектуальной нагрузке при нахождении в двух кабинетах с разным цветом стен.

Цель: определить зависимость между цветом и умственной активностью подростков

УР.

Эмоцион.

Кол-во

Учен.

Предмет нагрузки.

участвующее

Песочный цвет

Салатовый

Кол-во

Чел.

Оценка

Кол-во

Чел.

Оценка

Низкий

20

5

4

3

2

3

Контр.

Раб.

По

алгебре

1

4

3

4

Средний

10

5

3

2

3

3

4

5

4

2

5

3

5

Высокий

1

1

3

1

5

В процессе эмпирического исследования сделаны следующие выводы: испытуемые, имеющие низкий уровень эмоциональности ,имеют более высокий среднестатистический балл в кабинете с песочным цветом стен, чем с в кабинете с салатовыми стенами.

Испытуемые, имеющие средний уровень эмоциональности имеют допустимый уровень и чувствуют себя более уверенней в кабинете с песочным цветом стен , чем в кабинете с салатовыми стенами.

Испытуемые, имеющие высокий уровень эмоциональности чувствуют себя более уверенней и собранней , проявляют большую и умственную активность, а следовательно имеют высокий среднестатистический балл в кабинете с песочным цветом стен , чем в кабинете с салатовыми стенами (цвет действует на них неблаготворно и отвлекающее).

Тест на умственную активность подростков во время устных уроков при нахождении испытуемых в двух кабинетах с разным цветом стен.

Цель: определить зависимость между цветом и умственной активностью

Подростков во время устных уроков.

УР.

Эмоцион.

Кол-во опрошен.

Учен.

Предмет нагрузки.

участвующее

стен. цвет

Кол-во

Чел.

Оценка

Низкий

10

Литература

4

Салатовый

3

3

1

4

Средний

8

2

3

4

4

2

5

Высокий

1

1

5

УР.

Эмоцион.

Кол-во

Опрошен.

Учен.

Предмет нагрузки.

участвующее

стен. цвет

Кол-во

Чел.

Оценка

Низкий

10

Литература

3

Песочный цвет

0

4

3

3

Средний

6

5

3

1

4

0

5

Высокий

1

1

3

В процессе эмпирического исследования сделаны следующие выводы: испытуемые, имеющие низкий уровень эмоциональности , более внимательны на словах учителя в кабинете с салатовым цветом стен, чем с в кабинете с песочными стенами.

Испытуемые, имеющие средний уровень эмоциональности имеют допустимый уровень успеваемости и чувствуют себя более уверенней и легче усваивают материал урока в кабинете с салатовым цветом стен, чем в кабинете с песочными стенами.

Испытуемые, имеющие высокий уровень эмоциональности чувствуют прилив энергии и наибольшую уверенность в себе, сосредатачиваються и дают больше правильных ответов в кабинете с салатовым цветом стен , чем в кабинете с песочными стенами.

Во время устного урока в кабинете с салатовыми стенами ребята легче шли на контакт с учителем и вступали в обсуждение. Урок проходил в дружественной обстановке, в результате повышалась успеваемость.

Общий вывод по окраске стен в кабинетах:

В основе проведённых опытов мы выяснили, что для кабинетов, предназначенных для письменных уроков, лучше подходит песочный цвет стен, так как он помогает ученикам сосредоточится, а для кабинетов, предназначенных для устных уроков , лучше подходит салатовый цвет стен, потому что на уроке возникает дружественная обстановка, располагающая к беседе и рассуждениям..

ВЫВОД

В процессе исследования проблемы эмоций мы выявили, что эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Изучая условия и факторы, влияющие на формирование эмоциональных особенностей личности мы пришли к выводу, что специфика эмоциональной сферы подростка часто затрудняет взаимодействие с ним взрослых. На подростков влияет как субъективные (семья, школа, общество), так и объективные (личностные характеристики) факторы. Среди этих факторов есть и фактор влияния цвета на эмоциональную и умственную деятельность подростка. При рассмотрении взаимосвязи эмоционального состояния подростка и цветовых предпочтений мы выяснили, что цвета передают психологические послании, которые воздействуют в первую очередь на подсознание оказывают огромное влияние на окружающих. Передаваемые нами цветовые сигналы тесно связаны с нашими культурными традициями. Цвет имеет в своем арсенале необычайную силу эмоционального воздействия на психику человека.

Библиография

  1. Аболин Л.М. О факторах устойчивости к стрессу. Пермь, 1973, с.67-69.

  2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987.
  3. Аллавердов М.В. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. С-пб.: ДНК, 2001, 200 с. – (Психология и культура).
  4. Анохин П.К. Эмоции. Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. М., 1964. с. 339.
  5. Бажин Е.Ф. Изучение эмоционального значения цвета. – Л., 1978. с. 162.
  6. Бакленд Р. Магия цвета для начинающих. М., Фаир-Пресс, 2003.
  7. Бер У. Что означают цвета. Р.-н-Д., Феникс, 1997.
  8. Бехтерев В.М. Охрана детского здоровья. – М., Воронеж, 1997. с. 82.
  9. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб., Питер, 2000.

Приложение 1

Таблица 1

Действие цвета на характер человека

Направленность

Экстраверты

Интроверты

Темперамент

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Внутренний цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

Основные черты

характера

Вспыльчивый, сорвиголова

Веселый, жизнелюб

Спокойный, медлитель­ный

Серьезный,

обособлен­ный

Дейст­вие цветов

теплые

Легкомыслен

Несознателен

Интеллек­туален

Контактен

холодные

Сдержан

Уравновешен

Отстранен

Замкнут

Таблица 2

Цвето-эмоциональные соответствия (Эткинд а.М.)

Цвет

Эмоции

Синий

Интерес, грусть, страх

Зеленый

Интерес, удивление, радость

Красный

Гнев, радость

Желтый

Удивление, радость, интерес

Фиолетовый

Отвращение, утомление, стыд

Коричневый

Утомление, стыд

Черный

Страх, гнев

Серый

Утомление, грусть

19