Вычегодский — 2011
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Разработчики программы | Социальный педагог Белых В.М. |
Цели программы | ▬ обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений; ▬ создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений. |
Сроки реализации программы | 2011-2016 гг. |
Исполнители программы | Педагогический коллектив школы |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | ▬ преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних. ▬ создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе; ▬ стабилизация числа безнадзорных детей и подростков; |
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность — следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
Ø рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
Ø массовые нарушение прав детей;
Ø рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
Ø омоложение преступности;
Ø увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
ü Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
ü Конституция Российской Федерации;
ü Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ü Указы Президента РФ;
ü Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
v Несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
v Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
v Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
v Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
v Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
v Правонарушение — родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Цели программы
▬ обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
▬ создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Задачи программы
v повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками;
v защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
v раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
v создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
v осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
v осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
v развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».
Содержание программы
Программа содержит 4 блока:
1. Организационная работа.
2. Диагностическая работа.
3. Профилактическая работа с обучающимися.
4. Профилактическая работа с родителями.
1. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
2. Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
3. Профилактическая работа со школьниками включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:
Этап | Содержание |
Изучение подростка и окружающей среды | Диагностика подростка |
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению | Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений |
Самовоспитание, самоконтроль | Поддержка подростка в процессе самовоспитания и самоконтроля |
4. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, проведение родительского всеобуча, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, воспитатели, учителя-предметники, медико-психолого-педагогическая служба.
Планы мероприятий по блокам работы:
1. Организационная работа:
Ø Организация работы Совета профилактики.
Ø Проведение тематических педагогических советов.
Ø Педагогический всеобуч для родителей.
Ø Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
Ø Составление социального паспорта классов, школы.
Ø Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.
Ø Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
2. Диагностическая работа:
Ø Анкетирование учащихся 5-11(12)-х классов.
Ø Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
Ø Заполнение карт развития учащихся.
3. Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
Ø реализация классных воспитательных программ;
Ø проведение общешкольных собраний учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних;
Ø проведение занятий по профилактике употребления ПАВ «Навыки жизни» (7-9 класс);
Ø проведение тренинговых занятий «Навыки жизни» (7-9 класс);
Ø проведение бесед по правовой тематике (реализуется на классных часах 1 раз в месяц по выбору классного руководителя):
№ п/п | Раздел | Тема |
Правила общения | ü Знакомство с правилами школьной жизни ü Правило личной безопасности ü Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? | |
Правила поведения | ü Человек в мире правил ü Примерно веди себя в школе, дома, на улице ü За что ставят на внутришкольный учет? ü Правила поведения в школе ü За что ставят на учет в милиции? ü Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей ü Знакомство с правами и обязанностями учащихся | |
Правила дорожного движения | ü Правила поведения и основные правила безопасности в транспорте (автобусе, поезде) ü Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках ü Основные правила поведения учащихся на улице и дороге ü Обязанности пассажиров ü Ответственность за повреждения имущества на транспортных средствах. Вандализм ü Ответственность за нарушение ПДД пешеходом ü Уголовная ответственность за кражи и угоны транспортных средств | |
Я – гражданин России | ü Я — гражданин России ü Что такое закон? Главный закон страны ü Воинская обязанность | |
Права ребёнка | ü Твои права и обязанности ü Равенство прав людей от рождения ü Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка» ü Права детей — забота государства ü Подростку о трудовом праве ü Что делать, если ты попал в милицию? | |
Административная и уголовная ответственность | ü Преступления и правонарушения ü Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония ü Об ответственности подростков за преступления, совершенные на железной дороге ü Административная ответственность подростков перед законом | |
Асоциальное поведение | ü Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?» ü Конкурс стенных газет «Не делай этого!» ü Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания алкоголизм) ü Алкоголь и правопорядок |
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
Ø вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
Ø вовлечение учащихся в КТД в школе;
Ø планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года;
Ø привлечение подростков к шефской помощи дошкольникам и младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:
Ø выявление причин отклонений в поведении;
Ø беседы классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, педагога-психолога с подростками;
Ø приглашение на Совет профилактики;
Ø беседы с инспектором ПДН;
Ø вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
Ø направление ходатайств в КДН;
Ø проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
4. Профилактическая работа с родителями:
Ø выбор родительского комитета в классах;
Ø проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
Ø привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий;
Ø выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутриклассный и внутришкольный контроль;
Ø запрос актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
Ø организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников для родителей;
Ø использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, семинары, тренинги и др.;
Ø проведение педагогического всеобуча для родителей, с использованием различных форм и методов работы:
Тема | Содержание | Ответственные |
По профилактике употребления ПАВ | § ПАВ и его влияние на организм ребенка. § Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ. § Устойчивость подростка в обществе. § Семейные конфликты — причина употребления подростком ПАВ § Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка § Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ. | педагогический коллектив класса |
По профилактике правонарушений и преступлений | § Права и обязанности семьи. § Права, обязанности и ответственность родителей. § Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни. § Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме. § Причина детских суицидов. § Свободное время и развлечения учащихся. |
Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях
Классы | Темы | Ответственные |
(0) 1 | Законы воспитания в семье. Какими им быть? | классный руководитель |
Воспитание ненасилием в семье. | ||
Как научить сына или дочь говорить «нет»? | ||
Детская агрессивность, ее причины и последствия. | ||
За что ставят на учет в милиции? | ||
Свободное время — для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок | ||
Как уберечь подростка от насилия | ||
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. | ||
Как научиться быть ответственным за свои поступки? | ||
Что делать, если ваш ребенок попал в милицию? | ||
11 (12) | Закон и ответственность. |
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
№ п/п | Содержание | Классы | Сроки | Ответственные |
Организационные мероприятия | ||||
Выявление детей «группы риска», детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | дошк. гр., 0 – 11(12) | сентябрь | классный руководитель | |
Организация заполнения в классах социальных паспортов | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | сентябрь | классный руководитель социальный педагог | |
Составление социального паспорта школы | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | сентябрь | социальный педагог | |
Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану) | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | сентябрь | зам. директора по УВР | |
Вовлечение «трудных» уч-ся в работу кружков и секций. | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | сентябрь | педагогический коллектив класса | |
Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: v индивидуальные беседы v вызов на Совет профилактики | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | по мере необходимости | педагогический коллектив класса педагог-психолог социальный педагог | |
Работа с учащимися | ||||
Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | по мере необходимости | социальный педагог | |
Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | по мере необходимости | педагогический коллектив класса педагог-психолог | |
Оказание помощи воспитанникам в трудной жизненной ситуации | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | по мере необходимости | социальный педагог педагог-психолог | |
Организация досуга воспитанников (согласно программы воспитательной работы классов) | дошк. гр., 0 – 11(12) кл. | постоянно | педагогический коллектив класса педагоги доп.образования | |
Обучение учащихся способам разрешения конфликтов: v тренинговые занятия v разыгрывание конкретных жизненных ситуаций v ролевые игры | 5-11 (12) кл. | по отдельному плану работы | педагог-психолог воспитатели | |
Планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года | 5-11 (12) кл. | постоянно | педагогический коллектив класса | |
Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска» | 1-11 (12) кл. | ежедневно | классный руководитель зам.директора по УВР | |
Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время | 1-11 (12) кл. | раз в четверть | классный руководитель | |
Санитарно-просветительская работа по темам: v Вредные привычки v Вредные привычки v Пить и курить – здоровью вредить v Правда об алкоголе и курении v Вредные привычки их продолжение v Профилактика приобщения подростков к алкоголю v Никотин – яд для организма v Вредные привычки v Ведем здоровый образ жизни v Дай оценку своему здоровью | февраль | медицинские работники | ||
Работа с семьей | ||||
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. | дошк. гр., 0 – 11(12) | сентябрь | классный руководитель социальный педагог | |
Работа педагогического лектория для родителей (по отдельному плану) | 1-11 (12) | раз в год | классный руководитель | |
Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися | дошк. гр., 0 – 11(12) | в течение года по плану воспитательной работы класса | педагогический коллектив класса | |
Индивидуальное консультирование родителей: v педагогами v специалистами | дошк. гр., 0 – 11(12) | по запросам | педагоги специалисты | |
Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми: а) на «круглых столах» б) на семинарах в) на родительских собраниях | дошк. гр., 0 – 11(12) | раз в четверть | педагогический коллектив класса специалисты | |
Просвещение родителей (буклеты, памятки): v Стили семейного воспитания v Поощрение и наказание детей v Чему надо научить своего ребенка? v Значение труда в воспитании детей v Памятка для родителей о том, как уберечь своих детей от насилия | дошк. гр., 0 – 11(12) | 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 | социальный педагог | |
Правовой всеобуч учащихся | ||||
Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка | дошк. гр., 0 – 11(12) | постоянно | педагогический коллектив класса | |
Проведение бесед по правовой тематике с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений | 0 – 11(12) | 1 раз в месяц (по отдельному плану) | классный руководитель | |
Ситуативная игра «Улица полна неожиданностей» | дошк.гр. 0-1 | май май | зав.библиотекой | |
Стенды для учащихся по правовому всеобучу: v Права и обязанности несовершеннолетних v Ответственность несовершеннолетних v Уголовная ответственность несовершеннолетних v Мода и ее влияние на здоровье детей v Административная ответственность несовершеннолетних v Основные документы, защищающие права детей v «Учись понимать себя и других» v «О нравственных и безнравственных поступках и их последствиях. Как уберечься от насилия» v «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения» v «Здоровый образ жизни» v «Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке» v «Ответственность за порчу имущества» v «Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния» v «Правила поведения с незнакомыми людьми» v «Кодекс об административных правонарушениях» v «Материальная ответственность подростка» v «Права и обязанности школьника» v «Мелкое хулиганство, ответственность» v «Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин» v «С какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего» | 0 – 11(12) | 2011-2012 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 2012-2013 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 2013-2014 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 2014-2015 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 2015-2016 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть | социальный педагог | |
Повышение правовой грамотности педагогов школы | ||||
Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних | дошк. гр., 0 – 11(12) | постоянно | классные руководители учителя предметники воспитатели педагог-психолог социальный педагог младшие воспитатели | |
v Буклет «Дети «группы риска» v Буклет «Школьная дезадаптация: признаки, причины, последствия» v Буклет «Агрессивные дети» v Буклет «Конфликт. Пути выхода из конфликта» v Буклет «Детский суицид» | 0 – 11(12) | 2011-2012 ноябрь 2012-2013 ноябрь 2013-2014 ноябрь 2014-2015 ноябрь 2015-2016 ноябрь | социальный педагог | |
Диагностика и анкетирование | ||||
Анкетирование учащихся: Анкета «Отношение подростков к вредным привычкам» | сентябрь | педагогический коллектив класса | ||
Анкета «Твои права и обязанности» | октябрь | |||
Анкета «Вредные привычки и Я» | ноябрь | |||
Анкета «Я и ценности моей жизни» | декабрь | |||
Анкета «Насилие в школе» | февраль | |||
Анкета «Недописанный тезис» | март | |||
«Я и смысл моей жизни» | 11 (12) | апрель | ||
Диагностика учащихся: v Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности v «Семья и родители глазами ребенка» v Методика предрасположенности к конфликтам v Методика составления расписания v Анкета «Взаимоотношения в семье» v Проективная методика «Несуществующее животное» v Опросник Басса-Дарка v Тест тревожности Филипса v Тест тревожности Амен, Темпл, Дорки v Социометрия v Социометрия | 5-11 (12) (0) 1-4. 5-11 (12) 5-11 (12) (0) 1-4 (0) 1-4 5-11 (12) | 2011-2012 ноябрь 2012-2013 ноябрь 2013-2014 ноябрь 2014-2015 ноябрь 2015-2016 ноябрь ежегодно (ноябрь) ежегодно (февраль) ежегодно (март) ежегодно (декабрь) ежегодно (февраль) ежегодно (март) ежегодно (март) | социальный педагог педагог-психолог | |
Анкетирование родителей: v «Методика изучения уровня удовлетворенности работой школы» v Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка v Анкета-опрос родителей воспитанников v «Идеальная школа» v «Мои методы наказания» v «Безопасность вашего ребенка на дороге» v «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?» v Анкета с целью выявления уровня педагогической культуры родителей и формы взаимодействия семьи и школы | дошк. гр., 0 – 11(12) вновь прибывшие дошк. гр., 0 – 11(12) | ежегодно март-апрель ежегодно октябрь ежегодно март-апрель 2011-2012 март-апрель 2012-2013 март-апрель 2013-2014 март-апрель 2014-2015 март-апрель 2015-2016 март-апрель | социальный педагог | |
Анкетирование и диагностика педагогов: v Анкетирование «Определение детей «группы риска». v Опросник выявления предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению у учащихся. v Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию v Вырабатываете ли вы в себе положительное отношение к детям в процессе беседы? v Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению v Методика «Психологический портрет учителя» v Опросник Басса-Дарки | дошк. гр., 0 – 11(12) | ежегодно 2011-2012 октябрь 2012-2013 октябрь 2013-2014 октябрь 2014-2015 октябрь 2015-2016 октябрь | социальный педагог социальный педагог зам. директора по УВР социальный педагог социальный педагог социальный педагог социальный педагог |
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года
Классы | Знания, умения, навыки |
1 класс | Знать: · правила поведения в школе · название государства и государственную символику · законы класса · правила личной безопасности Уметь: · соблюдать правила поведения в школе · выполнять законы класса · соблюдать безопасность на улице |
2 класс | Знать: · какого человека называют гражданином · качества человека, необходимые достойному гражданину · основные обязанности и права ученика · правила поведения в общественных местах, дома, в школе Уметь: · различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни · высказывать негативное отношение к плохим поступкам Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях |
3 класс | Знать: · что такое закон · как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина · какие поступки нарушают устав школы · какие правила поведения надо соблюдать на железной дороге Уметь: · дисциплинированно вести себя на железной дороге · соотносить моральные нормы с повседневным поведением |
4 класс | Знать: · элементарные права людей · какие правонарушения и преступления может совершить школьник · первоначальные представления о юридической ответственности Уметь: · уважать людей · бережно относиться к своему и чужому имуществу |
5 класс | Знать: · права и обязанности учащихся школы · название основного документа о правах ребенка, основные его статьи · меру наказания за нарушение Правил дорожного движения Уметь: · дисциплинированно вести себя на автодороге · защищать свои права · выполнять обязанности школьника |
6 класс | Знать: · сущность преступления и правонарушения; · отличие правовых норм от норм морали; · как государство может защитить права ребенка Уметь: · различать административный проступок и преступление; · правильно оценивать поступки людей; |
7 класс | Знать: · понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении · меру наказания за преступления, совершенные на железной дороге · особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних Уметь: · осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних · предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее · не создавать криминальных ситуаций на железной дороге |
8 класс | Знать: · понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения · способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков Уметь: · соблюдать правопорядок в общественных местах · противостоять вовлечению к употреблению ПАВ |
9 класс | Знать: · мотивы, которые могут привести человека к преступлению · права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу · способы поведения в критической ситуации Уметь: · защищать себя при нарушении трудовых прав · помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию |
10 класс | Знать: · о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма · свои права и обязанности при общении с органами правопорядка · основные положения Декларации прав человека Уметь: · негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы · отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка |
11 (12) класс | Знать: • понятие «воинская обязанность» • положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя • особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений • уметь проявлять волевые качества в выборе образа поведения |
Планируемые результаты
1 блок | Ø разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений Ø создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» |
2 блок | Ø получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи Ø получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи Ø получение информации о состоянии здоровья учащихся |
3 блок | Ø сформировать у учащихся образ жизни Ø сформировать жизненную позицию ребёнка |
4 блок | Ø создание приоритетного родительского воспитания Ø организация педагогического просвещения родителей Ø построение демократической системы отношений детей и взрослых |