10
Лекция 4
- Понятия: «воспитание», «воспитанность», «воспитуемость».
- Понятие о закономерностях воспитания.
- Принципы воспитания.
- Психологическая сущность воспитания
1. Понятия: «воспитание», «воспитанность», «воспитуемость».
Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности выступает понятие «воспитание». Категория воспитания — одна из основных в педагогике. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Существует необходимость терминологического рассмотрения данной категории.
Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» — это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном значении слова процесс воспитания свойственен даже животным.
Сегодня термин «воспитание» далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее нельзя не признавать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. «Питание», в его прямом значении, обеспечивает рост и функционирование организма. «Питание», в образном смысле, означает социализацию маленького ребенка, вхождение его в культуру и «усвоение» того, что выработано культурой.
Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют следующие аспекты анализа этого понятия:
- воспитание (в широком социальном смысле) включает воздействие общества на личность в целом (т.е. воспитание отождествляется с социализацией) и рассматривается как целенаправленное, социальное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека;
- воспитание (в узком смысле) понимается как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).
Методика работы над понятиями «звук», «слог», ...
... русского языка, воспитанию любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. Задачи: 1. Выявить психолого-педагогические основы формирования научных понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» в ...
Центральное понятие «воспитание» имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. Среди таких понятий, прежде всего, необходимо выделить понятие «социализация».
Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации — усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия, так и под влиянием социально контролируемых в процессе воспитания условий.
Воспитание, будучи частью социализации личности, осуществляется в процессе образования путем специальной педагогической организации жизнедеятельности воспитуемых. Организация жизнедеятельности воспитанников предполагает условия для участия в различных видах деятельности — познавательной, предметно-практической, духовно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной. Особую роль в воспитании играет искусство, которое отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя.
Систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы образования и организации жизнедеятельности непосредственно зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности воспитанников, от специфики системы воспитания в целом.
Необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности, а также воспитуемости.
Воспитанность, по определению В.И. Журавлева, — наблюдаемые визуально и устанавливающие меру реализации на практике выработанных у школьников знаний, навыков и умений поведения.
Среди основных показателей воспитанности Н.Е. Щуркова выделят следующие:
- внешний вид ребенка;
- мимический и пластический образ;
- речь;
- поведение, складывающееся из отдельных поступков;
- избирательная деятельность;
- реакции на социальные явления;
- система его взаимоотношений с окружающими;
- качественность его предметной деятельности;
- идеалы.
Воспитуемость — это откликаемость личности на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности. А.К. Маркова выделяет следующие уровни воспитанности и воспитуемости: Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе).
Модель социального воспитания личности в семейном социуме
... воспитание сложный и противоречивый процесс вхождения, включения подрастающего поколения в жизнь общества, в быт, общественно-производительную деятельность, становления их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями. Воспитание ... его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития. Важно понять и осознать, что воспитание сегодня становится своеобразным механизмом актуализации идей ...
Нравственные представления синтезируются в целостное индивидуальное мировоззрение. Присутствует согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Характеризуется гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Свойственны развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. Для личности присуще «сильное» целеполагание, то есть — удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Воспитанник характеризуется преобладанием положительных конструктивных эмоций в учении.
Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, а личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Воспитанник также характеризуется несогласованностью нравственных знаний, убеждений и поступков. Мотивы учения присутствуют на уровне интереса к фактам, однако их ориентация узкая – только на результат работы, при отсутствии интереса к способам работы. Цели личности — негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.
Воспитуемость (высокий уровень): откликаемость на помощь другого человека в развитии его личности — следование советам другого человека. Легкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения в новых условиях. Активная ориентировка в новых социальных условиях.
Воспитуемость (низкий уровень): закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых социальных условиях. Трудновоспитуемость — барьеры, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека.
2. Понятие о закономерностях воспитания
Под закономерностями воспитания понимают устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет достигать эффективных результатов в развитии и формировании личности. Знание закономерностей воспитания создает условия для прогнозирования воспитания, придает ему содержательную и методическую осмысленность. Выделяются общие и частные закономерности воспитания:
Общие закономерности воспитания:
- Характер воспитания определяется объективными потребностями и интересами общества.
- Единство целей, содержания и методов воспитания.
Частные закономерности воспитания:
- Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что, личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. И это овладение требует от него соответствующей деятельности. Необходимость комплексной организации разных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности является существенной закономерностью воспитания
Поскольку целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, поэтому в процессе его реализации необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним относятся:
Психология личности и деятельности юриста
... сознания является личность. Личность - это человек в единстве всех его социально-психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность. Деятельность - это взаимодействие конкретного человека с объективной ... Скакуна О.Ф., Овчаренко Н.И. Цель работы рассмотреть тему "Психическое состояние личности", для раскрытия данной цели в работе ставится следующие задачи: Рассмотреть основные ...
— учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития;
— гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с развитием чувств гражданственности и воспитанием чувства со-причастности к стране, родине, со-гражданам;
— общественно полезна деятельность, формирующая стремление к созидательности;
— морально-нравственная деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и т.д.);
— художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию;
— физкультурно-спортивная, обеспечивающая физическое развитие, развитие двигательных качеств и навыков.
- Активность формируемой личности в организуемой деятельности. Эта закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.
Активность определяется как деятельное состояние субъекта, т.е. действующего лица. Первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой. (Например, учащийся, попадая в другую языковую среду, замечает и эмоционально переживает недостатки своей речи, что может побудить его к ее совершенствованию. Или выполнение той или иной работы сталкивает учащегося с отсутствием соответствующих умений, что приводит к внутреннему переживанию и, следовательно, к овладению новыми приемами работы).
- Гуманнизм и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и учащегося вызывает у него определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, то воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.
В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на себе печать негативности, авторитарности, воспитательное влияние педагога вызовет у последнего отрицательные переживания и не будет иметь положительного воспитательного эффекта.
Существенной особенностью воспитания в этом случае является то, что педагог должен заботиться об укреплении благожелательных отношений с учащимися, проявлять к ним искреннее уважение, педагогический такт, создавая условия для их благоприятного самочувствия, психологического комфорта и укрепления личного достоинства. В то же время необходимо предъявлять к учащимся высокие требования, побуждать к улучшению своего поведения.
Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным ...
... их делом. Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным для воспитания познавательных потребностей детей? А какой – наименее? Обоснуйте ответ. 7. ОПЯТЬ ОБЕЗЬЯНА! Однажды ... ЗЕРКАЛО ГЕЗЕЛЛА В ходе исследования пытались установить взаимосвязь познавательных потребностей детей 8-9 лет и стратегии воспитания. Детей с мамами пригласили, якобы для эксперимента, и попросили ...
- Открытие перед учащимися перспектив роста, помощь в достижении успеха. Способность видеть образовательную перспективу ученика проявляется созданием такого образовательного пространства, которое сопряжено с жизненной ситуацией и личным опытом ученика, задает развитие и саморазвитие. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о том, что всякая деятельность человека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и направляют, стимулируют ее. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов. В тех же случаях, когда намеченные цели не реализуются, она испытывает внутреннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психического напряжения. Повторение неудач снижает активность личности. (Например, школьник, отставший в учебе, совсем перестает учиться. Включая учащегося в разнообразные виды деятельности, стимулируя его активность, есть необходимость обеспечить условия успеха в этой деятельности, чтобы она вызывала у них положительные эмоциональные переживания).
- Выявление положительных качеств учащихся и опора на них. В силу физических и психических различий, а также особенностей предшествующего опыта деятельности каждый школьник развивается по-разному. Критика и осуждение недостатков в поведении школьника не только не снимают у него негативных психологических переживаний, но, наоборот, усугубляют их. Истина заложена в народном изречении, которое гласит: предположить порок — значит создать его.
Обращение внимания на то положительное, что есть в ученике, и, опираясь на это положительное, есть возможность возбудить у него стремление (потребность) к улучшению своего поведения.
Воспитание через положительное требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ориентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует делать.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. На поведении и развитии личности сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности. Не меньшее влияние на воспитание оказывают особенности умственного, физического и нравственного развития учащихся, их реакция на внешние воздействия.
- Личностный подход в воспитании. Личностный подход основывается на признании права каждого из участников образовательного процесса быть «личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим людям». Понимание данного определения личностного подхода настраивает педагога видеть в каждом воспитаннике уникальную личность и позволяющем, соответственно, самому воспитаннику считать себя таковой. Характерные проявления личностного взаимодействия: помощь преобладает над доминированием; понимание над осуждением; принятие, одобрение над отказом; уважение неприкосновенности над её нарушением; позитивность над негативностью; открытость над замкнутостью; согласие с неопределенностью над нетерпимостью.
- Воспитание может осуществляться в коллективе и через коллектив.
Особенности данной закономерности:
Формы и методы организации социально-культурной деятельности ...
... потребностей, а также создание условий для самореализации и самосовершенствования каждой отдельно взятой личности. Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в социальном воспитании и развитии человека, ... научном плане, исследующем наиболее рациональные пути обучения; как система способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении; в качестве реального процесса ...
- Личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе;
- Влияние коллектива обеспечивает свободу и защищенность личности, что обогащает ее, если выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство социальных ценностей.
- Единство и согласованность педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. Школьники, как правило, находятся под воспитательным влиянием не одного, а нескольких учителей. В их воспитании активное участие принимают детские и юношеские организации, а также семья и общественность. Если все эти влияния не будут согласованными и будут действовать в различных или тем более в противоположных направлениях, воспитательная работа не будет давать желаемого эффекта.
3. Принципы воспитания
Принципы воспитания — это общи исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. В них выражается ведущее направление воспитательной деятельности и характеризуется особый стиль воспитания.
К принципам воспитания применимы следующие требования:
- обязательность — успешность воспитательного процесса определяется полнотой воплощения теоретических принципов в практической деятельности;
- комплексность — принципы воспитательного процесса предполагают одновременное использование;
- равнозначность означает отсутствие иерархии в системе воспитательных принципов — нет главных принципов и второстепенных.
Основными компонентами модели воспитательного процесса согласно Законе РФ «Об образовании», на сегодняшний день, являются:
- Сохранение в воспитании преемственности поколений, интеллектуального освоения проблем науки, истории, культуры, образования;
- Углубление и обновление воспитательного процесса познавательной, художественно-эстетической, историко-краеведческой, спортивной, игровой, трудовой деятельностью;
- Педагогический процесс воспитания должен соотноситься с самовоспитанием обучающихся, становлением их мировоззрения, самосознания, ценностных ориентаций, самоопределением в получении образования, выборе профессии, принятием жизненно важных решений.
Компоненты современной модели образования и рассмотренные закономерности воспитания выступают основой для формулирования основополагающих принципов, или требований, на основе которых необходимо осуществлять процесс воспитания. В процессе воспитания и развития личности, в целом, важнейшими методологическими принципами являются:
- принцип научности, определяющий приоритетные задачи современного образования и воспитания в учебных заведениях, включения в процесс воспитания новых интеллектуально-познавательных, философских и мировоззренческих идей;
- принцип возрастного подхода, основанный на учете психологических, физиологических, интеллектуальных и других индивидуальных особенностей обучающихся разного возраста;
- принцип природосообразности в воспитании личности дошкольника, младшего школьника, подростка, старшеклассника позволяет рассматривать развитие ребенка в соответствии с физиологическими, психическими особенностями, данными ему от природы и с учетом усложнения задач его умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового потенциала;
- принцип культуросообразности направлен на воспитание обучающихся в духе народных культурных традиций, восприятие достижений отечественной и мировой культуры, искусства, уважение к родному и иностранным языкам как области сознания, межнациональной и межкультурной коммуникаций, приобщении к материальному и духовному наследию, ценностям мировой цивилизации;
- принцип конкретно-исторического подхода к анализу общественных явлений и воспитания в социальных условиях рыночных отношений, имеет значение в оценке взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов в научной, психологической и практической подготовленности выпускника средних общеобразовательных учебных заведений к продолжению образования в средних и высших учебных заведениях и к труду;
- принцип гуманизма как нравственной, мировоззренческой категории и области сознания личности в воспитательном процессе школы приобретает особую значимость в гуманистической направленности и ориентации воспитания детей, подростков, юношества;
- принцип единства и целостной совокупности основных компонентов мировоззрения (взглядов, убеждений, идеалов) в процессе воспитания, является целесообразным в определении духовности, ценностных ориентаций личности в мире человеческих отношений, образования, культуры и труда;
- принцип связи теории с практикой выражает проявление мировоззрения, самосознания, самовоспитания личности в различных видах деятельности с учетом профессиональной направленности, духовных интересов и потребностей, создания благоприятных социально-психологических условий и нравственного климата для утверждения человеком своих духовно-нравственных позиций и жизненных планов.
4. Психологическая сущность воспитания
Процесс воспитания — явление многофакторное, в котором проявляются многочисленные объективные и субъективные компоненты, обусловливающие своим совокупным действием сложность данного процесса.
Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей
... по дисциплине «Человек и его потребности» и данные профессиональных Интернет-ресурсов и публикаций по основам общей психологии и философии. 1. Мотивационная сфера личности Всякая деятельность человека побуждается не одним ...
С точки зрения социальной, воспитание — это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
В психологическом смысле воспитание направлено на целостное формирование личности.
За внешними проявлениями личности стоят те или иные потребности и мотивы. По тому, какие потребности и мотивы преобладают судят о направленности личности, что определяет характер взаимодействия, деятельности, поведения человека. Воспитывать — значит управлять иерархией потребностей и мотивов.
Потребность — это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности отражают устойчивые требования внутренней среды организма и внешних условий жизни. Осознанные потребности проявляются в форме мотивов поведения.
Воспитание на основе потребностей человека
... личности человека. Это био-психо-социальные потребности, выражающие сущность тройственной природы человека, существа биологического, психического и социального, что образует внутренний конфликт личности как источник его развития. Потребности лежат в основе мотивов ...
Формирование потребностей зависит от:
- установок общества в целом;
- ближайшего окружения воспитуемого;
- личных способностей и возможностей;
- личных склонностей;
- простого случая, который привел когда-то к удовлетворению потребности и, следовательно, закрепил ее.
Виды потребностей:
- Материальные потребности лежат в основе жизнедеятельности человека (это потребности в еде, одежде, жилище и проч.).
- Социальные потребности – потребности в труде, общении, общественной деятельности, уважении, признании, заботе и проч.
- Духовные потребности – специфические человеческие потребности. К ним относят потребности в познании, эстетике, потребность в самоактуализации. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, познании мира в целом) и частные (познание специфических явлений действительности).
Потребность в эстетике основана на стремлении человека сделать свою жизнь, быт, отдых красивой. Созерцание эстетических ценностей в действительности дает возможность получить эстетическое наслаждение, облагораживает личность. Потребность в самоактуализации означает стремление человека к раскрытию своего потенциала, реализации внутренних сил, возможностей, способностей.
Мотивы — это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Каждое действие и поступок человека в норме мотивированны, и он отдает себе ясный отчет в этом.
Выделяется три основные группы мотивов:
1. Личные — мотивы обеспечения собственного благополучия, «комфорта» в самом широком смысле (душевного, бытового и т.д.) и мотивы самоутверждения. Эту группу мотивов условно называют «они для меня». Личный мотив далеко не всегда зло: здоровое честолюбие бывает полезной для общества, чем равнодушие к личным достижениям.
2. Коллективистские («я — для них») — под коллективом, интересами которого диктуется в данном случае поведение, может подразумеваться и семья, и небольшая группа ближайших друзей, и спортивная команда, и даже всё человечество… и, с другой стороны, — партнёры по карточной игре, собутыльники, члены воровской шайки (откуда следует, что коллективистическая направленность не всегда благо: все зависит от конкретной ситуации, в которой она проявляется).
3. Деловые («я — для дела») — сюда относятся мотивы увлечённости каким-либо делом (достигающей порой степени одержимости, страсти), причём, основное значение для человека может иметь либо сама деятельность как таковая, либо её результаты.
Качество личности человека состоит из двух взаимосвязанных элементов: мотив, то есть желание действовать определенным образом, побуждение к деятельности и действие, то есть реализация этого мотива и проявление его в деятельности.
Индивидуальные различия личностей выражаются в соотношении мотива и действия:
- «положительный мотив — положительное действие» — благоприятное сочетание, которое отражает позитивное, гармоничное развитие личности;
- «отрицательный мотив — отрицательное действие» характеризует асоциальность развития личности;
- «отрицательный мотив — положительное действие» свойственно человеку, который поступает хорошо только при определенных обстоятельствах, чаще выгодных ему, использует ситуацию для достижения своих скрытых целей.
- «положительный мотив — отрицательное действие» присуще человеку, который понимает, что и как нужно делать, но не делает, поскольку у него на должном уровне не сформированы такие качества как организованность и воля.
Воздействие педагога направлено на формирование, закрепление или изменение потребностей и мотивов, что вызовет появление и развитие новых отношений, мыслей, чувств, действий воспитанников.
На тему: «Потребности человека»
... а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма ...