Тема 3. Становление и развитие личности в спорте

12

Лекция 6

1. Основные факторы развития личности спортсмена.

2. Овладение спортивной деятельностью и психологическая структура спортивной деятельности.

3. Основные модельные характеристики спортивной деятельности.

4. Кризисы спортивной деятельности.

4. Понятие и особенности спортивной карьеры.

1. Основные факторы развития личности спортсмена.

Выделяются следующие факторы развития спортсмена:

1. Общие условия и требова­ния спортивной деятельности то, что характерно для любого ви­да спорта и отличает спорт от других видов деятельности:

  • Усложнение усло­вий деятельности, рост физических и нервно-пси­хических нагрузок, вплоть до возрастания их по характеристике — экстре­мальных;
  • Состязательность, соперни­чество на соревнованиях и на тренировках — с реальным или во­ображаемым соперником, с са­мим собой;
  • Самосовершенствование как средство и как цель деятельности, в которой спортсмен яв­ляется одновременно и субъектом, и объектом разнообразных влияний и самовоздействий;

Эти условия и требования спортивной деятельности неодинаково проявляются на разных уровнях спор­та: в массовом спорте; любительском спорте высших достижений; профес­сиональном спорте (Таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта

Параметры сравнения

Уровни спорта

Массовый спорт

Спорт высших достижений

Профессиональный спорт

Уровень состязатель­ности

Невысокий (в соревнованиях — главное не победа, а участие)

Высокий

Предельно высокий

Самосо­вершенст­вование как цель и как средство

Цель — самосовершенствование, сам процесс двигательной дея­тельности, получение удоволь­ствия

Цель — высокие ре­зультаты, победы, завоевание прести­жа. Самосовершен­ствование — средство

Цель — не только престиж, но и вы­сокие доходы. Самосовершенст­вование — средство

Нагрузки

Сочетание постепенно возрас­тающих физических нагрузок с оптимальными нервно-психичес­кими нагрузками. «Тренировать­ся, но не перенапрягаться»

Экстремальность физических и нервно-психических нагрузок

Экстремальность физических и нервно-психичес­ких нагрузок

Степень специали­зации

Геиерализованность, но возможна и узкая специализация в определенном виде спорта

Как правило, узкая специализация

Узкая специализа­ция

  1. Специфические условия и требования избранного вида спор­та. Каждый вид спорта специфичен и задает определенную систему требований к психике и личности спортсмена. Специфические требования вида спорта отражаются следующими блоками:
  • Психологическая характери­стика объективных условий дея­тельности в виде спорта (место вида спорта в различных клас­сификациях соревновательных упраж­нений; правила соревнований; особен­ности тренировочного процесса, физи­ческих и психических нагрузок; кален­дарь соревнований и т.п.);
  • Требования к психомоторике и психическим процессам спорт­смена (двигательные качества; ощуще­ния, специализированные восприятия, память и идеомоторика, мышление, вни­мание; экспрессия; характерные трени­ровочные и соревновательные препят­ствия и трудности; типичные причины технических и тактических ошибок; пу­ти специализированного развития дви­гательных качеств и психических про­цессов и т.п.);
  • Типичные психические со­стояния спортсменов и способы их регуляции;
  • Требования к психическим свойствам (специальные способнос­ти; спортивный характер; свойства нервной системы и темперамента; мотива­ция стили деятельности), пути их фор­мирования или компенсации;
  • Требования к межличност­ным отношениям в спортивной ко­манде и отношениям между тренером и спортсменом;
  • Требования к тренеру вида спорта.

3. Индивидуальные (единич­ные) условия спортивной дея­тельности. Эта группа факторов включает: одаренность спортсмена; конкретные условия тренировочного процесса; особенности методики тре­нировки и личности тренера; влияние семьи, друзей, партнеров, соперников, судей, зрителей и других людей из социального окружения, наконец, меру и характер собственной активности спортсмена.

Данные факторы в большей или меньшей степени зависят от спортсмена и могут им регулиро­ваться. За счет одаренно­сти, собственной активности с исполь­зованием рациональной системы тре­нировки и подводки к стартам, эффек­тивного взаимодействия с социальным окружением спортсмен адаптируется к объективным условиям и требованиям спортивной деятельности, достигает успеха в ней.

Разные спортсмены используют этот фактор по-разному. Некоторые максимально используют свои природные задатки, например, дви­гательную одаренность, другие — высо­кую моти­вацию, третьи — хороший интеллект. Одновременно они компенсируют свои слабые стороны, формируют недос­тающие.

Развитие идет в процессе самой спортивной деятельности — овладения ею и последующего совершенствова­ния, которое не имеет преде­ла. Успешность спортивной карьеры зависит от эффектив­ности использования факторов треть­ей группы для адаптации к факторам первой и второй групп.

2. Овладение спортивной деятельностью и психологическая структура спортивной деятельности

Спортивная деятельность является достаточно трудной и владение ею на высоком уровне доступно не каждому. Овладение спортивной дея­тельностью связано с освоением ее психологической структуры, в ко­торой выделяют три блока: мотива­цию, средства и результаты дея­тельности.

1. Мотивация спортивной дея­тельности.

Моти­вация совокупность различных побуж­дений к определенной активности, ко­торые порождают, стимулируют и регу­лируют эту активность. Блок мотива­ции образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда свя­зано с возникновением внутреннего на­пряжения, более или менее выражен­ного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соот­ветствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает поисковую активность, направленную на поиск способа ее удо­влетворения.

Любая потребность может быть удовлет­ворена разными способами. Человек может выбрать любой спо­соб из тех, которые он знает, но ре­ально сфера его выбора лимитируется конкретными условиями жизни. Иногда сами жизненные обстоятельства под­талкивают к выбору определенного пу­ти. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без ясного осознания про­цесса. Часто именно так, спонтанно про­исходит выбор спортивной деятельно­сти как способа удовлетворения сна­чала, может быть, только одной, а за­тем — целого комплекса потребностей.

Г.Д.Горбунов включает в этот ком­плекс следующие потребности; потреб­ность в деятельности, активности, по­требность в движении, потребность в реализации цели и свобо­ды, потребность в со­перничестве, соревновании, самоутвер­ждении, потребность быть в группе, об­щаться, потребность в новых впечат­лениях и др.

Мотив побуждение к опреде­ленной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Если потребность является ис­точником активности, то мотивы при­дают этой активности определенное на­правление и удерживают человека в рамках данного пути. Для спортивной деятельности ха­рактерно большое разнообразие мотивов (Таблица 2).

Таблица 2

Классификация мотивов спортивной деятельности

по направленности на процесс или ре­зультат деятельности

по степени устойчи­вости

по связи с целями спортивной деятельности

по месту в системе «Я-другие»

по доминирующей установке

процессуальные

мотивы (интерес,

удовольствие и

др.);

результативные мотивы

(ожидание награ­ды, позитивные

социальные по­

следствия победы

и т.п.)

ситуативные

(временные,

проходя­щие);

устойчивые (дол­говремен-­

ные, часто

многолетние)

Смыслообразую-

щие (прямо связанные с

целью);

стимулы (побу­ждающие к дея­тельности, но

прямо не связан­ные с ее целью,

например, матери­альные стимулы в

любительском

спорте)

индивидуальные

(мотивы личного

самоутверждения)

групповые

(патриотизм

всех уровней,

мотивы

честной соревнователь­

ной борьбы и

др.)

мотивация дос­тижения успеха

(мотивы, нацеливающие на победу);

мотивация избе­жания неудачи (мотивы, нацеливающие на защиту от

возможных неудач)

Если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели – это то, насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предпо­лагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому цели — это своеобраз­ные вехи, которые человек мысленно выстраивает на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний лич­ности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели.

Цели всегда осознавае­мы и являются итогом мысленной ра­боты, в процессе которой человек пыта­ется в идеальной форме разрешить про­тиворечие между требованиями спо­ртивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собст­венными возможностями, способнос­тями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора ак­тивности, влияя на выбор конкрет­ных средств достижения желаемого результата.

Таким образом, блок мотива­ции выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:

  • является пусковым механиз­мом деятельности;
  • поддерживает активность в процессе трени­ровочной и соревновательной дея­тельности;
  • регулирует содержание актив­ности, использование различных средств деятельности для достижения желае­мых результатов.

2. Средства спортивной деятель­ности. К ним относят способы и ус­ловия, а также индивидуальный стиль деятельности.

В качестве способов спортивной деятельности рассматриваются движе­ния и действия (двигательные и умст­венные; технические и тактические), физические упражнения — трениро­вочные и соревновательные. В теории и методике спортивной тренировки разработаны рациональ­ные способы выполнения физических упражнений, совокупность которых образует технику определенного вида спорта. Каким из этих способов деятельности спортсмен будет отдавать предпочтение, зависит, с одной сторо­ны, от его целей, а с другой — от усло­вий деятельности:

  • К числу объективных условий можно отнести общие требования спортивной деятельности, специфические требования вида спорта, а также кон­кретные условия спортивной карьеры и жизни спортсмена, включая, например, материальную базу для тренировок, ка­чество инвентаря, квалификацию тренера и используемые им технологии обучения, воспитания и т.п.
  • Субъективными условиями спортивной деятельности являются при­родные задатки, развитые в специали­зированном направлении психические процессы (ощущения, специализирован­ные восприятия, особенности внима­ния, памяти, мышления и т.п.), домини­рующие тренировочные и соревнова­тельные психические состояния, спор­тивно-важные психические свойства (чер­ты спортивного характера, специальные способности) и опыт спортсмена, во­площенный в знаниях, умениях и навы­ках. Субъективные условия спортивной деятельности формируются в процес­се физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки.

Таким образом, объективные усло­вия деятельности — это уровень требований к спортсмену, субъективные — это его возможности плюс активность, на­целенная на расширение и повышение этих возможностей.

Интегральной характеристикой бло­ка средств является индивидуальный стиль деятельности — относи­тельно устойчивая система эффективных приемов и способов деятельности, отвечающая индивидуально-психологи­ческим особенностям спортсмена.

Индивидуальный стиль деятельности складывается и трансфор­мируется на протяжении спортивной карьеры, реализуя функцию согласования, уравновешива­ния объективных и субъективных условий деятельности и отражая ту закономерность, что человек не только сам приспосабливается к деятельности, но и приспосабливает деятельность к себе. Кроме того, индивидуальный стиль деятельности связывает блоки мотивации и средств спортивной деятельности в ее психо­логической структуре, пытаясь разре­шить противоречие как между объек­тивными и субъективными условиями деятельности, так и между целями и возможностями спортсмена.

В целом, блок средств спортив­ной деятельности обеспечивает прак­тическую реализацию целей и планов спортсмена, превращая образы пред­полагаемых результатов деятельности в ее реальные эффекты.

3. Результаты спортивной де­ятельности. Результаты рассматривают в уз­ком и широком смыслах:

  • В узком смы­сле это конкретные спортивные до­стижения, выраженные в секундах, метрах, баллах и т.п., занятых местах, рекордах, квалификации и титулах спортсмена;
  • В широком смысле результаты спортивной деятель­ности связаны с влиянием спорта на развитие че­ловека и человеческого общества. Здесь обычно выделяют: биологичес­кие, педагогические, психологические и социальные эффекты спорта (здоро­вье, физическое развитие, физическая подготовленность, спортивный харак­тер, особенности психической саморегуляции, социальный статус, стиль по­ведения и т.п.).

Результаты спортивной деятель­ности в широком и узком смысле тесно взаимосвязаны. Достижения в разви­тии спортсмена воплощаются в дина­мике его спортивных результатов, ко­торые, в свою очередь, влияют на само­оценку спортсмена и «масштабность» его личности в целом. Кроме того, оче­видно и «социальное звучание» спор­тивных рекордов, раскрывающих воз­можности человека в сфере двига­тельной деятельности и поднимающих престиж не только спортсмена, но и его тренера, команды, страны. Каждое спортивное дос­тижение — это «скачок» в развитии, на­рушение равновесия и, следовательно, пробуждение новых потребностей и мотивов, стимулирующих постановку новых целей или корректировку ста­рых.

3. Основные модельные характеристики спортивной деятельности

Подобно тому, как можно построить различные психологические модели че­ловеческой жизни в целом, можно построить и психологические мо­дели спортивной карьеры, в частности.

Концепция Н.А. Государева пост­роена на основе обобщения мемуаров известных спортсменов и тренеров, ма­териалов спортивной прессы и практического опыта работы в качестве спор­тивного психолога, а также она ба­зируется на общепсихологической кон­цепции деятельности и мотивации (А.Н.Леонтьев и др.).

Автором выделено три модели (способа организации) спортивной деятельности:

1) модель облегченной деятельности;

2) модель предельных напряжений;

3) модель надежной дея­тельности.

Критерием классификации послужил доминирующий характер пси­хической активности субъекта.

В каждый момент времени внешняя ак­тивность человека может иметь только одну из направленностей: потребностную, мотивационную или це­левую. Направленность оп­ределяет тот способ, которым в на­стоящее время руководствуется че­ловек в своей деятельности — чувст­венный, эмоциональный, рациональный. К чему человек прислушивается, — к ощущениям, к эмоциям или к голосу разума, на волну какого психического процесса на­строен характером ситуации или сво­им характером, условиями или возмож­ностями — таков и ведущий способ дея­тельности. Раз­витие в русле той или иной психиче­ской активности формирует челове­ка потребностного, человека мотивационного или человека целевого.

Если природные возможности ве­лики и социальные условия благопри­ятны, — это модель облегченной дея­тельности и предпосылки развития человека потребностного.

Если есть биологический де­фект или дефицит социальных усло­вий при большом резерве сип и высо­кой мотивации достижения — это мо­дель предельных напряжений, предпо­сылки развития человека мотивационного.

Если возможности и условия сба­лансированы — это модель надежной деятельности, предпосылки разви­тия человека целевого.

Обобщенно наиболее существен­ные характеристики каждой из моде­лей спортивной деятельности и типич­ных для них кризисов представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Основные модельные характеристики спортивной деятельности (по н.А.Государеву)

Характеристики модели

Модель облегченной деятельности

Модель предельных напряжений

Модель надежной деятельности

Ведущий способ дея­тельности

Чувственный

Эмоционально-волевой

Рациональный

Социальные условия

Протежирование, вседозволенность

Привитие идеалов. Формирование често­любия или ожесточен­ности

Привитие трудолюбия, дисциплинированности, ответственности

Эталон деятельности

Процессуальное удовольствие

Идеальный образ действий

Практически полезный результат

Тренировоч­ный режим

Игровые ситуации, свобода самовыраже­ния, новизна заданий

Работа через «не могу»

Методичность, последо­вательность, быстрое исправление ошибок

Базис

Задатки, способности

Резервы организма

Универсальная обучаемость

Оптимальные состояния

Бодрость, легкость, беззаботность, вдох­новение

Спортивная злость, азарт

Готовность (состояние полной подготовленно­сти)

Пессимальные состоя­ния

Раздражительность, уныние в условиях монотонии, изоляции, плохое самочувствие

Стартовая лихорадка или апатия в результа­те гипермотивации

Сомнения в полной под­готовленности, опасения (травм, противника и др.)

Особенности проявления любой из моделей определяются требованиями к спортсмену и социальной ситуацией спортивной деятельности, личностными и индивидуальными особенностями тренера и самого спортсмена, отмечается опреде­ленную связь моделей деятельности с возрастом спортсменов. Преобладание потребностной активности и, следова­тельно, модель облегченной деятель­ности наиболее типичны для детства; преобладание мотивационной активно­сти и модель предельных напряжений — для отрочества и юности; преоблада­ние целевой активности и, соответст­венно, модель надежной деятельности — для зрелого возраста.

Та или иная модель спортив­ной деятельности обеспечивает рост достижений спортсмена лишь до опре­деленного уровня, а затем возникает тупик, когда негативные особенности человека потребностного, мотивационного или целевого начинают тормо­зить дальнейший рост мастерства. Каждой модели соответствует свой тупик развития:

  • Тупик потребностной активности — инфанти­лизм, нежелание ничего знать, ни о чем думать, кроме как о предметах удовольствия.
  • Тупик мотивационной активности — истощение сил вследствие неотступности, агрессивности, гипермотивации.
  • Тупик целевой активности – стереотипность, налаженный образ жиз­ни, устоявшиеся взгляды.

4. Кризисы спортивной деятельности

Если развитие спортивной дея­тельности по определенной модели за­шло в тупик, наступает кризис — не­возможность дальнейшего развития с помощью прежнего ведущего спосо­ба деятельности. Для описания кризиса предлагаются сле­дующие характеристики:

  • предпосылки кризиса (факторы, накопление ко­торых приближает кризис);
  • ситуации кризиса (ситуации, типичные для кри­зиса той или иной модели развития);
  • исходы кризиса (типичные поступки спортсмена или происходящие с ним перемены в период кризиса, не сопро­вождающиеся сменой ведущего спосо­ба организации деятельности);
  • выход из кризиса (путь преодоления кризиса за счет смены ведущего способа дея­тельности в соответствии с новыми це­лями или требованиями к спортсмену).

Для каждой модели свойственны свои особенности возникновения и протекания кризиса.

В модели облегченной деятельности предпосылками кризиса являются: низкая спортивная мотивация, избыток сил, инфантилизм, вседозволенность, ситуации, способствующие появлению кризиса — повышение конкурен­ции, объема и интен­сивности тренировок, требований к соблюде­нию режима, ломка тре­нером индивидуально­го стиля и т.п. Исход кризиса — смена команды; сни­жение самооценки; звездная болезнь.

В модели предельных напряжений предпосылками кризиса служат: гипермотивация при де­фиците способностей; ситуациями, вызывающими кризис могут быть — атмосфера взаимоне­понимания и вражды, принятие на себя повы­шенных обязательств; ситуации, провоцирующие появление кризиса — долгое отсутствие успе­ха, непривычно трудный и длительный спортив­ный сезон. Исход кризиса в данной модели — социальное отчужде­ние, невротизация, физи­ческое истощение, бо­лезни и травмы.

Предпосылками развития кризиса модели надежной дея­тельности являются ухудшение перспектив, развитие чрезмерной осторожности; ситуации, приводящие к кризису — серьезные травмы или неудачи, приводящие к развитию фобий. Исходы развития кризиса в модели надежной деятельности — образо­вание труднопреодолимых стереотипов деятельности, взятие на себя функций «необходимого» команде человека, подготовка к уходу из спорта.

Выходом из кризиса для каждой из моделей будет являться изменение ведущего способа организации спортивной деятельности.

Эта же идея является центральной и во второй концепций спортивной карьеры — концепции Р.М.Загайнова, которая вы­росла из обобщения многолетнего опы­та работы автора со спортсменами выс­шей квалификации.

В данной концепции кризисная ситуация оп­ределяется как ситуация затрудненно­сти стоящей перед человеком задачи в условиях выполнения им значимой дея­тельности. Ее основными признаками являются: значимые переживания, изменения самооценки и мотива­ции, а также выраженная потребность в их коррекции.

Выделено пять наиболее типич­ных кризисных ситуаций в основной деятельности спортсменов высокого класса:

  • после значимого поражения;
  • после значимой победы, приводя­щей к резкому изменению социального статуса спортсмена;
  • психотравмирующая предстартовая ситуация в очень значимых соревнова­ниях;
  • «застой» в результатах и твор­честве;
  • подготовка к уходу из спорта и выбору новой карьеры.

Кроме того, существуют кри­зисные ситуации в неосновной дея­тельности спортсменов:

  • кризисы семейно-бытовой сферы (проблемы и трагедии личной жизни);
  • кризисы в других видах деятельности (учебе, на­пример);
  • кризисы внутреннего мира личности;
  • кризисы косвенные (необ­ходимость выступать больным, необъ­ективное судейство и т.п.).

Таким образом, какой из видов спорта бы не рассматривался, существуют определенные психолого-педагогические закономер­ности возникновения кризисных ситуа­ций у спортсменов и их влияния на результативность спортивной деятель­ности:

  • в жизненном цикле спортсмена высокого класса преобладают кризис­ные ситуации основной (спортивной) деятельности;
  • спортсмен-чемпион способен пе­режить, не ухудшая своей основной дея­тельности, не более пяти типичных кри­зисных ситуаций;
  • среди кризисов неосновной дея­тельности у спортсменов преобладают проблемы и неудачи личной жизни, ко­торые влияют и на основную дея­тельность;
  • кризисные ситуации в детстве (например, потеря одного из роди­телей) часто играют роль мощного мотивационного толчка в достижении ус­пеха в спорте (по механизму компен­сации);
  • чем старше спортсмен, тем боль­ше вероятность возникновения кризис­ной ситуации в его основной дея­тельности;
  • формирование у спортсмена уме­ний преодолевать кризисные ситуации является не только важным фактором успешности спортивной деятельности, но и предпосылкой спортивного долго­летия.

4. Понятие и особенности спортивной карьеры

Все виды человеческой деятельности делятся на две большие группы: общие и частные. Общие виды деятельности — игра, учение, труд, обще­ние, познание присущи всем людям. Частные виды деятельности — те, что характерны отдельным группам людей, а именно — конкретные виды профессионального труда, искусства, спорта, общественной деятельности. Другими словами, это виды деятельности, кото­рые человек сам для себя выбирает, чтобы наиболее полно реализовать себя, рас­крыться, самоутвердиться. При удачном выборе чело­век остается в сфере определенного вида деятельности на многие годы и «растет» в ней, поднимаясь по ступе­ням мастерства. Этот путь называется карьерой.

Выде­ляется три существенных признака любой карьеры:

  • это всегда многолетняя дея­тельность;
  • деятельность нацелена на высокие дос­тижения, успех;
  • деятельность по поводу постоян­ного самосовершенствования субъекта в избранной области.

Спортивную карьеру мож­но определить как многолетнюю спортивную деятельность, наце­ленную на высокие достижения и связанную с постоянным самосо­вершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта.

Особенности спортивной карьеры

В любой карьере традиционно выделяют четыре этапа: подго­товку, старт, кульминацию и финиш (Б.Г.Ананьев):

  • «Подготовка» включает выбор про­фессии и базовое профессиональное обучение;
  • «Старт» — начало собственно трудовой деятельности и адаптацию к профессии;
  • «Кульминация» — этап самых высоких достижений в профессии, от­ражающихся в социальном статусе лич­ности;
  • «Финиш» связан с подготовкой к уходу на пенсию и пенсионной адап­тацией.

В спортивной карьере выделяются аналогичные этапы. Однако они имеют определенную специфику, связанную с особенностями спорта как вида деятельности.

Выделяются следующие осо­бенности спортивной карьеры:

1. Раннее начало этапа «подготовки». Обычно это дошколь­ный или младший школьный возраст. Но бывает и раньше, особенно в спор­тивных семьях. Сам приход в спорт в детские годы чаще бывает стихийным, а трени­ровочный процесс на этапе подготов­ки — слабо осознанным. И то, и другое базируется, главным образом, на под­чинении давлению или энтузиазму взрослых, а также подражании сверст­никам.

2. Ранний старт спортивной карьеры и выбор конкретного вида спорта. Ранняя спортивная специализация связанна с об­щим прогрессом спортивной деятель­ности — усложнением техники, тактики, быстрым ростом «потолка» спортивных результатов, для достижения которых требуется все больше времени. Это вы­нуждает набор в спортив­ные группы производить с более раннего воз­раста, что типично для таких видов спорта, как плавание, прыжки в воду, синхронное плавание, фигурное катание на коньках, художественная гимнастика, спортивная гимнастика (де­вочки), где специализация обычно на­чинается в диапазоне от 6 до 10 лет.

Данная тенденция ускоряет наступление кульмина­ции спортивной карьеры, но и создает опасность одностороннего раз­вития юного спортсмена.

3. Ранняя куль­минация спортивной карьеры. В спорте пик достижений приходится ча­ще на период ранней взрослости (18-25 лет) или начало средней (25-30 лет).

Кроме того, в видах спорта с ранней спе­циализацией отмечено много фактов и очень ранней кульминации спортив­ных достижений, в основном, у девочек. (Например, Водорезова Е. в 12 лет — чемпион­ка СССР по фигурному катанию. Стаж тренировки 7 лет. Начало специализа­ции — в 5 лет. Команечи Н., Румыния в 13 лет — абсолютная чемпионка Европы по спортивной гимнастике; в 15 лет — трех­кратная Олимпийская чемпионка Мон­реаля. Стаж тренировки — 9 лет. Начало специали­зации — в 6 лет).

4. Половые различия в сроках «кульминации» и «финиша». Девушки и жен­щины в среднем на 1-2 года раньше достигают «кульминации» и раньше завершают активные за­нятия спортом, чем юноши и мужчины в тех же видах.

5. Усиление влияния спортивной деятельности на развитие челове­ка как индивида, субъекта, личности и индивидуальности. СК совпадает со стадиями детства, юности и зрело­сти, когда развитие идет очень интен­сивно по всем линиям, и человек дос­тигает расцвета физических и духов­ных сил. В этих же временных рамках находятся и практически все сензитивные периоды развития.

6. Выраженный скачкообразный характер развития. Тренировки и соревнования чередуются закономерно, и каждое со­ревнование — это большой или малень­кий «скачок». Кроме того, в спорте имеется дополнительный фактор развития — правила и объек­тивные критерии оценки результа­тов деятельности. Следовательно, новый спортивный рекорд всегда лучше прежнего. Поэтому спортивная карьера, в отличие от других видов деятельности, имеет большую чет­кость и определенность, позволяя по динамике спортивных результатов про­следить основные вехи спортивного пу­ти.

7. Вскрытие человеческих резер­вов. Спорт — один из самых энерго­емких видов деятельности, спортивные достижения демон­стрируют достигнутый человечеством уровень физического совершенства.

8. Жесткие условия кон­куренции, чем в большинстве других сфер деятельности. Однако, спор­тивные соревнования — это открытая борьба с конкретными соперниками в рамках строгих правил, что делает по­зицию спортсмена психологически бо­лее определенной по сравнению с ситу­ацией конкуренции в других професси­ях и сферах жизни.

9. Про­фессиональное отношение к делу. Спортивная карьера не всегда является и становится профессией человека, его профессиональным заработком, однако всегда характеризуется данной особенностью.

10. Неопределенность момен­та ухода. В спортивной карьере уход зависит не столько от возраста, сколько от динамики спор­тивных результатов и других причин — в противоположность типич­ному для большинства профессий уходу на пенсию по возрасту.

11. Возможность продления спортивной карьеры за счет смены спортивного амплуа или вида спор­та. Во многих профессиях аналогич­ные возможности весьма ограничены.

12. «Спорт — сжатая модель жизни». Благодаря экстремальности условий, спорт обнару­живает все богатство проявлений чело­веческой натуры. Он разносто­ронне формирует адаптационные возможности человека, чем большинство дру­гих профессий. (Например, спортсмены легче адаптируются в бизнесе, так как ситуация конкуренции их стимулирует).

Таким образом, спортивная карьера закладывает предпосылки перехода к другой профессиональной карьере, что немаловажно, поскольку она обычно за­вершается в период, далекий от пенсионного возраста.

Спортивная деятельность дает возможность человеку приобрести новую социальную функ­цию, или роль спортсмена, которая вводит его в особый мир спорта, ста­вит его в новые отношения с людьми. Эта роль часто конкурирует с другими социальными ролями лично­сти (ученика, студента, сына, до­чери, друга, музыканта, художника и т.п.), следовательно, при определенных условиях, может быть вытеснена ими. В этом случае человек либо уходит из спорта, либо сохраняет его в качестве формы актив­ного отдыха, хобби.

Однако если успех в спорте способствует тому, что роль спортсмена ста­новится одной из центральных в целостном образе «Я» это стимули­рует субъекта к постановке новых це­лей и самосовершенствованию именно в спортивной деятельности. В этом случае мы и говорим именно о спортивной карьере.