12
Лекция 6
1. Основные факторы развития личности спортсмена.
2. Овладение спортивной деятельностью и психологическая структура спортивной деятельности.
3. Основные модельные характеристики спортивной деятельности.
4. Кризисы спортивной деятельности.
4. Понятие и особенности спортивной карьеры.
1. Основные факторы развития личности спортсмена.
Выделяются следующие факторы развития спортсмена:
1. Общие условия и требования спортивной деятельности — то, что характерно для любого вида спорта и отличает спорт от других видов деятельности:
- Усложнение условий деятельности, рост физических и нервно-психических нагрузок, вплоть до возрастания их по характеристике — экстремальных;
- Состязательность, соперничество на соревнованиях и на тренировках — с реальным или воображаемым соперником, с самим собой;
- Самосовершенствование как средство и как цель деятельности, в которой спортсмен является одновременно и субъектом, и объектом разнообразных влияний и самовоздействий;
Эти условия и требования спортивной деятельности неодинаково проявляются на разных уровнях спорта: в массовом спорте; любительском спорте высших достижений; профессиональном спорте (Таблица 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта
Параметры сравнения |
Уровни спорта |
||
Массовый спорт |
Спорт высших достижений |
Профессиональный спорт |
|
Уровень состязательности |
Невысокий (в соревнованиях — главное не победа, а участие) |
Высокий |
Предельно высокий |
Самосовершенствование как цель и как средство |
Цель — самосовершенствование, сам процесс двигательной деятельности, получение удовольствия |
Цель — высокие результаты, победы, завоевание престижа. Самосовершенствование — средство |
Цель — не только престиж, но и высокие доходы. Самосовершенствование — средство |
Нагрузки |
Сочетание постепенно возрастающих физических нагрузок с оптимальными нервно-психическими нагрузками. «Тренироваться, но не перенапрягаться»
|
Экстремальность физических и нервно-психических нагрузок |
Экстремальность физических и нервно-психических нагрузок |
Степень специализации |
Геиерализованность, но возможна и узкая специализация в определенном виде спорта |
Как правило, узкая специализация |
Узкая специализация |
- Специфические условия и требования избранного вида спорта. Каждый вид спорта специфичен и задает определенную систему требований к психике и личности спортсмена. Специфические требования вида спорта отражаются следующими блоками:
- Психологическая характеристика объективных условий деятельности в виде спорта (место вида спорта в различных классификациях соревновательных упражнений; правила соревнований; особенности тренировочного процесса, физических и психических нагрузок; календарь соревнований и т.п.);
- Требования к психомоторике и психическим процессам спортсмена (двигательные качества; ощущения, специализированные восприятия, память и идеомоторика, мышление, внимание; экспрессия; характерные тренировочные и соревновательные препятствия и трудности; типичные причины технических и тактических ошибок; пути специализированного развития двигательных качеств и психических процессов и т.п.);
- Типичные психические состояния спортсменов и способы их регуляции;
- Требования к психическим свойствам (специальные способности; спортивный характер; свойства нервной системы и темперамента; мотивация стили деятельности), пути их формирования или компенсации;
- Требования к межличностным отношениям в спортивной команде и отношениям между тренером и спортсменом;
- Требования к тренеру вида спорта.
3. Индивидуальные (единичные) условия спортивной деятельности. Эта группа факторов включает: одаренность спортсмена; конкретные условия тренировочного процесса; особенности методики тренировки и личности тренера; влияние семьи, друзей, партнеров, соперников, судей, зрителей и других людей из социального окружения, наконец, меру и характер собственной активности спортсмена.
Данные факторы в большей или меньшей степени зависят от спортсмена и могут им регулироваться. За счет одаренности, собственной активности с использованием рациональной системы тренировки и подводки к стартам, эффективного взаимодействия с социальным окружением спортсмен адаптируется к объективным условиям и требованиям спортивной деятельности, достигает успеха в ней.
Разные спортсмены используют этот фактор по-разному. Некоторые максимально используют свои природные задатки, например, двигательную одаренность, другие — высокую мотивацию, третьи — хороший интеллект. Одновременно они компенсируют свои слабые стороны, формируют недостающие.
Развитие идет в процессе самой спортивной деятельности — овладения ею и последующего совершенствования, которое не имеет предела. Успешность спортивной карьеры зависит от эффективности использования факторов третьей группы для адаптации к факторам первой и второй групп.
2. Овладение спортивной деятельностью и психологическая структура спортивной деятельности
Спортивная деятельность является достаточно трудной и владение ею на высоком уровне доступно не каждому. Овладение спортивной деятельностью связано с освоением ее психологической структуры, в которой выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.
1. Мотивация спортивной деятельности.
Мотивация — совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.
Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения.
Любая потребность может быть удовлетворена разными способами. Человек может выбрать любой способ из тех, которые он знает, но реально сфера его выбора лимитируется конкретными условиями жизни. Иногда сами жизненные обстоятельства подталкивают к выбору определенного пути. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без ясного осознания процесса. Часто именно так, спонтанно происходит выбор спортивной деятельности как способа удовлетворения сначала, может быть, только одной, а затем — целого комплекса потребностей.
Г.Д.Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности; потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации цели и свободы, потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и др.
Мотив — побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов (Таблица 2).
Таблица 2
Классификация мотивов спортивной деятельности
по направленности на процесс или результат деятельности |
по степени устойчивости |
по связи с целями спортивной деятельности |
по месту в системе «Я-другие» |
по доминирующей установке |
процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.);
результативные мотивы (ожидание награды, позитивные социальные по следствия победы и т.п.)
|
ситуативные (временные, проходящие);
устойчивые (долговремен- ные, часто многолетние)
|
Смыслообразую- щие (прямо связанные с целью);
стимулы (побуждающие к деятельности, но прямо не связанные с ее целью, например, материальные стимулы в любительском спорте) |
индивидуальные (мотивы личного самоутверждения)
групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревнователь ной борьбы и др.)
|
мотивация достижения успеха (мотивы, нацеливающие на победу);
мотивация избежания неудачи (мотивы, нацеливающие на защиту от возможных неудач) |
Если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели – это то, насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому цели — это своеобразные вехи, которые человек мысленно выстраивает на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний личности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели.
Цели всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата.
Таким образом, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:
- является пусковым механизмом деятельности;
- поддерживает активность в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
- регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.
2. Средства спортивной деятельности. К ним относят способы и условия, а также индивидуальный стиль деятельности.
В качестве способов спортивной деятельности рассматриваются движения и действия (двигательные и умственные; технические и тактические), физические упражнения — тренировочные и соревновательные. В теории и методике спортивной тренировки разработаны рациональные способы выполнения физических упражнений, совокупность которых образует технику определенного вида спорта. Каким из этих способов деятельности спортсмен будет отдавать предпочтение, зависит, с одной стороны, от его целей, а с другой — от условий деятельности:
- К числу объективных условий можно отнести общие требования спортивной деятельности, специфические требования вида спорта, а также конкретные условия спортивной карьеры и жизни спортсмена, включая, например, материальную базу для тренировок, качество инвентаря, квалификацию тренера и используемые им технологии обучения, воспитания и т.п.
- Субъективными условиями спортивной деятельности являются природные задатки, развитые в специализированном направлении психические процессы (ощущения, специализированные восприятия, особенности внимания, памяти, мышления и т.п.), доминирующие тренировочные и соревновательные психические состояния, спортивно-важные психические свойства (черты спортивного характера, специальные способности) и опыт спортсмена, воплощенный в знаниях, умениях и навыках. Субъективные условия спортивной деятельности формируются в процессе физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки.
Таким образом, объективные условия деятельности — это уровень требований к спортсмену, субъективные — это его возможности плюс активность, нацеленная на расширение и повышение этих возможностей.
Интегральной характеристикой блока средств является индивидуальный стиль деятельности — относительно устойчивая система эффективных приемов и способов деятельности, отвечающая индивидуально-психологическим особенностям спортсмена.
Индивидуальный стиль деятельности складывается и трансформируется на протяжении спортивной карьеры, реализуя функцию согласования, уравновешивания объективных и субъективных условий деятельности и отражая ту закономерность, что человек не только сам приспосабливается к деятельности, но и приспосабливает деятельность к себе. Кроме того, индивидуальный стиль деятельности связывает блоки мотивации и средств спортивной деятельности в ее психологической структуре, пытаясь разрешить противоречие как между объективными и субъективными условиями деятельности, так и между целями и возможностями спортсмена.
В целом, блок средств спортивной деятельности обеспечивает практическую реализацию целей и планов спортсмена, превращая образы предполагаемых результатов деятельности в ее реальные эффекты.
3. Результаты спортивной деятельности. Результаты рассматривают в узком и широком смыслах:
- В узком смысле это конкретные спортивные достижения, выраженные в секундах, метрах, баллах и т.п., занятых местах, рекордах, квалификации и титулах спортсмена;
- В широком смысле результаты спортивной деятельности связаны с влиянием спорта на развитие человека и человеческого общества. Здесь обычно выделяют: биологические, педагогические, психологические и социальные эффекты спорта (здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, спортивный характер, особенности психической саморегуляции, социальный статус, стиль поведения и т.п.).
Результаты спортивной деятельности в широком и узком смысле тесно взаимосвязаны. Достижения в развитии спортсмена воплощаются в динамике его спортивных результатов, которые, в свою очередь, влияют на самооценку спортсмена и «масштабность» его личности в целом. Кроме того, очевидно и «социальное звучание» спортивных рекордов, раскрывающих возможности человека в сфере двигательной деятельности и поднимающих престиж не только спортсмена, но и его тренера, команды, страны. Каждое спортивное достижение — это «скачок» в развитии, нарушение равновесия и, следовательно, пробуждение новых потребностей и мотивов, стимулирующих постановку новых целей или корректировку старых.
3. Основные модельные характеристики спортивной деятельности
Подобно тому, как можно построить различные психологические модели человеческой жизни в целом, можно построить и психологические модели спортивной карьеры, в частности.
Концепция Н.А. Государева построена на основе обобщения мемуаров известных спортсменов и тренеров, материалов спортивной прессы и практического опыта работы в качестве спортивного психолога, а также она базируется на общепсихологической концепции деятельности и мотивации (А.Н.Леонтьев и др.).
Автором выделено три модели (способа организации) спортивной деятельности:
1) модель облегченной деятельности;
2) модель предельных напряжений;
3) модель надежной деятельности.
Критерием классификации послужил доминирующий характер психической активности субъекта.
В каждый момент времени внешняя активность человека может иметь только одну из направленностей: потребностную, мотивационную или целевую. Направленность определяет тот способ, которым в настоящее время руководствуется человек в своей деятельности — чувственный, эмоциональный, рациональный. К чему человек прислушивается, — к ощущениям, к эмоциям или к голосу разума, на волну какого психического процесса настроен характером ситуации или своим характером, условиями или возможностями — таков и ведущий способ деятельности. Развитие в русле той или иной психической активности формирует человека потребностного, человека мотивационного или человека целевого.
Если природные возможности велики и социальные условия благоприятны, — это модель облегченной деятельности и предпосылки развития человека потребностного.
Если есть биологический дефект или дефицит социальных условий при большом резерве сип и высокой мотивации достижения — это модель предельных напряжений, предпосылки развития человека мотивационного.
Если возможности и условия сбалансированы — это модель надежной деятельности, предпосылки развития человека целевого.
Обобщенно наиболее существенные характеристики каждой из моделей спортивной деятельности и типичных для них кризисов представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Основные модельные характеристики спортивной деятельности (по н.А.Государеву)
Характеристики модели
|
Модель облегченной деятельности
|
Модель предельных напряжений
|
Модель надежной деятельности
|
Ведущий способ деятельности
|
Чувственный
|
Эмоционально-волевой
|
Рациональный
|
Социальные условия
|
Протежирование, вседозволенность
|
Привитие идеалов. Формирование честолюбия или ожесточенности
|
Привитие трудолюбия, дисциплинированности, ответственности
|
Эталон деятельности
|
Процессуальное удовольствие
|
Идеальный образ действий
|
Практически полезный результат
|
Тренировочный режим
|
Игровые ситуации, свобода самовыражения, новизна заданий
|
Работа через «не могу»
|
Методичность, последовательность, быстрое исправление ошибок
|
Базис
|
Задатки, способности
|
Резервы организма
|
Универсальная обучаемость
|
Оптимальные состояния
|
Бодрость, легкость, беззаботность, вдохновение
|
Спортивная злость, азарт
|
Готовность (состояние полной подготовленности)
|
Пессимальные состояния
|
Раздражительность, уныние в условиях монотонии, изоляции, плохое самочувствие
|
Стартовая лихорадка или апатия в результате гипермотивации
|
Сомнения в полной подготовленности, опасения (травм, противника и др.)
|
Особенности проявления любой из моделей определяются требованиями к спортсмену и социальной ситуацией спортивной деятельности, личностными и индивидуальными особенностями тренера и самого спортсмена, отмечается определенную связь моделей деятельности с возрастом спортсменов. Преобладание потребностной активности и, следовательно, модель облегченной деятельности наиболее типичны для детства; преобладание мотивационной активности и модель предельных напряжений — для отрочества и юности; преобладание целевой активности и, соответственно, модель надежной деятельности — для зрелого возраста.
Та или иная модель спортивной деятельности обеспечивает рост достижений спортсмена лишь до определенного уровня, а затем возникает тупик, когда негативные особенности человека потребностного, мотивационного или целевого начинают тормозить дальнейший рост мастерства. Каждой модели соответствует свой тупик развития:
- Тупик потребностной активности — инфантилизм, нежелание ничего знать, ни о чем думать, кроме как о предметах удовольствия.
- Тупик мотивационной активности — истощение сил вследствие неотступности, агрессивности, гипермотивации.
- Тупик целевой активности – стереотипность, налаженный образ жизни, устоявшиеся взгляды.
4. Кризисы спортивной деятельности
Если развитие спортивной деятельности по определенной модели зашло в тупик, наступает кризис — невозможность дальнейшего развития с помощью прежнего ведущего способа деятельности. Для описания кризиса предлагаются следующие характеристики:
- предпосылки кризиса (факторы, накопление которых приближает кризис);
- ситуации кризиса (ситуации, типичные для кризиса той или иной модели развития);
- исходы кризиса (типичные поступки спортсмена или происходящие с ним перемены в период кризиса, не сопровождающиеся сменой ведущего способа организации деятельности);
- выход из кризиса (путь преодоления кризиса за счет смены ведущего способа деятельности в соответствии с новыми целями или требованиями к спортсмену).
Для каждой модели свойственны свои особенности возникновения и протекания кризиса.
В модели облегченной деятельности предпосылками кризиса являются: низкая спортивная мотивация, избыток сил, инфантилизм, вседозволенность, ситуации, способствующие появлению кризиса — повышение конкуренции, объема и интенсивности тренировок, требований к соблюдению режима, ломка тренером индивидуального стиля и т.п. Исход кризиса — смена команды; снижение самооценки; звездная болезнь.
В модели предельных напряжений предпосылками кризиса служат: гипермотивация при дефиците способностей; ситуациями, вызывающими кризис могут быть — атмосфера взаимонепонимания и вражды, принятие на себя повышенных обязательств; ситуации, провоцирующие появление кризиса — долгое отсутствие успеха, непривычно трудный и длительный спортивный сезон. Исход кризиса в данной модели — социальное отчуждение, невротизация, физическое истощение, болезни и травмы.
Предпосылками развития кризиса модели надежной деятельности являются ухудшение перспектив, развитие чрезмерной осторожности; ситуации, приводящие к кризису — серьезные травмы или неудачи, приводящие к развитию фобий. Исходы развития кризиса в модели надежной деятельности — образование труднопреодолимых стереотипов деятельности, взятие на себя функций «необходимого» команде человека, подготовка к уходу из спорта.
Выходом из кризиса для каждой из моделей будет являться изменение ведущего способа организации спортивной деятельности.
Эта же идея является центральной и во второй концепций спортивной карьеры — концепции Р.М.Загайнова, которая выросла из обобщения многолетнего опыта работы автора со спортсменами высшей квалификации.
В данной концепции кризисная ситуация определяется как ситуация затрудненности стоящей перед человеком задачи в условиях выполнения им значимой деятельности. Ее основными признаками являются: значимые переживания, изменения самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции.
Выделено пять наиболее типичных кризисных ситуаций в основной деятельности спортсменов высокого класса:
- после значимого поражения;
- после значимой победы, приводящей к резкому изменению социального статуса спортсмена;
- психотравмирующая предстартовая ситуация в очень значимых соревнованиях;
- «застой» в результатах и творчестве;
- подготовка к уходу из спорта и выбору новой карьеры.
Кроме того, существуют кризисные ситуации в неосновной деятельности спортсменов:
- кризисы семейно-бытовой сферы (проблемы и трагедии личной жизни);
- кризисы в других видах деятельности (учебе, например);
- кризисы внутреннего мира личности;
- кризисы косвенные (необходимость выступать больным, необъективное судейство и т.п.).
Таким образом, какой из видов спорта бы не рассматривался, существуют определенные психолого-педагогические закономерности возникновения кризисных ситуаций у спортсменов и их влияния на результативность спортивной деятельности:
- в жизненном цикле спортсмена высокого класса преобладают кризисные ситуации основной (спортивной) деятельности;
- спортсмен-чемпион способен пережить, не ухудшая своей основной деятельности, не более пяти типичных кризисных ситуаций;
- среди кризисов неосновной деятельности у спортсменов преобладают проблемы и неудачи личной жизни, которые влияют и на основную деятельность;
- кризисные ситуации в детстве (например, потеря одного из родителей) часто играют роль мощного мотивационного толчка в достижении успеха в спорте (по механизму компенсации);
- чем старше спортсмен, тем больше вероятность возникновения кризисной ситуации в его основной деятельности;
- формирование у спортсмена умений преодолевать кризисные ситуации является не только важным фактором успешности спортивной деятельности, но и предпосылкой спортивного долголетия.
4. Понятие и особенности спортивной карьеры
Все виды человеческой деятельности делятся на две большие группы: общие и частные. Общие виды деятельности — игра, учение, труд, общение, познание присущи всем людям. Частные виды деятельности — те, что характерны отдельным группам людей, а именно — конкретные виды профессионального труда, искусства, спорта, общественной деятельности. Другими словами, это виды деятельности, которые человек сам для себя выбирает, чтобы наиболее полно реализовать себя, раскрыться, самоутвердиться. При удачном выборе человек остается в сфере определенного вида деятельности на многие годы и «растет» в ней, поднимаясь по ступеням мастерства. Этот путь называется карьерой.
Выделяется три существенных признака любой карьеры:
- это всегда многолетняя деятельность;
- деятельность нацелена на высокие достижения, успех;
- деятельность по поводу постоянного самосовершенствования субъекта в избранной области.
Спортивную карьеру можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта.
Особенности спортивной карьеры
В любой карьере традиционно выделяют четыре этапа: подготовку, старт, кульминацию и финиш (Б.Г.Ананьев):
- «Подготовка» включает выбор профессии и базовое профессиональное обучение;
- «Старт» — начало собственно трудовой деятельности и адаптацию к профессии;
- «Кульминация» — этап самых высоких достижений в профессии, отражающихся в социальном статусе личности;
- «Финиш» связан с подготовкой к уходу на пенсию и пенсионной адаптацией.
В спортивной карьере выделяются аналогичные этапы. Однако они имеют определенную специфику, связанную с особенностями спорта как вида деятельности.
Выделяются следующие особенности спортивной карьеры:
1. Раннее начало этапа «подготовки». Обычно это дошкольный или младший школьный возраст. Но бывает и раньше, особенно в спортивных семьях. Сам приход в спорт в детские годы чаще бывает стихийным, а тренировочный процесс на этапе подготовки — слабо осознанным. И то, и другое базируется, главным образом, на подчинении давлению или энтузиазму взрослых, а также подражании сверстникам.
2. Ранний старт спортивной карьеры и выбор конкретного вида спорта. Ранняя спортивная специализация связанна с общим прогрессом спортивной деятельности — усложнением техники, тактики, быстрым ростом «потолка» спортивных результатов, для достижения которых требуется все больше времени. Это вынуждает набор в спортивные группы производить с более раннего возраста, что типично для таких видов спорта, как плавание, прыжки в воду, синхронное плавание, фигурное катание на коньках, художественная гимнастика, спортивная гимнастика (девочки), где специализация обычно начинается в диапазоне от 6 до 10 лет.
Данная тенденция ускоряет наступление кульминации спортивной карьеры, но и создает опасность одностороннего развития юного спортсмена.
3. Ранняя кульминация спортивной карьеры. В спорте пик достижений приходится чаще на период ранней взрослости (18-25 лет) или начало средней (25-30 лет).
Кроме того, в видах спорта с ранней специализацией отмечено много фактов и очень ранней кульминации спортивных достижений, в основном, у девочек. (Например, Водорезова Е. в 12 лет — чемпионка СССР по фигурному катанию. Стаж тренировки 7 лет. Начало специализации — в 5 лет. Команечи Н., Румыния в 13 лет — абсолютная чемпионка Европы по спортивной гимнастике; в 15 лет — трехкратная Олимпийская чемпионка Монреаля. Стаж тренировки — 9 лет. Начало специализации — в 6 лет).
4. Половые различия в сроках «кульминации» и «финиша». Девушки и женщины в среднем на 1-2 года раньше достигают «кульминации» и раньше завершают активные занятия спортом, чем юноши и мужчины в тех же видах.
5. Усиление влияния спортивной деятельности на развитие человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности. СК совпадает со стадиями детства, юности и зрелости, когда развитие идет очень интенсивно по всем линиям, и человек достигает расцвета физических и духовных сил. В этих же временных рамках находятся и практически все сензитивные периоды развития.
6. Выраженный скачкообразный характер развития. Тренировки и соревнования чередуются закономерно, и каждое соревнование — это большой или маленький «скачок». Кроме того, в спорте имеется дополнительный фактор развития — правила и объективные критерии оценки результатов деятельности. Следовательно, новый спортивный рекорд всегда лучше прежнего. Поэтому спортивная карьера, в отличие от других видов деятельности, имеет большую четкость и определенность, позволяя по динамике спортивных результатов проследить основные вехи спортивного пути.
7. Вскрытие человеческих резервов. Спорт — один из самых энергоемких видов деятельности, спортивные достижения демонстрируют достигнутый человечеством уровень физического совершенства.
8. Жесткие условия конкуренции, чем в большинстве других сфер деятельности. Однако, спортивные соревнования — это открытая борьба с конкретными соперниками в рамках строгих правил, что делает позицию спортсмена психологически более определенной по сравнению с ситуацией конкуренции в других профессиях и сферах жизни.
9. Профессиональное отношение к делу. Спортивная карьера не всегда является и становится профессией человека, его профессиональным заработком, однако всегда характеризуется данной особенностью.
10. Неопределенность момента ухода. В спортивной карьере уход зависит не столько от возраста, сколько от динамики спортивных результатов и других причин — в противоположность типичному для большинства профессий уходу на пенсию по возрасту.
11. Возможность продления спортивной карьеры за счет смены спортивного амплуа или вида спорта. Во многих профессиях аналогичные возможности весьма ограничены.
12. «Спорт — сжатая модель жизни». Благодаря экстремальности условий, спорт обнаруживает все богатство проявлений человеческой натуры. Он разносторонне формирует адаптационные возможности человека, чем большинство других профессий. (Например, спортсмены легче адаптируются в бизнесе, так как ситуация конкуренции их стимулирует).
Таким образом, спортивная карьера закладывает предпосылки перехода к другой профессиональной карьере, что немаловажно, поскольку она обычно завершается в период, далекий от пенсионного возраста.
Спортивная деятельность дает возможность человеку приобрести новую социальную функцию, или роль спортсмена, которая вводит его в особый мир спорта, ставит его в новые отношения с людьми. Эта роль часто конкурирует с другими социальными ролями личности (ученика, студента, сына, дочери, друга, музыканта, художника и т.п.), следовательно, при определенных условиях, может быть вытеснена ими. В этом случае человек либо уходит из спорта, либо сохраняет его в качестве формы активного отдыха, хобби.
Однако если успех в спорте способствует тому, что роль спортсмена становится одной из центральных в целостном образе «Я» — это стимулирует субъекта к постановке новых целей и самосовершенствованию именно в спортивной деятельности. В этом случае мы и говорим именно о спортивной карьере.