Тексты лекций

Белорусский государственный университет культуры и искусств

Кафедра педагогики социально-культурной деятельности

по предмету

«Социально-культурное проектирование»

Козловская Людмила

Ивановна, кандидат,

педагогических наук,

профессор

Минск – 2009 г.

Пояснительная записка

Курс «Социально-культурное проектирование» даёт студентам, будущим специалистам в области социальной работы и социальной педагогики, необходимые знания о том, что собой представляет история, теория и практика соиокультурного проектирования, как, используя эти знания, можно не только выявить, проанализировать, но и содействовать решению социальных проблем в стране.

Значимость данного курса обусловлена тем, что социально-культурное проектирование занимает ведущее место во всех видах и типах социально-культурной деятельности.

В свою очередь эффективность социально-культурной деятельности зависит от технологий социально-культурного проектирования, оптимизирующих основные составляющие влияния на личность. Объединение общесоциальных, региональных, локальных и индивидуальных ситуаций дает возможность осуществлять педагогическое регулирование воздействий на личность в масштабах региона и учреждения культуры.

Лекция I сущность, содержание, целеполагание социокультурного проектирования.

Вопросы:

1. Социальное проектирование: сущность и понятие.

2. Специфика социокультурного проектирования.

3. Целеполагание в социокультурном проектировании.

4. Методы проектирования

4 стр., 1513 слов

Социально-психологические закономерности деятельности менеджера

Тема _ Социально-психологические закономерности деятельности менеджера Содержание Содержание 2 ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА 5 1.1 Сущность и уровни управления. Основные понятия деятельности. 5 1.2. Управленческая деятельность, как особый вид деятельности 11 1.3 Психология субъекта управленческой ...

Цель – рассмотреть теоретические подходы к вопросу социального и

социокультурного проектирования.

1. Социальное проектирование: сущность и понятие.

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» – брошенный вперёд; это – процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование – составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.

Планирование – научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, терминов и пропорций развития того или иного явления, его реализация и претворение в интересах общества.

Предвидение – в узком смысле – предсказание, в более широком – предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) – человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития.

Прогнозирование – есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития. Связано с предвидением направления развития явлений в будущем посредством переноса на него представлений о том, как развивается явление в настоящем. Указанный перенос осуществляется с помощью методов экстраполяции, моделирования и экспертизы. Выражается в анализе прогнозного фона, формировании исходных прогнозных и нормативных моделей, обоснованием поисковых прогнозов и их оценки.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... проектирование (Вудворд, Томсон). размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития ... технологий. Качественные критерии (характеризуют социальную эффективность):уровень квалификации менеджмента;обоснованность принимаемых решений;организационная ... оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы распоряжения оперативные ...

Социальное проектирование – это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учёт во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

  • противоречивость социального объекта;
  • многовекторность социального объекта;
  • невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
  • многофакторность бытия социального объекта;
  • наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
  • субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
  • факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.

2. Специфика социокультурного проектирования

Социокультурное проектирование – это, с одной стороны, специфическая технология, представляющая собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработка путей и средств достижения поставленных целей; с другой – это целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации субъектов, ориентированный на совместное конструирование способов и образцов решения значимых для личности и общества проблем. Сущность проектирования заключается в производстве желаемой и предназначенной к осуществлению модели будущего объекта: социальной или предметной среды, сферы жизнедеятельности, образа жизни, учреждения, социального института.[1]

11 стр., 5149 слов

Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы социально-психологического иссле

1. Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы социально-психологического исследования. Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания. Существует 4 точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета социальная психология различными авторами: 1) Характеристика индивида как участника социальных отношений (что изменяется в ...

Формы социокультурного проектирования

Социальный проект может осуществляться в двух формах:

  1. как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
  2. как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

И в первом и во втором случае проект – это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путём содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счёт оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

Субъекты и участники проектного процесса

Кроме субъектов проектирования, специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть:

  1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их реализацией.
  2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки. Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.д.).
  3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов важно ещё и с другой точки зрения – оно стимулирует самоорганизацию и самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства стабильных инициативных групп и социальных общностей.

3. Целеполагание в социокультурном проектировании

Процесс целеполагания начинается с анализа ситуации и выявления наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и должен быть ориентирован проект. В качестве основной единицы анализа могут выступать:

1 стр., 414 слов

Рисунок человека

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число). Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. ...

  1. Ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом.
  2. Локальная ситуация, радиус которой совпадает с той или иной территориально-административной единицей (регион, город, район, поселение).
  3. Ситуация, обусловленная вполне конкретными обстоятельствами и условиями жизнедеятельности определённой социальной категории или группы населения. Специфика этого уровня функционирования социокультурного субъекта фиксируется понятием «жизненная ситуация», которая рассматривается как своеобразная теоретическая конструкция, позволяющая высветить взаимосвязь социальных и индивидуальных факторов, детерминирующих деятельность и поведение людей в проблемной ситуации.

4. Методы проектирования Методики социального проектирования

Социальное проектирование использует специальные методики. Методики – это способы достижения цели; построение социального проекта – это определённым способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.

Методика матрицы идей

Методика матрицы идей – это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочерёдности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысле, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный приём применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

7 стр., 3115 слов

Проект «моя мама – ребенок»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Представлен на 6 Межвузовскую олимпиаду в номинации «Социальная педагогика» Команда: Сошина О.Н. Волкова А.В. Щербакова М.Ю. Яновская Я.В., студентки 4 курса Руководитель: Мосеева Е.Ю., старший ...

Методика вживания в роль

Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект.

Метод аналогии

Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространённая, строгая, нестрогая.

Метод ассоциации

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворённостью существующей практикой. В связи с этим встаёт вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления.

С учётом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьёзно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приёмов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Методика мозгового штурма

Методика мозгового штурма – связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики

Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость [2].

Ключевые слова:

10 стр., 4830 слов

Принципы организации и задачи службы медицины

Служба медицины катастроф МЗ РФ (СМК) - неотъемлемая составная часть здравоохранения со сво-им руководством, органами управления, силами, средствами, формами и методами работы, обеспечива-ющими своевременное оказание медико-санитарной помощи населению в ЧС. Она является функцио-нальной подсистемой РСЧС. Медицина катастроф – самостоятельная отрасль медицины, использующая организационные ...

Проектирование, планирование, предвидение, прогнозирование,

целеполагание, проектная деятельность, методы проектирования.

Вопросы для самопроверки:

  1. Охарактеризуйте понятие «социальное проектирование».
  2. Раскройте специфику «социокультурного проектирования».
  3. Определите сущность целеполагания в социокультурном проектировании.

Литература

1. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования /А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб., 1998. – 250 с.

2. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: учеб. пос. / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова.– Рн/Д: Феникс, 2001.- 416 с.

3. Жежко, И.В. Игровые методы проектирования в сфере культуры / И.В. Жежко // Прорыв в реальность. – М, 1993. – 256 с.

Лекция іі

ПРИНЦИПЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Вопросы:

  1. Общие принципы социокультурного проектирования.

2. Специфические принципы социокультурного проектирования.

Цель – раскрыть общие и специфические принципы социокультурного проектирования.

1. Общие принципы социокультурного проектирования.

Социокультурное проектирование – это специфическая социальная технология решения проблем в условиях максимальной неопределённости задач и многофакторности их возможных решений. Поэтому важно выявить систему социокультурного проектирования. К числу основных принципов социокультурного проектирования можно отнести следующие [1]:

  1. Принцип «допустимого порога модификации и модернизации». Этот принцип предлагает учитывать границы и возможности управляемости объекта проектирования, который одновременно является субъектом самоорганизации и саморазвития), степени корректируемости социокультурных процессов и оценку социально значимых последствий такой модификации.

Реализация данного принципа позволит в максимальной степени использовать энергию саморазвития культуры, ограничить возможности административного и некомпетентного вмешательства в культурную жизнь. Практически он означает предоставление субъектам социально-культурной жизни максимальной организационно-правовой самостоятельности, отказ от идеи насильственного преобразования, ведущей к разрушению – человека, природы, мира, но главное – создание условий для саморазвития и самоорганизации субъекта социокультурной жизни.

Задача проектирования заключается в поддержке самоорганизующейся социокультурной среды, для которой культура есть имманентный, универсальный и пронизывающий её компонент. Данный принцип можно рассматривать как стратегическую задачу региональных культурных программ, смысл которых заключается в создании системы условий, оптимизирующих процессы саморазвития и самоорганизации всех субъектов социально-культурной жизни территории.

  1. Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности – социокультурной среды её обитания. Ведущая целевая ориентация проектирования заключается в разработке условий, способствующих саморазвитию социально-культурного субъекта (личности, общности, общества в целом) посредством решения или предупреждения проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности. В этой связи существенным аспектом содержательной части проекта является оптимизация непосредственной среды обитания человека, создание избыточных социальных условий, стимулирующих личностное развитие.
  2. Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования. Он означает, во-первых, альтернативность идей и проектов, создающую условия для свободного самоосуществления, самореализации человека средствами культурной деятельности.

Данный принцип предполагает восстановление связи культурных процессов с личностью творца, актуализацию скрытых в отечественной мировой истории нравственных референтов. Данная проблема становится ныне одной из наиболее острой, поскольку в культуре образовались «пустоты», не заполненные нравственными ценностями и усилиями духовного самостроительства. Именно в этих «пустых местах» культурного пространства рождается идеология нигилизма и разрушения. Устранить эту причину – значит воссоздать (отыскать в истории и современности) персонифицированные идеи и ценности, которые могли бы стать духовным стержнем и опорой человека (объектом поклонения, восхищения, подражания), цементирующим и смыслообразующим основанием культуры. Персонифицированная история местной (региональной) культуры и очеловеченные историко-культурные символы наполнят живым содержанием сегодняшнюю ткань культуры, станут источником «встречной» активности человека, нравственными «референтами» на пути личностного самостроительства.

Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования строится на восприятии культуры как особого духовного мира, наполненного значимыми для человека образами, смыслами, идеями, ценностями, на понимании проблем развития культуры как определённого противоречия между наличной и желаемой системами ценностей (которые утрачены и которые необходимо воссоздать).

При этом культурную норму необходимо рассматривать в органичной связи с её носителем – образом конкретной личности, которая становится по отношению к аудитории проекта (т.е. носителю данной проблемы) референтом, задающим норму и планку личностного развития, способы разрешения проблемной ситуации. Опыт регионального проектирования показывает, что успешность реализации любого проекта определяется, как минимум, двумя факторами: наличием идеи, значимой для определённой части населения и её персонифицированным выражением – лидером, являющимся её носителем.

  1. Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение (т.е. соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной динамики).

Оптимальное соотношение между процессами воспроизводства культурного наследия (т.е. актуализации, востребованности уже существующих в культуре или существовавших ранее явлений, ценностей, норм, традиций и т.д.) и процессами культурной инновации предполагает безусловное доминирование первой тенденции.

Актуальность практической реализации принципа обусловлена целым рядом обстоятельств:

  • Процессы сохранения и изменения являются базовыми механизмами развития любых культурных систем. Сохранение – это процесс социализации, воспроизводства каждым новым поколением норм, ценностей, правил поведения, т.е. всей институциональной культуры. Изменение – зарождение новых норм и ценностей, меняющих мировоззрение и образ жизни, вносящих в культуру и социум элементы неопределённости.
  • Актуальность практической реализации принципа обусловлена тем обстоятельством, что ориентация на сохранение вытекает из специфики российской культуры, в которой сохранение всегда преобладало над изменением.
  • Актуальность практической реализации принципа определяется динамичностью сегодняшней социокультурной ситуации, а также компенсаторными возможностями сохранения в условиях активных модернизационных процессов.
  1. Принцип проблемно-целевой ориентации. Его реализация предполагает прежде всего целевую ориентацию программ на решение различного рода проблем, носителями которых являются личность, социальная группа, определённая территория, регион, общество в целом; их направленность на самоосуществление личностей и социальных групп, на самореализацию человека в социокультурной сфере. На различных этапах проектирования данный принцип воплощается в виде анализа основных болевых точек и проблем, поиска нестандартных способов и путей их решения, просчёта необходимых ресурсов и изыскания источников финансирования, вовлечения в процесс реализации проекта всех заинтересованных субъектов социокультурной жизни.

Реализация данного принципа требует более широкого представления о феномене и сфере культуры (её границах и функциях), существенно увеличивает радиус действия культурной политики и объектной области проектирования, смещает акцент с досуговой проблематики на развитие культуры в целом.

Актуальность проблемно-целевого принципа проектирования обусловлена: пониманием культуры в широком социальном контексте как той системы, которая охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности; расширением границ культуры как объекта культурной политики, т.е. выхода за рамки досуга и перехода к проектированию процессов развития культуры в широком смысле слова; необходимостью отказа от жёстко-нормативной системы управления и перехода к «мягкой» системе регулирования путём обеспечения соответствующих условий.

Достоинства данного принципа заключаются в том, что:

  1. Отпадает необходимость в дорогостоящих, длительных и малоэффективных социологических исследованиях, с помощью которых традиционно пытались изучить ранее интересы и запросы населения. На первом месте среди факторов, требующих учёта, стоят проблемы, а интересы и потребности выступают как нечто вторичное.
  2. Ориентация социокультурных программ на решение широкого спектра проблем (в сфере художественной, духовно-нравственной, экологической, политической культуры) расширяет поле социокультурной деятельности, усиливает общественную значимость и престиж профессий культурологической и социально-педагогической направленности, гарантирует их социальную востребованность.
  3. Проблемная ориентация проектов и программ активизирует участие тех, кому они адресованы, за счёт соответствия интересов человека (его стремления разрешить свои проблемы) и целевой установки проекта (создать условия, способствующие разрешению личностных или социально-культурных проблем).
  4. Проектная реализация характеризуемого принципа способствует привлечению дополнительных средств для финансирования социально-культурных программ, находящихся на пересечении нескольких приоритетов.
  5. Проблемная обусловленность целей, задач и содержания деятельности в рамках проекта позволяет преодолеть ведомственную разобщённость, объединить усилия различных субъектов и учреждений вокруг единой цели и более эффективно использовать ресурсы каждого из них.

2. Специфические принципы социокультурного проектирования

Учитывая особенности сферы культуры, можно отметить, что проектирование в области культуры должно учитывать следующие обстоятельства:

  • совершенствование и переориентацию деятельности традиционных отраслевых учреждений в соответствии с сегодняшними задачами культурной политики;
  • создание новых типов учреждений и институтов, способствующих решению задач культурного развития территории (например, проекты центров традиционной народной культуры, домов народного творчества, клубов-музеев, национально-культурных центров и т.п.).

Учитывая, что культурная инфраструктура – это важнейший элемент социально-культурной среды обитания человека, в качестве критериев определения нормативов её развития необходимо рассматривать соответствие культурной инфраструктуры социально-демографической, социально-культурной и этнокультурной структуре населения; а также меру доступности объектов инфраструктуры основным социальным группам и категориям населения.

Специфическими принципами социокультурного проектирования являются следующие:

  • принцип соразмерности проектируемых перемен, т.е. их соответствия физиологической, психической, экологической и социокультурной природе человека, выступающего первичным структурным элементов аудитории проекта;
  • принцип социальной и личностной целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям, выработке организационных форм экспериментальной проверки и внедрения наиболее эффективного в социальном отношении варианта из предлагаемых проектных решений;
  • принцип комплексности, предполагающий учёт всех основных направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и культурным окружением;
  • принцип реалистичности, требующий решения культурно значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учёту и использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные); просчёта экономической целесообразности и социальной эффективности проекта; максимального использования уже имеющихся в культуре позитивных способов решения аналогичных или тождественных проблем; отношения к инновациям как последовательной модификации существующих культурных образцов; обоснования границ применимости и тиражируемости проекта.

Данные принципы выполняют двоякую функцию: во-первых, они определяют мировоззрение проектировщика, а также стиль и нравственную интонацию разрабатываемых им концепций, проектов, программ, инициатив, т.е. обеспечивают ценностно-ориентационный уровень проектирования. Во-вторых, эти принципы составляют теоретическую основу технологии социокультурного проектирования [2, с. 107-110].

Ключевые слова:

Принципы социокультурного проектирования, региональная культурная программа, культурная категория, проблемно-целевая ориентация.

Вопросы для самопроверки:

  1. Охарактеризуйте общие принципы социокультурного проектирования.
  2. Раскройте специфические принципы социокультурного проектирования.

Литература:

1. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования /А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб., 1998. – 250 с.

2. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: учеб. пос. / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова.– Рн/Д: Феникс, 2001.- 416 с.

3. Жежко, И.В. Игровые методы проектирования в сфере культуры / И.В. Жежко // Прорыв в реальность. – М, 1993. – 256 с.

Отдельный материал

2. Приоритетные направления социокультурного проектирования.

В зависимости от социокультурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды и сферы активности человека можно выделить следующие её составляющие – поля жизнедеятельности (которые одновременно могут выступать областями проектной деятельности или приоритетными направлениями социокультурного проектирования):

1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера её освоения и востребованности).

2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни.

3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей – их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения).

4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интерсубъективном уровне – как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни).

5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности).

6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).

Каждое поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трёх уровней:

1. Предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.

2. Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация).

3. Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).

Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента (поля среды).

основными сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются:

— образовательная;

— производственная;

— досугово-рекреационная (досуговые и туристско-экскурсионные учреждения);

— физкультурно-оздоровительная;

— информационная.

Социокультурная среда жизнедеятельности является ключевой в технологии социокультурного проектирования в силу того, что она поддаётся изменению, преобразованию. Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности, среда в то же время изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности человека, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями развития личности, условиями её самореализации. Следовательно, в рамках социально-культурной программы можно поменять условия формирования и реализации образа жизни, изменив ситуацию путём:

— реализации потенциалов среды (во всех её областях);

— изменений связей и отношений человека со средой (расширение его взаимодействия с историко-культурным наследием, установление более тесных и продуктивных контактов с природой, социальным окружением искусством);

— совершенствования деятельности соответствующих учреждений.

Приоритетные области проектирования

Приоритетные области проектирования – это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется преимущественно путём анализа ситуации, характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.

Понятие проектной ситуации.

Технологической основой и первым этапом разработки социально-культурных проектов и программ всех уровней является характеристика социокультурной проектной ситуации.

Проектная ситуация – это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальная группа, общность и которые определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его ценностных ориентаций, характер его окружения, отношения с другими людьми. Являясь системой внешних по отношению к социокультурному субъекту условий, ситуация в то же время опосредует его активность, создаёт предпосылки для их преобразования или преодоления.

С помощью категории «проектная ситуация» выделяется динамическая Социокультурная целостность, имеющая специфичную структуру, т.е. набор устойчивых компонент (жизненных условий, механизмов регуляции отношений людей, их целей и намерений), «оформляющих» совместную жизнь и деятельность людей. Обозначая границы, качество и направленность конкретного социокультурного процесса в данный промежуток времени, она выступает в качестве модели анализа и одновременно служит методом проектирования, позволяя операционально описать некую совокупность условий и проблем жизнедеятельности людей, характеризующих социокультурную среду их существования, а также выйти в рамках проекта на решение этих проблем – путём создания более оптимальных условий функционирования человека в социокультурной среде.

Характеристика проектной ситуации как модели социокультурного процесса осуществляется путём выделения и анализа тех её компонент, которые:

— являются относительно устойчивыми и существенными детерминантами образа жизни в массовом масштабе и составляют границы ситуации;

— могут быть изменены или усовершенствованы.

Единица анализа ситуации – социокультурная проблема, требующая своего решения в рамках конкретного проекта. Это понятие в проектировании имеет несколько значений. Под социокультурной проблемой следует понимать, во-первых, некие объективные трудности, преграды, факты неблагополучия (количественный аспект).

Во-вторых, проблему следует рассматривать в другой плоскости – как результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определённого противоречия, на разрешение которого и должна быть направлена разрабатываемая программа. В этом случае проблема есть осознанное несоответствие реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т.е. реального положения и принятых в обществе нормативных представлений и предписаний (качественный аспект).

Необходимо также выделять проблемную ситуацию, которая понимается как не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или социальной группы, это неблагополучие в тех или иных сферах жизнедеятельности социально-культурного субъекта. Анализ ситуации осуществляется путём выявления типичных проблем в политической, экономической, социально-демографической и экологической сферах жизни. Её частные аспекты: социокультурная ситуация – характеризуется через соответствующие проблемы – социально-культурные; жизненная ситуация – фиксирует индивидуально-личностное измерение бытия и выявляется путём анализа личностных проблем, которые определяют содержание и характер деятельности и поведения человека в определённых обстоятельствах. Состояние неудовлетворённости человека значимыми для его жизнедеятельности обстоятельствами стимулирует активность по изменению ситуации, в том числе и средствами социально-культурной деятельности.

Социокультурная ситуация – это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:

— социально-культурную среду (поля жизнедеятельности);

— соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы, и цели деятельности, человеческий потенциал).

Социокультурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно ограниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.

Лекция ііі виды, технологические этапы, методы проектирования

Вопросы:

  1. Виды проектирования
  2. Технологические этапы проектирования
  3. Приоритетные направления социокультурного проектирования

Цель – рассмотреть теоретические аспекты видов и этапов социокультурного проектирования.

1. Виды проектирования

Основными видами проектирования являются:

– средовое проектирование (дизайн, архитектура);

–проектирование воспитательных и педагогических программ (социально-педагогических, адаптационных, реабилитационных и др.);

– проектирование культурно-досуговых услуг;

– сценарное проектирование (проектное обоснование различных мероприятий и акций, пресс-конференций, презентаций, дискуссий, диспутов, шоу-программ и т.д.);

– художественно-экспозиционное проектирование (в музейном деле проектирование новых культурных парадигм, моделей нового осмысления и отношения к предметам и явлениям прошлого, а по существу – проецирование прошлого и его трансляция посредством выставок, экспозиций в настоящее и будущее);

– организационное проектирование (функционально-содержательное обоснование моделей социально-культурных учреждений и институтов, разработка новых организационно-управленческих структур, различных общественных объединений).

Объектом социокультурнго проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга подсистемы: социум и культуру [1]

2. Этапы проектирования.

Этапы проектирования – система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы ( проблемная ситуация) – социальный заказ – социальный паспорт – цели проекта – задачи проекта – изыскательский прогноз – нормативный прогноз – верификация и корректировка – модель – конструкт – проект.

1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) – некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.

3. Паспортизация объекта – получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт – это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т.п.

4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели – залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена: а) отображение потребности (мотив); б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование, программирование действий);

в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и нежелаемых).

Обоснование цели должно начинаться с определения действия, которое следует предпринять; в каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение и отдельно на материала и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.

5. После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой.

Задача – это формулировка индивидуальной или общественной потребности, ожидающей своего удовлетворения.

Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей. Чтобы задачи «работали», они должны быть выражены конкретно, при помощи определенных индикаторов: а) частные задачи не должны быть растворены в общих; б) их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта социального проектирования.

6. Прогнозирование – один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле – предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле – специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Социальное прогнозирование – это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т.п.).

Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы. все явления, протекающие в обществе.

7. Разработка содержательного наполнения социокультурного проекта с учётом выявления задач и особенностей социума, для которого он разрабатывается.

Содержание проекта включает в себя: модели разнообразных досуговых программ, мини-проекты, методики, тематики консультационных услуг психологов, педагогов и др., игротеку, варианты оформления досуговых зон, проспектов, пригласительных билетов, музыкальное оформление и т.д.

8. Реклама проекта включает в себя взаимодействие со средствами массовой информации (СМИ): газета, радио, телевидение, видеоролики и т.д.

9. Презентация проекта (от лат. presentatio – представление)– публичное представление авторами-разработчиками нового социокультурного проекта. Защита социокультурного проекта предусматривает использование элементов художественности ( инсценирование, показ оригинальных творческих методик, мультимедийное сопровождение и т.д.)

10. Экспертиза проекта– разработанный социокультурный проект принимается независимыми экспертами – профессионалами в данной области проектирования.

3. Приоритетные направления социокультурного проектирования

В зависимости от социокультурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды и сферы активности человека можно выделить следующие её составляющие – поля жизнедеятельности (которые одновременно могут выступать областями проектной деятельности или приоритетными направлениями социокультурного проектирования):

1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера её освоения и востребованности).

2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни.

3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей – их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения).

4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интерсубъективном уровне – как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни).

5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности).

6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).

Каждое поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трёх уровней:

1. Предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.

2. Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация).

3. Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).

Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента (поля среды).

основными сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются:

— образовательная;

— производственная;

— досугово-рекреационная (досуговые и туристско-экскурсионные учреждения);

— физкультурно-оздоровительная;

— информационная.

Социокультурная среда жизнедеятельности является ключевой в технологии социокультурного проектирования в силу того, что она поддаётся изменению, преобразованию. Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности, среда в то же время изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности человека, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями развития личности, условиями её самореализации. Следовательно, в рамках социально-культурной программы можно поменять условия формирования и реализации образа жизни, изменив ситуацию путём:

— реализации потенциалов среды (во всех её областях);

— изменений связей и отношений человека со средой (расширение его взаимодействия с историко-культурным наследием, установление более тесных и продуктивных контактов с природой, социальным окружением искусством);

— совершенствования деятельности соответствующих учреждений.

Ключевые слова – средовое проектирование, этапы проектирования, социальный заказ, прогнозирование, паспортизация, научный анализ, социальная система.

Вопросы для самопроверки:

1.Перечислите и дайте характеристику видов проектирования.

2. Назовите этапы проектирования.

3. Охарактеризуйте приоритетные направления социокультурного

проектирования.

Литература

1. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования /А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб., 1998. – 250 с.

2. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: учеб. пос. / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова.– Рн/Д: Феникс, 2001.- 416 с.

3. Жежко, И.В. Игровые методы проектирования в сфере культуры / И.В. Жежко // Прорыв в реальность. – М, 1993. – 256 с.

Приоритетные области проектирования

Приоритетные области проектирования – это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется преимущественно путём анализа ситуации, характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.

Понятие проектной ситуации.

Технологической основой и первым этапом разработки социально-культурных проектов и программ всех уровней является характеристика социокультурной проектной ситуации.

Проектная ситуация – это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальная группа, общность и которые определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его ценностных ориентаций, характер его окружения, отношения с другими людьми. Являясь системой внешних по отношению к социокультурному субъекту условий, ситуация в то же время опосредует его активность, создаёт предпосылки для их преобразования или преодоления.

С помощью категории «проектная ситуация» выделяется динамическая Социокультурная целостность, имеющая специфичную структуру, т.е. набор устойчивых компонент (жизненных условий, механизмов регуляции отношений людей, их целей и намерений), «оформляющих» совместную жизнь и деятельность людей. Обозначая границы, качество и направленность конкретного социокультурного процесса в данный промежуток времени, она выступает в качестве модели анализа и одновременно служит методом проектирования, позволяя операционально описать некую совокупность условий и проблем жизнедеятельности людей, характеризующих социокультурную среду их существования, а также выйти в рамках проекта на решение этих проблем – путём создания более оптимальных условий функционирования человека в социокультурной среде.

Характеристика проектной ситуации как модели социокультурного процесса осуществляется путём выделения и анализа тех её компонент, которые:

— являются относительно устойчивыми и существенными детерминантами образа жизни в массовом масштабе и составляют границы ситуации;

— могут быть изменены или усовершенствованы.

Единица анализа ситуации – социокультурная проблема, требующая своего решения в рамках конкретного проекта. Это понятие в проектировании имеет несколько значений. Под социокультурной проблемой следует понимать, во-первых, некие объективные трудности, преграды, факты неблагополучия (количественный аспект).

Во-вторых, проблему следует рассматривать в другой плоскости – как результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определённого противоречия, на разрешение которого и должна быть направлена разрабатываемая программа. В этом случае проблема есть осознанное несоответствие реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т.е. реального положения и принятых в обществе нормативных представлений и предписаний (качественный аспект).

Необходимо также выделять проблемную ситуацию, которая понимается как не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или социальной группы, это неблагополучие в тех или иных сферах жизнедеятельности социально-культурного субъекта. Анализ ситуации осуществляется путём выявления типичных проблем в политической, экономической, социально-демографической и экологической сферах жизни. Её частные аспекты: социокультурная ситуация – характеризуется через соответствующие проблемы – социально-культурные; жизненная ситуация – фиксирует индивидуально-личностное измерение бытия и выявляется путём анализа личностных проблем, которые определяют содержание и характер деятельности и поведения человека в определённых обстоятельствах. Состояние неудовлетворённости человека значимыми для его жизнедеятельности обстоятельствами стимулирует активность по изменению ситуации, в том числе и средствами социально-культурной деятельности.

Социокультурная ситуация – это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:

— социально-культурную среду (поля жизнедеятельности);

— соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы, и цели деятельности, человеческий потенциал).

Социокультурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно ограниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.