Социальная защита детства

26 -3. Содержание и принципы современной системы социальной защиты детства

Анализ истории и современной практики социальной защиты детства в России позволяют сформулировать следующее определение.

Система социальной защиты детства — это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты российских детей.

Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами: во-первых, уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей в современной России; во-вторых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед Организацией Объединенных Наций в области социальной защиты детства; и, в-третьих, опытом социальной защиты детства в дореволюционной России, в Советской России и в ходе постсоветских реформ в современной России. Рассмотрим эти факторы.

Уровень материального обеспечения российского детства определяется общим уровнем жизни населения страны. По данным разных источников, примерно половина населения России живет на грани или за чертой бедности. Дети из этих Семей, как показывает практика, лишены не только многих предметов первой необходимости, но и социальных перспектив: дополнительного образования — гуманитарного, спортивного, музыкального, творческого и других, качественного медицинского обеспечения и, как следствие, крепкого здоровья, профессионального, научного, творческого роста. Международный аспект системы социальной защиты детства проявляется в том, что социальной защитой детства занимаются ныне многие международные организации: Организация Объединенных Наций, детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирный Совет по вопросам одаренных и талантливых детей, Международный Союз по защите детей, Международная Федерация детских содружеств, Международный комитет движения детей и юношей, Европейское бюро по вопросам детей и молодежи, Международная организация судей по делам несовершеннолетних и другие.

Функционирование международных организаций способствует развитию институционного сотрудничества государств и общественных организаций в области социальной защиты детей, обмену опытом строительства и функционирования национальных систем социальной защиты детства и ко многому обязывает подписавшие международные соглашения государства и общественные организации, в том числе, естественно, Российскую Федерацию и ее общественные структуры.

Серьезное влияние на формирование современной российской системы социальной защиты детства оказывает исторический отечественный опыт социального обеспечения и социальной защиты детей.

10 стр., 4851 слов

Объекты социальной защиты детства

... социальной защиты детства. В соответствии с этим можно выделить следующие основные категории детей, являющихся объектом социальной защиты детства: дети-инвалиды, дети-сироты, дети-правонарушители, дети группы риска. Дети ... же время в современных условиях некоторые ... детей. Дети - будущее любой страны, которое закладывается в настоящем, они - главный определяющий элемент и будущего России. Детство ...

В постсоветский период —период всеобщего реформирования — реформируется и система социальной защиты детства. Испытываются новые приемы, формы и методы социальной работы с детьми.

Четко прослеживается тенденция перехода от всеобщего социального обеспечения к адресной социальной защите детей. Рассмотренный опыт и современные российские реалии позволяют определить содержание современной системы социальной I защиты детства следующими основными направлениями:

• интегрирование российской системы социальной защиты детства в международную путем включения положений подписанных Россией международных соглашений в Конституцию; законы, другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и, естественно, реализация этих положений;

• изучение и в разумных формах внедрение отечественного опыта социального обеспечения и социальной защиты детства в практику;

• изучение зарубежного опыта социальной защиты детства и внедрение его в практику с учетом российских реалий;

• повышение роли государства в развитии теории и практики социальной защиты детства;

• активизация действующих, создание в меру целесообразности новых и воссоздание проверенных временем ранее действовавших общественных организаций, также с учетом современных реалий;

• вовлечение в социальную защиту детства церкви, религиозных организаций, монастырей;

• вовлечение в социальную защиту детей граждан, имеющих высокий социальный статус или свободные денежные средства, которые они могли бы затратить на защиту детства;

• обеспечение достойной роли семьи в создании благоприятного климата для разностороннего развития детей в защите их законных прав и интересов;

• повышение роли всех форм детских учреждений в формировании у воспитанников гражданских качеств, в пропаганде прав и обязанностей детей перед обществом, в их профессиональной ориентации и социальной защите при вступлении в самостоятельную жизнь;

• расширение сети разностороннего дополнительного образования (гуманитарного, музыкального, спортивного и др.) и внешкольных детских учреждений — дворцов, домов, станций, центров, лагерей и др.;

•развитие многообразной системы денежных пособий семьям, поощряющей рождение и разностороннее воспитание детей, помогающей малообеспеченным семьям и детям, попавшим в трудную ситуацию;

•активная социальная работа с детьми из группы социального риска —из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, находящихся в исправительных учреждениях и вышедших из них;

•совершенствование и реализация научно обоснованных норм питания, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения детских учреждений;

•развитие нормативно-правовой базы российской Системы социальной защиты детства.

Содержательная сторона социальной защиты детства характеризуется также определенными принципами, соблюдение которых обязательно для субъектов социальной защиты.

1. Всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства. Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей без всякой Дискриминации по признакам пола, расы, национальности, языка, места жительства и другим основаниям. Социальная защита должна быть обеспечена каждому ребенку при наличии социально значимых признаков.

12 стр., 5987 слов

Российская Федерация – социальное государство

... которыми располагали граждане России, представлял собой разного рода социальные выплаты и пособия. Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение ... на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой». Следуя нормам международного права, Конституция РФ ...

2. Многообразие форм и видов социальной защиты детства. Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг, установленных законодательно и дополняемых местными Органами власти, учреждениями и предприятиями.

3. Единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах. Дифференциация форм, видов, условий и уровня социальной защиты детей определяется социально значимыми обстоятельствами: наличие или отсутствие родителей, социальное сиротство, уровень материальной обеспеченности семьи, наличие чрезвычайных обстоятельств: стихийного бедствия, вынужденного выезда из родных мест и других.

4. Осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объеме не ниже признанного государством социального стандарта, то есть прожиточного минимума. В настоящее время социальные выплаты в России рассчитываются в основном на базе минимального уровня заработной платы, который далек от прожиточного минимума. Государство принимает меры по приближению величины минимальной заработной платы к научно обоснованному прожиточному минимуму.

5. Охрана права каждого ребенка на социальную защиту. Осуществление и восстановление нарушенных социальных прав ребенка призваны защищать государство, общественные организации и родители или лица, их замещающие, руководители детских и других учреждений. Каждому ребенку гарантируется судебная защита его законных прав и интересов.

27-4. Формы и методы социальной защиты детства

Важными составляющими системы социальной защиты детства являются формы и методы ее реализации. В числе форм социальной защиты детства отметим следующие.

1. Постановления и решения компетентных органов. В области социальной защиты детства такими органами являются:

-Федеральное собрание Российской Федерации, принимающее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и по системе в целом;

—Президент Российской Федерации, подписывающий принятые Федеральным собранием Российской Федерации РФ законы и издающий указы;

—Правительство Российской Федерации, принимающее постановления по социальной защите детства;

-суды Российской Федерации — Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и народные Суды всех инстанций, рассматривающие спорные и проблемные ситуации социальной защиты детства;

—министерства и ведомства Российской Федерации, рассматривающие конкретные аспекты социальной защиты детства;

-органы власти и управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

-руководители учреждений и предприятий, издающие нормативные акты по вопросам социальной защиты детей — воспитанников,

учащихся, несовершеннолетних сотрудников, детей сотрудников своих учреждений и предприятий.

2. Программы. Эта форма характерна для органов социальной защиты детства государственной власти. Широко известна, например, президентская программа «Дети России», подробно излагающая основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства. В регионах страны разработаны и реализуются региональные программы по социальной защите детства, учитывающие климатические, экологические, демографические, социально-экономические особенности, специфику проживания и потребностей определенных категорий детей:

7 стр., 3069 слов

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ

... выявляют неблагополучные семьи и осуществляют защиту прав детей в этих семьях. Опыт показывает, что очень важно раннее выявление семейного неблагополучия. Социальные педагоги ЦСВ работают в ... охраны и защиты их прав. Специалисты центра проводят диагностику причин трудностей детей и подростков, осуществляют меры по их устранению, оказывают краткосрочную и долговременную социальную, медицинскую, ...

«Дети Москвы», «Дети Прикамья», «Дети Мордовии». «Дети Липецкой области», «Подросток», «Дети улицы» и другие.

Во многих регионах созданы целевые программы: «Охрана здоровья матери и ребенка», «Планирование семьи», программы семейной политики, реформирования образования и другие.

3. Планы мероприятий по социальной защите детства. Например, утвержденный Указом Президента РФ (14.08.95) Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации, определяющий основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Цель Плана — формирование единой государственной политики РФ в интересах детства, определение приоритетных целей и задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей и стратегии достижения мер по реализации указанных приоритетов, целей и задач, максимальная реализация положения Конвенции ООН «О правах ребенка».

План действий включает следующие разделы: правовая защита детей; семья как естественная среда жизнеобеспечения детей; безопасное материнство и охрана здоровья детей, питание детей; воспитание, образование и развитие детей; дети, находящиеся в особо трудных обстоятельствах; механизмы реализации Плана.

Положения Плана детализируются и конкретизируются в соответствующих планах министерств, ведомств, органов управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

4. Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства, мобилизация для этого государственных и негосударственных ресурсов, контроль за расходованием средств, направляемых государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и иными источниками на социальную защиту детства.

В арсенале государства, общественных организаций и других субъектов социальной защиты детства имеется целый набор методов, применение которых позволяет добиться нужного результата в социальной защите детей. В числе этих методов:

—убеждение действующих и потенциальных субъектов социальной защиты детства — руководителей, высокопоставленных должностных лиц, граждан, обладающих высоким социальным статусом и неформальным влиянием, религиозных и общественных деятелей, граждан, имеющих значительные финансовые возможности, в необходимости, престижности и реальных выгодах активного участия в социальной защите детства;

—использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры, ветеранов войн и труда, победителей международных конкурсов, Олимпийских игр и других популярных мероприятий;

—опора на закон и общественное мнение. Опора на закон — обязательное условие всякой общественно полезной деятельности.

Но в социальной защите детства — совершенно недостаточное: слишком мало закон выделяет средств на социальную защиту детства, и чрезвычайно высока в решении конкретных вопросов социальной защиты роль общественного мнения — самих защищаемых, то есть детей; субъектов, непосредственно осуществляющих защиту детства; и третьих лиц, которые могут либо поддержать, либо провалить любую, самую благородную акцию;

23 стр., 11130 слов

Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями

... населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов. Ежегодно в ... детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. В 1995г. в органах социальной защиты ... психосоциальными нарушениями. Гипотеза данного исследования: технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями не достаточно развита, ...

—стимулирование и поощрение социальной защиты детства. Защита детства — дело благородное, но не всегда благодарное. Она зачастую чревата огорчениями, разочарованиями и прямыми материальными убытками. Чтобы от этого не страдали защищаемые, то есть дети, организаторам их социальной защиты надлежит постоянно и активно использовать в своей работе метод стимулирования и поощрения;

—метод принуждения также не чужд социальной защите детства, а иногда и просто необходим: при взыскании налогов и алиментов в пользу детей, при реализации права ребенка на наследство и жилплощадь, при защите его права на общение с находящимся в разводе супругом и с другими родственниками, в иных ситуациях;

-метод анализа и прогноза в развитии системы социальной защиты детства. Особенно актуален в процессе нормотворчества, регулирующего повседневную жизнь всех детей и категорий детей, особенно нуждающихся в социальной защите, порядок устройства детей, лишенных опеки родителей, содержание и формы работы с детьми, склонными к нарушению общественного порядка и законов.

Необходимым условием правильной организации и эффективного функционирования системы социальной защиты детства является четкое определение ее объекта.

В первом приближении объект социальной защиты детства можно определить очень кратко — дети страны, то есть лица, не достигшие восемнадцати лет. Но для решения практических задач социальной защиты детства такого определения недостаточно: в социальной защите действительно нуждаются все дети, но в разной степени и в разных формах. Поэтому понятие объекта социальной защиты детства целесообразно рассматривать как минимум в трех ракурсах.

Во-первых, все дети страны без каких-либо исключений. Каждому ребенку принадлежат общепризнанные права на жизнь, неприкосновенность, на имя, гражданство, здравоохранение, образование, на собственность и другие. И их необходимо защищать.

Во-вторых, талантливые дети. В интересах любого общества — создавать необходимые условия для развития детских талантов в целях подготовки будущих общественных и государственных деятелей, ученых, изобретателей, музыкантов, спортсменов, шахматистов и других полезных обществу специалистов.

В-третьих, дети, находящиеся в неблагоприятных условиях: дети-инвалиды, дети-сироты, дети Севера, дети Чернобыля, дети семей вынужденных переселенцев и беженцев, дети войны, дети малообеспеченных и многодетных семей, беспризорные дети.

Очевидно, что эти ракурсы должны просматриваться и в программных, и в планирующих, и нормативно-правовых документах государственных органов, политических партий, общественных объединений, образовательных учреждений.

28-5. Субъекты социальной защиты детства

Определяющую роль в функционировании системы социальной защиты детства играют ее субъекты. Основными субъектами российской системы социальной защиты детства являются государство и создаваемые им институты, политические партии, общественные организации, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, семья, школа и другие детские учреждения, институт социальных педагогов, граждане с высоким социальным статусом, частные лица, имеющие высокие доходы. Именно эти субъекты определяют содержание, формы, методы функционирования социальной защиты детства и основные направления ее развития.

13 стр., 6342 слов

Семья как объект социальной работы. Социальная защита детства и интересов женщин

... социальной защиты детей РФ в настоящее время . Современное социальное положение женщин в России . Государственная политика по улучшению положения женщин Литература семья женщина социальный дети ... детей. Дети - будущее любой страны, которое закладывается в настоящем, они - главный определяющий элемент и будущего России. Детство ... брака; по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с ...

Ведущую роль в системе субъектов социальной защиты детства, несущей конструкцией всей системы, является государство. Оно располагает мощным административным аппаратом, структурами и кадрами социальной защиты детей, финансами и государственными средствами массовой информации.

Специфическая роль в системе социальной защиты детства принадлежит политическим партиям. В отличие от государства, они не располагают для этого административными, кадровыми, финансовыми и материальными ресурсами. И тем не менее положения о социальной защите детства в разных формах фигурируют в программных документах многих политических объединений. Это обусловлено следующими факторами.

Во-первых, политические партии создаются для защиты интересов конкретных социальных групп и слоев населения, в том числе, естественно, их подрастающего поколения.

Во-вторых, стремясь овладеть властью и удержать ее в руках, политические партии вынуждены привлекать на свою сторону максимально возможное количество избирателей, а одним из их требований, как правило, является социальная защита детства.

В-третьих, всякая серьезная политическая партия заботится о создании своего кадрового резерва за счет молодежи и по возможности об организации молодежной организации, следующей в политическом фарватере партии.

Эти и другие факторы создают объективные возможности и предпосылки для вовлечения партий, партийных организаций и отдельных членов партий в конкретную работу по социальной защите детства. Практика показывает, что наиболее последовательными защитниками интересов детей являются политические партии левой ориентации.

Заметную роль в современной системе социальной защиты детства начинают играть общественные организации, в том числе различные общественные фонды: детские, культуры, спорта, молодых талантов и другие, а также профсоюзы. Такие общественные организации, в особенности детские фонды, целесообразно создавать на всех уровнях российского общества и государства: на федеральном, региональном, муниципальном и других уровнях.

Представляется необходимым более активно использовать опыт участия в социальной защите детства общественных организаций дореволюционной и особенно Советской России. До сих пор не востребован опыт участия в социальной защите детства комсомольских, пионерских, октябрятских, тимуровских и других объединений советского периода. При всех недостатках этих объединений в них присутствовало стремление охватить своим влиянием каждого ребенка, выявить детей, особенно нуждающихся в социальной защите и по возможности помочь им.

Практика свидетельствует, что в сочетании и взаимодополнении общественных и государственных структур легче находить приемлемые пути и средства осуществления социальной защиты детства.

После длительного перерыва в число официальных субъектов социальной защиты детства в России вновь возвращается церковь. Она стремится довести до детского сознания основные церковные постулаты, призывающие людей к трудолюбию, добру и справедливости, призывает своих прихожан-родителей достойно выполнять родительский долг, оказывает непосредственную помощь детям, попавшим в неблагоприятную жизненную ситуацию. Церковнослужители вхожи в кабинеты руководителей органов государственной власти и местного самоуправления для постановки вопросов социальной защиты детства.

4 стр., 1987 слов

Социальный проект «Береги себя»

... огромную профилактическую, информационно-просветительскую работу среди подростков. Описание проекта 1.Название проекта: Социальный проект «Береги себя» 2. Описание проекта (миссия, уникальность, цели и ... абортом со всеми его негативными последствиями; браки, заключенные между юношами и девушками, не достигшими половой зрелости, нередко бывают бесплодными, дети, рождающиеся у таких родителей, - ...

Органы власти и образовательные учреждения, справедливо считая религию элементом общечеловеческой культуры, используют духовное влияние церкви и практическую деятельность ее служителей в воспитательной работе с детьми и в решении конкретных проблем социальной защиты детей.

Но практика показывает, что, привлекая церковнослужителей к социальной защите детства, не следует терять чувства меры и забывать о негативных аспектах церковных догматов, чтобы в результате религиозного воспитания не получить пассивных «рабов Божьих» вместо активных строителей цивилизованного общества и собственной жизни. В соответствии с положениями Конвенции ООН «О правах ребенка» школа вооружает учащегося знанием гражданских прав ребенка и знакомит со способами их защиты, непосредственно осуществляет реализацию и защиту его права на образование, на медицинское обслуживание, на разностороннее развитие личности, на уважение других его прав и личного достоинства. Поэтому в основе учебно-воспитательного процесса заложены субъект-субъектные отношения обучающего и обучаемого, гуманистическая направленность образовательного процесса, развитие творческого потенциала личности ребенка.

Педагог зачастую первым узнает о социальной неустроенности ребенка и первым принимает меры к его социальной защите. Ведущим направлением социальной защиты школьника является фактическое обеспечение права его на получение полноценного современного образования, предотвращение неуспеваемости и отсева детей из школы.

Непременным субъектом современной российской системы социальной защиты детства становится социальный педагог. В наше сложное время практически каждому педагогу в том или ином качестве, в той или иной мере приходится заниматься вопросами социальной защиты учащихся. Но именно сложность современной ситуации, недостаточная разработанность нормативно-правовой базы и слабеющая материальная база социальной защиты детства призвали к жизни качественно нового участника образовательно-воспитательного процесса со всеми категориями детей социального педагога, т.е. профессионально подготовленного специалиста, хорошо ориентирующегося в области социальной политики, педагогики, психологии, права и других дисциплин, знание которых необходимо для квалифицированной социальной защиты ребенка.

Вместе с администрацией и педагогическим коллективом, но более профессионально, социальный педагог призван решать большой комплекс социально ориентированных задач, и прежде всего следующие.

В сфере учебной деятельности — сделать обучаемого социально компетентным гражданином, знающим свои права и умеющим их защитить.

В сфере общения — научить ребенка разумному и плодотворному общению со сверстниками, учителями, руководителями, новыми людьми.

В сфере самопознания — помочь ребенку разобраться в своем внутреннем мире, выработать умения и навыки самоанализа и самокорректировки.

В сфере непосредственной защиты ребенка от социальных невзгод — освоить основы конституционного, гражданского, семейного, образовательного, трудового, уголовного, процессуального права и в меру целесообразности, с учетом возраста разъяснять их обучаемым. Многое для социальной защиты детства могут сделать граждане, обладающие высоким социальным статусом: лица, занимающие высокие административные, научные, общественные должности, супруги высокопоставленных должностных лиц и другие.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или же только через сделки, ... расторжения барка до достижения восемнадцати лет. При признании барка недействительным (например, фиктивный брак) суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, ...

Высокий социальный статус, как правило, сопровождается большим неформальным влиянием его носителя и зачастую помогает решать проблемы социальной защиты детей успешнее и оперативнее, чем по официальным каналам. Наиболее распространенный вариант использования высокого социального потенциала упомянутых лиц — это включение их в состав, назначение руководителем или заместителем руководителя общественного органа по социальной защите детства.

29-1. Брак родителей и судьбы детей

Наибольшую защищенность от возможных негативных внешних воздействий ребенок ощущает в семье – элементарной частице человеческого общества, сложившейся и совершенствующейся в течение тысячелетий. Практика свидетельствует: ни один социальный институт, ни одна организация не способны в полной мере заменить семью в сфере социальной защиты ребенка.

Наибольшими возможностями социальной защиты ребенка обладает полная семья, т.е. когда ребенок живет вместе с обоими родителями, а еще лучше, когда в семье имеются бабушка и дедушка, братья и сестры: практически каждый член семьи в той или иной степени участвует в социальной защите каждого ребенка, делая это бескорыстно, в силу семейной привязанности, и в том числе — биологического семейного инстинкта.

Правовую основу семейных отношений составляет брак — юридически оформленный добровольный союз мужчины и женщины, порождающий для них и их детей взаимные права и обязанности. В настоящее время сложилось несколько концепций брака: «гражданский» брак, «открытый» брак, однополый брак, церковный брак и другие. С точки зрения естественного продолжения человеческого рода и социальной защиты детства предпочтителен традиционный для большинства народов мира моногамный брак, т.е. брак одного мужчины и одной женщины. В России узаконен только моногамный брак.

Брак в России заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

Гражданский брак, т.е. брак без государственной регистрации, практикуется, но юридической силы не имеет. Дети, рожденные в гражданском браке, никаких юридических прав по отношению к своим фактическим родителям не имеет.

В целях предотвращения поспешности будущих родителей заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи в органы ЗАГС заявления вступающих в брак. При наличии уважительных причин орган ЗАГС вправе зарегистрировать брак до истечения месяца или увеличить этот срок до двух месяцев. При наличии особых обстоятельств — беременности невесты, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон — брак может быть заключен в день подачи заявления. Главным обстоятельством при рассмотрении этого вопроса обычно признается судьба имеющегося или ожидаемого ребенка.

Обязательными условиями заключения брака являются: а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак мужчины и женщины и 60 достижение ими брачного возраста, т.е. восемнадцати лет. При наличии уважительных причин, главной из которых обычно признается беременность невесты, органы местного самоуправления могут разрешить вступление в брак по достижении шестнадцати лет, а в отдельных случаях — и раньше.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, ... В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. По мнению ... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, ...

В интересах нормального физического и психического развития детей не допускается заключение брака в следующих случаях:

а)между родителями и детьми;

б)между полнородными и неполнородными братьями и сестрами;

в)между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства;

г)между усыновителями и усыновленными.

С согласия вступающих в брак государственными и муниципальными здравоохранительными учреждениями по месту жительства бесплатно может быть произведено их медицинское обследование и медико-генетическое консультирование по вопросам планирования семьи.

Тяжело отражается на судьбах детей распад семьи. Ныне распадается до одной трети заключенных браков. Как и при заключении брака, супруги в этом вопросе равноправны, но муж не имеет права возбуждать дело о разводе без согласия жены во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка. Расторжение брака производится либо в органах ЗАГС, либо в судебном порядке.

В органах ЗАГС брак расторгается:

а) при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;

б) по заявлению одного из супругов независимо от наличия общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан безвестно отсутствующим или недееспособным, или осужден к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производится органами ЗАГС по истечении месяца со дня подачи заявления. Если у супругов возникают споры о детях или о разделе общего имущества, то они рассматриваются в судебном порядке, независимо от расторжения брака органом ЗАГС.

Во всех остальных случаях при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей брак расторгается только в судебном порядке даже при взаимном согласии супругов, ибо главный вопрос судебного рассмотрения — судьба детей, расторжение брака производится не ранее истечения месяца со дня подачи супругами заявления о разводе — чтобы было время еще раз подумать о судьбе детей.

При отсутствии согласия одного из супругов суд расторгает брак, если установит, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможно. В этом случае суд вправе принять меры к примирению супругов и для этого отложить разбирательство дела в пределах трех месяцев. Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и один или оба супруга настаивают на расторжении брака, суд расторгает брак.

При расторжении брака в судебном порядке супруги вправе представить суду соглашение:

а) о том, с кем из них будут проживать дети;

б) о размерах и порядке выплаты средств на содержание детей.

Если соглашение по этим вопросам не достигнуто или представленное суду соглашение нарушает интересы детей, то суд в этом случае обязан определить, с кем из родителей будут проживать после развода несовершеннолетние дети и с кого из родителей в каких размерах взыскиваются алименты на детей.

В случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанным безвестно отсутствующим, брак может быть восстановлен, если другой супруг не вступил в новый брак. Важнейшим аргументом в разрешении сложившейся коллизии будут интересы ребенка.

В случае заключения брака с нарушением семейного законодательства брак может быть признан недействительным со дня его заключения. Судебным решением ликвидируются все юридические последствия брака, за исключением одного: признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение трехсот дней со дня признания брака недействительным.

30-2. Установление происхождения ребенка

При решении вопросов социальной защищенности ребенка часто возникает вопрос об установлении его происхождения. Юридическим фактором, на основе которого возникают обязанности и права родителей по отношению к ребенку, является его происхождение от родителей. Но с возникновением широкого применения медицинских технологий возникает, кроме биологической, социальная концепция отцовства и материнства, в результате чего, например, отцом ребенка признается не биологический отец-донор, а социальный отец, т.е. муж матери ребенка, давший согласие на ее оплодотворение донором. Это усложняет установление и материнства, и отцовства.

Установление происхождения ребенка от матери чаще всего не вызывает затруднений. Доказательством материнства являются или могут быть:

а) документы, выдаваемые медицинским учреждением, в котором происходили роды;

б) документы, составленные медицинскими работниками, присутствовавшими при родах;

в) свидетельские показания;

г) иные допускаемые законом доказательства.

Сложнее установить отцовство ребенка.

Если ребенок родился в зарегистрированном браке, — действует презумпция (признание факта достоверным, пока не будет доказано обратное) отцовства мужа матери ребенка — доказывать ничего не нужно.

Презумпция отцовства действует ив случаях рождения ребенка в течение трехсот дней с момента:

а) расторжения брака,

б) смерти мужа и

в) признания брака недействительным.

Если действительный отец ребенка отказывается признать свое отцовство, оно может быть установлено в судебном порядке.

Презумпция отцовства может быть опровергнута при наличии доказательств по заявлению мужа матери ребенка, самой матери или действительного отца ребенка.

Если мать не принимает мер к усыновлению отцовства ребенка или проигрывает судебное дело по этому поводу, то ребенку присваивается фамилия матери, а имя и отчество — по ее указанию.

Если оба супруга желают записать мужа матери в качестве отца ребенка, а третье лицо, считающее себя действительным отцом, требует признать отцом именно его, то суд при наличии доказательств удовлетворит его иск, хотя это может противоречить интересам ребенка.

Если отец и мать ребенка не состоят между собой в зарегистрированном браке, отцовство может быть установлено добровольно путем подачи заявления в орган ЗАГС. Впоследствии человек, назвавший себя отцом ребенка, не имеет права отозвать свое заявление. Если он узнал о том, что в действительности не является отцом ребенка, то может оспорить отцовство через суд. Если же это лицо в момент установления отцовства знало, что отцом является другой человек, то после подачи заявления о признании себя отцом ребенка оно теряет право ссылаться на это обстоятельство. Данное правило призвано защитить интересы ребенка.

В некоторых случаях подача совместного заявления об установлении отцовства после рождения ребенка оказывается затруднительной или невозможной: отец ребенка при смерти, ждет призыва в армию, планирует отъезд на длительное время, работает или служит в опасных для жизни условиях и т.п. В таком случае не состоящие в браке родители будущего ребенка вправе подать совместное заявление об установлении отцовства в орган ЗАГС в период беременности матери. Запись о родителях будет сделана на основе поданного заявления после рождения ребенка. Отозвать такое заявление можно только до момента записи о родителях органом ЗАГС. Это правило – также в целях защиты интересов ребенка.

Нередки случаи, когда отец ребенка, рожденного вне брака, отказывается признать свое отцовство. В таком случае, опять же в интересах ребенка, отцовство может быть установлено в судебном порядке.

Доказательством отцовства могут быть следующие обстоятельства:

A) совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и предполагаемым отцом в момент зачатия ребенка.

Б) Совместное воспитание или содержание ребенка его матерью и предполагаемым отцом.

B) Письма, дневники, официальные документы, подтверждающие признание ответчиком своего отцовства.

Г) свидетельские показания. Этот вид свидетельства требует особенно внимательного изучения и осторожного подхода, ибо искаженные свидетельства — не редкость в судебной практике.

Д) Экспертиза крови. Она не может дать достоверного положительного заключения, но может дать достоверное отрицательное заключение.

Е) Генная дактилоскопия. Это единственная экспертиза, позволяющая достоверно установить происхождение ребенка от конкретного лица, но она очень дорога и малодоступна.

При установлении судом факта отцовства заявитель вправе использовать все средства доказывания, чаще всего это показания свидетелей и письменные документы. Если суд сочтет предъявленные доказательства достаточными, отцовство считается установленным.

Установление отцовства порождает возникновение родительских обязанностей по отношению к ребенку, в том числе содержание и воспитание ребенка, уплата на него алиментов и другие.

В случае применения искусственного репродуцирования человека предпочтение отдается методу признания будущего ребенка своим в момент дачи согласия на применение того или иного метода. Отзыв согласия на искусственное репродуцирование в интересах будущего ребенка не допускается.

31-3. Права детей и обязанности родителей

Рассмотренные правила и ограничения преследуют единую цель — социальную защиту детства.

В этих целях ныне действующий Семейный кодекс Российской Федерации впервые в истории России сформулировал права детей как самостоятельного субъекта права. Оно заключается в следующем.

Каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, признаками которой являются имя, отчество, фамилия и гражданство. Имя ребенку дается родителями по взаимному согласию. Отчество определяется именем отца. Субъекты Российской Федерации имеют право считать присвоение ребенку отчества необязательным. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей; если родители носят разные фамилии, то — по соглашению между ними. Если отцовство в отношении ребенка не установлено, то имя ребенку дается по указанию матери, отчество — по имени лица, указанного матерью, фамилия — по фамилии матери. Изменить имя или фамилию ребенка родители вправе до достижения ребенком шестнадцати лет, после чего ребенок этот вопрос решает самостоятельно.

Ребенок имеет право на семейное воспитание, т.е. жить и воспитываться в семье, ибо никакие общественные формы воспитания с семейными сравниться не могут. Насколько это возможно, ребенок вправе знать своих родителей. Он имеет право проживать со своими родителями, за исключением ситуаций, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на заботу со стороны родителей, обеспечение его интересов и уважение его человеческого достоинства. Ребенок имеет право общаться со обоими родителями, дедушкой и бабушкой, братьями и сестрами, другими родственниками, в том числе и в случае расторжения брака между родителями, признания их брака недействительным, их раздельного проживания, а также в случае возникновения экстремальной для ребенка ситуации — ареста, задержания, заключения под стражу, несчастного случая, тяжелой болезни. При решении в семье вопросов, затрагивающих интересы ребенка, он вправе выражать свое мнение, а также быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства. Это право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Вопросы изменения имени, отчества, фамилии, восстановления родительских прав, усыновления, опеки и попечительства в этом возрасте решаются только с его согласия.

Каждый ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Обязанности по защите прав ребенка законом возложены на его родителей, законных представителей, органы опеки и попечительства, прокурора и суд.

Полностью дееспособный — совершеннолетний, или вступивший в брак, или эмансипированный (эмансипация — освобождение от зависимости, от предрассудков; уравнивание в правах), — ребенок имеет право защищать свои права самостоятельно. В любом возрасте ребенок имеет право обращаться за защитой от злоупотреблений родителей и иных законных представителей в органы опеки и попечительства. Малолетние дети по этим вопросам обычно обращаются к родственникам, соседям, воспитателям, учителям, иным лицам. Эти лица обязаны довести полученные сведения до органов опеки и попечительства, а их работники — обследовать условия жизни обратившегося с жалобой ребенка и принять соответствующие меры. Ребенок, достигший 14-летнего возраста, при нарушении его прав со стороны родителей или законных представителей вправе непосредственно обратиться с иском а суд.

Ребенок имеет право собственности на принадлежащие ему имущество и приносимые им доходы. Он имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Причитающиеся ребенку суммы алиментов, пенсий, пособий поступают в распоряжение родителей или заменяющих их лиц и расходуются на содержание, воспитание и образование ребенка. Ребенок имеет право на имущество, полученное в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства. Родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Субъектами защиты прав ребенка могут выступать государственные и муниципальные органы управления, специализированные органы опеки и попечительства, образовательные и детские учреждения, социальные педагоги. Но наиболее естественными, последовательными и постоянными защитниками детей выступают их родители. К этому родителей побуждает природный родительский инстинкт и обязывает российское законодательство.

В нормативных документах обязанности родителей обычно выступают в тесном единстве с их правами, чаще как права-обязанности. В самом деле, такие естественные потребности родителей, как содержание, воспитание, защита ребенка можно ли рассматривать только как обязанности или только права? Поэтому, рассматривая вопрос об обязанностях родителей, мы будем иметь в виду, что большая часть юридически оформленных обязанностей родителей являются для них одновременно и правами, и естественной потребностью, и только в интересах социальной защиты детства общество и государство чаще акцентируют внимание на обязанностях родителей.

Понятие «обязанности родителей» включает большой комплекс их обязанностей, как имущественных, так и неимущественных, причем оба родители несут по отношению к ребенку равные обязанности независимо от места проживания и расторжения брака.

Если родители проживают раздельно, вопрос о том, с кем из них будет проживать ребенок, решается по взаимному согласию. Если согласия нет, то вопрос решается судом. Защищая интересы ребенка, суд при вынесении решения оценивает качества родителей: образование, состояние физического и психического здоровья, а также их нравственные качества, и учитывает мнение ребенка. Передать родителю ребенка против его воли суд может только в исключительных случаях и при наличии серьезных оснований. Если родитель, которому передан ребенок, будет препятствовать его общению со вторым родителем, то последний имеет право предъявить иск о передаче ребенка ему. Алиментные обязательства родителей относятся к разряду алиментных обязательств первой очереди. Родители обязаны предоставлять своим детям содержание независимо от наличия у их других родственников; от того, нуждаются ли дети в алиментах или нет; от наличия у родителей достаточных средств, от совершеннолетия, трудоспособности и гражданской дееспособности родителей.

32-4. Ограничение и лишение родительских прав

Не все родители выполняют родительские обязанности надлежащим образом. За ненадлежащее выполнение родительских обязанностей они могут быть подвергнуты следующим санкциям:

1) отказ от защиты права, осуществляемого надлежащим образом,

2) ограничение родительских прав и

3) лишение родительских прав.

Отказ от защиты права, осуществляемого родителями ненадлежащим образом, может иметь место в том случае, если такая защита противоречит интересам ребенка. Отказ, например, в возвращении ребенка родителям может противоречить его интересам в силу неблаговидного поведения родителей — пьянства, наркомании, бродяжничества и т.п., либо в силу объективных обстоятельств — болезни родителей, тяжелых материальных условий, наличия других малолетних детей и т.д.

Ограничение родительских прав представляет собой отобрание ребенка у родителей без лишения последних родительских прав. Оно может быть осуществлено по следующим основаниям:

во-первых, если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка независимо от воли родителей — в силу психического расстройства, другого хронического заболевания, стечения тяжелых обстоятельств, в результате чего родитель не может полноценно заботиться о ребенке;

во-вторых, если поведение родителей противоправно: они не осуществляют своих родительских обязанностей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми.

В этих случаях ребенка забирают у родителей и передают на воспитание опекуну или в детское учреждение. Виновные родители предупреждаются: если они не изменят свое поведение, то через шесть месяцев к ним будет предъявлен иск о лишении родительских прав. Если поведение родителей не изменится, то органы опеки и попечительства вправе предъявить им иск о лишении родительских прав до истечения шестимесячного срока.

Ограничение родительских прав осуществляется в судебном порядке и является как бы предупредительной стадией процедуры лишения родительских прав.

Иск об ограничении родительских прав могут предъявить: один из родителей ребенка или другой близкий родственник, орган опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, образовательное учреждение, прокурор.

Содержание данной санкции включает временное приостановление родительских прав на воспитание детей, на льготы, пособия и алименты. Родителям могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на него вредного влияния. Сложнее вопрос о контактах ребенка с родителями, невиновными в ненадлежащем выполнении родительских обязанностей, т.е. не способными их исполнять. Поэтому вопрос о контакте детей с родителями в каждом конкретном случае решают их временные попечители, право судебного обжалования такого решения законом не предусмотрено.

Вместе с тем родители по-прежнему обязаны предоставлять своим детям содержание, не утрачивают права на получение от детей в будущем алиментов, сохраняют свое право наследования по закону; за ребенком сохраняется право собственности или пользования жилым помещением и право наследования по закону.

Отмена ограничения родительских прав также производится в судебном порядке. Иск об отмене предъявляется родителем, чьи права были ограничены. Если суд придет к выводу, что основания для ограничения родительских прав отпали, он принимает решение о возвращении ребенка родителю. При отмене ограничения родительских прав все права автоматически восстанавливаются.

Судебная процедура ограничения родительских прав занимает довольно много времени. Иногда же интересы ребенка требуют незамедлительной изоляции его от родителей или других лиц, на попечении которых он находится. От отца-дебошира или матери-алкоголички, когда жизни и здоровью ребенка угрожает опасность. В этом случае отобрание ребенка производится органами опеки и попечительства на основании решения органа местного самоуправления. При необходимости могут привлекаться органы внутренних дел.

Об отобрании ребенка органы опеки и попечительства обязаны незамедлительно уведомить прокурора. Ребенок передается родственникам или помещается в детское учреждение. В течение семи дней после решения отобрания ребенка орган опеки и попечительства обязан предъявить в суд иск об ограничении или лишении родительских прав родителей ребенка. Охраняя интересы ребенка, закон подчеркивает, что передача ребенка какому-либо лицу помимо воли ребенка недопустима.

Наиболее строгой санкцией к родителям, исполняющим родительский долг ненадлежащим образом, является лишение их родительских прав. Основанием для лишения родительских прав являются следующие обстоятельства.

  1. Уклонение от выполнения своих родительских обязанностей. Проявляться оно может по-разному. Это систематическое оставление детей без присмотра, в результате чего они могут стать жертвами несчастного случая. Это невыполнение обязанности по содержанию детей, в том числе неуплата алиментов или растрата алиментов и пособий на ребенка. Это и отказ без уважительных причин от проживания совместно с ребенком.
  2. Отказ забрать ребенка из родильного, лечебного, воспитательного учреждения. Сюда не относится временный отказ забрать ребенка к себе родителями- беженцами, безработными, не имеющими гражданства, в других социально неблагоприятных ситуациях.
  3. Злоупотребление родительскими правами. Оно проявляется в следующих формах: принуждение детей работать на предприятии родителей; запрещение посещать школу; принуждение к участию в религиозной секте, опасной для психического и физического развития ребенка; вовлечение в преступную деятельность, проституцию и наркоманию; эксплуатация ребенка; незаконное расходование имущества, в том числе пенсии, пособия, алиментов ребенка.
  1. Жестокое обращение с детьми. Оно может проявляться как в действиях, так и в бездействии родителей, например, физическое насилие — избиение, пытки, лишение свободы; психическое насилие — унижение, запугивание, покушение на половую неприкосновенность ребенка, оставление ребенка без пищи и тепла. Если жестокость родителя содержит состав уголовного преступления, то против него возбуждается уголовное дело.
  2. Хронический алкоголизм или наркомания родителей. Неправомерные действия в отношении детей такими родителями обычно совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, т.е. когда родитель не способен контролировать свои действия. Поэтому для лишения алкоголика или наркомана родительских прав может быть достаточным установление самого факта хронического алкоголизма или наркомании.
  3. Совершение родителем умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка или своего супруга. Непреднамеренное преступление не является основанием для лишения родительских прав.

На практике лишение родительских прав чаще всего производится по нескольким основаниям: алкоголизм или наркомания, например, как правило, сопровождаются жестокостью, злоупотреблением родительскими правами, покушением на жизнь и здоровье супруга. Жестокость родителя многолика сама по себе.

Лишение родительских прав производится в судебном порядке. Иск об этом могут предъявить второй родитель ребенка, его опекун или попечитель, прокурор, орган опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, детское учреждение. При лишении родительских прав на родителей не распространяется презумпция невиновности.

В результате лишения родительских прав родители теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе воспитывать ребенка, общаться с ним, представлять интересы ребенка, получать государственные льготы и пособия на ребенка, получат в будущем алименты от ребенка и наследовать его имущество.

Но лишение родительских прав не прекращает алиментной обязанности родителей: она сохраняется до достижения детьми совершеннолетия. Родители могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления им другой жилплощади.

Лишение родительских прав, как правило, сопровождается отобранием ребенка у родителей. Таким образом, родители теряют по отношению к детям все права, но сохраняют ряд обязанностей, дети же сохраняют по отношению к родителям большинство имущественных прав.

Восстановление родительских прав возможно также по суду, если родители представят доказательства того, что их образ жизни изменился и они способны создать своим детям нормальные условия. Восстановление производится по заявлению родителей, лишенных родительских прав. Родительские права восстанавливаются только в интересах ребенка и с обязательным учетом отношения к этому самого ребенка. По истечении шести месяцев после решения суда о лишении родительских прав ребенок может быть усыновлен другим лицом. Если ребенок, достигший 10-летнего возраста, возражает против восстановления родительских прав или если ребенок усыновлен, то восстановление родительских прав невозможно.